Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Шляхта д.Высокое

околица Высокого Пинского уезда Минской губернии.
Коренные и "понаехавшие" :)

    Страницы: 1 *
Модератор: alenashka
alenashka
Модератор раздела

Беларусь
Сообщений: 183
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 96
Попробуем разобраться в изначальной взаимосвязи Гореглядов из Высокого с их родоначальниками из Вылаз, принимая во внимание данные Гербовника, выданного НИАБ, по Гореглядам, данные ревизских сказок, метрических книг (в скобках через дробь указаны номера по Гербовнику для облегчения поиска того или иного лица).

Итак, дом Петра Петровича Горегляда (113/76), которому в 1816 году вроде как стукнуло 60 лет. У Петра Петровича, кроме дочери, был старший сын Иван Петрович, умерший до 1811 г., поэтому в списки 1816 г. он уже не попал.

Наследников мужского пола у Петра Петровича не осталось, одна радость в жизни старика - дочь Прасковья, которой и фамилию менять после замужества не пришлось. Потому как выскочила замуж Прасковья Петровна за своего однофамильца, а по факту - ну очень далекого родственника, - Василия Павловича Горегляда.

Дети их: Настасья, Анна и Авдотья, Андрей и Петр крещены уже в Купятичской Николаевской церкви.

После 1816 г., если верить Гербовнику, у пары родились сыновья Якуб (197/127) и Стефан (198/127). И если женскую половину на тот момент всерьез не воспринимали, то сыновей пары в Высоком отследить не так уже и сложно оказалось.

- Петр Васильевич Горегляд (196/127) выбрал в жены Ксению Михайловну Дзиковицкую;
- Якуб Васильевич Горегляд (197/127) женился на католичке Анне Якубовне, поначалу проживал в Высоком (1843-1845 гг.), а затем перебрался на собственную землю в Вылазах (1849-1855 гг.);
- женой Стефана Васильевича Горегляда (198/127) стала Настасся Флорияновна.

Каким же образом Петр Петрович Горегляд (113/76) в 1816 году оказался в ревизских сказках околичной шляхты Высокого? Если задаться целью узнать, то придется найти время для разгадывания ребусов хитросплетений многочисленных Гореглядов в Гербовнике.

Оказывается, в 1786 году Петр Петрович подал в Пинский гродский суд "позву за забор маемасцi" на родного брата Александра Петровича (112/76), и уже 22.12.1788 г. получил "интрамиссию" на имущество в ок.Высокое Пинского повета.

Тут следует отметить, что Александр жил в ок. Вылазы и был женат на Анне Игнатовне Петрович, имел сына Антона Александровича (168/112), который, будучи шестнадцатилетним, а по факту - пятнадцатилетним, в 1799 году обвенчался в Купятичской церкви на восемнадцатилетней Софье, дочери Михаила Кореневича из Высокого. Сын Антона и Софьи - Роман Антонович (262).

То есть, так или иначе, но следующий Горегляд - Антон Александрович (168/112) - тоже оказался связан с Высоким. После смерти Софьи, он женился повторно и взял в жены Анну Яновну, сыновья от второго брака: Илья (263/168) и Семен (264/168).


Родословная Петра Петровича согласно данным Гербовника:

1 Никон Володятич

2/1 Ян Никонович

3/2 Мартин Янович (5) 07.12.1555 от королевы Боны Сфорцы получил привилей на владение волокой земли около д.Парахонск (Парохонская) Пинского староства

4/3 Леон Мартинович

7/4 Иоахим/Яухим Леонович, 15.05.1580 г. получил за сто грошей литовских от Аниски Семеновича Г-В право на заставное владение землей в ок.Вылазы

13/7 Василь Яухимов, жена Пелагея Семеновна

22/13 Константин Василиев, получил вместе с братом Мартином (23/13) от матери ее наследственную часть имущества в ок.Вылазы.

35/22 Теодор Константинов жил в 1647 г.. 29.01.1647 г. получил вместе в братом Грыцом продажное право от Андрея Романовича Шпаковского.

52/35 Ян Теодоров

76/52 Петр Янов, его сыновья Александр (112/76), Петр (113/76) и Франциск (114/76)

113/76 Петр Петров Горегляд


Родословная Василия Павловича по данным Гербовника:

5/3 Михал Мартинович, у него брат Леон (4/3) 08.04.1559 внесли протест (жалобу) на князя Филипа Жыжемского за наезд на их землю в ок.Вылазы Пинского повета.

9/5 Рыгор Михайлович. Рыгор вместе с другими свояками получили декрет в Пинской земском суде по делу против князей Радзивилов.

16/9 Филон Рыгоров.

26/16 Теодор (Федор) Филонов, вместе с братом Остапом 12.07.1692 внес протестацию против свояков Андрея (28/17) и Стефана (42/28) и Яна (43/28). Был суд 10.09.1699 г., в котором участвовал Остап( (27/16) с сыновьями.

39/26 Стефан Теодоров

58/39 Базыль Стефанов, вместе со свояками Максимом Миколаевичем, Людвиком Теодоровичем, Андреем Самуэлевичом, Григорием Константиновичем и Александром Мартыновичем Г-В 10.10.1755 г. признал в Пинском гродском суде свидетельство о наездах наземли, "спаленне" бортных деревьев, "рассыпанне" зерна и и другие обиды, необходимые против князей Друцких-Любецких.

85/58 - Павел Базылев, 12.09.1767 г. внес в Пинский гродский суд манифест против своего свояка и Андрея Геронимова Г-В на "адабранне" части пляца, жена Павла - Алена Литвинович.

127/85 - Базыль (Василь) Павлович, хр. 28.02.1777 (жил в ок.Высокое в 1816-1832), делал "судалучэнне" (1832), жена Параскева (Прасковья) Петровна Горегляд из ок. Высокое; их дети крещены в Купятицкой церкви. У Василя два брата: Ян (126/85), его жена Барбара Миколаевна, и Рыгор (128/85), жена которого Феодосия Самуэлевна, все братья крещены в Вылазской церкви.

А дальше потомки Петра Петровича и Василия Павловича в Высоком таковы (проживали в Высоком и были крещены в Купятицкой церкви):

195/127 Андрей (65) кр.17.10.1811, на него не подавались документы на признание дворянства.
196/127 Петр, хр 21.12.1813 , жил в ок Высокое (1836-1860, жена Ксения Михайловна Дзиковицкая, ее братом назывался житель ок.Великие Диковичи (1858) Семен Михайлович Диковицкий
197/27 Якуб, хр 09.10.1818 жил в ок.Высокое (1843-1845) на собственной земле в ок.Вылазы (1849-1855), жена католичка Анна Якубовна
198/127 Стефан, хр.27.11.1825, жена Настасся Флориановна

296/196 Григорий Петров кр. 23.04.1836 в Местковичской церкви, жена Мария Петровна
297/196 Филипп Петров, хр. 21.11.1840
298/197 Антон Якубов, 17.01.1843 г.р. в ок.Высокое, хр. 18.01.1843
299/197 Семен Якубов, хр. 29.04.1845
300/198 Фаддей Стефанов, 21.08.1856 г.р. в ок.Высокое, хр.22.08.1856
(297-300) крещены в Купятицкой церкви.

386/296 Антон Григорьев, 03.08.1858 г.р. в Высоком, хр 14.08.1858
387/296 Яков Григорьев 22.10.1861 г.р. в Высоком, хр 22.10.1861
(386-387) крещены в Купятицкой церкви.

