Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Это странное слово Дубынка


Эта тема на карте:  с.Дубынка Семновы,Осиповы,Казанцевы,Истомины (1760-2015)

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модератор: ist
Bigger

Bigger

Сообщений: 955
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 586
Спасибо за великолепный, живой рассказ и за чудесные фотографии.

Пусть все Ваши поиски увенчаются успехами.
---
Савиковы, Золотовы, Акимцевы, Скачковы, Тимофеевы, Степановские, Петрухины (Тульская обл.)
Спирины, Миролюбовы (Пензенская обл.)
Арбузовы (Воронежская обл.)
Ма(о)сляковы, Шаро(а)новы (Смоленская обл.)
Паймаковы (Марий Эл, Сернурский район)
Лайк (1)
ist
Модератор раздела

ist

Екатеринбург
Сообщений: 6069
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 4680
Этот красавец достаточно долго сопровождал нашу машину, пришлось скинуть “газ”, он перебежал дорогу и скрылся в ближайшем лесочке, только копытца засверкали….

Прикрепленный файл: IMG_3138 1.jpg
---
Истомины ,Крыковы (Тамбовская губ.,Тамбовский уезд ,Абакумовская вол.) Семёновы , Осиповы( Тобольская губ. Ишимский уезд Дубынская вол. ), Пискулины, Кривощёковы, Перевозкины, Ви(е)нголовские(Тобольская губ. Ялуторовский уезд )
Лайк (1)
ist
Модератор раздела

