⮉
| VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Освея (белор. Асвея) Городской посёлок в Верхнедвинском районе Витебской области Белоруссии. Расположен на южном берегу озера Освейское.
|
| Вперед → | Страницы: 1 * 2 3 4 5 Вперед → Модератор: Temych |
| Temych Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 1139 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 655 | Вот выдержки из интервью Аркадия Шульмана с Антоном Францевичем Буболой "Многострадальная земля": "... Но в первую очередь он рассказал о дороге, по которой мы ехали: – Когда-то она называлась Полоцко-Режецкий тракт. Вела из Полоцка в Освею и дальше в латышский город Резекне. Была построена очень давно. Служила почтовым трактом. В тридцатые годы, в колхозные времена, ее вымостили. Была обязаловка, и бабы, и мужики возили камни с полей, мостили – эта брукованка (мощенная булыжником проезжая часть) лежала до 1978 года, потом закатали ее асфальтом. Правда, после развала Советского Союза и дорога развалилась – доходит до границы Беларуси с Латвией и на том заканчивается. От Верхнедвинска до Освеи сорок километров, от Освеи до границы с Латвией около 18-ти, и до российской границы примерно столько же. Из крупных населенных пунктов Освея – самый северный в Беларуси. Приблизительно под эти слова и аккомпанемент дождя мы въезжали в городской поселок. – Сначала надо заехать в парк, – порекомендовал Антон Францевич. – Это главная достопримечательность. Там вся история нашего городка. Мы заехали в парк, остановились у развалин старинного замка. – Вы сами из этих мест? – спросил я. – Я с Освейщины, родился около самой границы с Латвией. Освея была нашим райцентром, и эпицентром культурной и хозяйственной жизни. – Как появилось название Освея? – Раньше была Освея, с ударением на первом слоге. Местные жители так и скажут Восвея, причем среднего рода. Думаю, правильно писать Освее. В переводе с угро-финского – это священный мыс или священное устье. Место, откуда начиналась Освея – мыс, выдвинутый в озеро. Официально Освее чуть больше полтысячи лет, но на самом деле археологи находят предметы гораздо более древние. Благодатное место, рыбное озеро, безусловно – это древнее поселение, – не без гордости сказал Антон Бубола. За нашей спиной буквально нависали развалины некогда грандиозного дворца из кирпича. У одной стены, сохранившейся лучше других, была сооружена эстрада... – Это старый дворец, ему около двухсот пятидесяти лет, – ответил Антон Францевич. – Связан с родом Гильзенов – прусских баронов. Был смоленский епископ Ежи Гильзен, минский воевода Ян Август Гильзен. Много известных личностей дал этот род. За их деньги был построен уникальный дворец в стиле классицизма. Главных входных ворот было четыре – по числу времен года, внутренних входов двенадцать – по числу месяцев в году, окон триста шестьдесят пять – по числу дней в году. В одном из крыльев дворца размещался зимний сад. – Время не пощадило дворец, – поддерживая разговор, заметил я. – И время, и люди, – отреагировал Бубола. – Простоял дворец примерно 150 лет, потом была Первая мировая война – он частично пострадал. В колхозное время здесь был клуб, играли духовые оркестры, устраивали танцы. В парковом пруды плавали лебеди. Во время Великой Отечественной войны дворец разбили, но крыша оставалась цела, и стены стояли. Послевоенные районные власти здесь жили, был жилой дом. – Теперешний вид, когда приобрел дворец? – В 1954 году было официально разрешено разбирать его на кирпичи, потому что строиться надо было, а кирпичных заводов не было. Хотели разрушить дворец, как памятник панов, графов, но побоялись – стены мощные, при взрыве соседнюю школу можно было повредить. Остались от дворца только остатки голубого зала. – Что это за помост соорудили у стены? – Сцена, на которой праздновали 500-летия Освеи, – уточнил Бубола. «Лучшей декорации не придумаешь, – подумал я. – Дешево и абсолютно правдоподобно». Мы шли по старинному парку. Бубола продолжал рассказывать о вкладе Гильзенов в историю Освеи. – Они открыли гимназиум, здесь учили итальянский, греческий, еврейский – шесть языков. Гильзены пригласили сюда сестер милосердия, которые основали монастырский госпиталь. Здание госпиталя сохранилось до наших дней и является одним из самых старых памятников архитектуры в северной Беларуси. Мы шли к месту расстрела освейских евреев, к скромному памятнику, установленному внутри большой ограды. Их расстреляли здесь в парке 8 марта 1942 года. Старинный дворец и прекрасный парк – это последнее, что они видели в своей жизни. Вряд ли в тот весенний день они задумывались об истории, архитектуре, о чем сейчас говорили мы. – В Освее всегда было смешанное население, – сказал Антон Бубола. – В местечке было много лавок, бойко шла торговля, работали ремесленники. Центр Освеи был насыщен магазинами, лавками, были корчмы, постоялые дворы. Еврейство было неотъемлемой, причем значительной частью населения. – Когда первые евреи поселились в Освее? – Приблизительно 400-500 лет назад. Более точных исследований никто не проводил. Еще в 1695 году Освея получила статус города, в это время считалась местечком Полоцкого воеводства в составе Речи Посполитой. Она славилась богатыми ярмарками. Сюда приезжали купцы из ближних городов и дальних стран, устанавливали лавки, открывали склады, торговали. В те времена евреи жили в Освее. Статистические данные есть, начиная с 1765 года, когда в Освее проживало 316 евреев. С 1772 года Освея – в составе Российской империи. В 1847 году количество еврейского населения возросло до 795 человек, в 1897 году евреев в Освее стало больше половины от численности всего населения – 1660 человек (58,6%). Затем количество освейских евреев уменьшилась. Община пострадала в годы Первой мировой войны, когда русские генералы, пытались оправдать свои поражения и стратегическую бездарность, обвинили евреев в шпионаже в пользу Германии. Якобы немецкий язык и идиш похожи, и евреи выдавали немцам военные тайны. Евреев стали в принудительном порядке выселять из приграничных территорий. Многие оказались в Центральной России, в ее северных губерниях. Потом гражданская война добавила несчастий. Одни евреи в частях Красной