Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 17 18 19 20 21 * 22 23 24 25 ... 41 42 43 44 45 46 Вперед →
Модератор: elena_krd
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11371
Сюда я попытаюсь свести всю информацию, которую мне удастся найти о некогда существовавшем в белорусской деревне Черея православном храме - Воскресенской церкви, одним из настоятелей которой был мой прапра- Леонтий Дмитриевич Целицо (как минимум, с 1857 1861 года и по день своей кончины - 30 апреля 1888 года).
Пока никак не получается переосмыслить - утрачена эта церковь или нет. Слишком противоречивы все сведения...



Уважаемые коллеги! Помогите, пожалуйста, с этим разобраться!

На сегодняшний день в д. Черея значатся два старых храма - церковь св. Архангела Михаила и Троицкий храм (географически второй из них находится в соседней д. Белая Церковь).


[
Изображение на стороннем сайте: 5233a0d3f835t.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: 6051695f2bf2t.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: 189ec064ae03t.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: 220f7a2e56aet.jpg ]



Храмы св. Архангела Михаила и Троицкий. (За озером - Троицкий).
(фото взяты с Бродилки от AD: моя Беларусь и прилегающие окрестности и из Фотогалереи города Чашники и окрестностей , карта с "Белорусского Посейдона")

___________________________________________________________________________________________________

Оффтопом: ЧАРЭЙСКАЕ ВОЗЕРА, Чарэя, у Чашніцкім р-не. Пл. 3,38 км2. Найбольшая глыбіня 17 м. Даўжыня 6,71 км. Найбольшая шырыня 1,12 км. Даўжыня берагавой лініі 17,3 км. Аб′ём вады 18,96 млн. м3. Пл. вадазбору 17 км2. У бас. р. Лукомка, за 26 км на ПдУ ад г. Чашнікі, каля в. Чарэя. Схілы катлавіны вышынёй да 10 м (на Пд да 18 м), разараныя. Берагі нізкія, пясчаныя, пад хмызняком, месцамі на Пн, ПнЗ і 3 зліваюцца са схіламі, абрывістыя, абразійныя, на Пд і ПдУ сплавінныя. Дно ў прыбярэжнай частцы выслана глінай, пясчанымі і пясчана-ілістымі адкладамі, глыбей — ілам. У цэнтры востраў пл. 0,02 км2. Зарастае да глыбіні 4 м. Злучана пратокай з азёрамі Галаўня і Чамярыца, упадаюць болып за 10 ручаёў і меліярацыйных каналаў, выцякае ручай у воз. Родамля.
Источник: Блакiтная кнiга Беларусi. - Мн.:БелЭн, 1994. Белорусский Посейдон


Черейское (Черея)
Расположено в Витебской области, Чашникском районе, в 0,1 км к ССВ от д. Черея. Площадь зеркала 3,38 км2, объем водной массы 18,96 млн. м3.
Озеро сложного типа. Длина озера 6,71 км, максимальная ширина 1,12 км. Максимальная глубина 17 м средняя 5,6 м.
Склоны котловины невысокие. Местами повышенные. Суглинистые и глинистые. Преимущественно распаханы. На 9,7% заняты лесом.
Береговая линия равна 17,32 км. Берега низкие. Местами совпадают со склонами. Песчаные и песчано-глинистые. Закустарены.
Впадает проток из оз. Головня. Вытекает проток в оз. Радомля, проток в озеро без названия.
Водосбор площадью 16,98 км2 имеет среднехолмистый и плоско-волнистый рельеф. Сложен моренными суглинками. Распахан. Леса и кустарники занимают 9,7% от площади водосбора.
Озеро эвтрофное. Ширина зарастания надводными растениями составляет 5 – 50 м. Общая ширина полосы зарастания равна 10 – 150 м.
Используется для промышленного лова рыбы. Для бытовых нужд. Водоприемник осушительной сети. Сбрасываются стоки с ферм и д. Черея.
Источник: Научно-исследовательская лаборатория озероведения
Белорусский Государственный Университет
http://www.brik.org/showthread.php?t=16742