Как видно дальнейшие поколения поняли бесперспективность доказательств своего дворянства и прекратили подачу новых документов, поэтому, к примеру, дети и внуки того же Фаддея Стефановича Горегляда в списки Гербовника не вошли.
---
Made in Belarus.:) Ищу сведения о Дворянинович (Дворанинович, Дворжанинович-Высоцкий, Дворанович), Серницкий, Диковицкий, Рыбчинский, Заремба, Сачковский, Горегляд, Рабко, Чудинович, Корженевич, Кирилко, Видничек (Винничек, Винник), Лукашевич, Синькевич, Клочко, Севастьянов...
alenashka
Модератор раздела

Беларусь
Сообщений: 183
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 96
Шляхецкий род Рабко существовал издавна в Высоком. Остатки Рабков я нашла не только в своей родословной, но и в близлежащих Вышевичах (в конце 18-го века). А вот крестьян с фамилией Рабко можно было встретить в Пинском регионе и гораздо позднее. Имели ли они отношение к шляхте Рабко, пока не известно. И пока в мою копилку с информацией кое-что по этимологии самой фамилии:

Рабко (Дзяніс Р.) - семантычны дэрыват ад апелятыва рабко - ўтварэння з фармантам -ко ад рабы (раб-ко) . ФП: рабы ('не адной масці, пярэсты', 'з рабаціннем') - рабко (асоба з рабаціннем ) - Рабко (мянушка) - Рабко .

Рабкоўскі (Валер Р.) - дэрыват з фармантам шляхетнасці -оўскі ад антрапоніма Рабко з семнатыкай 'нашчадак названай асобы' ( Рабк-оўскі ) або як дублетнае да Рабко ( Рабк-оўскі ).

Рабчук (Зіна Р.) - дэрыват з суфіксам -ук ад антрапоніма Рабко і семантыкай 'нашчадак названай асобы': Рабч-ук . ФП: рабы - рабко - Рабко - Рабчук .

Рабчынская (Лідзія Р.) - адтапанімічны дэрыват з фармантам -ынская ад Рабкі з семантыкай 'жыхар (народзінец) названага паселішча': Рабч-ынская . https://pawet.net/ns/2014/28/%E2%84%96_28_(1179).html
---
Made in Belarus.:) Ищу сведения о Дворянинович (Дворанинович, Дворжанинович-Высоцкий, Дворанович), Серницкий, Диковицкий, Рыбчинский, Заремба, Сачковский, Горегляд, Рабко, Чудинович, Корженевич, Кирилко, Видничек (Винничек, Винник), Лукашевич, Синькевич, Клочко, Севастьянов...
alenashka
Модератор раздела

Беларусь
Сообщений: 183
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 96
Каждое столетие отмечено появлением новых лиц в Высоком. В том числе и среди шляхты. И только неизменны в нем Кореневичи и Двораниновичи... Около трех столетий назад компанию им составляли в Высоком панове Садовские, Рабко и Олпинские. Свежинские, есс-но, не в счет, там особый счет и отдельный разговор.

Пинский костел 02.10.1759 Станислав, сын MD Матея Садовского и Анны из Здитовицких. В крестных: Леон Холевинский и Барбара Колбовна, вторые : Кароль Колб и Елизавета Новицкая.

Там же 01.02.1761 Игнатий, сын MD Матея Садовского и Анны из Здитовицких. Крестные : Леон Холевинский и Иоанна Мо ..гова, вторые: Самуэль Олпинский и Казимира Здитовецка.

Самуэль Олпинский жил в Высоком, просто остальных ничего не отвечу . В том же году спустя пару месяцев уже Матей и Анна Садовские был крестными у Александры Анны, детей Самуэля Олпинского из Высокого. Остальными крестными и присутствующими на церемонии были Хелена Вичневская, Фома Завадский, Теодор Рабко и Марианна Высоцка.

Не проходит и пары лет, а Матиас (Матей) Садовский в свою очередь вместе с Анной Базылевской крестят мою прапра...бабку Марианну, дочь Теодора Рабко и Евдокии из Вышевич (деревня рядом с Пинском) в том же Пинском костеле.

В начале апреле 1763 года у четы Садовских рождается пара мальчиков (близнецов или двойняшек), которых 05.04.1763 нарекают Франциском и Павлом Винцентием. В этой записи Садовские из уже упомянутого ранее Высокого. Крестные: Рафаэль Свежинский и Марианна Несецка, Бонифаций Несецкий и Хелена Вишневска, присутствовали Мартин Сикорский и Иозефата Ваксунова?

На редкость богатая на близнецов пара, хочу я сказать. Говорят, это передается по наследству. А у вас были в роду близнецы или двойняшки?

И чтобы счастье в семье совсем уж стало полным, у тех же Садовских в Высоком в феврале 1765 появляется еще одна девочка, которую нарекут Констанцией Людовикой, окрестив там же в Пинске 18.02.1765, крестные родители : Тадео Гедройц и Анна Jordanouz?

Я бы уже и рада закруглиться с рассказом, но неугомонные Садовские из Высокого явно со мной не согласны. 05.02.1767 они крестят очередную дочурку Иоанну Викторию. Крестные : ...Яворович? и Зофия Здановска, Иосиф Здановский и Александра Янковска.

Уже в ревизских сказках 1811-1816 Садовских среди шляхты в Высоком я не обнаружила. Съехали, наверное...
---
Made in Belarus.:) Ищу сведения о Дворянинович (Дворанинович, Дворжанинович-Высоцкий, Дворанович), Серницкий, Диковицкий, Рыбчинский, Заремба, Сачковский, Горегляд, Рабко, Чудинович, Корженевич, Кирилко, Видничек (Винничек, Винник), Лукашевич, Синькевич, Клочко, Севастьянов...
alenashka
Модератор раздела

Беларусь
Сообщений: 183
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 96
Мое знакомство с шляхецким родом Рабко поначалу состоялось по причине того, что они были записаны как стародавние жители Высокого, коих в этой земле при Польше (читай, в 1920-30-х годах) уже не имелось, но о них существовании напоминало название местности - Рабковщина.

Затем обнаружились и в записях известной Писцовой книги пинские земяне Рабко вместе с упоминанием местных землевладельцев и арендаторов, коими считались тогда бояре Высоцкие, Ульяна Почаповская и другие жители Высокого в 1554 году (см. фото ниже). Без имен, к сожалению, на то время. Конкретика в именах появилась только в источниках 18-го века.

Наиболее раннее упоминание о семействе Рабко я нашла в метрических записях Пинского францисканского костела. Некую девицу Рабковну там упоминали в 1702 году. Увы, ее имя не попало в сохранившуюся часть листа книги после пожара в Пинске в конце 18-го века. У Анищенко в его книге «Шляхта Пинского повета» значатся:
- Анна Рабко, жена Мартина Карповича в 1728 году,
- Мария Рабко, жена Стефана Шоломицкого, проживавшего в 1740-1773 гг.,
- Анастасия, жена Яна Янова Козляковского, жительствующего в 1750-1777 гг.

Кто такие сии почтенные мужи, мне неизвестно. Но в истории Высокого был некий Ян Янов Козляковский 1794 г.р., переведенный из родных Козлякович в Высокое еще до ревизии 1811 года. Его отцом считается здравствующий в то время Иван (Ян) Стефанов Козляковский 1785 г.р., так что под бабку Анастасию Рабко подвести сию парочку никак не удастся.

Зато нет проблем в семействе Козляковских с другой девицей Рабковной – Бальбиной, несколько позднее описываемого периода вышедшей замуж за Илью Козляковского в Пинском костеле 11.11.1791 и подарившей своему супругу, как минимум, двух сыновей Петра и Симона и дочь Анну.

Петр Ильин Козляковский появился на свет в Козляковичах, крестили его в Пинском костеле 30.06.1799 г. Симон составил компанию брату спустя шесть лет, - 02.11.1806, крестили там же. Обоих мальчиков отметили в списке по Высокому среди чиншевой шляхты в ревизии 1816 год, как проживающих в 9-м доме, главой которого назывался Феодор Киприянов Абрамович и жена которого Текля Абрамовичовна являлась крестной матерью для Симона. Крестного отца Симона я прочитала как Димитрия Козынкова. Кто таков и из чьх будет, определить не удалось, в отличие от крестных родителей Петра. А там – ну, никакой интриги, - Григорий Колб и Евдокия Рабковна, шляхта.

