Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

288 шап

Вспомнить всех поименно...

    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 6 7 Вперед →
Модератор: smil
smil
Модератор раздела

smil

Россия
Сообщений: 14261
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 9432
Инфы по полку в инете практически нет. Буду собирать по крупицам.

288-й штурмовой авиационный полк - 33-й гвардейский штурмовой Воронежский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк
входил в состав:

http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/shap288.dat
6-я воздушная армия
243-я штурмовая авиационная дивизия
3-я гвардейская штурмовая Валдайско-Ковельская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия
Преобразована приказом Народного комиссара обороны СССР No. 128 от 18.03.43 г. в 3 гшад.

До марта 1944 года 33-й гвардейский штурмовой авиаполк действовал на Северо-Западном фронте в 6-й воздушной армии. В начале марта 1944 года он перебазировался в город Коростень на ковельское направление 2-го Белорусского фронта. Здесь он принял активное участие в нанесении штурмовых и бомбовых ударов по вражеским аэродромам и складам, скоплениям войск на железнодорожных магистралях и переправах от Мозыря до Бреста. Под воздействием штурмовиков находились укрепленные районы противника в Пинске, Люблино и Маце.

14.07.44 г. в связи с освобождением Пинска летчики дивизии в приказе Верховного Главнокомандующего получили благодарность.
За успешные действия в боях за плацдармы на Висле в августе 1944 г. авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени.
В ноябре 1944 г. упоминается в составе 9 шак, который в Польше в середине ноября вошел в состав 16 ВА.
33-й гвардейский авиаполк сражался на 1-м Белорусском фронте. По вызову и указаниям с передовых командных пунктов штурмовики уничтожали живую силу врага, артиллерийские и минометные батареи, препятствующие наступлению наших войск.
Здесь штурмовики сыграли большую роль в преследовании отступающего противника, в создании, удержании и расширении плацдарма у Пулавы. Они помогли наземным войскам освобождать Хелм, Радом, Лодзь, Познань, Варшаву.

В сентябре 1944 года Носова откомандировали с фронта в тыл - на учебу в Полтавскую высшую офицерскую школу штурманов. В марте 1945 года он ее успешно закончил и вернулся в родной 33-й гвардейский авиаполк. Принял участие в Висло-Одерской и Берлинской операциях.


О боевых действиях рассказывает в мемуарах "Боевые маршруты" Полынин Фёдор:
Командующим 6-й воздушной армией был назначен генерал-майор авиации Д. Ф. Кондратюк. К нему-то в августе 1942 года я и был назначен заместителем...
В конце 1942 года 11-я и 1-я ударная армии провели еще три наступательные операции. Цель была прежняя: перерезать Рамушевский коридор и изолировать демянскую группировку фашистов. Авиация, как всегда, поддерживала пехоту, подавляя живую силу и огневые средства противника. Особенно большое напряжение испытывали в те дни штурмовики. Больше заходов! Дольше находиться над целью! Точнее наносить удары! - вот под какими девизами они действовали.
В этих боях снова отличились летчики 33-го гвардейского штурмового авиаполка во главе со своим командиром майором Васильевым.
В один из дней на задание вылетела группа под командованием Героя Советского Союза капитана Петра Матвеевича Марютина. Атакуя с малых высот, его летчики уничтожили и подавили несколько огневых точек. Затем они начали непрерывно обстреливать окопы и траншеи противника. Воспользовавшись этим, наша пехота поднялась в атаку и овладела первым рубежом неприятельской обороны.
Об умелых действиях летчиков группы капитана Марютина на следующий же день рассказала армейская газета. О мастерстве штурмовиков говорили на партийных собраниях и летно-тактических конференциях. Их смелость ставилась в пример, а опыт обобщался и распространялся в других частях.
П. Н. Марютин особенно отличился в боях под Старой Руссой. Сейчас он является почетным гражданином этого города.
Высокую выучку, железную волю и отвагу в 33-м гвардейском штурмовом авиационном полку проявили многие летчики. Рядом с Марютиным можно смело поставить Героев Советского Союза А. А. Носова и В. В. Васильчикова, штурмовиков Калинина, Мшвинерадзе, Быстрова, Федорова, Александрова, Голосова и других.
Исключительное мужество и самообладание проявил при выполнении боевого задания гвардии капитан Николай Петров. Он летал на штурмовку с тремя молодыми, еще не обстрелянными летчиками- Ливановым, Тарасовым и Синюкаевым.
При подходе к цели группа штурмовиков и сопровождавшие их истребители попали под обстрел вражеских зениток. От прямого попадания снаряда самолет Петрова загорелся...
капитан Петров и воздушный стрелок старший сержант Виноградов успевают выскочить из своих кабин. Обмундирование на них горело...
Во время налета на укрепленный пункт противника осколок зенитного снаряда тяжело ранил командира бомбардировочного экипажа старшего лейтенанта Николая Ворожцова. Летчик потерял сознание. Неуправляемый самолет сразу опустил нос и начал снижаться. Почувствовав неладное, штурман младший лейтенант Николай Ка-нищев обернулся, и его охватил страх: лицо летчика было белым, как мел, глаза закрыты, правая рука безжизненно висела. Скорее инстинктивно, чем сознательно, штурман сорвался со своего места и, ударившись обо что-то головой, оказался позади сиденья командира корабля.
Что делать? Пилотировать самолет он немного умел. Прежний летчик лейтенант Токмарев иногда разрешал ему в воздухе подержаться за штурвал, даже позволял выполнять несложные эволюции.


http://modernlib.ru/books/poli...i/read_13/

288-й штурмовой авиаполк, которым командовал майор С. М. Васильев. Осенью 1942 года ему первому среди частей 6-й ВА было присвоено гвардейское звание. Став 33-м гвардейским штурмовым, он в составе 6-й воздушной армии прошел от Валдая до Варшавы, а позднее в составе 16-й воздушной армии громил немцев под Берлином.



Командир полка, майор Степан Михайлович Васильев. (1943- гв. подполковник)
Военком, батальонный комиссар Калугин

Начальник штаба 33 ГШАП гвардии, подполковник Несмеянов (1943)
Начальник отдела стр. и кадров , ст. техник лейтенант Мануйлов (1943)

В действующей армии:
29.08.41 - 04.05.42 (288 шап)
15.06.42 - 22.11.42 (288 шап)
22.11.42 - 03.01.44 (33 гшап)
19.03.44 - 07.09.44 (33 гшап)
21.11.44 - 09.05.45 (33 гшап)


С февраля до начала мая 1942 г. действовал в составе ВВС Северо-Западного фронта.
С 15.06.42 г. до конца войны действовал в составе 243 шад -> 3 гшад.
Преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР No. 374 от 22.11.42 г. в 33 гшап.
За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции, полк был награжден орденом Суворова III степени.


10 августа 1941 г. командующий ВВС издал приказ, согласно которому штурмовые авиационные полки были реорганизованы. Отныне каждый ШАП должен был состоять из двух штурмовых и одной истребительной эскадрильи, а также управления полка. Штатная численность была сокращена до 33 машин, из которых три числились при штабе полка. Однако эти изменения касались только ранее сформированных полков.
Минуло десять дней, и 20 августа уже Нарком обороны СССР, а им был лично товарищ Сталин, подписал приказ № 0305. Он был коротким и потому уместно привести его текст полностью:
«Ввиду того, что новые самолеты, вроде Ил-2, Пе-2, Як-1 и т. д., являются грозным оружием против врага и необходимо их иметь на всех фронтах, тогда как промышленность пока не успевает удовлетворять потребности фронтов, приказываю:

Впредь все авиаполки новой материальной части формировать в составе 2 эскадрилий по 9 самолетов в каждой и 2 самолетов для командира полка и его заместителя – всего 20 самолетов в полку».
http://www.plam.ru/hist/laptez...iny/p3.php
Таким образом, получилось, что штатная численность ШАП к концу второго месяца войны уменьшилась сразу в три раза. Такой малочисленный полк было легче перебрасывать с одного участка фронта на другой, поскольку для него не требовалось обустройства большого аэродрома. При тотальной нехватке средств связи командиру полка на небольшом полевом аэродроме было легче управлять своими эскадрильями и проще маскировать их.

