Исповедные росписи и РС
Как толковать данные в исповедных книгах? Расчёт годов рождения и прочие вопросы
Tatiana Glezer Новичок
Сообщений: 6 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
18 января 2006 2:49 Пожалуйста, подскажите, как правильно трактовать данные в исповедных книгах?
У меня есть следующие вопросы (все они касаются периода 1830-1850 гг. и, если это может помочь, Ярославской губернии):
1) Запись о посещении / непосещении человеком исповеди составлялась на основе регулярных посещений / непосещений исповедей? Или же назначался особый день, в который человек приходил или не приходил и, на основе этого, делалась запись в книге?
2) Как часто крепостные ходили на исповеди?
3) Правильно ли я понимаю, что дети начинали исповедываться с 8 лет?
4) Если человек переезжал из деревни в близлежащий город, что происходило с исповедными записями? Должен ли он был приписываться к другой церкви и уже там регистрироваться при исповеди? Или он должен был возвращаться в родную деревню и исповедываться там?
Спасибо. | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2960 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1694 | Наверх ##
18 января 2006 3:51 Tatiana Glezer 1, 2. На исповедь надо было ходить как минимум 1 раз в год. По правилам необходимо было исповедаться и причаститься в святую Четырехдесятницу (Великий пост) перед Пасхой. Для "неуспевших" можно было "исправиться" в Петровский (июль), Успенский (не знаю, когда) и Рождественский посты. По Московской губернии исповедные росписи подавались в Консисторию в сентябре. Религиозные обязанности, на мой взгляд, были равны для всех, в том числе и для крепостных. 3. Мне кажется, что с 7, но не уверена, возможно Вы правы. 4. Предполагаю, что нет. За более поздний период попадались в городских исповедных книгах "Постороние, бывшие на исповеди". И там писалось: крестьянин деревни Н. Иван Иванов Петров, ну и дальше как обычно. | | |
Tatiana Glezer Новичок
Сообщений: 6 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
18 января 2006 4:24Только раз в год? Большое спасибо.
А по воскресениям крестьяне не ходили в церковь? Или они просто посещали службы, без исповеди?
| | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2960 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1694 | Наверх ##
18 января 2006 17:19 Tatiana GlezerЯ не могу гарантировать, что все крестьяне каждое воскресенье ходили в церковь  Но исповедь раз в неделю - это слишком | | |
poiskovikpoiskovik  Сообщений: 232 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 99 | Наверх ##
18 января 2006 19:18 Tatiana Glezer....опираяс на свой небольшой опыт могу сказать следующее насщет исповеди... Исповедь предшетвует причастию и обычно совершается вечером, затем утром следует причастие. Если верующий причащается в воскресение, то в суботу - исповедь(так же и впрочем перед Великими праздниками). В воскресение тоже можно посетить службу и необязательно перед этим исповедоваться. А до революции частота исповеди зависела от века , среды, проживания и его самого... | | |
YulitaНа перекрестке трех веков  Киев Сообщений: 3378 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1787 | Наверх ##
19 января 2006 0:05 Tatiana Glezer, я просматривала исповедные книги за 1801-1865 года. Все исповедные росписи, судя по всему, писались раз в год. Даю полную шапку такой росписи: "Исповедная роспись Сквирского уезда Киевской Епархии, села Пархомовки, церкви Свято-Покровской о обретающихся в приходе оной церкви, нижеявленных всякого чина людях, с изъяснением противу каждого имени, кто во св.Четыредесятницу был у исповеди и св.Причастия, кто исповедался только а не причастился, и кто не исповедался и не причастился и почему. Учинена за 1865 год." По опыту - не следует особо верить возрасту, что указан в исповедных росписях, 3-5 лет "гуляют" за милую душу, а бывает, что и человек уже умер, а на причастие пришел  Особенно это заметно, когда смотришь подряд 2-3 года, часто у человека везде возраст написан один и тот-же. Видимо из-за лени дьячки просто переписывали списки прошлого года, добавляя вновь родившихся и меняя возраст исповедавшихся. Совсем мелкие дети не исповедывались, но указывались обязательно. --- Юлия, КиевБляхер, Бурштейн, Гречаные, Дзюман, Замула, Иващенко, Ка(в)уровы, Каменецкие, Лабыш, Сорочан
Мой дневник | | Лайк (3) |
Tatiana Glezer Новичок
Сообщений: 6 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
20 января 2006 1:26 Yulita Спасибо. Да, я уже съела какую-то часть собаки на "гуляющих" возрастах в исповедных книгах То, что они писались раз в год, - это я уже поняла. Вся загвоздка сводится к тому, что мне нужно выяснить, как часто крепостные действительно исповедывались? | | |
RODGER Екатеринбург Сообщений: 491 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 176
| Наверх ##
20 января 2006 21:41 Добрый день, Татьяна!
