
 Для благодарности участников предусмотрены на форуме три варианта -
[q] 1. рейтинг +/- 2. отзыв 3. лайк (за сообщение)
Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения. [/q]
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ -
[q] Следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.[/q] |
Борисово. Москва. ЮАО
Село на Борисовских прудах. (Сбор материала о селе и жителях).
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37275 | Наверх ##
1 февраля 2011 13:01 31 мая 2018 22:47 --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37275 | Наверх ##
26 сентября 2013 11:56 4 декабря 2014 0:08 При просмотре фотографий по село Борисово видно, что чаще встречаются однотипной постройки дома. Судя по нашему дому, который (по словам родителей) три раза "строился", его можно отнести к той же "послевоенной серии". Фотографии - [ Изображение на стороннем сайте: BorisovoCe_1609329_9177498.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: DomriniBor_7416722_9177500.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: Svadba3jpg_2439009_9177504.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: Ulica9jpg4_1755243_9177507.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: Ulica10jpg_4323478_9177509.jpg ] Зарисовки - [ Изображение на стороннем сайте: Dom6jpg_2770646_9177483.jpg ] Если попробовать сделать описание таких домов? Оставшиеся старые дома (их видно на снимках) были простыми, с обычной двускатной крышей, с треугольным слуховым окошком для освещения и проветривания чердака. Те, которые на фотографиях и зарисовках с более сложной кровлей (совр. вальмовая конструкция крыши со слуховым окном (совр. люкарна)). Конек общий. Были такие дома характерными для какого-то региона или нет? То, что под общей крышей находились не только изба, кухня с русской печкой, но и сени с дровяником, подсобным помещением... известно многим жителям села, а вот откуда "пришли" эти дома? Такие же постройки встречались в Коломенском, Дьяковском, Царицыно и др. населенных местах Царицынской и Коломенской волостей (возможно и др. населенных местах Московского уезда Московской губернии). --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37275 | Наверх ##
27 сентября 2013 18:10 4 декабря 2014 0:06 --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37275 | Наверх ##
27 сентября 2013 18:19 Холмогоровы В. И. и Г. И. Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII ст.. — М., 1892. Пехрянская десятина [ Изображение на стороннем сайте: F1jpg_8411491_8710842.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: F2jpg_8441760_8710846.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: F3jpg_2206632_8710847.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: F4jpg_7953358_8710848.jpg ] Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Борисове Троицкая церковь в Борисове Дата постройки: не позже 1887. Адрес: г. Москва, Борисовский проезд, д.15, к.4. Проезд: м."Домодедовская", авт. 275; м. "Орехово", авт. 275, 711, ост. "Борисовский проезд, д. 15". Координаты: 55.6298,37.72874 Близ нынешнего храма до конца XIX в. стояла древняя церковь Троицы, построенная в 1710 г. и разобранная за ветхостью в 1888 г., вскоре после постройки новой. Новый храм построен благодаря усилиям священника села Борисова отца Н.А.Смирнова. «В 1913 г. скончался священник Н.А.Смирнов. В 1859 г. он стал священником села Борисово, где была маленькая каменная развалившаяся церковь, приход бедный, с доходом 100 руб. в год. Он берет котомку и идет в Москву собирать на храм. Собирал с 1865 по 1875 гг. на московских базарах. Большинство прихожан — раскольники, для храма не дают хорошего возвышенного места, предлагают строить его на земле никому не нужной, неудобной, в конце пруда, на бывшей церковной усадьбе. Ну что ж! Построил и здесь храм... Погребен под церковью, которую сам выстроил с таким трудом» (Московские церковные ведомости. 1913 год) «Каменный трехпрестольный храм в с.Борисове во имя св.Троицы с приделами во имя иконы Богоматери «Утоли моя печали» и св. Николая Чудотворца в 1902 г. значительно расширен, печи сделаны духовые, пол плиточный» (Московские церковные ведомости. 