В пользу Евдокии говорит ее фамилия, а Григорий Колб однажды в 1784 году имел неосторожность жениться на Людвике Рабковне, И уже тогда в качестве понятых, сорри, поручителей выступил шляхтичи Лозицкий. И это, хочу вам сказать, очень тоненькая ниточка, ведущая к вопросу, а как в Высоком появились Лосицкие вообще.

Судя по всему, Людвика Рабковна хоть и принимала активное участие в жизни семьи в качестве крестной, но долгожительницей не являлась. Потому как в мае 1798 году женой Григория Колба и матерью его сына Иоанна стала Евдокия из Базылевичей, кумовьями при крещении младенца в Пинском костеле приглашены Анна Корженевичовна вместе с Фадеем(?) Протасевицким. Примечательно место, где родился Ванечка Григориев Колб, потому как случилось это в Рабковщизне. А это, на минуточку, как раз вотчинная земля Рабков в той местности.

Почему неосторожность, спросите вы, на потому, что шляхтичей Колбов ни до того, ни после в Высоком я не встречала. Скорее всего, жизнь там не сложилась, и семейство однажды съехало в известном только ему направлении, а землю, если она принадлежала Колбам, продало, опять-таки по известной только им причине.

Тут следовало бы остановиться, и сообщить почтеннейшей публике, что Бальбина являлась старшей дочерью Стефана Рабко и Юстины Марцинкевич, шляхты из Вышевич. Родилась она в тех же Вышевичах. Крестили девочку, как и полагается истинным католикам, проживавшим в деревне, принадлежащей францисканцам, в Пинском францисканском костеле 01.04.1773 г. Крестными родителями выступали шляхтич Адам Бозински и Ангела Рубковна (или все же Рабковна?).

Стефан Рабко и Юстина Марцинкевичовна обвенчались в том же костеле чуть больше, чем за три года до рождения девочки, - 08.01.1770 г. Поручителями их брака тогда выступили неведомые мне Иосиф и Стефан Дычковские (Дачковские?).

Позднее в семье Стефана и Юстины Рабков появилось еще несколько детей, которых крестили там же: 11.04.1778 (имя и пол младенца разобрать не удалось, может Текля?), 24.08.1780 (Федам (Федор?), 04\07.09\10.1782 (Терепия). Имена такие, что без бутылки не разберешь, толи у родителей креатив зашкаливал, толи у писаря рука дрожала после вчерашнего, но склоняюсь к второму, потому как прочесть имена восприемников – еще один квест в нагрузку имеющемуся. Судите сами:

1778 год - восприемники? Винцентия Антонио Левантибур?… и Агата Галевска, Марианна Левантибур? Иоанн Корженевич GD и Лудвира? Рабковна GD.
1780 год - восприемники: Якоб Мойзников (МД) и Теодора Ярамейвичова, Франциск Дашкевич и Людвина Рабковна
1782 год - восприемники: Антоний Логвин? и Людвика Грабковна, Леон Марцинкевич и Барбара Грабкова.

С Леоном Марцинкевичем вопросов нет, - он явно из родни матери, судя по фамилии. Тем более, что Степан Рабко, вместе с неизвестным мне Леоном Рабко в том же 1782 году стал поручителем в браке этого самого Леона Марцинкевича и Марианны Галевской.

Связь шляхетских семей Рабко и Галевских на этом не заканчивается, потому как кума Стефана и Юстины Рабков - Агата Галевская - в девичестве Агата Рабковна, вышедшая замуж за Фому Галевского, шляхтича из Великих Дикович, герба «Белина».

Вторая кума Стефана и Юстины – Барбара Рабковна – родная сестра Агаты, вошедшая впоследствии в семью Гореглядов.

Кум Иоанн Корженевич из Высокого в этом списке тоже неспроста. По сути дела он швагер для Агаты и Барбары, ибо жена Иоанна – Анна, также Рабковна в девичестве, позднее засветившаяся в качестве крестной матери детей Григория Колба.

В списке восприемников присутствует и первая жена Григория - Людвика Рабковна, несмотря на разночтения и склонения ее имени вдоль и поперек (как при этом не вспомнить добрым словом неизвестного францисканца-писаря, тщательно выводившего каждую букву в метрических книгах пинского костела! biggrin1.gif

И тут хочу вам сказать, что вся эта девичья компания Рабко – Барбара, Агата, Анна и Людвика – родные сестры и отчества у них вовсе не Стефановны. Потому как их родители Теодор (Федор) Рабко и Евдоция Чудынович (Евдоксия Чудинович). А такое активное участие в социальной жизни друг друга только свидетельствует о ближайшем биологическом родстве обоих Рабков – Стефана и Теодора.

Скорее всего, именно они оба входили в число шляхты опубликованного списка Пинской шляхты от 10.02.1779 г., которые опубликовал Анищенко в своей книге «Шляхта Пинского повета».

А посему плавно перейдем к истории описания семейной жизни четы Рабко-Чудинович в самом полном ее составе.
Итак, Теодор Рабко и его законная супруга Евдокия (Евдоксия.Евдоция) Чудинович (Чудынович) считались шляхтой абсолютно законной, несмотря на то, что во времена Российской империи в Геральдию по Минской губернии документы о их принадлежности к дворянству впоследствии так и не попали.

Очевидно, причина кроется в том, что к этому времени подавать их было уже некому, детей рождалось много, но в подавляющем своем большинстве это были девочки, так что однажды мужская линия скорее всего прервалась. А если и кто-то и оставался, то денежных средств оказалось недостаточно для столь недешевой процедуры для нескольких человек. Поэтому фамилию Рабко в XIX веке мы встречаем только среди крестьян, живущих в тои же Подболотье, но отнюдь не в Вышевичах или Высоком.

Аббревиатура определения сословия в метрических книгах Теодора и Евдокии однозначно говорит о шляхецком происхождении обоих супругов - GG DnZ или GG DD. Евдокия могла оказаться униаткой по исповеданию. В подтверждение этой версии тот факт, что в записях пинского костела других Чудиновичей я не нашла, а вот среди жен униатских священников они имеются. Но об этом разговор отдельный и не сейчас. Годы рождения обоих мне неизвестны, как и не обнаружены записи о бракосочетании. Отсчет идет уже по детям – в диапазоне 1745 – 1755 годов родилась дочь Анна, возможно старшая в семье.

Анна Теодоровна выходит замуж первой среди своих сестер. Ее мужем стал Иван (Ян) Михайлов Корженевич из Высокого, венчались молодые в Пинском костеле 03.11.1773 г. Поручителями выступали Михаил Корженевич и Якоб Мерамнович. Вероисповедание Яна Корженевича для меня непонятно, в сочетании с его именем фигурирует слово «схизматик», не исключено, что католиком по рождению он не был. Тем не менее, сына Яна и Анны – Казимира - крестили в Пинском костеле 24.08.1808 г. В качестве восприемников выступили Петр Горегляд и стопроцентная католичка Анна Шоломицкая, она же Анна Зарембянка из Высокого, жена Михаила Шоломицкого. Кроме того, позднее у пары родились дочери Марина в 1777 г. и через десять лет - Устинья 1787 г.р. А их сыновей Ивана 1780 г.р. и Семена 1785 г.р. можно назвать предками значительной части современных Корженевичей в Высоком. Был еще Базилий Янов с женой Варварой, но его статус для меня в данный момент «не определен». В общем, там явно история с продолжением в теме Корженевичей, так что на этом месте я все же остановлюсь и продолжу дальше свое повествование о Рабках.

