Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11369 | Наверх ##
10 августа 2010 16:47 10 мая 2014 23:19 Сюда я попытаюсь свести всю информацию, которую мне удастся найти о некогда существовавшем в белорусской деревне Черея православном храме - Воскресенской церкви, одним из настоятелей которой был мой прапра- Леонтий Дмитриевич Целицо (как минимум, с 1857 1861 года и по день своей кончины - 30 апреля 1888 года). Пока никак не получается переосмыслить - утрачена эта церковь или нет. Слишком противоречивы все сведения...Уважаемые коллеги! Помогите, пожалуйста, с этим разобраться!На сегодняшний день в д. Черея значатся два старых храма - церковь св. Архангела Михаила и Троицкий храм (географически второй из них находится в соседней д. Белая Церковь). [ Изображение на стороннем сайте: 5233a0d3f835t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 6051695f2bf2t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 189ec064ae03t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 220f7a2e56aet.jpg ] Храмы св. Архангела Михаила и Троицкий. (За озером - Троицкий). ( фото взяты с Бродилки от AD: моя Беларусь и прилегающие окрестности и из Фотогалереи города Чашники и окрестностей , карта с "Белорусского Посейдона") ___________________________________________________________________________________________________ Оффтопом: ЧАРЭЙСКАЕ ВОЗЕРА, Чарэя, у Чашніцкім р-не. Пл. 3,38 км2. Найбольшая глыбіня 17 м. Даўжыня 6,71 км. Найбольшая шырыня 1,12 км. Даўжыня берагавой лініі 17,3 км. Аб′ём вады 18,96 млн. м3. Пл. вадазбору 17 км2. У бас. р. Лукомка, за 26 км на ПдУ ад г. Чашнікі, каля в. Чарэя. Схілы катлавіны вышынёй да 10 м (на Пд да 18 м), разараныя. Берагі нізкія, пясчаныя, пад хмызняком, месцамі на Пн, ПнЗ і 3 зліваюцца са схіламі, абрывістыя, абразійныя, на Пд і ПдУ сплавінныя. Дно ў прыбярэжнай частцы выслана глінай, пясчанымі і пясчана-ілістымі адкладамі, глыбей — ілам. У цэнтры востраў пл. 0,02 км2. Зарастае да глыбіні 4 м. Злучана пратокай з азёрамі Галаўня і Чамярыца, упадаюць болып за 10 ручаёў і меліярацыйных каналаў, выцякае ручай у воз. Родамля. Источник: Блакiтная кнiга Беларусi. - Мн.:БелЭн, 1994. Белорусский Посейдон Черейское (Черея)Расположено в Витебской области, Чашникском районе, в 0,1 км к ССВ от д. Черея. Площадь зеркала 3,38 км2, объем водной массы 18,96 млн. м3. Озеро сложного типа. Длина озера 6,71 км, максимальная ширина 1,12 км. Максимальная глубина 17 м средняя 5,6 м. Склоны котловины невысокие. Местами повышенные. Суглинистые и глинистые. Преимущественно распаханы. На 9,7% заняты лесом. Береговая линия равна 17,32 км. Берега низкие. Местами совпадают со склонами. Песчаные и песчано-глинистые. Закустарены. Впадает проток из оз. Головня. Вытекает проток в оз. Радомля, проток в озеро без названия. Водосбор площадью 16,98 км2 имеет среднехолмистый и плоско-волнистый рельеф. Сложен моренными суглинками. Распахан. Леса и кустарники занимают 9,7% от площади водосбора. Озеро эвтрофное. Ширина зарастания надводными растениями составляет 5 – 50 м. Общая ширина полосы зарастания равна 10 – 150 м. Используется для промышленного лова рыбы. Для бытовых нужд. Водоприемник осушительной сети. Сбрасываются стоки с ферм и д. Черея. Источник: Научно-исследовательская лаборатория озероведения Белорусский Государственный Университет http://www.brik.org/showthread.php?t=16742Черея Прямо у дороги, на горке, стоит церковь. Построил ее в 1601 - 1604 годах канцлер Лев Сапега. А коммунисты в ХХ веке приспособили храм под склад, полностью уничтожив внутреннее убранство, разделив зал на два этажа. Сегодня церковь восстанавливается - сюда приехал молодой батюшка. Делается все на энтузиазме верующих. Вместо колоколов пока используются старые ржавые баллоны без дна. Если пройти чуть дальше за церковь, то можно увидеть маленький магазинчик XIX века.
