Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Старина и Былое

Старина и былое в искусстве, литературе и фотографиях.
Хочется знать старину,
какова бы ни была она,
даже и чужую, а своя еще милее
Н.М. Карамзин

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 43 44 45 46 47 * 48 49 50 51 ... 102 103 104 105 106 107 Вперед →
Модератор: Gul
Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12825
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38868


Тест: хорошо ли вы знаете шедевры русской живописи?




УКАЗАТЕЛЬ постраничный

Восстановленные темы выделены жирным шрифтом



Персоналии


Актеры/Певцы / Танцовщицы/ музыканты/ композиторы

Балиев Никита 42
Гранская Агриппина 54
Гартевельд В.Н. Песни каторжан 72
Зубов Николай 77
Кадмина Евлалия 19 20
Контский Антон 37
Кошиц Нина 9
Кузнецова-Бенуа М.Н. 28
Литвин Фелия 52
Пуаре Мария 2
Рубинштейн Ида 23
Сава Маруся 15
Савояров Михаил 74

Самойлова Вера 78
Самойлов Василий 78
Самойлова Надежда 78

Прозоровский Борис 71
Телешева Екатерина 28
Фельдман Яков 55
Харито Николай 53
Шевченко Ф.В. 52
Щепкин М.С. 39

Эрдели Ксения 52

Коллекционеры/ Меценаты/Издатели

Боткин М.П. 42
Бурылин Д.Г. 59
Дягилев С.П. 27
Кокорев В.А. 63
Лихачев Н.П. 4 40
Найдёнов Н. А. 70
Плюшкин Ф.М. 38
Ровинский Д.И. 12
Рябушинский Н.П. 14
Солдатенков К.Т. 43
Сытин И.Д. 71
Тарасов Н.Л. 42
Шабельская Н.Л. 47
Щукин С.И. 41


Писатели/ поэты

А. Аммосов 77
Бунина Анна 42
Вельтман А.Ф. 29 31
Веневитинов Дм 43
Жадовская Юлия 44
А.Е. Котомкин 82
Кудашева Р. 8
Лохвицкая Мирра 74
Савин Иван 89
Соловьев С. М. 32
Поликсена Соловьева 53
Тур Евгения 44
Черубина де Габриак (Елизавета Дмитриева) 22
Щепкина-Куперник Т.Л 39


Фотографы


Бергамаско К. 19
Боткина А.П. 71
Булла К. 3 4 6 12
Вишняков Е.П. 10
Дмитриев М. 3
Иохансон Роберт 26
Карелин А.О. 17
Каррик В. 2
Настюков М.П. 51
Н. Орлов. Типы населения Пензенской губернии. 1862 64
Прокудин- Горский С.М. 4
Сигсон А.А. 11
Сокорнов В. 3
Чарушин Н. А. 19
Шумов Петр 49

Художники

Бабаев Полидор 54
Бакалович С.В. 26
Бакст Леон (Лев) 46
Балунин М.А. 72
Башкирцева Мария 18 71
Беггров А. 27
Бём Елизавета 47
Бенуа А-р 2 3 10
Билибин И.Я. 26
Бобров В.А. 48
Бороздна- Стромилова Любовь (1813-1894) 54
Богатов Н.А. 2 63
Боголюбов А.П. 27
Бодаревский Н.К. 45 46
Бунин Н.Н. 23
Буров Ф. 38
Волков Ефим 39
Гампельн К 29
Гау Владимир 77
Гермашев (Бубело) М.М. 53
Горбатов К. 36
Головин Александр 77
Григорьев Борис 27
Грузинский П.Н. 53
Гун К.Ф. 49
Делла-Вос- Кардовская О. 31
Дмитриев-Оренбургский Н.Д. 29
Дрождин П. 1
Жуковский В.А. (поэт) 50
Жуковский П.В. (сын поэта) 51
Жуковский Станислав 1
Журавлев Гр. 37
Журавлев Ф. 29
Захаров-Чеченец 28
Зворыкин Б В. 2 65
Зощенко М.И. 54
Иванов Всеволод 20
Иванов Сергей 35
Игнатьев М.И. 7
Кадулин Вл.Ф. 66
Каменев Лев 43
Каразин Н.Н. 50
Киселев А.А. 76
Кондратенко Г. 39
Корзухин А. 7
Котарбинский В.А. 63
Коцебу А.Е. 73
[b]Кустодиев Б. 49 50
Агнесса Эдуардовна Линдеман. 73
Лагорио Лев 80
Ладюрнер А.И. 48
Легашов А. М. 54
Лемох К.В. 65
Лодыгин С.П. 4 10
Макаров И.К. 9
Мартынов А.Е. 27
Мещерский А. 39
Милорадович С. 52
Муравьев В.Л. 28
Нарбут Г. 71
Неврев Н. 73---74
Нефф. Т.А. 34
Никитин И .И. 27
Ольшанский Б. 20
Опиц Г.Э. 12
Орловский А С. 25
Орловский В.Д. 49
Патерсен Б. 27
Попов А.А. 50
Плюшар Е.А. 78
Похитонов И. 38
Пукирев В.В. 33
Ремизова(Васильева) Анна (псевдоним Мисс) 78
Репин И. Е. 55
Романова О.А. 27
Самокиш-Судковская Е.П. 15 73
Сапунов Н. 63
Сварог В.С. 57 58
Сведомские бр. П.А.и А.А. 26
Сверчков Вл. Дм. 54
Сверчков Н.Е. 46
Семирадский Г. 35
Серяков Л.А. 46
Солнцев Ф. Г. 24
Соломаткин Л.И. 40
Соломко Сергей 2 64
Соколов П.Ф. 33/ Соколовы бр. 36
Стойлов Константин ( Адольф Баумгартен) 46
Судковский Р. 45
Сухово-Кобылина С В 45
Табурин В.А. 1 26
Теплов Григорий 1
Теребенев Иван 43
Тропинин В.А. 59
Тыранов А. 44
Фелицин Р.И. 12
Френц Р.Ф. 12

Шарлемань А.И. 47
Шарлемань.И. И. 48

Шишкин И.И. 48
Штембер(г) В.К. 47
Ухтомский К. 7
Харламов А.А. 52
Хруцкий И.Ф. 20
Худяков В. К. 5
Чернецовы бр. 29
Честняков Ефим 19
Шмерлинг Оскар 77
Щедровский И.С. 71
Эндаурова Любовь 47
Юнкер-Крамская С.И. 33
Якунчикова Мария 33

Фотоальбомы / альбомы литографий


Александро-Невская лавра, 1874 32
Боровичская обл. выставка, 1894 29
Виды Валаамского монастыря 68
Россия 1896 г на фотографиях Франтишека Кратки 73
Виды Симонова монастыря. 1893 76
Виды церквей Эстляндской губернии 72
Императорская охота во владениях Ловичского княжества 72
Историческое описание одежды и вооружения русского войска (Висковатый) 25
История Кавалергардского полка 23

Виды Забайкалья . Чарушин Н. А. 19
Виды Смоленска и Бородинского поля. М.П. Настюков 51
Война 1812 года 40
Воспоминания о Санкт-Петербурге
Коллекция литографий...1825 26

Живописный Карамзин, или Русская история в картинах 28
Историко-худ. выст. русского портрета, 1905 27
Иерусалим пасхальный 1890-е—1900 16
Киевский Владимирский собор, 1896 23
Костюмный бал в ЗД, 1903 30 31
Виды Св.-Троиц. Серг. Лавры, 1880-е 29
Образцы старинного народного узорного шитья и кружев из коллекции К.Д. Далматова 21
Одежды русского духовенства (Ф. Г. Солнцев) 24
Олонецкая губерния. 1888---1890 74
Описание Нового Имп. Дворца в Кремле Моск. 1854 (А.Ф. Вельтман) 29
Петергоф 10
Портреты женщин, отличившихся в Крымской войне 31
Ремесленная выставка, 1885 27
Севастополь, 1855-1856 34

Снос памятника Александра III 23
Фотопортреты русских художников. Иохансон Роберт 26
Фотографии Храма во имя ХС 22
XVI Всероссийская пром. и худ. выставка Н Н,1896 24

Журналы

Будильник 15
Всемирная иллюстрация 10 11 84---86
Зеленая палочка 27
Золотое Руно 12
Мир искусства 27
Нива 14
Русский художественный листок 23
Стрекоза 14
Хозяйка 11
Хороший тон 10

