Иван Евстафьевич Хандошкин (1747—1804)русский скрипач, композитор и педагог. Основоположник русской скрипичной школы.
Отец - Остап Лукьянович Хандошкин, портной по профессии, играл в придворном оркестре Петра III на ударных инструментах.
Вики пишет, что благодаря меценату Л. А. Нарышкину Хандошкин еще в подростковом возрасте ездил в Италию, где занимался у известного
Тартини(?). В совершенстве игры на скрипке соперничал с знаменитыми в то время скрипачами
Виотти, Местрино и Дицом. О нём говорили, как о «русском Паганини», что, в чисто хронологическом смысле, несколько неверно, так как Хандошкин был предшественником знаменитого скрипача.
Вернувшись в Россию, пятнадцатилетний Иван стал придворным камерным музыкантом. В придворном оркестре он проработал до 1785 года, достигнув звания первого камер-музыканта и капельмейстера.
В 1765 году восемнадцатилетний музыкант начал преподавать игру на скрипке в воспитательных классах Академии художеств, открытых лишь за год до его поступления туда на работу.
Несколько лет Иван Евстафьевич состоял также на службе в дирекции императорских театров, от которой, по ходатайству Г. А. Потёмкина, уволен в 1785 году с назначением пенсии за выслугу и назначен преподавателем в Екатеринославскую музыкальную академию. В отсутствие директора академии, профессора Сарти, Иван Евстафьевич исполнял обязанности его заместителя.
В 1789 году Хандошкин вернулся в Санкт-Петербург, где прожил остаток своей жизни.
Хандошкин написал более 100 сочинений для скрипки (преимущественно вариаций на русские песни), приводивших в восторг высшее общество времён Екатерины II. Кроме того, написал три сонаты. Сочинения его издавались в XVIII веке И. Д. Герстенбергом и позднее Ф. Т. Стелловским.
Был первым учителем по скрипке Академии художеств.
Помимо скрипки, свободно владел гитарой и балалайкой.
Композитор Михаил Гольдштейн посвятил скрипачу «Концерт Хандошкина для альта с оркестром» (C-dur).
«Орфей русской скрипки» – Иван Хандошкин
Музыка, которая вернулась Скрипка в России XVII—XVIII веков была вспомогательным инструментом. Скрипачи входили обычно в состав какого-нибудь оркестра — не более. В западноевропейских странах была та же тенденция. И только когда такие мастера, как Амати, Д. Гварнери или А. Страдивари научились из кленовых досок создавать инструменты, обладавшие феноменальными музыкальными достоинствами, начался взлет индивидуального скрипичного искусства. Иван Хандошкин для России сыграл в нем немаловажную роль…
Позднее кто-то назвал его «русским Паганини», пытаясь присвоить ему, как титул, имя гениального итальянца. Должно же было сделать наоборот: ведь когда в 1804 году Иван Евстафьевич ушел из жизни, итальянский «демон скрипки» еще только начинал свой путь к зениту славы.
Современником Хандошкина был и Иван Андреевич Батов, знаменитый крепостной, скрипичных дел мастер. Вместе они добились блистательного взлета в России искусства игры на «божественном» инструменте.
Сколь это ни парадоксально, но в XVIII веке выдающимся музыкантом мог стать лишь представитель низших или «средних» слоев общества — служащий, мастеровой или мещанин. Почти нет примеров тому, чтобы на музыкальной и, в частности, композиторской орбите появился выходец из родовитой знати.
И понятно почему. Музыкант-профессионал, а тем более свой, русский, считался еще ремесленником, как бы необходимой принадлежностью, изысканным украшением и придворным декором. Но отнюдь не творцом. Музыкант как бы аккомпанировал быту двора, его жизни, но не был ею. Так же, как и актер.
Это совсем не значит, что среди крупных сановников или членов их семей не играли на различных инструментах. Напротив, музыкальное образование было развито весьма широко. И все же... Музыка прежде всего была олицетворением изысканного времяпрепровожденя, роскоши и забавы.
Для сына портного — Ивана Хандошкина — она с детства была смыслом жизни. Талантливый и трудолюбивый, «природный русский», как его позже характеризовали современники, он в юные годы «охотился всегда к скрипке...».
Сначала его обучал итальянский скрипач Тито Порто, практиковавший в России, а затем, пятнадцати лет от роду, в 1762 году, юношу принимают в придворный оркестр. Не прошло и нескольких лет, как он получает звание капельмейстера и первого камер-музыканта.