Армии сражались за новую жизнь, а других, часто их престарелых родителей, грабили разного рода бандиты, которые тоже прикрывались красивыми лозунгами. В 1923 году в Освее проживало 762 еврея, в 1926 году около 700 (приблизительно 40%), в 1934 – 397 евреев, в 1939 – 350 евреев. Мы подошли к небольшому памятнику, спрятавшемуся в тени деревьев. Он был установлен в 1960 году – коричневый камень высотой сантиметров семьдесят, расширяющийся книзу. У памятника лежали венки, было убрано и чисто. Сельский совет ухаживает за этим мемориальным местом. Правда, надпись на памятнике стерлась, и прочесть ее трудно. – Трагедия Освейских евреев в деталях описана у белорусского писателя Юрия Татаринова, – сказал Антон Бубола. – Евреев привели сюда, заставили вырыть яму и расстреляли. Это было весной 1942 года. В то время в Освее стоял немецкий гарнизон. Немцы зверствовали над мирным населением все время оккупации. Один раз кто-то из молодых измарал портрет Гитлера – согнали всех жителей и стали спрашивать: «Кто?» Один старик готов был взять на себя эту вину. Жителям Освеи угрожали: «Вам будет тоже самое, что и евреям». Здесь в старинном парке, под скромным памятником, похоронена многовековая история освейских евреев. Никто сегодня не помнит их фамилий, имен, да и кому помнить, если евреев в Освее не осталось. ... ... Ева Аржаник, одна из наших собеседниц, помнящих довоенную Освею. Адреса собеседников мы получили в сельском совете, за что выражаем нашу благодарность. Ева Аржаник, девичья фамилия Хмелевская, живет с мужем и дочкой. В сельсовете посоветовали поговорить с мужем. Но дочка сказала, что у отца память подводит. Возраст не шуточный. И тогда на помощь пришла его жена. Она сказала, что тоже местная, с деревни Остров, это совсем близко от Освеи. – Вы помните, какой была довоенная Освея? – спросил я, чтобы убедиться, в целесообразности дальнейшего разговора. – Бывали здесь часто? – В школу ходила сюда, – удивленно ответила пожилая женщина. – А где школа была? – так завязался наш довольно продолжительный разговор. Дочь Евы сидела рядом, по ее лицу я видел, что и для нее мать рассказывает много нового. – Где теперь школа-интернат, – сказала Аржаник и уточнила. – Школа была деревянная. – А какая была центральная улица? – Центральная улица называлась Зеленой. Обыкновенные, деревянные дома, только там, где теперь магазин, было каменное здание. – Где был раньше центр Освеи? – Где сейчас автовокзал. Там были магазины. На площади ярмарки проходили. До пожарной станции люди стояли. Продавали, покупали: и свиней, и уток, и кувшины разные, и конскую сбрую, и масло, и молоко – все можно было купить, лишь бы деньги были. – По каким дням проходили ярмарки? – Пятницу и воскресенье. Каждую неделю. Субботу отдыхали. У евреев так положено. И ярмарки не проходили в этот день. Народу очень много собиралось. Друг дружку можно было искать часами. – До войны здесь жили люди разных национальностей. – Было больше русских и евреев. Евреи жили от озера, и вся улица, где гора, где баня стоит, где ярмарка была, евреями была заселена. Дома там стояли так близко друг к другу, что об огородах не могло быть и речи. Во дворе помещались телега да небольшой сарайчик для лошади. – Была церковь? – На горе стояла, где сейчас памятник. – Синагога? – Синагога была, как от бани идти на гору. – Не сохранилось? – Нет, нет. На площади, по краям которой находится автобусная станция, на горе стоит обелиск из черного гранита в память о жителях Освеи – жертвах фашизма, расположены несколько двухэтажных и одноэтажных кирпичных домов, была рыночная площадь, как и в любом местечке – сердце этого населенного пункта. Здесь не только проводились два раза в неделю базары-ярмарки, которые давали людям работу и возможность встретится со знакомыми, обсудить новости, договориться о совместных делах. Рядом с рыночной площадью находились церковь, синагога и костел. Находились неподалеку друг от друга, но никто не выяснял отношений. Старожилы не припомнят, чтобы в Освеи были межнациональные конфликты, или погромы. Я не стану утверждать, что в местечках была идиллия, полное согласие и рай на земле. Случались и здесь размолвки, особенно после базарного дня, когда в трактире или корчме выпивали лишнего. И тогда вспоминали все долги, начиная с молодости. Но веками устоявшаяся местечковая система ценностей, правил поведения, норм морали, очерчивала границы, за которые старались не переходить, и вслух не высказывать всего, что порой накипело на душе. В 1912 году в Освее действовало еврейское ссудо-сберегательное товарищество. В 1914 году евреям принадлежали единственная аптека, 23 лавки в Освее (в том числе все шесть бакалейных, и все четыре галантерейные). Евреем был единственный лесопромышленник в Освее. Тогда это был самый «крутой» бизнес. Тем, кто сейчас разбирает архивы, в первую очередь в глаза бросаются документы о чужом богатстве. Люди вообще любят считать чужие деньги. А когда в этот присутствует национальный колорит – легко делаются глобальные выводы. Только я больше верю тем, кто знает жизнь не по справкам и книгам, а сам ее видел, и на себе прочувствовал. И поэтому больше доверяю Еве Аржаник. – Чем занимались евреи? – Ездили по деревням, продавали мелочь разную: например, иголки-шершатки, стеклили окна в домах, были такие евреи, что шили кожухи и сапоги, бочки делали. Много работали. Лодырей у них не было. Семьи были большие, их надо было кормить, детей на ноги ставить. Вспоминает Фальба Николай Константинович, 1926 года рождения. Родился он в деревне Церковное, это недалеко от Освеи, но до войны часто приезжал в местечко. – Евреев очень много в Освее было. И люди были не такие скупые и жадные как теперь – простые люди были. Евреи разными делами занимались, но больше было ремесленников и тех, кто торговал. Одни по деревням ездили, мелочь всякую продавали, у других ларечки свои были. Большого богатства в них не наживешь, но семью прокормишь. Всех приглашали, звали: «Идите в мою краму». Мой отец, когда бывал в Освее, любил заходить к ним, поговорить. Евреи в долг товар давали, говорили: «На повер», и в тетрадочку записывали. Более богатые молились в одной синагоге, те кто был победнее – в