Темы

Авантюрист-утопист Иван Треволгин 48
Академический стиль в иконописи 43
Академик гравюры на дереве Лаврентий Авксентьевич Серяков 46
Академик живописи Адольф Иосифович Шарлемань 47
Академик портретной живописи и аквафортист В.А. Бобров 48
Акварельные пятницы. Академик архитектуры Иосиф Иосифович Шарлемань 48
Алексей Тыранов. Романтизм и трагизм жизни 44
Ангел доброты. Юлия Кустодиева 50
Азбука с иллюстрациями Бенуа 2
Азбука Мира искусства 30
Алымова Глафира. Мадам Ржевская 50
Алфавитный список святых 74
с указанием времени памяти и значения имен
Апокалиптические образы 36
Афиши 1890-1910 26
Балиев Н. и театр Летучая мышь 42
Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу! ... 25

Билибинский стиль 26
Николай Корнилиевич Бодаревский. Популярность и нелюбовь передвижников 45 46
Борис Григорьев--- художник линии 27
Бочкарева Мария и женский батальон смерти 25
Бригадный генерал армии США Джон Турчин 61
Былое и настоящее Ивана Силыча Горюшкина -Сорокопудова (1873 — 1954) 73
Бытовая (жанровая) живопись Фирса Журавлева 29
Бытописатель, сатирик художник-график Петр Шмельков (1819-1890) 73
В.М. Васнецов. Поэма семи сказок 88

Ведическая Русь художника Всеволода Иванова 20
Венгерский художник Михай Зичи на службе российских императоров 73

Виктор Карлович Штембер(г). Пленник красоты 47
Вербное воскресенье 16
Военный инженер, полковник, художник Николай Зацепин (1818--1855) 74

Военный лубок Первой мировой войны 72
Война 1812 года. Служил России.
Павел Иванович Энгельгардт 48

«…Вот Пушкин. Вот какой он» 71
Вот наши! Игнатий Степанович Щедровский (1815-1870) 71
Гагарина П.Ю. 51
Где болтались? Художник Лемох 65
Где этот вальс, старинный, томный... Николай Листов и Александра Медведева 30
Герой своего времени князь Григорий Гагарин 72
Головные уборы 17 века 2
Граф Тулуз- де Лотрек, или Отставной корнет Савин 46
Два портрета. Любовь Бороздна- Стромилова (1813-1894) 52
Дело об убийстве Симон Диманш (Сухово- Кобылин) 24
Достойнейшие из пейзажистов. Братья Ендогуровы 75
Её называли роковой. Демидова-Карамзина Аврора 30
Елизавета Дьяконова и ее дневники 65
Жанетта Антоновна Грудзинская ( княгиня Лович) 46
Жанрист Михаил Абрамович Балунин (1875--1939?) 72
Живописец граф Муравьев 27
Живописец великая княгиня Ольга Александровна Романова (1882 – 1960) 27
Живописец Кириак Константинович Костанди (1852-1921) 91
Живописец Михаил Осипович Микешин (1835---1896) 91

Живые картины 2
Жизнелюбивые пейзажи Александра Киселева 76
Жил-был художник один. Импрессионист Михаил Демьянов (1873 - 1913) 61
Живя исключительно сердцем. Юлия Жадовская 44
Завораживающая красота пейзажей Арсения Мещерского 39
Загадка С. Иванова 35
Знаменитые коллекционеры. Известный гражданин Плюшкин 38
Елена Молоховец 40
Императорская Академия художеств 75
Иконы на жести 40
Иннокентий Жуков--скульптор-философ 3
Интерьер в русской живописи 8
Интерьер на фотографиях 8
Иппический художник Николай Егорович Сверчков 43
Исторический живописец Григорий Седов (1836—1884 ) 88
Календари 9
Капитан Мациевич 2
Караван Бориса Прозоровского 71
Киоск по продаже открыток 5
“Козьма Медичи” – купец-меценат Козьма Терентьевич Солдатёнков 43
Константин Стойлов--- Адольф Баумгартен . Тройки и казаки 46
Константин Горбатов -- удивительно русский художник 36
Кноринг-Нарышкина-Дюма Надежда 25
Кокошники 1
Коллекционер-фабрикант Д. Г. Бурылин 59
Кондитерская Трамбле 8
'Корифей русского пейзажа " Владимир Донатович Орловский 49
Крестьянский быт в гравюрах 8
Левицкий Дм. Портрет Алымовой 50
Ледяной дом и проф Крафт 40
Лубок-- песни. романсы 23
Лубочный альбом Сытина 71
Маргарита Тучкова --- вещий сон и три имени ее 43
Мария Башкирцева. Короткая удивительная жизнь 18 71
Мария Бочкарева и женский батальон смерти 24
Масленица 12 53
Мастер русской батальной марины Алексей Петрович Боголюбов 27
Мастер света и снега Иван Шультце 77
"Министр коммерции", "дикобраз" и великий коллекционер. С И. Щукин 41
Мир образов Александра Головина 77
Мисс. Галантный XVIII век 78

Михай Зичи. Охотничья колода карт 92

Мой Пушкин 23
"Мне некуда больше спешить, мне некого больше любить!"
Романс "Ямщик, не гони лошадей" 55

Николай Харито. Отцвели уж давно хризантемы в саду... 53
Н.И. Евреинов. История телесных наказаний 5
Николай Неврев и исторический жанр 74
Неповторимые образы Георгия Нарбута 71
Новаторско- историческая живопись Сергея Иванова 35
Нравоучительные классные стенные картины Алексея Бельского 57
Нужда скачет, нужда плачет, нужда песенки поет. Леонид Иванович Соломаткин 40
Ню и соцреализм. Художник Тихов 61

Обманки 1 4 5
Ольга Жеребцова --- жить своею жизнью 47
Оскар Шмерлинг . Старый Тбилиси 77
Офортист Иван Иванович Шишкин 48
От павших твердынь Порт-Артура. Т.Л. Щепкина-Куперник 39
Открытое письмо. Ф Берштрам 50
Пасха в русской живописи 16
Пейзаж цветов и растений. Ольга Лагода-Шишкина 74
Пейзажист Борис Васильевич Бессонов (1862 --1934, Париж) 83
Первая мировая война. Плакаты Российской империи 71
Первые иллюстрации Евгения Онегина 22
Первый собиратель каторжанского фольклора. В.Н. Гартевельд 72

Портретист Карл Мазер в России 61
Портретистка русской знати Кристина Робертсон 62
Поэзия марин и пейзажей Льва Лагорио 80
Поэт Белой мечты Иван Савин (1899--1927) 89

Правдивая живопись Петра Ефимовича Заболотс(ц)кого 61
Прасковья Юрьевна Гагарина---прелестница и воздухоплавательница 50
Прекрасная эпоха и ее звезды. Ида Рубинштейн 23
Проницательный жанрист Константин Трутовский 84
Под псевдонимом ALLEGRO. Поликсена Соловьева 53
Портрет-аллегория.Варнек. Портрет А.С. Строганова 30
Потемкинские амазонки 44
Поэма о море. Руфин Судковский 45
Поэт русской осени и туманов. Ефим Волков 39
Рекламные карточки международной Compagnie Liebig (производство продуктов питания)
Серия "Эпизоды истории России", 1913 год 73

Ресторан Крынкина 8
Рота дворцовых гренадеров 5
Российская империя нач. ХХ в. в иллюстрациях французского художника -путешественника Frederic de Haenen 63
Русский камерный портрет. Владимир Гау 77
Русский рекламный плакат начала XX века 26
Русская художественная афиша нач. ХХ в. 53
Ровинский Д.А. и русский лубок 12 13
Русский парижанин Петр Шумов 49
Русский рекламный плакат нач. ХХ в. 27
Русский силуэт 6
Русские былинные богатыри. Гравюры (А.П. Рябушкин) 34
Русские типы. Х.Г. Гейслер 6
Русские художники десюдепорта 57
"Русские итальянцы" художники братья Сведомские --- "Навсегда покоренные Римом" 26
Русское застолье 7
Саломея Андроникова 44
Сб-к задач противоалкогольного содержания 13
Святочное гадание на петухах 8
Сергей Михайлович Соловьев--- поэт-символист, богослов... Трагический путь 32
...сегодня вечером, как и всегда, Михаил Савояров — в своём репертуаре... 74
Снос памятника Александру III 24
Солдат и гусляр--складатель Александр Котомкин 82
Стенька Разин. От песни к фильму 26
Страницы русской церковной истории в живописи. С. Милорадович 52
Страницы русской церковной истории в живописи. Раскол 52
Татьянин День 34
Солдат и гусляр--складатель Александр Котомкин 82
«Sourd-muet». Живописец-портретист, гравёр и литограф Карл Гампельн 29
Владимир Амосович Табурин (1870 — 1954)-- художник, журналист, писатель 26
Талантливейший из русских карикатуристов. Николай Степанов 55 56
Типы русских повозок 24
Трагическая судьба первого русского портретиста Ивана Никитина 27
Трагически-романтическая судьба Дмитрия Веневитинова 43
Три Гитариста Василия Тропинина 59
Три сестры Сухово-Кобылины 43
]Писательница Евгения Тур
Душенька. Евдокия Васильевна
Первая женщина-художник Софья Васильевна