Начинается двадцатилетие в жизни даровитого скрипача, когда его имя становится популярным и даже нарицательным. Хандошкин, или, как его еще называли в разговорах, «Антошкин», ведет интенсивную концертную деятельность. Его приглашают преподавать в музыкальных классах Академии художеств – той самой, в которой в это время учится будущий композитор Евстигней Фомин. Кто знает, может быть, именно муза Хандошкина отвлекла одаренного Фомина от карьеры архитектора и живописца, и, вопреки настояниям преподавателей, он стал позднее музыкантом...
Иван Евстафьевич обучает также и воспитанников театральной школы при известном «Вольном театре» К. Книппера. Но главным для него являются, конечно же, публичные выступления. Именно они приносят ему те несравненные эпитеты, которыми наделяет его восторженная публика: «сильный скрипач», «искуснейший музыкант», «первоклассный скрипач-виртуоз», «замечательный виртуоз на скрипке и плодовитый композитор»…
«Первый сочинитель и игрок русских песен» — так сам себя титуловал Хандошкин, который был невероятно популярен в возникающих тогда в Петербурге музыкальных клубах, явившихся новым ярким событием в культурной жизни страны. Устроители домашних концертов всеми силами стремились «заполучить» Ивана Хандошкина. Вечер с его участием считался «изысканным».
Однако, несмотря на то, что при жизни музыкант был очень знаменит и постоянно концертировал, спустя всего несколько лет после его смерти выяснилось, что подробности его биографии практически нигде не зафиксированы, не существует даже портрета, поэтому сегодня у нас нет возможности узнать, как выглядел русский виртуоз.
Зато, благодаря передачам Михаила Казиника на радио «Орфей», есть возможность услышать его музыку. В первой программе звучат Альтовые вариации Ивана Хандошкина, написанные на тему русской песни «Что теряю, то люблю...».
https://www.google.ru/#newwind...0%B8%D0%BDПо поводу портрета И. Хандошкина Интернет противоречив. Где-то пишут, что портрета не сохранилось, есть, мол, только описание внешности в мемуарах.
со слов его вдовы, записанное В. Ф. Одоевским для энциклопедического словаря А. Плюшара: «Пьяницею не был. Росту среднего, телосложения плотного, красивой наружности, глаза большие, парик носил». И далее: «Пальцы у Хандошкина были малы и толсты». До конца жизни сохранялась у него блестящая техника, «...и на сем возрасте играл арпеджии коротеньким тартиниевским смычком».Но на одном сайте я нашла портрет. Он ли?
http://www.vppress.ru/stories/...rity-19436Три дороги и три судьбы: русского императора Ивана VІ и украинцев Василия Мировича и Ивана Хандошко Исторические коллизии иногда сами собой «завязывают» такие интересные узлы, только удивляешься… Казалось бы, что объединяет трагическую судьбу русского императора Ивана VІ и жизненный путь украинца Василия Мировича? Или же: каким удивительным образом «пересеклись» исторические параллели и свели на одной орбите фаворита Екатерины ІІ Григория Потемкина с гениальным украинским скрипачом и композитором Иваном Хандошкиным? Эти и некоторые другие как музыкальные, так и политические сюжеты во многом связаны с жизнью украинской общины в Санкт-Петербурге — с малоисследованными страницами, собственно, нашей истории.
...................................................
Иная судьба ожидала гениального скрипача и композитора Ивана Хандошкина (1747—1804). Он, как и Василий Мирович, был украинцем, и родовая его фамилия была Хандошко. Отец Ивана Остап Лукьянович Хандошко родился в селе Перевоз Миргородского полка, и в 1730 году родственник гетмана Данилы Апостола прапорщик Преображенского полка Павел Иванович Апостол привез его в Петербург. Остап учился игре на валторне у придворного валторниста Антона Шмита, позже служил в оркестре графа П. Шереметева.
Феноменальные музыкальные способности его сына обнаружились еще в раннем детстве. С шести лет Иван учится искусству игры на скрипке у итальянского скрипача-виртуоза Тито Порта, а с октября 1760 г. его официально зачисляют «музыкантским учеником» в оркестр великого князя, со временем императора Петра III Федоровича. После убийства Петра III вследствие дворцового переворота, осуществленного Екатериной II, 1 июля 1762 г. Ивана Хандошкина зачисляют скрипачом придворного театра, а с 15 марта 1764 г. он уже преподает игру на скрипке в Академии искусств. Документальных свидетельств о жизни и творчестве Ивана Хандошкина между 1764 и 1772 гг. нет. По моему мнению, именно в этот период начинается его интенсивная исполнительская и композиторская деятельность и именно в эти годы он создает свои знаменитые сонаты для скрипки, одна из которых, а именно соль-минорная (как считают некоторые музыковеды) и написана
«на смерть Мировича». И действительно, трагическая первая часть сонаты, заканчивающаяся похоронным маршем, дает основания для вывода об определенной зашифрованной програмности этой музыки.
