На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Гостеприимство и согласие, царившие в доме Алчевских, деятельное участие Алексея Кирилловича и Христины Даниловны в общественной жизни, искренняя заинтересованность в развитии просвещения и культуры способствовали тому, что уже в 60-е годы дом Алчевских становится одной из авторитетнейших культурных ячеек Харькова; они любили музыку, драматическое искусство, близкими их друзьями были видные актеры. У Алчевских бывали профессор Харьковского университета филолог А. А. Потебня, известный украинский физик и электротехник профессор И. П. Пулюй, писатель и историк П. А. Кулиш, Т. Р. Рыльский (отец украинского поэта Максима Рыльского). В более поздние годы в салоне Алчевских часто можно было встретить Миколу Вороного, Михаила Косача (брата Леси Украинки), Александра Олеся, Гната Хоткевича и других поэтов, прозаиков, театральных деятелей и ученых. В такой благодатной высоко интеллигентной атмосфере формировались таланты детей Алчевских.
Старший сын Дмитрий (1862-1920 гг.) окончил Харьковский университет, стал кандидатом естественных наук, в молодости прекрасно играл на виолончели и гитаре, неплохо рисовал. Он в какой-то мере оказался единственным продолжателем дела отца (был членом Алексеевского акционерного общества), именно с ним после смерти А. К. Алчевского Донецко-Юрьевское металлургическое общество вело все финансовые операции.
Григорий Алчевский (1866-1920 гг.) известен как украинский и русский педагог-вокалист и композитор. Он закончил естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета и Московскую консерваторию по классу вокала и композиции, где учился у С. И. Танеева. Григорий Алексеевич был в дружеских отношениях с композиторами А. Б. Гольденвейзером и А. Н. Скрябиным, писал симфонии и романсы. Он автор симфонической картины "Алеша Попович", которая с успехом была исполнена в 1904 году в Харькове и в 1907 году в Москве. Григорий автор обработок украинских и русских народных песен, ряда романсов, в том числе украинских: "Чого мені важко" (на слова Т. Шевченко), "Безмежнее поле" (на слова И. Франко), "Стояла я і слухала весну" (на слова Леси Украинки), "Конвалія", "Гей, на бій!" (на слова своей младшей сестры Христины).
Известны его учебные пособия "Вокальная техника в ежедневных упражнениях", "Таблицы дыхания для певцов и их применение к развитию основных качеств голоса", изданные в 1907 и 1908 годах.
Харьковскую художественную школу закончила старшая дочь Алчевских Анна (1868-1931гг.) – будущая жена академика архитектуры А. Н. Бекетова, построившего только в Харькове свыше 30 прекрасных зданий, в том числе Земельного и Торгового банков, особняк, в котором жила семья Алчевских, здание воскресной школы, в которой работала X. Д. Алчевская и ее взрослые дети, здание городской общественной библиотеки (ныне библиотека имени В. Г. Короленко). Проект здания библиотеки Бекетов выполнил бесплатно, в дар городу Харькову. Эти здания и сейчас украшают Харьков. Как видим, А. И. Бекетова и его тестя А. К. Алчевского связывали не только родственные, но и деловые отношения. А. И. Бекетов спроектировал производственные корпуса и рабочий поселок завода ДЮМО в Алчевске (из них до сих пор сохранились чугунолитейный цех, бывшее здание заводской больницы и некоторые другие здания).
Связал свою судьбу со школой и третий брат Николай (1873-1942) – известный педагог и театральный критик, автор первого украинского "Рабоче-крестьянского букваря для школ взрослых", изданного в 1919 году в Киеве. Авторитет Николая как педагога был очень высок. Когда в 1910 году общество "Просвещение" открыло при заводе ДЮМО частное коммерческое училище, то об этом в первую очередь сообщили ему и его матери Христине Даниловне. В училище на почетном месте хранились тексты приветствий, полученных от Христины Даниловны и Николая Алексеевича Алчевских.
Будучи по образованию юристом (присяжным поверенным), Николай прекрасно знал музыкальную литературу, очень близко стоял к музыкальной жизни Харькова и всегда заботился о сценических успехах своего младшего брата Ивана, где бы тот ни выступал – в России, Западной Европе или в Америке. А когда Иван, приезжая домой в Харьков, выступал с концертами в воскресной школе, то именно Николай составлял программу таких школьных вечеров, зажигая всех желанием сделать все наилучшим образом, до мелочей разрабатывая церемонию. Нежно любя и уважая своего знаменитого брата, он вмешивался во все перипетии его театральной жизни, а в тяжелые моменты приходил ему на помощь.
Когда в апреле 1917 года пришла телеграмма из Баку о том, что гастролировавший там Иван заболел, Анна и Николай немедленно выехали туда. На всем протяжении болезни брата они заботились о тяжело больном, надеясь на его выздоровление и совсем не предвидя фатального исхода.
Николай пережил всех своих братьев и сестер, но конец его был трагическим: он умер от голода в 1942 году в оккупированном и разрушенном фашистами Харькове.
Несомненно самым знаменитым из детей Алчевских был Иван (1876-1917 гг.) – "король теноров", как его называли, певец с мировым именем, один из самых выдающихся представителей отечественной музыкальной культуры. Обладая тонким слухом и утонченной музыкальностью, которые он унаследовал от матери, Иван уже в студенческие годы был активным участником концертов и музыкально-драматических вечеров. Летние каникулы Иван часто проводил в имении отца в Васильевке. Вот каким запомнился васильевскому мальчику-подростку Климу Ворошилову Иван Алексеевич в один из приездов в имение: "Он был тогда студентом и носил студенческую форму. Всем он понравился: был прост, обходителен с рабочими и служащими, часто окружал себя детворой. Мы, ребята, вились около него, и как-то раз он усадил нас и стал петь вместе с нами украинские песни. Голос у него был чудесный, и он пел с огромным воодушевлением. Мы старались подпевать ему кто как мог, и он никому не сделал ни единого замечания. Мы совсем забыли о том, что с нами барин, взрослый человек: было легко и радостно от нахлынувших чувств, от задушевного пения...".