Туркестанова Варвара 45
Турчанка Елена Дмитриевна Щепкина 39
Тучкова Маргарита 46 47
Стефан Владиславович Бакалович---- Увлеченный красотой Античности 26
Фигурные стихи---каллиграммы 19
Фотограф Александра Павловна Боткина 71
Сергей Николаевич Худеков (1837–1928) --- историк балета и создатель Сочинского дендрария 63
У забытых могил пробивалась трава. Михаил и Сергей Соловьевы 32
Умей страдать. Поэт Мирра Лохвицкая 74
Художник Бодаревский. Портретная галерея Большого зала Московской консерватории 46
Художник Иван Владимиров (1869 – 1947). Правдивый рассказ о том, что было 66

Художник Земли Русской Юлий Клевер 82
Художник Сварог и метод соцреализма 57 58
Художник-карикатурист Владимир Кадулин 66
Художник моря Александр Беггров 27
Художник, прославлявший баталии России, --- Александр Коцебу 73
Художник--символист Николай Сапунов (1880-1912) 63
Художник Петр Петрович Заболотский 61
Художник В. Россинский. Календарь Москвички. 1914 69
Художник-реалист Иван Андреевич Пелевин (1840-1917) 88

Художник перспективной живописи Василий Семёнович Садовников (1800-1879) 89

Чародей-художник Иван Похитонов (1850–1923) 38
Что затуманилась, зоренька ясная. А.Ф. Вельтман 30
Шарманка в живописи и поэзии 5
Элегия, ставшая народной песней. Александр Николаевич Аммосов (1823-1866) 77
Я помню вальса звук прелестный 30
Я пришел, чтобы дать вам сказку, или Крестьянская утопия Ефима Честнякова 19

История одной картины/ одного портрета

В.Э. Борисов-Мусатов. Реквием 66
К. Брюллов. Смерть Инессы де-Кастро 56
А.Г. Венецианов. Портрет П.В. Хавского 75
И.П. Келер-Вилианди.Парадный портрет канцлера и министра иностранных дел России князя А.М.Горчакова 60
Б. Кустодиев. Красавица 51
Б.Кустодиев. Портрет Татьяны Чижовой 59
Гр. Лапченко. Сусанна, застигнутая старцами 77
Гр. Мясоедов. Сам с собой, или Игра в шахматы. Портрет А.Д. Петрова. 1907 63[/b
А. Наумов. Белинский перед смертью 66
И. Репин. Парижское кафе 52
И. Репин. Портрет народного сказителя В.П. Щеголенка 57
И.Репин. Портрет Н.А. Мудрогеля в позе П.М. Третьякова
в залах галереи 57

И. Репин.Портрет художника В.С.Сварога 57[/b
И. Репин. Сергей Городецкий с женой 80
И. Репин. Смерть Федора Чижова 55
И. Репин .Собрание славянских композиторов 56
И. Фирсов. Юный живописец 57
В. Якоби. Инаугурация Академии художеств 7 июля 1765 года (1889) 74


История двух портретов |картин

Ф. К. Винтерхальтер. Портреты Варвары Дмитриевны Римской- Корсаковой 61
К. Сомов. А. Головин. Портреты Евфимии Павловны Носовой 68

История одного сюжета

Н.М. Алексеев. Похищение купеческой жены Груни Егором Башлыком, ставшим атаманом разбойников 73
Полидор Бабаев. Подвиг гренадера Леонтия Коренного 54
А.П. Боголюбов. Дело лейтенанта Скрыдлова 66
Наркиз Бунин. Смерть генерала Келлера во время боя на Янзелинском перевале 65
Антон Иванов-Голубой. Барка братьев Чернецовых на Волге в Костромской губернии 72
Яков Капков. Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу 73
К. В. Круговихин «Крушение корабля „Ингерманланд“ 30 августа 1842 года у берегов Норвегии» 72

Н. Матвеев. Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства 72
Гр. Мясоедов. Дедушка русского флота (Франц Тиммерман показывает Петру ботик) 74
Н. Неврев. Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением 73
Н. Неврев. Умерщвление шута князя Осипа Гвоздева в 1570 году 74
В.Поленов. Главная квартира командующего Рущукским отрядом в Брестовце. 1877 82
И. Репин. Король Альберт I во время взрыва плотины 56
В. Россинский. Катание в Вербное воскресенье на Красной площади (1910-е) 69
Вас. Худяков. Казанская царица Сююмбике, покидающая Казань 65
В.С. Смирнов. Св. благоверный князь Михаил Черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя 69
Петр Шамшин. Петр Великий спасает утопающих на Лахте. 1844 73
Граф Ростопчин и купеческий сын Верещагин на дворе губернаторского дома в Москве 91



О судьбе человека с портрета

И. Крамской. Портрет Анатолия Крамского, сына. 1882 61
И. Крамской. Портреты С. Юнкер-Крамской. София Ивановна Юнкер-Крамская и ее трагическая судьба 32
И. Н. Крамской. Портрет А.С. Суворина. 1881 79
Филипп Малявин. Портрет балерины Александры Балашовой (1924) 71
Филипп Малявин. Лисичка. Портрет Александры Хохловой в детстве 71
Н. Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914 61
Репин, Серов, Серебрякова. Портреты Софьи Михайловны Драгомировой 62
З. Серебрякова. Портрет балерины Лидии Ивановой 90
В. Серов. Портрет А. В. Касьянова 66

В. Серов. Портрет М. Н. Акимовой 71
И. Репин. Дама в красном. Портрет В. И. Икскуль фон Гильденбанд 72
И. Репин. Портрет сына. Несчастный сын гениального отца. Юрий Ильич Репин 69
Е. Плюшар. Портрет В. В. Самойловой."Алмаз и жемчуг русской сцены " 78


Три портрета 67

В.И. Суриков. Портрет А.П. Юргенсон
А.П. Юргенсон. Портрет Художника В.И. Сурикова
А.П. Юргенсон. Портрет П.И. Юргенсона

К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин. Актер Василий Самойлов 78
Три женских портрета---Е. Жуковская, М. Протасова, Н. Минкина 83

Забытые имена

Владимир Федорович Аммон (1826 - 1879) 79
Адриан Маркович Волков (1827-1873) 76
Евдоким Игнатьевич Волошинов (1823--1913) 73
Антон Иванович Иванов-Голубой (1818 — 1863) 72
Воспевший красоту Кавказских гор. Художник Илья Занковский (1832-1919) 78
Яков Фёдорович Капков (1816—1854) 73
Василий Иванович Навозов (1862-1919) 66
Василий Сергеевич Смирнов (1858—1890) 69

Жанрист Аким Егорович Карнеев (1833-1896) 85

Живописец Александр Бейдеман (1826--- 1869) 74
"Запоздалый венециановец". Александр Иванович Морозов (1835 — 1904) 83
Мастер картин-новелл художник Михаил Петрович Клодт 74
Московские виды Карла Петровича Бодри 79
Пейзажист Михаил Андреевич Беркос (1861 – 1919) 73
Пейзажист Михаил Эрасси (1823 – 1898) 83
Пейзажист Василий Переплетчиков (1863---1918) 90

'Поэтизация" или официоз ''ремешковой службы"?
Академик живописи Адольф Игнатьевич Ладюрнер 46

Художник -портретист Евгений Александрович Плюшар 78
Художник Михаил Скотти 78

Русский лес Семена Федорова 74
Самобытный художник Алексей Иванович Транковский (?---1914?) 74
Сибирский Хогарт*. Иван Калганов (1834-- 1882) 73
Суета сует. Живописец-библеист Исаак Аскназий (1856—1902) 74
Арсений Николаевич Шурыгин (1841--1873) 76
Александр Никанорович Новоскольцев (1853-1919) 88
Иван Лаврентьевич Горохов (1863—1934) 91
Трагедия художника Михаила Тиханова (1789 —1862) 91
Александр Дорогов. "Он мог быть соперником Айвазовскому" 91
Василий Егорович Раев (1808-1871) 92


К истории одной мемориальной скульптуры


Надгробие Елисаветы Кульман. Скульптор Александр Трискорни 80
Надгробие композитора Н. А. Римского-Корсакова. Художник Н.К. Рерих, скульптор И. Андреолетти 70

Надгробие мецената Н. Л. Тарасова (1882--1910). Скульптор Н.А. Андреев 42
Надгробие художника В.Э. Борисова-Мусатова " Спящий мальчик ". Скульптор А. Т. Матвеев 66
Надгробие певца Леонида Собинова "Лебедь". Скульптор В. И. Мухина 67
Памяти Н. Ф. Юсупова. Скульптор С.Г. Барт. Гений Смерти (Скорбь) 69
Прекрасная Елена Веры Лядовой 84


Открытки

И. Г Габрилович 36
Капитан Мациевич 3
Киоск по продаже открыток 5

Открытка, посвященная памяти Льва Толстого, с автографом писателя 3
Пасхальные открытки 17
Первая мировая война
Российская граница 5
Российские почтовые карточки Первой мировой--- Великой войны 72
Русский Бердслей. С Лодыгин 4
Открытки А.К. Красовского для издательства «Рассвет» (Киев) 1915 83

Русский стиль в открытках
Лебедева--Анохина Е.П. 2
Зворыкин Б.В. 2 52
Лавров А. 2 73
Табурин В.А. 1
Русский стиль Сергея Ягужинского (1862 — 1947 ) 89

Старые новогодние и рождественские открытки 8 33 73
Эскадра воздушных кораблей 6

Из нашего былого, недавнего...