И.Е. Хандошко. Соната для скрипки соло соль-минор в исполнении Д. Ткаченко на Youtube:
1 часть
2 часть
3 часть
( мой инет за городом не тянет Ютюб, поэтому ссылку ативную дать не могу)
Исполнительское мастерство Ивана Хандошкина было всеохватывающе и безупречно; как пишут исследователи, он играл «и в чертогах Екатерины, и в палатах бояр, и на площадях». По воспоминаниям современников, игра Ивана Хандошкина отличалась непревзойденной техникой и вместе с тем «никто не в силах был удержаться от слез», когда он играл медленную лирическую или драматическую музыку. Он был блестящим импровизатором и в открытых для публики концертах-соревнованиях, в которых участвовали лучшие европейские скрипачи, Иван Хандошкин всегда выходил победителем. Именно блестящее исполнительское мастерство стало основой композиторского творчества Ивана Хандошкина.
В 80-е годы наиболее влиятельным почитателем музыки и исполнительского искусства Ивана Хандошкина становится князь Григорий Потемкин (самый близкий в то время к Екатерине II человек). Именно по просьбе Г. Потемкина были подписаны указы о предоставлении И. Хандошкину придворного чина мундшенка, патента на звание капитана (как тут не вспомнить капитанское звание А. Веделя) и назначение его директором только что открытой Екатеринославской музыкальной академии. Следует заметить, что назначение И. Хандошкина в Екатеринослав было связано как с его музыкальным авторитетом, так и с украинским происхождением композитора.
Кстати, и сам Г. Потемкин получает титул Великого гетмана Екатеринославского и Черноморского казачества.
После смерти Г. Потемкина материальное положение Ивана Хандошкина резко ухудшается. Новый фаворит Екатерины II Платон Зубов относился к И. Хандошкину недоброжелательно, а Дж. Сарти, сменивший И. Хандошкина на должности директора Екатеринославской музыкальной академии, считал его опасным конкурентом.
Стремясь издавать свои произведения (а издание нот стоило чрезвычайно дорого), Иван Хандошкин задолжал большую сумму денег и попал в серьезные материальные затруднения. 18 марта 1804 года он умирает от инфаркта «придя в кабинет за пенсионом». Отпели Ивана Хандошкина в Казанском соборе и похоронили на Волковом кладбище.
Судьба большей части творческого наследия И. Хандошкина неизвестна. Опубликовано только незначительное количество его сонат и вариаций.
Из композиций мастера, связанных с украинским фольклором, до нас дошли только: «Казачок с 21 вариацией для фортепиано solo», «12 вариаций ре мажор solo для скрипки на тему песни «Вийшли в поле косарі» и «12 вариаций фа мажор для скрипки с аккомпанементом баса на тему танца «Казачок».
До недавнего времени вопрос об Иване Хандошкине как об украинском композиторе вообще не возникал,
хотя еще в 1850 году известный писатель Федор Кони отмечал:«Знаем ли мы что-нибудь о малороссийском художнике
Гандошке, великом скрипаче, обворожившем двор Екатерины? А между тем Гандошка написал и напечатал до ста композиций для скрипки. Ныне эти творения археологическая редкость».
Славное имя петербургского украинца Ивана Хандошко мы можем с гордостью прибавить к целому ряду великих имен украинских художников, живших и работавших в столице Российской империи в ХVIII в.: Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский, Марк Полторацкий, Антон Лосенко, Тимофей и Елизавета Билоградские, Иван Мартос, Дмитрий Левицкий, Тимофей Бубличенко, Владимир Боровиковский, Иван Хандошко.
Кстати… Фамилия «Хандошко» или «Хандожко» довольно распространена в Украине и в наше время. В ХVII в. так называли посполитых и казаков, ухаживавших за лошадьми в усадебных хозяйствах и военных частях, их основной задачей было «хандожение», то есть чистка коней.P.S. Соната Ивана Хандошкина «На смерть Мировича» впервые после смерти автора будет исполнена 9 сентября нынешнего года в городе Торунь (Польша). Исполнитель — украинский скрипач Дмитрий Ткаченко.
Автор: Михаил Степаненко
Алиночка, с возвращением на форум.
Спасибо за августовское тепло.