Черея Прямо у дороги, на горке, стоит церковь. Построил ее в 1601 - 1604 годах канцлер Лев Сапега. А коммунисты в ХХ веке приспособили храм под склад, полностью уничтожив внутреннее убранство, разделив зал на два этажа. Сегодня церковь восстанавливается - сюда приехал молодой батюшка. Делается все на энтузиазме верующих. Вместо колоколов пока используются старые ржавые баллоны без дна. Если пройти чуть дальше за церковь, то можно увидеть маленький магазинчик XIX века.

Кстати, сама Черея упоминается в летописях с 1066 года - на год раньше, чем Минск! Когда-то через эту деревню проходил путь «из варяг в греки». http://www.kp.ru/daily/23975.3/146239/

___________________________________________________________________________________________________

Троицкая церковь (1599 г.) строилась как храм-монастырь. Существенной особенностью храмовых сооружений того времени были такие характерные для оборонительного зодчества черты, как встроенные и пристроенные к стенам башенные объемы, арочные ярусы машикулей и бойниц. Толщина стен башни-колокольни достигает 2-х метров. Боковые фасады и ярусы колокольни имеют узкие и высокие арочные оконные проемы. В настоящее время церковь находится в полуразрушенном состоянии. Сведения из Православной энциклопедии и Посещения Сапеговских мест
Троицкий храм, собственно, в Белой Церкви до революции и был... С ним, вроде, все ясно...

Насколько понимаю, храм св. Архангела Михаила - это бывший католический костел



[
Изображение на стороннем сайте: 5906593dd11at.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: b668e09bb392t.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: 5233a0d3f835t.jpg ]


Как оказалось, странички из книги "Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік" Кулагіна А.М. Изд-во: Белорусская Энциклопедия, 2008 г., 488 стр.

Вот здесь globus.[ресурс заблокирован]/chereya/index.htm пишут, что "в 1828—1839 гг. при активной поддержке польской общественности в Черее был возведен большой костел. Униаты к тому времени мирно разделились на две общины — православную и католическую, и Михайловский храм стал православной церковью."

В дореволюционное время в Черее было два православных храма - Воскресенская и Успенская церкви. Никакой Михайловской не упоминается...
Вопрос: так храм св. Архангела Михаила - это какая-то из этих двух дореволюционных или нет. Вообще-то вроде не переименовывали церкви. Или Воскресенская и Успенская не сохранились?

Вот здесь Посещение Сапеговских мест: Островно, Черея, Друцк (фото) упоминается Козловская Татьяна Михайловна - библиотекарь и краевед Череи. Не слышали случайно этого имени? Вдруг у кого есть ее контактные данные?

Собственно, меня очень интересует судьба Воскресенской церкви... И совершенно непонятно с этой Михайловской dntknw.gif
____________________________________________

На сегодняшний день (5.06.2012 г.) сомнений в том, что нынешний храм св. Архангела Михаила и упоминаемый со второй половины 19 века Воскресенский храм - один и тот же храм, у меня практически не осталось. Документальных подтверждений тому, однако, по-прежнему нет.
Править непосредственно в ветке, конечно же, ничего теперь не буду, иначе все рассуждения и процесс поиска утратят осмысленность.


Комментарий модератора:
Странички о костеле из книги "Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік" Кулагіна А.М. Изд-во: Белорусская Энциклопедия, 2008 г., 466 - 467 стр.

___________________________________


Черея на верстовке - Глобус Беларуси

---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Лайк (1)
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11371
abadok

abadok написал:
[q]
И я и он слышали,что Была у нас Воскресенская церковь(Воскресенский храм),
[/q]

А уж как я рада, что это имя потихоньку перестает быть всего лишь "плодом" моего воображения... 101.gif

abadok написал:
[q]
но мы считали,что он находился в другом месте Череи ....
[/q]

А где какой из храмов был, вроде бы здесь в этой ветке мы таки разобрались...

