cohevan Сообщений: 1838 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 110
| Наверх ##
14 января 2023 17:44 14 января 2023 17:46 Алексей Бардин
Историческая справка "Село Мадаево". Нижегородская область 23 фев 2022 в 10:51 История старинного села Мадаево неотделима от истории появления великорусского племени среди лесов, полей и болот Среднего Поволжья, где до того времени разрозненно проживали мелкие финско-угорские племена (мордва, чуваши, марийцы и др.), называемые общим словом «чудь». В те времена в нашем крае (Лукоянов, Мадаево, Починки) проживала так называемая алатырская мордва - эрзя, которую в конце 14 века подчинил себе нижегородский князь. Он разрешил своим русским подданным « кто где хощет..» селиться за реками Пьяной и Сережей. По мере проникновения русских людей в глубь нижегородского края и мирной колонизации мордовских земель постепенно появлялись русские поселения. Основой ведения хозяйства в них становилось земледелие. Пришли на эти земли не ратники с мечами, а простые крестьяне - смерды-общинники - бесконечно миролюбивые и исключительно трудолюбивые землепашцы. Трудные природно-климатические условия, обилие лесов и болот, преобладание суглинка в составе почвы, паутинная сеть рек и речушек, бегущих а разных направлениях, накладывали глубокий отпечаток на хозяйственный быт и характер людей. У природы отвоевывался каждый сухой клок земли,выжигался лес, выкорчевывались пни. Поднималась целина. Неимоверно трудоемкую работу могли выполнять только физически крепкие люди. Исключительно выносливые и неприхотливые, какими и были наши предки. Кроме культуры земледелия и передового жилищного строительства, русские люди принесли на эти земли богатую духовную культуру, в основе которой лежало православное христианство. Христианский образ жизни постепенно перенимался местными народами, уходило в небытие язычество. В культуру русских людей перешло немало местных обрядов и поверий (всевозможные ряжения, гадания, суеверия о водяных, леших, домовых и др.) Со временем сложился особый тип русского человека с присущими ему особенностями характера, языком. Его прежде называли великоросс. Мирная, спокойная жизнь на долю русских людей выпадала нечасто. До взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году по нашим землям проходила граница меду русским государством (вначале Владимиро-Суздальским княжеством, затем Московским) и Казанским ханством. Наследники Золотой Орды постоянно совершали вооруженные набеги на Русь. Грабили, уводили в плен людей. Русичи были вынуждены постоянно укреплять южные и юговосточные границы. Великий князь московский Иван III в 1468 году разослал заставы в Муром, Нижний Новгород, Кострому и Галич. Сначала укреплялся берег реки Оки (его в те времена называли «Пояс Богородицы»). Со временем границы расширялись, и в пограничную территорию, называемую «Чертой», вошли наши алатырско - мадаевские земли. Реки Сура, Пьяна, Мокша, Алатырь становятся пограничными реками. На Черте строятся города-крепости с засеками: Темников(1536г.), Алатырь(1552г.), Михайлов (1546г.), Шацк(1553г.), Лихвин (1565г.), Арзамас и Тетюши(1578г.). В засечных оберегаемых лесах укрывали от татарских набегов женщин, стариков, детей. Видя, какую пользу приносит засечная стража, повелел: «места, прилегающие к заповедным местам, заселять беглыми и вольными людьми». Просуществовала Черта около ста лет (примерно до 1640г.). Она выполнила свое оборонительное назначение. В 1632 году большинство алатырских земель были переданы царем в собственность Троице - Сергиевского монастыря и стали монастырскими землями. Вскоре на этих землях, именованных тогда Залесным станом, появляются русско-мордовские поселения Мадаево и Ризоватово.В нашем селе Мадаево существует легенда, в которой говорится, что название села происходит от человека по имени Мадай. Так звали главу из небольшого количества крестьянских семей переселенцев, обустроивших первые землянки на правом берегу Алатыря. Есть еще поверие, что название села связывается с разбойником Мадаем, промышлявшим в этих местах. Мнение ученых (например, Трубе Л.