Жил-был художник один. Вася--Русский Сувенир... 75
Николай Акимов. Портреты. Афиши и ..... 83


XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 г.

Павильон К. Маковского. Картина Козьма Минин 70
Павильон Ф. Рубо. Панорама Последний штурм Кавказа 70
Павильон С.П. фон Дервиза 70
Иллюстрированный торгово-промышленный адресный альбом г. Москвы 1911-1912

Иллюстрированный торгово-промышленный адресный альбом г. Москвы 1911-1912 85

Читая старые харбинские газеты

Памяти балерины Лидии Ивановой…

https://forum.vgd.ru/post/614/31748/p2473133.htm#pp2473133

Хор Кибальчича

https://forum.vgd.ru/post/614/31748/p2883827.htm#pp2883827

Конферансье Мария Марадудина

https://forum.vgd.ru/post/614/31748/p2889132.htm#pp2889132

Журнал Шут

Художественный журнал с карикатурами.

Московский Листок
Большая политическая внепартийная газета

Журнал Лукоморье

Журнал Старина и усадьба





Прикрепленный файл: рерих голубиная книга.jpg
Лайк (2)
Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12825
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38868
Tasha56
lidiyagaber
Ejik
Снежная
Ласве
Lucy*


Спасибо!!! rose.gif
Примите мои поздравления со Светлой Пасхальной неделей!

F679833E.jpeg
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12825
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38868
Два портрета. Любовь Бороздна- Стромилова (1813-1894)



Во времена Пушкина было много поэтов
Одних наш великий поэт уважал, над другими посмеивался, с третьими вёл жёсткую полемику.
Одним из поэтов пушкинской поры был Иван Петрович Бороздна (1803—1888)
Неизвестно отношение Пушкина к поэту Бороздне, но известно, что кумирами Бороздны были Е. А. Баратынский и Ф. Н. Глинка, отношение Пушкина к которым было доброжелательным.
Сам Бороздна внимательнейшим образом относился к творчеству великого поэта.
Он рано сумел понять значение Пушкина, особенности его таланта, старался следовать за ним, брать Пушкина за образец
Бороздна был принят в действительные члены Общества любителей российской словесности даже несколько
раньше А. С. Пушкина и Е. А. Баратынского

28774019_m.jpg

О стихах Пушкина он писал:

О, звуки их из рода в роды
Стезёю славы долетят!
Потомки поздние их жадно затвердят,
И будет яркою звездою
Сиять венец, покинутый тобою!


А вот одно из его стихотворений

Так, любовь есть дар святой,
Нашей жизни усладитель,
Наших горестей целитель,
Неизменный и благой!..
Но друзья, несчастен в свете
Тот, кому всесильный рок
Юных лет в прелестном цвете
Грустный подтвердил урок:
Что надежда - обольщенье,
Что любовь - пустой закон,
Что невинность - принужденье,
А блаженство - только сон!..

После кончины первой жены поэт долго страдал, но во второй половине 1830-х Иван Петрович женился вторично.
Его избранница - Любовь Степановна Стромилова, дочь подпоручика из дворян Владимирской губернии.
Она была почти молода (родилась в 1813 г.). За нею в Тульской и Владимирской губерниях было 387 душ и около 4000 десятин земли - достаточно для безбедного существования
Но у Любушка была страсть--- она увлекалась живописью.
Она занималась у В. Тропинина в Москве и у К. Брюллова в Риме.
Тропинин даже написал портрет маслом своей ученицы (1831), находящийся ныне в Киевском музее русского искусства.
Поэтому можно предположить, что художник отдавал должное таланту своей ученицы.

28773968_m.jpg

В основном Любовь Степановна писала акварельные портреты, реже - рисунки в смешанной технике.
Известен ее акварельный портрет писателя М. Загоскина

28773970_m.jpg

Но самая выдающаяся ее работа--- портрет сестры Марии Степановны Воейковой ( Стромиловой) 1836
Это теперь мы знаем, что это ее работа, а долгое время до 1960-х считалось, что этот портрет принадлежит
кисти Карла Брюллова, изобразившего свою ученицу-художницу — Любовь Стромилину, поскольку
в левом нижнем углу стоит его подлинная подпись. Но очевидная подражательность портрета заставила искусствоведов
усомниться в его принадлежности кисти знаменитого портретиста.
Благодаря воспоминаниям М.С.Воейковой, в которых изложена история написания портрета, и после проведенной
сравнительной экспертизы выяснилось, что на нем изображена сестра Бороздны-Стромиловой — М.С.Воейкова (1836).
Брюллов только поправил работу своей ученицы (написал ветку дерева и коричневую перчатку на руке девушки)
и поставил рядом с ее подписью свою. Как говорят искусствоведы, мастерски написанные художником
живые детали заметно отличаются от скованной и робкой живописи всего произведения

28773969_m.jpg

На сайте Самарского обл. художественного музея , в коллекции которого находится этот портрет, авторами его обозначены
Л.С. Бороздна-Стромилова и К.П. Брюллов

http://www.artmus.ru/collection/work-121.html

Но жизнь с поэтом у Любушки не сложилась, и в 1843 г. супруги, не разводясь, разъехались "вследствие его адюльтера",
.Детей у них не было.
-------------------
В РГАЛИ есть фонд

Фонд: 07
Ед.хранения: 32
Дата: 1832-1931

Рукописи Л. С. Бороздны.
Воспоминания: "Рассказ из моей семейной хроники (1814 - 1815)" (б. д.), "Исчезнувшие типы" (б. д.), "Из парижской жизни" (б. д.).
Письма Л. С. Бороздны родным 65 (1839 - 1861).
Заграничный паспорт Л. С. Бороздны (1855), членский билет Московского о-ва любителей художеств (1875).
Воспоминания М. С. Воейковой (сестры) о Л. С. Бороздне, записанные П. Ф. Вимпфеном (1931).
Рукописи И. П. Бороздны (мужа Л. С. Бороздны): сб. стих. "Лира" - печ. с дарственной надписью автора (1834),
"Одна повесть и три рассказа Ивана Бороздны" (1838 - 1839).
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12825
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38868
Павел Васильевич Жуковский

О В. А. Жуковском см. https://forum.vgd.ru/post/614/31748/p1404510.htm#pp1404510



Дарю эту рукопись на новый годъ и въ день рожденія сыну моему Павлу, которому ныне исполнился одинъ годъ.
Да будетъ надъ нимъ благодать Господа Бога и нашего Спасителя Iисуса Христа. Аминь


Такую дарственную запись-посвящение сделал поэт Василий Андреевич Жуковский на рукописи
выполненного им перевода Нового Завета.

Художник Павел Васильевич Жуковский родился в 1845 г. во Франкфурте на Майне.
Он был сыном поэта-романтика В.А. Жуковского и Елизаветы фон Рейтерн, дочери немецкого художника Герхарда фон Рейтерна, работавшего для русского двора.