Ваничка, как его называли домашние, еще в детстве любил петь, пел и во время учебы в гимназии и университете, но никто не придавал этому серьезного значения, о театре он и не мечтал. Весной 1901 года Иван закончил естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета. Стремясь, по примеру своей матери, посвятить себя педагогической деятельности, он еще в 1897 году написал: "Я имею твердое намерение после окончания университета стать сельским учителем". Однако гибель отца вынудила его коренным образом изменить свои планы. Чтобы материально поддержать внезапно обедневшую семью, Иван по совету старшего брата Григория, у которого обучался пению, приезжает в Москву и после закрытого прослушивания в Большом театре выезжает в Петербург. На сцене петербургского Мариинского оперного театра и состоялся дебют молодого певца в партии Индийского гостя в опере Н. А. Римского-Корсакова "Садко". С 1 октября 1901 года Иван Алчевский становится солистом Мариинского театра. Следующей партией стала партия Фауста в опере Ш. Гуно. С этого времени Иван перекладывает на свои плечи содержание воскресной школы, которой руководила его мать.За четыре сезона певец исполнил двадцать партий, добрая половина которых были ведущими.Летом 1902 года Иван Алчевский едет в Париж, где берет уроки у Яна Решке – прославленного оперного певца – тенора и педагога, учится у других певцов.В 1905 году он поет в оперном театре "Де ла Монне" в Брюсселе. Особым успехом для артиста стало исполнение роли Рауля в "Гугенотах" Д. Мейерберга. Эта роль стала для него коронной. "Де ла Монне" был для Алчевского первым шагом к всемирному признанию. В 1906 году Иван Алексеевич приглашался в оперный театр "Манхеттен Опера Хаус" (Нью-Йорк), в лондонский королевский оперный театр "Ковент-Гарден", а в 1908-1910 годах работал в прославлен-ном коллективе парижской "Гранд-Опера". Этот период – важная страница в его творческой биографии. Своим прекрасным драматическим тенором он очаровал требователыную французскую публику, "Я обожаю Ваш талант, – писал Алчевскому К. Сен-Санс. – Я хотел 6ы слышать Вас во всех моих произведениях... Счастливые люди, которые могут аплодировать Вам". Триумфальным выступлениям Алчевского за рубежом способствовало знание европейских языков.
Он свободно владел французским, знал немецкий, итальянский и английский языки. На сцене "Гранд-Опера" он несколько лет пел по-французски.Несмотря на успех за границей, Алчевский стремится на родину. В 1907-1909 годах он выступает с концертами в Москве, Киеве и Харькове. В этих концертах исполняет также романсы украинских композиторов: "Огні горять" (слова Т. Шевченко, музыка Н. Лысенко), "Дивилося сонце" (слова А. Олеся, музыка Я. Степового) и др.Во время приездов в родной Харьков Иван Алексеевич всегда охотно выступал на школьных вечерах в воскресной школе своей матери. Пел он чаще всего под собственный аккомпанемент. Как вспоминали участники этих вечеров, держался Иван Алексеевич очень просто, был, как всегда, в пиджаке, а не во фраке, а иногда и в украинской сорочке. Во второй половине 1910 года для артиста наступает новый период. В 1910-1914 годах – он солист Большого театра в Москве. В апреле 1912 года Большой театр поставил вагнеровского "Зигфрида". Выступление в главной роли Ивана Алексеевича стало настоящим триумфом.
Работая в Большом театре, он возглавил музыкально-драматическое общество "Кобзарь", которое популяризовало в России украинское искусство. В 1911 году, когда отмечалась 50-я годовщина со дня смерти Т. Г. Шевченко, "Кобзарь" устроил грандиозный концерт в честь поэта в зале Московской консерватории. В концертах, организуемых обществом, исполнялись романсы и песни Н. Лысенко "Огні горять", "I широкую долину", "Б'ють пороги"; Я. Степового – "Не беріть із зеленого лугу верби", "Дивилося сонце", "В квігках була душа моя", "Три шляхи"; Г. Алчевского –"Гей, на бій!", "Конвалія", "Чого мені важко", "Літньої ночі", а также "Закувала та сива зозуля" в обработке П. Нищинского, "Ой не гаразд, запорожці" в обработке Н. Лысенко и т. д. Популярность концертов заставила подумать о возможности постановки украинской оперы. Первой оперой стала "Наталка Полтавка" Н. Лысенко, поставленная 18 марта 1912 года в Москве. Алчевский исполнил в ней партию Петра. В 1915 году Иван Алчевский добился разрешения поставить на сцене Большого театра оперу С. Гулака-Артемовского "Запорожець за Дунаєм" (где исполнил партию Андрия). Премьера состоялась 27 ноября и имела благотворительную цель: весь сбор средств шел на строительство дома для старых актеров. Демократическая публика встретила спектакль на "ура", Но в придворных кругах возмутились. Где это видано: на императорской сцене опера из жизни простого народа?! После второго представления опера была снята с репертуара. В 1916 году во время гастролей в Одессе Алчевскому удалось возобновить "Запорожця" на сцене Одесского оперного театра...