Интересно Ваше желание узнать что-то, из истории предков, что не лежит на поверхности. Я вот не представляю пока, как можно узнать насколько часто исповедовались крестьяне, если книги фиксировали только одну дату, даже если этот человек споведовался каждую неделю.
Я тоже задавался вопросом в исповедных книгах фиксировалась индивидуальная исповедь или общая, когда все прихожане в один голос исповедывались? Но так как специально я этим вопросом не интересовался, а источник нам этот момент не раскрывает, то остался мой вопрос пока что без ответа.
--- Трофимовы (Чуваевы), Саёнковы, Абызовы, Ведерниковы, Фомины, Лядовы, Новиковы, Гореловы, Целик, Кожута, Петренок, Мироновы, Рукавишниковы, Моховы, Бузуновы и др. | | |
Tatiana Glezer Новичок
Сообщений: 6 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
21 января 2006 1:31 RodgerДа, оказывается, что, когда начинаешь задаваться такого рода вопросами, приходится продираться через толстые слои дополнительной информации. В итоге, узнаешь гораздо больше, чем при поиске ответов на формальные вопросы. Если вдруг что-то узнаете новенького - пожалуйста, сообщите | | |
Yulia Москва Сообщений: 748 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 256 | Наверх ##
21 января 2006 19:32 Tatiana Glezer Немного дополню Ирину. Кроме того, что написала Ирина, исповедаться можно было в любое время, если есть потребность. Исповедные росписи подавались в консисторию в конце года, не позже января. Конкретный срок устанавливала каждая консистория. Дети должны быть приводимы родителями на исповедь ежегодно, начиная с 7 лет. Учащиеся освобождались в эти дни (говения перед исповедью) от занятий и исповедовались у своего учителя закона Божьего. По поводу отлучек и переезда. Если вся семья переезжала, конечно, они становились прихожанами другого прихода. Если же кто-то из семьи временно находился в др.населенном пункте (меньше года), он обязан был исповедоваться в своем приходе. Если же по уважительным причинам (болезнь, большое расстояние и др.) исповедаться в своем приходе было невозможно, допускалась исповедь в другом приходе, где исповедавшийся заносился в исповедные ведомости этого прихода, а на руки ему выдавалась свидетельство о бытии на исповеди для предоставления своему священнику, и тот заносил в свою ведомость. Но и из этих правил были исключения «отпусты». Крестьяне часто нарушали эти правила, поэтому для священников создавались специальные руководства, растолковывающие, как поступать в разных случаях.
RODGER В исповедных книгах фиксировались только бывшие на индивидуальной исповеди! Лишь нерадивые священники допускали общую исповедь, таких священников наказывали. Коллективная исповедь допускалась только в особых случаях, на нее нужно было было получить разрешение у первосвященника. Такое разрешение было получено лишь однажды Иоанном Кронштадским. --- С уважением,
Юлия Стриганова. | | Лайк (2) |
|