7007310_m.jpg

Павел--крестник императора Александра II.
После смерти родителей с 11 лет воспитывался у дяди, М. X. Рейтерна.
В 16 лет, после того, как у него обнаружились признаки чахотки, он уехал на лечение за границу,
жил в Швейцарии, Италии, Германии, где его наставником в изучении искусства стал дед, отец матери.
Учился в Бостонском университете, который оставил в 1865, чтобы целиком посвятить себя живописи

В 1860-е занимался во Флоренции у немецкого художника Ф. фон Ленбаха
В 1871 сестра Павла, Александра, фрейлина императорского двора, обвенчалась морганатическим браком с великим князем Алексеем Александровичем и, поскольку брак не был признан императором Александром II, была выслана за границу,
поселилась в Италии под именем герцогини Сержиано. Павел Жуковский разделил участь сестры.
В Италии жил главным образом в Риме. В 1874 переехал в Париж, где сблизился с писателями И. С. Тургеневым, Г. Джеймсом, художниками А. А. Харламовым, И. Е. Репиным. Был постоянным участником "вторников" в доме художника А. П. Боголюбова, участвовал в организации парижского Общества вспомоществования русских художников

Среди его художественных произведений - картины на религиозные и мифологические темы, портреты, пейзажи, офорты и рисунки. Одна из его работ "Богоматерь с телом Спасителя" экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г.
Картины и портреты П.В. Жуковского хранятся в Государственном Русском музее, в Центральном военно-морском музее,
в Музее Академии художеств и в ряде других

Дафнис и Хлоя. 1889

7007477_m.jpg

П.В.Жуковский был членом Московского общества любителей художеств (1869-1896), Общества поощрения художеств (1870), Общества художников исторической живописи (1896), членом Парижского кружка русских художников,
куда входили А.П.Боголюбов, К.Е.Маковский, В.Д.Поленов, И.Е.Репин, К.А.Савицкий.
Академия художеств присвоила ему в 1869 г звание почетного вольного общника, а в 1893
он был избран действительным членом Академии художеств

Восемь лет (1889-1897) П.В.Жуковский работал над проектом памятника Александру II для Московского кремля.

7007332_m.jpg


Создателями величественного ансамбля были скульптор А. Опекушин, архитектор Н. Султанов и художник Павел Жуковский

7007358_m.jpg



Памятник представлял собой мемориальный комплекс, состоявший из статуи императора, шатровой сени над ней и колоннады. Статуя из тёмной бронзы изображала Александра II в рост, в генеральском мундире, в порфире, со скипетром.
На прямоугольном постаменте была надпись «Императору Александру II любовию народа».
Шатровая сень была облицована финляндским гранитом и украшена бронзой с позолотой.
Кровля была сделана из вызолоченных бронзовых листов, залитых тёмно-зелёной эмалью и увенчана двуглавым орлом.
В куполе сени была помещена летопись жизни царя.
С трёх сторон статуя была окружена арочной галереей. На её сводах были расположены 33 мозаичных портрета русских правителей, от Владимира до Николая I. Портреты были выполнены по эскизам П. В. Жуковского. По фризу колоннады было написано: «Сооружен доброхотным иждивением русского народа»
Памятник представлял собой мемориальный комплекс, состоявший из статуи императора, шатровой сени над ней и колоннады. Статуя из тёмной бронзы изображала Александра II в рост, в генеральском мундире, в порфире, со скипетром. На прямоугольном постаменте была надпись «Императору Александру II любовию народа».
Весной 1918 статуя императора была убрана, в 1928 год памятник был уничтожен окончательно

При торжественной закладке памятника в его основание вложена вызолоченная доска с надписью
"В лето от Рождества Бога Слова 1893-е, Мая в 14 день, при державе Благочестивейшего Самодержавного Великого государя нашего, Императора Александра Александровича всея Руси, при Супруге Его Благоверной Государыне Императрице Марии Федоровне, при Наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Николае Александровиче и при Великом Князе Сергии Александровиче, Генерале-губернаторе Московском, заложен сей памятник почившему в Бозе в лето 1881 года, Марта в 1-й день, Великому Государю Нашему, Императору Александру Николаевичу всея России, созидаемый доброхотным иждивением русского народа, в Кремле Московском, по чертежам и под наблюдением художника Павла Жуковского и зодчего Николая Султанова".




Жуковский был членом-учредителем по устройству Русского музея в Петербурге, участвовал в разработке проекта здания
Музея изобразительных искусств в Москве

Среди окружения композитора Рихарда Вагнера наиболее заметной фигурой был Павел Жуковский.

Он познакомился с композитором в Неаполе в 1880
И теперь на Западе он хорош известен как автор декораций и костюмов в к первой постановке "Парсифаля" в Байройте

«Отцы Парсифаля». Слева направо: дирижер Герман Леви, художник Павел Васильевич Жуковский и технический директор Байройтского фестиваля Фридрих Георг Генрих Брандт

7007483_m.jpg

А в последние годы жизни Вагнера он был близким другом его семьи

7007368_m.jpg

П.Жуковский. Святое семейство.(Портрет детей Вагнера и Жуковского в виде св.Иосифа)

7007375_m.jpg


В 1870-1880-е Жуковский принес в дар своему другу, коллекционеру А. Ф. Онегину около 60 рукописей А. С. Пушкина,
архив В. А. Жуковского, картины и рисунки К. П. и А. П. Брюлловых, А. А. Иванова, О. А. Кипренского, М. Ю. Лермонтова, другие материалы своего богатейшего собрания, составившего основу созданного Онегиным Пушкинского музея в С.-Петербурге
(позднее Пушкинский дом)


Павел Васильевич Жуковский в 1910 побывал на родине отца в селе Мишенском и соседнем городе Белеве.
В этом же году на его средства был открыт Земский научно-образовательный и художественный музей,
которому Павел Жуковский подарил 33 свои картины
После смерти Павла Жуковского (1912) его имя было присвоено Белевскому музею

http://az.lib.ru/m/modzalewskij_b_l/text_1908_dnevnik.shtml



Стихотворения В.А. Жуковского, посвящённые его детям-- Павлу и Александре

Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит;
И лапочкой котик
Помадит свой ротик;
А козлик седою
Трясет бородою.
----
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий,

Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны;

Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь Божий мир здесь вижу я.
И славит Бога песнь моя!
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12825
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38868
Забытые русские художники



Антон Михайлович Легашов (1798----1865)

Почти все русские живописцы первой половины XIX века исполняли свои картины в разных жанрах.
Антон Легашов тоже работал в разных жанраж--- портреты, пейзажи, натюрморты, бытовые сценки…

Родился Легашов в семье крепостного надворной советницы Новиковой (село Липовка Пензенской губ.)
В детстве пристрастился сначала к музыке, потом к столярному ремеслу.
В 1818 он получил вольную. С 1818 по 1824 - посторонний ученик ИАХ*. Учился у А. Г. Варнека.
-----------------------------
*Так называли тех учащихся, которые не принадлежали к числу воспитанников АХ и посещали только рисовальные классы,
внося за это определенную плату. Для поступления в АХ в качестве постороннего ученика достаточно было сдать лишь художественные экзамены, не представляя документов о среднем образовании.
Не обладая правами академистов, такие ученики не получали по окончании АХ звания художника


Вот так о нем сообщает ЭБиЭ
На жизнь и на творческую судьбу тоже Антона Михайловича Легашова повлияло прикосновение длани его императорского величества. И произошло данное событие при следующих обстоятельствах. Антон Легашов стал посторонним учеником Академии художеств в 1820 году. За время обучения получил малую и большую серебряные медали.
В 1825 году Совет Академии счел возможным ходатайствовать о присвоении А.М. Легашову звания художника XIV класса.
Однако император Николай I, рассмотрев представленные на Совет работы, собственной рукой начертал самодержавное
решение: «Я работу видел и нахожу, что рано давать чин, представить через год вновь свою работу, и если
усовершенствуется, то тогда дать чин».
Напомним, что Николай I считал себя (и, следовательно, считался) прекрасным знатоком изобразительного искусства.
Естественно, в дальнейшем А.М. Легашов совершенствовался в живописи, служил пользы государя для.


В сентябре 1829 ему было присвоено звание неклассного художника.
В 1830-1841 Легашов исполнял обязанности художника при Русской духовной миссии в Пекине.
В специальной инструкции А. М. Легашову, составленной президентом ИАХ А. Н. Олениным, указывалось на необходимость
„писания с натуры с акцентом на этнографических подробностях", а также „приложить все старание к изучению составлять и употреблять китайские краски".

Сцена из китайской жизни
28522685_m.jpg

В Пекине Легашов стал известен как портретист. Со слов самого художника, за период с 1831 по 1836 им было
написано 34 портрета. Кроме портретов, писал пейзажи, делал гравюры, составлял краски, изготовлял тушь.
В Отчете Русской духовной миссии в 1837 отмечалось, что художником за шесть лет было исполнено 13 картин
„разного содержания, которые начальником миссии отсылаемы были в виде подарков китайским вельможам и чиновникам".