ist

Екатеринбург
Сообщений: 6069
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 4680
Из одной публикации.
Бабкина правда
05.04.2009 Ольга Ожгибесова
Мы, воспитанные на «Поднятой целине» и «Кубанских казаках», и сегодня не можем себе представить, как, в действительности, жила сибирская деревня в те годы, когда газеты взахлеб кричали о завоеваниях социализма.
Откуда у сибирской деревни, что затаилась меж двух озер неподалеку от границы с Казахстаном, такое название - Дубынка, сказать никто не берется. Дубам здесь взяться неоткуда - все больше березы да осины. Край озерный, богатый рыбой - караси с подошву мужского сапога, земля плодороднейшая. Двести лет осваивали эти места переселенцы из центральной России, бежавшие в богатую, сытую, хлебосольную, свободную Сибирь - кто от произвола помещиков, кто от голода.
Около 1720 года из далекой Казани, по рассказам стариков, пришли в соседнюю с Дубынкой деревню Грачи два татарина. Одного из них звали Акакием, имя второго история не сохранила - задержался он здесь ненадолго. Акакий же крестился, женился на русской женщине, на месте, отведенном ему миром, построил дом и дал жизнь нескольким поколениям коренных уже сибиряков Казанцевых.
Тот, старый еще отчий дом помнит пра-пра-… и не сосчитать сразу, сколько раз правнучка Акакия, жительница села Дубынка Казанского района Мария Ивановна Казанцева.
-Когда, - рассказывает, - избу-то сносили, из подпола тянулись к свету молодые березки. Видно, когда-то здесь была березовая роща.
На том самом месте стоял и родительский дом самой Марии Ивановны. И сейчас еще в Грачах на исконных, родовых, можно сказать, землях, живут ее родственники - потомки Акакия.
Наша встреча - дело, как это часто бывает, случая. Приехав в Дубынку по журналистским своим делам, я попросила директора местного краеведческого музея Светлану Цибрюк познакомить меня с интересными людьми: по опыту знаю, что в каждой деревне обязательно найдется хотя бы один герой для газетного очерка. Вот так я оказалась в гостях у Марии Ивановны.
Родилась она - страшно подумать! - в 1923 году! В молодости была высокой, статной красавицей - сейчас и не узнать ее на фотографиях той поры. Что, впрочем, неудивительно: жизнь отмеряла ей бед полными пригоршнями, а радостей - щепоточкой.
25 лет назад неожиданно для самой себя Мария Ивановна стала писать дневники. Начиналось все с пометок на страницах отрывного календаря - кто приехал, кто уехал, когда у кого дни рождения, когда - поминки. Но однажды наступил день, когда она взяла у внучки-школьницы общую тетрадку в 48 листов и написала на первой странице: «Утро сегодня было тихое, морозное…».
По дневникам Марии Ивановны запросто можно отследить погоду в Дубынке за четверть века. Может, кто-нибудь из ученых-метеорологов возьмется однажды писать диссертацию о том, как менялся климат на юге Западной Сибири в конце ХХ - начале ХХI века - записи Марии Ивановны станут для них бесценным подспорьем. Как, впрочем, и для будущих историков, поскольку в школьных тетрадках - жизнеописание крестьянского быта, нехитрое, порой наивное, зато предельно точное.
-Откуда, - спрашиваю, - такое странное желание? Не историк, не учитель даже - скромный бухгалтер.
-Не знаю, - пожимает плечами Мария Ивановна, - меня всегда история привлекала. Вот, захотелось, чтобы было, чтобы кто-то знал…
Одну из тетрадок, а всего их 24, каждая пронумерована, и лежат непременно по порядку, Мария Ивановна посвятила истории своего рода, начав с того самого Акакия, с которого и начался этот рассказ, и воспоминаниям о днях минувших. На первой странице - родословное древо семи поколений семьи Казанцевых.
-О ком-то дед рассказывал, - говорит Мария Ивановна, - а кого я и сама уже помню. Первый - Акакий, потом Григорий, потом Дмитрий, потом Яков, мой дед. Он пешком ходил в Киев Богу молиться. Высокого роста, коренастый, обходительный и очень умный. Потом Иван - мой отец, а потом уж я…
С дедом Яковом связана еще одна семейная легенда. Отец его, Дмитрий, будучи однажды по делам в Петропавловске, тогда еще вполне русском городе, входившем в Ишимский округ, сосватал сыну невесту - сироту из ссыльных дворян. Девушку благородного происхождения и хорошего воспитания.
-Помню, - рассказывает Мария Ивановна, - книги у нее всякие были, сувенирчики разные. Это я их потом уж разбила да потеряла. Благодаря бабушке Марье семья у нас была культурная, в доме никогда не ругались, не ссорились, мата не было никогда.
Уже в 90-е Мария Ивановна написала запрос в архив - хотела точно установить, какого сословия была бабушка. Ответ пришел на удивление быстро: мол, данных не найдено. Может, и не искали. До русской ли истории нынешним казахским начальникам - у них теперь другая история…