Л.),изучавших тононимику Нижегородского края, сводится к тому, что название села Мадаево и речки Мадаевки, протекающей через село, произошло от одного из мордовских слов: -от слова мадый, означающее «мощный источник (родник)», а неопровержимым свидетельством является наличие в самом селе и в ближайших к нему окрестностях большого количества сильных родников: - от слова мадамо, что означает «деревянный мосток через реку» (например, Мадаевку или Алатырь).Одним из наиболее информативных признаков, указывающих на прародину компактно проживающего населения в сельской местности, является общенародный разговорный язык. Говор, присущий только данному району и населенному пункту, неповторимый диалект, устойчиво сохранялся и в течение многих столетий передавался из рода в род. Так было и до нашего времени. Интенсивное развитие информационных средств и телекоммуникаций приводит к деградации диалектов. Поэтому полезно прислушаться и вспомнить, как говорили наши предки. Например, в Мадаеве слово-вопрос «что?» произносят «чого» или «цаго». а в Николай Даре -«чаго».Этот простой пример свидетельствует о том, что предки коренных жителей названных сел прибыли из разных географических мест.В нашем селе в народном языке в течение веков устойчиво сохранялись характерные элементы неповторимого местного диалекта, являющиеся существенными признаками для определения прародины большинства мадаевцев. Владимир Иванович Даль отметил общность протяжного и окающего разговорного языка в южных районах Нижегородской губернии с владимиро-суздальским разговорным языком. Можно предположить, что первыми русскими переселенцами на мадаевской земле были владимиросуздальские крестьяне и монастырские крестьяне Троице-Сергиевой лавры. У многих мадаевцев фамилии: Христовы, Никоновы...Характерные для России и Нижегородской области события второй половины 17-го и 18-го веков оказали влияние на численность мадаевцев: . зарождение массового производства отдельных видов продукции, продуктов химической промышленности и усиление торговли с европейскими государствами; . присоединение к Московскому государству части белорусских и украинских земель, принадлежавших ранее польско-литовскому государству Речи Посполитой; . раскол в Русской православной церкви и крестьянская война под предводительством Степана Тимофеевича Разина (1670-1671г.г.) Эти и другие события повлияли на превращение Мадаева в большое село. Вначале московские бояре и сам государь присылают сюда работных людей для организации поташного производства. Это были белорусы: » «литва», поляки и украинцы. Они приносят свой язык и культуру. Становятся коренными мадаевцами. В конце 1645 года земли по среднему течению реки Пьяны были пожалованы молодым царем Алексеем Михайловичем в вотчину своему дядьке-боярину Борису Ивановичу Морозову. Предприимчивого человека привлекли богатые лиственные леса для организации поташного производства. Для руководства делом он направляет своего родственника: сокольничего Петра Тихоновича Траханиотова. Поташ - щелочная зола особого приготовления, применяется для производства стекла, мыла, пигментов крашения и т.д. Поташ являлся ценнейшим сырьем и пользовался высоким спросом в Европе, с которой Россия начинала взаимовыгодную торговлю. В 1648 году в Москве вспыхнул городской «медный» бунт. Траханиотов был казнен, а Морозова царь Алексей Михайлович отправил в ссылку в КириллоБелозерский монастырь. Но поташное производство не погибло: рачительный царь всячески поддерживал это новое для русских людей дело.И тогда запылали по нашей округе кострища, и пошли майданы: Можаров Майдан, Тольский Майдан, Василев Майдан и т.д. На 1911 год в наших краях было 23 поселения со словом «майдан». Людей на майданы требовалось очень много. Поляки (так назовем и белорусов, и украинцев) занимали наиболее ответственные, руководящие должности поливачей и будников.