1902 год) В советское время - склад, автоклуб. Возвращён в 1990 году. 14 сентября 1991 года - вновь освящён. Листая источники - Земли села Борисово (Борисовское) располагались на территории районов Орехово-Борисово Северное, Зябликово, Москворечье-Сабурово, Братеево, на берегу Борисовского пруда в районе улиц Борисовские пруды, Мусы Джалиля, Орехового и Борисовского проездов. Земли эти были заселены с давних времен. В XI—XIII вв. здесь жило славянское племя вятичей. Согласно обследованию 1937 г., на правой стороне проселочной дороги из села Беседы и деревни Зябликово в село Братеево, у поворота к Братееву, на расстоянии 1,5 км от него была расположена группа из 21 кургана (эта территория в настоящее время застраивается). Эта группа называлась Борисовской. Все курганы располагались в шахматном порядке и были снесены во время строительства микрорайона Орехово-Борисово. *** В приходских книгах сообщалось, что за победу над войском Казы-Гирея царь Федор Иоаннович пожаловал Борису Годунову в вотчину 32 селения с крестьянами. В их число вошло и сельцо Овражки. Об этом уже рассказывала выше. Возле родников, в овраге, впоследствии был установлен памятник с надписью: «Село Борисово, принадлежащее боярину-правителю Борису Годунову». Его сломали в 1935-1940-х гг., и есть предположение, что его «забыли» в пруду, где он и покоится на небольшой глубине, зарытый в ил. *** Предположительно в 1598 году, Борис Годунов, будучи уже царем, начал постройку плотины на р. Городенке силами своих «дареных» крестьян с. Борисова. Речка Городенка давным-давно протекала по дну современного пруда и брала свое начало далеко за с. Покровским (ныне ст. Покровская Курской ж. д.), текла мимо этого села, а также мимо с. Чёрная Грязь (ныне Царицыно), д. Хохловки, д. Шипилово, с. Борисова и впадала в Москву-реку близ с. Беседы. В 1600 г. поперек реки Городенки уже высилась величественная плотина из белого камня, которую прозвали Цареборисовской, или Годуновской. Вода разлилась по пойменным лугам и даже подтопила Каширскую дорогу (тогда она проходила по дну нынешнего Нижнецарицынского пруда). Поэтому через образовавшийся пруд была построена паромная переправа (когда точно неизвестно, но она функционировала ещё в ХХ в.) Пруд также назвали Цареборисовским, а в советские годы — Борисовским. *** В 1605 г. на Русь пришёл Лжедмитрий I. Находясь в Коломенском, он узнал, кому принадлежит село Борисово, и приказал стереть его с лица земли. Вновь Борисово было отстроено в 1620 г. переселенными сюда из Коломенского крестьянами. Тогда же к Борисову были приписаны Братеевский луг на северном торце села Братеева близ берега Москвы-реки, Городенский луг с Беседской заводью, шедший по северному берегу реки Городенки и у устья заходивший на её южный берег (собственно, на южном берегу он оказался позднее, когда Городенка изменила свое русло). В XVII-первой половине XIX вв. село Борисово под официальным названием приселок Борисов(Борисовский) было в составе Коломенской дворцовой, а затем удельной, хозяйственной волости и принадлежало царской фамилии. В 1628 г. в селе уже стояла деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Время её постройки неизвестно, но можно предположить, что это было при Борисе Годунове. Есть и такое предположение: в 1900-х годах в селе была отмечена старообрядческая деревянная церковь с тем же названием, неизвестно когда построенная. Возможно, речь идет об одной и той же церкви. В 1910 г. она сгорела. Судя по переписи дворцовых волостей 1646 г., в которой указаны приселки и деревни, «тянущие» к с. Борисовскому, оно было центром хозяйственной единицы. Здесь отмечены каменная плотина на пруде, церковь Николая Чудотворца, три двора церковных бобылей (3 чел. мужского пола) и 34 двора крестьян (51 чел. мужского пола). В писцовых книгах 1675—1677 гг. в приселке села Коломенского Борисове описывается уже церковь Живоначальной Троицы с приделом Николая Чудотворца, деревянная, клетская. Священник этой церкви был, очевидно, весьма состоятельным, так как имел «купленного человека», а один из церковых бобылей был женат на «поповой дворовой купленной девке». В приселке было 32 крестьянских двора, на которых проживало 37 чел. мужского пола. У них находилось «под дворами и огороды усадные земли восмь десятин, животинного выпуску десять десятин, пашни паханные середние земли сто шездесят четей, лесом поросло семнатцать четей без третника в поле, а в дву потомуж, сена в Братеевских лугах сорок пять десятин, Хмелевского лесу во всех трех полях сто десятин, капуснику полторы десятины». В 1710 г. в Борисове числилась каменная церковь во имя Святой Троицы. Она была построена из белого камня, и в ней служили тогда священник Никита Афанасьев и его сын диакон Димитрий. *** В 1767 г. Екатерина Великая останавливалась в путевом деревянном дворце в с. Борисове. Есть легенда, что когда она любовалась Цареборисовским прудом, то увидела крест храма, блестевший на солнце. Сам храм находился за лесом, как за ширмой. Екатерина велела узнать, что за село там находится. Ей ответили, что это Чёрная Грязь. Через восемь лет, а именно в 1775 г., селу Чёрная Грязь суждено было стать имением Екатерины II и называться селом Царицыном. В 1768 г. по указу императрицы была отреставрирована Годуновская плотина. Последний же раз она реставрировалась в 1861 г., о чём говорят клейма на железных связях. На одной старославянскими буквами выведено слово «Вятка», на другой также по-старославянски указано: «ГI IA. 1861г», то есть 13 января 1861 г. В XVII—XVIII вв. в