Konstantin Ivanov написал:
[q]
Нет.
Кулак — в деревне.
В городе — СОЭ (социально опасный элемент).[/q]
Konstantin Ivanov написал:
[q]
[/q]
Сейчас попалась методичка для работников Оренбургского архива - у них категории СОЭ нет :-(
http://komarchive.orb.ru/files/content/epmk/metod/metsoc.pdf3.5. Запросы о раскулачивании граждан (лишение права голоса,
имущества, высылка) в 1928-1935 гг. исполняются на основании хранящихся в архиве личных дел кулаков, социально-экономических характеристик хозяйств, протоколов и постановлений президиума окрисполкома, облисполкома, райисполкома, сельсовета и др. Основными документами, подтверждающими факт раскулачивания, являются постановления окргоррайисполкомов, протоколы общих собраний граждан населённых пунктов и переписка по вопросам раскулачивания, рассмотрению жалоб (в случае отсутствия в архивных фондах вышеперечисленных постановлений).
4.4 Исполнение запросов о раскулачивании граждан (лишение
права голоса, конфискация имущества, выселение) Подавляющее большинство запросов граждан о фактах их биографии, связанных с уголовно-процессуальными действиями государственных органов,
касаются раскулачивания. Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» положил начало восстановлению лиц в гражданских правах, устранению иных последствий произвола, обеспечению посильной компенсацией материального ущерба.
Персонифицированные сведения по данной группе запросов содержат:
личные дела раскулаченных, решения общих собраний колхозников (батраков, бедноты и середняков), акты (записи, описи, конфискованного имущества), списки граждан, лишенных избирательных прав; переписные листы (списки) спецконтингента (переселенцев); списки и характеристики хозяйств единоличников, жалобы и заявления лиц на незаконное раскулачивание, личные карточки на кулацкие хозяйства, социально-экономические характеристики личных хозяйств, повагонные списки выселяемых. Наиболее информативным источником запрашиваемых сведений являются личные дела раскулаченных.
При отсутствии личного дела исполнитель обращается к другим
указанным источникам, последовательность просмотра которых целесообразно определять с учетом информативности соответствующих документов. В связи с этим исполнитель запроса внимательно анализирует и уточняет все фактические данные о видах репрессивных действий, которым подверглось лицо или члены его семьи.
В частности, для определения фондов и видов документов, подлежащих
просмотру, немаловажно знать, было ли раскулачено лицо, лишенное
избирательных прав, поскольку лишение избирательных прав не всегда было связано с раскулачиванием.
Сведения о потерпевших лицах могут быть обнаружены в документах
органов государственной власти и управления, которые осуществляли
кампании по конфискации имущества, раскулачиванию, учету и описанию хозяйств единоличников и кулаков, учету лиц, лишенных избирательных прав, выселяемых лиц, принимали решения о реабилитации, возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций.
Запросы о раскулачивании исполняются по фондам районных особых
комиссий по ликвидации кулачества, при их отсутствии - по фондам
сельсоветов и районных избирательных комиссий.
При этом необходимо учитывать, что при разукрупнении районов
в 1935 г., документы этих комиссий были разделены между вновь созданными районными комиссиями, а в старом райцентре оставались протоколы прежних районных комиссий, при этом вторые экземпляры протоколов не всегда передавались в новые комиссии.
Поэтому необходимо просматривать дела как вновь созданных комиссий, так и комиссий районов, на территории которых были образованы новые районы.
При подготовке и оформлении архивной справки следует включать
в нее только те сведения, которые запрашивает заявитель, соблюдая
с предельной тщательностью дословное воспроизведение текста документа, и которые касаются самого реабилитированного или пострадавшего лица, его детей и т.д.
В случае отсутствия запрашиваемых сведений в документах архива
гражданину сообщаются адреса, куда можно обратиться для продолжения поиска.
Запросы данной категории, как правило, относятся к группе повышенной
сложности по причине исключительной трудоемкости их исполнения.
При исполнении данного вида запросов в первую очередь
просматриваются описи основных фондов, а затем дополнительных.
В ходе поиска необходимой информации следует обращать внимание
на однофамильцев, имена, отчества, степень родства раскулаченных граждан, так как часто поступают запросы не на главу семьи, а на наследников (сына или внука).
Для подтверждения факта раскулачивания в архивной справке следует
указывать все имеющиеся сведения о подтверждении факта раскулачивания семьи.
Они могут быть обнаружены в протоколах и постановлениях президиума
окрисполкома, облисполкома, райисполкома, сельсовета, в документах личных дел репрессированных, в социально-экономических характеристиках хозяйств граждан и других документах. В ответе, при наличии сведений, необходимо указать категорию
раскулачивания.
Основными документами, подтверждающими факт раскулачивания,
являются постановления окр-, гор- райисполкомов, протоколы общих собраний граждан сёл и переписка по вопросам раскулачивания, рассмотрению жалоб (в случае отсутствия в архивных фондах вышеперечисленных постановлений).
Исполнителям следует знать, что не все лица, лишённые избирательных
прав, были раскулачены. В то же время, все раскулаченные были лишены избирательных прав.
Окончательные заключения о раскулачивании принимались
в окружных исполкомах и часто менялись, особенно по установлению
категории раскулачивания, местах ссылки, поэтому необходимо тщательно исследовать документную информацию.
Сведения о высылке. Сведения о высылке раскулаченных могут
находиться в вышеназванных протоколах и постановлениях, повагонных и прочих списках на кулацкие семьи. Если в документах имеются сведения о выселении семьи за пределы Средне-Волжского края, Оренбургского, Бугурусланского и Бузулукского округов, района или на запольные участки, то эти факты указываются в обязательном порядке. Эти данные могут быть в
различных приписках, пометках, на сопроводительных документах, списках или на обложках личных дел (Приложение № 57).
Сведения о составе семьи. При наличии нескольких документов
со сведениями о составе семьи в архивную справку включается список,
имеющий дату составления и наиболее соответствующий составу семьи
на момент раскулачивания, указанному в запросе.
Список приводится с указанием фамилии, имени, отчества главы семьи и её членов с указанием степени родства, года рождения или возраста
(Приложение № 58).
Сведения о конфискации имущества. В актах, описях изъятия имущества,
в статистических сведениях по сельсовету может содержаться информация о конфискации имущества. При обнаружении этих сведений даётся перечень и стоимость конфискованного имущества (Приложение № 59).
При отсутствии акта или описи изъятия имущества в справку необходимо
включить сведения об имущественном положении семьи за последние два года, которые могут находиться в социально-экономической характеристике или других документах. При разночтениях в документах следует ссылаться на все документы (Приложение № 60).
Составление архивной справки, как правило, завершается следующими
фразами: «Других сведений о высылке, раскулачивании и описи изъятого
имущества семьи Иванова А.Л. по Ивановскому сельсовету не имеется» или «Других сведений о раскулачивании семьи Иванова А.Л. по Ивановскому сельсовету не имеется» (Приложение № 61).
Для специалистов ГБУ «ГАОО», занимающихся исполнением данного
вида запросов, составлены:
список фондов ГБУ «ГАОО», содержащих сведения о раскулачивании
граждан по городам и районам Оренбургской области (Приложение № 62);
перечень фондов городских и районных исполнительных комитетов
местных Советов (Приложение № 63);
список переименованных районов Оренбургской области (Приложение
№ 64).