Родители Марии Ивановны, Иван Яковлевич и Елизавета Ивановна, поженились в 1922-м, трудном, голодном, выморочном. У Ивана в 1919-м умерла мать, у Елизаветы - ушел на Первую мировую и пропал отец. Вернулся уже при новой, советской власти. Оказалось, попал в плен и мыкался на чужбине, пока по Сибири гуляла красно-белая лихоманка, выкашивая нещадно людей, похлеще гриппа-испанки.
Только колчаковские карательные отряды через деревню прошли, оставляя за собой кровавые следы, как советская власть, пообещавшая крестьянам землю и волю, начала выкручивать руки. Мужики поднялись на мятеж. В этой беспощадной лавине народного бунта много погибло и виноватых, а еще больше невинных, с обеих сторон.
Но семью Казанцевых эти беды обошли стороной. Дед Яков с сыном Иваном ни красным, ни к повстанцам не примкнули. Это спасло их от расправы со стороны одних и от мести со стороны других. Правда, до поры до времени. Беспощадная рука диктатуры пролетариата никого не обошла.
-Отец, - вспоминает Мария Ивановна, - был человеком очень набожным. Он и в колхоз не пошел, потому как считал, что это грешно. А потом - раз заплатил налоги, два заплатил - да и зашел в колхоз. А вот дед Яков советскую власть сильно не любил.
Из дневника Марии Ивановны Казанцевой:
«Я помню, как ссылали богатых, а мы бегали и видели, как их увозили, сколько было рева, и как потом продавали их добро в сельсовете. Брали и смеялись. Бедняки пуховые шали рвали на портянки. Хорошо, если бы эти деньги шли, скажем, государству, а были такие случаи, как мне рассказывала бабушка Левашова, что у них пришли два брата Матюшенко, взяли две овчинные шубы и ушли безо всяких денег, никуда за них не заплатили и носили безо всякого зазору совести.
Рассказывал мне дед, как ссылали одного мужика, который имел сельхозмашину, дом под железом и пять сыновей малолетних. Вот их посадили в короб с одной постланной половицей, но одежка, видимо, была неважная. Другой половицей накрыли, вместе с матерью, а сам отец сел и повез их до Ишима. А там дети на вокзале замерзли. Вот дед наш все время и проклинал советскую власть».
Сердце, впрочем, у Якова Дмитриевича болело не только за чужих. И его семью беда не обошла стороной.
Из дневника:
«У моего деда был брат Кузьма. Жил зажиточно, до революции торговал в лавочке, вел хозяйство, сеял хлеб. А сын Степан учился где-то в духовном училище. Но помешала новая власть. Он женился, и было у него четверо детей - дочь и три сына.
И вот его, Степана, арестовали и как раз в Крещенье привязали к столбу у ворот, сняли с него шапку и заставили петь «Верую». А потом увезли и посадили. Семью из дома выгнали, поселили в избушку напротив их дома. И вот дед Кузьма умер, и умерла Марья - мать детей. И я все это помню, потому что была уже лет восьми. Дети ходили по дворам, спали - кто где приютит. Помню, наши накормят, а ночевать боялись оставить, могли придраться и наказать. Потом их отправили в детдом.
Степан вернулся из тюрьмы, забрал детей, устроился в Ишиме сторожем на кладбище. Дочь старшая - неграмотная, а ребята выучились. Один - военный, второй - летчик, третий - экономист. И вот, наверное, в 1982 году старший приезжал в нашу деревню и был у меня. «Мы сильно обижаемся, - сказал, - на отца. Почему он увез нас из родной деревни? Разве бы мы не сумели растить хлеб? Они даже не знают, как и что было с ними и с их отцом! Он им ничего, видимо, не сказал - боялся, что они кому-нибудь расскажут и его опять посадят.
Вот так все и было. Да, было ужасно».
«Мои дети и внуки, - пишет в глухой Дубынке простая сибирская бабушка, - в Бога не верят, а я их к этому не принуждаю. Бывает, даже и сквернословят. Все это мне, конечно, неприятно, но я их наставить на доброе не смогу, потому что виновато, я думаю, общество и жизнь. Если бы не было этой неприятной советской власти… А какие тиранства перенесли мои предки! Это страшно подумать, что я помню!
В 30-х годах зерно забрали, скотину тоже забрали в колхоз, ели из травы лепешки, были обыски, все искали, видимо, за налоги все отбирали. Наши прятали хорошие вещи, потом они хоть сгодились, меняли их в казахстанских деревнях на муку, зерно и картошку
В конце 30-х годов в колхозе давали немного зерна, и до войны два года только поели чистого хлеба, а тут война. В войну и после войны мама садила много картошки, и жили на одной картошке. Брат Володя (1940 г. рожд.) не знал, наверное, лет до пяти, что такое кусочек хлеба».
«Если бы не война, - восклицает Мария Ивановна, - разве бы мы так жили!»
В 39-м она стала дружить с односельчанином Колей Чудиновым.
«Любила, - говорит, - не знаю, как! И он меня тоже любил. Думали, что будем вместе всю жизнь. Но война…».
