История и современность села.
Margarita18 Модератор раздела
Курск Сообщений: 86 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 55 | Наверх ##
21 октября 2023 9:28 " Взгляд в историю Татарский Умыс основан переселенцами из Волжской Булгарии?
В нынешнем году в селе Татарский Умыс Кочкуровского района произошло интересное с исторической точки зрения событие. Житель Москвы Дамир Тахирович Минзуллин, родители которого являются уроженцами Татарского Умыса, обнаружил старинную монету на возвышенной местности в окрестностях села. В народе это место называют «Каш башы», что в дословном переводе означает «над бровью». На одной стороне монеты арабской вязью написаны слова «Гайни Джамал», а на другой – «Ун сум бары». Об этом нам рассказал имам-хатыб села Татарский Умыс Рафаэль Сирачевич Манюров. Также он поделился предположениями, откуда там мог появиться этот артефакт, и как это может быть связано с Волжской Булгарией. - Монета, найденная в этом году на территории Татарского Умыса, предположительно из Волжской Булгарии, возможно, Золотоордынского периода, то есть когда Волжская Булгария находилась в составе Золотой Орды, - рассказывает Рафаэль Сирачевич. - Монета могла попасть на территорию села вместе с переселенцами из этого древнего государства. Считается, что часть булгар - предков татар после разгрома Волжской Булгарии в 1236 году разъехалась в разных направлениях. Возможно, после потери родины эту монету девушки или женщины носили в виде украшения на пряди своих волос, так как на монете имеется отверстие. Есть информация, что первые предки татар, которые сейчас проживают в Татарском Умысе, поселились возле села Сабаево, основанного в 12-13 веках. Их было всего несколько семей. Впоследствии, после разногласий с мордвой они переселились в другое место. Однако до сих пор в Сабаево есть улица, которую в народе называют «татарский угол» или «татарская улица». Позднее предки нынешних жителей Умыса переселились в местность, которую умысцы по сей день именуют «Иске ил». Там было основано безымянное поселение между двумя холмами. Известно, что булгары не давали наименований своим малочисленным селениям. Отметим, что в «Кабальной записи на сдачу в аренду земли мордвою деревни Давыдово Саранского уезда» за 1723 год находится первое упоминание о селе Татарский Умыс. «…по речке Умысу вниз идучи» татарская деревня «Пачкури и с лесы и с сенные покосы» (что означает между двумя склонами, между двух холмов у мыса реки). Численность населения предков нынешних жителей Татарского Умыса, по мнению Рафаэля Манюрова, пополнялась за счет приезда семей, которые ранее отдельными семьями жили в мордовских селах. В местности, именуемой «Иске ил», были проблемы с водой. И уже в более поздний период село строится вдоль реки Умыс, только тогда оно получает свое новое наименование и называется Татарский Умыс. Косвенным доказательством того, что предки жителей Татарского Умыса являются переселенцами из Волжской Булгарии, стало и то, что в своей речи они до сегодняшнего дня сохранили архаизмы, устаревшую лексику, не типичную для других татар нашего региона. Например, слово «чыгыт», что означает «творог». Это чувашское слово, а чуваши также являются частью булгарского этноса. Бесспорно, обнаружение старинной монеты в Татарском Умысе дает богатую почву для размышлений. Ведь подобные артефакты, обнаруженные в других местах при археологических раскопках, порой полностью меняли представление о дате основания или строительства того или иного исторического объекта, и даже целого города. Что же касается надписей на монете из Татарского Умыса, то у Рафаэля Сирачевича есть предположения о том, что они означают. - Иногда в Булгарии чеканили монеты с добрыми пожеланиями. В словах «Гайни Джамал» «гайн» на арабском языке означает «глаз», «йа» указывает на принадлежность кому-либо. В данном случае Джамалу (Джамал - красивый, совершенный), но в любом случае, полагаю, что это имя, - говорит Манюров. – Интересно, какого периода Волжской Булгарии эта монета? Полагаю, что времен мирового