Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ищу любые упоминания фамилии Целицо (Целица)

С огромной благодарностью приму также сведения о своих Шафрановских и Цытовичах. :)

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 * 10 11 12 13 ... 107 108 109 110 111 112 Вперед →
Модератор: elena_krd
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11368
Zabellisa
Благодарю, Юля!
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11368
ЦЯЛІЦА
(назоўнік | жаночы род | абласное)
Цялушка, якая яшчэ не прыводзіла цялят. || памяншальная форма: цялічка.
Родныя вобразы.
*******
Перевод: белорусский > русский
ЦЯЛИЦА
(существительное | женский род | областное)
Телица, которая еще не приводило телят. | | уменьшительное форма: цяличка.
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11368
Дьячок и пономарь - нижние клирики, церковнослужители. В чем разница между ними?

*******
На небезызвестном ресурсе http://www.temples.ru
Цитируют священника Михайлова Б. Б., г. Москва, 1999 г. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

"С самого начала при храме состояли священник, дьякон, дьячок, пономарь и просвирня. ... Обязанности дьякона состоят в помощи священнику при совершении таинств и обрядов. Дьячок преимущественно занимался церковным чтением и пением, пономарь прислуживал: зажигал свечи, готовил кадило, звонил на колокольне. Со второй половины XIX века дьячков и пономарей заменили псаломщики. В 1722 году были введены духовные штаты: один священник и два причетника на 100-150 дворов. На Пресне приходских дворов бывало и больше, однако количество служащего духовенства не увеличивалось до начала XX века".
http://www.temples.ru/card.php?ID=322&mono=yes

*********
А вот что написано в книге Юрия Александровича Федосюка «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века» в главе о духовенстве:

http://krotov.info/lib_sec/21_f/fed/osyuk_03.htm

"Служители каждого храма составляли ПРИЧТ. Кроме настоятеля – священника и его помощника – дьякона, в причте состояли и низшие церковнослужители, не получившие религиозного образования и не посвященные в сан, – ДЬЯЧКИ (официально ПСАЛОМЩИКИ) и ПОНОМАРИ. Дьячка, по сходству слов, часть путают с дьяконом, но дьякон принадлежал к духовному сословию, а дьячок с 1868 года был отчислен от него и стал человеком мирским, однако при этом обязательно грамотным, так как ему часто приходилось читать церковные книги. Условный автор «Повестей Белкина» признается, что «первоначальное образование получил от нашего дьячка». Евпраксеюшка, любовница Иудушки Головлева, «была девицей духовного звания» – дочерью дьячка.
Узнав от племянниц Иудушки, что актрисы разные роли играют, жена попа замечает: «Стало быть, и там тоже: кто попом, кто дьяконом, а кто в дьячках служит».
Пономарь был старшим служителем в церкви, одной из его обязанностей было чтение молитв над покойником – труд тяжелый, длительный и однообразный. Отсюда знаменитая фамусовская фраза: «…Читай не так, как пономарь, /А с чувством, с толком, с расстановкой»"
.

********

Ну, положим, "не получившие религиозного образования" - смело сказано. В моем разумении точнее будет - выпускники Духовных училищ, недоучившиеся там бурсаки, ну и не имеющие духовного образования, но в обязательном порядке хорошо владеющие грамотой.

А в "должностных обязанностях" дьячка и пономаря выходит разница, пусть и небольшая, но все же была... Причем, получается, что среди низших клириков пономарь все же был старшим. Перевод ко другому храму на место пономаря - это было "повышением". Так?

******************
Наконец поняла, чем занимался мой пра(3). Дьячок - чтение и пение.

*******************

У протоиерея Серафима Слободского в "Законе Божьем":

"Кроме трех священных чинов, в Церкви существуют еще низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через Таинство Священства, а только по архиерейскому на то благословению.
Псаломщики имеют своей обязанностью читать и петь как при богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан.
Пономари имеют своей обязанностью созывать верующих к богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее.
Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священные одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся".