Кстати, сама Черея упоминается в летописях с 1066 года - на год раньше, чем Минск! Когда-то через эту деревню проходил путь «из варяг в греки». http://www.kp.ru/daily/23975.3/146239/___________________________________________________________________________________________________ Троицкая церковь (1599 г.) строилась как храм-монастырь. Существенной особенностью храмовых сооружений того времени были такие характерные для оборонительного зодчества черты, как встроенные и пристроенные к стенам башенные объемы, арочные ярусы машикулей и бойниц. Толщина стен башни-колокольни достигает 2-х метров. Боковые фасады и ярусы колокольни имеют узкие и высокие арочные оконные проемы. В настоящее время церковь находится в полуразрушенном состоянии. Сведения из Православной энциклопедии и Посещения Сапеговских мест Троицкий храм, собственно, в Белой Церкви до революции и был... С ним, вроде, все ясно... Насколько понимаю, храм св. Архангела Михаила - это бывший католический костел [ Изображение на стороннем сайте: 5906593dd11at.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: b668e09bb392t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 5233a0d3f835t.jpg ] Как оказалось, странички из книги "Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік" Кулагіна А.М. Изд-во: Белорусская Энциклопедия, 2008 г., 488 стр. Вот здесь globus.[ресурс заблокирован]/chereya/index.htm пишут, что "в 1828—1839 гг. при активной поддержке польской общественности в Черее был возведен большой костел. Униаты к тому времени мирно разделились на две общины — православную и католическую, и Михайловский храм стал православной церковью." В дореволюционное время в Черее было два православных храма - Воскресенская и Успенская церкви. Никакой Михайловской не упоминается... Вопрос: так храм св. Архангела Михаила - это какая-то из этих двух дореволюционных или нет. Вообще-то вроде не переименовывали церкви. Или Воскресенская и Успенская не сохранились? Вот здесь Посещение Сапеговских мест: Островно, Черея, Друцк (фото) упоминается Козловская Татьяна Михайловна - библиотекарь и краевед Череи. Не слышали случайно этого имени? Вдруг у кого есть ее контактные данные? Собственно, меня очень интересует судьба Воскресенской церкви... И совершенно непонятно с этой Михайловской ____________________________________________ На сегодняшний день (5.06.2012 г.) сомнений в том, что нынешний храм св. Архангела Михаила и упоминаемый со второй половины 19 века Воскресенский храм - один и тот же храм, у меня практически не осталось. Документальных подтверждений тому, однако, по-прежнему нет. Править непосредственно в ветке, конечно же, ничего теперь не буду, иначе все рассуждения и процесс поиска утратят осмысленность.
--- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | Лайк (1) |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12106 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8002 | Наверх ##
13 июня 2011 21:53 Как интересно! Уже качаю книжку. Спасибо. Давненько уже эта тема молчит...