кризиса на драгоценные металлы. Тогда из-за нехватки золота и серебра деньги чеканили из меди. Однако я не нашел имени, указанного на монете, среди булгарских правителей. Возможно, монета уже казанского периода, когда после разгрома города Булгара центром Булгарии стала Казань. Также могу предположить, что Гайни Джамал мог быть из Золотоордынского периода Волжской Булгарии, возможно, был царевич по имени Гайни Джамал. В любом случае обнаружение монеты ставит под большое сомнение то, что Татарский Умыс был основан в 1700 году. Вот уже несколько лет умысцы собираются установить визирные столбы, но у членов инициативной группы во главе с Рафаэлем Манюровым есть сомнения относительно даты основания села. Установить визирные столбы планируют в местности «Иске ил» и при въезде в Татарский Умыс. На них будет изображена булгарская или тюркская тамга с указанием даты основания села на трех языках: татарском, русском и эрзянском. Татарский - наш родной язык, русский язык является государственным, надпись на эрзянском языке - дань уважения к этой земле и ее народу, ведь первое упоминание села с наименованием «Пачкури» именно на эрзянском языке. Также умысцы хотят установить памятную плиту на кладбище отцов-основателей села с упоминанием, что там захоронены и их соплеменники - крещеные татары. На кладбище крещеных татар, которое жители Татарского Умыса называют «Кряшен мазары», до сегодняшнего дня сохранились лунки от могил. На первый взгляд они расположены так же, как и мусульманские могилы. За несколько столетий с одной стороны кладбища образовался крутой склон, на поверхности которого в 1970-1980 годы обнаруживали человеческие останки. Кстати, слово «мазар» - архаизм, исконно тюркское слово, которое переводится как «кладбище», но в современной татарской лексике употребляется заимствованное из арабского языка слово «зират». Однако в лексиконе умысцев оно употребляется только в отношении кладбищ иноверцев. - Я не просто так упомянул о кладбище кряшен, ведь в народе имеются свидетельства того, что сын уважаемого в селе Коран-хафиза Хабибуллы ибн Бадр Аддина (приблизительная дата смерти 1902-1908 годы) захоронен на кладбище села Татарский Умыс. На его могиле установлен камень в булгарском стиле, который был изготовлен в Оренбурге зятем покойного. Абдуррахман Хабибулла улы был образованным человеком, посещал кладбище кряшен и совершал там дуа-молитвы. Его современники спрашивали, зачем он молится на кладбище иноверцев? На что он отвечал, что там захоронены отцы-основатели села. Из этого следует, что после начала государственной политики христианизации имамы и муллы запретили хоронить крещеных татар на мусульманском кладбище. Новообращенные христиане начали совершать свои захоронения на историческом кладбище, где захоронены отцы-основатели села. По свидетельствам, передаваемым из уст в уста и из поколения в поколение, утверждается, что принятие христианства мусульманами села было принудительным – как наказание за совершение правонарушений. За тяжкие правонарушения по закону отправляли на каторгу, а мусульманам в качестве альтернативы предлагали крещение. Отмечу, что многие из потомков крещеных татар после ослабления политики христианизации вернулись в лоно религии Ислам, - рассказывает Рафаэль Сирачевич. Кроме того, известно, что до революции в Татарском Умысе было три мечети, которые были конфискованы в период образования Кочкуровского района в 1928 году, по словам Манюрова, в долгосрочной перспективе на месте этих культовых сооружений предполагается установить «Истэлек ташлары». Инициативная группа хочет увековечить и память Коран-хафиза Хабибуллы ибн Бадр Аддина. В народе его считали и считают авлием - человеком, достигшим святости при жизни. Хочется отметить, что все эти инициативы находят поддержку, в том числе и финансовую, среди односельчан и выходцев из Татарского Умыса. Таким образом сельчане пытаются передать сохранившееся до наших дней культурное и историческое наследие следующим поколениям."
Подготовила Эльвира Баляева газета Юлдаш 28 окт 2019.