http://bogoslovy.ru/zb09.htm

*******

Дьячок, уменьшительное от дьяк, диакон - название лиц, не входящих в состав церковной иерархии, но поставленных на церк. служение (у греков anagnvsthV - чтец и yalthV - певец). Так как чтецы и певцы носят одну иту же богослужебную одежду с дьяконами - стихарь, то их могли первоначально называть одним и тем же именем; когда же нужно было диакона отличить от чтецов и певцов, то к слову дьяк прибавляли титул "огарный". В древнее время у нас в России Д., по самой своей должности люди грамотные, соединяли со своим церковным званием обязанности писарей; потом дьяками начали называть вообще писарей и приказных чиновников. С 1868 г., когда церковнослужители перестали составлять часть духовного сословия, место Д. заступили псаломщики; права прежнего духовного состояния сохранены были только за теми Д., которые служилипри церквах до 1868 г. (?????- мое, разобраться, и что за привязка к 1868)

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/8426

********
Взяла "на карандаш"...
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Лайк (1)
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11368
"Белоруссия в эпоху феодализма: сборник документов и материалов (Том 1)
Академия наук Б.С.С.Р., 1959

Источник "Akty izdavaemye Vilenskoiu kommissieu dlja razbora drevnikh aktov", Том 14, с. 643 - 647

Прикрепленный файл: Screenshot-2.jpg
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11368
Академия наук СССР. Отделение русского языка и словесности
Сборник, Том 89,Выпуски 1-8, 1966

Прикрепленный файл: Screenshot-3.jpg
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11368
Практически в этом же значении слово существует в сербском (!) языке
Derivaciona fonetika imenica i prideva u ǰužnoslovenskim ǰezicima
Milan Stakić
Filološki fakultet Beogradskog univerziteta, 1988

Прикрепленный файл: Screenshot-4.jpg
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11368
Полное собрание законов РИ
47138, мая 26, 1869 года. Высочайше утвержденное мнение Государственнаго Совета, объявленное Сенату Святейшим Синодом 11 июля - Об устройстве детей лиц Православного духовенства.



[
Изображение на стороннем сайте: 7c56690b2d05t.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: a60c1993d94ft.jpg ]
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11368
49361. - марта 15, 1871. Высочайше утвержденное мнение Государственнаго Совета. По вопросам, возникшим при согласовании статей Свода Законов с Высочайше утвержденными, 26 мая 1869 и 11 мая 1870 года, мнениями Государственного совета о правах детей духовных лиц Православнаго и Армяно-Григорианскаго исповеданий.


[
Изображение на стороннем сайте: 52c7e610b088t.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: 0125c7d97757t.jpg ]

---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11368
46974. - Апреля 16, 1869. - Высочайше утвержденное положение Присутствия по делам Православного Духовенства. - О составе приходов и церковных причтов.



[
Изображение на стороннем сайте: b9f1c85f7df8t.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: cb2bda0e0b8bt.jpg ]



**************************
Полное собрание законов Российской Империи
http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php Реализованы прекрасные поисковые системы: хронологическая, предметная, по именам и фамилиям.
Выбрать, например, "указатель: предметный", а там ввести "духовенство". Из 6 полученных результатов два отпадают сразу (духовенство иностранных исповеданий), а по остальным открываются перечни названий законов исключительно о духовенстве. Период 1649 - 1881. Очень познавательно уже только по этим названиям пройтись!
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Jekaterina

Jekaterina

Прекрасное далёко...
Сообщений: 413
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 673
Лена, подтверждение шляхетства Целиц, стр. 310:

Здесь имеются Стефан и Адам (1700 г.) и Леопольд (1849).

Источник, так называемый Гербовник Северина Уруского: Rodzina. Herbarz szlachty polskiej. T.2, OPRACOWANY PRZEZ SEWERYNA HRABIEGO URUSKIEGO, PRZY WSPÓŁUDZIALE ADAMA AMILKARA KOSIŃSKIEGO, WYKOŃCZONY I UZUPEŁNIONY PRZEZ ALEKSANDRA WŁODARSKIEGO, WYDANY STARANIEM I KOSZTEM CÓREK AUTORA. Tom II, Warszawa, 1905.
Здесь все 15 томов.


Прикрепленный файл: Cielica_стр310_том2_Урусский.jpg
---
Ищите, ищите и ещё раз: ищите :)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 * 10 11 12 13 ... 107 108 109 110 111 112 Вперед →
Модератор: elena_krd
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник elena_krd » Ищу любые упоминания фамилии Целицо (Целица) [тема №34392]
Вверх ⇈