По данным «Нижегородского сборника» от 1869 года, этнических представителей поляков, украинцев и белорусов в Лукояновском уезде насчитывалось 3844 человека. Мадаево и Мадаевская волость тогда входили в Лукояновский уезд. В Нижнем Новгороде в то время трудились знаменитые исследователи русского языка и русской культуры В.И.Даль и П.И. Мельников. Изучив губернские архивы и этнос крестьян, они доказали, что в Лукояновском уезде живут потомки представителей мензелинской шляхты Речи Посполитой. В конце 17-го и начале 18 –го веков на юге нашей области, и в нашем селе Мадаево, оказались представители Речи Посполитой. Теперь по прошествии времени все мадаевцы считают себя русскими. Занимая выгодное географическое положение и располагая многочисленным населением по сравнению с окружающими его населенными пунктами, село Мадаево было уездным центром. В том, что в Мадаеве был уезд, говорят следующие факты. В окрестностях села до сего времени сохранились места, указывающие на склады соли и других материалов, сохранился вал стрельбы военного гарнизона (восточнее здания больницы), кюветы столбовой дороги по направлению села Ризоватова. «В 1817 г. сделано по случаю пожара г. Лукоянова уездным городом и Лукояновский уезд назван Мадаевским, но в 1820 г. Лукояновский уезд опять восстановлен, а Мадаевский упразднен. Жителей 3442,дворов 559,2 церкви, школа, еженедельные базары.В связи с поташным производством, продолжавшимся на юге нашей губернии более ста лет, окрестности нашего села после вырубки и сжигания лесов превращались людьми в плодородные земли. Постепенно земледелие становится основным видов занятия жителей села.Кроме земледелия, развивались в Мадаеве необходимые для жизни ремесла и производства - промыслы: лыкодерство, мочальный промысел, зверогонство, бортничество (впоследствии пчеловодство), рыболовсто, гончарное дело, смолокурение и др. В каждой семье имелись опыт и навыки в получении как самих материалов: лыка, кожи, шерсти, льна и др., так и впоследствии в изготовлении из этих материалов: зипунов, рубашек, шерстяных изделий, лаптей, шуб, валенок и других предметов быта и одежды. Производились орудия труда, конская упряжь, телеги, сани. На праздники устраивались различные гуляния: хороводы – для девушек, кулачные бои - для мужской части населения. Проводились наезжавшими купцами торговые ярмарки. Длинными зимними вечерами взрослые рассказывали детям сказки, легенды, былины. Пелись песни.В 60-х годах 18 века село Мадаево, а также Ризоватово, Сырятино, Байково были изъяты у монастыря в государственную собственность. Их стали называть современными, по сегодняшним временам экономическими селами. Эти села были свободными, выплачивали определенный натуральный налог государству и несли в его пользу некоторые повинности. Землевладение в селе Мадаево было общинным, с перераспределением земельных наделов по «душам». В среднем на «душу» приходилось около 3-5 десятин земли. За «душу» считались только лица мужского пола. Большую роль в сельской общине играл общий «мирской сход», на котором сообща решались самые трудные вопросы. Совесть, честность были одними из основных качеств характера людей. В общине каждый человек был на виду. Отчет приходилось держать за всю общину, налог собирался от общины.Не минули наши края и трудные годы. «Горе горькое по свету шлялося» и забредало в Мадаево. Были и люди без кола и двора, были и нищие. Но они тоже выполняли определенную работу - несли новости. Тяжелая крестьянская участь, особенно в помещичьих селах, и селах принадлежавших Починковскому конному заводу, вызывала в народе протест. Поэтому многие крестьяне примкнули к разинским отрядам. В историю вошел жестокий бой, разгоревшийся между служилыми людьми и разинцами в районе села Поя и села Мамлеево. Потом была жестокая расправа: тысячи виселиц заполнили округу. Подтверждением тех смутных времен, происходивших в нашем крае, стала сабля, найденная в детском возрасте Карельским Николам Михайловичем на речке Арзинке в Гарях.