28522684_m.jpg

В горах Китая

28522682_m.jpg

В 1836-1837 работал в Успенском соборе на территории Северного подворья миссии.
Исполнил 16 образов, отреставрировал многие старые иконы.
В 1837 художник был награжден бриллиантовым перстнем, в 1839 ему был присвоен чин титулярного советника.
Весной 1842 вернулся в Петербург, получил орден Святого Станислава 3-й степени и пенсию в размере 500 рублей.
В 1842-1852 художник служил учителем рисования в Петербургском технологическом институте.
Вернувшись из Пекина , Легашов просил Академию дозволить ему изготовить китайские краски и назначить его преподавателем;
но в этом ему было отказано--- Академия нашла, что европейские краски лучше китайских, а познания
Легашова не так велики, чтобы определить его наставником Академии.
Скончался А.М. Легашов в 1865

На берегу

28522683_m.jpg

Китаец и китаянка на фоне скал

28522725_m.jpg

Известны два необычных натюрморта Легашова.

Необычна композиция этого натюрморта

28522677_m.jpg

Русский пейзаж, косогор, березовые трухлявые пни, голубой вьюнок---и вдруг розовый кустик, спелые южные плоды,
а дальше-- небо

Удивителен и этот цветочный натюрморт на скалистой поверхности на фоне гор...

28522681_m.jpg
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12825
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38868
Под псевдонимом ALLEGRO



В 1895 в петербургском журнале Русское богатство были опубликованы стихи, подписанные ALLEGRO
(музыкальный термин, обозначающий быстрый темп исполнения). .
Для любителей поэзии это имя было новым..., хотя ...
Первые стихи Allegro, а этот звучный псевдоним выбрала себе Поликсена Соловьева, появились в 1885 в журнале «Нива».
Да и как ей было не писать стихи!
Поликсена Соловьева рано, в пять лет, выучилась читать и писать.
Литературой увлекаться также начала в раннем детстве.
Среди первых ее книг были стихи Фета, с которым ей в будущем довелось общаться

Николай Ярошенко. Портрет Поликсены Соловьевой. 1885

28770741_m.jpg

Поликсена Соловьева, родная сестра философа и поэта Владимира Соловьева, родилась 20 марта 1867 года.
Она была последним, двенадцатым ребенком, в семье известного историка Сергея Михайловича Соловьева.
С.М. Соловьев в это время занимал должность ректора Московского университета
Назвали ее в честь матери, Поликсены Владимировны. Все свои привычки и желания эта удивительно красивая женщина
подчинила одному - таланту мужа, его труду.
По пятницам здесь собиралась московская профессура, немногочисленные друзья.
Как пишет биограф ученого С. М. Лукьянов, "ни музыка, ни пение, ни танцы, ни карты на этих собраниях в обычае не были; занимались по преимуществу разговорами об университетских и разных житейских делах..."
Естественно, эта строгая, трудовая и интеллектуальная атмосфера сформировала своеобразный духовный
мир Поликсены, черты ее характера

Удовольствий и развлечений у девочки было мало.
Единственная радость - казенная дача в Нескучном саду.
"Но чем однообразнее и скучнее была жизнь, тем больше я фантазировала,- напишет Поликсена
в "Автобиографической заметке" для "Русской литературы" С. А. Венгерова.
- Воображала себя то пиратом, то бедным рыцарем, то трубадуром".
Заметьте - не принцессой, не бедной девушкой, а юношей...

Поликсена получила домашнее образование, затем несколько лет занималась в Школе живописи, ваяния и зодчества
в классе Прянишникова и Поленова. Впоследствии ее рисунки и виньетки, помещенные в поэтических сборниках,
вызывали похвалы рецензентов — И. Анненского и В. Розанова

Большое влияние на нее оказал старший брат - философ и поэт Владимир Соловьев.
Его учение о жизненном пути как нравственном подвиге и спасении "пленной царевны" Мировой Души -
нашло воплощение и в ее стихах.
Когда Соловьевой было пятнадцать, Владимир показал стихи сестры Фету, который нашел, что в них «есть entrain».
Так, благодаря похвале Фета, творческие интересы Соловьевой окончательно направились в сторону поэзии


«Боль»

Липы неслышно роняют
В сумерках вздохи медвяные,
В небе цветы увядают
Тускло-багряные.

Знаю, безвластна могила,
Смерть пред воскресшим смиряется...
То, в чем душа изменила,
Не повторяется.

«Мы живем и мертвеем»


Мы живем и мертвеем,
Наше сердце молчит.
Мы понять не умеем,
Что нам жизнь говорит.

Отчего мы стыдимся
Слов нескромной весны?
Отчего мы боимся
Видеть вещие сны?

Наша радость застыла
В темноте и пыли,
Наши мысли покрыла
Паутина земли.

Но душой неусталой
Мы должны подстеречь
Для любви небывалой
Небывалую речь.

Иней
Н. И. М.
Помню, вчера над замерзшей землей
Сумрак густел чернотою безбрежной,
Кто же навеял ночною порой
Темному городу сон белоснежный?

В сумраке стен, вдоль решеток резных,
Кто уронил эту пыль кружевную,
Кто и с камней и с деревьев нагих
Снял дуновением тяжесть земную?

Иней в полночи на землю слетал,
Иней хотел, чтобы чудо свершилось,
Тихо молитву свою прошептал,
Слышал Господь — и земля изменилась.

Так над моей потемневшей душой
Чудо свершает полет свой незримый,
Слышу, вздыхает во тьме надо мной
Светлой молитвою голос любимый.

Пусть же под белым сплетеньем ветвей
Путь мне откроется новый и ясный,
Дымом серебряным жизнь мне овей,
Иней души моей, иней прекрасн
ый!



Поликсена стала участницей «пятниц» поэта К. Случевского — поэтических вечеров, которые посещали многие
известные поэты и писатели того времени. Там она познакомилась с А. Блоком, Вяч. Ивановым, К. Бальмонтом,
Д. Мережковским, З. Гиппиус, М. Лохвицкой...

Hl7G2.jpg

Символизму, расцвет которого пришелся на рубеж веков и господствовавшему тогда в литературе,
отдала дань и Соловьева. Под знаком символизма вышел в свет и второй сборник Соловьевой — «Иней» (1905),
получивший благожелательную оценку А. Блока.
«Иней» посвящен детской писательнице Наталье Ивановне Манасеиной, подруге, любимой и соратнице Соловьевой,
с которой она, однажды встретившись , практически не расставалась до ее конца
.


28773492_m.png

Наталья Манасеина (1869-1930) родилась в Каменец-Подольске на Украине, окончила Киевский пансион
благородных девиц, поступила на педагогические курсы в Санкт-Петербурге. Долгое время перебивалась
случайными заработками, пока не получила место учительницы в городской школе для девочек
В 1898 вышла замуж за приват-доцента Военно-медицинской академии Михаила Петровича Манасеина.
Петербургский дом Манасеина был известен салоном, в котором собирались поэты-символисты.
Там, очевидно, Наталья и познакомилась с Поликсеной.


Сборник "Иней" - первый итог любви - вышел в 1905 году.
Эта поэтическая тетрадь, которую Соловьева сама проиллюстрировала (более полусотни графических работ),
- осталась лучшей в ее творчестве.

30233625_m.png 30233626_m.png

Рисунок Поликсены к стих. И. Тургенева Порог

28770853_m.jpg

Вскоре после выхода «Инея», в конце 1905 , было организовано издательство «Тропинка» и начал выходить
одноименный детский журнал. Возглавили издательство Соловьева и Манасеина.


Соловьева опубликовала в журнале массу стихов, рассказов, пьес.
Издательством «Тропинка» было выпущено более двадцати детских книг Соловьевой.
28773581_m.png 28773583_m.png 28773647_m.png 28773648_m.png 28773649_m.png

28770755_m.jpg

Официальным признанием литературных заслуг Соловьевой явилось присуждение ей в 1908 золотой Пушкинской медали. Однако эта награда, пожалуй, только осложнила ей отношения с другими поэтами, которые, и объективно, и на взгляд
самой Соловьевой, были более достойны этой чести.
В 1912 издательство из-за финансовых трудностей прекратило свою деятельность.


Покинув мужа, Наталья Манасеина не просто стала подругой Соловьевой — она выбрала путь в литературе.
Самыми известными и многократно переиздаваемыми произведениями Манасеиной были в начале ХХ в.
два исторических романа о царских особах. «Цербстская принцесса», публиковался отрывками в последний год
издания «Тропинки» (1912). Книга о детстве и юности Екатерины II принесла Манасеиной славу одной из первых русских женщин — авторов исторических романов. В 1915 она продолжила тему повестью «Царевны» о жизни дочерей царя Алексея Михайловича





«Это длится иногда до самой смерти. Умилительное и устрашающее видение: дикий крымский берег, две женщины,
уже немолодые, всю жизнь прожившие вместе. Одна из них — сестра великого славянского мыслителя, которого сейчас
так много читают во Франции. Тот же ясный лоб, те же ясные глаза, те же мясистые обнаженные губы…»,
— вспоминает Марина Цветаева в своем «Письме к Амазонке» самую известную женскую пару в России
начала ХХ века — поэтессу Поликсену Соловьеву (1867 — 1924) и писательницу Наталью Манасеину


Продолжение следует
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12825
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38868
Под псевдонимом ALLEGRO



28773762_m.png

В первые годы подругам сопутствовал успех, они жили в достатке, зиму проводили в Петербурге,
летом жили на даче в Коктебеле. Там Поликсена Соловьёва познакомилась с первооткрывателем и старожилом Коктебеля Максимилианом Волошиным, дружба с которым продолжалась всю жизнь.