В мае 41-го Колю взяли в армию. В июне - как раз 22-го числа, вспоминает Мария Ивановна, получила от него первое и последнее письмо. День, наверное, был другой - вряд ли по воскресеньям в деревню почту привозили, но вот так у нее в памяти отложилось. Больше от Коли не было ни строчки. Где, на каких пыльных военных дорогах сложил он свою буйную головушку? Родным не прислали ни «похоронки», ни даже трех слов - «пропал без вести». А в сорок третьем вместе ушли и вместе погибли их отцы….
Прощаясь, Иван Яковлевич наказывал: « Живи, дочь, так, как закон гласит». У него был свой закон - нравственный. Вот она и прожила, как гласит этот закон: делала все, как положено, честно. И детей так воспитала.
Мария Ивановна уже и замужем дважды успела побывать, и детей от другого родила, а все хранила втайне от мужа Колину довоенную фотокарточку и последнее письмо и все думала, что пошла бы жизнь по-другому, если бы не война…
Но то счеты с войной, а на советскую власть - девичья, не зажившая еще обида.
Из дневника:
«Многим, многим вскружила голову советская власть… Конечно, такие люди только умели во все горло кричать. Вот они и жили, и творили, что хотели. Знаю, как во время войны и после войны были магазины для партактива. Им там все было, а мы не знали, что такое вкус конфетки, нам это было недоступно. Нам давали карточки на хлеб - 400 г на день - и все наше удовольствие. Если бы не картошка и молоко, - держали по корове, - то, конечно, не выжить.
Знаете, что поражает в Марии Ивановне больше всего? Неисчерпаемая вера в добро. Причем, добро не абстрактное, а то, которое могут принести в этот мир конкретные люди. Такое, которое совершенно неожиданно трансформируется для нее в добро, я бы так сказала, вселенского масштаба. Иными словами, став добрыми по отношению друг к другу, люди смогут принести добро в Россию и тем самым возродить ее, вернуть к таким благословенным временам, когда «жили хорошо, а богатые мужики были очень уважительны и много помогали бедным». Так рассказывал внучке о былых днях дед Яков.
Из дневника:
«Очень и очень мне хочется, чтобы люди были добрыми и поняли все правильно, и верили бы все Богу, так что без духовной жизни нет ничего хорошего.
Я хочу единства и согласия. Согласия не было с начала советской власти. Стали ненавидеть лентяи хороших рабочих людей. Вот мне рассказывала Маша Шустова: она была сиротой, жила у родственников Зайцевых. Пришли к ним вечером нежеланные гости - активисты из сельсовета. С ними была соседка, тоже активистка. Хозяина арестовали. И вот эта активистка сбегала домой, принесла ведро, взяла чугун со щами и вылила в ведро себе на ужин.
Потом всю семью сослали. Хозяин в ссылке сразу умер. Бабка пришла пешком в Грачи и тут умерла. Молодые - два сына, сноха и двое детей так и не были в Грачах, жили в Екатеринбурге. Вот таких случаев и дел Советской власти было сплошь и рядом. Конечно, от таких людей и их потомков ждать хорошего - ничего не выйдет, так что надо браться добрым людям за дело. И тогда, может, возродится наша матушка Россия».
Мария Ивановна доживает свой век с дочерью Ниной и сыном Шурой - оба инвалиды, оба получают от государства небольшую пенсию. Как и сама Мария Ивановна. Тридцать лет прожила она в незарегистрированном браке с мужем Николаем Андреевичем - ветераном войны. Вдовы таких, как он, солдат Великой Отечественной, получают пенсии за своих раньше времени ушедших кормильцев. А Марии Ивановне, говорят, не положено. Незадолго до ухода Николая Андреевича из жизни надумали они не только зарегистрироваться, но и обвенчаться, да не успели: Николай Андреевич уехал в районную больницу на операцию и домой уже не вернулся… Так Мария Ивановна осталась без вдовьей пенсии. На жизнь, впрочем, она не жалуется - не в ее характере.
-Говорят: жить - крест Господень нести, - смеется она, - а я всегда хорошо жила. В детстве меня любили, отец хотел, чтобы я училась. Вот, говорят, что мужья бьют жен, Мой меня и пальцем никогда не тронул. Да и сейчас… всяко бывает, но я уж молчу. Время сейчас тяжелое. Но мы живем, и я благодарю Бога за то, что мы сыты, одеты и согреты.
Перелистываю страницы книги ее воспоминаний. В ней почти нет дат. Только сопоставляя написанное в тетрадке с известными событиями, можно установить, какой стоял год на дворе. Видно, что возвращалась к своим мыслям Мария Ивановна не раз - ручками разного цвета внесены исправления и уточнения. Читаешь и понимаешь, что не все еще потеряно для России, пока живут в ее деревнях бабушки, которые вопреки всем житейским горестям пишут для потомков пронзительные строки:
«Я думаю о себе. Я имею наслаждение в жизни то, что у каждого человека чистая совесть и радость за других. Радоваться надо всему - небу, солнцу, зиме, лету и всему-всему. И если в жизни бывают невзгоды, все равно надо радоваться за то, что Бог дает тебе жизнь… Господи, возроди Россию!»

