Основание в 1604 году города Томска.
Другие названия Томска в древности: Томской, Томской город, Томь.
Tina1960 Germany Сообщений: 3334 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3587 | Наверх ##
7 октября 2020 14:55 Территория, где ныне расположен Томск, была заселена задолго до основания города, что подтверждается большим количеством археологических находок, к числу которых, в частности, относятся: Томская стоянка эпохи палеолита (возраст 18300±1000 лет) Басандайский археологический комплекс Черемошинское поселение позднего бронзового века Поселение железного века (вторая половина I тысячелетия до н. э.) и др.  Ко времени прихода русских в конце XVI века на землях нынешнего Томска жили сибирские татары и враждующие с ними кочевые народы. 20 января 1604 года в Москву ко двору Бориса Годунова приехало посольство во главе с князем эуштинских татар Тояном с просьбой о принятии их под власть Русского царства и о возведении на реке Томи острога для защиты эуштинцев от нападений воинственных соседей — енисейских кыргызов и калмыков. 25 марта 1604 года Борис Годунов послал казачьего голову Гаврилу Писемского из Сургута и стрелецкого голову Василия Тыркова из Тобольска с заданием основать город на берегу реки Томи, в татарской земле, завести вокруг него государеву пашню и привести в подданство российскому царю окрестные народы. Начало городу положил Томский острог, выстроенный в 1604 году отрядом служилых людей. Для возведения острога было выбрано место на правом берегу реки Томи, давшей имя будущему городу. С трёх сторон это место имело естественные укрепления, реку, болота, крутой обрыв. Четвёртую, северную сторону укрепили при строительстве. Центральную часть острога обнесли деревянными стенами, со сторожевыми башнями и въездными воротами. На башнях стояли пушки и пищали, там постоянно несли караул. Томский острог стал одной из опорных баз для отрядов казаков, двигавшихся дальне, на юг и восток в поиске новых земель и удобных путей к берегам Охотского моря и Тихого океана. Рядом с острогом быстро образовался посад, заселявшийся служилыми людьми и русскими переселенцами, которых власти направляли сюда из Вологды, Великих Лук, Устюга и других городов.  Население острога росло быстро. К 1626 году здесь проживало более 500 семей, а в 1646 году их число возросло до 884. С 1629 года Томск уже имел статус города, центра сибирской области. Переселенцы получали участки пахотной земли и выгоны для скота, занимались пушным промыслом, рыбной ловлей, различными ремёслами и торговлей. С местными жителями, принявшими русское подданство, переселенцы жили в мире и согласии. Крепость защищала их от набегов кочевников, а русские крестьяне и ремесленники познакомили коренных сибиряков с неведомыми из ранее зерновыми и техническими культурами, с новыми ремёслами и методами строительства. Теперь на томских землях начали сеять рожь, пшеницу, овёс, на огородах появились капуста, морковь, огурцы, лук, редька и чеснок, а из технических культур возделывали лён и коноплю.  В большинстве русских городов Сибири с местного населения собирался ясак, налог на царскую казну. Ясак платили пушниной. Каждая семья охотника сдавала по 10 соболей. Так было и в Томске, но к концу XVII века вместо ясака на местное население была возложена ямская повинность по перевозу грузов из Томска в Тобольск и обратно. Вместе с русскими казаками и стрельцами коренные сибиряки несли караульную службу, ходили в военные походы на степняков-кочевников, служили "толмачами" - переводчиками. | | Лайк (2) |
Tina1960 Germany Сообщений: 3334 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3587 | Наверх ##
28 марта 2024 13:04 28 марта 1776 года - День основания Большого театра в Москве  28 марта 1776 года Московский губернский прокурор, известный меценат князь Петр Урусов получил правительственную привилегию от императрицы Екатерины II «на открытие актерской труппы» и на «содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений». Князь Пётр Александрович УрусовИменно это событие и стало точкой отсчета в истории московского Большого театра и днем его рождения. С чего всё начиналосьПривилегированное положение не освобождало князя от обязанностей: он должен был в пятилетний срок построить каменный театр «с таким внешним убранством, чтобы он городу мог служить украшением». Содержание театральных представлений было делом финансово обременительным, и князь Урусов разделил свою «привилегию» с обрусевшим англичанином Майклом Медоксом, инженером, механиком и успешным театральным антрепренёром. Майкл МедоксВ 1777 году компаньоны приобрели дом князя Лобанова-Ростовского, располагавшийся на улице Петровка, с тем чтобы возвести на его месте новое театральное здание. Оперный дом на улице Знаменка, где давались представления ранее, в 1780 году сгорел. И князь Урусов, понёсший значительные убытки, уступил свою долю в предприятии Медоксу, который в результате и занялся строительством театра, послужившего украшением городу. Здание по проекту архитектора Христиана Розберга было выстроено всего за пять месяцев. Зрительный зал с тремя ярусами лож, галереей, партером на двадцать рядов лавок и просторным «паркетом» между партером и сценой, где были установлены кресла для «особых» посетителей, а также могла стоять прочая публика, вмещал почти тысячу человек. Помимо необходимых служебных помещений, в Петровском театре – он получил название благодаря своему местоположению – имелись многочисленные фойе и залы, в том числе «маскерадная». Однако уже в 1788 году, дабы удовлетворить запросы почтенной публики, к зданию пристроили еще одну – «Ротонду». С самого начала существования театра он был средоточием и культурной, и общественной жизни: здесь давались не только представления, но и проходили публичные лекции, концерты, маскарады и балы. «Огромное сие здание, сооружённое для народного удовольствия и увеселения... по мнению лучших архитекторов и одобрению знатоков театра, построено и к совершенному окончанию приведено с толикою прочностью и выгодностью, что оными превосходит оно почти все знатные Европейские театры.» Так откликнулась на открытие Петровского театра газета «Московские ведомости».  «Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож и основной эффект зрительного зала — большая люстра из трёх рядов светильников и украшенных хрусталём канделябров — всё это заслужило всеобщее одобрение.» Альберт Кавос- архитекторСначала коллектив актерской труппы, состоявший из 43 человек: 13 артистов, 9 актрис, 4 танцовщиц, 3 танцоров, балетмейстера и 13 музыкантов. Причем на первом этапе существования театра оперная и драматическая труппы составляли единое целое, а состав был самым разнообразным: от крепостных артистов - до приглашенных из-за границы звезд. Спектакли проходили в пристройке к дому графа Воронцова на Знаменке, но в 1780 году в Москве на том самом месте, где сейчас находится Большой театр, было построено отдельное каменное здание театра. До 1825 года спектакли ставились на различных театральных площадках. В начале 20-х годов 19 века Петровская площадь была полностью перестроена в стиле классицизма по замыслу архитектора Осипа Бове. По его же проекту в 1824 году было построено и новое здание Большого театра на месте бывшего Петровского. Но 11 марта 1853 года снова случился пожар, причину которого не смогли установить. В огне погибли театральные костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, и, конечно, пострадало само здание театра. Был объявлен конкурс на проект восстановления здания театра, в котором победил план, представленный Альбертом Кавосом.  В августе 1856 года восстановленный Большой театр был открыт. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
Tina1960 Germany Сообщений: 3334 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3587 | Наверх ##
22 мая 2024 11:02 Основание Третьяковской галереи Государственная Третьяковская галерея – художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.История Третьяковской галереи берет свое начало в 1856 году и связана с именем Павла Михайловича Третьякова, который в то время начал собирать коллекцию работ современных ему отечественных художников.  Павел Третьяков был родом из богатой семьи, принадлежавшей к известному купеческому роду. Он получил отличное образование и продолжил дело родителей – развитие фабрики. Павел Михайлович был очень увлечен историей искусства. О создании первой постоянной экспозиции русской живописи он задумывался еще задолго до основания музея. Правда, за два года до открытия Третьяковской галереи будущий меценат приобрел картины голландских мастеров, и только в 1856 году было положено начало его легендарной русской коллекции. Первыми полотнами в ней стали написанные маслом «Искушение» Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова. Тогда имена этих художников еще не были известны широкой публике, а Павел Михайлович начал свое собрание картин именно с их работ.В течение нескольких десятилетий Третьяков собирал полотна выдающихся мастеров живописи, поддерживал дружеские отношения со многими художниками и помогал тем из них, кто в этом нуждался. История здания Третьяковки — это постоянное расширение площадей. Изначально картины располагались непосредственно в доме коллекционера. Затем к купеческому особняку Третьяковых был пристроен своеобразный пассаж, который окружил дом с трех сторон. В 1867 году музей в Лаврушинском переулке носил название «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» и включал в себя 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. С 1870 года выставка стала доступной для посещения. С течением времени пришло понимание, что вместить всю живописную коллекцию на имеющемся пространстве уже невозможно, поэтому в 1875 году и было построено по особому распоряжению Павла Михайловича здание Третьяковской галереи, постоянно прирастающее с тех времен необходимыми площадями. По замыслу создателя, Третьяковский музей должен быть включать в себя только работы русских художников и только те их произведения, которые бы передавали особую сущность подлинной русской души. Летом 1892 года коллекция была преподнесена в дар Москве. На тот момент собрание состояло из 1 287 картин и 518 графических произведений русских художников. Экспозиция включала в себя еще и более 80 работ европейских авторов и многочисленное собрание икон. С тех пор за счет городской казны галерея начала пополняться настоящими шедеврами мирового искусства. Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. К концу жизни получил звание коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств (с 1893). Скончался 4 (16) декабря 1898 года. Последние слова родственникам: «Берегите галерею и будьте здоровы» К роковому для истории России 1917 году коллекция Третьяковки состояла уже из 4 000 единиц хранения. Спустя год галерея стала государственной, тогда же произошла и национализация разнообразных частных коллекций. Помимо этого, история художественного собрания продолжилась вхождением в фонд произведений из небольших московских музеев: Цветковской галереи, Румянцевского музея, Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова. Именно поэтому уже в начале тридцатых годов прошлого столетия коллекция была более чем пятикратно увеличена. В это же время работы западноевропейских мастеров переходят в другие собрания. По состоянию на 2018 год экспозиция насчитывала более 180 000 предметов и включает в себя предметы живописи, скульптуры и изделия из драгоценных металлов, созданные с XI по XX век. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
|