Максимилиан Волошин, Поликсена Соловьева, Григорий Петров, литератор, бывший священник. Коктебель. 1910-е годы

28770855_m.jpg

Стоят (слева — направо): М.А. Волошин, неизвестный. Лежат и сидят: Е.О. Кириенко-Волошина, А.И. Орлова, М.В. Сабашникова,
Н.И. Манасеина, неизвестная (придерживает платок), П.С. Соловьева, П.П. фон Теш.


28770751_m.jpg

Последние годы Поликсена Соловьева жила в Крыму, куда она еще вместе с Манасеиной приехала на свою дачу
в Коктебель летом 1916
Болезни, страшная нужда сделали невозможным возвращение домой, и любимый Крым стал местом "заточения",
с грустью констатируют биографы.
Подруги участвуют в "спасении школ". Поликсена Сергеевна преподает в литературной студии при Феодосийском наробразе,
читает лекции в Народном университете в Коктебеле. Волошин помог получить академические пайки.
Увы, "основной доход" - вышивание шапочек для курортников.
А для себя - стихи. Поликсена Сергеевна увидела свой сборник "Последние стихи" (1923), в них тоска по срединной России.

Там теперь пахнет грибами и прелью
В злато-багряном затишье низин,
Воздух осеннего полон похмелья,
Зыбок полет паутинных седин.
Только б увидеть дрожанье осины,
Только бы заяц мелькнул через гать,
Только б прохладные гроздья рябины
Жадно в горячих ладонях зажать.
Здесь я томлюсь в душных ветрах пустыни,
Страшен мне моря пророческий глас:
Он возвещает о тяжкой године,
Грозным страданьем грядущей на нас.
Только б под тихие хвойные своды,
Только бы к бледным родным небесам,
Только б средь милой убогой природы,
Только бы там!

("Там")

Волошин вспоминал, что поэтесса очень боялась умереть в Коктебеле.
Провидение услышало ее.
В декабре 1923 благодаря помощи Волошина и Чуковского она приехала наконец в Москву, где ей сделали операцию.
В августе 1924 Поликсена Сергеевна скончалась.
Она покоится вместе с отцом и братьями в некрополе Новодевичьего монастыря около Смоленского собора.
На нем скупо:
Allegro / Поликсена Сергеевна Соловьева. 20 марта 1876 г.- 16 августа 1924 г.

28770854_m.jpg


День догорел, в изнеможенье
Вздыхая, ветер пролетел,
Пролепетал еще мгновенье -
И задремал и онемел.

Все обнял ночи сумрак мглистый,
И лишь блестят из темноты
Березы призрак серебристый
И липы бледные цветы.

На стол наш, ярко освещенный,
Толпы крылатые летят,
И мотылек полусожженный
Предсмертным трепетом объят.


В свое время стихи Поликсены были известны даже гимназистам.

28770754_m.jpg


В советский период о Поликсене Соловьевой и Натальи Манасеиной просто молчали...
Но сейчас издают ..
..

28773829_m.png 28773830_m.png 28773831_m.png
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12825
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38868
Забытые русские художники
Владимир Дмитриевич Сверчков



28502722_m.jpg

Владимир Дмитриевич Сверчков(1820?-1888)--- художник русский, но в России он почти не жил...
Личность поэтому немного загадочная.
Сейчас о нем пишут как историческом живописце, баталисте, жанристе, анималисте, флористе, витражисте.

Место рождения Сверчкова – небольшой городок Ловийса на юге Финляндии недалеко от границы с Россией.
Родители: генерал-майор Дмитрий Сверчков, служивший в гарнизоне этого города, и Катарина Ениш.
Отец готовил сына к военной службе, однако тот был склонен к изучению искусств.
И получил эту возможность: сперва он занимался у живописца Т. И. Леглера … в Або (Турку),
а позже, будучи офицером – у преподавателя Рисовального зала при университете Хельсинки П.-А. Крускопфа…
Дослужившись до чина подпоручика, Владимир Дмитриевич «по страсти к искусству» вышел в отставку (1843) и начал посещать Императорскую Академию Художеств в Петербурге ----мастерскую профессора Богдан (Готфрид) Виллевальде (1818-1903),
выбрав жанр батальной живописи .
Во время Крымской войны Сверчков сделал ряд эскизов батальных сцен, свидетелем которых он стал

Сдача английского баркаса при отражении англичан у Гамле-Карлебю, 26 мая 1854 г.
Литография из альбома «Эскизы из войны в Финляндии 1854 года, с Высочайшего соизволения рисованные с натуры
и издаваемые Владимиром Сверчковым». СПб., 1855

28502799_m.jpg

С 1856 художник постоянно жил за границей и владел мастерской, выполнявшей заказы по оформлению интерьеров,
в том числе живописные работы на стекле.
О Сверчкове -витражисте известно более , поскольку в Петербурге сохранились витражи, произведенные в
его собственной мастерской в Германии.

Один из немногих художников второй половины XIX в., Сверчков работал в жанре цветочного натюрморта.
В 1873 Сверчков переехал во Флоренцию и здесь писал в основном натюрморты с цветами и фруктами.
Художник предпочитал нарядные, роскошные мотивы, придавая цветочным композициям торжественность и декоративную изысканность. В одной из наиболее поздних картин, «Цветы и фрукты»( 1885) , Сверчков уделяет особое внимание
тяжелой драпировке, на которой разложены спелые плоды и мраморной стенке, которая выступает фоном
для пышного букета, подчеркивая необычность изображенных материалов


28502726_m.jpg

Натюрморт с барельфным портретом Карла Линнея

28502727_m.jpg

[28502725_m.jpg28502728_m.jpg

Продолжение следует
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12825
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38868
Забытые русские художники
Владимир Дмитриевич Сверчков





Сверчков (1821--1888) начал писать жанровые картины уже в Петербургской Академии Художеств

Алтарный певчий 1848

28502973_m.jpg

Военные перед казармой
Написанная во время пребывания художника в Мюнхене, картина интересна тем, что среди офицеров и солдат
в разнообразном обмундировании, а также нескольких гражданских лиц, здесь в центре композиции --
фигура художника. Уверенной рукой он наносит на поверхность распахнутой двери контуры фигуры позирующего
ему человека в кивере со сложенными на груди руками.

28502940_m.jpg

Интерьер. Чтение письма.

На драматичность этого сюжета указывает и декорированный камин, и поза старика, и черная ткань на стуле...

28502972_m.jpg

В 1859 он надолго обосновался в Мюнхене, откуда периодически присылал картины в Петербург на академические выставки.
С Баварией связан особенно значительный период его жизни и творчества – женитьба, основание собственной витражной мастерской и создание целого ряда крупных произведений в технике живописи на стекле.

После женитьбы на дочери богатого мюнхенского портного Сверчков в 1860 в городке Шлейсгейм (Schleissheim)
под Мюнхеном «в своем роскошном парке построил жилой дом и мастерскую живописи по стеклу».
Обладая значительными средствами, Сверчков приобрел в 1872 в Мюнхене у известного живописца по стеклу
Антона Кнолля (Anton Knoll) его предприятие, значительно расширив свое дело.
Вместе с помощниками Сверчков выполнял заказы по оформлению интерьеров: росписи стен и потолков,
живописи на стекле, чеканные работы, производство мебели. Дело было поставлено на широкую ногу:
предприятие часто называли «художественной фабрикой», поставлявшей готовое внутреннее убранство «от пола до потолка».



Источники финансового благополучия Владимира Дмитриевича точно не известны. В молодые годы, будучи студентом
Петербургской академии художеств, Сверчков был беден и «существовал на гроши, перепадавшие ему от товарищей».
Однако благодаря случайной встрече с баронессой К.Л.Штиглиц, состоявшейся в одном из городов Италии в середине
1840-х годов, Сверчков вошел в доверие к ее мужу. Возможно, организаторская деятельность Сверчкова по оформлению
особняка Штиглиц на Английской набережной принесла ему начальный капитал.
«Денег, что травы», — писали современники о состоянии его финансовых дел.
В Шляйсхайме русский художник жил на широкую ногу «…как сатрап со своими женщинами, лошадями и собаками».
Собственный дом-особняк, парк, производственные помещения, мастерская с печью для обжига расписных стекол
и даже оранжерея, где среди прочего выращивались фиалки, дают представление об обстановке его роскошной жизни в Германии.