Борисове располагался государев сад (по описи 1704 г., он был яблоневый). В 70-е годы XVII в. при нём было два садовника, которые за свою службу имели сенные покосы и пахотную землю в пустоши «Надеине, Гридина роспашь, Щеголево тож» на Хмелевском овраге. В XVIII в. при саде находилось уже 12 садовников. А в пруду разводили рыбу на государев стол: щук, карасей, плотву и лещей. Ловить их в 70-е годы XVII в. из Москвы приезжали «подключники», а для наблюдения за самим прудом и рыбой здесь находились «плотинных дел подмастерья» и два прудовых сто¬рожа, которым вместо жалованья были так же даны пашни, огороды и сенные покосы. В XVIII в. прудовых сторожей уже 13, в их обязанности входила ловля рыбы. Последний раз прудовые сторожа упоминаются ревизскими сказками 1816 г. Экономическими примечаниями к Генеральному межеванию кроме вышеупомянутых выше видов рыб в пруду отмечены такие ценные, как стерлядь и язь. C XVII в. в селе на р. Городенке стояла деревянная мельница, при ней амбар и избушка. Мельница обычно сдавалась в аренду, а в конце 60-x годов ХIХ в. на её месте арендатором купцом Я. В. Гамсоном была устроена бумагопрядильная фабрика. В XVIII в. в Борисове сеяли хлебные культуры. Здесь росли овес, гречиха и даже лен. Крестьянские сады в селе появились в 1800 году. Они были, в основном, из яблонь. Кустарниковые культуры стали разводиться в Борисове в 50-х годах XIX века. Среди них выделялись крыжовник и брусничная смородина. Позже появилась красная вишня, называвшаяся «шубинкой», вероятно, по деревне Шубино Бронницкого уезда Московской губернии (ныне Домодедовского района Московской области). Село было крупным. Если по ревизским сказкам 1816 г. здесь было 75 семей с 256 мужчинами и 267 женщинами, то в 1850 г. на 86 семей уже приходилось 416 мужчин и 458 женщин. Около 40 % жителей села были старообрядцами (в 1826 г. — 236 чел., в 1865 г. — 393 чел.), имевшими свой молитвенный дом. Борисовские крестьяне были зажиточны. Известны случаи перехода их в купечество; неоднократно за деньги ставили они взамен себя рекрутов. В середине XIX в. крестьяне с. Борисова самовольно захватили участок земли, принадлежавший с. Остров и располагавшийся почти в самой середине владений Борисова. 15 лет шла тяжба, после чего земля была возвращена владельцу. После отмены крепостного права крестьяне с. Борисова получили во владение всю бывшую у них в пользовании землю, за которую в течение 51 года они должны были выплачивать по 3 руб. 66 коп. с долями в год с душевого надела (1,6 дес.). Рыбная ловля в Цареборисовском пруду крестьянам была запрещена. Село вошло в административную Царицынскую волость. По переписи 1869 г., в селе проживало 413 мужчин и 534 женщины. Описание 1876 г. отмечает здесь 160 хозяйств, 3 трактира, 3 лавки. --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Liolia Москва Сообщений: 1578 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 1289 | Наверх ##
27 сентября 2013 19:32 27 сентября 2013 19:33Царицынское волостное правление 1842-1917 гг. Tatyana Umnyasheva написал: [q] Девочки, искала в ЦИАМе сельские сходы по Царицынской волости и не нашла, может кто подскажет, в каком фонде.[/q]
Татьяна, фонд 378 опись 2 "Царицынское волостное правление 1842-1917 гг. "приговоры сельских сходов как раз там. | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37275 | Наверх ##
27 сентября 2013 20:43 27 сентября 2013 21:17 Источник - История Московских районов. Энциклопедия. Москва. Астрель - АСТ. Под редакцией К.А. Аверьянова. 2005 г. В статье Дениса Викторовича Балуева (краеведа) - Южный округ: Борисово, говорится о том, что село образовано "гораздо раньше" даты 1589 год. [ Изображение на стороннем сайте: wwwbooksit_1907687_9193536.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: Borisovo4j_8614972_9193292.jpg ] Первое упоминание соседнего села Борисова, судя по имеющимся данным, относится к 1589 г. Но, очевидно, селение существовало здесь гораздо раньше. Согласно местному преданию, свое название село получило по имени всесильного боярина конца XVI в. Бориса Годунова, который именно в этих местах отразил в 1591 г. набег крымского хана Казы-Гирея. В благодарность за это царь Федор Иванович пожаловал своему шурину целый ряд подмосковных сел, в том числе и сельцо Овражки, которое после того, как в 1598 г. Борис Годунов стал царем, стало называться Борисовом.
К сожалению, в нашем распоряжении нет документов, которые подтвердили бы это предание. Но устойчивая устная традиция именно к этому времени относит возникновение огромного Борисовского (или как он ранее именовался - Царево-Борисовского) пруда на речке Городенке, впадающей в Москву-реку недалеко от села Беседы. Он стал самым первым из каскада трех прудов: Верхнецарицынского, Шипиловского и Борисовского. Именно по нему в 1964 г. получила свое название улица Борисовские пруды.