Так в 1941 году 288 ШАП был сформирован из третьей АЭ 175 ШАП и третьей АЭ 217 ШАП
http://vif2ne.ru/nvi/forum/arhprint/137861#00021A85

Штурмовики Ил-2 из 217-го ШАП, входившего в состав 1-й резервной авиагруппы, перед боевым вылетом. Брянский фронт, август 1941 г.

[
Изображение на стороннем сайте: e8c032b0d865t.jpg ]

Такие самолеты обслуживал мой отец во время войы.
"Славный летчик Гудков" - это из наградного листа отца.
Увы, пока не смогла найти информации летчике, чьи вылеты напрямую зависили от рук и умения авиатехника Василия Гусева.


на сайте http://www.allaces.ru/p/ls.php?div=shap0288033 опубликованный список буду пополнять :
Абдульманов Реза Зенатович Сержант. __.__.1918 , Место службы: ЭГ 5343. ВПП и ЗП
Аверьянов Александр Иванович, Мл. воентехник. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Александров Алексей Леонтьевич Командир аэ ?÷03.04.42 ПБЗ , летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий )
Алиев Чеун, пилот 33 гв. шап, гв. сержант , .09.1943 г. не вернется с вылета. https://forum.vgd.ru/post/707/65875/p2001375.htm#pp2001375 (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Ануфриев , летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий. ) Не вернулся с задания 03.09.1041.(Журнал действий 33 гв. шап
Период с 29.08.1941 по 31.12.1942 г.)
Балабанов Георгий Михайлович Летчик ?÷13.02.42 ПБЗ
Белавин Николай Иванович - штурман 288-го штурмового авиационного полка Северо-Западного фронта, Герой Советского Союза; ст. сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Батарин, (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Белицкий Андрей Амосович, Мл. сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Белоусов, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий)
Березин, стрелок, ст. сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Богатов, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий. )
Борзунов Алексей Васильевич, Воентехник 1 ранга. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Брюховецкий Василий Афанасьевич, Старшина. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Булеенко
Бухтияров летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий)
Быстров Александр Николаевич, Зам. командира аэ ?÷22.09.42 ПБЗ
Васильев летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г.
Журналы боевых действий. )
Гармаза Александр Антон. Мл. сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Головко Яков Михайлович, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий), лейтенант, пилот 288 шап, 1907 г.р.
Голод Г.Л., стрелок, гв. ст. сержант, не вернется из боевого вылета 14.04.1944 г. https://forum.vgd.ru/post/707/65875/p2001376.htm#pp2001376 (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Голосов Александр Михайлович Летчик ?÷28.02.42 НБЗ
Горбачев Иван Степанович, Воентехник 1 ранга. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Горяинов Николай Иванович, Воентехник 1 ранга. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Громов, стрелок, сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Гудков, летчик, политрук (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г.Журналы боевых действий. )
Гудков Василий Петрович, 1916, Мл. политрук.
Гудков Григорий Алексеевич Ст. политрук. ,
Гудков Дмитрий Алексевич (Алексеевич) Ст. политрук., .1911
Гуц Александр Филиппович, Воентехник 1 ранга. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Девятков, летчик, ст. лейтенант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Дединов Тихон Иванович, Ст. сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Дельнов Иван Васильевич, Майор. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Долинный Иван Васильевич, Мл. сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Дельнов , летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий. )
Долотов Константин Иванович, Мл. сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Васильев Степан Михайлович. комполка, летчик, майор,
Васильчиков, летчик, ст. лейтенант, (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Вижухин Алексей Александрович, мл. лейтенант, пилот 288 шап, 1919 г.р.
Елецкий Максим Ильич, Мл. сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Ермаков Борис Петрович Летчик ?÷30.09.42 ПВБ
Жданов Павел Иванович Летчик ?÷04.11.42 ПБЗ
Золотарев Тимофей Афанасьевич Зам. командира аэ ?÷27.11.42 ПБВ
Зотов, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий)
Иванов,летчик, лейтенант, (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Ивленков Михаил Иванович Летчик ?÷10.08.42 НБЗ
Игнатенко Григорий Парфенович Начальник штаба ?÷13.07.42 СИА
Ильин Яков Ильич, Сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Кадазанович Василий Аркадьевич, Майор. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Калаев (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Калинин Александр Михайлович, лейтенант, пилот 288 шап, 1918 г.р.
Калинкин Владимир Васильевич, Мл. сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Калугин Иван Трофимович, летчик, военный комиссар 288 шап, 1911 г.р.
Кашинцев, стрелок, сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Ковалевский Аркадий Иосифович Командир звена ?÷25.06.42 ПАК
Ковальчук, летчик, сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Козлов Николай Васильевич (1922÷27.11.42), воздушный стрелок, погиб вместе с Золотаревым
Колесов Иван Александрович, Ефрейтор. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Колесов Алексей Дмитриевич, Воздушный стрелок ?÷03.12.42 ПВБ ; сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Комчадалов, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий. )
Копылов Николай Яковлевич, Сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Коротченко, стрелок, сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Косатков Василий Григорьевич Командир звена 15.12.41÷02.10.42 ПВБ
Косенко Иван Яковлевич, Воздушный стрелок ?÷13.09.42 ПБЗ , Мл. сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Кострица Анатолий Францевич, Летчик ?÷03.12.42 ПВБ ; сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Краев Павел Макарович Зам. командира аэ ?÷25.06.42 ПБЗ
Крайсветный Иван Кондратьевич, Ст. сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Крапивянский (?) (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Красиенко Николай Михайлович, 1920, Мл. сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей. Погиб апрель 1944
Крупеня Петр Спиридонович, Ефрейтор. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Кузнецов
Кулинчик Алексей Павлович Летчик ?÷03.11.42 НБЗ
Кургузов Григорий Федорович, Воентехник 2 ранга. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Лаптев, летчик, мл. лейтенант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Лунин, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий. )
Луппов Алексей Степанович, Мл. воентехник. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Малахов Василий Федорович, Воентехник 2 ранга. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Маляев Михаил ААдексеевич, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий), лейтенант, командир звена 288 шап 1920 г.р.
Мартынов Николай Семенович Летчик ?÷25.07.42 УОР
Марютин П.М., летчик, (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий. ), капитан (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Махорин Георгий Иванович, Капитан. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Мезенцев, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий. )
Михайловский Иван Петрович, Мл. сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Мосейчук Александр Васильевич, Сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Мудрук Иван Барткович, Воентехник 2 ранга. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Мшвениерадзе Михаил Иванович (Мшвенерадзе, летчик , период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий. ), ст. лейтенант, командир эскадрильи 288 шап, 1916 г.р.
О нем? :
https://sites.google.com/site/...vennoj-voj
Братская могила в селе Рождество появилась в 1957 году. Сюда были перезахоронены павшие со всей округи от деревни Градобить до деревни Яхново. Это были умершие от ран в госпитале деревни Яхново, попавшие под бомбежку эшелонов на станции Баталино, летчики и механики 70-го Гвардейского штурмового авиационного полка. Во время войны в деревне Градобить, под тополями, было похоронено девять летчиков и механиков 70 Гвардейского штурмового авиационного полка: Г. М. Мошинец, В. В. Гнилозуб, Л. И.Судомойкин, И. С.Маринченко, Г. П.Жирновников, С. С.Моисеев, Ф. Д.Ермилов, Е. Е.Мартынович, М. Х.Мшвениерадзе. Уже в мирное время их перезахоронили в братскую могилу села Рождества. В результате поисковой работы установлены имена 52 захороненных здесь бойцов.
Наумов, стрелок, сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Нейман Николай Игнатьевич, Ст. сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Несонов Алексей Кузьмич, Сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Нестеров Василий Николаевич Летчик ?÷01.10.42 ПАК
Низгурский Иван Иванович Воздушный стрелок ?÷04.10.42 ПАК
Никитин Александр Петрович Штурман полка ?÷09.03.42 НБЗ, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий. )
Носов Александр Андреевич, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий)
(1920.06.21,д. Люблино, которая ныне входит в состав Москвы--,1938) лейтенант. В армию призван в1938, в 1940 окончил Тамбовское ВАУ. В 1941.06. был летчиком 288-го ШАП, в начале 1942 воевал на Северо-Западном фронте, имел звание лейтенанта. К февралю 1942 уничтожил на земле 27 танков и 11 самолетов, совершив 69 вылетов. Впоследствии расстрелял на земле еще 19 самолетов и сбил пять в воздушных боях, увеличив число вылетов до 128. Оставался на действительной службе до 1948, когда вышел в отставку в звании подполковника. Затем жил в Москве. Награды: ГСС и ОЛ (1942.07.21) второй ОЛ, ОКЗн, орден Александра Невского, ООВ 1 -й степени.
Никишин, летчик, ст. сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Осипов Борис Алексеевич Летчик ?÷04.07.42 ПАК
Павленко, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г.
Журналы боевых действий. )
Палагин, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г.
Журналы боевых действий. )
Панов Александр Иванович Воздушный стрелок,
авиамеханик ?÷05.45
Парамонов, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г.
Журналы боевых действий. )
Пархоменко, стрелок, сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Пахомов Николай Иванович Воздушный стрелок ?÷26.10.42 ПВБ
Перепелица Степан Николаевич, Сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Пономарев , летчик, ст. сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Попов, стрелок, сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Приступенко, стрелок, сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Просандиев, летчик, ст. лейтенант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Пущенко Финагей Иванович, Старшина. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Романенко Василий Сергеевич Командир аэ ?÷30.06.42 НБЗ
Рынин Юрий Владимирович Зам. командира аэ ?÷27.07.42 НБЗ
Савченко Николай Григорьевич Летчик ?÷04.10.42 ПАК
Саньков Иван Васильевич, Летчик ?÷04.12.42 НБЗ; ст. сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Саховский, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г.
Журналы боевых действий. )
Сачивко Михаил Михайлович Воздушный стрелок ?÷27.11.42 ПБВ
Сенчаков Николай Николаевич Воздушный стрелок ?÷08.11.42 СЗА
Серебряков Иван Дмитриевич, Мл. сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Сидоров, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий. )
Синицын Семен Михайлович, Воентехник 1 ранга. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Сковородников, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий. )
Сковородников Григорий Кузьмич, майор, 16/02/1907
Место рождения: деревня Старогрязное Тамбовской губернии.
Слипченко Александр Васильевич, Сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Смирнов, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий), Мл. сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Соколов Петр Егорович, Красноармеец. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Спицин Александр Петрович, 1915, воентехник 2 ранга
Стогов Иван Георгиевич, Старшина. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Терентьев Андрей Фомич, Мл. воентехник. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Тимофеев Фрол Тимофеевич, Воентехник 1 ранга. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Тиханов, летчик, ст. сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Тихонов Михаил Алексеевич Воздушный стрелок ?÷04.12.42 НБЗ
Толстогузов Кирилл Михайлович, Сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Турков, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий)
Трамов, стрелок, мл. сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Турчак, стрелок, ст. сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Тюрин Никандр Васильевич Воздушный стрелок ?÷10.08.42 НБЗ
Федоров Иван Григорьевич, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий), ст.лейтенант, зам. командира эскадрильи 288 шап, 1908 г.р.
Филимонов Иван Филимонович, Мл. сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Фомин Яков Михайлович, Старшина. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Фролов Григорий Тимофеевич., летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий. ) , лейтенант, командир авиационного звена 288 шап, 1913 г.р.;
Харченко Павел Федорович Воздушный стрелок ?÷04.12.42 НБЗ
Хахулин, летчик (период с 29.08.1941 по 07.02.1942 г. Журналы боевых действий)
Хлопотников (Хлопотнов), летчик, сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Чазов Борис Валентинович Воздушный стрелок ?÷01.10.42 ПАК
Чекушкин Пётр Мартынович техник, окончил Самарское авиционное училище
Черницын Петр, Воентехник 1 ранга. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Чирков Николай Егорович, летчик, ?÷04.12.42 НБЗ, ст. сержант (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)
Шмаков Павел Ефимович Летчик ?÷30.06.42 НБЗ
Шумков Павел Иванович, Мл. сержант. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Шушунов Алекс. Иванович, Мл. воентехник. , Место службы: 288 шап. Именные списки частей
Юдин, летчик старшина, (Журналы боевых действий, период: 29.11.1942—18.03.1943)