P.S.
По всей видимости, мы с Марией Ивановной приходимся родственниками.
Моя прабабушка Варвара Васильевна жена Тимофея Семёнова в девичестве была Казанцева. Но точки пересечения наших веток пока не найдено. Но легенду о не совсем крестьянских корнях прабабушки, мне тоже доводилось слышать от совсем других родственников.
В последний мой приезд в Дубынку и июне 2010г. встретиться с Марией Ивановной не удалось, она была в больнице (возраст всё-таки).

---
Истомины ,Крыковы (Тамбовская губ.,Тамбовский уезд ,Абакумовская вол.) Семёновы , Осиповы( Тобольская губ. Ишимский уезд Дубынская вол. ), Пискулины, Кривощёковы, Перевозкины, Ви(е)нголовские(Тобольская губ. Ялуторовский уезд )
Лайк (1)
ist
Модератор раздела

ist

Екатеринбург
Сообщений: 6069
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 4680

№ 104 СВОДКА ЗАЯВЛЕНИЙ ГРАЖДАН ДУБЫНСКОЙ, ИЛЬИНСКОЙ, ПЕГАНОВСКОЙ И УКТУЗСКОЙ ВОЛОСТЕЙ УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПОЛИТБЮРО ИШИМСКОГО УЕЗДА Д. КАЛИНИНУ
Б.м. 12 января 1921 г.
Мне, уполномоченному Ишимского политбюро при милиции Калинину, сего
числа граждане Уктузской, Пегановской, Дубынской и Ильинской волостей заявили, что уполномоченный губпродкома Абабков И.П. со своим отрядом, будучи в их волостях по проведению хлебной разверстки, производил нод ними разные издевательства, грабеж и избиение их и односелыдев кулаками, наганами и прикладами ружей неизвестно за что, многих избил Абабков сам лично, у некоторых на лицах и теле, по моему
осмотру, имеются синяки, и в довершение всего этого Абабков
арестовал их и представил в город Ишим.

1. Голвинев Максим, д. Тундрово Уктузской волости, — по распоряжению Абабкова солдаты отряда избили прикладами ружей и наганов 2 января 1921 г.
2. Ефимов Еремей, д. СавиноУктузской волости, — 1 января 1921 г. тоже самое, и во время езды даже ранен пулей в правый бок скользом, кроме того, солдаты сняли тулуп и валенки и забрали 2 лошади.
3. Чикунов Филипп Егоров, той же деревни, — сильно был избит солдатами отряда Абабкова наганами и ружьями, харкал от побоев кровью и сидел в холодном амбаре под арестом.
4. Чикунов Федор — 5/1-21 г. сам Абабков бил наганом, а солдаты — ружьями и ограбили новый тулуп.
5. Чикунов Петр — 5/1-21 г. отряд Абабкова взял самовольно тулуп (полушубок) черный, новый, три наволочки, причем по приказу Абабкова однодеревенец Каленков Петр ударил Чикунова один раз.
Д. Кугарево Дубынской вол.
6. Поляков Григорий — 2 января 1921 г. сняли с него новый овчинный тулуп.
7. Гугняк Савелии —тоже, крытый овчинный тулуп.
8. Л ысов Константин — то же, новый дубленый тулуп.
Дер. НестеровоУктузской вол.
9. Уросов Софрон — 2/1-21 г. сам Абабков избил кулаками, а солдаты его — прикладами ружей, взяли флягу и лошадь
---
Истомины ,Крыковы (Тамбовская губ.,Тамбовский уезд ,Абакумовская вол.) Семёновы , Осиповы( Тобольская губ. Ишимский уезд Дубынская вол. ), Пискулины, Кривощёковы, Перевозкины, Ви(е)нголовские(Тобольская губ. Ялуторовский уезд )
ist
Модератор раздела