В годы Смутного времени здешние места стали районом ожесточенных боев войск царя Василия Шуйского с ополчением Ивана Болотникова, других сражений, и Борисово было сожжено и запустело. Но уже к 1620 г. оно вновь заселяется крестьянами из Коломенского и в XVII в. значится приселком этого села. Описание 1646 г. застает здесь деревянную Троицкую церковь, двор попа, три двора церковных бобылей и в самом селе 36 крестьянских дворов.
Судя по переписи дворцовых волостей 1646 г., в которой указаны приселки и деревни, "тянущие" к с. Борисовскому, оно было центром хозяйственной единицы. Здесь отмечены каменная плотина на пруде, церковь Николая Чудотворца, три двора церковных бобылей (3 чел. мужского пола) и 34 двора крестьян (51 чел. мужского пола)
Источник - Игорь Сергеев. "Царицыно. Суханово" [ Изображение на стороннем сайте: imgfotkiya_5275441_9193690.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: Sergeevjpg_8142185_9193820.jpg ] Вот тогда-то, с 1591 года и начинается строительство села Борисово. До этого здесь капитальных построек не производилось. Был просто летний лагерь царицын , скорее напоминавший летнюю кочевую стоянку-летник.
В "Словаре современного русского литературного языка", изданном Институтом языкознания АН СССР. Т.6. С.189, можно прочесть - ЛЕТНИК - помещение без печи для летнего жилья, летнее жилище, стойбище кочевников.Видимо, тогда же, после 1591 года, в Борисове, может быть, в память о победе над татарами был поставлен Борису Годунову памятник с длинной надписью. Этот памятник был разрушен около 1935-1940 годов, но его помнят еще старожилы.... [ Изображение на стороннем сайте: Pamyatnikj_4182238_9194483.jpg ] АРХИВ РГАДА. ф.1209, оп.1, д.9809, л.426 об.- 427. мф ч.91646 год село Борисовское у пруда каменная плотина, а внем церковь во имя Николая Чудотворца у церкви поп Филип Иванов да церковных бобылей Игнашко Григорьев Ивашко Петров Федка Иванов да крестьян Стенка Васильев с сыном Нефедкой Федка Тимофеев с братом Ларионом Трошка Иванов с пасынком Елисейко Никитиным Федка Иванов Васка Сергеев Федка Ширяев с сыном с Филатком Ивашко Максимов Ивашко Васильев с сыном с Ивашком Петрушка Степанов да Микитка Денисов Анисимко Васильев з зятем Семушка Гавриловым Сенка Иванов с сыном с Афонкою Андрюшка да Ромашка Лазаревы Лукашка Еремеев Мирошка Лукьянов Митка Савельев с сыном с Гришкою Панка Антонов с сыном с Денисом Филка Антонов Федотка Ананьин с сыном с Микиткой да Ивашко Федоров Савка Минин Тишка Сергеев с пасынком с Филкой Максимовым Демка Федоров Васка Никонов Ивашко Селиверстов Демка Афанасьев с сыном Семкою Дружинка Григорьев Ивашко Федоров Якушка Иванов Ивашка Ананьин Афонка Семенов Лукашка Кондратьев Ивашка Минин з детми с Мирошкой да с Титком Аверко Тимофеев з братом Кондрашкой Трошка Минин с сыном Артюшкой Изотка Калинин? с сыном Ивашком Федка Лаврентьев с сыном с Серешкою --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37275 | Наверх ##
27 сентября 2013 21:54 27 сентября 2013 21:56 Листаем источники -[q] Слова "боярину-Правителю" указывают на то, что памятник был поставлен в период 1591 - 1598 годами, находился он на южном берегу Борисовского пруда, возле родников в овраге, поросшем деревьями. Есть предположение, что памятник сбросили в пруд, где он и находился на небольшой глубине. Здесь время от времени проводятся поисковые работы с помощью биолакационного эффекта, но пока безрезультатно...... (И. Сергеев. "Царицыно")[/q] Загадка исчезнувшего памятника. Одной из загадок села Борисова, ныне вошедшего в состав Москвы и застроенного, но давшего название целому ее району, является существовавший здесь таинственный памятник Борису Годунову. Единственные сведения о нем содержатся в книге И.Н. Сергеева «Царицыно» [1]. Автор, со слов старожилов, говорит о том, что памятник находился на южном берегу Борисовского пруда, возле родников, в овраге, поросшем деревьями, и был разрушен в 1935-1940 гг., предположительно, сброшен в пруд. Поиски его биолокационным методом пока не дали результатов. На памятнике была какая-то длинная надпись. О внешнем виде его ничего не говорится. Автор предполагает, что памятник был поставлен в честь победы Бориса Годунова над татарами в 1591 г. , в бытность его боярином-правителем, т. е. в период от 1591 до 1598 гг. В своих предположениях автор ссылается на писателя XIX в. Иванчина-Писарева, однако это какая-то ошибка, т. к. ничего подобного у того нет [2]. [ Изображение на стороннем сайте: Tropinkijp_6604804_9194739.jpg ] Больше про этот памятник не упоминается ни в одном источнике, связанном с Борисовом, хотя, казалось бы, это была бы достопримечательность государственного значения. Удивляет также странное для памятника местонахождение не в центре села, не на вершине холма, а где-то в овраге. Между тем, по этому поводу само собой напрашивается интересное предположение. Известно, что окрестности села Борисова в эпоху до монгольского нашествия являлись местом расселения славянского племени вятичей, о чем говорят сохранявшиеся здесь до недавнего времени курганы [3]. Несмотря на частичную христианизацию, вятичи стойко сохраняли свои языческие верования. По предположению того же И.