Книга Памяти Республики Коми т. 10 стр. 638
ГЕРОЙ, ПОСМЕРТНО ВЕРНУВШИЙСЯ В КОМИ
В 60-е годы прошлого века в Коми АССР считалось немногим более полутора десятков Героев Советского Союза. В изданной в 1966 году книге "Сердца и звезды", например, помещались очерки о шестнадцати Героях, которые "родились и выросли" на земле Коми края. Но мы, журналисты народ дотошный уже тогда предполагали, что Героев уроженцев Коми, наверняка, больше. Я тогда работал в троицко-печорской районной газете, и конечно же, меня интересовала тема участия печорцев на фронтах Великой Отечественной. Довоенные уроженцы здешних сел из числа коренных жителей были почти все сплошь хорошие охотники, а значит, меткие стрелки. Фронтовик директор Троицко-Печорской средней школы С.Н.Калачев рассказывал, что их командир на фронте обычно спрашивал: "Есть, ребята, коми иль карелы?.. Нам в разведку лыжники и стрелки нужны?!".
Местный журналист довоенной поры Иван Иванович Бажуков (кстати, готовившийся в одной группе с легендарной разведчицей Зоей Космодемьянской) проявил себя на фронте прекрасным воином-разведчиком, выражаясь по-нынешнему, спецназовцем и геройски погиб после многих успешных боевых операций (его жизнь и подвиг затем подробно изучал и описывал Виктор Кушманов). Другой фронтовик с верховий Печоры Иван Данилович Бажуков был кавалером трех орденов Славы, что было сопоставимо со званием Героя.
Тогда же, в конце 60-х, мы узнали, что призывавшийся из современной Тюменской области Гавриил Собянин (фамилия-то верхнепечорская!) и за многочисленные подвиги посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза, на самом деле уроженец Коми, и именно Печоры. Но вся военно-биографическая документация тогда, как правило, хранилась в военкоматах и музеях по месту призыва воина. Во всяком случае, действительно мы вскоре узнали, что Гавриил Епифанович Собянин родился в 1896 году, в деревне с мрачноватым названием Шайтановка тогда Усть-Сысольского уезда, а в наше время Усть-Уньинского сельсовета Троицко-Печорского района Коми АССР. Судя по его возрасту, он участвовал в первой империалистической войне, а в мирной жизни смолоду, как большинство его земляков, конечно, промышлял всякого зверя, был неплохим старателем тайги. А поскольку для прирожденных таежников, как говорится, сто верст не расстояние, Гавриил Собянин довольно молодым ушел с Верхней Печоры "за Камень", то есть за Урал, поселившись там. В те годы это был не единичный случай переселения коми в Сибирь. Для журналистов из Коми след его с того момента вроде бы терялся. Позже, правда, мы узнали, что перед войной он трудился в колхозе села Игрим Березовского района, а погиб при освобождении Прибалтики на высоте у местечка Гаракас и похоронен невдалеке, в Салдусском районе Латвийской ССР.
И все же вопросы тогда оставались: почему он оказался на фронте в столь немолодом возрасте, какими дорогами войны прошел, прежде чем оказался в самом смертельном пекле ее и в итоге погиб в возрасте уже под пятьдесят?.. В военкомате подсказали мне, что нужно обратиться в Архив Министерства обороны СССР. Туда ровно 30 лет назад я и направил редакционный запрос о фронтовой судьбе Г.Собянина, указав при этом лишь уже имевшиеся, самые краткие, данные о нем. Через два месяца из Подольска пришел ответ за подписью начальника архивохранилища майора Лоншакова. Точнее, короткая "сопроводиловка", к которой была приложена копия наградного листа на красноармейца-стрелка 301 стрелкового полка 48 стрелковой Ропшинской Краснознаменной дивизии имени М.И.Калинина 2 Прибалтийского фронта Гавриила Епифановича Собянина. Так соединились в единую цепь недостающие звенья его боевой биографии.
… Он пошел добровольцем в Березовский военкомат (тогда Омской области) сразу летом 1941-го. В действующую армию попал в начале августа 1942 года: сперва на Ленинградский фронт, а уж потом оказался на 2 Прибалтийском. Самым жарким для Собянина оказался 1944 год, когда на их участке шли особенно ожесточенные бои, а Гавриил Епифанович получал ранения… и награды.
Вот хроника из наградного листа только нескольких боев, в которых он проявил удивительные для его возраста героизм и боевую сноровку. В начале 1944 года, после того, как была прорвана блокада Ленинграда, войска 2 Прибалтийского фронта двинулись на юго-запад, освобождая Эстонию. 25 февраля на подступах к деревне Саакода Нарвского уезда Собянин в жестоком лесном бою шел в наступление впереди роты. Меткими выстрелами сразил при этом трех немецких снайперов-"кукушек" и еще около десятка гитлеровцев. Но встречный огонь оставался очень плотным, и Гавриил Епифанович был ранен, правда, не тяжело, а потому остался на поле боя. Лишь командир заставил его пойти в медсанбат…
На острие советского наступления он оказался и осенью того же года, когда шел завершающий этап знаменитой Прибалтийской военной операции. 7 октября в бою за селение Сунтажи на территории Латвии Собянин в числе первых форсировал речку Маза-Югла, практически на ходу уложив двух вражеских снайперов и пулеметный расчет противника, которые препятствовали форсированию реки. Этим он предупредил дополнительные потери среди однополчан и способствовал успеху своей роты. Приказом по 301 полку 23 октября он был представлен к медали "За боевые заслуги".