Та самая Людвика - Людовика Аполония Теодорова Грабкова - дочь следующая по только мне известном счету в семье Теодора и Евдокии. Девочку, рожденную в Вышевичах, крестят там же, где и всех детей в семье, в Пинском костеле, 22.02.1756 г. Крестные родители (тут я в который раз с теплотой в душе вспоминаю писаря-францисканца, не без известного смайлика, - Иоан Изгорд? и Марианна Мутовска(Мысловска?), Иозеф Мыстовки(Мысловски) и Михелина Изгортова. В общем, имена мне незнакомые, посему остающиеся без комментариев. Девица Людвика Рабковна, как вы уже знаете, после череды крестин своих кровных племянников и племянниц, выходит замуж за шляхтича Григория Колба все в том же Пинском костеле 08.02.1784 в присутствии поручителей Стефана и Иосифа Лосицких. Об остальном из жизни Колбов повторяться не стану, вам уже известно все, что и мне. А вот насчет Лосицких таки отмечу интересную деталь.

Практически ровно десять лет спустя, 15.02.1794 юноша Иван Лосицкий, шляхтич, сочетается законным браком там же, под сводами Пинского костела, с некой Теклей Рабковной, девицей, из шляхты. Почему некой, потому как в костеле, напомню, отчества не считают нужным в то время указывать, а факт рождения сей достойной девы там, увы, я не нашла. Но что-то мне подсказывает, именно эта чета может оказаться родоначальниками всех местных Лосицких в Высоком через своего сына Доминика.

Яну Лосицкому из Кривого Села по РС-1795 - 16 лет (ок.1779 г.р.). Теоретически в 1794 году четырнадцатилетний парень вполне мог стать женихом по тем временам. К слову, поручителями этого брака оказались Мартин и Павел Лосицкие. Мартин Гаврилов Лосицкий в период 1795-1811 гг. также проживал в Кривом Селе, Павел Григориев – в 1795 -1811 в Лемешевичах.

Женились тогда рано, умирали - тоже. Сын Яна Лосицкого - Доминик, рожденный в Кривом Селе (ок.1802 г.р.), - остался без отца к 1811 году, т.е. до 9-и лет. Его матери тогда было в районе 32-35 лет, и она вполне могла бы выйти замуж повторно.

Доминик Янов в итоге мог быть записан как Демян Иванов Лозицкий в Высоком, который по ревизии 1816 числился как переселившийся из ок.Лозичи в 1812 году, и проживал в доме 64-ти летнего Федора Киприянова Абрамовича и его 40-летней жены Феклы (без отчества) в качестве его племянника, возраст Демьяна Иванова указан как 10-летний. Учитывая разницу в возрасте мужа и жены, это был явно не первый брак для Абрамовича. Могла произойти и некоторая путаница в ревизских сказках, и малолетнего Лосицкого записали не пасынком, а племянником. Чета Абрамовичей благополучно дожила в Высоком до конца 1825 года, и Текля Степановна, жена Федора Абрамовича не однажды становилась крестном матерью и для Гореглядов и для Дворяниновичей. Теоретически она могла оказаться дочерью Стефана Рабко и Юстины Марцинкевич. Помните, в 1778 году у них родился ребенок, имени которого я не смогла определить по метрической записи? Год рождения Феклы Стефановны примерно тот же по данным ревизии 1816 г., - она примерно с 1776 г. Возможно, последующие находки внесут большую ясность в это дело, но версия ну очень правдоподобная, согласитесь.

Потому как тогда все завязывается в доме под номером 9 в 1816 году. И присутствие в семье Абрамовича зятьев Козляковских и Островских, коих до сих пор совершенно не числилось в числе чиншевой шляхты Высокого. И отсутствие Рабков в том же Высоком и Вышевичах на то время. Другими словами, и Козляковские, и Лосицкие появились в Высоком только в начале XIX века и через браки с местной шляхтой, в том числе и Рабко. Да, собственно говоря, и про Абрамовичей тут никто ни до, ни после не слыхивал ничего, в отличие от тех же Корженевичей и Дворяниновичей, и даже Гореглядов. Кстати, о Гореглядах. Они, как вы могли бы уже догадаться, точно также имеют родственные связи с Рабко. Потому как для двух сестер Рабко: Катарины и Барбары по судьбе было уготовано влиться в семьи местных Гореглядов.

Катарина появилась в семье Теодора Рабко вслед за своим родным братом Петром. Рождение Петра состоялось в июне 1759 года в неизменных Вышевичах, крестили пацана 28.06.1759 года и, сами знаете, где. В качестве крестных родителей выбраны Самуэль Олпинский и Анна Базылевска.

Катарина Теодоровна задержалась на два года и осчастливила родителей в ноябре 1761, крещение девочки состоялось 22.11.1761. там же, где и всегда. Крестные родители: Николай Качановский, шляхта (MD) и та же самая Анна Базылевска, присутствовала при таинстве Зофия из Сржанувских Калаурова Качинска. Катарина Теодоровна, будучи 23-летней, выходит замуж за шляхтича Михаила Горегляда 16.05.1785 года в Пинском костеле. В числе поручителей Иоан Корженевич и Василий Горегляд, оба шляхтича из Высокого.

Барбаре Теодоровне выбирают в мужья Иосифа Горегляда, венчание состоится в присутствии поручителей Антония Зарембы и Иоанна Корниевича из Высокого (на тот момент свата и зятя Теодора Рабко) семь лет спустя, 05.02.1792 года, там же. И это неудивительно, потому как Барбара младше Катарины на пять лет. Появление ее на свет сопровождается довольно таки необычным в семье событием. 14 декабря 1766 ксендзу-францисканцу приходиться крестить сразу двух девочек-близнецов (или двойняшек), Люцию и Барбару. Причем крестными родителями для обеих новорожденных выбирают одних и тех же: Кондрата Мызловского и Катарину Базылевску, из шляхты (GD). Видимо Мызловские и Базылевичи состояли в родстве с Рабками, потому как эти фамилии уже не раз повторяются в числе крестных.

Начиная с этого момента в семье Рабко опомнились и стали выбирать в кумовья себе вполне знакомых мне лиц, с более или менее понятными фамилиями, т.е. местных из Высокого, либо из родни местных из Высокого.

Как я уже говорила, в семье Теодора девиц рождалось немеряно. В перерыве между Катариной и сестрами-близяшками Барбарой и Люцией появилась на свет Божий в Вышевичах Марианна. Марьяночку покрестили 20.06.1764 года, как это было и принято в семье Теодора Рабко и Евдокии Чудинович, в Пинском францисканском костеле. Крестными родителями девочки стали Матиас Садовский да неизменная Анна Базылевска.

Будучи 22-детней Марианна выходит замуж шляхтича с польской фамилией и польскими корнями, но проживавшего в Высоком. Ее муж Иван Антониев Заремба младше своей невесты, ему на тот момент 20 лет. Брак узаконят 06.02.1786 г. в Пинском костеле в присутствии шляхтичей Франциска Неслуховского и Иосифа Сачковского.

Первым ребенком у Ивана и Марианны стала Анна. Родилась она примерно в конце 1786 – начале 1787 года. Видимо, после чего главу семейства ждала солдатские сапоги и дальняя дорога, потому как детей у пары не наблюдалось довольно таки долго, - больше десяти лет. Девице Анне Зарембянке за это время даже успели подыскать завидного жениха Михаэля Шоломицкого, за которого она впоследствии и вышла замуж в 1801 году.