Сезон 1912-1913 года Алчевский снова посвятил зарубежным выступлениям. Будучи солистом "Гранд-Опера", он часто выступал в Марсельской опере. В конце 1912 года побывал в Африке, где дал несколько концертов в городе Алжир. В следующем сезоне, проведенном во Франции, он, как и всегда, активно пропагандировал русское и украинское музыкальное искусство, а летом 1914 года принимал участие в очередном "русском сезоне" в Лондоне на сцене театра "Дрюри-Лейн". Алчевский часто говорил, что из всей мировой музыки ему больше всего по душе родные песни, и поэтому он их поет и в Париже, и в Лондоне, и везде. В связи с началом Первой мировой войны Алчевский через Средиземное и Черное море возвращается домой. Следуют триумфальные гастроли в Одессе, Харькове, Екатеринославле, Петербурге, Москве, в начале 1915 года он гастролирует в Ростове. Сезон 1916-1917 года был последним в недолгой жизни артиста. После двух последних блестящих концертов в Харькове Алчевский едет на гастроли в Тбилиси и Баку. 11 апреля 1917 года, находясь в Баку, Иван Алексеевич тяжело заболел и 26 апреля его не стало. Было ему только 40 лет.
Алчевский был певцом широкого творческого диапазона, яркого дарования, высокой исполнительской ^культуры, все его исполнение отличалось тонкой оду|хотворенностью, поэтичностью. Недаром современники называли Алчевского настоящим поэтом в музыке, певцом "с душою геттингенской". Это был один из культурнейших оперных артистов.
За неполные 16 лет творческой жизни гениальный певец создал на сценах лучших театров более 55 сложнейших образов. Сохранившиеся до нашего времени грампластинки с голосом Ивана Алексеевича Алчевского дают, несмотря на несовершенство записи, представление о его прекрасном таланте. На пластинках записаны несколько арий из самых характерных партий певца: Садко, Индийский гость, Ленский, Лоэнгрин, Ромео, Фауст, Князь (из "Русалки" А. Даргомыжского). Наряду с записями других корифеев украинской оперной сцены они вошли в выпущенную фирмой "Мелодия" антологию "Золотые голоса Украины".
Иван Алексеевич был артистом-гражданином, гуманным и чутким человеком, патриотом своей Родины.
ЛИЧНЫЕ АРХИВНЫЕ ФОНДЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ХРАНИЛИЩАХ СССР
АЛЧЕВСКИЕ: Григорий Алексеевич (1866-1920), музыкант, педагог; его брат Иван Алексеевич (1876-1917), певец, артист Мариинского театра (1901-1905), "Гранд-Опера" (1908-1910) и Большого театра (1910-1914). РГАЛИ, ф. 2675, 46 д., 1900-1940-е гг.
И наконец, Христина Алексеевна Алчевская (1882-1931 гг.) – украинская поэтесса и педагог. Начальное образование Христина-младшая или Христина-юниор, как она себя иногда называла, получила в домашней школе своей матери Христины Даниловны, затем училась в Харьковской Мариинской женской гимназии и на высших педагогических курсах в Париже.
В детские годы Христина вместе с родителями каждое лето проводила на даче в селе Алексеевка, где ее отец встречался с инженерами Алексеевского горнопромышленного общества, завода ДЮМО и другими представителями делового мира. Усадьба Алчевских располагалась в широкой балке круто вьющейся степной речушки Белой, с высокой скалы открывались живописные дали, мостик через речку вел в парк. Впечатления детских лет, встречи с крестьянами, близкое знакомство с учителями Алексеевской школы Б. Д. и М. Н. Гринченко и дружба с их дочерью Настей оставили след у Христины на всю жизнь и отразились в ее взглядах и творчестве. После разорения и смерти отца Христина несколько раз посещала Алексеевскую школу: в 1913, 1916 и 1917-м годах. Она подарила школе много книг, в том числе о жизни и творчестве Бориса Гринченко; весной 1917 г. открыла в Алексеевке сельскую библиотеку. Христина Алексеевна была глубоко тронута тем, как тепло встречали ее алексеевские крестьяне. Вспоминая юные годы, проведенные в Алексеевке, поэтесса писала:Мені здається, все те снилось: Висока скеля, і степи, I гай, I пишная д!брова,І знов дитячі вільні сни…I знов сіяли в небі зорі Над домом тим, де жив колись Плугатар ниви молодої, Де тихі бесіди велись... Литературную и педагогическую деятельность Христина Алексеевна начала в 1903 году. Некоторое время она работает в воскресной школе своей матери, принимает участие в подготовке третьего тома библиографического указателя "Что читать народу?", рецензирует для этого издания художественные произведения на украинском языке; с 1905 года преподает французский язык в женской гимназии, в которой раньше училась, а после 1917 года – в разных средних и высших учебных заведениях Харькова. Алчевская была близко знакома с известными украинсиими писателями Миколой Вороным, Ольгой Кобылянской, Михаилом Коцюбинским, Александром Олесем, Михайлом Старицким, Василем Стефаником, Лесей Украинкой, Иваном Франко, Гнатом Хоткевичем и другими, со многими из них переписывалась.
На творчество Алчевской оказала влияние революция 1905-1907 гг. В 1905 г. она пишет революционный марш "Гей, на бій!", в котором звучит призыв До братерства, до єднання, Проти тьми й неволі злої – В сяйво волі золотої Без рабів, без панування!
"Для меня начались жандармские обыски и допросы... Обвиняли меня в том, что я призывала к вооруженному восстанию", – вспоминала Христина Алексеевна. А в 1918 г. во время оккупации Украины австро-германскими войсками Алчевская была арестована по обвинению в "злостном интернационализме и коммунистической ".
Первый сборник стихов X. А. Алчевской "Туга за сонцем", пронизанный лирическими и гражданскими мотивами, вышел в Москве в 1907 г. и был одобрительно встречен украинской критикой. Вслед за тем она опубликовала еще более десяти поэтических сборников.