Журналы
https://pamyat-naroda.ru/docum...;types=jbd



Персональные сведения
о военнослужащих, участниках ВОВ 1941-1945 гг., погибших и похороненных в братской могиле у д.
БОЛЬШОЕ ЯБЛОНОВО Парфинского района Новгородской области – паспорт №-3
http://парфинский.рф/wp-conten...f.r-na.pdf
179. ст.с-нт Мартынов Николай Семенович – 288 шап 243 шад ЭГ 700 1920 24.07.1942 д.Б.Яблоново



Осипов Борис Алексеевич 1922 - 04.07.1942 (ПАК)
Место рождения: Саратовская обл., г. Ртищево
Старшина, летчик 288 шап ?÷04.07.42
04.07.42 г. погиб при аварии самолета Ил-2 во время следования на боевое задание. Похоронен в М.Макарово, Ильятенского с/с, Бологовского р-на, Калининской области.
ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 923, л. 110.

Романенко Василий Сергеевич (29.04.1909 - 30.06.1942). Герой Советского Союза
Место рождения: Ленинград
В 1934 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков
Капитан, командир аэ.
30.06.42 г. не вернулся с боевого задания на самолете Ил-2.

[
Изображение на стороннем сайте: 4cc403460a37.jpg ]

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7706
Жена Антонова Екатерина Викторовна
ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 923, л. 110.

[
Изображение на стороннем сайте: daa7675ba8e9t.jpg ]

мать Романенко Дарья Тимофеевна

[
Изображение на стороннем сайте: ccee064c01fct.jpg ]



Шмаков Павел Ефимович (1921 - 30.06.1942)
Место рождения:
Свердловская обл., Шалинский р-н, Уткинский завод
Лейтенант, летчик, 288 шап,
30.06.42 г. не вернулся с боевого задания на самолете Ил-2.
ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 923, л. 110.