ist

Екатеринбург
Сообщений: 6069
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 4680
Петр Иванович Кулин 1929г.р. двоюродный брат отца по линии Истоминых, этот маленький человек (маленький в смысле роста, вроде бы из-за этого его даже в армию не взяли) всю свою нелегкую жизнь проработал в колхозе. В память врезались его натруженные , мозолистые руки, огрубевшие от непосильной работы.. Со своей кобылкой Марфой последнее время он не расставался и за сеном, и по хозяйству, и по ягоды и груздей наломать…
Кобылка Марфа осиротеет в феврале 2009года.

Прикрепленный файл: деревня.jpg
---
Истомины ,Крыковы (Тамбовская губ.,Тамбовский уезд ,Абакумовская вол.) Семёновы , Осиповы( Тобольская губ. Ишимский уезд Дубынская вол. ), Пискулины, Кривощёковы, Перевозкины, Ви(е)нголовские(Тобольская губ. Ялуторовский уезд )
Лайк (1)
mari2347

mari2347

Нижний Новгород
Сообщений: 3191
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 4467
ist

Олег, спасибо большое за материал. С волнением читала "Бабкина правда". Я конечно понимаю, что Казанцевы это только скорей всего однофамильцы с моими Казанцевыми - предками по деду Казанцеву Антону Даниловичу 1875г.рождения, но читала, как-будто о своих, настолько это близко мне.
Лайк (1)
Gul

Gul

Сообщений: 12761
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38188
Олег, очень проникновенное и доброе повествование!
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


ist
Модератор раздела

ist

Екатеринбург
Сообщений: 6069
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 4680
Большое спасибо , всем за добрые слова!!!!
---
Истомины ,Крыковы (Тамбовская губ.,Тамбовский уезд ,Абакумовская вол.) Семёновы , Осиповы( Тобольская губ. Ишимский уезд Дубынская вол. ), Пискулины, Кривощёковы, Перевозкины, Ви(е)нголовские(Тобольская губ. Ялуторовский уезд )
ist
Модератор раздела

ist

Екатеринбург
Сообщений: 6069
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 4680
Мой дед, Истомин Николай Петрович(1916-1986) родился в Тамбовской губернии с.Семёновка Абакумовской волости, в обычной крестьянской семье. Получил образование четыре класса, дальше старшему сыну в семье надо было помогать родителям, растить младших братьев и сестру. В положенный срок ушёл в армию. Дед попал служить в 49-ю легкотанковую бригаду, которая базировалась под Житомиром (этот город ещё всплывёт в жизни деда несколько лет спустя, но это будет другая жизнь) . Летом 1940 года бригаду перебрасывают на границу с Бессарабией , она будет освобождать Молдову.
Да именно освобождать. В последнее время есть множество публикаций по поводу тех событий, с уклонами в ту или иную сторону. Оставлю их на совести писавших….
Дед рассказывал, что простые люди встречали их с распростёртыми объятиями и слезами на глазах. В харчевнях, шинках солдат угощали и кормили бесплатно.
Маленькое воспоминание, оставшееся в памяти с детских лет: Хозяин одной из харчевен предлагает деду и его товарищам некое блюдо местной кухни из переговоров они выясняют, что это нечто сродни нашим пельменям . Каждый заказывает – ну штучек по двадцать. Хозяин ухмыльнулся и ушёл готовить. То что принесли позже, русских парней повергло в шок на тарелке у каждого пара не то пирожков , не то пельменей грамм в двести каждый. Хозяин, улыбнувшись, спросил – добавлять будем……..
Здесь я немного повторюсь .
Осень 1940-го дед вернулся домой , вернее в Дубынку , куда переехали его родители его родители во время его службы. Здесь он познакомился с Анной Семёновой , в феврале 1941-го они поженятся и в марте уедут в Сталинград , где будут работать на заводе “Баррикады” . Война!! Зимой 41-го беременную бабушку удается отправить в Дубынку.
Дед остаётся работать на заводе, завод военный и у него “бронь”. В августе-сентябре 1942-го немцы уже на подступах к Сталинграду, рабочих с завода и деда в том числе направляют на постройку укрепсооружений , происходит прорыв и они оказались на немецкой территории. Начался плен!!!!!