Некоторые стихотворения Христины Алексеевны были положены Григорием Алчевским на музыку, их часто исполнял Иван Алчевский на концертах. Ее интимная и гражданская лирика принадлежит к непреходящим художественным ценностям и свидетельствует о значительном вкладе поэтессы в развитие отечественной культуры.
Алчевская создала две драматические поэмы, пробовала свои силы в прозе, литературной критике, публицистике, вела активную переводческую работу. Она переводила на русский язык стихотворения И. Франко, П. Грабовского, М. Старицкого, Н. Чернявского и других поэтов, на украинский язык – произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, Н. Огарева, К. Рылеева, А. Одоевского, Я. Полонского, И. Никитина и многих других, а также французских писателей П.-Ж. Беранже, Ф. Вольтера, П. Корнеля, Ж.-Б.Мольера, В. Гюго, Жюля Верна, А. Барбюса, на французский язык - произведения Т. Шевченко, И. Франко, П. Тычины, занималась переводами с польского и немецкого языков, – вот далеко не полный перечень того, что сделано этой самоотверженной труженицей на ниве литературы.
В 20-е годы Христина Алексеевна печаталась в харьковских журналах и газетах, была членом Украинского общества драматургов и композиторов.
Писательница, безусловно, заслуживает нашей благодарной памяти и любви. Не случайно 100-летие со дня рождения X. А. Алчевской было внесено в календарь знаменательных дат международной организации ЮНЕСКО.Такой была семья Алчевских. Гибель главы семейства не поколебала преданности жены и детей высоким, благородным идеалам. Время не затмило их славы и памяти о том, как много сделано Алчевскими для родного народа.Города Харьков и небольшой город на Луганщине – Алчевск связаны родственными узами семьи Алчевских. В 1991 году донбасскому городу металлургов Алчевску возвращено имя его основателя – главы семьи Алчевских. В 1999 году в Харькове состоялся Первый международный конкурс вокалистов имени Ивана Алчевского. В 2001 году такой конкурс проводится в Алчевске. Алчевской музыкальной школе № 1 присвоено имя Ивана Алчевского, а старейшей в городе средней школе № 1 имя Христины Даниловны Алчевской.
Память о семье Алчевских жива в Донбассе, Харькове и всей Украине.
ЛИЧНЫЕ АРХИВНЫЕ ФОНДЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ХРАНИЛИЩАХ СССР АЛЧЕВСКАЯХристина Алексеевна (1882-1931), поэтесса. ГА Харьковской обл., ф. 969, 4 ед. хр., 1895-1911. ИЛ АН УССР, ф. 36, 2832 ед. хр., 1899-1931.
Известный украинский горнозаводчик и финансист, купец 1-й гильдии, коммерции советник, владелец Харьковского торгового банка.
Создатель и глава первого в России акционерного Земельного банка, а также ряда акционерных обществ в области горнодобывающей промышленности. (род. в 1835 г. - ум. в 1901 г.)
7 мая 1901 г. на перрон Варшавского вокзала Петербурга вышел пожилой седобородый мужчина в дорогом пальто с котиковым воротником. Он то и дело поглядывал на часы и волновался, казалось, в предвкушении встречи с каким-то очень важным для него человеком. Когда до приближающегося паровоза оставалось всего несколько метров, мужчина подошел к краю платформы, размашисто перекрестился и вдруг... прыгнул на рельсы. Прибывшая на место происшествия полиция узнала в погибшем Алексея Кирилловича Алчевского - хозяина Харьковского торгового и Харьковского земельного банков, основателя и главного акционера Донецко-Юрьевского металлургического и Алексеевскою горнопромышленного обществ, одного из богатейших людей юга России.
Следствие показало, что харьковский банкир прибыл месяц назад в столицу для того, чтобы пробить для своих металлургических компаний госзаказ на поставку железнодорожных рельсов и испросить у министра финансов С. Ю. Витте разрешение на выпуск облигаций на 7 млн рублей под залог своих предприятий. С помощью этих мер он пытался спастись от банкротства, угроза которого нависла над ним в начале года. После того как Алчевскому было отказано во всех просьбах, он понял, что для него все кончено.
Будущий банкир и коммерции советник родился в 1835 г. в Сумах, Харьковской губернии, в зажиточной купеческой семье. Его дедом был расторопный чумак, который возил крымскую соль не только на рынки Конотопа и Кременчуга, но и в Клев, Москву и даже добирался до Санкт-Петербурга. А отец «производил в Сумском районе значительную местную и ярмарочную торговлю бакалейными и колониальными товарами». Окончив двухклассную школу, а затем уездное училище, Алексей Алчевский проходил университеты жизни при отцовской бакалейной лавке.
Освоив в конце 1850-х гг. азы торгового ремесла, юноша решил начать свое дело. Для этого он отправился в Харьков и открыл на Сумской улице небольшую лавку по продаже чая. Отправившись как-то по делам в Курск, он познакомился там с дочерью учителя местного уездного училища Христиной Даниловной Журавлевой, девушкой привлекательной и умной, которая обладала феноменальным голосом и неординарными музыкальными способностями. В 1862 г. молодые люди обвенчались и Алексей увез молодую жену к себе. Губернский город Харьков имел в то время не более 50 тыс. человек населения, на которое приходилось около 1,4 тыс. торговых заведений и 4,5 тыс. купцов и приказчиков. Закрепиться на здешнем рынке приезжему было не просто. Но молодой человек, твердо решивший стать бизнесменом, не собирался отступать перед трудностями. Он с энтузиазмом взялся за работу и очень скоро добился репутации преуспевающего предпринимателя.
