так как мои Дубина приехали на Алтай из Новой Бассани, чтобы не делать много тем, положу информацию здесь.
Новая Басань
Местечко на р. Недре, в 50 верстах от Козельца, на южной границе уезда, в 18 вер. от Старой Басани на юго-востоке, на транспортной дороге из Киева.
По местному преданию, Новая Басань населилась лет за 400, т. е. в половине XV столетия. Осадчим ея был казак Яков Зубец. На месте, где ныне Новая Басань, был тогда густой лес и в средине его площадка. На этой площадке Зубец с товарищами устроили земляную почти квадратную крепость в окружности 60 саженей, а в 2 вер. на возвышенном месте была поставлена сторожевая; все это для охранения от хищных крымцев. Укрепленное место названо городком Зубцовским. В последствии новые осадчие Грузько, Леско и Зеленуха населили хутора Лесковский, Грузков и Зеленский. И образовалось местечко Новая Басань. Так как новое местечко носит на себе название соседнего – поселения – Старой Басани: то это дает видеть, что первые поселенцы Новой Басани пришли из Старой Басани; а вызвали их сюда конечно выгоды новой девственной земли.
Уже в 1638 г. Новая Басань была городком и местом поветового правления, замененного потом сотенным правлением; а в 1664 г. Басань пострадала в числе городов прилуцкого полка.
В укреплении басанском был храм рождества Богородицы. Ныне в м. Басани три храма: рождества Богородицы, вознесения Господня и третий – Козмы и Дамиана, – все три каменные.
Нынешний каменный храм рождества Богородицы с двумя приделами, построен в 1829 г. усердием прихожан.
По бумагам храма, сохранившимся с 1740 г. видно, что до 1760 г. был протоиереем Басанской Богородичной церкви Григорий Туманский, 1760 – 1790 г. Андрей Туманский; послдний протоиерей Басанский Антоний Сохович скончался в 1832 г.
Древности храма: а) серебр. потир с надписью:
«сей келех надал раб БожійФеодор Кондратович с женою Мотроною до храму рождества Преев. Богородицы року 1717».
б) Два евангелия львов. п. 1644 г., цветослов львов. п. 1643 г., требник Петра Могилы к. п. 1646 г., минея служебная м. п. 1724 г.
Первый храм возрнесения Господня, деревянный, построен был в 1735 г. басанским писарем Стефаном Деревецким, который был и первым священником его. До того времени особый храм был в Бригинцах, ныне деревня Вознесенского прихода. Синодик Вознесенского храма говорит: «сей синодик, внем же вписаны суть души преставившихся парохиан новосозданной церкви вознесения Господня городка Басами честным господином отцом Стефаном Ильевым сыном Деревецким, первым прерченной церкви настоятелем, новосоставлен и снаряжен 1735 г. августа 6 дня, которого дня и году вышеписанная церковь посвятилася». Этот храмоздатель, в звании наместника быковского, участвовал в свод прав Малороссии, оконченном 1743 г.
Нынешний каменный храм основан в 1846 г.
Здесь есть а) дарохранительница с надписью: «сооружи раба Божія Іуліанія Феодорова Рудковская, сотникова Басанска, до храму рожд.. Богородицы року 1727; а откуплена вдовствующею протопопшею басанскою Анастасіею Туманскою и отдана в церковь Вознесенскую Басанскую, 1763 г.»
б) Триодь к. п. 1727 г. Симфония пет. п. 1727 г. другая м. п. 1737 г. Служебник к. п. 1735 г. Евангелие львов. п. 1641 г. с надписью: «сіюкнигу евангеліе до церкви Вознесенской басанской за три рубли купил Семен Бандура, житель местечка Басани, стараніем Стефана Ильича Деревецкаго, протопопа бориспольскаго, оной же церкви настоятеля, 1747 г.»
Нынешний каменный храм Козмы и Демьяна построен в 1778 г. и освящен в 1785 г. Ему предшествовал деревянный 1754 г., перенесенный на кладбище.
Дарохранительница весом 21 ф. с надписью: «сія гробница сделана в храм Козмы и Даміана, на кошт усопших рабов Герасима, Наталіии Кирилла (Стрешенцевых), которые переселились в тот свет, Герасим в 1762 г. февр.28 ч., Наталія 1772 г. мар. 17, Кирилл 1775 г. апр. 28 д. стараянiем же дочерей их Ксенiи Кочубеевой и Матрены Тепловой 1776 г.»
В 3 вер. от сторожевого кургана, стоящего на значительной возвышенности, в 2 вер. от басанского укрепления, находится в лесной местностипесчаная возвышенность, называемая лысою горою. Здесь еще в недавнее время, между 1835 п 1845 г., находили много серебренных вещей, составлявших украшение седел и другой военной сбруи; – но никакого другого металла и никаких других вещей не находили. – Ясно, что дорогие вещи спрятаны были во время военной опасности и по неожиданной смерти хранителей остались здесь. – Не сомневаемся, что песчаные бугры скрывали сокровища несчастного времени 1638 – 1640 г. Басанские казаки по призыву Остряницы и Гуни участвовали в кровавых боях с ляхами под Голтвою и Жолниным. Здесь многие и многие сложили свои головы. Пьяные магнаты, надменные победами над казаками, сделали такие гуманные и умные распоряжения, на Украине, что скоро и сами страдали от них, а еще болeeгорько страдали казаки. Вот что пишет об этом даже польский летописец: «В 1640 г. в м. феврале крымскіе татары всю страну около Переяславля и обширныя именіякнязей Вишневецких вдоль и поперек опустошили, забрав людей и скот и возвратились домой без всякой погони, потому что казацкой стражи более не было. Такую выгоду получила республика от уничтожения казаков; а все это от того, что старосты и папы Украины хотели увеличить свои доходы, жидов ввели везде, все отдали в аренду, даже церкви, ключи от которых были у жидов: кому нужно было жениться или окрестить дитя, должен заплатить за это арендатору жиду».
Большинство басанцев – казаки, которых ныне 1420 м. но есть купцы и мещане, довольно и бывших подданных.
В Новой-Басани торг каждый понедельник. Ярмарки: на вознесение Господне, июня 29, авг. 15, сент. 20 и дек. 6, в среду на четвертой неделе после пасхи. Кроме того в великий пост бывает 6 так называемых красных торгов. На Вознесенской продается товаров на 5000 р. на петровской – на 4600 р. на успенской – на 3000 р. Рогатого скота па 5 ярмарках продается на 2000 р.
Источник