Ищу любые упоминания фамилии Целицо (Целица)
С огромной благодарностью приму также сведения о своих Шафрановских и Цытовичах. :)
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11368 | Наверх ##
24 февраля 2011 17:45 Zabellisa Благодарю, Юля! --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11368 | Наверх ##
28 февраля 2011 23:18 ЦЯЛІЦА (назоўнік | жаночы род | абласное) Цялушка, якая яшчэ не прыводзіла цялят. || памяншальная форма: цялічка. Родныя вобразы.******* Перевод: белорусский > русский ЦЯЛИЦА (существительное | женский род | областное) Телица, которая еще не приводило телят. | | уменьшительное форма: цяличка. --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11368 | Наверх ##
10 марта 2011 22:28 13 апреля 2013 13:00 Дьячок и пономарь - нижние клирики, церковнослужители. В чем разница между ними? ******* На небезызвестном ресурсе http://www.temples.ruЦитируют священника Михайлова Б. Б., г. Москва, 1999 г. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне."С самого начала при храме состояли священник, дьякон, дьячок, пономарь и просвирня. ... Обязанности дьякона состоят в помощи священнику при совершении таинств и обрядов. Дьячок преимущественно занимался церковным чтением и пением, пономарь прислуживал: зажигал свечи, готовил кадило, звонил на колокольне. Со второй половины XIX века дьячков и пономарей заменили псаломщики. В 1722 году были введены духовные штаты: один священник и два причетника на 100-150 дворов. На Пресне приходских дворов бывало и больше, однако количество служащего духовенства не увеличивалось до начала XX века".http://www.temples.ru/card.php?ID=322&mono=yes********* А вот что написано в книге Юрия Александровича Федосюка «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века» в главе о духовенстве:http://krotov.info/lib_sec/21_f/fed/osyuk_03.htm"Служители каждого храма составляли ПРИЧТ. Кроме настоятеля – священника и его помощника – дьякона, в причте состояли и низшие церковнослужители, не получившие религиозного образования и не посвященные в сан, – ДЬЯЧКИ (официально ПСАЛОМЩИКИ) и ПОНОМАРИ. Дьячка, по сходству слов, часть путают с дьяконом, но дьякон принадлежал к духовному сословию, а дьячок с 1868 года был отчислен от него и стал человеком мирским, однако при этом обязательно грамотным, так как ему часто приходилось читать церковные книги. Условный автор «Повестей Белкина» признается, что «первоначальное образование получил от нашего дьячка». Евпраксеюшка, любовница Иудушки Головлева, «была девицей духовного звания» – дочерью дьячка. Узнав от племянниц Иудушки, что актрисы разные роли играют, жена попа замечает: «Стало быть, и там тоже: кто попом, кто дьяконом, а кто в дьячках служит». Пономарь был старшим служителем в церкви, одной из его обязанностей было чтение молитв над покойником – труд тяжелый, длительный и однообразный. Отсюда знаменитая фамусовская фраза: «…Читай не так, как пономарь, /А с чувством, с толком, с расстановкой»". ******** Ну, положим, "не получившие религиозного образования" - смело сказано. В моем разумении точнее будет - выпускники Духовных училищ, недоучившиеся там бурсаки, ну и не имеющие духовного образования, но в обязательном порядке хорошо владеющие грамотой. А в "должностных обязанностях" дьячка и пономаря выходит разница, пусть и небольшая, но все же была... Причем, получается, что среди низших клириков пономарь все же был старшим. Перевод ко другому храму на место пономаря - это было "повышением". Так? ****************** Наконец поняла, чем занимался мой пра(3). Дьячок - чтение и пение.******************* У протоиерея Серафима Слободского в "Законе Божьем": "Кроме трех священных чинов, в Церкви существуют еще низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через Таинство Священства, а только по архиерейскому на то благословению. Псаломщики имеют своей обязанностью читать и петь как при богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан. Пономари имеют своей обязанностью созывать верующих к богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее. Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священные одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся".http://bogoslovy.ru/zb09.htm******* Дьячок, уменьшительное от дьяк, диакон - название лиц, не входящих в состав церковной иерархии, но поставленных на церк. служение (у греков anagnvsthV - чтец и yalthV - певец). Так как чтецы и певцы носят одну иту же богослужебную одежду с дьяконами - стихарь, то их могли первоначально называть одним и тем же именем; когда же нужно было диакона отличить от чтецов и певцов, то к слову дьяк прибавляли титул "огарный". В древнее время у нас в России Д., по самой своей должности люди грамотные, соединяли со своим церковным званием обязанности писарей; потом дьяками начали называть вообще писарей и приказных чиновников. С 1868 г., когда церковнослужители перестали составлять часть духовного сословия, место Д. заступили псаломщики; права прежнего духовного состояния сохранены были только за теми Д., которые служилипри церквах до 1868 г. (?????- мое, разобраться, и что за привязка к 1868)Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/8426******** Взяла "на карандаш"... --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | Лайк (1) |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11368 | Наверх ##
11 марта 2011 23:12 1 мая 2011 17:01 "Белоруссия в эпоху феодализма: сборник документов и материалов (Том 1) Академия наук Б.С.С.Р., 1959
Источник "Akty izdavaemye Vilenskoiu kommissieu dlja razbora drevnikh aktov", Том 14, с. 643 - 647
 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11368 | Наверх ##
11 марта 2011 23:23 Академия наук СССР. Отделение русского языка и словесности Сборник, Том 89,Выпуски 1-8, 1966
 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11368 | Наверх ##
12 марта 2011 0:02 Практически в этом же значении слово существует в сербском (!) языке Derivaciona fonetika imenica i prideva u ǰužnoslovenskim ǰezicima Milan Stakić Filološki fakultet Beogradskog univerziteta, 1988
 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11368 | Наверх ##
12 марта 2011 20:52 29 февраля 2012 21:34 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11368 | Наверх ##
12 марта 2011 22:43 13 марта 2011 21:53 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11368 | Наверх ##
12 марта 2011 23:06 13 марта 2011 21:58 46974. - Апреля 16, 1869. - Высочайше утвержденное положение Присутствия по делам Православного Духовенства. - О составе приходов и церковных причтов. [ Изображение на стороннем сайте: b9f1c85f7df8t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: cb2bda0e0b8bt.jpg ] ************************** Полное собрание законов Российской Империиhttp://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php Реализованы прекрасные поисковые системы: хронологическая, предметная, по именам и фамилиям. Выбрать, например, "указатель: предметный", а там ввести "духовенство". Из 6 полученных результатов два отпадают сразу (духовенство иностранных исповеданий), а по остальным открываются перечни названий законов исключительно о духовенстве. Период 1649 - 1881. Очень познавательно уже только по этим названиям пройтись! --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
Jekaterina Прекрасное далёко... Сообщений: 413 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 673 | Наверх ##
14 марта 2011 23:04 Лена, подтверждение шляхетства Целиц, стр. 310: Здесь имеются Стефан и Адам (1700 г.) и Леопольд (1849). Источник, так называемый Гербовник Северина Уруского: Rodzina. Herbarz szlachty polskiej. T.2, OPRACOWANY PRZEZ SEWERYNA HRABIEGO URUSKIEGO, PRZY WSPÓŁUDZIALE ADAMA AMILKARA KOSIŃSKIEGO, WYKOŃCZONY I UZUPEŁNIONY PRZEZ ALEKSANDRA WŁODARSKIEGO, WYDANY STARANIEM I KOSZTEM CÓREK AUTORA. Tom II, Warszawa, 1905. Здесь все 15 томов.
 --- Ищите, ищите и ещё раз: ищите :) | | |
|