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11369 | Наверх ##
13 июня 2011 22:17
 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11369 | Наверх ##
14 июня 2011 19:58 Однако, в своей книге «Царьград Черея» (Минск, 2007) Роальд Леонидович Романов дает совершенно иное трактование этому названию. (Пересказ на основе интернет-публикаций, книги не имею). ____________________________________ "...По еврейским легендам, Черею основали их пращуры на перекрестке торговых путей. В центре местечка оказались древнееврейские захоронения с надмогильными камнями – мацейвами. Кто-то из маститых ученых, приезжавших в местечко в начале XX века, отнес надписи на мацейвах к языку «кнанит», однако разобрать их не смог. А академик Н.А. Морозов тогда писал: «Имя Сарай происходит от еврейского Сара, т. е. царица, по-русски следовало бы читать вместо Сарай – Царея, т. е. город Царя, иначе Царь-Град». При переводах польских средневековых источников город именовался Сарея. Тобяш Купервейс, исследователь истории предков, утверждает: «Первые сведения о евреях в польско-литовском регионе датируются VIII веком. Откуда они пришли сюда – сказать трудно. Известно лишь, что обосновались на перекрестке торговых путей. С IX по XIV век общались между собой на языке «кнанит», основанном на славянских диалектах, позже «кнанит» вытеснили пришельцы из Германии, принесшие с собой собственно идиш. Несомненно, само название «кнанит» восходит к земле Ханаан». Черея – в эпоху Речи Посполитой – местечко Витебского воеводства Оршанского повета. В 1766 году в Черее и ее окрестностях жило 399 евреев. В 1912 году – местечко Могилевской губернии Сенненского уезда. По ревизии 1847 года Черейское еврейское общество состояло из 959 душ. По переписи 1897 года жителей Череи 3039, среди них 1829 евреев. («Еврейская энциклопедия» Из-во Брокгауз – Ефрон, С.-Петербург, Т. 15, Стр. 850)..." http://shtetle.co.il/Shtetls/chereja/chereja.html___________________________________ И нищенка, и Царь-Град... Поди разбери... --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11369 | Наверх ##
15 июня 2011 16:06 15 июня 2011 19:40 Что значит "посвящение в стихарь"? Ответ: Стихарь - это часть церковной одежды, в которую облачаются люди служащие и помогающие службе в алтаре. Но одеть эту одежду можно только тем, кто допущен в алтарь, проверен временем в своей верности Церкви. Когда человек утвердился в своем желании и показал свои способности к служению, совершается специальный молитвенный чин после которого служащему позволено облачаться во время службы в стихарь.о. Евгений http://www.arh-eparhia.ru/faq.php?SHOWALL_1=1Сайт Архангельской епархии. __________________________________________________ Чтец - низший чин православного клира, низшая степень церковнослужителя. В чтецы посвящает епископ через хиротесию. Служение чтеца - чтение во время богослужения богослужебных текстов (Священное Писание, шестопсалмие, кафизмы, седальны, тропари канона, часы и др.). Чтец - первое посвящение мирянина (лаика) в клирики, за которым может следовать посвящение в иподиакона, а потом рукоположения во диакона, пресвитера и епископа. Посвящёнными чтецами могут быть исключительно мужчины. Посвященный в чтеца неженатый христианин имеет право вступить в брак. http://azbyka.ru/dictionary/23/chtetc-all.shtml___________________________________________________ Певец - низший чин православного клира, низшая степень церковнослужителя. В певцы посвящает епископ через хиротесию. Служение певца - пение во время богослужения. Посвящёнными певцами могут быть исключительно мужчины. Посвященный в певца неженатый христианин имеет право вступить в брак. http://azbyka.ru/dictionary/15/pevetc-all.shtml____________________________________________________ Иподиакон (греч. πο - "под", "внизу" и διάκονος - служитель, то есть поддиакон, помощник диакона) - помощник диакона, высшая степень церковнослужителя. Иподиакон - низший клирик наиболее высокой степени. "Установление иподиаконского чина относится к первым временам Церкви, - говорит Епископ Никодим (Милош). - Обязанностью их было стоять во время богослужения у церковных врат и наблюдать, чтобы не вошел кто-либо из недостойных, приготовлять и держать в порядке священные сосуды, облачить архиереев, когда последние должны были совершать божественную службу, и вообще помогать в церкви диаконам". Иподиакон прислуживает при епископе во время его богослужения и священнодействий, готовит его облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата. Облачение иподьякона составляет