Освоившись на новом месте, Алчевский решил организовать кредитное учреждение нового типа, призванное осуществлять краткосрочные финансовые операции, удовлетворяющие сиюминутные нужды торгового и промышленного люда. Собрав группу единомышленников, он написал устав будущего общества и в 1866 г. получил разрешение на открытие в Харькове одного из первых в стране Обществ взаимного кредита. На его основе спустя полтора года родился Харьковский торговый банк - второй в Российской империи банк коммерческого кредита. Характерной чертой этого учреждения был выдвинутый Алчевским новый принцип - банк строился на акционерных началах, освобождающих его клиентов от взаимного ручательства и ответственности за убытки, - эта ответственность переносилась на акционерный капитал. Некоторые исследователи отдают Алчевскому приоритет «первооткрывателя» подобных учреждений, поскольку его банк впервые был создан на частной основе, а не при содействии казны.
Почти одновременно, в 1869-1870 гг., по проекту устава, написанному Алчевским, в Харькове было учреждено Второе общество взаимного кредита, предназначавшееся для финансирования бизнеса мелких торговцев и промышленников. В управлении делами этих учреждений Алексей Кириллович долгие годы принимал не только активнейшее участие, но и занимал главенствующее положение.
И так 30-летний купец 1-й гильдии стал банкиром. Эту перемену рода деятельности Алексея Кирилловича современники объясняли тем, что он совершенно не походил на «классического купца». По своей натуре и взглядам на жизнь Алчевский больше напоминал европейского бизнесмена. Кроме того, накопление богатства не составляло смысл его существования. Деньги были нужны ему, чтобы созидать что-то новое, интересное ему лично и полезное для родной земли и людей, ее населяющих.
Именно по этой причине Алчевский задумал следующее грандиозное дело, способное принести существенную пользу обществу. Молодой банкир обратил внимание на то, что за 10 лет после отмены крепостного права местные землевладельцы стали влачить жалкое существование. Они не имели возможности закладывать принадлежащие им имения на нормальных условиях. Ростовщики, которых в то время в стране развелось предостаточно, брали с любого кредита немыслимые 15-20 % годовых. Этому беспределу нужно было положить конец, и сделал это Алексей Кириллович.
В первых числах сентября 1871 г. А. К. Алчевский открыл в Харькове Земельный банк, учредителями которого стали профессор-экономист И. В. Вернадский, землевладелец А. Ф. Бантыш, купец 1-й гильдии Ф. И. Добрынин и другие состоятельные люди города и губернии. Земельный стал первым и некоторое время единственным в тогдашней России банком ипотечного кредита - он ссужал деньги под залог земли, а также сельской или городской недвижимости. Основной его особенностью была долгосрочность кредита. Кроме того, закладное имущество оставалось в руках должника, который, уплачивая проценты или погашая долг, продолжал эксплуатировать это имущество.
Земельный банк нанес сокрушительный удар по ростовщикам, выдавая кредиты всего лишь под 7,5 % годовых, «считая в том числе и амортизацию долга». Поэтому и потянулись за помощью в Харьков многие тысячи земледельцев не только Слобожанщины и Войска Донского, но и Курской, Черниговской и других губерний Российской империи. Примеру Алчевского вскоре последовали другие финансисты - через полтора года после открытия этого банка в стране возникло 11 таких же финансовых учреждений. Алексей Кириллович стал видным банковским авторитетом, с которым часто общались министры финансов тех лет - Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте.
В середине 1870-х гг. он стал богатым человеком, состояние которого оценивалось в 1,4 млн рублей. Любой другой человек, добившись таких успехов в бизнесе мог спокойно остановиться на достигнутом, но только не Алчевский. Приняв попутно деятельное участие в основании еще двух харьковских банков - Общества взаимного кредита приказчиков и Общества взаимного кредита горнопромышленников юга России, предприниматель энергично взялся за новые дела, на этот раз производственного характера.
Зная о том, что французские капиталисты потеряли на разведке угля в Кураховке 25 млн франков, он не побоялся вложить средства в создание угледобывающей промышленности Донбасса. Сначала в очень скромных размерах, а потом все более увеличивая затраты, Алчевский стал заниматься разведочными работами и разработкой каменного угля в Бахмутском и Славяносербском уездах, а также в области Войска Донского. В 1875 г. он организовал акционерное Алексеевское горнопромышленное общество, целью которого была разработка угольных залежей на землях, находящихся близ только что построенной ветки Луганск - Дебальцево Екатерининской железной дороги. Здесь когда-то были поместья И. И. Гладкова, И. Н. Жилло, братьев Родаковых, князя А. С. Долгорукова. Заложенные в Харьковский земельный банк, через год они были выкуплены Алексеевским обществом, то есть А. К. Алчевским.
Скромное «дело» с ничтожной производительностью в 700 тыс. пудов в год ко времени трагической кончины бизнесмена, разрослось в громадное предприятие с шестью миллионами основного капитала и с производительностью до 60 млн пудов угля и кокса в год.
Наступившая в начале 1890-х гг. эра так называемого промышленного пробуждения России, выразившегося в небывалом подъеме металлургической промышленности, застала Алексея Кирилловича в первых рядах организаторов нового производства. В 1895 г. Алчевский с энтузиазмом взялся за совершенно новый для себя проект, ради которого готов был поставить на карту все. Своим близким и единомышленникам он говорил: «Завод металлургический надумал ладить на европейский образец. Донбасс - самое подходящее для такого предприятия место. У меня там помимо капитальных шахт и кокс свой имеется - возле станции Юрьевка, как вы знаете, наши печи работают. К тому же Екатерининская железная дорога, близ которой мы обосновались, позволяет недорого доставлять марганец из Никополя и богатую железом руду из Кривого Рога. Думаю, дело получится хорошее и прибыльное».