другой. Освейские евреи, как впрочем, и все остальные, жили по-разному – одни имели несколько домов и держали прислугу, другие бедствовали, едва сводя концы с концами. Но никто не побирался. Действовали благотворительные общества, которые помогали бесприданницам выйти замуж, беднякам купить дрова на зиму, решали вопросы обучения детей, лечения больных. А если уж умирал человек, общество «Хевра-Кадиша» занималась похоронами единоверцев, и смотрело за кладбищем. Прежде в Освее было четыре кладбища. У въезда в городок со стороны Сарьи на возвышении хоронили своих сородичей староверы. Теперь против того места, через дорогу, – кладбище православных. На противоположном конце городка – польское кладбище. И совсем в стороне, среди полей, на высоком холме, куда уж и дороги нет, в зарослях еврейское кладбище. До него где-то километр. ... В 1905 году, бурном и революционном, в маленькой провинциальной Освее проживало 3700 человек. Здесь действовали церковь, костел, четыре молитвенных дома (читай – синагоги), было народное училище, почтовая станция, 85 лавок, 3 постоялых двора, трактиры. Дважды в год в Освее проводились ярмарки – наиболее богатые в этих краях. Местечко рано просыпалось, кто-то шел в синагогу, кто-то в церковь. Затем люди занимались хозяйством, зарабатывали «копейку». По вечерам собирались дома, зажигали керосиновые лампы, учили детей уму-разуму и рано ложились спать. Тишина и спокойствие. А вокруг уже бродили разные настроения, 20 веку не нравилась патриархальная жизнь, хотелось революций и переустройства жизни. И в той же Освее евреи решили быть начеку. Был организован отряд самообороны. О нем упоминает Теодор Гельфанд, участник Второй мировой войны, живущий в израильском городе Кирьят-Гате. «В вопросах конспирации моя мама имела опыт, так как в молодости была членом еврейской самообороны в белорусском местечке Освея». Пришлось ли применить силу отряду еврейской самообороны из Освеи нам неизвестно. Освея дала науке, религиозной мысли немало значимых имен. Здесь родился в 1886 году еврейский писатель, в годы гражданской войны один из активных участников большевистского подполья в Белоруссии Яков Юдович Ривес. Самое значительное произведение писателя – документальный роман «Большевики», где есть автобиографические страницы. В Освее вырос советский композитор Лев Маркович Бирнов. Отсюда роддом крупный советский историк Владимир Израилевич Фрейдзон, специалист в области славяноведения и балканистики. ... Освейский район не был центром индустриализации, но и здесь чувствовались новые веяния. Работали льнозавод, кирпичный завод, лесопилка, маслозавод, рыбучасток, сапожные, портняжные мастерские, две электростанции, три мельницы Приближение войны чувствовалось, о ней рассказывали польские беженцы, которых было немало в Освеи, о ней вполголоса говорили военные – части Красной Армии дислоцировались неподалеку. И все же никто не ждал, что субботний летний день 21 июня 1941 года станет последним мирным днем, накануне войны, которая изменит мир. Мы встречались с ветеранами, пожилыми людьми. Они охотно вспоминали о довоенной Освеи и замыкались, когда речь заходила о войне. Слишком много горя она принесла в каждый освейский дом. Вспоминает Полина Петровна Кураж, к началу войны ей было 9 лет. – Мы жили по улице Советской, где сейчас мост. Когда первый раз бомбили Освею, я насчитала 27 немецких самолетов. Кругом нас все разбомбили. Мы остались живы, только моего дедушку убило. Наш дом развалился от бомбежки, и мы скитались, жили в окопах. Николай Константинович Фальба до войны окончил семь классов и учился в Витебске в фабрично-заводском училище. – Немного поучились, и началась война. Мы копали окопы вокруг Витебска, а потом директор сказал: «Вот вам документы и топайте домой». В западном направлении поезда не ходили. Пошли в Освею пешком. Приходим, на гору поднялись, смотрим, горит Освея после авианалета. Так война пришла во все освейские семьи, не разбирая национальности. Ева Аржаник, вспоминая те дни, сказала: – Сначала немцы бомбили, а вскорости пришли – буквально, через неделю после начала войны. Из Освеи мало кто сумел уйти на восток. Да и не понимали люди, что такое фашизм, какое горе он всем принесет. Никто не рассказывал об этом. Сначала немцы ничего не рушили, а после как озверели, взялись нас колошматить. Отец Николая Фальбы ушел в партизаны. А сам Николай оставался в деревне. Подошел к нему староста и говорит: «Убирайся в лес». Немцы уже стали расстреливать евреев и придираться к комсомольцам. Ты ж был комсомолец? – Когда стали расстреливать евреев? – спросил я у Николая Фальбы. – Части основные немецкие прошли, стал немецкий гарнизон в Освее, и тогда они начали к евреям придираться. Но расстреливали и раньше, чем был основной расстрел. Уводили поодиночке, или по несколько человек. Когда немцы организовали в Освее гетто, выяснить с точностью до дня не удалось. Судя по рассказу Полины Кураж, находилось оно в школе. – Согнали их в школу. А школа была, где теперь интернат построен. – Долго были они в школе? – Почти сразу их погнали в парк. Буквально через несколько дней. Вели на расстрел, и собак на них натравливали, чтобы шли послушно. После расстрела, говорят, яма шевелилась. – Никто не уцелел? – Всех расстреляли. – Немцы сильно зверствовали? – Издевались, как хотели. Чуть скажут, сын, или брат в партизанах – сразу расстреливали. И хотя у каждого было своего горя хоть отбавляй, весной 1942 года в Освеи только и говорили про казнь евреев. У людей не укладывалось в голове, как взять ни в чем не повинных людей, стариков, детей и расстрелять. Об этом говорила Ева Аржаник: – Рассказывали, что евреев самих заставили вырыть яму и тогда расстреляли. Валились они в яму эту, кто мертвый, а кто и раненный. – А много их было? – Ой, много было. Старых, в основном. Женщин, тоже немало было. Стариков, которые не могли идти, на повозку сажали и везли к яме. Как расстреливали, мы не видели, только рассказывали нам. Все только об этом говорили. Со 2 февраля и до начала марта 1942 года в Освеи было убито около 650 евреев. 