Прикрепленный файл: ИСТОМИН НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ 2.jpg
---
Истомины ,Крыковы (Тамбовская губ.,Тамбовский уезд ,Абакумовская вол.) Семёновы , Осиповы( Тобольская губ. Ишимский уезд Дубынская вол. ), Пискулины, Кривощёковы, Перевозкины, Ви(е)нголовские(Тобольская губ. Ялуторовский уезд )
ist
Модератор раздела

ist

Екатеринбург
Сообщений: 6069
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 4680
С начала череда временных и распределительных лагерей - ст. Разгуляевка, ст. Гумрак, г. Калач, ст. Суровикино, г. Белая Калитва….
В результате к ноябрю 1942-го дед оказывается в Берлине на электроламповом заводе фирмы “OSRAM ”, здесь он пробудет до конца апреля 1943-го, когда его и ещё пятерых заключённых за попытку побега и кражу 25 кг. картошки отправят в одну из Берлинских тюрем. Полтора месяца в ожидании приговора, и вот 9 июня 1943г. специальным судом второй инстанции г.Берлина – приговорить всех шестерых к 1 году и 6 месяцам каторги…..
После берлинской тюрьмы ещё будет тюрьма в г.Лукау, затем дед попадает в один из филиалов концлагеря Гросс-Розен.
К январю-февралю 1945года в связи с подходом Советских войск нацисты начинают перемещать заключённых из восточных лагерей в западную и центральную Германию. Впоследствии - это назовут “маршами смерти” , заключённых когда на машинах, когда в товарных вагонах а когда и просто пешком гнали в другие лагеря. Для многих этот маршрут оказался последним…

Из воспоминаний одного из узников концлагеря Гросс-Розен
Однажды в феврале 1945 года нас выстроили на так называемом "аппельплац". Все мы были очень слабы. Мы выполняли тяжелую работу, получали мало пищи, и с нами очень плохо обращались. Мы пошли маршем, группами в две-три тысячи. В той группе, где я находился, было от двух с половиной до 2800 человек. Мы слышали, как охрана называла цифры.
Мы начали двигаться, эсэсовцы находились с обеих сторон. Они очень нервничали и вели себя, как сумасшедшие. Мы видели, что некоторые из них пьяны. Мы были истощены и не могли идти достаточно быстро. Тогда они взяли первых пять человек, разбили им головы прикладами и сказали: "Так будет со всяким, кто не может идти". Мы шли как можно быстрее. Некоторые пытались помочь тем, кто был более слаб. Но все мы были настолько истощены, что мало чем могли помочь друг другу.
Наконец, через шесть или восемь часов мы дошли до железнодорожной станции. Было очень холодно, а мы были одеты только в полосатую тюремную одежду и плохую обувь. Но мы радовались, что дошли до железнодорожной станции. Лучше быть в вагонах для перевозки скота, чем идти по морозу. Выло очень холодно, наверное, 10 - 12 градусов мороза.
Там, на железнодорожной станции, стоял длинный состав открытых платформ. В Норвегии их называли вагонами для перевозки песка. Нас ударами заставили забраться на эти платформы по 80 человек на каждую. Мы должны были сидеть рядом. Мы пробыли на этой платформе пять дней, не получая пищи, воды, замерзая. Когда шел снег, мы открывали рот, чтобы утолить жажду. Через много времени, мне казалось, что прошел год, мы достигли места, которое, как я после узнал, называлось Дора. Это недалеко от Бухенвальда.
Когда мы доехали до этого места, нас пинками и ударами заставили сойти с платформ. Многие были мертвы. Человек, который сидел рядом со мной, умер, но я не мог отодвинуться. Я должен был в течение последнего дня оставаться рядом с ним. Сам я, конечно, не слышал цифр, но около половины из наших были мертвы. Позже, в Дора, я узнал, что умерших в нашем поезде было 1447 человек.