Сидоров Владимир Якимович, мл. лейтенант, 288-й ШАП, 57-я САД
нашли поисковики в новгородской земле
http://www.poisk-dolina.ru/iz_bez_v_bes/?PAGEN_1=9




Прикрепленный файл: sidorov.jpg
---
всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO
smil
Модератор раздела

smil

Россия
Сообщений: 14261
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 9432
Сковородников Григорий Кузмич (1907-06.09.1941)
заместитель командира 288 ШАП, майор.
М.р. : город Горький
пропал без вести 06.09.1941

[
Изображение на стороннем сайте: 34de4f4857bft.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: 5ec274cba5dft.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: ad9575363c74t.jpg ]
---
всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO
smil
Модератор раздела

smil

Россия
Сообщений: 14261
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 9432
Марютин Пётр Матвеевич 08.12.1920 - 23.05.1992
Герой Советского Союза

Заместитель командира авиаэскадрильи 288-го штурмового авиационного полка (57-я смешанная авиационная дивизия, 11-я армия, Северо-Западный фронт), старший лейтенант.
М.р.: селе Бытошь, Дятьковской волости Брянского уезда Брянской губернии (ныне посёлок Дятьковского района Брянской области).
В армии с декабря 1938 года. В 1940 году окончил Балашовскую военную авиационную школу лётчиков.
Участник Великой Отечественной войны: в августе 1941 – январе 1943 – заместитель командира авиаэскадрильи и штурман 288-го (с ноября 1942 – 33-го гвардейского) штурмового авиационного полка (Северо-Западный фронт). Участвовал в боях в районе Старой Руссы и Демянска (Новгородская область). 2 октября 1941 года был тяжело ранен и до января 1942 года находился в госпитале.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=5857

Прикрепленный файл: Maryutin_P_M_0.jpg
---
всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO
smil
Модератор раздела

smil

Россия
Сообщений: 14261
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 9432
на разбор и дя памяти:

фамилии для поиска
пилоты:
летчики 288-го штурмового полка майора И. В. Дельнова
Николай Белавин, Николай Кузнецов, Василий Удачин, Михаил Камельчик, Николай Циплухин, Иван Староконь и другие, ставшие на войне Героями Советского Союза, -
Сарвин и Батарин.Касатков и Маляев
батальонный комиссар И. Т. Калугин
Молев Александр Осипович 33 ГШАП погиб в 1944
Удачин Василий Васильевич 33 ГШАП
Перминов Иван Александрович 33 ГШАП

техники:
механиков Шумкова, Половинкина, Спицына, Устинова, Михно, Четвертова, Толстогузова, техников по вооружению Соломина и Чекушкина.

с боевых заданий не вернулись лучшие из лучших, храбрые из храбрейших: Владимир Васильчиков, Василий Романенко, Александр Молев, Михаил Мшвениерадзе, Александр Быстров, Яков Головко, Николай Кузнецов и другие. Они не колеблясь, не пасуя перед врагом, смертью своей приближали победу.

Вспоминается подвиг младшего лейтенанта Лунина, - продолжал Александр Андреевич. - Его самолет подожгли над целью. Гибель неизбежна. Но коммунист Лунин не просто погиб. Он направил горящий штурмовик на вражескую зенитную батарею, которая его подбила, и взорвал ее.

Такими были боевые друзья и товарищи, с которыми он воевал на Северо-Западном фронте. Среди них хотелось бы назвать и Николая Ивановича Белавина. 159 раз поднимал он в воздух свой штурмовик и всегда возвращался с победой. Родина высоко оценила ратные подвиги летчика. Кроме Золотой Звезды Героя, он был награжден двумя орденами Ленина, четырьмя - Красного Знамени, орденами Александра Невского и Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды и десятью медалями.

Интересно сложилась послевоенная судьба Н. И. Белавина. Он успешно окончил Военно-воздушную академию. Стал генералом.

Чекушкин Петр Мартынович
был призван Бейнеткорским РВК Северо-Казахстанской области ещё в 1939 году.