--- Ищу Леонидовых, Растегаевых (Курск), Черныш (Воронеж, Санкт-Петербург, Украина- Киев, Петривка), Надровых (Мордовия-село Тат-Умыс). | | Лайк (2) |
Margarita18 Модератор раздела
Курск Сообщений: 86 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 55 | Наверх ##
21 октября 2023 12:12 Незрячий богослов.
"Недавно на страницах нашей газеты был опубликован материал «Забытые подвижники», в котором говорилось о праведных мусульманах, достигших особого уровня богобоязненности. Они строго и неукоснительно соблюдали все предписания Корана и пользовались непререкаемым авторитетом и уважением среди сельчан за мудрость и прозорливость. Этот материал вызвал большой интерес у читателей, и вскоре в редакцию пришла краевед и учитель Черемишевской школы А.П. Абросимова. Она принесла изданную в 2009 году книгу «Кочкурово. История и современность», в которой упоминалось об одном из таких подвижников из села Татарский Умыс вышеназванного района. Этот надгробный камень обнаружили на старом кладбище в 2005 году. Служитель мечети Рафаэль Манюров призвал односельчан привести в порядок территорию кладбища. Вот тогда и подняли из-под листвы столбик, на котором обнаружили очень четкую арабскую вязь, рассказавшую о человеке, который похоронен здесь. Хафиз ибн Бадр Эддин был богословом, наизусть знал Коран, хотя от рождения был слепым. Как следует из надписи, умер он в 1908 году. На камне также отмечено, что установил его зять покойного, он привез камень из Оренбурга. Хотя теперь уже никого не хоронят на этом кладбище, могилу знатока Корана привели в порядок, установили изгородь. Старые люди стали вспоминать из уст в уста доходившие до них рассказы об этом человеке. Вспомнилось, что о нем говорили как о провидце, который предсказал многое из того, что потом случилось со страной. Даже вспомнились некоторые эпизоды его жизни, свидетельствующие о его феноменальных способностях. Например, везет его извозчик, гонит лошадей. И тут незрячий велит остановить бричку: мол, на дороге маленький ребенок. Остановились — и оказалось, действительно, на дороге копошился малыш. Хафиз ибн Бадр Эддин почитается как святой, который обрел святость еще при жизни. Но никто даже не догадывался, что его могила находится в Татарском Умысе. Обнаружилось также, что рядом со святым похоронены две его жены, их надгробные камни тоже сохранились. Сегодня на могилу провидца приходят местные бабаи — старики, помолиться и поклониться."
Газета лямбирского района республики мордовия "ПРИЗЫВ". --- Ищу Леонидовых, Растегаевых (Курск), Черныш (Воронеж, Санкт-Петербург, Украина- Киев, Петривка), Надровых (Мордовия-село Тат-Умыс). | | Лайк (2) |
Margarita18 Модератор раздела
Курск Сообщений: 86 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 55 | Наверх ##
23 октября 2023 9:57 "Татарский Умыс имеет также другое название «Пачкури» (названия эрзянское). Точная дата основания не известна, но уже в ландратской переписи 1716 года встречается упоминание Умыса. Часть жителей были выходцами из населенного пункта Тавлы. Часть жителей по происхождению были мурзами, являвшиеся аристократией мишарей. До революции в населенном пункте имелось три мечети и медресе. Время постройки первой мечети не известно, вторая мечеть начала функционировать в 1882 году, третья в 1908 году. Часть жителей исповедовали христианство, и в Умысе имеется кладбище «новокрещенных татар» именуемые местными жителями «кряшен мазары», слово «мазар» в тюркском языке означает «кладбище», но многие мусульманские тюркские народы по отношению к кладбищам используют арабизм «зират», но жители Татарского Умыса используют слово «мазар» по отношению к кладбищам иноверцев."(Центр генеалогических исследований "Поиск" 29 апр 2022) --- Ищу Леонидовых, Растегаевых (Курск), Черныш (Воронеж, Санкт-Петербург, Украина- Киев, Петривка), Надровых (Мордовия-село Тат-Умыс). | | Лайк (2) |
Margarita18 Модератор раздела
Курск Сообщений: 86 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 55 | Наверх ##
29 октября 2023 9:01 29 октября 2023 9:02 газета Юлдаш 23 авг 2020 Жители Татарского Умыса делают село красивым.