Н. Сергеева, знаменитый С-образный остров на Нижнем Царицынском пруду был насыпан на месте языческого святилища той же формы. Об этом же говорит и известный исследователь языческих древностей Коломенского А.С. Чигрин, относя его к достаточно хорошо изученному типу т. н. болотных святилищ. Тем же ученым описано идущее, возможно, еще с дославянских времен, когда эти земли населяли финские племена, почитание священных камней, во множестве находящихся на территории музея-заповедника «Коломенское» [4]. Самыми известными из них являются Девий, дарующий вспоможение от бесплодия, и Конь камни, пользующиеся почитанием до сего дня. Характерно, что оба камня находятся в овраге, изобилующем родниками, а в местных легендах происхождение этих камней и родников связывается с мифологическим сюжетом борьбы солнечного божества с подземным. Известно также, что Девий камень находится на территории, где в древности первоначально располагалось село Дьяковское, и есть предположение, что сначала он стоял на краю оврага, на площадке, где селянами проводились сходы и различные ритуалы. Все это наводит на мысль, что загадочный памятник Годунову не что иное, как священный языческий камень, возможно даже, рукотворный идол. Почитание его длительное время сохранялось у местных жителей, даже уже принявших христианство и, возможно, забывших о его первоначальном значении. Характерно, что большую часть жителей Борисова составляли старообрядцы [5], а ведь именно у старообрядцев села Дьяковского камни пользовались наибольшим почитанием, они даже их считали живыми. Понятно поэтому, что такой объект поклонения не пользовался официальной известностью (а скорее всего, наоборот, преследовался церковью). Известно к тому же, что такого рода вещи всегда окружают секретностью и стараются скрыть от посторонних. С этим надо связывать и именование «идола» старожилами Борисова памятником Борису Годунову, очевидно, под влиянием распространенного, официально принятого мнения о принадлежности в конце XVI в. села этому государственному деятелю. Многочисленные результаты исследований подобного рода святилищ говорят о том, что. скорее всего, они посвящались славянскому богу Велесу (Волосу), входившему в киевский пантеон и бывшему главным божеством Северной Руси. Велес считался владыкой подземного царства, хозяином подземных вод. Святилища ему устраивались в местах выхода этих вод на поверхность, т. е. у родников. Голосовым-Волосовым (Власьевым) назывался изобилующий родниками овраг, в котором находятся камни Девий и Конь [6]. Очевидно, Велесу или соответствующему ему местному божеству вятичей посвящено и борисовское святилище, а «идол-памятник» - его изображение. К сожалению, приходится признать, что памятник - памятник нашей древней культуры, нашей истории - утрачен. По счастию, еще сохранились овраг, родники, хранящие священный дух этого места, а где есть дух, есть надежда на возрождение. ______ 1. Сергеев И.Н. Царицыно. Люди, события, факты. М., 1995. С. 23. 2. Иванчин-Писарев Н.Д. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М., 1843. С. 7. 3. Бадер О.Н. Материалы к археологической карте Москвы и ее окрестностей. // Материалы и исследования по археологии СССР. М.;Л., 1947. № 7. С. 151. 4. Чигрин А. Камень, дающий жизнь. // Московский журнал. 1991. № 5. С. 36-40; Чигрин А.С. «Камни рождающие, камни плодоносящие». Ритуальная символика сил природы, выраженная в камнепочитании. // Коломенское. Материалы и исследования. М., 1993. Вып. 4. С. 50-71. 5. Лукина М.И. К проблеме изучения старообрядчества на территории древней дворцовой Коломенской волости. // Коломенское. Материалы и исследования. М., 1995. Вып. 6. С. 74. 6. Чигрин А. Камень, дающий жизнь. С. 38.Автор статьи - Чусов Сергей Юрьевич Читала, что на месте родников была возведена когда-то водосвятная часовенка, как у Шипиловской плотины. --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37275 | Наверх ##