Почему о приделах спросила? "Имена" церквей не исчезали бесследно.
______________________

Со светлой Пасхой Вас и Ваших родителей!

Прикрепленный файл: 120926934307.jpg
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12106
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8003
Елена!
В НИАБе имеется делО Белоцерковского благочинния Сенненского уезда Могилевской губ.
ф.3428 1 д. 1846-1852 г.г. и еще какого-то 4-го округа ф.3057 2 д. 1917 г.
Черейской Успенской церкви ф.2831 2д. 1813-1855
Увидел. что у Вас это уже было в теме.
Думаю. может взять эти дела мне в НИАБе и полистать. Вдруг?
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11371
Благодарю Вас, Леонид! smayli.ru/smile/molitva-16.html
Черея во второй половине 19 века точно относилась ко 2-му благочиннеческому округу. Потому дела по 4-му, да еще и от 1917 однозначно ничего не дадут.
Насчет Белоцерковского благочиния - сразу навскидку не скажу. Это нужно смотреть на те годы.
_____________________

По справочнику фондов НИАБ то, о чем говорит Леонид, - это благочиния.
Белоцерковский, ф.3428, 1 д., 1846—1852 (НИАБ)
Дело о сборе пожертвований для бедных духовного звания.
4‑го округа, ф.3057, 2 д., 1917 (НИАБ)
Отчет о состоянии округа.
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11371
Брестская церковная уния, оформившая объединение на территории Речи Посполитой православной и католической церквей, - 1596 г.

Могилевская епархия образована в 1632 году выделением из состава Полоцкой. Была на тот момент единственной православной епархией на территории Белоруссии.
Своеобразной формой религиозно-политического движения были православные братства, куда входили преим. ремесленники, торговцы, а также духовенство и шляхта. Братство скорняков Могилёва, созданное в 1589, было одним из первых в Белоруссии. Известны братства при церквах святого Спаса, «Въеханя господня», Преображенской, Богоявленской, Крестовоздвиженской.
Братства сыграли большую роль в развитии просвещения, открывали братские школы, с 1616 по 1773 (с перерывами) существовала Могилёвская братская типография.

*****************

Собор греко-униатских епископов Российской империи в городе Полоцке 12 февраля 1839 года в неделю Торжества Православия (первую неделю Великого поста) – постановил просить о принятии униатов Российской империи в Православие. В результате, в пределах империи униатство упразднялось, а к Русской Православной Церкви присоединялось более полутора миллионов человек из состава бывших Белорусской и Литовской униатских епархий.
http://drevo-info.ru/articles/14808.html
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11371
Рукописные описания Могилевской епархии XIX в. в РГИА. А. И. Раздорский

Известно печатное описание Могилевской епархии, изданное в начале XX в. Историко-статистическим комитетом при Могилевской духовной семинарии [1]. Этот источник давно введен в научный оборот и хорошо известен историкам и краеведам. Однако не все, вероятно, знают о существовании еще двух описаний Могилевской епархии, одно из которых было составлено в тридцатые, другое — в пятидесятые годы XIX в. Оба они не были опубликованы. В настоящее время рукописи хранятся в РГИА в фонде Архива Святейшего Синода [2].

Описание Могилевской епархии 1832 г. является самым ранним из всех известных на сегодняшний день епархиальных описаний.

Рукопись насчитывает 397 листов форматом 36´22,5 см и имеет заглавие «Сведения или Описания церквей Могилевской епархии, учиненные калужского кафедрального собора протоиереем Симеоном Зверевым» [3]. Описание составлено на основании указа Синода во исполнение высочайшего повеления от 14 марта 1832 г. и включает описания могилевского кафедрального собора и приходов 31 благочиния Могилевской и Витебской губерний.

