AiekseiGyreev написал:
[q]
ГАСО, Фонд №10, дело 1540, Дело о разгроме усадьбы дворянки Орловой при с. Репьевке, Балашовского уезда. (ПРОДОЛЖЕНИЕ)[/q]
Один из документов дела 1540
«ПРОТОКОЛ
1910 года мая 28 дня в г.Саратове Я, Отдельного Корпуса Жандармов Ротмистр Елагин, на основании Положения о мерах к охранению Государственного порядка и общественного спокойствия, ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного в 14 день августа 1881 года, расспрашивал нижепоименованнаго который объяснил:
Зовут меня Антон Архипов Полянкин, от роду имею 35 лет, вероисповедания православного, звания крестьянин с.Репьевки, той же волости Балашовскаго уезда Саратовской губернии, проживаю в настоящее время отбываю наказание в Саратовском исправительном арестантском отделении за участие в аграрных безпорядков в Балашовском уезде в 1905 году.
На предложенные мне вопросы отвечаю: при допросе меня в качестве свидетеля 16 января 1910 года жандармским офицером в г.Саратове по делу священника села Репьевки той же волости Балашовскаго уезда, я дал совершенно неверное показание, вследствие того, что находился тогда под большим влиянием единомышленника священника Маматова, крестьянина села Репьевки же Анисима Лаврентьева Цедилина, содержащегося со мной в одной камере, как присужденный вместе со мной за участие в аграрных безпорядках в Балашовском уезде в 1905 году к каторжным работам. Перед моим допросом Цедилин категорически заяви мне, что если я дам показание против священника Маматова, то он убьёт меня или в камере же, или на пути в Сибирь. В апреле месяце этого года Цедилин умер и я решил теперь дать правдивое показание о деятельности нашего священника Маматова в 1905 году.
23 октября 1905 года священник Маматов по окончании обедни прочитал нам в церкви же «ВЫСОЧАЙШИЙ Манифест 17 октября». По прочтении его Маматов предложил всем тот час же собраться у волостного правления для разъяснения вышесказанного Манифеста. Вскоре после этого у волостного правления собралось человек 200. Через некоторое время к собравшимся подошел Маматов в сопровождении Анисима Цедилина и псаломщика Голубева. Отслужив по случаю получения Манифеста 17 октября благодарственный молебен, священник Маматов заявил собравшимся: «теперь Государь Вам дал полную своболу и Вы на основе этого Манифеста имеете право отбирать у помещиков имения и имущество, так как старые законы отменены, а новых нет, а потому и судить Вас за это не могут, но нужно воспользоваться теперь же, в виду того, что с новаго года могут быть изданы другие законы». После этого разъяснения Маматов предложил крестьянам для начала разобрать имущество в имении Орлова, находящегося в 2 верстах от Репьевки, «но не сегодня» - сказал он, «я Вам скажу когда можно это сделать». После этово Маматов дал 5 рублей чтобы купить собравшимся водки и ушел; деньги были даны Анисиму Цедилину. Выпивши ½ ведра водки, которая была куплена на даные Маматовым деньги, крестьяне потолковали о всем сказанном Маматовым и не придя ни к какому определённому заключению, так как многие сомневались тогда в верности разъяснения Манифеста Маматовым – разошлись.
25 октября того же года священник Маматов, приехав как мне известно из села Потьма, послал на базарную площадь, где было очень много народа по случаю базарного дня, Анисима Цедилина и Семена Сычкина, чтобы собрать крестьян и привести к нему на квартиру. Собралось человек сто, Сычкин вынул из кармана пиджака красный флаг, надел его на шест и вместе с Цедилиным повел крестьян к дому священника. Никакого пения в это время не было, когда крестьяне пришли к дому Маматова, он вышел на крыльцо в сопровождении учителя земской школы с.Потьмы Павла Степанова Короткова и крестьянина с.Макарово, той же волости Балашовскаго уезда Ивана Наумкина и обращаясь к крестьянам, в числе коих был и я, сказал: «теперь идите в имение Орлова и забирайте себе его имущество, потому что имение это сейчас сожгут и Вам ничего не достанется, видите имение барона Перхау-Пильхау уже горит». В это время действительно горело имение сказанного помещика, находящегося в 1-2 верстах от нашего, при селе Исупове и мы смотрели на этот пожар, находясь на площади ещё до прихода к священнику. Сейчас же от священника Маматова крестьяне мужчины и женщины, всего человек 300, в том числе и я, отправились в имение Орлова забирать имущество.
Когда мы подходили к имению, на встречу к нам вышел псаломщик нашей церкви Голубев и, остановив крестьян, убеждал не грабить чужого имущества, уверяя, что за это они жестоко ответят по Суду. При этом вынув из кармана револьвер, направив его на толпу. Тогда крестьяне послали меня к священнику Маматову за разъяснением этого обстоятельства. Священник Маматов, узнав от меня о произошедшем, сказал: «прогоните его к чёрту и берите всё как я Вам сказал». Узнав от меня об ответе Маматова, крестьяне двинулись дальше. Голубев навёл было револьвер на меня, но в это время крестьянин нашего села Анисим Клинушкин ударил Голубева кулаком в лицо и тот ушёл.
В имении прежде всего был разграблен мануфактурный магазин, а затем брали все, что попадалось под руку. Разгром имения был полный. После разграбления лавку поджог Наумкин, контору - Коротков, в это время уже смерклось и кто и что потом жёг и грабил, я уже не видел. Спустя 4-5 дней после сказанного погрома имения, священник Маматов лично ездил по избам крестьян для сбора хлеба из награбленного в имении Орлова, при чём объяснил, что хлеб этот он собирает для того, чтобы продавши его, выписать для крестьян книжки и газеты, чтобы они знали – куда и как правительство расходует народные деньги и как помещики неправильно завладели землею. Хлеб Маматову давали кто сколько хотел. Впоследствии Маматов действительно выписал и книжки и печатные листки, из них он лично мне давал книжку «Конек-скакунок», «Выборское воззвание» и «Нужно-ли крестьянам переселяться в Сибирь». Книжка эта и листки должны и теперь находиться у меня в избе в с.Репьевке, так как я Маматову их не возвращал.
подлинным ВЕРНО:
И.Д. Секретаря при Прокуроре
Саратовского Окружного Суда /подпись/»