Чуть позже, 2-3 ноября на передовой близ латвийского озера Лиэла Уцес-Эзерс он уничтожил из снайперской винтовки еще одиннадцать гитлеровцев. На следующий день, при прорыве глубоко эшелонированной обороны врага у этого же озера, Собянин первым поднялся в атаку и увлек за собой роту. Раньше всех он ворвался во вражескую траншею и ввязался в рукопашную: на него бросились сразу двое врагов одного он застрелил в упор, второго задушил. Но путь роте еще преграждали два немецких пулемета. Собянин бесстрашно двинулся навстречу огню и забросал гранатами сначала один, затем второй пулемет и снова первым запрыгнул в очередную траншею. Тут уже целых шесть гитлеровцев окружили отважного воина, действовавшего не по годам быстро и четко. Пятерых он застрелил, а шестого взял в плен. Его боевые товарищи из роты, которым он проложил дорогу, сообща довершили успех. Когда же немцы перешли в контратаку и попытались смять фланг батальона, то в этот критический момент Собянин взял на себя командование отделением, организовал залповый огонь, приказав товарищам: "Стоять насмерть!". Немецкие танки прошли через траншею, но Собянин с бойцами отделения отсекли пехоту противника от танков и рассеяли ее. На поле боя осталось два с половиной десятка вражеских тел, контратака немцев захлебнулась. Тем самым Собянин с боевыми товарищами помогли победному продвижению всего батальона. Приказом по войскам 42 Армии 1 декабря Г.Е.Собянин был представлен к ордену Красного Знамени.
И вот начался его последний, как оказалось, трехдневный бой: 21 декабря 1944 года его рота вела сражение за опорный пункт Гаракас в Либавском уезде Латвийской ССР. Собянин как снайпер-наблюдатель шел впереди всех, увлекая за собой роту. И вновь опережающим броском во вражескую траншею вступил в рукопашную схватку, в упор застрелив при этом около десятка немцев. Далее обнаруживая огневые точки противника, указывал их артиллеристам трассирующими пулями и ракетами. В итоге наша артиллерия уничтожила девять огневых точек, сам же Собянин из своей снайперской винтовки обезвредил трех пулеметчиков врага. Бой продолжался уже второй день. Идя вслед за самыми отчаянными своими бойцами, рота прорвалась на высоту и захватила ее. Немцы, пытаясь вернуть ее любой ценой, предприняли шесть контратак силами примерно батальона солдат при поддержке танков и самоходных орудий. Рота, в которой бились Собянин с товарищами, под ураганным огнем врага удерживала высоту. Гавриил Епифанович, как всегда, успешнее всех поражая врагов ответным огнем, подавал остальным пример стойкости и отваги, повторяя: "Что с боем взято, то свято!". Это помогло, несмотря на превосходство противника в численности, нанести ему большие потери, отбить все контратаки и удержать высоту. Но на третий день боя, 23 декабря сам Собянин все-таки погиб…
… Признавая его решающий личный вклад в успех последних сражений, командир 301 стрелкового полка майор Каленюк в тот же день написал представление на присвоение Г.Е.Собянину звания "Герой Советского Союза". Буквально в течение месяца представление подтвердили командир дивизии, командир корпуса, командующий армией. 16 марта 1945 года заключение Военного Совета 2 Прибалтийского фронта подписал командующий фронтом прославленный маршал Говоров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1945 года Гавриилу Епифановичу Собянину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
… А в селе Вансево Березовского района не дождалась его семья, супруга Ефимья Семеновна.
Конечно, память героя была увековечена. Г.Е.Собянин остался навечно в списках личного состава своей воинской части. Его имя было присвоено буксирному судну Березовского рыбкомбината, бюст Героя установлен в городе Ханты-Мансийске Тюменской области. А вблизи места гибели в деревне Курсиши Салдусского района Латвии на воинской могиле о его подвиге напоминал обелиск…
… Трудно сказать, в каком состоянии это надгробье сейчас, когда советские воины-освободители практически официально считаются в суверенизировавшейся Латвии "оккупантами", а недобитки из местного легиона СС почетными ветеранами второй мировой, когда еще десять лет назад огромная и дорогостоящая советская радиолокационная станция по предупреждению ядерного нападения в латвийском Скрунде была просто-напросто взорвана.
Но зато спустя годы, посмертно, Гавриил Епифанович Собянин вернулся на свою малую родину в Республику Коми. Здесь его знают и чтят как героя-земляка, о нем рассказывают печатные издания, включая недавно изданную энциклопедию "Республика Коми"…
Юрий Ионов,
журналист, член Союза журналистов
с
http://kp.rkomi.ru:8080/materials/105281/10_638.html

http://www.podvignaroda.ru/?n=150031082