8 марта наступил финал вселенской кровавой трагедии. С утра полицаи стали евреев выгонять со школы, где они пробыли пять дней. Их строили в колоны у входа в парк. Ловили и тех, кто до этого дня оставался в своих домах или прятался в сараях, банях. Затем, под охраной полицаев и немцев с овчарками, увели к заранее приготовленной могиле и расстреляли из автоматов. Во время расстрела часть людей была ранена, и зарыта живьем в яму, а детей, в большинстве случаев ударяли прикладами в голову, и после этого закапывали. Документы сохранили перечень из 181 фамилии, расстрелянных в парке. Но это фамилии освейских жителей. Здесь же погибли евреи, свезенные в Освею из окрестных деревень. ... В районе не было ни одной семьи, которая не пострадала в годы войны. Многие деревни были сожжены фашистами в 1943 году во время карательной экспедиции. Вспоминает Николай Фальба: «Мы попали под фашистскую экспедицию 1943 года. Вся семья моя погибла в лесу. Я один остался. После того как перешел линию фронта, лежал в госпитале. Потом принял присягу, и меня отправили на фронт. Ранило, остался без правой руки. После войны вернулся домой, работал счетоводом в колхозе, с 1961 года живу в Освее». Антон Францевич Бубола, с которым мы ходили от одного старожила к другому, подытоживая их воспоминания, сказал: «Во время войны ни один уголок Беларуси не был так испепелен, как Освея. В Освейском районе, и в самой Освее не осталось ни одного целого помещения, не только жилого дома, все было сожжено». После войны Освея, буквально, восстала из пепла. Люди, вернувшиеся из армии, из партизанских отрядом, из концлагерей строили дома, рожали детей, мечтали о будущем. А иначе невозможно жить. Вере Людвиговне Вишняковой к концу войны шел всего пятнадцатый год. Но она уже узнала ужасы Салапилского концлагеря, потом была угнана в Германию. Ее освободили американцы и девочка, ставшая не по годам взрослой, вернулась на родину. После войны работала в колхозе, потом техничкой в школе 30 лет отработала. Мы разговаривали с ней о послевоенной Освее и она стала вспоминать, что были и в Освее чудом спасшиеся евреи. «Я не знаю, правда, где спасались Соня Маскель. После войны она работала в магазине продавцом. Добка, фамилии ее не помню, в бане работала кассиром. Потом в клубе одна из евреек билеты продавала. Были еще евреи. Время было такое, никто не расспрашивал, кто и как спасся. Да и сами не очень рассказывали об этом. А потом кто уехали из Освеи, кто умер». Сегодня население Освеи составляет 1,3 тысяч человек. К сожалению, оно уменьшается с каждым годом." |
Лайк (1) |
| Temych Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 1139 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 655 | Исторические сведения с сайта http://gorodabelarusi.ru: Как полагают ученые мужи, первопоселенцами здешнего края в послеледниковый период были финно-угорские племена. В период «крещения» они еще обитали здесь, заселяя высокие обводненные холмы, городища. Таких городищ на Освейщине множество; и в Дубровно, и в Урагове, и в Чапаевском. Есть предположение, что аборигенов первыми потеснило свободолюбивое и воинственное племя семигалов. Главным опорным пунктом нового своего края те сделали Освею, а центральным городищем гору Городок на острове Освейского озера. В более близкие нам времена, те, что мы называем «древними», Освея — достояние полоцких князей. Историк A.M. Сементовский сообщает, что в 1217 году немецкие католики «отняли у полоцкого князя весь этот край». С конца XIV века этот отвоеванный у немцев край принадлежал Великому княжеству Литовскому. С 1561 года край вошел в состав Польского королевства; был во власти русских (1577), шведов (1600), но затем опять возвращался полякам. В 1772 году эти земли возвращены России. А с 1777 года они опять в составе Полоцкой вотчины. Впервые местечко упоминается в 1503 году в договоре между польским королем Александром и великим князем московским Иваном III. В это время оно являлось волостным центром в составе Великого княжества Литовского. Как первый владелец местечка упоминается (1505) воевода полоцкий Станислав Глебович. Из ревизских источников за 1552 год известно, что от воеводы Станислава Глебовича Освея перешла в собственность воеводы витебского Станислава Кишки, который неоднократно возглавлял посольство своего княжества в Москву. После смерти Станислава Кишки Освею унаследовал его сын кравчий Великого княжества Литовского Иван Кишка. От Ивана Кишки, согласно королевскому разрешению от 24 февраля 1585 г., Освея перешла в собственность иезуитов. Иезуиты основали здесь монастырь и создали при нем школу. Это была первая школа в Освее. В 1600 г. Освея и многие земли по рекам Сарьянка, Росица и Западная Двина становятся владениями канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги, магната, мечтавшего о собственном королевстве. Это был период разорительных набегов на Освею. Ратники со стороны Себежа и Пскова не раз нападали на город, убивали или забирали в плен людей. Особенно жестоким было нападение в 1633 году, когда псковские ратники под началом Головы сожгли Освею, а людей побили. В середине XVII века Освея принадлежала Казимиру Львовичу Сапеге. А с 1656 г. — Казимиру Павловичу Сапеге. В конце первой половины XVIII столетия маршалок Великого княжества Литовского Иван Сапега уступил Освею Еже Миколаю Гильзену, епископу смоленскому. Эти владения новый хозяин получил еще перед своим посвящением в сан епископа, которое, кстати, имело место 16 февраля 1746 г. в Варшаве у Святого Креста. Польский историк Густав Монтей-фель отмечает, что еже Миколай Гильзен «был рад поселиться в освейских владениях, ибо собственной резиденции не имел». Думается, радость этого человека вкупе с его умом и стала причиной появления в Освее самых значительных ее объектов — дворца и парка вокруг него. На период его жизни пришелся расцвет Освеи. После смерти епископа, а также его брата Яна Августа и племянника Иосифа, освейское имение с 1786 года переходит к Шадурским. Первым владельцем его из этого рода был государственный советник граф Иосиф Шадурский. В1905 году в Освее имелись: православная церковь, римско-католический костел, четыре еврейских молитвенных дома, народное училище, лечебница. |
Лайк (1) |
