aun Модератор раздела
Сообщений: 63 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 548 | Наверх ##
2 февраля 2023 15:38 ИСТОРИЯ СЕЛА ОСТАНИНО МАНТУРОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ 8 июня 1684 года по указу Великих государей и по грамоте за приписью дьяка Семёна Карева отказано в Старооскольском уезде в Ублинском стану, пустошь — дикое поле в Останинской дубраве сквозь Останин лес на 400 четвертей отказано старооскольском Степану Воронову, Анисиму Панкратову, Абакуму Монакову, Потапу Бочарову, Григорию да Кириле Абрамовым, Иллapuoнy Слизову, Назару Фендрикову, Ивану Рязанцеву, Сафону Шеховцову, Парамону Мушустину, Алексею Титову, Василию Канищеву, Ивану Дружинину, Мартину Юрьеву, Мартину Стрекозову по 20 четвертей каждому, Анисиму Панкратову в его оклад по 100 четвертей в поместье со всеми угодьями, а сверх тех урочищ лишней земли 400 четвертей отписано на их великих, государей до поместной отдачи. А дворовые усадьбы помещикам Степану Воронову с товарищами в Ублинском лесу в Останиной дубраве на суходолье. В июне 1684 года по указу Великих государей староосколец Иван Попов ездил в Старооскольский уезд в Ублинский стан в урочище, и за его дачами в том же чертеже и урочищах есть остаточной лишней земли на 600 четвертей лежит порознь: поместья и в вотчину, и на оброк наперёд сего никому не отказано и не владеет тем диким полем никого... и по указу Великих государей по сыску то дикое поле 220 четвертей по 20 четвертей человеку и велел владеть до писцов старооскольцам-детям барским: Миките Полуехтову сыну Елагиеву, Филату Ларионову сыну Елизову, Касьяну Константинову сыну Ровенскому, Ивану Гаврилову сыну Макаеву, Фёдору Евстифееву сыну Сапрыкину, Исаю Акимову сыну Ченскому, Максиму Акулову сыну Кудрявцеву, Сергею Семёнову сыну, Роману Иванову сыну, Клевцовым, Никите Дементьеву сыну Григорьеву, Ивану Гаврилову сыну Карамышеву, а дворовые усадьбы,и огородные, подгумённые места на Суходолье в Останиной дубраве Старооскольского уезда. В селе Останино церковь во имя Козьмы и Демьяна. К этой церкви прихожане солдат Максим Акимов сын Кудрявцев 90 лет, у него жена Авдотья 90 лет, у них приёмух Иван Гордеев сын Грищин 53 года, у него жена Татъяна 53 года, у неё дочь Авдотъя 9 лет. Из переписки 1710 году убыли пасынок его Самойла Васильев, сын Самойлы 25 лет взят в ландмилецкие полки в 1713 году, и Иванов сын Григорий 29 лет взят в Киев в солдаты в 1711 году. В переписку 1710 и 1714 годов были приписаны у него Михаила внук Архиn Гаврилов сын Кудрявцев 17 лет, у Ивана пасынок Микита Васильев сын Семёнов 19 лет. Поместья 10 четей, оклад был в 710 году 2 рубля 6 алтын 4 деньги, Ныне по перекладке окладчиков платит полтора рубля и т.д. Останино 25 вёрст от Тима. 1868 г. 181 двор, 964 мужчины 1050 женщин, церковь. СЕЛО ОСТАНИНО ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Население в далёком прошлом занималось земледелием, разведением скота. Вся земля, луга, леса, водопои принадлежали помещику. Крестьяне были полностью зависимы от помещика и не имели права уйти от него к другому. Орудиями труда по обработке земли были простые деревянные сохи и бороны. Косили серпами и росами. Сеяли вручную, молотили цепами. Урожаи были низкими 30-50 пудов с десятины. Часто были недороды. Задавленные нуждой крестьяне уходили в разные уголки России и собирали на «погорелое», на «недород», или уходили в отхожей промысел на Донбасс, Кубань, на Харьковщину и в другие места. Крестьяне облагались многочисленными налогами в пользу помещика. Ежегодно Курская губерния уплачивала государству и помещикам более 7 млн. различных сборов и податей. Разорённые помещичьей эксплуатацией, крестьяне не могли платить во время подати, в результате чего росли недоимки. Для их погашения помещик отбирал у крестьян последнее имущество и скот. Со времени