В период с 1798 по 1807 гг. в семье один за другим рождается четверо младенцев, из них две девочки: Юстина и Розалия, и два мальчика: Иоанн и Фома. Примечательно, что крестным отцом у всех детей был Николай Дворанинович, а крестной матерью Юстины и Иоанна - Анна Двораниновичова (Анна, к слову, в девичестве Заремба, жена Федора Яковлева и мать знаменитого Бенедикта). У Розалии – крестная Текля Абрамовичовна (родителя которой мы подозреваем как Стефана Рабко), у Фомы – Евдоксия Ларынова (тут я - пас).

Для меня является загадкой такое упорство в выборе крестного отца, родственных связей тут я не усмотрела, от слова совсем.

Если только жена Николая – Евдокия Томашевна, не была в родстве с семьей Рабко. Потому как в 1766 году ее родного брата Теодора, сына Томаша и Эудокси (Евдоксии) Дворжаниновичов Высоцких, шляхты (GD) из д.Высокое крестил Теодор Рабко.

Или как задел на будущее? Потому как, неисповедимы пути Господни, – спустя какую-то неполную сотню лет правнук крестного отца женится на внучке своего крестника Фомы. Но это уже совсем другая история…

- Юстина Иванова Заремба (21.10.1798) д. Высокое, Пинский РКК. Восприемники: Николай Дворанинович и Анна (Антониева Заремба и жена Федора?) Двораниновичова
- Иоанн Иванов Заремба (20.02.1803) д. Высокое, Пинский РКК, Восприемники: Николай Дворжанинович и Анна (Антониева Заремба и жена Федора?) Дворжаниновичовна
- Розалия Иванова Заремба (28.08.1804) Пинский РКК, Восприемники: Николай Довнарович и Текля Абрамовичовна
- Фома Иванов Заремба (30.12.1807) д. Высокое, Пинский РКК Восприемники: Николай Дворанович и Евдоксия Лаврынова

Возвращаемся к семейству Теодора Рабко в Вышевичах. В августе 1769 года в семье появляется младшенькая дочь Хелена, крестят девочку 20.08.1769 в Пинском костеле, крестные родители: Иоанн Юрцинович и Катарина Базылевска, там же Якоб Славински и Анна Базылевска.

Спустя три года появляется долгожданный мальчик, которого 18 августа 1772 года нарекают Иосифом Антонием, в восприемниках будущий сват Антоний Заремба и Иоанна Островска, Станислав Ло…говский и Аполония Базылевска. Не исключено, что парень этот долго не прожил, как и старший Петр, потому как через четыре года, 16 апреля 1776 года, следующего сына родители также нарекают Антонием, в восприемниках тот же Антоний Заремба и Барбара Эйсмонтовна.

Итого в исследуемой нами многодетной семье Теодора Рабко и Евдокии Чудинович - десять детей. Из них - семеро девочек, в числе оных пара близняшек (или двойняшек), и трое мальчиков. Плачьте современные многодетные, вам такое и не снилось! Да не поднимется у вас рука кинуть камень в родителей, не сумевших продолжить в Высоком и Вышевичах древний шляхецкий род Рабко! cray.gif

Существовали ли другие представители этой фамилии, спросите вы. Отвечаю, возможно, да. Но не совсем ясно, имели ли они отношение к нашим, скорее всего, что нет, судя по именам восприемников, и в некоторых случаях, по сословию.

Во-первых, шляхтич Григорий Рабко, но почему-то не попавший в список Анищенко.
Ибо был такой Грегорий Рабко Бойко и жена его Магдалена де Чостнего Баейкова?, шляхта (GGDDnor), и в Пинском костеле крестили 20 июля 1782 (или1784?) их дочь Барбару, восприемниками оказались Антоний Цехановски и Елизавета Багиноска.

Во-вторых, некий Стефан Рабко (Рубк(ц)ов) и Саломея (famator), фамилию которого прочесть можно не только двояко, но и многовариантно), его сына Мацей крестили в Пинском костеле 07 февраля 1757(?) г. Восприемники: Иоан Панасович и Марианна Кайдавова (?). К слову, Степанов Рабко в списке Анищенко от 10.02.1779 г. двое. Как вариант, это и есть второй. Но лично мне очень сомнительно, что этот.

Во-третьих, Симон и Анастасия Рабко, мещанин (famator) Пинска, их сын Якоб был крещен в Пинском костеле 15? Марта 1801 года. Восприемники: Антоний Козушкевич (Кожускевич?) и Магдалена Тейсковна (Тасковска?) Вероятно, тот же Семен Рабко, будучи вдовцом 22 июля 1817 года в Пинском костеле вторым браком взял в жены девицу Теодору Ехнзоновичову. Поручители
Петр Зуере(?), Емельян Зябко, Иоанн Валасковис (писарю-францисканцу пусть икнется на том свете).

В-четвертых, это семья Семена Рабко в местечке Любешове Пинского повета, и они единственные из Рабко, кто попадает в дворянские списки по ревизиям начала XIX века. В 1811 году там числится 63-летний Семен Рабко (ок.1748 – до 1816) - живет свободно и был записан в шляхетских списках по первой ревизии. Его 19-летний сын Иосиф (ок.1792 г.р.) в 1811 году находится на услугах в Кухоцкой Воле у помещика Орды учителем детей, а в 1816 году Иосиф в статусе безземельной шляхты - в услужении у Адама Нелюбовича. Частичное подтверждение имеется у Анищенко. Среди Пинской шляхты у него в книге числится Симон Рабко, сын Петра (1749-1816), с женой Екатериной (1750 г.р.) и сыном Иосиф (1793 г.р.). Указанные лица проживали в фольварке Любешов в 1816 году (ссылка на Ревизские сказки ф.333, оп.9, д.8, л.885). А есть еще у него такой Иосиф Янов Рабко (род.1767-1816) (ссылка на Ревизские сказки ф.333, оп.9, д.8, л 67).

В 1820 году в соседних Вышевичам Пинковичах в числе крестьян, принадлежащих местному помещику Сымону Скирмунту, числились 12-ти летний Яков Наумов Рабко и его 6-ти летний брат Василь, которых в числе прихожан Пинковичской православной церкви я в тот период так и не обнаружила, так что не исключено, что они являлись католиками.

Приведу еще парочку примеров крестьян Рабко, для полноты дела, которые мне попадались в процессе исследования метрических книг Пинского костела:

- Павел и Юстина Рабков, крестьяне, и их дочь Катарина (15.07.1819 г.р.) Восприемники: Василий Андлейо (?) и Анастасия Оч(ш)кутова (?).

- Ян и Матруна из Бусков Рабцов (?), крестьяне д. Подболотье, их дочь Анна (01.02.1836 г.р.) крещена в Оховском филиальном костеле. Восприемники: Димитр Линкевич и Елена Линкевичов, шляхта (ур.).

- Симон и Анастасия из Ленкевичов Рабко, крестьяне Подболотье, в 1844 году у них родилась их дочь Розалия Симонова Рабковна, крестили ее в Оховском филиальном костеле.

- Оксентий и Констанция из Фальковичев Рабко, крестьяне, их дети Леон (ок.1845 г.р.) и Эльжбета (1848 г.р.).
---
Made in Belarus.:) Ищу сведения о Дворянинович (Дворанинович, Дворжанинович-Высоцкий, Дворанович), Серницкий, Диковицкий, Рыбчинский, Заремба, Сачковский, Горегляд, Рабко, Чудинович, Корженевич, Кирилко, Видничек (Винничек, Винник), Лукашевич, Синькевич, Клочко, Севастьянов...
alenashka
Модератор раздела

Беларусь
Сообщений: 183
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 96
Продолжаем изучать шляхту Высокого.

Сразу же скажу СПАСИБО БОЛЬШОЕ ПОТОМКАМ Николая Николаевича Дворяниновича за то, что сумели сохранить и поделились с нами фото! Непременно найдутся однажды те, для кого снимок станет потрясающей находкой и бесценным сокровищем для семейного истории!!!
Раньше на фамильной странице уже был рассказ о "Дворяниновичах в квадрате".