Газета «Юлдаш» неоднократно писала о жителях села Татарский Умыс Кочкуровского района как об активных и неравнодушных людях. Они много делают для благоустройства села, проводят мероприятия, стараются сохранить память о своих предках. Вот и сейчас под руководством их бессменного организатора, имама-хатыба местной мечети, председателя религиозной общины села, депутата Кочкуровского районного Совета депутатов Рафаэля-хазрата Манюрова в селе реализуется несколько проектов за счет сельчан. В минувшем году жители Татарского Умыса решили провести реконструкцию и благоустройство территории родников, которые расположены вокруг села. Вообще рядом с Татарским Умысом родников и ключей немало, но сельчане выделили для себя несколько основных источников. Первым в 2019 году был реконструирован и благоустроен родник под названием Мярхаба кезляве. Средства на покупку сруба и других стройматериалов в размере 350 тысяч рублей выделила уроженка села, ныне проживающая в Москве, Халидя Муртазеевна Манюрова. Тогда сельчане с большим воодушевлением взялись за эту работу, провели полную реконструкцию родника, благоустроили прилегающую территорию, соорудили ступени, чтобы было удобно спускаться за водой. В нынешнем году приближаются к завершению работы по благоустройству родника под названием Ак кезляв. Средства на его реконструкцию выделил уроженец села, предприниматель из Нижнего Новгорода Али Хамзеевич Каргин. Он перечислил 85 тысяч рублей на приобретение сруба, а также помог с пиломатериалами и железом. Его брат Шамиль Хамзеевич Каргин занимается созданием искусственного водоема рядом с родником Ак кезляв. На следующий год, по словам Рафаэля-хазрата Манюрова, сельчане планируют благоустроить третий родник – Пари кезляве. Его хотят сделать более скромным – в виде колодца. Есть вблизи села еще несколько источников: Фяридя кезляве, Бурак кезляве, Сеннят кезляве – артезианский родник, который питает реку. В долгосрочной перспективе их также планируют благоустроить. Также в 2019 году за счет средств сельчан из высокопрочного щебня была проложена дорога к кладбищу и внутри его территории протяженностью около километра. На это было потрачено более полумиллиона рублей. Еще одна большая мечта и цель умысцев – построить в селе новую мечеть, есть уже и эскиз, и потенциальные инвесторы, готовые вложить средства в строительство. В 2017 году сельчане под руководством своего имама выкупили место в самом центре села за 500 тысяч рублей. Место красивое, но совершенно не подготовленное для строительства. Позднее начали работу по подготовке площадки: выровняли ее, навозили глину, сделали дренажную систему, облагородили близлежащую территорию. На эту трудоемкую и очень важную на начальном этапе строительства работу было потрачено около 470 тысяч рублей. Предполагается, что строительство новой мечети растянется на 8-10 лет, а возможно, и больше, поэтому встал вопрос о капитальном ремонте исторической мечети села, построенной еще в 1885 году. Ведь все годы строительства нужно будет где-то проводить праздничные и пятничные намазы. А старинная мечеть ветшает, несмотря на то, что снаружи, обложенная красным кирпичом, выглядит еще прилично. Средства на капитальный ремонт молельного зала мечети, которой в нынешнем году исполнилось 135 лет, в размере 500 тысяч рублей выделяет семья уроженца Татарского Умыса, проживающего в городе Москве, Шамиля Исхаковича Манюрова. Ремонт планируют завершить до начала активной фазы строительства новой мечети. Продолжается работа и возле местного сельского клуба: здесь идет подготовка площадки под установку памятника воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Памятник планировалось установить и открыть ко Дню памяти и скорби - 22 июня этого года, но пандемия коронавируса и связанные с ней карантинные меры, принятые повсеместно, внесли свои коррективы. Сейчас основная часть памятника уже готова, плиты из материала, привезенного из Карелии, изготовлены в Москве, осталось выгравировать на них 251 фамилию воинов, которые погибли на фронтах той кровавой войны и уже после ее окончания на родной земле. Также закуплены элементы ограждения для установки красивого забора с элементами ковки вокруг памятника. Большую поисковую работу в военных архивах и на сайтах «Память народа» и «Мемориал» наряду с Рафаэлем Сирачевичем Манюровым провели Альфия Фяритовна Надрова и Равиля Кайдаровна Шабайкина. Они нашли имена воинов – уроженцев села, погибших и пропавших без вести, которые не были указаны на старом памятнике, установленном в селе много лет назад. Отметим, что от рядовых сельчан и уроженцев села, проживающих за пределами Республики Мордовия, на реализацию проекта по установке памятника было пожертвовано 808 тысяч 290 рублей. По словам Рафаэля-хазрата, до конца текущего года памятник в селе должен быть установлен. В Татарском Умысе надеются на то, что при реализации этого проекта не останется в стороне и Администрация Главы РМ.