Друзья стали было возражать, говоря ему, что в Донбассе уже есть три металлургических завода - Юзовский, Петровский и Дружковский. На что предприниматель парировал: «Во-первых, металлургических заводов не бывает ни много, ни мало, а всегда столько, сколько нужно для нужд экономики. Во-вторых, все перечисленные заводы “сидят на рельсах” - выполняют только правительственные заказы на поставку проката для строительства железных дорог. А в это время рынок исходит криком: дайте частному делу уголок, швеллер, балки и другие изделия так называемого сортового проката! Вот мы и заполним эту нишу, чтобы частная инициатива не глохла, а мощно двигала вперед технический прогресс».
В результате усилий харьковского банкира в 1895 г. было основано Донецко-Юрьевское металлургическое общество (ДЮМО), которому суждено было стать последним и самым любимым детищем Алексея Кирилловича. На северо-востоке Донбасса, возле железнодорожной станции Юрьевка Екатерининской железной дороги (теперь станция Коммунарск) и села Васильевка закипела работа. Тысячи людей вгрызались в донецкую степь кайлами и лопатами, а из Германии и Бельгии в то время сюда прибывало оборудование, приезжали специалисты. Первая доменная печь была задута уже 26 мая следующего года, что стало днем рождения не только завода ДЮМО, но и нынешнего Алчевского металлургического комбината. Во второй половине года вступили в строй вторая доменная и первая мартеновская печь. За этот 1896 г. завод выплавил 1,9 млн пудов чугуна и более 500 тыс. пудов стали.
Предприятие Донецко-Юрьевского металлургического общества стремительно набирало обороты. Спустя 10 лет здесь уже давали продукцию четыре домны, столько же мартеновских печей, три конвертора и девять прокатных станов. Они предлагали рынку чугун всех сортов, круглое, квадратное, полосовое, шинное и обручное железо, а также листовое и кровельное железо, железо для жнеек и плугов, двутавровые балки, швеллеры, оси экипажные и т. д. Работало на заводе почти 3,5 тыс. человек.
Одновременно с ДЮМО было основано Общество «Русский Провиданс» в Мариуполе. Устройству этого завода Алчевский уделял особое внимание, справедливо полагая, что в будущем он должен приобрести значение мирового уровня. К этому его обязывало приморское месторасположение города, гарантировавшее заводу дешевые морские фрахты, возможность конкурировать и отправлять свои изделия во все концы света.
Середина 1890-х гг. была временем удач и покорений самых высоких вершин: отлично шли дела в Алексеевском горнопромышленном обществе, на металлургических заводах и в банках Алчевского. Именно в этот период он заказал ведущему в ту пору архитектору Харькова А. Н. Бекетову проекты новых помещений Земельного и Торгового банков, на сооружение которых бизнесмен затратил 1,2 млн рублей. Здания эти и поныне являются украшением столицы Слобожанщины.
Известен предприниматель Алчевский и своим меценатством. Он финансировал основанную его женой Христиной воскресную школу в Харькове и построил для нее собственное здание в Мироносицком переулке - ныне Совнаркомовская улица, 9. Школа работала до 1919 г., после чего в том же доме была открыта вечерняя школа рабочей молодежи. Теперь в нем располагается выставочный зал городского Художественного музея. В Алексеевке им была построена сельская школа, в которой 7 лет работал известный украинский писатель и ученый Б. Д. Гринченко.
Кроме того, А. К. Алчевский спонсировал Общество грамотности, а также помогал своей жене открыть в Харькове первую общественную библиотеку (ныне Государственная научная библиотека им. В. Г. Короленко). При его участии в 1892 г. в Сумах была организована городская библиотека с «кабинетом для чтения». Он профинансировал открытие в 1899 г. первого в мире памятника Тарасу Шевченко и собирался передать городу часть своей усадьбы, где он был установлен.
Казалось, ничто не предвещало беды дому Алчевских и бизнесу его хозяина. Но в конце XIX столетия к России стал приближаться экономический кризис, который уже охватил европейские страны. Алексей Кириллович хорошо понимал, что его последствия ударят не только по заводу и шахтам, но и не обойдут стороной банки. Готовясь достойно встретить тяжелые времена и стремясь обойтись по возможности малыми потерями, Алчевский, что называется, до последнего не сворачивал производство. Даже большевик К. Е. Ворошилов в своих воспоминаниях признавал: «Следует сказать, что завод ДЮМО был в то время как бы островком в бушующем океане экономического кризиса - здесь продолжали плавить чугун и сталь, выпускать разносортный прокат, хотя повсюду производство сворачивалось. Правда, в отличие от предыдущих лет продукция не находила сбыта.. Но рабочих не увольняли. И именно поэтому здесь не чувствовались в полной мере те бедствия, которые уже катились по всей России».
В этой ситуации Алчевский решил обратиться за помощью к правительству. Перед отъездом в столицу пошутил: «Поездки в сановный Петербург можно сравнить разве что с летописными поездками русских князей в Орду, где могут и грамотой одарить, а могут и головы лишить.» Его проект преодоления кризиса не представлял собой ничего незаконного или невозможного. Предприниматель просил разрешить ему дополнительный выпуск облигационного займа, что позволило бы превратить краткосрочные долги ДЮМО и Алексеевскою горнопромышленного общества в долгосрочные. Кроме того, он просил обеспечить госзаказом Донецко-Юрьевский завод на равных основаниях со всеми другими частными предприятиями.