"Наше Наследие" № 89 2009. Т.В.Княжицкая, Е.И.Иванов



Мастерская В.Д.Сверчкова в Шлейсгейме («Всемирная иллюстрация», 1874. № 264)

28502939_m.jpg

В мюнхенской мастерской Сверчкова были изготовлены витражные окна
по мотивам сказок братьев Гримм для особняка знаменитого фабриканта Ф.К.Сан-Галли.
Автор картонов для витражей особняка--- Рудольф фон Зайтц (1842–1910)


28502816_m.jpg28502813_m.jpg

для кафедрального собора в Турку

28502812_m.jpg


Для конференц-зала Академии художеств в Петербурге

Витражи в конференц-зале Академии художеств. 1873 («Нива», 1881, №26)

28502938_m.jpg

Для дворца великого князя Владимира Александровича
Размещен над парадной дверью во дворце вел. князя Владимира Александровича.
Петербург (ныне Дом ученых)

28502815_m.jpg

Для «Музеума» Аничкова дворца – помещения, в котором хранилась часть художественной коллекции будущего императора, положившей
начало созданию Русского музея, а также для Грановитой и Оружейной палат, Теремного дворца

Малый герб дома Романовых
Витраж был вмонтирован в центральное окно на фасаде здания Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева.
Разобран до 1923

28502817_m.jpg


http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/12377 Т.В. Княжицкая
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12825
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38868
"Мне некуда больше спешить, мне некого больше любить!"
Романс "Ямщик, не гони лошадей"




Олег Маслов. Русский романс

Картина о русской душе---- легенда русского романса Анастасия Вяльцева майским сиреневым вечером
поёт композитору Василию Калинникову, Ивану Бунину и Леониду Андрееву
(все персонажи узнаваемы)

28710442_m.jpg





Ямщик, не гони лошадей
Музыка Якова Фельдмана
Слова Николая фон Риттера


Как грустно, туманно кругом,
Тосклив, безотраден мой путь,
А прошлое кажется сном,
Томит наболевшую грудь!

Припев:
Ямщик, не гони лошадей!
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить,
Ямщик, не гони лошадей!

Как жажду средь мрачных равнин,
Измену забыть и любовь,
Но память, мой злой властелин,
Всё будит минувшее вновь!

Припев:
Ямщик, не гони лошадей!
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить,
Ямщик, не гони лошадей!

Всё было лишь ложь и обман…
Прощай, и мечты и покой!
А боль не закрывшихся ран
Останется вечно со мной.

Припев:
Ямщик, не гони лошадей!
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить,
Ямщик, не гони лошадей!



28710505_m.jpg

Как-то в 1913 в воронежском варьете «Бристоль» состоялось выступление молодой начинающей певицы Агриппины Гранской. Современники не находили в ней ни особой внешней красоты, ни силы голоса.... На эстраде она создавала образ чистой целомудренной девушки — приятное, свежее сопрано, глубокие чувства, простое миловидное лицо.
Воронежская публика была полностью покорена молодой певицей.

28710444_m.jpg

На этом концерте ее впервые увидел и полюбил на всю жизнь 29-летний пианист и дирижер Яков Фельдман.

28710443_m.jpg

Он был одесситом по рождению и очень одаренным музыкантом.
В это время он работал по контракту в Воронеже и обучал мастерству местный музыкальный оркестр.
Уже в 1913 в одном из харьковских издательств вышла первая книжка произведений Якова Фельдмана.
На обложке надпись: "Романсы с успехом исполняются талантливой певицей Агриппиной Гранской и ей же посвящаются". Через год певица и дирижер поженились, а дальше работали вместе, гастролируя с концертами.
С этих пор, что бы не сочинял Яков, все свои сочинения он посвящал любимой супруге

28710502_m.jpg

В 1915 г. (некоторые исследователи относят это событие еще к 1913 г.) в московском издательстве Ямбора
произошла встреча Фельдмана с довольно известным в те годы поэтом Николаем фон Риттером,
происходившим из обрусевшего немецкого рода. Поэт показал музыканту свои стихи, и Яков отобрал некоторые из них,
чтобы положить на музыку. Один из них ему особенно приглянулся большими чувствами и трагедийным звучанием, неизбывной печалью и высокой искренностью.
.


Николай фон Риттер - известный до революции поэт-песенник.

На стихи Риттера писали музыку многие известные композиторы.
Так, Николай Бакалейников создал семь романсов («Ах, зачем эта ночь», «Всей силой страсти», «За чудный миг»,
«Посмотри, как небо чисто»
и др.), Я. Ф. Пригожий – пять романсов
Риттер иногда сам сочинял музыку к своим стихам. .
28710445_m.jpg

Предок поэта Георг фон Риттер приехал в Россию в 1766 , поступил на службу в Московский полк и к началу XIX в
дослужился до генерал-лейтенанта. В середине XIX в. Риттеры были среди профессоров Московского университета.
Отец поэта писал книги, печатался в московских газетах.
С началом Первой мировой немалое число немцев вынуждено было эмигрировать, и в дальнейшем след
поэта Н.А. Риттера затерялся за границей

О жизни-судьбе Риттера много легенд, версий.... http://www.rg-rb.de/index.php?...mp;id=9364



Так родился знаменитый "Ямщик", который после выпуска его огромным тиражом в известном петербургском издательстве "Давингоф", принес авторам небывалую известность не только в России, но и за рубежом.
Это был первый романс, написанный Яковом для Агриппины..
И молодая певица была первой его исполнительницей. Аккомпанировал ей на рояле будущий супруг.
После этого концерта они часто выступали вместе, составляя яркие концертные программы из романсов и оперных арий

28710468_m.jpg

Не было нотного издательства, не издавшего этот романс, не было ни одной русской фирмы грампластинок,
не штамповавшей его с разными исполнителями

28710470_m.jpg28710469_m.jpg

На волне популярности фельдмановского «Ямщика» к 1917 возник романсовый ответ "Эй, ямщик, гони-ка к Яру",
а потом — знаменитые «Бубенцы».

В 1916 по сюжету этого романса был снят фильм, в котором главные роли сыграли Н.Тэффи и И.Перестиани.
Тэффи---Надежда Александровна Лохвицкая, писательница, поэтесса



Провинциальный помещик, уже немолодой человек, на закате дней безнадежно увлекается красивой молоденькой девушкой. Осознав бесперспективность этого романа, герой с понурой головой возвращается в свой опустелый дом,
переживая крах своих надежд.
Исполнитель главной роли Иван Перестиани вспоминал в своих мемуарах:
Картину выпустили. Успех её был велик. Тираж почти вдвое превышал рядовую продукцию кино. Актер Перестиани получил признание зрителя. Со мной немедленно заключили годовой антракт. Я oтбросил мой театральный псевдоним и стал
выступать под своей фамилией. Фильм вышел в феврале 1916 года.
А вскоре зрители читали на афишах: «Сенсация сезона! Новый кино-боевик „Ямщик, не гони лошадей”».
28710504_m.jpg



Дальнейщая судьба романса была уже печальной---- в 1920-х он был уже запрещен

Агриппина Сергеевна Гранская рано ушла из жизни. Она умерла от тяжелой болезни в 1925
В начале этого года Фельдман публикует романс «Первый снег» с траурным эпиграфом:
«Светлой памяти большого мастера маленького искусства Агриппине Сергеевне Гранской с грустью посвящаю".

По случаю смерти жены ему разрешили посвятить ей целых три романса.
Слова "Ямщика" стали звучать для композитора еще острее: «Мне некуда больше спешить».
Яков Лазаревич Фельдман пережил ее на 25 лет.
Он был известным музыкантом, жил и гастролировал в разных городах
Советского Союза. Все свои новые сочинения он посвящал памяти покойной жены.
Но, к сожалению, ни одно из его новых произведений не достигло такой высоты и проникновенности,
как романс “Ямщик, не гони лошадей!”, ни одно не приобрело такую славу и популярность,
ни одно не стало подлинно народным

28710503_m.jpg

Валерий Агафонов Ямщик, не гони лошадей

Борис Штоколов Ямщик, не гони лошадей

Иван Ребров Ямщик, не гони лошадей

Любовь Казарновская Ямщик, не гони лошадей
------------------------------------

Елена и Валерий Уколовы. Альманах «Очи черные» .Вып. № 2. 2002 .
http://subscribe.ru/group/mir-...i/3020127/
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Часть сообщений этой темы была выделена в тему "Карелины" (25 июня 2013 12:30)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 43 44 45 46 47 * 48 49 50 51 ... 102 103 104 105 106 107 Вперед →
Модератор: Gul
Вверх ⇈