Кроме того, неподалеку от памятника планируется соорудить небольшую огороженную детскую площадку. Рядом расположен магазин, придя за покупками, мамочки смогут оставлять своих малышей покататься на качелях или поиграть в песочнице. Рафаэль-хазрат подчеркивает, что его заслуга во всем этом лишь как организатора. - Жители нашего села особенные, не такие, как все. Они очень добрые, деятельные, активные, неравнодушные. Готовы и рублем и делом поддержать любой проект, который направлен на благоустройство села, на сохранение исторической памяти. Каждый рад внести свою лепту в общее дело. Порой помощь предлагают сами, не дожидаясь, когда предложишь что-то или попросишь, - с гордостью рассказывает Манюров. Однако есть у жителей села и одна довольно существенная для современного человека проблема. Сельчан не устраивает качество мобильной связи, которая оставляет желать лучшего, а также отсутствие интернета. Высокоскоростной интернет проведен только до соседнего села Сабаево. И умысцы длительное время ждут, когда и до них дойдет это благо цивилизации. На сегодняшний день силами сельчан в Татарском Умысе сделано немало, множество проектов находятся в стадии завершения или активной работы, есть те, которые на этапе проектирования. Будем надеяться, что все задуманное ими получится, будем ждать новых успехов и с радостью писать о них в нашей газете. Эльвира Баляева.
  --- Ищу Леонидовых, Растегаевых (Курск), Черныш (Воронеж, Санкт-Петербург, Украина- Киев, Петривка), Надровых (Мордовия-село Тат-Умыс). | | Лайк (2) |
Margarita18 Модератор раздела
Курск Сообщений: 86 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 55 | Наверх ##
18 ноября 2023 12:16 В настоящее время вторая соборная мечеть с. Татарский Умыс, построенная в 1885 году (ей 135 лет), единственная действующая мечеть в селе.