Напомню, - Николай Яковлевич Дворанинович из Высокого после скоропостижной смерти своей первой супруги Ольги Антоновны Дворянинович остался с малолетней дочерью Верой на руках. Девочке была нужна мать, а хозяину – хозяйка в дом, поэтому вскоре он женится повторно. Бракосочетание состоялось 13 июня 1938 года в Купятичской православной церкви. Второй женой Николая стала 20-ти летняя Евдокия Илларионова Шоломицкая (ок.1918 г.р.), из дворянского рода Шоломицких, проживавших изначально в Высоком уже несколько поколений. Спойлер: «понаехавшие» Шоломицкие в то время в Высоком также имелись, а как же без «понаехавших» то! 😜

Свидетелями в браке выступали со стороны жениха Василий Яковлевич Дворанинович и Надежда Дворанинович, родные брат и сестра Николая, а со стороны невесты - Яков Илларионов Шоломицкий и Анна Шоломицкая, родные брат и сестра Евдокии, все родом из Высокого.

Родителями Евдокии были Илларион Иванов Шоломицкий и Юлия Стефанова Лемешевская. К слову, Шоломицкие оказались единственными из потомственной шляхты в Высоком, кому удалось отстоять свои дворянские права. И в дворянском звании они числились вплоть до прихода советской власти на Пинщину. Остальная местная шляхта после неоднократных тщетных попыток перешла либо в сословие мещан, либо граждан г. Пинска. Конечно, «при Польше» все стали гражданами, но периодически напротив фамилий писалось «из бывших мещан» или «из бывших дворян».

Дед Евдокии – Иван Иванович Шоломицкий слыл персоной известной. Что ни крестины или заручины в Высоком, то Иван Иванович на первых ролях. Листаешь какую-нибудь метрическую книгу и только и видно: поручитель Иван Иванович, крестный – Иван Иванович, смотришь судебные дела – свидетель Иван Иванович. Вездесущий и суперпопулярный. В общем, Иван Иванович – суперстар! 🤠

И только потом, вдруг оказывается, прадед Евдокии – Иван Михайлович Шоломицкий был еще тот шутник. Одного сына назвал Иваном и второго сына - тоже Иваном. 😂 И определить, кто есть кто из них, можно только с помощью женщин. Потому как, Иван Михайлович, похоже на то, что дважды был женат.

Иоанн-старший родился 29 марта 1841 г., крестили на день позже. Прописанные в метрической книге Купятичской церкви родители: деревни Высокого житель, дворянин Иван Михайлов Шоломицкий и законная жена его Екатерина Иванова (Дворянинович), православные оба. Крестные родители: Герасим Иванов Кореневич и Ксения Михайлова, жена Петра Горегляда, на тот момент дворяне околицы Высокое. На поле сбоку есть отметка 11 июля 1858 г.

Иоанн-младший родился 22 сентября 1847 г., крестили 28 сентября того же года. Законные родители: околицы Высокого дворянин Иоанн Михайлов Шоломицкий и законная жена его Ирина Иосифовна, оба православные. Крестные родители: Петр Иванов Кореневич и Ксения Михайловна Горегляд, той же околицы дворяне.

Или вдруг получится однажды, что проказником в этом деле оказался кто-то из священников, которые производили эти самые записи о рождении младенцев в метрических книгах. Как вы понимаете, поле для дальнейшего исследования – непаханое! 😄

На фото из личного архива Влады Дворянинович: МОЛОДОЖЕНЫ Николай Яковлевич Дворянинович и Евдокия Илларионовна Шоломицкая, На обороте стоит дата: 20 lipen 1838.

История появления шляхетского рода ШОЛОМИЦКИХ в Высоком Пинского уезда Минской губернии начинается на заре девятнадцатого века с самого заурядного в те времена события, когда девица Анна Зарембянка, дочь Ивана Антониева Зарембы и Марианны Теодоровой Рабко, римско-католического исповедания, в январе 1801 году венчается с юношей Михаелем (Михайлой) Шоломицким , сыном Матвея Шоломицкого в Пинском францисканском костеле. Свидетелями выступают Фома Колб, Петр Горда (Хорда?) и Федор Дворжанович из д.Высокое.
Анна была старшей в семье, и по ревизии 1816 года, на тот момент ей оказалось лет пятнадцать (ок.1786 г.р.). Возраст, хочу я заметить, совершенно привычный в те времена для невесты. Михайло Матвеев старше своей суженой где-то на лет шесть, по тем же ревизским сказкам 1816 г. И если верить оным, но только за 1811 год, прибыл Михайло Шоломицкий из околицы Качановичи и поселился в доме своего тестя в Высоком не сразу после свадьбы, а спустя пять лет, - в 1806 году. Можно предположить, что он из Качанович и родом, потому как действительно в том селе несколько семей Шоломицких имелось, однако в списках ревизии 1795 года ни Михайлы (ок.1780 г.р.), ни отца его Матвея (до 1764 г.р.) там я не обнаружила. Поиск следов первоначального пребывания семьи родоначальника Шоломицких в Высоком идет до сих пор. Надеюсь сей гештальт я закрою в недалеком будущем. Однако вернемся к нашим молодоженам.

Вскоре после переезда (а возможно и до) четы Шоломицких в дом тестя, Иван Заремба с женой скоропостижно умирают, оставляя в Высоком свою землю, свой дом в наследство и своих малолетних детей Устинию и Фому на совести их родной сестры Анны Зарембянки и на шее шурина оных Михайлы Матвеева Шоломицкого.

Первенец Игнатий рождается в семье Шоломицких в 1811 году, ребенка крестят 14 марта 1811г. в том же Пинском францисканском костеле (крестные родители Доминик Прокопович и Анна Дворановичовна). При записи о крещении Игнатия случается казус, фамилию родителей ребенка ошибочно записывают как Корженевич. Однако Михаеля Корженевича с женой Анной и сыном Игнатием в природе не существует, как в Высоком, так и в иных селах среди других Корженевичей по ревизским сказкам 1811-1816 гг.

Еще один сын Иван появляется спустя пять лет, в начале 1816 года и успевает попасть в списки ревизии как новорожденный по переписи 1816 г. А через четыре года, 3 января 1820 г. к этой веселой компании прибавляется и дочь Марианна (крестные Денис Прокопович и Иустина Лосицкая). Не исключаю, что там кто-то еще имеется, но, как говорится, кого нашли, того нашли.

Судьба старшего сына Игнатия изменится с момента женитьбы на Марианне Жилевич, из шляхты Оснежиц. Именно в Оснежицах, а не в Высоком стоит искать дальнейшие следы этой четы. Суда по всему, они оба были католиками, потому что детей крестили опять таки в Пинском францисканском костеле: Барбара (ок.1834 г.р.), Анна (06.02.1838), Доминик (ок.1840 г.р.), Текля (1844 г.р.), и это как минимум, потому как принцип тот же, - кого нашли, того нашли….

Старшая дочь Игнатия - Барбара в 1854 году выйдет замуж за местного жителя Оснежиц – шляхтича Андрея Димитриева Ленкевича (ок.1834 г.р.), 12.02.1878 г. у них родится сын Антон Андреев Ленкевич, которого однажды запишут в числе мещан д.Подболотье Пинского уезда. Сын Игнатия – Доминик в 1860 году в Оховском филиале Пинского францисканского костела венчается с дворянкой Пинского уезда Михалиной Андреевной Сачковской (ок.1840 г.р.) римско-католического исповедания, их сын Иван Домиников Шоломицкий появится на свет божий 09.07.1875 г. и будет крещен в том же Пинском костеле.