Описания приходов составлены по единому формуляру и включают сведения о центре прихода (название и статус, иногда преобладающий национальный состав жителей), о церкви (наименование, теплая или холодная, материал постройки, фундамент, колокольня, состояние, обеспеченность утварью, ризницей и богослужебными книгами, состояние иконостаса, количество церковной земли по угодьям, ее качество, расстояние до земельного участка, наличная церковная кошельковая сумма), о приходе (количество дворов, число душ мужского пола, преобладающий сословный состав прихожан, их материальное положение, иногда материальное положение и вероисповедание помещиков), о причте (штатный и наличный состав, денежный оклад, владельческая принадлежность жилых построек и их состояние). Описание каждой церкви подписано всеми членами причта, включая церковного старосту (в тех случаях, когда он оказался неграмотным, за него расписался один из членов причта). В конце каждого раздела приведены сводные сведения о местонахождении и количестве находящихся в благочинии каплиц, костелов, униатских церквей и кляшторов.

В РГИА в фонде Духовно-учебного управления Синода сохранилось дело о составлении описания Могилевской епархии, содержащее рапорты могилевского архиерея Анатолия (Мартыновского) в Синод [4].

Следует заметить, что данная рукопись не является полным описанием епархии, а одним лишь одной из его составных частей[5],... насчитывает 154 листа форматом 22´17,5 см и представляет собой монографическое исследование, разбитое на 29 глав, снабженное затекстовыми примечаниями и приложениями.

Работа Соколова написана с резко выраженных антиуниатских и антикатолических, а также антисемитских позиций. Об этом свидетельствуют сами заглавия рубрик, на которые подразделены отдельные главы

В конце рукописи приведены тексты семи документов конца XVI и начала XVII в. из архива Могилево-Братского монастыря. Это грамота великого протосинкелла и проэндиэкета патриаршего константинопольского престола Никифора на основание Спасского братства в Могилеве (1597 г.), послание александрийского патриарха Мелетия Львовскому братству (1598 г.), его же послание рогачевским православным христианам (1601 г.), послание Львовского братства о намерении послать одного из своих членов к константинопольскому патриарху для испрошения благословения, привилегированной грамоты, мира и антиминсов (1605 г.), письмо львовского епископа Гедеона Балабана к православным жителям Могилева (1605 г.), письмо пелагонского митрополита Иеремии Могилевскому братству (1620 г.), грамота на основание Могилевского Богоявленского братства, данная константинопольским патриархом Кириллом Лукарисом (1633 г.).

Оба рукописных описания Могилевской епархии, содержащие интересный статистический и фактологический материал по церковной и гражданской истории Восточной Белоруссии, ждут своего публикатора.
______________
[1] Могилевская епархия: Ист.-стат. описание. Т. 1, вып. 1–3. Могилев, 1905–1910.
[2] В настоящее время в этом фонде хранятся еще семь описаний епархий (Владимирской, Кишиневской, Оренбургской, Пензенской, Подольской, Полоцкой и Смоленской), а также рукописи, представляющие собой отдельные части к описаниям епархий Вятской, Кавказской, Рязанской, С.‑Петербургской и Симбирской (см.: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 2, вып. 1. СПб., 1906; о рукописном описании Полоцкой епархии см.: Раздорский А.И. Историко-статистическое описание Полоцкой епархии Ксенофонта Говорского и судьба древнего Полоцкого архива // Археографический ежегодник за 2002 год. М., 2004).
[3] РГИА, ф. 834, оп. 2, д. 1798.
[4] Там же, ф. 802, оп. 16, д. 77.
[5] Там же, ф. 834, оп. 2, д. 1757.
__________________________________
Полный текст статьи здесь http://kamunikat.fontel.net/www/czasopisy/sbornik/03/13.htm


Комментарий модератора:
Что мог бы дать этот источник, если свезет:
1. Описание Черейских, скорее всего тогда еще униатстких, храмов (какой из них был "мурованным"?).
2. Поименный перечень причта церкви села Гладкова Чаусского уезда.