В брошюре «Община Чекушкиных» А. Сиротин сообщает: «Узнала Александра Петровна» (жена Петра Мартыновича) «– довелось Петру на финской поучаствовать. Пригодилась ему тогда лыжная подготовка. Выбрал авиацию. Отучившись в Самарском авиационном училище (где не расставался с физкультурой) в войну он – техник по самолётам».
Однако же, из других семейных источников об участии Петра Мартыновича в финской войне ничего не известно. Нет упоминаний об участии Петра Мартыновича в действующей армии до августа 1941 г. Кроме того, в тексте книги А. Сиротина более всего неточностей приходится на информацию со слов Александры Петровны, касающейся времени до встречи с Петром Мартыновичем. Исходя из всего этого, я бы пока сказал, что вопрос об участии Петра Мартыновича в финской компании остаётся открытым. Но, может быть, и вправду участвовал. Во всяком случае, на лыжах он ходил очень хорошо.
.
Далее в этом посте информация строится на основе:
1) цитаты из: Н.Д. Костин «За номером 600». М., Московский рабочий, 1988. (зелёным цветом).
2) материалы сайта www.podvignaroda.ru (вишнёвым цветом).
3) цитаты из сайтов http://www.airpages.ru/ru/il2_11.shtml , http://militera.lib.ru/memo/russian/drabkin1/15.html и http://airaces.narod.ru/all7/kamelchk.htm (лиловым цветом)
4) цитаты из: А. Сиротин. Община Чекушкиных. Барнаул, 2004.
Информация из семейных источников (со слов Аркадия Степановича) приведена курсивом.
.
Во время войны Пётр Мартынович служил в 288-м штурмовом авиаполку техником по вооружению. На фронте Великой Отечественной войны Пётр Мартынович оказался 27 августа 1941 г. Его военные будни проходили при полевых аэродромах 288-го шап.
Боевая обстановка на Северо-Западном фронте в конце августа и начале сентября 1941 года оставалась весьма напряженной. Противник превосходил советские войска в дивизиях в 1,7 раза, а танках — в 1,3 раза, в орудиях и минометах — в 2 раза. Враг наступал крупными группировками. Инициатива находилась в его руках. Наступательные действия фашистов мощно поддерживала авиация…
Гитлеровцы наносили удары по Будгощи и Малой Вишере. Захватили Тихвин. Приблизились вплотную к Волхову. С захватом Тихвина рассекалась единственная железнодорожная магистраль, по которой к Ладожскому озеру шли из глубины страны грузы для осажденного Ленинграда…
288-й штурмовой авиационный полк базировался на аэродроме в Боровичах…
Боровичи... Небольшой городок в Новгородской области. Расположен на реке Мсте. Рядом — аэродром. Все подходы к нему надежно контролировались наземными службами. Личный состав возвел бдительность в квадратную степень. Усилил оповещение. Пристрелял сектора обороны. Нес круглосуточно боевое дежурство.
Каждодневно в Боровичах осуществлялась тщательная маскировка противовоздушных средств обороны. И когда на горизонте показывалась «рама» — гитлеровский разведчик, — раздавался не тенорский, а дружный басовитый лай зениток. В воздух немедленно поднимались истребители с соседнего аэродрома… /группу прикрытия для «илов» составляли истребители 402-го авиационного полка/.
/Лётчики, взлетая с аэродрома в Боровичах бомбили вражеские танковые колонны и аэродромы, железнодорожные узлы, вели воздушную разведку, помогали нашим войскам выходить из окружения. Они выполняли боевые операции в Старой Руссе, в Сольцах, в Дно, в Тулебля, у Валдая, Ржева, Сычёвки, Гжатска, у Ильмень-озера, у озера Велье, у Селигера…/
.
/сентябрь 1941 г./ ...Поле фронтового аэродрома. В ярких лучах утреннего солнца поблескивали на траве росинки. Из низины со стороны леса поднимался туман. Техники и механики свертывали маскировочные сети и расчехляли самолеты. Заправляли их горючим. Пополняли боеприпасами снарядные и патронные ящики. Подвешивали к держателям фугасные бомбы.
Люди трудились на стоянках словно муравьи. Казалось, что на аэродроме царит неразбериха. На самом деле каждый специалист занимался строго очерченным кругом своих обязанностей. Работа скрупулезно хронометрировалась. Подготовка самолетов к боевому вылету решалась целенаправленно, комплексным взаимодействием всех тыловых служб авиационного полка…
…В каком бы направлении с него /с аэродрома/ ни взлетал, с какого бы разворота ни заходил на посадку, всегда дул боковой ветер. Нельзя сказать, чтобы очень сильный. Но стоило летчику ослабить внимание, не учесть бокового сноса, как самолет либо плюхался далеко от посадочных знаков, либо разворачивался в сторону стоянок, либо «козлил» и выкатывался далеко за границу взлетно-посадочной полосы. Не исключалась поломка шасси или консоли крыла…
Самолетная стоянка на фронтовом аэродроме была для Александра Носова не только местом обслуживания и ремонта боевой машины. Она являлась родным гнездом, из которого он улетал и куда возвращался после боя.
Самолетная стоянка. Здесь Александра Носова не однажды вытаскивали полуживым из кабины. Отогревали, отпаивали горячим чаем из термоса. Бинтовали раны. Приводили, как говорили механики, в чувство. Смеялись сквозь слезы от радости, когда летчик наконец подавал признаки жизни.
На самолетной стоянке техник-лейтенант Василий Черяпкин учил Александра Носова грамотно эксплуатировать мотор штурмовика...
На самолетной стоянке техники и механики латали штурмовику многочисленные пробоины от вражеских пуль и осколков снарядов. Заправляли горючим. Пополняли боеприпасами. Проверяли каждую гайку и каждый шплинт.
Техники и механики верили в удачу Носова. Терпеливо ждали его возвращения из полетов. И он не помнит случая, когда бы не нашел у них дружеской поддержки. До сих пор сохранил в памяти их имена: механиков Шумкова, Половинкина, Спицына, Устинова, Михно, Четвертова, Толстогузова, техников по вооружению Соломина и Чекушкина.
Авиаспециалисты были надежными помощниками и верными друзьями летчиков. С ними Александр Носов встречал фронтовые рассветы. Раскуривал последнюю пачку папирос. Пополам делил каждую галету или сухарь, переживал горечь утрат и радовался одержанным победам...
В машине Петра Марютина насчитали более 500 пробоин. Были разбиты стабилизатор, рули глубины и поворота. Продырявлены крылья, фюзеляж. Выведена из строя пневмосистема подъема и выпуска шасси. Короче говоря, на штурмовике не было живого места. И вот на такой машине Петр Марютин дрался в воздухе с «мессершмиттами». Дотянул до родного аэродрома и сумел произвести посадку, правда без выпущенных шасси, на фюзеляж, поперек старта…
Не случайно Ил-2 называли на фронте крылатым танком. Бронекорпус надежно предохранял летчика от осколков вражеских снарядов и пуль. Хороший обзор впереди позволял мгновенно оценивать положение противника. Мощное вооружение делало штурмовик опасным для фашистских истребителей и танковых войск противника…
Иван Васильевич Дельнов начал свою судьбу на Северо-Западном фронте командиром 288-го штурмового [119] авиационного полка. И первое, что он сделал, — позаботился об устройстве быта, питания людей. Летчики еще могли где-то обогреться, обсушиться, отдохнуть в крестьянских избах. Их увозили и привозили на аэродром. А технический состав постоянно находился и работал на стоянках, под открытым небом. Дельнов распорядился, и в срочном порядке были сооружены в лесу, вблизи аэродрома, большие шалаши из деревьев, утеплены ветошью. Бочки из-под бензина и масла приспособили под печи, и жизнь пошла веселее. Обслуживание самолетов стало быстрее и качественнее…
...Обстановка на участке Северо-Западного фронта, где действовал 288-й штурмовой авиаполк, на 16 октября 1941 года сложилась следующая. Немецко-фашистские войска имели численное превосходство в технике и живой силе. Это помогло им захватить западный берег реки Полы, прочно его удерживать… Авиация противника в основном базировалась на аэродромах Старой Руссы, Дна, Сольцов и обрушивалась на наши коммуникации и боевые порядки пехоты на поле боя.
Советские войска после упорных боев отошли на заранее подготовленные позиции, закрепились на восточном берегу реки Полы.
Советские летчики бомбили аэродромы противника и взаимодействовали с наземными войсками на переднем крае. 288-й штурмовой авиационный полк расположился на аэродроме в Макарове…
21 ноября 1941 г. Пётр Мартынович был награждён орденом Красной Звезды. В соответствующих документах по этому поводу сообщалось следующее:
«Тов. Чекушкин за период боевых действий с германским фашизмом изучив в короткий срок новую материальную часть авиавооружения готовил самолёты к боевым вылетам в самые сжатые сроки. Подготавливаемая им матчасть всегда работала безотказно. Им подготовлено 150 самолёто-вылетов с подвеской бомб ФАБ-50 – 600 шт., АО-25 – 300 шт., РС-132 – 1200 шт., АО-2,5 – 1500 шт., КС – 300 шт. Подготовлено пулемётов ШКАС – 300 шт., пушек ШВАК – 300 шт, из которых выпущено патрон ШКАС – 70000 шт., снарядов ШВАК – 30000 шт.
Благодаря хорошо организованной работе тов. Чекушкиным матчасть вооружения готовилась к повторному вылету в течении 10 – 12 минут.
За самоотверженный труд при подготовке самолётов к боевым вылетам тов. Чекушкин достоин представления к правительственной награде медалью «За боевые заслуги».»
В это время Пётр Мартынович находился в звании старшего сержанта.
…На самом деле, подготовка авиационной техники требовала титанического усердия. В самолете каждый проводок, каждый рычажок, каждая заклепка несут свою определенную нагрузку. Здесь нет мелочей. Здесь все важно, все взаимосвязано.
Техники и механики знали, что любая их оплошность при подготовке машины к боевому вылету может стоить экипажу жизни. Трудились авиаспециалисты не за страх, а за совесть. Уходили с аэродрома затемно. Приходили на самолетную стоянку чуть свет. Словом, работали без выходных. И не было для них большей радости, чем благополучное возвращение самолета на свой аэродром…
13 февраля 1942 года… штурмовики базировались на аэродроме в Винах… /20 км к зеверо-западу от пгт Крестцы/. Низкая облачность. Заряды снега. Колючий ветер. Все мешало полетам. И все же они продолжались…
.
Вставка с http://www.airpages.ru/ru/il2_11.shtml
Поиск оптимальных форм боевого применения Ил-2, обеспечивающих одновременно как эффективное огневое воздействие на наземные цели, так и защиту штурмовиков от атак истребителей противника, привел к применению уже предлагавшегося в декабре 41-го боевого порядка "круг самолетов".
Первыми, кто применил этот боевой прием на поле боя, были летчики 288-го шап 243-й шад ВВС Северо-Западного фронта. В мае 1942 г. восьмерка Ил-2 этого полка, построившись по одному с дистанцией между машинами 500-800 м, замкнула круг и посамолетно атаковала цель. При этом каждый экипаж имел достаточную свободу маневра для осуществления как прицельного бомбометания и стрельбы из ракетного и стрелково-пушечного оружия по наземной цели, так и огневого воздействия на немецкие истребители, атакующие впереди идущий штурмовик.
Вставка с: http://militera.lib.ru/memo/russian/drabkin1/15.html
Боевой порядок "круг самолетов" стал основным тактическим приемом Ил-2 при нанесении бомбоштурмовых ударов по наземным целям.
Позже штурмовыми авиаполками стал применяться "свободный круг"…
.
Воздушных стрелков на штурмовиках еще не было, и летчики сами заботились о прикрытии задней полусферы…
С 5.05.42 по 14.06.42 г. 288-й шап в действующей армии не значится. В это время ...авиаполк оказался в городе Дмитрове на переформировании. Пополнившись людьми и новой техникой, он снова перелетел на фронтовой аэродром в Макарове /20 км юго-восточнее пгт Крестцы/…
В период 15.06.42 - 22.11.42 полк снова находится в действующей армии. С этого времени он действует в составе только что сформированной 243 штурмовой авиационной дивизии. Находится в составе 6-й воздушной армии. По-прежнему находится в составе Северо-Западного фронта.