"В селе Татарский Умыс Кочкуровского района новогодние каникулы были ознаменованы завершением ремонта здания исторической мечети, который длился около пяти месяцев. Еще летом к председателю местной мусульманской общины Рафаэлю-хазрату Манюрову подошел его однофамилец, уроженец села, ныне проживающий в Москве, Шамиль Исхакович Манюров с предложением о ремонте мечети. Мужчина очень аргументировано объяснил такую необходимость тем, что строительство новой мечети, подготовительные работы строительной площадки под которую начались в 2019-2020 годах, растянется на десятилетие, и нужно, чтобы все это время историческая мечеть была в сохранном состоянии, могла принять прихожан на ежедневные и праздничные коллективные намазы. Кроме того, он отметил, что его семья готова оказать материальную помощь для проведения всех необходимых работ. После совещания с советом мусульманской общины села было принято решение начинать ремонт. Состояние здания мечети и его внутреннего убранства было оценено профессионалами, с их помощью был составлен план работ. А по внутреннему убранству мечети проводились консультации с дизайнерами Рамисом Тахировичем и Тимуром Тахировичем Ахмяровыми, Наилем Бариевичем Баймашкиным. К ремонту приступили в середине августа. Напомним, что мечеть была построена в 1885 году и в прошлом году отметила свое 135-летие. Одним из важных пунктов стала обработка сруба от вредителей, которые к этому времени успели нанести значительный вред. Полы в мечети находятся в хорошем состоянии, не так давно была проведена замена лагов и обработка от грибка и биологических вредителей, окна также практически новые, поэтому их решили не трогать. Стены и потолки обшили гипсокартоном, поклеили качественные обои, заменили двери. Приобрели новые люстры. Кроме того, Шамиль Исхакович, его супруга Раися Искандяровна и сын Марат Шамилевич прислали из Москвы для отремонтированной мечети новое ковровое покрытие высокого качества и готовые шторы. Все это было заказано и сшито по необходимым размерам. Кроме того, в ходе ремонтных работ было решено не сносить, а оставить в первозданном виде печку-голландку, которая расположена в мечети. Об этом попросили пожилые прихожане мечети. Закупку всех материалов согласовывали с семьей Манюровых, которые полностью оплатили ремонт и внутреннее убранство исторической мечети. В ходе работ они давали свои рекомендации, главной из которых было – не экономить на качестве. Чтобы сделать вид отремонтированной мечети завершенным, жительницы Татарского Умыса собрались и провели там уборку. Они привели все в порядок, повесили шторы и тюль. Теперь мечеть снова ждет своих прихожан. Отметим, что все работы по внутренней отделке и обработке проводили специалисты, их работой сельчане остались довольны. Огромную благодарность жители Татарского Умыса выражают семье Манюровых за их щедрость и ремонт, проведенный в мечети. Хочется добавить, что история капитального ремонта мечети Татарского Умыса началась еще в 2005 году. Тогда в село приехали жители Москвы, супруги Рустам Абдуллаевич и Динара Каримовна Зайнутдиновы. Рустам Абдуллаевич решил побывать на земле предков, ведь родом отсюда его мама. На въезде в село мужчина увидел старинную бревенчатую мечеть. Спустя год он связался с сельчанами и выделил 500 тысяч рублей на ремонт и благоустройство мечети. Пятнадцать лет назад на эти деньги был произведен внешний капитальный ремонт: облицовка мечети кирпичом и возведение кирпичного минарета. Рафаэль Сирачевич Манюров рассказал нам и о судьбе исторической мечети. - Всего в Татарском Умысе было три мечети. Та, которая сейчас украшает село, называется мечеть Абдуллы-хазрата. На своем историческом месте – в нижней части села – она простояла до 1928 года. Тогда все три мечети были разобраны, а сам Абдулла-хазрат расстрелян. Одну из мечетей разобрали и увезли в районный центр Кочкурово, некоторое время в ней располагался военный комиссариат. На сегодняшний день это частный дом на одной из улиц Кочкурова. В другой мечети расположили сельскую администрацию, а затем и клуб. От нее, к сожалению, ничего не осталось. Мечеть Абдуллы-хазрата передали в машинно-тракторную станцию. Долгие годы она была конторой МТС, а затем в ней располагалось СПТУ №11, которое функционировало на базе МТС. Когда в 90-е годы был подписан указ о возвращении религиозных строений религиозным организациям, после принятия ряда решений и подписания документов на местном уровне, здание мечети Абдуллы-хазрата было передано жителям села Татарский Умыс. Тогда мусульмане были очень рады. Однако сразу возник вопрос, на каком месте мечеть установить. Предлагали два варианта: в центре села, или на историческом месте. В ходе обсуждений было принято решение установить мечеть в центре села, максимально близко к прежнему месту расположения другой сельской мечети. На историческом месте в 1964 году был построен магазин. При всех наших мечетях были мактабы-медресе, где обучали грамотные, образованные имамы-хатыбы (указные имамы). Сруб мечети сосновый, смолистый, прослужит еще долгие годы. Мечеть очень уютная, намоленная, а после преобразования у нее будто появилось второе дыхание, - говорит Рафаэль-хазрат. Отрадно, что есть люди, готовые сделать благое дело во имя Аллаха, оказать такую огромную помощь своему родному селу и односельчанам. Будем надеяться, что это событие послужит примером и для жителей других сел, где, может быть, найдутся благодетели, которые тоже захотят сделать доброе дело."