27 сентября 2013 22:29 ГЛАВЫ СЕМЕЙСТВ с.БОРИСОВО (1850 г.) ЦИАМ, ф.51, оп.8, д.590, л.18об – 69 Алексеев Алексей Алексеев Данило Белов Григорий Белов Иван Белов Степан Болуков Афанасий Бородулин Василий Брыкин Иван Бычков Василий Воронов Семен Воронов Федор Вьюгин Алексей Гневышев Василий Гнилов Василий Голованов Григорий Голованов Степан Головешин Федор Горин Иван Губянцев Андрей Гусев Степан Диков Александр Диков Иван Диков Степан Диков Федор Дрозжин Петр Езопов Семен Жаров Василий Замятин Василий Зверев Михайло Зверев Яков Иванов Дмитрий Иванов Егор Иванов Матвей Иванов Федот Капитанов Матвей Киселев Василий Козлов Иван Козлов Петр Козлов Степан Козлов Яков Коновалов Иван Коновалов Михайло Корольков Гаврило Коротков Иван Костин Ворфоломей Костянов Андрей Котин Василий Кукуев Григорий Лаптев Ермолай Леонов Матвей Логашов Николай Лохин Иван Лохин Тимофей Лузин Григорий Малинников Василий Мамонов Матвей Мещанинов Иван Михайлов Петр Михайлов Степан Паленой Николай Песков Иван Песков Никито Разсказов (Рассказов) Степан Разсказов (Рассказов) Яков Рогов Василий Рослов Федор Рыженков Илья Садовой Иван Семенов Федор Семин Матвей Сергеичев Алексей Силин Иван Ситников Петр Скрылев Василий Сорокин Иван Страхов Афанасий Стрижов Сергей Стрижов Василий Стрижов Иван Федотов Иван Фрыгин Ефим Хренов Григорий Чижов Алексей Чуков Михайло Чуков Павел Шершаков Иван ________________________ Очень хороший САЙТ по населенным местам Южного административного округа г. Москвы --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37275 | Наверх ##
27 сентября 2013 22:30 Листая источники..
Земли села Борисово (Борисовское) располагались на территории районов Орехово-Борисово Северное, Зябликово, Москворечье-Сабурово, Братеево, на берегу Борисовского пруда в районе улиц Борисовские пруды, Мусы Джалиля, Орехового и Борисовского проездов.
Земли эти были заселены с давних времен. В XI-XIII вв. здесь жило славянское племя вятичей. Согласно обследованию 1937 г., на правой стороне проселочной дороги из села Беседы и деревни Зябликово в село Братеево, у поворота к Братееву, на расстоянии 1,5 км от него была расположена группа из 21 кургана (эта территория в настоящее время застраивается). Эта группа называлась Борисовской. Все курганы располагались в шахматном порядке и были снесены во время строительства микрорайона Орехово-Борисово. Бадер О.Н. Материалы к археологической карте Москвы и ее окрестностей Материалы и исследования по археологии СССР. М.-Л., 1947. № 7. С.151.
Речка Городенка давным-давно протекала по дну современного пруда и брала свое начало далеко за с. Покровским (ныне ст. Покровская Курской ж. д.), текла мимо этого села, а также мимо с. Черная Грязь (ныне Царицыно), д. Хохловки, д. Шипилово, с. Борисова и впадала в Москву-реку близ с. Беседы. В 1600 г. поперек реки Городенки уже высилась величественная плотина из белого камня, которую прозвали Цареборисовской, или Годуновской.
Вода разлилась по пойменным лугам и даже подтопила Каширскую дорогу (тогда она проходила по дну нынешнего Нижнецарицынского пруда ). Поэтому через образовавшийся пруд была построена паромная переправа (когда точно неизвестно, но она функционировала еще в ХХ в. ).
Байбурова Р.М. Когда же появились Царицынские пруды? //Московский журнал. 1992, N 7. С.28. --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37275 | Наверх ##
27 сентября 2013 22:56 28 сентября 2013 0:09 [q] Сообщение В благодарность за это царь Федор Иванович пожаловал своему шурину целый ряд подмосковных сел, в том числе и сельцо Овражки, которое после того, как в 1598 г. Борис Годунов стал царем, стало называться Борисовом.[/q]
Авторы книги "Царицыно. История села Черная Грязь" - Александр Григорьевич Смыслов и Павел Александрович Смыслов, отец и сын, не согласны с такой версией о названии села Борисово (об этом позже). Что касается жителей села Борисово, из книги узнаем - В переписной книге 1646 года сел и деревень и дворов дворцовых в подмосковных волостях в селе Борисовском отмечено 35 крестьянских дворов. Однако, за редким исключением, крестьян указанных в этой книге, мы не встречаем в более поздних источниках, что позволяет предположить, что село постигло какое-то бедствие, может быть, его жители стали жертвами чумы 1654 г. Оно пополнялось за счет пришельцев из различных мест, в том числе отмечен пришелец из под Смоленска, отвоеванного у Речи Посполитой, и в 1674 – 1677 гг. насчитывало только 32 двора.