11 февраля 1945г. дед был доставлен в концентрационный лагерь Миттельбау, номер узника 109565.

Дора-Миттельбау ( известные названия: Дора, Нордхаузен) (нем. Dora Mittelbau) — нацистский концентрационный лагерь, образован 28 августа 1943 года, вблизи города Нордхаузен в Тюрингии, Германия, как подразделение уже существовавшего лагеря Бухенвальд. Вокруг Нордхаузен (Nordhausen) Германия построила более 40 небольших концлагерей - филиалов Дора (Dora). Основное предназначение лагеря было организация подземного производства вооружений на заводе Миттельверк, в том числе ракет V-2. За время существования через лагерь прошли 60 000 узников 21 национальности, приблизительно 20 000 погибло в заключении. Многие из них погибли при прокладке туннеля, ведущего к заводу.

А 27 марта его переводят в концлагерь Боелке-Казарме(Boelke-kaserne), это бывшие казармы Люфтваффе переделанные под лагерь, здесь содержались больные и ослабленные. Его заключённые использовались на хозяйственных работах.
3 апреря г.Нордхаузен и близ лежащие лагеря ( в том числе Boelke-kaserne) были практически
уничтожены британской авиацией. Деду и части заключённых во время паники удалось бежать.
При бомбёжке в лагере погибнет около тысячи заключённых, большую часть выживших немцы погрузят в автоколону и повезут дальше, в последствии все они будут расстреляны . Когда американские войска 12 апреля войдут в Boelke-kaserne, живых там практически не останется.
Десять дней дед и его спутники будут прятаться в округе.
Единственное упоминание деда о событиях тех лет , подслушанное мной в раннем детстве:
“Мы вчетвером прятались в местных лесочках, один мужик был ранен в ногу, которая пухла с каждым днём. Его оставляли в укромном местечке, сами шли добывать пропитание. Однажды увидели танки с белыми звёздами на бортах – американцы. Подойти не решились, лишь когда те уехали подошли поискать провизию. После этого случая стали искать места привалов американцев – они выбрасывали пачки печенья если была порвана упаковка, банки консервов если они были помяты….”


Никогда больше я не слышал от деда рассказов о плене, да и не принято было распространятся об этом.
13 апреля их подберут американцы, а 1 июня передадут нашей администрации, затем проверка по линии “Смерж” и деда отправляют в составе рабочего батальона под Житомир(опять Житомир)
на уборку урожая и потом восстанавливать Сталинград.
Домой в Дубынку к жене и сыну он вернётся только в феврале 1947года.
В последний раз я видел деда , когда уходил в армию, через полгода его не стало…
---
Истомины ,Крыковы (Тамбовская губ.,Тамбовский уезд ,Абакумовская вол.) Семёновы , Осиповы( Тобольская губ. Ишимский уезд Дубынская вол. ), Пискулины, Кривощёковы, Перевозкины, Ви(е)нголовские(Тобольская губ. Ялуторовский уезд )
Лайк (1)
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модератор: ist
Вверх ⇈