А вот младшие дети посчитают лучшим связать свою судьбу со ставшим им уже родной околицей Высокое, породнившись с местной и стародавней шляхтой: Дворяниновичами и Корженевичами.

Марианна Михайловна Шоломицкая однажды выйдет замуж за своего ровесника Василия Петрова Кореневича, греко-римской веры, брак состоится 02.06.1840 г. в Купятичской церкви, и только через десять лет у них родится первый ребенок - дочь Анна (24.12.1850).

Иван Михайлович Шоломицкий сочетается законным браком несколько раньше сестры. Ему двадцать, он молод и полон сил. Его избранница - девица Екатерина Ивановна Дворанинович (19.11.1816 г.р.) из местной шляхты, дочь Ивана Стефанова Дворановича и Евдокии Ивановны, православная. Венчание проходит в Купятичской церкви 01.11.1836 г. В качестве свидетелей выступают Фома Иванов Заремба – родной брат матери, Флор Кирилов Горегляд (Высокое) и Адам Иванов Горигляд (Вылазы).

Тут я остановлюсь пока на Шоломицких, потому как мы снова упираемся в загадку под названием Иван Иванович – старший и Иван Иванович-младший. Оба, судя по документам прожили долго, отличить обоих можно, как минимум, только после находки брачных записей, где будет указан возраст, а они – увы, продолжают играть со мною в прятки.

P.S. Шутник Иван Михайлович ушел из жизни довольно таки рано, ему было всего 34 года. Жарким июльским деньком, а именно 10 июля 1850 года в метриках рукой купятичского священника Иосифа Загоровского выведено название самой загадочной полесской болезни в графе «причина смерти» - колтун.




Прикрепленный файл: Mo0eYpkt27g.jpg
---
Made in Belarus.:) Ищу сведения о Дворянинович (Дворанинович, Дворжанинович-Высоцкий, Дворанович), Серницкий, Диковицкий, Рыбчинский, Заремба, Сачковский, Горегляд, Рабко, Чудинович, Корженевич, Кирилко, Видничек (Винничек, Винник), Лукашевич, Синькевич, Клочко, Севастьянов...
alenashka
Модератор раздела

Беларусь
Сообщений: 183
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 96
И, как говорится, в каждой семье должен быть свой Горегляд. Если в вашей нет, то просто-напросто вы его еще не нашли!

Был в Гербовнике белорусской шляхты один Горегляд, пару лет мозоливший мне глаза своим уж очень многослойным именем – Антоний (Антоний-Александр-Алексей), крещенный 12.09.1784 года. Называется, выбирай на любой вкус, что потребуется. К двойным именам у католиков не привыкать, однако и у них многоименность – это привилегия титулованных особ. Горегляды, чай не Скирмунты, и тем более, если крещены в Вылазской церкви. Которая, к слову в означенный период стала по волеизъявлению местной шляхты вдруг униатской.

Антоний – родной сын Александра Петровича Горегляда (ок.1752 г.р.) и Анны Игнатовны Петрович, проживавших в околице Вылазы в 1795 году, и племянник Петра Петровича Горегляда (ок.1756 г.р.). Того самого, который однажды стал полноправным жителем околицы Высокое, породнился с местными, и потомство которого и поныне в нем благополучно (или как уж получится) здравствует там же.

Александр (1752) был старшим, Петр (1756) – средним, Францишек (1762) – младшим в семье.

Отношения старших братьев Александра и Петра складывались не сказать, чтобы гладко. Причина – банальна и на день сегодняшний - наследство. Петр, видимо, решил, что в один прекрасный день следует расставить точки на «и», и недвижимость следует таки отжать. 28.10.1786 он подает в Пинский гродский суд заяву на старшего брата Александра, а 22.12.1788 получает интрамиссию на недвижимость в ок. Высокое Пинского повета. Интрамиссия упоминается в выводе 1802 года. Младшему Францишку только и остается, как продолжать жить в доме старшего брата Александра в Вылазах, сим правом он успешно пользуется до старости, а точнее до 1816 года уж точно.

Отсюда я прихожу к выводу что, не исключено, матерью если не троих, так двоих уж точно, братьев была некая паненка из высоковской шляхты, узнать имя которой за давностью лет довольно сложно, но не значит, что невозможно. И делили они именно ее наследство.

Судя по всему, наш многоименный Антоний являлся единственным мальчиком в семье, кроме него были две девочки Авдотья (ок 1787) и Агата (ок.1791). Совпадение или нет, но законных жен у Антония тоже было две: Зофья Миколаевна и Ганна Яновна. От первой жены появились на свет сын Роман, крестили парня 01.10.1806, от второй жены – Илья (крестили 26.07.1818 в Вылазской церкви) и Семен (крестили 01.09.1823 там же).

Это по Гербовнику, а вот по метрикам и ревизиям, первым сыном Антония следует все же назвать Николая, который родился в 1803 году, а посла Романа на свет Божий появился Иван в 1814 году.

Скорее всего второй брак состоялся в промежутке с 1807 по 1813 годы, потому как по ревизии 1816 года в статусе замужней дамы Анна числится уже будучи 25-тилетней. После Иоанна, рожденного 12.11.1814 в Вылазах, следует Венедикт (11.03.1816), уже озвученные Илья (20.07.1818) и Семен (03.09.1823). Знаете, что является забавным и одновременно приводяшим в лабиринт долгих безуспешных поисков простого любителя генеалогии?

Кроме Семена, у всех детей в метрической книге Вылазской церкви пишут имя родного отца вовсе не Антоний Александров, и даже не Алексей или Александр Александровы, а АВТОНОМ АЛЕКСЕЕВ!!!. Представьте себе, так и есть: Автоном Алексеев Горегляд и жена его законная второбрачная Анна Ивановна. В ревизских сказках и Гербовнике – все чин чинарем, – Антоний Александрович сын Александра Петрова. И года рождения у них одинаковы. И жены, и дети (ну, почти). А имя отца родного: АВТОНОМ АЛЕКСЕЕВ. А ты сиди и гадай, что за овощ такой и откуда он взялся! Пока не перероешь всех Антониев, Алексеев и Александров с их многочисленными предками и потомками, не то, что бутылка, целый алкомаркет не поможет. Но и это еще не все.

А что именно, как говорится, после рекламной паузы, а в нашем случае после лирического отступления, в ходе которого я приведу кое-какие официальные сведения по обоим сыновьям многоименного Антония, попавшим на страницы Гербовника, оказавшим впоследствии неоценимую помощь при поиске, а именно:
262\168 – Роман (впоследствии о жене и детях данных нет)
263\168 – Илья, жена Агафья Федоровна, дети Илья Ильин (29.06.1846) с женой Параскевой Павловной и сыном Федором Ильиным (06.08.1866), и Иван Ильин (26.03.1852).
264\169 – Семен, жена Мария Иосифовна, дети Максим Семенов (15.08.1857) и Леонтий Семенов (19.07.1860).

Как видите, среди указанных лиц имя Александр отсутствует напрочь, но, по моему предположению, я бы даже сказала, по моему глубокому убеждению, это не значит, что Александр Антонович, засветившийся в 1837 году по записям метрической книги Вылазской церкви в качестве восприемника у католика Горегляда, является фигурой эфемерной.

Я гадала очень долго, почему именно Александр Антонович, потомки которого существуют и по церковным записям и в натуре, отсутствует по ревизии 1864 года, почему его не в Гербовнике. Мало того, отметка о рождении предполагаемого 1824 года, а именно этот год указан в последующей брачной записи, ничем не подтверждается, таких и похожих детей нет.