Что касается фамилий из нашего древа, узнаем из книги (спасибо отцу и сыну Смысловым и Оле за материал) [ Изображение на стороннем сайте: Korotkovij_3815798_9195358.jpg ]
[q] Авторы книги "Царицыно. История села Черная Грязь" - Александр Григорьевич Смыслов и Павел Александрович Смыслов, отец и сын, не согласны с такой версией о названии села Борисово[/q]
Вернемся к книге... (Речь по документу - РГАДА. Ф.1374. Оп.1. Д.108.Л.18)Первое письменное свидетельство о Черногрязской земле (мы в своей работе будем называть ее Черногрязьем) относится к 1589 году. Однако свидетельство это воспроизводится многими исследователями только по одному архивному источнику….. [ Изображение на стороннем сайте: SeloBoriso_9802401_9195618.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: Kniga3jpg_3188864_9195645.jpg ] Который, как многие безосновательно считают, и дал селу имя своего небесного покровителя. Известно, что поместья переводились царем Иваном Грозным в дворцовые земли в случае опалы или казни владельца, но Борис Годунов в опале у царя никогда не был». Документальных данных об испомещевании Бориса Годунова в Московском уезде нет.
И вот версия Александра Григорьевича и Павла, которая звучит таким образом - [ Изображение на стороннем сайте: Versiyajpg_9911286_9195646.jpg ] [q] В благодарность за это царь Федор Иванович пожаловал своему шурину целый ряд подмосковных сел, в том числе и сельцо Овражки, которое после того, как в 1598 г. Борис Годунов стал царем, стало называться Борисовом.[/q] До 1589 года (следует из текста) село Борисовское называлось селом Овражки.
Источник - Владимир Святославович Кусов Схемы межевания 18 века по В.С.Кусову.
[ Изображение на стороннем сайте: Kusovjpg_4301395_9195778.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: Karta3jpg_8516153_9195814.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: Kusov2jpg_8907170_9195800.jpg ] --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37275 | Наверх ##
28 сентября 2013 0:32 [ Изображение на стороннем сайте: kniga2jpg_9194924_9195842.jpg ] Тогда мы верили, что за печкой живет домовой, ибо где же еще жить старичку и прятаться вместе со сверчком от зимней стужи. В лесу ухали на свирепом морозе лешие, где-то в дальних борах затерялась избушка на курьих ножках, а здесь, в теплой избе, постреливают в печи березовые поленца, да у самовара лежит ворох лучин. Наклонишься к лучинам и слышишь, как они тонко попискивают, потягиваются, словно расправляют затекшие плечи — им было, наверное, тесно в березовой чурке…
Этот мир постепенно ушел из нашей жизни и забылся сам собою. Он, может быть, и не вспомнился, если бы не склонность человека оглядываться на свое детство. Очевидно, детство является для нас, взрослых людей, тем берегом, по которому мы меряем, насколько далеко ушли вперед. Мы оглядываемся на детство, сожалеем, что не можем вернуться назад, и идем дальше навстречу еще неизведанному. [ Изображение на стороннем сайте: Domjpg_9743479_9195871.jpg ] До 1960 года село Борисово было в административно-территориальных границах не Москвы - Московской области - Подмосковья. Подмосковье, будучи в центре европейской части СССР, сосредоточило в себе характернейшие типы планировок селений прилегающих областей, типов крестьянских усадеб, домов, амбаров, банек — всех тех элементов и деталей, которые складываются в образы народного искусства, восхищают нас плотницким мастерством, художническим видением народных умельцев.Москва стала центром развитого ремесленничества. К ней сходились торговые пути, связывающие ее по Москве-реке, Оке и Волге с Поволжьем и Средней Азией, по сухопутным путям — с Закавказьем, Персией и Западной Европой.
В XV–XVI веках с образованием и укреплением Русского централизованного государства еще крепче становятся узы, связывающие Москву с ближайшими к ней землями. Москва была не только политическим и экономическим центром, но и средоточием культурных ценностей и оказала огромное влияние на развитие зодчества и искусства всей Руси.
В Москву для исполнения 'государевых повелений' созывались мастера из городов Руси, особенно славящихся плотницким искусством. Пришлые мастера оседали в Москве и ее окрестных городах, набирали артели и отправлялись, исполняя волю столицы, в далекие неизведанные земли: к северным морям и на сибирские реки. Каждое облюбованное ими место превращалось поначалу в небольшой, но город с неизменной величественной 'шатровой вверх' деревянной церковью, выполнявшей в то время гораздо большую роль, чем просто культовое сооружение. Чем пристальнее вглядываешься в народные постройки, тем заметнее становится некая пропорциональная зависимость возраста сруба от диаметра бревен его венцов. Чем толще бревно в венце, тем древнее изба. Да, были в Подмосковье корабельные рощи. Кое-где они остались и сейчас, но уже стали заповедными. Чтобы представить подмосковный лес, допустим, времен Куликовской битвы, побывайте на стрелке двух речушек — Пехорки и Чернявки. Там на высоком берегу над древними курганами можно увидеть эти могучие сосны. Размер деревьев удивителен! В два обхвата взрослого человека.