| Temych Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 1139 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 655 | Освейский дворецс сайта http://gorodabelarusi.ru: "Осколки красного кирпича теперь можно найти за сотни метров от того места, где когда-то стоял Освейский дворец. От грандиозного сооружения Гильзенов остались лишь вросшие в землю руины. По утверждению старожилов, дворец имел вид «птицы с расправленными крыльями». Исполнен он был в ранних классических формах. Возвели его на небольшой насыпной горке, в которой по всей площади застройки были спрятаны подвалы. Эту особенность диктовала высота грунтовых вод. Двухэтажный дворец, в пять корпусов и с четырьмя широкими галереями, имел сложную внутреннюю раскладку. Необычная, по нынешним представлениям, толщина его стен была вызвана отнюдь не страхом хозяев перед пресловутыми «врагами». К этому понуждал элементарный практический расчет. Стены были сплошь унизаны, будто человеческое тело капиллярами, широкими дымоходами. Обогрев залов и комнат производили на первом этаже с помощью больших каминов. Основными украшениями помещений являлись пилястры и ниши. Центральный зал — Голубой, из которого в две противоположные стороны «смотрели» по три высоких окна, был украшен круглыми колоннами. Как и для планировки парка, для дворцового здания характерна была абсолютная, продуманная до мелочей симметричность. По-видимому, проект разрабатывал великий и наивный педант. Может быть, именно за эту милую простоту, логичность и лежит наше сердце к старине. По крайней мере, в ней, этой простоте, очевиден талант и высокая мудрость." Вот всё что осталось от дворца. |
Лайк (1) |
| Temych Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 1139 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 655 | Освейский паркс сайта http://gorodabelarusi.ru: "По мнению известного белорусского ботаника В. Антипова, посетившего Освейский парк в 60-х годах нашего столетия, возраст некоторых, наиболее старых деревьев парка достигал двухсот лет. Этот факт в какой-то мере говорит о возрасте усадьбы. Здесь все делалось по трафарету, известному со времен раннего дворянства. Одним из каналов основатели усадьбы оградили себя от деревни. Перед самым дворцом он был расширен в длинный пруд, заканчивавшийся первой дамбой. За дамбой вода уходила в озеро. Кроме того, со стороны деревни усадьбу окружала высокая кирпичная ограда, растянутая на несколько километров. И все же не только обводной канал и ограда являлись главными порубежными «охранниками» освейской усадьбы. Почти все примыкающие к ней земли были засажены фруктовыми садами, где были поселены садовники и сторожа. В свою очередь к садам примыкали территории конного завода и иезуитского костела с монастырем и госпиталем. Ближайшей к городу была входившая в состав парка территория так называемой Оранжереи, где располагались Гончарная, Парники и Сад. К обводящему территорию парка каналу примыкали другие каналы. Вода в них была такой же прозрачной, как и в озере, ибо каждую весну ее спускали, а пруды и каналы чистили; кроме того, берега прудов были зацементированы. В некоторых местах на каналах оставлены островки, на каждом из которых обязательно высажено дерево. Можно представить, сколько имелось мостов и мосточков на этой сплошь изрезанной водными преградами территории. Один из таких мостов вел к горке с названием Лыска — в южной части парка. Далее еще один мостик, уже через ручей, выводил на горку, не отличавшуюся высотой, но интересную своей плоской вершиной, напоминающей круглую сцену, и еще тем, что вокруг нее высажены лиственницы. Сохранилось пять старых лиственниц. О назначении сей горки теперь можно только гадать. Обилие битого кирпича наводит на мысль, что на возвышении стояло какое-то строение. На мой взгляд, площадка обнесена была по периметру колоннами. Это мог быть или летний театр, или открытый павильон для музыкантов, или арка, обозначающая вход в соседний парк. Куполом этому сооружению служил… полог высоких лиственниц. Это был пейзажный парк. Здесь все имело смысл и значение — любое дерево, возвышение, поляна. Главным достоинством его являлись ручьи. Они придавали этому окультуренному месту естественность. На их берегах, особенно в местах пересечения с дорожками, я видел множество камней. Очевидно мостики имели каменные опоры. В дальней части парка обводной канал напоминает настоящую речку. Рядом с ним еще «читается» неширокая традиционная для старых парков тополиная алея. Деревья здесь посажены так густо, что представляют собой нечто вроде гулливерова тына. Иные из них уже рухнули от собственной тяжести, обнажив вместе с дерном могучие корни. В этой особенно заброшенной части парка, в самом глухом и затаенном месте, есть еще одна небольшая горка. Называется она Собачье кладбище. Существует легенда, что когда-то на ней стоял памятник собаке — черная каменная глыба с надписью на польском языке. Канал, охватив длинной дугой парк, вливался во второй пруд. На стоке этого пруда была возведена вторая дамба, державшая уровень воды большинства каналов парка. Рядом с дамбой была устроена деревянная мель-ница, работавшая на воде. Шлюзы на ней открывали только во время мола. Два усадебных пруда, расположенных по обе стороны дворца строго на одинаковом расстоянии от него, имели абсолютно равные форму и размеры. Вокруг первого была проложена гравийная дорога, представлявшая собой круг. На пути ее стояли два моста. Во время визитов гостей на «круге» устраивали скачки. Между зданием дворца и вторым прудом на открытом значительном пространстве разбит был большой, по площади с футбольное поле, цветник. До сих пор ходят легенды о плантациях маргариток на нем, аромат которых буквально хмелил тамошних работниц. Часть парка, ближайшая к дворцу, была открытой, солнечной. Здесь каждое дерево являло собой композицию. И наоборот, за вторым прудом парк напоминал настоящий лес, со всеми полагающимися ему «таинствами» и «звуками». Эти два парка отличались и обустройством. Первый — со своими каменными мостками, беседками, гравийными дорожками и цветником — имел вид ухоженного городского парка. Второй старались обустроить «под природу»: мостики здесь были деревянные и узкие, из бревен, под каждым имелся брод, чтобы водный рубеж можно было пересечь верхом на лошади; здесь по замыслу устроителей парка можно было побыть наедине с природой, послушать плеск ручья, пение птиц и даже… рык диких зверей. Этот участок парка назывался Зверинец, в глубине его была яма, разделенная на вольеры, где держали волков, медведей, кабанов, лосей. Свое существование старый парк прекратил после изгнания из Освеи последнего его хозяина. С тех пор он не восстанавливался… Признаем, в статическом состоянии, без должной помощи, гибнут любые человеческие творения — тем более парки, где ничего не может быть случайным, исполненным зря и где все без исключения требует человеческой любви и заботы." Вот теперь перед дворцом футбольное поле. |