В конце февраля 1892 года, в ясный морозный вечер В.Г.Короленко выехал из Нижнего Новгорода по арзамасскому тракту. Он проехал Арзамас, Лукоянов, Починки и многие мелкие деревушки, прибыл затем в Мадаевскую волость. В то время в России был голод, вот В.Г. Короленко и ехал помогать голодающим: открывать столовые. Нужно сказать, что при определении размеров помощи делили на 3 разряда:1 разряд, беднейших, получал в январе по 30 фунтов, 2- по 15 фунтов,3- не получал вовсе. Но вот в феврале 1 разряду стали давать по 20 фунтов,2-по 10 фунтов. При этом мужики заявляли, что фактически они получали по 10 и 5 фунтов. Но почему это так получалось? Надо было разобраться. В.Г. Короленко не мог увидеть старшину, потому что он выехал в другой населенный пункт. О Мадаеве Короленко писал: «Но мне не пришлось встретиться с этим старшиной. Забегая вперед, скажу только, что это субъект очень интересный, своего рода сила. Один из деревенских типов, защита против которых местного населения выставлялась, между прочим, задачей института земских начальников. В данном случае выходило наоборот: г. Бестужев всячески защищал своего старшину. Когда я проезжал через Мадаевскую волость, этот старшина находился в довольно неприятном положении: один из крестьян его волости был приговорен волостным судом к аресту. Старшина распорядился запереть его, не ожидая истечения законного апелляционного срока. Говорят, он запер его собственноручно, и ключ от кутузки увез с собою. Мне рассказывали в нескольких местах, что заключенный стучал в двери, просился, кричал, что он умирает. Официально установлено, что когда дверь была отперта, незаконно заключенный крестьянин оказался мертвым от угара. Село росло, развивалось: стали строиться первые школы. Первая светская земская школа в Мадаеве была открыта в 1880 году. Она тоже была церковноприходской, но в ней уже работали два учителя. Посещали школу 80 учащихся. Позднее в селе работали три школы: две церковно-приходских при церквях и одна земская. Все они давали учащимся начальное образование. Около церкви, возведенной из красного кирпича, был построен пятистенный деревянный дом. Половину дома занимала большая классная комната, в которой одновременно учились все учащиеся 1-3 классов. В небольшой комнатке рядом с классом жила учительница. Ее звали Варвара Федоровна Балтийская (по другим сведениям - Арзамасская). Из воспоминаний Марии Александровны Абросимовой (Морозовой). «Занятия в школе начинались с молитвы, Закон Божий вел священник-Иван Петрович Садовский. Затем шло чтение, счету тоже обучали и письму. Учили нас и рисованию. Но мне пришлось уйти из школы из-за тяжелого семейного положения. Пришлось идти работать». Вторая церковноприходская школа находилась у белой церкви. Называлась она Урюпинской. Учительницей работала Байкова Елизавета Павловна. В этих школах дети приобщались к образованию. После установления Советской власти в селе (Октябрьский переворот 1917 года, гражданская война) все начальные школы стали светскими. В 1934 году в селе Мадаево была открыта семилетняя школа. Учащихся в селе насчитывалось до 700.В годы Великой Отечественной войны школа была семилетней. Для получения среднего образования ходили в соседнее село Ризоватово, где была средняя школа. Многие педагоги и учащиеся школы, закончившие ее в эти суровые годы, были призваны в армию.300 жителей села не вернулись с фронтов в годы Великой Отечественной войны. В память об этом оформлены стенды «Никто не забыт, ничто не забыто», «Они защищали Родину», создана «Малая книга Памяти». Учащиеся нашей школы заботливо ухаживают за обелиском погибшим в годы войны односельчанам, поздравляют ветеранов войны с памятными датами, дарят сувениры, изготовленные собственными руками. Затаив дыхание, слушают они рассказы ветеранов войны об этих суровых годах, об их боевом пути, об освобождении от фашистских захватчиков родной земли. В 1954 году семилетняя школа в селе Мадаево была преобразована в среднюю школу.
--- cohevan |