Однако произошло совершенно непредвиденное: правительство отдало контракты тем заводчикам, которые и раньше на них обогащались, причем цены соглашений были заведомо не выгодны казне. А заводу, который брался исполнить заказ на конкурсной основе, было отказано на том основании, что он ранее не состоял в числе казенных поставщиков. По соображениям столь же «логичным и основательным», но уже без всяких мотивов, Донецко-Юрьевскому обществу было отказано в выпуске второго облигационного займа, тогда как Брянское общество перед этим получило право даже на четвертый выпуск. Возможно, ответ этой загадки следует искать в том обстоятельстве, что Общество Алчевского было единственным крупным металлургическим предприятием Юга, основанным без участия иностранного капитала.
Хлопоты о разрешении облигационного займа и заказов продолжались не день и не два. Нужна была энергия Алчевского, чтобы пройти до конца эту волокиту. Но за его спиной стояли материальные интересы нескольких десятков тысяч людей, а гибель одного из предприятий непременно повлекла бы за собой и банкротство остальных. Эти обстоятельства заставляли Алексея Кирилловича настойчиво обивать пороги министерства финансов и добиваться положительного решения. Узнав о том, в какую ситуацию попал знаменитый бизнесмен, к нему тут же обратились бельгийские промышленники. Они просили продать принадлежащие ему 10 тыс. акций Алексеевскою горнопромышленного общества по 2 тыс. рублей за каждую (при номинальной стоимости 500 рублей). Согласившись с этим предложением, Алчевский мог получить 20 млн рублей, покрыть все задолженности и еще остаться в прибыли. Однако 66-летний харьковский предприниматель, ни минуты не раздумывая, отказался от этой выгодной сделки. Это решение он мотивировал нежеланием передавать свое дело в руки иностранцев, а также сказал: «Что же будут делать и чем будут заниматься мои сыновья, неужели станут тунеядцами-купонщиками? Нет, на это я не могу согласиться».
Алексей Кириллович неразрывно связал свою личную участь и все свое состояние с бизнесом, который был им устроен и выпестован. Последний и окончательный отказ чиновников он получил 4 мая 1901 г., а через 3 дня его уже не было в живых. И все же даже сегодня нет ответа на вопрос, что толкнуло этого сильного человека под колеса поезда. А. К. Алчевский оставил своим наследникам 15 млн долга, но парадоксальность ситуации заключается в том, что совокупная курсовая стоимость акций его предприятий на тот момент составляла почти 18 млн рублей. Следовательно, называть предпринимателя несостоятельным не было никаких оснований.
Сразу после его смерти Харьковский торговый банк был объявлен банкротом и закрыт, первый в России частный ипотечный Земельный банк был передан московским бизнесменам Рябушинским, а промышленные предприятия Алчевского стали собственностью государства. После смены собственника Харьковский земельный банк весьма быстро получил льготный правительственный кредит в 6 млн рублей, которого не мог добиться его прежний хозяин. Уже к середине 1902 г. банк полностью вышел из кризиса и возобновил полноценную работу.
В память об основателе металлургического завода ДЮМО железнодорожная станция Юрьевка по ходатайству российских промышленников была переименована в 1903 г. в станцию Алчевское. От станции получил название и заводской поселок, превратившийся впоследствии в город, название которого несколько раз менялось. С 1931 г. он был Ворошиловском - в честь начинавшегоздесь свою революционную деятельность большевистского функционера, в 1950-е гг. именовался то Алчевском, то Ворошиловском, а в 1961-1991 гг. - Коммунарском. В декабре 1991 г. на городском референдуме население высказалось за возвращение городу старого названия - Алчевск. Это решение отразило не только заслуги предпринимателя перед украинским народом, но и подвижничество членов его семьи - видных деятелей национальной культуры.
Жена Алчевского, Христина Даниловна (1841-1920), по праву считается выдающимся украинским педагогом-просветителем. Она прославилась как организатор знаменитых воскресных школ, соавтор библиографического 3-томного труда «Что читать народу?» и основоположник методики обучения грамоте взрослых. Не одну яркую страницу в истории отечественной культуры вписали дети Алчевских. Григорий (1866-1920) известен как педагог-вокалист и композитор, Иван (1876-1917) - певец с мировым именем, один из самых выдающихся представителей украинской и русской музыкальной культуры, Христина (1882-1931) - украинская поэтесса, переводчик и педагог.
Современный Алчевск - крупный промышленный и культурный центр Луганщины, в котором по-прежнему развита металлургическая и коксохимическая отрасли промышленности. Здесь же находится и Открытое акционерное общество «Алчевский металлургический комбинат» - одно из крупнейших предприятий Украины, которое в нынешнем названии сохранило память о своем основателе - талантливом предпринимателе Алексее Кирилловиче Алчевском.
Елена Константиновна Васильева, Юрий Сергеевич Пернатьев
Из книги «50 знаменитых бизнесменов XIX - начала XX в.»
Дмитрий Алчевский родился в 1862 году в Харькове. В 1887 году окончил физико-математический факультет Харьковского университета, стал биологом, защитил магистерскую диссертацию, был кандидатом естественных наук, прекрасно играл на виолончели, хорошо рисовал. Много занимался экономикой и финансами.
Дмитрий помогал отцу в финансовых вопросах, был членом Алексеевского горнопромышленного общества, он оказался единственным продолжателем дела отца. Именно с Дмитрием бухгалтерия завода ДЮМО вела все финансовые операции и расчеты после гибели Алексея Кирилловича. В последующем Дмитрий работал в Харьковском земельном банке, который прежде возглавлял его отец.
Дмитрий Алчевский женился на дочери генерала Попова Евгении Александровне, происходившей из старинного дворянского рода.
Дмитрий Алчевский с женой Евгенией Александровной
Семья проживала в Харькове в собственном доме, построенном в 1896 году по проекту архитектора А. Н. Бекетова, которого с семьей Алчевских связывали семейные узы – он приходился зятем Алексею Кирилловичу Алчевскому.