И только по прошествии года упорных поисков и безуспешных изысканий, меня осенило. В Вылазах 30 ноября 1825 года у Антония Алексеева рождается сын Андрей, статус которого неопределен, точнее определен, но не так, как хотелось бы. Ребенок рождается у незаконной жены (именно так и пишут) Антония Алексеева Горегляда – Варвары Ивановны. Уж не знаю, что там произошло с предыдущей законной Анной Ивановной, но, судя по всему, именно этот фактор повлияет впоследствии на то, что ребенка нельзя было внести в дворянские списки, в отличие от его старших сводных братьев. Не исключено, что и имя Андрей было однажды сменено на Александр по той же причине и по примеру родного отца – любителя многовариантности в этом вопросе, а уж по своей воле или нет, – тут я пас!

К слову, начиная с 1814 года, для детей нашего Автонома-Антония в качестве восприемников приглашались одни и те же лица: Мартин Иванов Сачковский, жена его Агафия Михайловна, Иван Волчкович, жена его Феодора Михайловна. И только при рождении Андрея происходит сбой в этой системе.

В 1825 году крестными родителями младенца становятся Феодор Матвеев Горегляд и Марина Феодоровна, жена Григория Семенова Горегляда. При этом, к примеру, Илью Ильина, сына сводного брата, крестят в 1846 году Игнатий Иванов Волчкович (вероятно сын Ивана Волчковича) и Евдокия Григориева, жена Семена Василиева Литвиновича.

Скорее всего, младшего сына, как рожденного вне брака, не сильно жаловали в семье. Иначе как объяснить, что в качестве кума у своих родных практически не был замечен ни он, ни его потомки.

Тем не менее, 04.02.1845 года в Вылазской церкви 21-летний дворянин околицы Вылазы Александр Антонов Горегляд благополучно венчается с Марией Иосифовной Полховской, 17-летней дворянкой той же околицы. В качестве поручителей выступают Василий Полховский, Мартин Иванов Сачковский, Лука Горегляд и Стефан Литвинович, все дворяне из Вылаз.

В 1853 году у этой пары появляется сын Михаил, крестными родителями выступают Михаил Осипов Горегляд и Мария Тарасиева, жена Игнатия Иванова Волчковича. Сие знаменательное событие наступает 25.06.1853, а крещение младенца в Вылазской православной церкви днем позже – 23.08.1853.

Удивительно, но буквально спустя неполные два месяца - 23.08.1853 – тезка Александра Антоновича и жены его – Александр Данилов Горегляд и Марина Иосифовна, дворяне Вылаз, крестят в той же церкви родившегося днем ранее – 22.08.1853 – сына Миколая, у которого тот же крестный и та же крестная: Михаил Иосифов Горегляд и Марфа Тарасова, жена Игнатия Ивана Волочковича. А это, к слову, совершенно другая семья Гореглядов.

Напротив Миколая Александровича стоит отметка 07.12.1864, что означает – парень дожил до этой даты и в ревизские сказки того же года был внесен. А вот напротив Михаила Александровича такой отметки нет, нет его и в основных списках за тот год. Помер раньше, скажете? А вот я сильно сомневаюсь, потому как в 1885 году 23 июня миру был явлен Петр, сын мещан из Вылаз, Михаила Александрова Горегляда и Марии Викентиевой в девичестве Яворской, латинского исповедания. Восприемниками в Вылазской церкви при крещении стали Александр Феодоров Горегляд (вероятно, сына Федора Ильина Горегляда) и Александра Феодорова, жена Николая Лукина Горегляда.

Михаил Александрович удачно для меня засветился 15.08.1889 в качестве крестного Анны, дочери Леонтия Ильина Горегляда, солдата Вылаз, и Елены Максимовны, вместе с девицей Еленой Владиславовной Литвинович. Удачно, потому как Леонтий Ильин это его двоюродный племянник, сын Ильи Ильина, сводного брата его отца Андрея (Александра) Антоновича. Полагаю, Михаил Александров прожил свою жизнь в Вылазах

А вот сын его Петр Михайлович однажды женился и уехал к жене своей Доминикии Николаевне, католичке из Колбов-Селецких. Последующее место его жительства, начиная с 1912 по 1943 годы, это деревня Видиборец Пинского уезда. И потомки его в Вылазы уже не вернулись. Но это уже, как говорится, совсем другая история. Кто-то из них ныне в числе живущих в Москве (Россия), а кто-то - в Польше.

И что еще к нашему повествованию можно добавить. Помните, был первым ребенком у Антония Александрова Горегляда сын Николай, который не попал в Гербовник, несмотря на тот, что родился в 1803 году, раньше своих братьев? Предполагаете, умер младенцем? А вот и нет, благополучно дожил, как минимум, до Рождества Христова 1823 года. Именно в этот день и обвенчался с 17-летней Агафией, дочерью Иосифа Венедиктова Вабищевича, шляхтича из Сушицка. Естественно в той же Вылазской церкви. Поручителями выступили со стороны жениха неизменный Мартин Иванов Сачковский, со стороны невесты – Стахий Иванов Литвинович из Сушицка. На этот раз отца жениха указали как Антония Алексеева Горегляда.

Так имя АВТОНОМ кануло в Лету окончательно. А все остальное – яркий пример, насколько можно или нельзя верить всему, что написано в официальных документах того давнего времени. И почему поиск родословной может затянуться на долгие годы.

Конечно же, принимать, как единственно верное решение всех вопросов в деле по родословной Петра Михайловича Горегляда, мои авторские измышления не стоит. Однажды всплывут новые факты и все может измениться в один момент. Как например, стало известно о дальнейшей незавидной судьбе только что упомянутого нами Николая Антонова Горегляда 1803 г.р., который прожил после свадьбы всего-то каких-то пять счастливых, надеюсь, лет. Оказывается, в свои двадцать пять однажды летом, будучи пораненный бешеной собакой, он умер 20.07.1828 и погребен был в Вылазах по образу христианскому досматривающим Порохонским священником Симеоном Каминским.

Или как непреложный факт наличия близнецов в роду Александра Даниловича Горегляда, отца Миколая Александровича, заставляющий задуматься, а вдруг Михаил Александров и Миколай Александров, рожденные в 1853 году в разницей в два месяца, это дети одних и тех же родителей. Просто одного вовремя не записали, или, что еще абсурднее, записали поначалу одним именем, затем переписали другим, изменив имя отца родного на верное. Но ведь и версия о смене имен Андрея на Александра, о которой шла речь ранее, не говоря уж о многочисленных именах его отца, тоже изначально казалась нелепой, и только по прошествии определенного времени приобрела вполне себе реальные черты. И Александр Данилов Горегляд с женой Марией Иосифовной и сыном Миколаем точно такие же исторически доказуемые лица, предки Горегляды которых перечислены и в ревизских сказках того же периода, и в Гербовнике белорусской шляхты. Это две разные семьи, но кто же знает, кто был кем на самом деле, пока не собраны все доказательства, сохранившиеся после столь трагических перепутий нашей многовековой истории.

В качестве постскриптума, родовод героев нашего повествования, озвученный на основании данных Гербовника и ревизских сказок конца XVIII и начала XIX веков и метрик Вылазской церкви, при изучении которого вы и сами с легкостью сможете определить неожиданно всплывшую степень родства Миколая и Михаила Александровичей.

goreglyady_dlya_zbigneva_1.jpg
---
Made in Belarus.:) Ищу сведения о Дворянинович (Дворанинович, Дворжанинович-Высоцкий, Дворанович), Серницкий, Диковицкий, Рыбчинский, Заремба, Сачковский, Горегляд, Рабко, Чудинович, Корженевич, Кирилко, Видничек (Винничек, Винник), Лукашевич, Синькевич, Клочко, Севастьянов...
Leontiya

Leontiya

ПОМОЩЬ В АРХИВАХ, БИБЛИОТЕКАХ ПЕТЕРБУРГА
Сообщений: 9321
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 8866
    Страницы: 1 *
Модератор: alenashka
Вверх ⇈