.
Как и в предыдущем посте, информация строится на основе:
1) цитаты из: Н.Д. Костин «За номером 600». М., Московский рабочий, 1988. (зелёным цветом).
2) материалы сайта www.podvignaroda.ru (вишнёвым цветом).
3) цитаты из сайтов http://www.airpages.ru/ru/il2_11.shtml , http://militera.lib.ru/memo/russian/drabkin1/15.html и http://airaces.narod.ru/all7/kamelchk.htm (лиловым цветом)
4) цитаты из: А. Сиротин. Община Чекушкиных. Барнаул, 2004.
Информация из семейных источников (со слов Аркадия Степановича) приведена курсивом.
.
…Под вечер в авиаполк прилетел подполковник Дельнов. /к середине июня 1942 г./ он стал командиром 243-й штурмовой авиационной дивизии, куда входил и полк, которым он командовал прежде.
Новатор по духу, по натуре, Дельнов в первые же месяцы войны разработал и внедрил эффективный противоистребительный маневр — хорошо известную всем в штурмовой авиации «змейку». Ему принадлежала инициатива в оборудовании «илов» второй кабиной для воздушного стрелка…
Дельнов показал /лётчику/ Носову один из самолетов с оборудованной второй кабиной. В ней на специальном шкворне вращался пулемет конструкции Шпитального, калибра 7,62 мм. В штатном расписании авиаторов еще не было воздушных стрелков, и Носов спросил:
— Кто же будет летать во второй кабине?
— Любой из наших оружейников, — ответил Дельнов. — Лучшие из них станут воздушными стрелками…
К концу 1942 года Ил-2 стал выпускаться двухместным. Появление воздушного стрелка во второй кабине резко снизило потери штурмовиков. Ил-2 стал в полном смысле летающим танком и в то же время простым в эксплуатации и управлении. В результате модернизации машины она стала иметь скорость истребителя и еще большую огневую мощь. Летчики стали уверенно вступать в бой с истребителями противника. Если раньше «мессершмитт» подходил к штурмовику на 50 — 100 метров, то теперь он был вынужден увеличить дистанцию открытия огня до 600 — 800 метров. Вероятность поражения самолета уменьшилась в 8 — 10 раз. Самолетов, подобных Ил-2, не было ни в одной из армий воюющих стран…
.
16 августа 1942 г. Пётр Мартынович был награждён орденом «Красная Звезда». В соответствующих документах (наградном листе) по этому поводу сообщается следующее:
«В дни Отечественной войны тов. Чекушкин показал себя как лучший авиационный специалист авиационного вооружения. Работает с полной отдачей сил, энергии и знаний.
Будучи в должности мастера авиавооружения обеспечил 50 успешных боевых вылетов. Стрелково-бомбардировочное вооружение содержал в образцовом состоянии. Случаев отказа во время выполнения боевых заданий по его вине не было.
Как отлично справившийся со своими обязанностями тов. Чекушкин выдвинут на должность механика авиавооружения эскадрильи. Здесь тоже показал себя лучшим вооруженцем части.
Зная его способности, умение выдвинут на должность техника авиавооружения эскадрильи.
Под личным руководством тов. Чекушкина за короткий промежуток времени подготовлено 150 боевых самолёто-вылетов.
При этом подвешено бомб: ФАБ-100 – 470 шт., ФАБ-50 – 642 шт., АО-25 – 810 шт., АО-20 – 240 шт., АО-10 – 600 шт., АО-2,5 – 1490, ЗАБ-2,5 – 420, РС – 500.
Снаряжено: снарядов ВЯ – 7450 шт., патроны ШКАС – 25000, фосфора – 1200, пушек «ШВАК» - 18 шт., пушек «ВЯ» - 16, пулемётов ШКАС – 21.
Вся эта работа проводилась в напряжённой боевой обстановке.
Тов. Чекушкин показал себя подлинным патриотом Социалистической Родины. Он отдаёт себя полностью на дело вооружения наших грозных самолётов. Работает без устали не зная сна и отдыха.
За большие боевые заслуги, за самоотверженный труд достоин представления ко второй правительственной награде – орденом «Красная Звезда». Командир 288 ШАП майор Васильев Военком 288 ШАП… Калугин 16 августа 1942 г.»
В это время Пётр Мартынович находился в звании старшины.
На первый взгляд может показаться, что текст награждения отчасти дублирует текст первого наградного листа. Но видно, что числа единиц боекомплекта приведены другие, и соответственно подразумеваются 150 самолёто-вылетов за другой промежуток времени.
А вот был ли Пётр Мартынович задействован в качестве стрелка – вопрос открытый, несмотря на озвученное предложение подполковника Дельнова. Тут надо иметь в виду, что штурмовик ИЛ-2 проектировался одноместным, и по факту стрелок-радист был гораздо хуже защищён бронёй, чем лётчик. Оттого и риск для стрелка был выше, и погибали стрелки-радисты чаще. И скорее всего, участие Петра Мартыновича в боях в качестве стрелка сохранилось бы в семейных рассказах. Ан речь идёт именно как о технике по подготовке самолётов.
Впрочем, А.Сиротин со слов Александры Петровны пишет о Петре Мартыновиче следующее:
«Ему повезло и тогда, когда с подбитого самолёта прыгнул с парашютом. И белорусские леса его приняли. Лежал в госпитале. Всю жизнь мучила его нога, и плохо слышал на левое ухо.
Но мы об этом и не догадывались…»
Но вот было ли такое? Может быть, такой эпизод мог иметь место в 1944-м году, когда его полк перебазировался с Северо-Западного фронта в Коростень? Или же Петру Мартыновичу случалось таки выполнять работу стрелка-радиста? Теоретически, такое могло быть.
Ну, а вот насчёт ноги и левого уха – всё однозначно: Аркадий Степанович, хорошо зная Петра Мартыновича, по этому поводу произнёс только «да чепуха это». Каким образом возникла легенда про ногу и левое ухо – сказать в точности, по-видимому, невозможно.
Помимо прочего, Петр Мартынович был хорошим рассказчиком и балагуром. Но ради красного словца вполне мог и присочинить что-нибудь эдакое. Вот совершенно непонятно зачем, например, он сочинил историю, будто бы побывал в немецком плену. Его близкие десятилетиями считали это за правду, но только в середине 1980-х он во время скорби, нехотя признался Всеволоду Степановичу, что, да – в плену он не был.
В августе 1942 года войска Северо-Западного фронта развернули бои по ликвидации «Рамушевского коридора» /под Демянском/…
Огромную помощь сухопутным войскам в ликвидации «Рамушевского коридора» оказала 243-я штурмовая авиадивизия подполковника И. В. Дельнова. Особо отличился в дивизии 288-й авиаполк майора С. М. Васильева…
Приказом Народного комиссара обороны СССР No. 374 от 22.11.42 г. 288-й шап преобразован в 33 гшап (гвардейский штурмовой авиационный полк). В период 22.11.42 - 03.01.44 полк продолжает находиться в действующей армии на Северо-Западном фронте.
После ликвидации Демянского плацдарма, 14 марта 1943 года войска Северо-Западного фронта вышли к окраинам Старой Руссы. В боях за этот город снова отличилась 243-я штурмовая авиадивизия. 18 марта 1943 года приказом народного комиссара обороны она была преобразована в 3-ю гвардейскую… Радость гвардейцев омрачилась только тем, что за три дня до знаменательного события, 15 марта 1943 года, погиб ее первый командир, подполковник Иван Васильевич Дельнов. Гвардейцем он стал посмертно…
За боевые заслуги в мае 1943 г. 3-я гшад была удостоена почётного наименования "Валдайская".
3-я гвардейская авиационная дивизия после боёв с демянской группировкой противника поддерживала наступление соединений сухопутных войск в районах Старой Руссы, Невеля, на полоцко - витебском направлении.
В 1943 г. Пётр Мартынович по тем или иным причинам вступил в ВКП(б).