Дом Алчевских был выстроен в необычном для Харькова стиле. Здание, по собственному выражению самого А. Бекетова, решено в мавританском духе – сочетании готики и арабского зодчества.
Городская усадьба Д. А. Алчевского в Харькове
В 1886 году Дмитрий Алчевский приобрёл для отдыха участок земли в 144 десятины с садом, огородом, парком и лесом на южном берегу Крыма возле Симеиза – деревня Кикинеиз (ныне село Оползневое). Здесь была построена дача в одном из красивейших мест в Крыму, на самой южной точке полуострова, между Симеизом и Форосом.
С этими крымскими землями Дмитрия Алексеевича связывали не только дни отдыха, но и его последние дни. Как известно, в своей предсмертной записке Алексей Кириллович считал, что его сын Митя погибнет из-за краха отца. Так оно и случилось. Он пережил отца всего на 19 лет.
В середине декабря 1920 года Дмитрий Алексеевич в сопровождении дочери Веры Щербаковой и маленькой внучки Ксении уехал из Харькова в Кикинеиз, где с осени этого года находились его жена и младшая дочь.
В это время в Крыму была очень сложная обстановка. 20 октября 1920 года генерал Врангель издал свой последний приказ о начале эвакуации из Крыма всех, кто разделял с армией ее путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства с их семьями и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага.
Эвакуация из Ялты. Середина ноября 1920 г. Кадры документальной кинохроники
126 судов взяли курс от Крыма к чужим берегам. Однако не все захотели ехать на чужбину, надеясь на обещанную амнистию, ведь сдавшимся обещали «полное прощение в отношении всех проступков, связанных с гражданской борьбой».
17 ноября 1920 года, ровно через три дня после отхода последнего корабля с беженцами, в Ялте появились Красная армия и заработали Чрезвычайные «тройки». 25 ноября 1920 года реввоенсовет республики издал приказ №4, чтобы все жители, прибывшие в Крым после 1918 года (то есть как бежавшие от советской власти), срочно зарегистрировались. Все, кто прежде служил старому режиму, поверив обещаниям амнистии в случае регистрации, потянулись на сборные пункты.
На регистрацию явились тысячи людей разного возраста и звания. Несмотря на обещанную амнистию в городах и селах Крыма в то время были расстреляны 120 тысяч человек без всякого суда и следствия, на основании приговоров, вынесенных так называемыми «чрезвычайными тройками». Только в Ялте уничтожили шесть тысяч человек.
Прибывший в это время в Крым Алчевский Дмитрий тоже отправился на регистрацию в Симферополь и не вернулся. Родные думали, что его расстреляли в этом же городе. Но оказалось, расстрелян он был не в Симферополе.
Есть предположение, что после ареста его с другими задержанными под конвоем переправили в Багреевку – место массового расстрела «буржуев».
Из архивного дела в отношении Дмитрия Алчевского известно, что по постановлению чрезвычайной тройки крымской ударной группы в составе председателя Удриса и членов Тольмаца и Агафонова от 22 декабря 1920 г. были приговорены к расстрелу 22 человека.
Второй в этом списке – Дмитрий Алексеевич Алчевский. На его деле – резолюция Удриса синим карандашом: «Расстрелять!». В графе «Квалификация содеянного и мера наказания с учётом вносившихся в приговор (несудебные решения) изменений» написано: «Вынесено постановление о расстреле Алчевского Д. А. за службу у белых. Решение по делу не изменялось». Данных об аресте и содержании под стражей или в местах лишения свободы нет.
После того, как Дмитрия Алчевского расстреляли в Багреевке, Евгения Александровна Алчевская осталась в своём имении в качестве заведующей «Советским имением Кекенеиз», но заведовала недолго: вскоре её вместе с дочерью выгнали из собственного дома, оставив без средств к существованию. В имении разместился дом отдыха ОГПУ, потом МВД, а в одном из старых зданий – «дача Берии». С 1960 года здесь находится дом отдыха «Понизовка».
Евгения Александровна с дочерью Христей переехала в Ялту и поселилась в комнатах второго этажа в доме с названием «Серые дрозды». Вдали виднелось море, а под окнами старое сухое дерево облюбовали «серые дрозды».
Умерла Евгения Александровна в 1933 году и похоронена в Ялте.
От брака Дмитрия Алчевского с Евгенией Поповой были две дочери. Старшая Вера в Понизовке познакомилась со своим будущим мужем, впоследствии известным геологом и геохимиком, академиком Академии наук СССР Д. И. Щербаковым.
Жизнь второй дочери Дмитрия Алексеевича Христины сложилась драматически. Она вышла замуж за художника Владимира Георгиевича Душина, который её вскоре оставил с двумя детьми на руках. Постоянные бедствия и переживания привели Христину Душину в психиатрическую больницу г. Симферополя, где её вместе с больными расстреляли фашисты в начале войны.
Сын Душиных, внук Дмитрия Алчевского, Юрий Владимирович Душин погиб в годы Великой Отечественной войны в боях против немецко-фашистских захватчиков. Дочь Тамара Владимировна Душина – хранительница истории своего рода.
При непосредственном участии Душиной Т. В. удалось выяснить подробности расстрела русских дворян и офицеров в Багреевке под Ялтой в 20-е годы прошлого столетия. Об этом укромном уголке Крымского заповедника почти 80 лет ходили страшные легенды.
Начиная с 1997 года, в Багреевке стали собираться в день поминовения не только ялтинцы, но и потомки тех, кто здесь покоится.
В декабре 2005 года здесь, рядом с деревянным крестом, заложили часовню. Возведена она на пожертвования потомков расстрелянных людей.
Часовня в Багреевке
Алчевский Дмитрий Алексеевич посмертно реабилитирован на основании статьи 1-й Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» от 17 апреля 1991 года.