стихарь и крестообразно надеваемый орарь. Канонический возраст для иподиаконской степени - не ниже 20-тилетнего. Посвящение в иподиакона осуществляется через хиротесию. В отличие от чтеца и певца, иподиакон уже НЕ имеет право вступить в брак после посвящения. http://azbyka.ru/dictionary/09/ipodiakon-all.shtml_____________________________________________________________ Псало́мщик - церковнослужитель, на которого возлагается исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении прихожан для исполнения треб. Это звание утверждено 16 февраля 1885 г. определением Св. Синода всем состоящим при церквах причетникам. Круг обязанностей псаломщика определен, Высочайше утвержденным 16 апреля 1869 г., журналом присутствия по делам православного духовенства (пункт 4). Кроме упомянутых обязанностей на псаломщика дореволюционной России также возлагалось все письмоводство по церкви и приходу. Он вел метрические книги, обыскные книги для записи повенчанных браков, исповедные росписи, клировые ведомости с подробным обозначением всех данных относительно храма, средств содержания причта, количества земли, библиотеки, а также семейств всех членов причта и др. http://drevo-info.ru/articles/8509.html______________________________________________________________ Не ясно. Нынешние псаломщики это одновременно чтецы и певцы? --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11369 | Наверх ##
16 июня 2011 14:00 Павлов А. С. Курс церковного права. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. -384 с. — (Мир культуры, истории и философии). ISBN 5-8114-0434-4 «Курс церковного права» — одна из лучших работ замечательного правоведа, специалиста в области права Российского государства А. С. Павлова. Впервые этот труд увидел свет в 1902 г. и с тех пор ни разу не переиздавался. Сочинение А. С. Павлова представляет собой всесторонний анализ одной из интереснейших областей юридической науки — церковного права. На основе тщательно проработанных источников автор дает общее представление церковного права и обзор истории древней Вселенской церкви. Большое внимание уделено церковному правоведению России, в частности, проблеме семейного права.Книга предназначена для специалистов-историков и правоведов, а также для всех, кто интересуется историей права. Посмертное издание редакции «Богословского Вестника», выполненное под наблюдением доцента Московской Духовной академии И. М. ГРОМОГЛАСОВА в 1902 году http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1902.html --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11369 | Наверх ##
16 июня 2011 14:05 Игорь Смолич, ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ. 1700-1917 Главы 1-5 изданы как первая часть восьмого тома "Истории Русской Церкви"митр. Макария Булгакова (так!) : М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. 799 с. Во 2-м томе 794 с., главы: окормление верующих, меры против раскола и сект, миссия, инославные. http://krotov.info/history/18/general/smolich_7.htm --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
ivanich Беларусь, Сообщений: 1582 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1538
| Наверх ##
18 июня 2011 1:33 Здравствуйте Елена. Разбирал свой архив (электронный), встретил вот такой документ - "Могилевская старина" вып.2. В нем есть хорошая и большая статья - Черейский монастырь, об истории монастыря. Если интересно - выложу на Яндексе. | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11369 | Наверх ##
18 июня 2011 15:27 ivanichЗдравствуйте, Александр! Спасибо огромное, что не забываете о нас с Череей! Есть уже такая статья в закромах. --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12106 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8002 | Наверх ##
22 июля 2011 12:25 Лена! Жаль не могу организовать он-лайн. Но! Что хотим посмотреть в Черее? --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11369 | Наверх ##
23 июля 2011 21:26 24 июля 2011 0:21 Прошу прощения, Леонид, не увидела сообщения днем... Интересно общее впечатление. А еще там замечательные люди.  Директор школы Сазонов Владимир Григорьевич и его ученики, библиотекарь и краевед Козловская Татьяна Михайловна... Они так тепло и бескорыстно помогли отыскать могилы прапрадедов... --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
|
Странички о костеле из книги "Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік" Кулагіна А.М. Изд-во: Белорусская Энциклопедия, 2008 г., 466 - 467 стр.
___________________________________
Черея на верстовке - Глобус Беларуси