освобождения крестьян (реформа 1861 г.), между которыми было 44% крестьян крепостных, население увеличилось за 5 лет на 30%. Бывшие владельческие крестьяне получили в надел по уставным грамотам 3,7 десятины, а государственные - по 5,1 десятины (причём землю давали на количество мужских душ). Земля, выделенная крестьянам, находилась вдали от села, плохая и неудобная. В Тимском уезде имелось 35 цензовых дворян-землевладельцев. Коренные жители, отошедшие от помещика и получившие наделы земли, занимались земледелием, их называли крестьянами. Жители, завезённые раньше из других мест, набеглые, жили при дворе помещика и назывались дворовыми. Ютились они по овражьим местам, дома их были плохие: низкие, с мельчайшими окошками, топились по-чёрному. Занимались кустарничеством, делали повозки, сани, колёса. Среди крестьян произошло расслоение: были кулаки и нищие крестьяне. Крестьяне не имели никакие политических и гражданских, прав. Особенно расслоение деревни ярко сказалось в 1905 году, когда беднота намеревалась решительно выступить против помещиков, а кулаки не соглашались. Бедственное положение крестьян, неурожайные годы 1901 и, особенно, 1905 года, привело к разному усилению крестьянского движения. Большую роль в развитии крестьянского движения сыграли рабочие отходники, которые уводили на заработки в промышленные и торговые города, где встречались с промышленным пролетариатом и революционерами, возвращались в родные деревни с решимостью вести борьбу против помещиков, чтобы добиться передачи всей земли тем, кто её обрабатывает. Они привозили листовки, политические прокламации и распространяли их среди населения. Крестьяне жгли помещичьи имения, увозили хлеб с поля, из магазинов тянули продукты, посуду, отказывались платить государственные подати, устраивали демонстрации, проходили по селу с красными флагами с надписью «Долой самодержавного царя!», «Долой помещиков!»,«Да здравствует собрание народных представителей!». Для подавления восстания помещик вызвал отряд драгун из Курска. Восстание было подавлено. Во всей Курской губернии среди основного населения царила темнота и невежество. Всего насчитывалось 5% грамотных. В селе была церковно-приходская школа. Учились дети до трёх классов - большинство детей крестьян не учились. Школой no-существу руководил поп. Дети учили в основном «закон Божий», но и читать и писать. Больниц не было, медикаментов не было, наблюдалась большая смертность среди населения. Книги были только у помещиков, их раздавали своим приближенным. До 1917 года впервые выписывалась газета «Русское слово». Получали их только богатые люди. 50% людей в селе были неграмотные. Культура на селе была низкой. Одним из развлечений молодёжи явились кулачные бои. В праздничные дни сбором людей была церковь, где проводила служба. По праздникам били в колокол (колокола большие, до 200 пудов), Богатые люди хорошо одевались, имели хорошие дома, мебель, Устраивали увеселительные встречи. А крестьянские постройки были положи на лачуги. Они должны были только работать и не думать о развлечении. В ноябре месяце 1917 года совершилась революция. Прогнали помещиков и капиталистов, уничтожили их частную собственность, эксплуатацию человека человекам. Началось строительство социализма. В селе Останино тоже не стало помещиков. Была создана коммуна, постепенно началось обобществление мелких крестьянских хозяйству мелкого инвентаря и оборудования. Советский народ приступил к восстановлению разрушенного народного хозяйства. Но вскоре на молодое Советское государство напали интервенты и белогвардейцы. --- Ищу сведения о Бобровских, Фарафоновых-село Останино, Камардин,Переверзев-село Пузачи Курской губернии, Грецов, Есипов-деревня Дорожня Старооскольский Уезд , Ушаков, Прасолов-Лебеди Старооскольский Уезд, Алтухов, Курицкий, Мамаев, Пашков, Никулин, Артемье |