Лайк (1) |
| shirsin Москва Сообщений: 1124 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 693 | Из Еврейской энциклопедии Брокгауза-Эфрона: Освея (Oswiej) — в эпоху Речи Посполитой местечко Полоцкого воеводства. В 1765 г. в прикагалке О. 316 плательщиков подушной подати. Ныне — Освей, местечко Витебской губернии, Дрисского уезда. По ревизии 1847 г. "Освейское еврейское общество" состояло из 795 душ. По переписи 1897 г. в О. жителей 2830, среди них 1660 евреев. |
| Temych Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 1139 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 655 | Освейские тайны В Освее есть несколько тайн, о которых уже не вспоминают; но которые «говорят» исследователю старины сами за себя. Одной из них является дорога, насыпанная в озере вдоль всей береговой линии усадьбы. Она представляет собой длинную и узкую (шириной в две повозки) косу. Еще сравнительно недавно она имела ухоженный вид и была соединена в местах разрывов (оставленных для того, чтобы могли пройти лодки) мостами. Версий о том, для чего нужна была эта насыпь, достаточно. Однако настоящего ответа нет. Возможно, ее соорудили для того, чтобы не гонять на пастбище скот перед зданием дворца. Теперь эту земельную полоску в озере трудно назвать «дорогой»: в отдельных местах она размыта, а кое-где сплошь затянута кустарником. Забывать замыслы предка — все равно, что не прислушиваться к мнению старших. Сие есть признак деградации культуры. Сегодня вопрос о необходимости окружной дороги в Освее просто наболел. Коров в городе гоняют по асфальтированным улицам, через центр. Животных, ясное дело, не особенно расстраивает такое обстоятельство, — напротив, они даже рады потереться об угол клуба или подкинуть блинок-другой под окно горсовета. Ну а как же люди? Меня сильно удивило, когда здешний широкий, заросший камышом канал, рассекавший город на две части, назвали «ручьем». По дну его действительно протекал ручеек. Тем не менее, очевидно было искажение между сиим названием и тем. что на самом деле представляло собой это вытянутое углубление. Без подсказок историческую суть города «прочесть» сложно. Я бы скоро свыкся с необычным ручьем, если бы не подсказка повидавшего виды археолога Савицкого. Ученый, убежден, что канал в древние времена, когда вода в озере стояла выше, был заполнен водой, и по нему ходили суда — большие торговые лодки — с товарами из городов по берегам Западной Двины и Балтийского моря. Суда могли заходить в центр города. В широкой части канала была устроена пристань; на этом участке его русло представляло собой треугольник: оно как бы врезалось длинным клином в береговой мыс, клин суживался ближе к тому месту в центре города, где был мост. Малые лодки проходили под мостом и могли уйти за город вверх по каналу. Древняя Освея располагалась по обе стороны этого рукотворного сооружения. Рядом с пристанью на озерном мысу в старой части города просматриваются контуры рва, который некогда был заполнен водой и полностью отделял мыс от суши. Здесь могло быть расположено мощное замковое укрепление. А такие свидетельства имеются. Долгое время упоминание об Освее были связаны с договором между польским королем Александром и великим князем московским Иваном III. Но вот в исторических материалах находим следующие сведения: «По иллюстрации 1599 года Режицкий замок имел смежные границы с замками: Люцинским, Освейс-ким, Динабургским, Крейцербургским, Мариенгаузским». Упоминаются только рыцарские замки Ливонского ордена. Из этого следует, что в конце XIII века в Освее был замок. Более неясным является вопрос: где он стоял, в каком конкретно месте? На мой взгляд, самая примечательная улица в этой версии — Себежская. Она проходит через вершину обширного холма, расположенного на приозерном лесу. Сей холм с одной стороны окружен озером и бывшим каналом, а с противоположной — низиной, где нынче центральная площадь. Замок находился на вершине мыса и стоял как бы в стороне от вытянутой вдоль длинного канала деревни. |
Лайк (2) |
| Temych Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 1139 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 655 | Сведения Монтейфеля Расцвет освейской усадьбы приходится на времена, когда хозяевами Освеи были Гильзены. В этот период появились дворец и парк, костел и монастырь с госпиталем, гимназиум. Пользуясь сведениями Густава Монтейфеля, узнаем, что Гильзены — выходцы из немцев, из рода де Энкелей, когда-то служили немецкому ордену. «Род этот принадлежал одному из старых богатых родов из Мархии, откуда он прибыл в Инфлянтский рыцарский орден в самом начале XVI столетия. Янкель зен де Энкель в 1533-34 годах был одним из самых способных командиров Динабурга.» Монтейфель дает довольно полные сведения о первом владельце Освеи из этого рода — о Еже Миколае Гильзене, который родился в 1692 году. «Как, читаем в «Календаре 1763 года», человек набожный, работящий и ученый, с ранних лет брался за перо. Эта его способность создала ему приятелей, а позднее и могущественных покровителей». У него были «многочисленные биографы». «Начал он приходским ксендзом, кафедральным. Большими его друзьями были Сапеги. Особенно коадьютер виленский, который отхлопотал для него епископство смоленское. И даже договорился со своим братом, регентом литовским, что в случае назначения его епископом смоленским уступит ему какие-нибудь владения в своих землях смоленских, на жительство и в качестве резиденции». Это обещание было выполнено. Далее Монтейфель