Общественно -политическая газета татар республики Мордовия- "Cпутник Юлдаш". Эльвира Баляева --- Ищу Леонидовых, Растегаевых (Курск), Черныш (Воронеж, Санкт-Петербург, Украина- Киев, Петривка), Надровых (Мордовия-село Тат-Умыс). | | Лайк (1) |
Margarita18 Модератор раздела
Курск Сообщений: 86 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 55 | Наверх ##
10 июля 2024 18:51 Известия Мордовии.
Казанские учёные обнаружили в Мордовии уникальный артефакт.
"Сотрудники Института языка, литературы и искусства Академии наук Республики Татарстан, год назад объехавшие татарские села Мордовии с целью изучения их культурно-исторических традиций, недавно совершили любопытное открытие. В этот раз казанские учёные посетили Татарский Умыс – единственное моноэтническое татарское село в Кочкуровском районе, где исторически проживают преимущественно эрзяне. В составе экспедиции, возглавляемой кандидатом филологических наук Ильмиром Ямалтдиновым, кроме специалистов, изучающих образцы фольклора, народной музыки, письменного и устного этнического наследия, работал эпиграфик Венер Усманов. Он занимается исследованием содержания и формы надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.), что позволяет классифицировать их в соответствии с хронологическим и культурным контекстом истории. Местные мусульмане сообщили Венеру Мударисовичу, что на сельском кладбище похоронен шейх Бадретдин Хабибулла улы Йаңлей, в 1907 году за свой счёт построивший соборную мечеть в Татарском Умысе. Правда, современные сельчане признались, что не знают точного места погребения уважаемого земляка. Кстати, определение «шейх» означает не принадлежность к высшему сословию, а переводится как «старец, старейшина». И верующие односельчане Бадретдина Хабибуллу улы Йаңлей при жизни глубоко почитали его как великого мудреца, искреннего приверженца канонов Корана. До сегодняшних дней сохранилась лишь могила с каменной надгробной плитой его супруги Биби Хадиджи. Внимательно осмотрев прилегающую к надгробью Биби Хадиджи территорию, чуть в стороне от её могилы в плодородном слое земли Венер Усманов обнаружил ещё одну памятную плиту. Она оказалась скрыта от людских глаз почвой и растительностью, но находилась сравнительно неглубоко. Казанский исследователь прочёл высеченную арабской вязью надпись: «Да озарит свет Аллаха землю (могилу) этого шейха, самого образованного чтеца, хранителя Корана — хафиза Бадр ад-Дина сына Хабибуллы сына Яңли. Он был похоронен в 1922 году, 17 декабря, в возрасте 75 лет». По мнению Венера Мударисовича, скорее всего мемориальную плиту изготовили в Казани. С точки зрения исследователя, найденный артефакт сейчас имеет особую историческую ценность. К сожалению, по неизвестной причине могильная плита оказалась расколота на две части. Мусульманской общине Татарского Умыса теперь потребуется провести её реставрацию и восстановление, а также благоустроить захоронение Бадретдина Хабибуллы улы Йаңлея. Казанские исследователи поблагодарили сельчан за содействие и подарили татумысцам книги для сельской библиотеки, которая разместиться в местном Доме культуры после завершения его капремонта." Автор: Мила Мельникова 8 июля 2024.
 --- Ищу Леонидовых, Растегаевых (Курск), Черныш (Воронеж, Санкт-Петербург, Украина- Киев, Петривка), Надровых (Мордовия-село Тат-Умыс). | | |
|