Гладковск. с.о., 66 дворов, 454 души, цент волости, село, 30.72760, 53.89840
причту церкви, 2 двора, 12 душ, прочий нас пункт, село, усадьба церк.-служ.
приход - Гладковский прав. , Чаусский уезд Могилевской губернии. (Могилевская губ, населенные пункты)

---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Tasha56
Почетный учаcтник

Tasha56

Россия
Сообщений: 13532
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38037
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.


Лена, с праздником! Май, мир, труд и новые открытия в исследовании родословия! Даешь!!!


[
Изображение на стороннем сайте: 42c13cc02170.jpg ]


Комментарий модератора:
Благодарю Вас, Наташа, за дивный букет! И Вам великих свершений! smayli.ru/smile/molitva-16.html

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11371
Радоница - день особого поминовения усопших

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших. Этот 9 от Пасхи день зовут Родительским. В него принято посещать кладбище и поминать умерших родственников.

Первоначально Радоницы (радоницы, тризны) - имена божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей. Радоницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые. Постепенно слово "тризна" стало обозначать поминки, а "радоница" - весеннее поминовение усопших. Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли.

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".

"На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут", то есть приступают к сельхозработам, посещают могилы и затем веселятся вечером. Этот день давно стал светским Днем Памяти или Повиновения, в отличие Троицкой родительской субботы.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
http://www.patriarchia.ru/db/text/229729.html
_____________________________

На Кубани традиционно Родительским днем был не вторник, а понедельник...
_____________________________

Как бы из важнейших для генеалогов праздников. Но что-то все скромненьнько молчат... Правда, мы всех своих близких поминаем и без особого чина, причем практически ежедневно...

Прикрепленный файл: Soshestvie.jpg
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11371
Интересная статья попалась. В "конспектной" форме описаны причины обращения униатов в православие и процессы, предшествовавшие Полоцкому собору.
__________________________

Кстати, вот и ответ, для чего это вдове Милоша вдруг спонадобилось на личный кошт строить (но я по-прежнему считаю, что она не построила, а лишь восстановила) "мой" храм в Черее... Тот самый, что был освящен Василием Лужинским, архиепископом Полоцким и Витебским, членом Святейшего правительствующего Всероссийского синода в апреле месяце 1835 г.
__________________________

Восстановление православных церквей в белорусско-литовских губерниях в середине XIX в.
М. М. Евтушенко


К началу XIX в. завершился процесс включения белорусских земель в состав России. В экономическом и сословном отношении этот край находился в том же состоянии, что и остальные губернии, однако уровень социальной напряженности был, пожалуй, выше, чем в других районах империи. Это объяснялось тем, что здесь слились три проблемы — социальная, конфессиональная и национальная. Высокий статус и высокий уровень образования в подавляющем большинстве имели лишь католики польского происхождения и, в меньшей степени, униаты. Православные же и в политическом, и в социальном отношении были бесправны[1].

Еще при Екатерине II был принят ряд мер, укреплявших положение православного населения. По словам П. П. Семенова-Тян-Шанского, «Императрица смотрела на Белоруссию как на территорию, заселенную русскими и, наконец, соединенную с Россией. Местное население и духовенство не только содействовало ее политике, но и находило ее меры недостаточно энергичными»[2]. Главным препятствием, стоявшим перед русским правительством, являлось существование униатской церкви, и единственным путем решения проблемы — полное обращение («возвращение») униатов в православие. За последние годы екатерининского царствования было обращено до 3 млн. униатов; но только в эпоху Николая I в планы правительства вошло постепенное воссоединение церкви греко-униатской с православной. Особый секретный комитет во главе с осторожным и умным униатским епископом Иосифом Семашко исподволь готовил почву: стал строго соблюдаться запрет на переход из унии в римский католицизм и обратно, в униатских церквах устраивались иконостасы, в богослужение вводились служебники московской печати и изымались униатские и т. п. Наконец, 12(24) февраля 1839 г. в Полоцке был составлен соборный акт о соединении церквей, и 25 марта (6 апреля) царь написал на нем: «Благодарю Бога и принимаю».