...До марта 1944 года 33-й гвардейский штурмовой авиаполк действовал на Северо-Западном фронте в 6-й воздушной армии /В период 04.01.44 - 18.03.44 г. 33-й гшап в составе действующей армии не значится (и 3-я гшад – тоже)/. В начале марта 1944 года он перебазировался в город Коростень на ковельское направление 2-го Белорусского фронта (вероятно, в это время он уже входил в состав 15-й воздушной армии).
Далее места полевых аэродромов 33-го гв. штурмового авиаполка оказывались всякий раз оказывались вблизи и на небольшом расстоянии от пути, по которому в составе 7-го гв. кавалерийского корпуса перемещался Степан Мартынович. Но о том ещё будет упомянуто – когда речь пойдёт о Степане Мартыновиче Чекушкине. Сейчас же обозначим, что подготавливаемые Петром Мартыновичем к вылетам штурмовики неоднократно оказывали серьёзную поддержку наземным частям в ходе тех операций, в которых участвовали и кавалеристы 7-го гв. кавкорпуса. Таким образом, ударным трудом на полевом аэродроме Пётр Мартынович непосредственно помогал старшему брату.
Вероятно, к апрелю 1944 г. (время в источнике не указано) 33-й гшад базировался уже на аэродроме в городе Сарны (Ровенская область, на Волыни). А затем авиаполк принял участие в освобождении Польши. Судя по следующей цитате, одним из мест его базирования стал аэродром у города Люблин – города, в освобождении которого непосредственное участие принимал 7-й гв. кавкорпус.
Вставка с сайта http://airaces.narod.ru/all7/kamelchk.htm
Недалеко от аэродрома Люблин находился концлагерь смерти Майданек. К этому времени он был уже освобождён советскими войсками. Посетить его решили лётчики /бывшего/ 288-го авиаполка /,ставшего к этому времени 33-им гшап/. На территории лагеря их встретили несколько человек… которых не успели госпитализировать. Не менее сильное впечатление на пилотов произвели печи крематориев… Вернулись на аэродром и сразу провели митинг. После того как почтили минутой молчания павших в концлагере, лётчики стали произносить речи, полные негодования, ненависти к фашистам и решимости немедленно отомстить за всё, что только что увидели. Время шло к вечеру, и вряд ли кто - то думал, что такая возможность представится тотчас. Но именно в эти минуты поступила команда, и эскадрилья, возглавляемая Капитаном Белавиным, вылетела на крупную железнодорожную станцию Варна южнее Варшавы, где находилось не менее 30 вражеских эшелонов…
В Польше 33-й авиаполк влился в 16-ю воздушную армию. Здесь штурмовики сыграли большую роль в преследовании отступающего противника, в создании, удержании и расширении плацдарма у Пулавы.
В период 08.09.44 – 20.11.44 г. 33-й гшап в составе действующей армии не значится (и 3-я гшад – тоже). В период 21.11.44 - 09.05.45 авиаполк снова находится в действующей армии в составе 3-й гшад. В ноябре 1944 г. дивизия упоминается в составе 9 шак (штурмового авиационного корпуса), который в середине ноября вошел в состав 16 ВА (воздушной армии).
Вставка с сайта http://airaces.narod.ru/all7/kamelchk.htm
/В январе 1945/ войска 1-го Белорусского фронта, преследуя разбитые части немецких войск, продолжали с боями продвигаться к Одеру и в ночь с 28 на 29 января перешли границу Германии. 33-й Гвардейский штурмовой авиаполк (так с 21 Ноября 1942 года назывался бывший 288-й ШАП ) приземлился на аэродроме Цилициг (он же – Циленциг; ныне – Суленцин). До Берлина оставалось не более 80 километров.
29 марта 1945 г. Пётр Мартынович был награждён орденом Отечественной Войны второй степени. В наградном листе по этому поводу говорится следующее:
«После второй Правительственной награды, тов. Чекушкин, работая зам. старшего техника АЭ по авиавооружению, обеспечил своим руководством обслуживание 1260 боевых вылетов без единого отказа матчасти вооружения по вине технического состава. За это же время под руководством тов. Чекушкина отремонтировано в полевых условиях: пушек ВЯ – 69, пушек ШВАК – 37, пулемётов УБТ – 56 и пулемётов ШКАС – 136.
В работе исключительно энергичен, упорен и находчив. Вверенную материальную часть всегда содержит в боевой готовности.
Лично дисциплинирован и очень требователен как к себе, так и к подчинённым. За последние два месяца и подчинённый состав взысканий не имеют.
За отличное выполнение заданий Командования, за самоотверженный труд достоин награждения Правительственной наградой орденом Отечественной войны 2 степени».
Ко времени награждения Пётр Мартынович имел звание гвардии техник-лейтенант.
16 апреля 1945 г. части 47-й и 3-й ударной армий после мощной артиллерийской подготовки перешли в наступление.
— Очень сильные бои шли за овладение Зееловскими высотами, — рассказывал Носов. — В день штурмовки делали по пять-шесть боевых вылетов. К вечеру наши комбинезоны белели от соли...
Вставка с сайта http://airaces.narod.ru/all7/kamelchk.htm
...16 Апреля 1945 года. Эскадрилья 33-го ГвШАП служит небесным тылом 8-й Гвардейской армии... Бой в самом разгаре. Советские воины испытывают небывалый внутренний подъём, их оптимизм разделяют штурмовики. С неба летит какой - то странный предмет и падает в расположение боевого порядка 82-й стрелковой дивизии... Это символический ключ от берлинских ворот, который накануне смастерили лётчики. Копия этого ключа выставлена в экспозиции одного из самых больших залов Центрального музея Вооруженных сил. Как одна из реликвий, как символ ратных подвигов советских воинов…
При поддержке штурмовой и истребительной авиационной дивизий к 19 апреля были созданы условия, необходимые для ввода 7-го гв. кавкорпуса в наступление.
22 Апреля 1945 года /лётчиками 33-го гшап/ нанесён штурмовой удар по фашистской столице - Берлину.
За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции, 33-й гшап был награжден орденом Суворова III степени.
.
Что касается Петра Мартыновича, то его авиаполк после войны базировался в Берлине (или его ближайших окрестностях) и в 1945 г., и в 1946 г.
.
В сентябре 1945 г. Пётр Мартынович приехал на побывку в село Новосельское к родственникам. Как попали в Новосельское (ныне – г. Ачхой-Мартан) Юлия Павловна и Аркадий Степанович – см. «Из северного Казахстана – на северный Кавказ». Летом 1945 г. в Новосельское к семье приехал Степан Мартынович и стал школьным учителем физкультуры. Его жена – Юлия Павловна – уже работала в Новосельском учительницей русского языка и литературы. А в сентябре 1945 г. к ним на побывку в одно время приехали Пётр Мартынович и Всеволод Степанович.
А в той же школе работала учительницей начальных классов Александра Петровна Тойокина (Тоёкина).
Ну, а теперь предоставим слово А. Сиротину, который со слов Александры Петровны приводит в брошюре «Община Чекушкиных» следующее:
«Подружилась Александра Петровна с Петром Мартыновичем… Не испугалась она будущей жизни с мужем в Германии, где около Берлина расквартирован был авиационный полк, в котором и служил П.М. Чекушкин.
… Сентябрь 1946 года. После долгих мытарств, связанных с оформлением в Германию документов, Александра Петровна идёт по военному городку. Встречает танкиста, показывает ему фото.
- Да это Чекушкин, вратарь из авиаполка. У него ещё синяк под глазом – моя работа – Да не пугайтесь – в футболе ещё и не такое бывает.
Заядлым футболистом считался Пётр Чекушкин и подругу встретил… с украшением.
Синяк зажил – как в известной поговорке. Свадьба! Расписались Чекушкины в советском посольстве»
http://dor-zhur.livejournal.com/87934.html