Но, разумеется, не обязательно постройки древнерусских плотников рубились из такого могучего леса. Дошедшие до нас памятники плотницкого искусства XVI–XVII столетий свидетельствуют о том, что оптимальная толщина бревен колебалась от 25 до 50 сантиметров, а длина их составляла от 7 до 12 метров. Естественно, что при существовавшей строительной технике — а состояла она из самого немудрящего и в то же время сказочного и легендарного топора, набора примитивных деревообделочных инструментов: долот, оборотенок (коловоротов) — размеры бревен подбирались в зависимости от общественной значимости постройки — крестьянская изба это или княжеская хоромина, придорожная часовенка или сельская церковь. Появление в XII веке больших пил мало изменило характер обработки дерева. Распиловочный инструмент использовался лишь в корабельном деле. А бревна для венцов вплоть до конца XIX столетия предпочитали именно рубить. При подгонке лесин торцы бревен уплотнялись от ударов топора, что служило дополнительной защитой от влаги. При распиловке же торец становится рыхлым, 'тянущим воду'.
Также следует заметить, что появление фуганков и рубанков, этих незаменимых инструментов в современном плотницком деле, относится лишь к концу XIX века. До этого полы и потолки построек собирались из пригнанных друг к другу плах — расколотых продольно пополам бревен. Когда плахи пола или потолка были пригнаны, плотник топором зачищал неровности, добиваясь почти идеальной поверхности. Потолки старинных построек, сохранившихся до наших дней, можно долго разглядывать, восхищаясь твердой рукой древнего мастера и в то же время теплотой, отсутствием машинной сухости в обработке поверхности бревен. Потолочные балки-матицы тесались на четыре канта, превращаясь в брусы. Так же поступали со столбами крылец и галерей, но иногда и те и другие оставляли круглыми. Встречались набранные из кругляка и потолки — лишнее свидетельство того, что древнего мастера не смущало первозданное дерево. Ему не было нужды ни обшивать бревенчатый сруб тесом, ни пытаться скрыть текстуру дерева каким-либо приемом.
Наиболее трудоемким делом считалась выработка теса — досок. Тес очень ценился и расходовался бережно. Он шел на кровлю. Дом при такой крыше считался богатым. Досками также забиралось расстояние между столбами галерей храмов. Досками украшались наличники окон. При этом на подзоре или на завершим наличника ('коруне' мастер наносил рельефный узор. Такую резьбу мы называем 'глухой' в отличие от сквозной пропиловочной, появившейся во второй половине XIX столетия. Плотники заготовляли строительный лес исключительно поздней осенью и зимой. В ту пору соки в дереве замирают и древесина становится сухой.
Особым предпочтением у мастеров пользовалась мелкослойная по годичным кольцам сосна, обладавшая наибольшей плотностью и ярко выраженным рисунком текстуры при окантовке. Подобная древесина в первую очередь шла на потолочные балки-матицы, нижние венцы сруба и косяки.
Плотники-реставраторы в наши дни поражаются прочности сосны в нижних венцах старинных построек. 'Ее и топор не берет',- говорят они, и это высшая похвала мастеров нынешних мастерам, оставившим после себя память прочностью и красотой своих построек.
Бревна ('осляди', как называли их в старину) после заготовки привозили на место стройки и рубили в клети. Техника рубки, или 'вязки', бревен в клеть была разнообразной, но самой распространенной являлась рубка 'в обло', или 'с остатком'. Примеры ее сохранились в древнейших памятниках, дошедших до нашего времени с XV века. Археологические раскопки в Новгороде и на территории Московского Кремля подтвердили давность этого приема. Когда осматриваешь памятники деревянного зодчества, то удивляешься, какими простейшими способами старый мастер добивался прочности своей постройки. Рубил вначале выемку в бревне, так называемую 'чашку', рассчитывая так, чтобы другое бревно плотно улеглось в нее. Связь получалась монолитной. Здесь никакой гвоздь не нужен. Он в данном случае без надобности. Когда мы слышим пресловутое выражение, что вот, мол, как древние строили — без единого гвоздя, то невольно испытываем чувство досады. Так могут говорить лишь те, кто не удосуживался подойти поближе к бревенчатой стене и не пытался вникнуть в ее конструктивную суть. А гвозди древние все же употребляли и не видели в этом ничего зазорного. Коваными гвоздями они прибивали лемешины к кровле храмовых главок (вот так же, как в Кижах) или же более мелкими гвоздками крепили осиновую дранку на крышах своих изб. Продолжение будет.... --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
|