Менялась и социальная ситуация. После поражения восстания 1831 г. помещики, участвовавшие в нем, были высланы в отдаленные губернии, их имения конфискованы, а доходы от них, как сказано в одном документе, «назначены на пособие возвращающимся в отечество изгнанникам»[3], т. е. православному населению. Правительство понимало, что в борьбе с полонизацией края надо опираться на крестьянство и обедневших дворян православного исповедания, которыми и стали заселять конфискованные имения. На их территории находилось большое количество полуразрушенных православных церквей, давно требующих ремонта или полной реставрации, а также церквей униатских, которые решено было перестроить в православные. На устройство церквей в казенных имениях были в 1845 г. ассигнованы средства по ведомству государственных имуществ[4]. Также были составлены проекты и сметы на восстановление церквей, назначены торги на взятие построек с подряда.

В августе 1852 г. высочайшим повелением палатам государственных имуществ в западных губерний было поручено освидетельствовать все православные церкви в казенных имениях, т. е. здание, утварь и прочие принадлежности, с названием места, где церковь находится, каменная она или деревянная и когда построена, когда была в последний раз исправлена, на какую сумму теперь предстоит сделать ремонт, и т. д. Освидетельствование следовало производить через состоящих при палате гражданских инженеров, совместно с благочинными, приходскими священниками, сельскими старшинами и почетными прихожанами. Акты подписывались всеми участниками[5].

На постройку было определено 10 лет, по 35 церквей ежегодно. В указаниях к строительству говорилось: «Необходимо обратить внимание на соблюдение в церквах внутреннего и наружного благолепия: ибо нет ни одной церкви, в которой не нужно было бы переменить иконостаса, устроить приличной ограды, выкрасить наружные стены и даже переменить обшивку, возвести главы на куполах с белого железа и снабдить колоколами, не говоря уже о материальных исправлениях для укрепления самих строений в основаниях и наружных частях»[6]. И далее: «Тогда только постройка православных церквей может быть упрочнена, если определен будет особый капитал на их поддержание, без чего местные прихожане, исключительно люди низшего сословия, не в состоянии поддерживать своих храмов»[7]. Расход на строительство одной церкви иногда достигал 20 тыс. рублей серебром, а прихожане были действительно в основном бедные, поэтому внесено было предложение об упрощении строительства[8]. Интенсивность ремонта также зависела от свободных средств. Достаточно значительная сумма из казны поступала только в случае, если храм был расположен в крупном городе, где было больше православного населения...
_________________
[1] «Свобода православия в границах Литвы-Польши не отменялась во имя иной господствующей религии, но православие обречено было на мучительную двусмысленность, на замаскированное и все время возраставшее гонение, на вымогательство путем политических ограничений и давлений измены православию во имя господствующей в государстве римо-католической религии, на вымогательство и введение унии мерами государственного давления» (Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. М., 2000. С. 659).
[2] Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т. 9. СПб., 1905. С. 102–103.
[3] РГИА, ф. 384, оп. 6, д. 21 (1857–1858), л. 136об.
[4] Там же, л. 1.
[5] Там же, л. 3.
[6] Там же, л. 8.
[7] Там же, л. 9–9об.
[8] Там же, л. 77–77об.
[9] Там же, л. 10.
[10] Там же, л. 129.
[11] Там же, л. 19об.–20об.
[12] Там же, ф. 796, оп. 140, д. 2012, л. 1.
[13] Там же, л. 2.
[14] Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830–1910‑х годов. 2‑е изд. М., 1982. С. 56.
[15] Там же. С. 57.
____________________________________
Полностью статья напечатана на сайте http://kamunikat.fontel.net/ww...szenko.htm
по материалам из
Белорусского Сборника. Статьи и материалы по истории и культуре Белоруссии, Выпуск 2, Российская Национальная Библиотека, Санкт-Петербургская Ассоциация Белорусистов, Санкт-Петербург, 1998. ©
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11371
Православие является древнейшей христианской конфессией на белорусских землях, которое пришло сюда в конце Х века со становлением Полоцкой епископской кафедры (992г.).

В конце XIII - середине XVI веков на территории Беларуси было основано около 40 православных монастырей, некоторые из них стали центрами церковно-религиозной жизни, образования, иконописи. После заключения Брестской церковной унии (1596г.) православная церковь на белорусских землях оказалась в трудном положении. Затем сейм Речи Посполитой в 1632 г. и король Владислав IV санкционировали официальное возобновление деятельности православной белорусско-украинской духовной иерархии. Были созданы православные епархии с центрами в Луцке, Перемышле, Львове и Могилеве. Могилевская епархия середины XVII в. часто называлась Белорусской и к началу XVIII в. осталась единственной православной епархией в Речи Посполитой.
http://www.interfax.by/article/7615
____________________________________________________________

В 1591 г. часть епископов решили исподволь готовить присоединение православных епархий к Католической Церкви. 23 декабря 1595 г. на торжественном заседании Священной коллегии двое униатов присягнули от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к Церкви Римской.

6 октября 1596 г. была заключена Брестская уния и порабощение православных со стороны польско-католической власти. Мужество православных и их стойкость в вере принудили власти не ждать, а насильно переводить целые приходы в унию под угрозой физического уничтожения.

Во время гонений особое значение в защите Православия имели уцелевшие монастыри и народные братства. Они занимались благотворительностью и материальным поддержанием православных приходов, открывали школы, типографии, училища. Этот период прославлен самоотверженным трудом тысяч православных жителей Белой Руси, ставших теми камнями веры, на которых сохранилось и возродилось Православие в этих землях.

В 1632 г. Москва выступила войною против Польши. Одновременно заявляла о себе сила украинского казачества, а православные церковные деятели всех корпораций - духовенства, шляхты, братств, цехов - выступило с решительными требованиями изменения политики государства в отношении к ним. Новоизбранный король Владислав IV был вынужден признать за православными гражданами королевства право иметь свой епископат. Он представил на утверждение сейма «статьи успокоения религии греческой» и присягнул охранять свободу православной веры. Хотя волна жестокости и репрессий со стороны государства несколько ослабла, но католическая шляхта и духовенство продолжали свирепствовать над православными. Специально созданная королем комиссия ограничила произвол католиков, - но тогда орудием ненависти стали наиболее яростные униаты.

В 1775 г. на Могилевскую кафедру был посвящен архимандрит Георгий Конисский († 1795 г.), ректор Киево-Могилянской Академии. Он открыл в Могилеве Духовную семинарию и устроил в Архиерейском доме типографию. Святитель собрал огромный архив по истории приходов, храмов и монастырей епархии, составлял реестры случаев насилия над православными, отстаивал дела в судах и неустанно трудился над возвышением духовного уровня пастырей и паствы.

После разделов Речи Посполитой (1772 - 1795 гг.), поводом для которых в определенной степени было не перестающее насилие католиков над православными, начался процесс возвращения униатов в Православную Церковь.
http://piligrim.by/content/view/145/521/


---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12106
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8003
[q]
В 1632 г. Москва выступила войною против Польши. Одновременно заявляла о себе сила украинского казачества, а православные церковные деятели всех корпораций - духовенства, шляхты, братств, цехов - выступило с решительными требованиями изменения политики государства в отношении к ним.
[/q]

С исторической точки зрения это очень спорное утверждение.
История - самая политизированная из муз...
Но роль казачества в истории Речи Посполитой (В переводе - Республика) просто УЖАСНА по свое трагичности и необузданной, звериной жестокости.
События 17 в. - это геноцид местного (польско-белорусско-литвинского) населения, явление массовой депортации в глубь Московии десятков тысяч людей...
Поляки никогда России не простят Хмельницкого.
Можно удалить. Это мои "размышлизмы" навеянные книжками Л.Гумилева. sad.gif
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 17 18 19 20 21 * 22 23 24 25 ... 41 42 43 44 45 46 Вперед →
Модератор: elena_krd
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник elena_krd » Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ. [тема №31307]
Вверх ⇈