сообщает: «Это был епископ честный, придерживался старых правил, понимал свою должность как самоотверженную работу. Когда в 1755 г. в Смоленске была сильная эпидемия, он поспешил туда, чтобы терпеть вместе с паствой. Отдал свой фольварк краславским миссионерам под семинарию. Был проповедник также красноречивый, как и писатель. В своем белокаменном дворце в Освее он написал несколько теологических книг, в том числе книгу «Духовная война», которая издавалась шесть раз. Уставший и сломленный работой, Ежи Миколай Гильзен, наконец, захотел покоя. В июле 1763 г. отказался от епископства и последние годы жизни посвятил молитве. Умер в 1775 г. в Варшаве в возрасте 82-х лет. Сердце этого честного мужа, засушенное после смерти, до сих пор сохраняется в костеле освейском. Там же должны быть погребены его останки. Ибо администратор названного костела ксендз Добровольский нашел на чердаке камень-песчаник со следующей латинской надписью: «Здесь покоится Гильзен Смоленский». Над надписью вырезан герб Гильзенов со следующими аксессуарами: кардинальским капелюшем, митрой, постарелом (посох епископа) и орденом Святого Станислава. Камень этот, который должен был увековечить память этого честного сановника, был наверняка вмурован в костеле, откуда его человеческая бессовестность выгнала на чердак». Монтейфель также упоминает о металлическом сосуде, в котором хранилось засушенное сердце Гильзена. Этот сосуд показывали, когда служили за упокой души этого человека. Увлеченный всецело духовной и писательской деятельностью, епископ не уделял внимания хозяйственным делам своих освейских владений и настоящим хозяином их был его младший брат «Его Высокая милость пан Ян Гильзен воевода минский», личной резиденцией которого была Дагда. О Яне Августе Гильзене Монтейфель сообщает следующее: «Их отец Шамбелан Еже Гильзен 19 мая 1721 г. передал права наста-роство мариенгаузское своему очень молодому сыну Яну Августу. А Карл Шестоковский, нотариус инфлянтский, оформил эту передачу. 11 августа 1729 г. этому же Яну Августу по приказу короля уступили владения Окры Янушевичи, а того же дня уступил Туленмуйжи Ян Шадурский, подчаший инфлянтский. Спустя некоторое время, Янушевичи вернулись в Окры, а Шадурские уже никогда не вернулись в Туленмуйжи.» Ян Август Гильзен был образованный человек, «хронист, историк, летописец Инфлянт». Так же, как и его брат, епископ, увлекался литературным творчеством. Его перу принадлежала книга: «Хроника Инфлянт Польских». «Не только в ученых кругах стремился отличиться Ян Август Гильзен, но и в деяниях. Он хотел что-то сделать для местного народа. В те времена в польских Инфлянтах жил еще народ непросвещенный и почти дикий. Хотя они и считались христианами, но далеки были от христианства. Народ этот имел свой собственный язык и дивные варварские предубеждения. В религии его господствовали грубые суеверия и верования, оставшиеся еще с языческих времен. Поклонялись липам и дубам, ужам и змеям. Народ этот иного происхождения, чем шляхта, еще раньше заселял эту страну и представлял собой, может быть, самых первых жителей этой новой отчизны Гильзенов. Для него и хотел оставить память коштелян.» |
Лайк (1) |
| Temych Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 1139 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 655 | Дворец был построен в стиле классицизма. Он увлекал монументальностью и легкостью форм. По утверждению сторожил, дворец имел вид птицы с распростертыми крыльями. Он состоял из пяти корпусов с четырьмя широкими галереями. Главных входных ворот было 4 - по числу времен года, внутренних входов - 12 - по числу месяцев в году, окон - 365 - по числу дней в году. В одном из крыльев дворца размещался зимний сад. В доме была огромная библиотека. Дворец Шадурских. Наполеон Орда, Дата: между 1856 и 1883 гг. Изображение опубликовано на сайте "Глобус Беларуси" globus.[ресурс заблокирован]/ |
Лайк (1) |
| Temych Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 1139 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 655 | С официального сайта Верхнедвинского районного исполнительного комитета Сегодня "северная жемчужина" - Освея не потеряла своей привлекательности благодаря природным богатствам. Тихий и чистейший уголок нашей родины имеет реальные перспективы превратиться в элитарный район экологического, сельского и оздоровительного туризма. Ведь здесь расположено второе по величине в Беларуси озеро – Освейское - и один из самых крупных в республике водно-болотных комплексов, получивший почётный статус Рамсарского угодья благодаря своей неповторимой флоре и фауне. Городской поселок Освея - центр КУПСХП "Освейский" и сельского Совета находится в 38 км от г. Верхнедвнска. Сегодня здесь проживает более 1,6 тыс. человек. В 2007 году поселок получил статус агрогородка. На территории агрогородка расположено 575 домов усадебного типа и 259 квартир. Агропромышленная сфера В КУПСХП "Освейский" работает 328 человек. В состав хозяйства входит 20 населенных пунктов. Общая земельная площадь составляет 13 962 га, в том числе 9960 га – сельскохозяйственные угодья, из них 5 260 га – пашня. Хозяйство специализируется на мясомолочном направлении. Главная роль в животноводстве – выращивание и откорм молодняка КРС. Численность поголовья крупного рогатого скота составляет 5 578 голов, в том числе 930 – дойное стадо. Выращивают молодняк овец романовских пород, разводят и обучают лошадей для классических видов конного спорта, рабочих лошадей. В растениеводстве занимаются выращиванием рапса, зерновых и кормовых культур, семеноводством многолетних трав. В 2006 году на базе КУПСХП «Освейский» открылось отделение Центра олимпийского резерва по коневодству и конному спорту Витебской области. В конноспортивной школе предоставляются услуги учебно-тренировочного характера, прокат лошадей для верховой езды. В настоящее время дополнительно предоставляются услуги по прокату верховых лошадей для многодневных пробегов, упряжек, спортивного и туристического снаряжения, а также предоставляются услуги по разбивке палаточного лагеря на специально оборудованной территории конноспортивной школы. Вся спецодежда и другие швейные изделия для нужд хозяйства