Прикрепленный файл: чекушкин.jpg
---
всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO
smil
Модератор раздела

smil

Россия
Сообщений: 14261
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 9432
Костин Николай Дмитриевич "За номером 600"
Книга о Герое Советского Союза гвардии майоре Александре Андреевиче Носове.

Родился он 21 июня 1920 года в городе Люблино Московской области в семье потомственного рабочего. Русский. Член КПСС с марта 1942 года. поступил в Тамбовское училище гражданской авиации, а затем в Балошовскую военную авиационную школу пилотов. В ноябре 1940 года Носов становится младшим лейтенантом, летчиком 217-го ближнебомбардировочного полка, служит в городе Новозыбкове. Здесь его и застала война. Начал он ее на бомбардировщике СБ, а продолжал на штурмовике Ил-2 на Северо-Западном фронте.

В описании боевого подвига, за который летчику присвоено звание Героя Советского Союза, говорится, что лейтенант Носов считался в штурмовой авиации Северо-Западного фронта непревзойденным мастером по истреблению фашистов как на земле, так и в воздухе. 13 процентов всей боевой работы части, указывали командир и комиссар полка, это штурмовые удары лейтенанта Носова по вражеским аэродромам...


Александр Носов и Петр Марютин были командирами эскадрилий. Носов командовал второй, Марютин - первой. Крепко дружили. Они знали друг друга еще со времени службы в 217-м бомбардировочном полку. Вместе переучивались в Воронеже на Ил-2. Вместе прибыли на Северо-Западный фронт.
http://litfile.net/web/24974/28579-29584

С декабря 1941 года механиком самолета у Александра Носова был Петр Максимец, а с 1944 года и до окончания войны - Борис Бадаев. Первоклассные специалисты. Летчик верил им, как самому себе. Полагался на них в любом вопросе. Знал - не подведут. Пожалуй, ни в одном роде войск не было на фронте такого тесного духовного контакта между людьми, как в авиации. Механик самолета и летчик. Их немыслимо отделить одного от другого. И хотя один постоянно оставался на земле, а другой большей частью находился в воздухе - они делали сугубо общее дело, которое их объединяло, - громили врага, защищали Родину.
До декабря 1941 года техником самолета у Александра Носова был Василий Черяпкин. Как и многие его сверстники, будучи школьником, комсомольцем, он спешил все познать, все попробовать, сделать своими руками. Занимался в планерном кружке. Ему хотелось быть похожим и на стахановцев, и на полярников дрейфующей станции Папанина, Федорова и Ширшова, и на пограничника Карацупу, но больше всего на героев-летчиков Чкалова, Байдукова и Белякова, махнувших через Северный полюс в Америку.

После окончания средней школы Василий Черяпкин самозабвенно стремился попасть в военное училище летчиков, но стечение обстоятельств привело комсомольца в стены технической авиашколы. Он успешно окончил ее и попал на Северо-Западный фронт, в 288-й авиационный полк. Здесь ему посчастливилось так он считал - обслуживать самолет, на котором летал его одногодок Александр Носов
---
всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO
smil
Модератор раздела

smil

Россия
Сообщений: 14261
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 9432
Белавин Николай Иванович (29 Января 1923-15 Января 1980 )
М.р. : г. Алма - Ата
В 1942 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.
С Июля 1942 года в действующей армии. Воевал на Северо - Западном, 2-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах. Прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира 33-го Гвардейского ШАП.

К середине Июля 1944 года командир эскадрильи 33-го Гвардейского штурмового авиационного полка ( 3-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 6-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт ) Гвардии капитан
http://airaces.narod.ru/all10/belavin.htm

Прикрепленный файл: belavin1.jpg
---
всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO
smil
Модератор раздела

smil

Россия
Сообщений: 14261
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 9432
под вопросом
Игнатенко Григорий Парфенович 1901 Гусарковский с/с п/полк. 288 ШАП, 243 ШАД 13.07.1942 Ленинградская обл. Валдайский р-н д. Шуя Архив Климовичского РВК
---
всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO
smil
Модератор раздела

smil

Россия
Сообщений: 14261
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 9432
Александров Алексей Леонтьевич. 3 апреля 1942 года.
Капитан. Командир эскадрильи 288-го штурмового авиационного полка. Погиб при выполнении боевого задания на самолёте Ил-2. Похоронен на кладбище села Вины, Крестецкого района, Новгородской области.

Балабанов Георгий Михайлович. 13 февраля 1942 года.
Младший лейтенант. Лётчик 288-го штурмового авиационного полка.
Погиб при выполнении боевого задания на самолёте Ил-2. Похоро нен в братской могиле деревни Б.Волосько, Старорусского района, Новгородской области.
---
всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO
smil
Модератор раздела

smil

Россия
Сообщений: 14261
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 9432
Лаптев Анатолий Дмитриевич, (1920- март 1943)
гв. мл. лейтенант, командир звена
не вернулся с боевого задания
м.р. г. Киров, мать Лаптева Софья Сидоровна

Кузнецов Василий Михайлович (1922- март 1943)
воздушный стрелок, гв. сержант
м.р.: Чувашская АССР, дер. Полевые Козыляры
не вернулся с боевого задания
отец Кузнецов Михаил Матвеевич

Прикрепленный файл: лаптев.jpeg
---
всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO
smil
Модератор раздела

smil

Россия
Сообщений: 14261
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 9432
Васильев Михаил Николаевич, (1922- 17.04.1943)
пилот, сержант, погиб во время тренировчного полета
м.р. ст. Голищино, отец Васильев Николай Васильевич

Прикрепленный файл: васильев.jpeg
---
всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO
smil
Модератор раздела

smil

Россия
Сообщений: 14261
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 9432
Мосейчук Александр Васильевич (1922- 29.04.1943)
гв. ст. сержант, механник авиационный
с. Ильящевка, Житомирская область.

Прикрепленный файл: мосейчук.jpeg
---
всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO
    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 6 7 Вперед →
Модератор: smil
Вверх ⇈