изготавливается в собственном швейном цеху. Планируется наладить и пошив спортивного снаряжения для беговых лошадей, из шерсти овец валять валенки и войлочные попоны для лошадей. Имеется оборудование для изготовления крупы, которое используется по мере необходимости. В течение последних двух лет в хозяйство поступило большое количество новой техники белорусского производства: зерновые и кормоуборочные комбайны, трактора, плуги, комбинированные посевные агрегаты и другие виды техники. Производится поэтапная реконструкция животноводческого комплекса. В 2009 году на всех молочно-товарных фермах установлены молокопроводы. Ведется работа по улучшению условий труда работников животноводства, строится жилье. Для тренировок секции конноспортивной школы в зимний период изыскиваются возможности строительства крытого манежа. Социальная сфера В последние годы большое внимание уделяется развитию услуг для населения. Именно люди создают экономический потенциал поселка, и они могут и должны жить красиво и комфортно, иметь необходимые социально-бытовые условия. На территории агрогородка функционируют библиотека, детская музыкальная школа, городской Дом культуры, филиал территориального центра социального обслуживания населения, аптека, средняя общеобразовательная школа на 250 учащихся, лесничество, ясли-сад на 70 мест, районная больница на 25 койко-мест, поликлиника на 100 посещений в смену, отделение связи, отделение сбербанка, комплексный приемный пункт, общественная баня на 50 помывочных мест, 6 магазинов райпо, 3 частных магазина и кафе, АЗС и автобусная станция. Население обслуживают два мобильных оператора (МТС и VELCOM). Налажено регулярное автобусное сообщение с районным центром, г. Полоцком и по местным направлениям. |
Лайк (1) |
| Temych Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 1139 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 655 | Озёрно-болотный комплекс Освейский Территория заказника представляет собой большой комплекс озёр, лесов, переходных и верховых болот, низинных болот относительно мало. Ядром заказника является озеро Освейское, которое играет важное гидрологическое и климатообразующее значение для большого региона северной части Беларуси. Большую часть угодья занимают верховые и переходные болота, которые покрыты хвойными, березовыми и ольховыми лесами. Среди болот разбросаны немногочисленные минеральные острова. Леса занимают около 30% общей площади заказника, луга - 6%, кустарником покрыто 4% территории. Карта озёрно-болотного комплекса Освейский Гидрографическая сеть хорошо развита и представлена озёрами, реками и многочисленными мелиоративными каналами. Главная водная артерия территории - река Свольна, которая относится к бассейну Западной Двины. Наиболее значительным натуральным водоёмом является озеро Освейское, площадь которого составляет 47,95 км2 (после Нарочи это второй по величине природный водоём). Озеро относится к эвтрофному типу, оно мелководное, средняя глубина не превышает 2 метров. В него впадают несколько небольших рек и каналов, однако приток воды в водоём осуществляется, главным образом, за счёт осадков. Последние двадцать лет озеро интенсивно зарастает водной растительностью и постепенно теряет своё значение в качестве рыбопромыслового водоёма и места гнездования водоплавающих птиц. Наиболее вероятная причина таких изменений - снижение уровня воды, которая вытекает из озера по каналу Дегтярёвка. Для подъёма и стабилизации уровня воды в озере, на этом канале была построено гидротехническое сооружение со шлюзом-регулятором, дамбой и водоотводным каналом. Однако сейчас дамба находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Другой вероятной причиной снижения уровня воды могут быть результаты торфоразработок, которые проводились недалеко от озера. Лесохозяйственная деятельность не территории заказника ведётся в рациональных размерах. Из других видов хозяйствования преобладают добыча торфа, промысловый и любительский сбор грибов и ягод, регламентированная охота. В Освейском озере есть значительные пласты сапропелей высокого качества, пригодных к промышленной добыче. На территории заказника гнездится 164 вида птиц, 36 из них внесены в Красную книгу Республики Беларусь. Наиболее значительные виды: большая выпь (40-60 пар), красноголовый нырок (400-600), беркут (1), скопа (3), тетерев (80-150). Озеро Освейское - крупнейшее в регионе Поозерья место размножения и послегнездовой концентрации некоторых охотничьих видов водоплавающих птиц: кряквы, красноголового нырка, лысухи. Кроме того, озеро и ближайшие территории являются местом постоянной концентрации водно-болотных видов птиц в период миграции весной и осенью. Из редких растений, которые встречаются на территории заказника, необходимо отметить гибридные формы ольхи чёрной и серой, высокоствольные формы берёзы карельской, крупные популяции кубышки малой, а также реликтовое насекомоядное растение - альдрованда пузырчатая. В общем, в заказнике отмечено 16 видов растений, которые внесены в Красную книгу. Из млекопитающих, которые здесь встречаются, охране подлежат 4 вида. Неблагоприятные факторы. * Антропогенное эвтрофикация озера Освейкого, которая вызвана стоком воды с сельхозугодий и торфоразработок, коммунально-бытовых предприятий, животноводческих ферм. * Нарушение гидрологического режима в результате торфоразработок. * Понижение уровня воды в озере ведёт к изменению качественных показателей, быстрому зарастанию озера, уменьшению рыбопродуктивности и снижению его значения для водоплавающих птиц. * Промысловое рыболовство могло стать одной из причин уменьшения запасов рыбы в озере. Необходимые меры охраны. Для решения основных проблем заказника необходимо разработать план управления, который должен включать рекомендации по: * Оптимизации гидрологического режима; * Установлению режимов рациональной эксплуатации рыбных ресурсов; * Рациональному землепользованию в водосборе озера. |
Лайк (1) |
| Вперед → | Страницы: 1 * 2 3 4 5 Вперед → Модератор: Temych |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Temych » Разное » Освея (белор. Асвея) [тема №33282] | Вверх ⇈ |
|
|
| Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |