Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Genotek ADs
Вниз ⇊

Ссыльные

Тема по сосланным в Сибирь и не только

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * Вперед →
Модератор: SvetlanTim
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29559
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31765
Тюрьма Соловецкого монастыря в XIX век, её режим и узники
...

На Соловки присылали на смирение "за дерзкие и буйные поступки" отчаянных скандалистов и дебоширов; на исправление, по просьбе родителей, вышедших из повиновения непутевых сыновей. Духовные лица чаще всего попадали на Соловки "за неисправимую нетрезвость". Заключали в соловецкую тюрьму даже за такие "преступления", которые не подходили ни под одну из статей светского карательного кодекса. Так, 30 мая 1830 года на Соловки прибыл "под строгий надзор" иеромонах Тихвинского монастыря Иероним "за сварливый его нрав". Одно несомненно: подавляющее большинство арестантов соловецкой тюрьмы в XIX веке составляли лица, обвинявшиеся в религиозной неблагонадежности, придерживавшиеся и проповедовавшие религиозные учения, несогласные с православием или заподозренные в преступлениях против веры и церкви.
Берем первую попавшуюся в наши руки ведомость соловецких арестантов за 1834 год1. В ней 46 фамилий. Среди них 30 человек заключены были в тюрьму по религиозным делам.
Особую категорию узников составляли лица, брошенные в соловецкую тюрьму за преступления смешанного религиозно-политического характера. Типичным представителем этой группы арестантов был отказавшийся от офицерского звания бывший хорунжий Оренбургского казачьего войска Василий Шулепов. Его прислали в тюрьму 12 октября 1830 года "за нелепое толкование священного писания и произнесение дерзких на счет российских государей и правительства выражений".
В. Шулепов с позиций старовера осуждал царей российских, которые "возлюбили вместо монастырей театры и трактиры". В найденных у Шулепова бумагах можно прочитать, что "гордые императора Петра I законы богопротивны, но царям ради славы и корысти угодны, и поныне царствуют», что "императрица Елизавета, так же как и Петр, по законам его судила, казнила и вешала без пощады своих подданных христиан". Российскую империю Шулепов называет "зверем, имеющим герб двухглавого орла", государственный герб – "печатью антихриста", действующие законы считает "богопротивными", а начальство "злым"2. На Соловках Шулепов лишился рассудка и 19 мая 1833 года "волею божией помре", не раскаявшись.
Большой скандал произошел в монастыре в 1855 году, когда 13 арестантов по своим религиозным убеждениям отказались давать присягу на верность новому царю Александру II и его наследнику. Из них 7 человек после увещеваний согласились присягнуть на древнем евангелии и старообрядческом кресте, а остальные 6 человек (Иосиф Дыбовский, Иван Голицын, лжеинок Серафим, Иван Бураков, Петр Воронин и Василий Занегин), "наиболее ожесточенные против православия и власти", решительно отклонили присягу. Синод понимал, что никакой физической силой не сломишь сопротивления фанатически убежденных в своей правоте людей, ненавидящих господствующую религию и власть, и предписал архимандриту Александру "духовными увещеваниями убеждать их, чтобы исполнили сей священный долг"3.
Возвращаясь к рассмотрению упомянутой ведомости, устанавливаем, что в ней поименно названы арестанты, содержащиеся в соловецкой тюрьме по чисто политическим мотивам: Михаил Критский, Николай Попов, Александр Горожанский и священник Лавровский.
Ссылка в Соловки политических врагов самодержавия, революционных борцов, стала широко практиковаться с конца 20-х – начала 30-х годов XIX века. Кроме перечисленных в ведомости политических узников, Николай I заключил в соловецкую тюрьму члена Кирилло-Мефодиевского общества Г. Андрузского.
...

1. ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 115, 1834, д. 1063.
2. ЦГИАЛ, ф. 797, оп. 3, 1830, д. 12897, л. 4.
3. ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 136, 1855, д. 892, л. 4.


Источник:
Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965. С. 39.
---
Знания - сила
Лайк (1)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29559
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31765
Тюрьма Соловецкого монастыря в XIX век, её режим и узники
...

Ссылка на Соловки по политическим обвинениям продолжалась и при Александре II в период либеральных реформ. В 60-е годы в монастырский острог заключают руководителей народных выступлений, вызванных реформой 1861 года, и организаторов торжественных поминок по убитым в этих событиях крестьянам.
В 1861 году был сослан на Соловки "под строжайший надзор" священник села Студенки Пензенской губернии Федор Померанцев за неправильное толкование крестьянам царского манифеста об освобождении их от господ. Ф. Померанцев убеждал крестьян в том, что "барщину, вместо отбывать, как указано в Положении 19-го февраля, следует отбивать"1.
Под влиянием агитации Ф. Померанцева крестьяне Чембарского уезда, села Черногай графа Уварова, "вышли из повиновения и отказались от всяких работ на помещика".
Началось открытое крестьянское восстание, принявшее, по определению усмирителя "бунта" генерала Дренякина, "оттенок и приемы пугачевщины". К черногайцам примкнули крестьяне соседних деревень.
Волнение крестьян, по словам пензенского губернатора Толстого, приобрело характер "безумного буйства". Ф. Померанцев пробыл на беломорском острове до 1863 года, пока не был переведен по состоянию здоровья в Суздальский монастырь.
Тремя годами позднее Ф. Померанцева на Соловки привезли студента Казанской духовной академии священника Ивана Яхонтова, имевшего прямое отношение к восстанию крестьян в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии. И. Яхонтов был тем человеком, который вместе с иеродиаконом Мелетием в присутствии 150 студентов академии и университета отслужил в Казани в Куртинской церкви на кладбище панихиду по Антону Петрову и другим жертвам Бездненского восстания. Он же был одним из организаторов сбора денег в пользу семей убитых крестьян. За это И. Яхонтова арестовали и после долгого предварительного заключения в 1864 году выслали в Соловецкий монастырь "с тем, чтобы он был там вразумляем к исправлению образа мыслей и нравственных расположений"2. В литературе есть упоминание о том, что монахи заточили И. Яхонтова в Голавленкову башню3.
Одиночное заключение так сильно подействовало на Яхонтова, что временами он стал терять рассудок. В 1867 году И. Яхонтова освободили из заключения, и он уехал миосионерствовать в Сибирь.
На панихиде, за которую пострадал И. Яхонтов, известный историк и публицист Афанасий Прокопьевич Щапов произнес революционную речь, которую закончил словами: "Да здравствует демократическая конституция!" Биограф А. Щапова Н.Я. Аристов рассказывает, что синод приговорил оратора к ссылке в Соловецкий монастырь на смирение. Это доставило Щапову много неприятностей, и он "совсем было сгоряча написал и подал прошение, чтобы его сослали лучше в Сибирь..."4. Только заступничество влиятельных лиц и тот огромный авторитет среди молодежи, которым пользовался историк, помешали привести в исполнение резолюцию синода. Казанский губернатор телеграфно предупреждал министра внутренних дел, что "здесь арестовать Щапова неудобно: это может произвести студенческую демонстрацию". Сыграло свое значение и то обстоятельство, что за неделю до панихиды А.П. Щапов уволился из академии и из духовного звания. Это не давало духовным властям формального права настаивать на выполнении решения синода. Не будь этих благоприятных обстоятельств, А.П. Щапову пришлось бы познакомиться с Соловками.
Здесь уместно будет сказать о том, что Соловки угрожали одно время Александру Сергеевичу Пушкину за его оду "Вольность" и открыто высказываемые симпатии к убийце герцога Беррийского. Друзья А.С. Пушкина предотвратили надвигавшуюся беду, и писатель вместо Соловков угодил в Екатеринослав.
В конце 70-х годов в монастырскую тюрьму на Соловках попадают рабочиереволюционеры Яков Потапов и Матвей Григорьев.
...

1. "Русская старина", 1885, апрель, стр. 139.
2. ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., оп. 5, 1861, д. 116, л. 114 об.
3. Журнал "Соловецкие острова", 1926, № 4, стр. 80.
4. Аристов Н.Я. Афанасий Прокопьевич Щапов (Жизнь и сочинения). Спб., 1883, стр. 73.


Источник:
Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965. С. 39.
---
Знания - сила
Лайк (1)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29559
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31765
Члены тайного общества братьев Критских в камерах соловецкого острога

Первыми узниками соловецкой тюрьмы, замурованными туда за революционную деятельность, были члены и организаторы разгромленного реакцией подпольного антиправительственного общества братьев Критских.
В двух специальных статьях, посвященных этой организации, в соответствующих разделах обобщающих исследований по истории революционного движения в России в последекабристские годы, наконец, в сводных трудах по истории Москвы и первого русского университета полно и обстоятельно раскрыта идеология кружка продолжателей дела декабристов, взгляды и высказывания кружковцев по программным и тактическим вопросам. В то же время нередко в нашей литературе в число соловецких арестантов попадают не те участники "злоумышленного общества", которые там действительно находились. Объяснение этому дает следственное дело.
Кружок братьев Критских стал складываться во второй половине 1826 года под свежим впечатлением расправы царизма с лучшими людьми России. Ядро организации составляли 6 человек в возрасте от 17 до 21 года: три брата Критских – Петр, Михаил и Василий, Николай Лушников, Николай Попов и Даниил Тюрин. Из них старший, Петр Критский, закончил Московский университет и служил чиновником в одном из Московских департаментов сената, два его брата и Попов учились в университете, Лушников готовился к поступлению в университет. Д. Тюрин служил помощником архитектора в кремлевской экспедиции. Все учредители Общества вышли из семей разночинцев и сами крепкими нитями связаны были с демократической средой.
Следствие выявило "прикосновенность" еще 13 человек, которые сами "не принадлежали к обществу и сокровенных преступных намерений оного не знали", но "видясь с умышленниками, слыхали от них вольные суждения, а другие и сами говорили непозволительное".
...

Николай I покарал своих врагов без суда, самолично, с присущей ему беспощадной суровостью.На докладе следственной комиссии рядом с именами главных обвиняемых царь написал: "Николая Лушникова и Петра Критского отправить в Швартгольмскую крепость, Михаила и Василия Критских – в Соловецкий монастырь, Николая Попова и Данилу Тюрина – в Шлиссельбургскую крепость. Срок заключения в крепости и в монастырский острог не оговаривался.
Близкие к кружку люди были высланы на службу в Оренбург, Вятку, Пермь, Вологду и отданы под надзор полиции. Солдата Ф. Кушнерюка, по приговору военного суда, прогнали сквозь строй в тысячу человек четыре раза и отправили в Бобруйскую крепость на каторжные работы.
В конце декабря 1827 года организаторов тайного общества стали развозить попарно по тюрьмам. Никому из них не разрешили повидаться и проститься с родственниками и друзьями. Поэтому никто точно не знал, что сделали Критские с товарищами и что правительство сделало с ними.
Убитая горем мать Критских слезно просила начальника II округа корпуса жандармов Волкова сообщить ей о судьбе сыновей. Только 9 апреля 1830 года Бенкендорф разрешил Волкову уведомить Критскую о том, что "сыновья ее Михаиле и Василий находятся в Соловецком монастыре, а Петр содержится в Нейшлотской крепости", и разрешил ей переписку с ними через III отделение. В мае 1830 года через руки жандармов два письма Критской – на имя Василия и Михаила – направили в Соловецкий монастырь. Неизвестно, кому они были вручены. Одного из арестантов, а именно Василия Критского, на Соловки не привозили и в монастырской тюрьме он не сидел. Шеф жандармов сам не знал, где содержится Василий Критский, ввел в заблуждение подчиненных, несчастную мать и некоторых историков.
В литературе встречаются утверждения, что кто-то исправил ошибку царя и не стал помещать обоих братьев Критских в арестантское отделение Соловков вместе1. Есть и иное мнение. Василий якобы по ошибке, вопреки резолюции царя, был направлен в Соловки2. Оба эти высказывания грешат против истины. Если считать "ошибкой" приговор Николая I в отношении Василия Критского, то нужно сказать, что "исправил" ее он сам. Потому никто не имел ни малейших неприятностей.
В январе 1828 года, когда братья находились на полпути к Соловецкому монастырю, Николай разъединил их. Василия, по его повелению, вернули с дороги и увезли в Шлиссельбург, а оттуда направили в Соловки Попова. "Операция" по обмену узниками проходила по линии главного штаба, минуя III отделение и Бенкендорфа.
13 мая 1828 года соловецкий архимандрит Досифей сообщил в синод о том, что он заключил в арестантские "покои" под строгий присмотр "государственных преступников" Михаила Критского и Николая Попова. Они прибыли на острова из Архангельска 12 мая первым рейсом навигации 1828 года. Есть сведения о том, что М. Критского и Н. Попова привезли на Соловки "в железных заклепах".
О жизни Критского и Попова на Соловках мы располагаем крайне скудными сведениями. До 1833 года в полугодовых ведомостях арестантов против имен "изобличенных в соучастии в злоумышленном обществе" находим неизменную запись: "Оные Критский и Попов со времени прибытия их в Соловецкий монастырь провождают жизнь смиренно и содержатся на общем положении"3. Что означало это "общее положение" – хорошо известно: смрадные, тесные и холодные камеры, полуголодный рацион.
С 1834 года характеристика Н. Попова меняется. Соловецкий тюремщик записывает, что "Попов по временам оказывает грубости, во нраве вздорен", но в чем конкретно проявлялись эти грубости – не поясняет.
Весной 1835 года судьбой Михаила Критского и Николая Попова неожиданно заинтересовалось военное министерство. Оттуда последовал запрос синодальному обер-прокурору: "показываются ли в списках арестантов Соловецкого монастыря, присылаемых духовному начальству, высланные в монастырь по высочайшему повелению в 1827 году Михаил Критский и Николай Попов; если же переведены оттоль, то куда именно и когда"4. О судьбе юношей, запертых в страшный изолятор на крайсветном острове, забыли, и обер-прокурору пришлось самому наводить справки, чтобы ответить на вопрос военных властей.
В 1835 году, по представлению Озерецковского, М. Критского и Н. Попова перевели из соловецкой тюрьмы рядовыми в военную службу. "Потерявшее рассудок правительство" принимало русскую армию "за исправительное заведение или за каторгу", – резюмирует А.И. Герцен5..
В октябре 1835 года Михаила Критского и Николая Попова определили рядовыми в Мингрелию, в действующую армию. Михаил Критский вскоре был убит в сражении с лезгинцами, а как сложилась дальнейшая судьба Николая Попова – неизвестно.
...

1. "Былое", 1906, № 6, стр. 54.
2. "Декабристы. Тайные общества. Процессы Колесникова, братьев Критских и Раевских", стр. 257.
3. ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 112, 1831, д. 487, л. 9; оп. 114 , 1833, д. 1236, л. 8 и 27.
4. ЦГИАЛ, ф. 797, оп. 5, 1835, д. 21136, л. 1-1 об.
5. Герцен А.И. Собр. соч. в тридцати томах. Т. 7. М., 1956, стр. 218.


Источник:
Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965. С. 41, 43 – 44.
---
Знания - сила
Лайк (1)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29559
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31765
Декабрист Александр Семенович Горожанский

В числе заключенных в Соловецкий монастырь по политическим делам находился декабрист Александр Семенович Горожанский. Тяжкие испытания выпали на его долю. Только в одиночных камерах Соловков Горожанский провел свыше 15 лет – с 21 мая 1831 года по 29 июля 1846 года – и никогда за все это время не сожалел о своем участии в событиях, за которые так жестоко был наказан. До конца своей жизни Горожанский ненавидел царя, деспотизм и произвол.
Следственная комиссия по делу декабристов собрала о поручике Кавалергардского полка Александре Семеновиче Горожанскем такие сведения:
"Он вступил в Северное Общество полтора года назад; принял в члены двух и еще вместе с корнетом Муравьевым трех человек. По его словам, цель Общества, ему известная, состояла в введении конституции монархической. Но Свистунов уличал его, что в июне 1824 года открыл ему намерение Южного Общества о введение республиканского правления и что после того повторил ему, Горожанскому, слышанное от Вадковского, что для истребления священных особ императорской фамилии можно бы воспользоваться большим балом в Белой зале и там разгласить, что установляется республика. Сверх того корнет Муравьев показал, что Горожанский, будучи горячим членом, подстрекал его к ревности в пользу Общества и при чтении конституции брата его, Муравьева, изъявлял, что она не нравится ему по умеренности своей, и ссылался на конституцию Пестеля, говоря, что оная должна быть гораздо либеральнее; но Горожанский ни в чем не сознался и на очных ставках с Свистуновым и Муравьевым. Сам он показал, что по смерти покойного государя слышал о намерении воспользоваться сим случаем, и что положено было стараться возбудить в полках упорство к присяге. 14 декабря, уже после присяги, он поручил унтер-офицеру Михайлову говорить людям, что манифест фальшивый и что цесаревич не отказывается от престола. Сам то же говорил часовому, стоявшему у квартиры генерала Депрерадовича, и некоторым людям. На совещаниях Общества не был, но во время возмущения подходил к каре, брал за руку Одоевского и на вопрос сего последнего: "что их полк?", отвечал: "идет сюда". После сего ушел в Сенат и пробыл там, пока все кончилось. Из сведений, доставленных от командующего гвардейским корпусом, видно, что во время присяги Горожанский не был при своей команде, а по возвращении говорил некоторым нижним чинам, что напрасно присягали и что они обмануты, а также, что он посылал унтер-офицера уговаривать нижних чинов, чтоб они не выезжали"1.
29 декабря А.С. Горожанский был арестован и доставлен в Петропавловскую крепость. Декабристу было тогда 24 года. Царь решил не предавать Горожанского суду, а наказать его в административном порядке "исправительной мерою: продержав еще 4 года в крепости, перевесть в Кизильский гарнизонный батальон тем же чином и ежемесячно доносить о поведении". Это было строгое наказание.
После четырехлетнего заключения в С.-Петербургской крепости А.С. Горожанского направили на службу в 7-й линейный Оренбургский батальон (бывший Кизильский гарнизонный батальон) "под бдительное наблюдение его начальства". Однако находиться на свободе, хотя и под надзором, декабристу долго не пришлось. 16 декабря 1830 года дежурный генерал главного штаба уведомил Бенкендорфа, что, по полученным от командира отдельного Оренбургского корпуса генерал-адъютанта графа Сухтелена донесениям, ссыльный офицер не смирился, буйствует, недоволен существующими порядками и властями, обнаруживает "особенное против всего ожесточение". Декабрист не скрывал своих антиправительственных взглядов. Он объявил батальонному адъютанту подпоручику Янчевскому, что не признает над собой власти царя и при этом "произносил разные дерзкие слова на особу его величества". Это же он "дерзнул повторить батальонному своему командиру и коменданту Кизильской крепости, который, узнав от Горожанского, что он совершенно здоров и удостоверясь по сему, что он имеет дерзкие намерения, приказал посадить его под строгий надзор"2.
...

1. "Восстание декабристов". Т. VIII. Л., 1925, стр. 71.
2. ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., оп. 5, 1826, д. 61, ч. 172, л. 7.


Источник:
Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965. С. 45.
---
Знания - сила
Лайк (1)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29559
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31765
Кирилло-мефодиевец Георгий Львович Андрузский

В XIX веке в тюремном замке Соловецкого монастыря томились не только русские революционеры. Туда ссылали участников национально-освободительной борьбы других народов России. Одним из таких узников был Г.Л. Андрузский, заключенный в соловецкую тюрьму за принадлежность к Кирилло-Мефодиевскому обществу и "рассеивание волновавших его идей".
Кирилло-Мефодиевское общество, именуемое в следственных материалах Украино-славянским, оформилось в Киеве на рубеже 1845 – 1846 годов. Видным участником этой организации был гениальный украинский поэт и мыслитель Т.Г. Шевченко. Конспиративное политическое общество просуществовало немногим более года. К моменту разгрома оно еще не успело оформиться в организационном отношении, четко не определило своих тактических положений, но проявило себя как прогрессивный кружок украинской интеллигенции, придерживавшейся и распространявшей антиправительственные взгляды. Полного единства мнений среди членов Общества не было. Левое, радикальное направление кирилло-мефодиевцев резко отрицательно относилось к самодержавной форме правления вообще и к русскому царизму, угнетавшему Украину, в частности, выступало против крепостного права и всех его порождений в хозяйственной, социальной и юридической областях, склонялось к признанию необходимости революционных методов борьбы с царизмом и феодализмом.
...
Из программных документов Украино-славянского общества, а также из конфискованных бумаг и показаний кирилло-мефодиевцев на допросах видно, что политические идеалы Общества заключались в стремлении создать единую всеславянскую федеративную демократическую республику, ведущая роль в которой отводилась Украине, и уничтожить крепостное право.
Далеко не последнюю роль в Кирилло-Мефодиевском обществе играл Г. Андрузский. Следственные материалы называют его "пылким украинофилом". Андрузский был посвящен во все тайны Общества, знал его сокровенные цели и участников, в том числе Т.Г. Шевченко, сам сочинял стихи "возмутительного содержания и проекты о государственном преобразовании".
Георгий Андрузский родился 26 мая 1827 года в селе Вечорках Пирятинского уезда Полтавской губернии в семье мелкопоместного помещика, отставного майора. В Кирилло-Мефодиевское общество вступил в годы учебы в Киевском университете.
3 марта 1847 года по доносу провокатора правительству стало известно о существовании тайного общества. В апреле Г. Андрузский был взят под стражу и доставлен в Петербург в III отделение.
...
Николай распорядился отправить Андрузского на исправление в Соловецкий монастырь без указания срока. Царь знал, что тюрьма Соловецкого монастыря по строгости режима не уступает Шлиссельбургской крепости.
...
30 апреля 1850 года синод, по представлению обер-прокурора, предписал соловецкому архимандриту Димитрию поместить "государственного преступника" Андрузского в отдельную келью, учредить за ним строжайший надзор и поручить "опытному в духовном назидании старцу увещевать его об исправлении жизни своей и вредного образа мыслей, донося синоду о последствиях надзора и увещаний по истечении каждого полугода". 19 апреля 1850 года Андрузского отправили из Петрозаводска в Архангельск под конвоем жандармов.
До вскрытия Северной Двины Андрузского держали в секретной камере архангельского тюремного замка, строго следя, чтобы он ни с кем не имел никаких встреч и связей. 19 мая 1850 года под конвоем жандарма Быкова на монастырском судне узника отправили на Соловки.
23 мая 1850 года архимандрит Димитрий выдал Быкову справку о том, что в этот день Андрузский прибыл на остров и "принят исправно". 2 июня 1850 года Архангельский военный губернатор контр-адмирал Бойль отчитался за Андрузского перед министром внутренних дел, сообщив ему, что арестант благополучно доставлен к месту назначения. Завершение хлопот для губернского начальства, связанных с Андрузским, было началом хлопот для хозяев Соловецкого монастыря. Обязанность делать Андрузскому увещания "к исправлению его жизни и приведению в раскаяние о содеянном им преступлении" добровольно принял на себя сам архипастырь.
...
В 1858 году по просьбе сестры Андрузскому разрешили вернуться на родину, в Полтавскую губернию, под полицейский надзор.


Источник:
Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965. С. 53 – 60.
---
Знания - сила
Лайк (1)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29559
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31765
Участники Казанской демонстрации в остроге соловецкой крепости

Политическими узниками монастырской тюрьмы на Соловках были два молодых петербургских рабочих Яков Потапов и Матвей Григорьев2. Оба они подверглись аресту и суду за участие в "первой социально-революционной демонстрации в России», как назвал В. И. Ленин знаменитую демонстрацию, состоявшуюся 6 (18) декабря 1876 года в Петербурге на площади у Казанского собора3. Особенно активную роль сыграл в этой манифестации 18-летний рабочий фабрики Торнтон Яков Потапов. Поднятый во время демонстрации товарищами на руки, он впервые в истории России развернул над толпой боевое красное знамя революции с вышитой на нем надписью "Земля и воля", стал первым знаменосцем русской революции.
Царизм свирепо расправился с участниками первой открытой политической демонстрации: 32 человека были арестованы, 21 человек, по указанию царя от 17 декабря 1876 года, предан суду особого присутствия правительствующего сената. Высокое судилище обвинило участников демонстрации "в дерзком порицании установленного государственными законами образа правления" и приговорило их к различного рода наказаниям – от ссылки на поселение в Сибирь до каторжных работ в рудниках.
Среди приговоренных к ссылке в Сибирь были знаменосец демонстрации Яков Потапов и двое других рабочих – 18-летний Матвей Григорьев и 23-летний Василий Тимофеев.
19 мая 1877 года, по ходатайству того же особого присутствия сената, царь смягчил приговор этим трем участникам демонстрации. Велено было Я. Потапова, М. Григорьева и В. Тимофеева разослать в отдаленные монастыри "на покаяние" на 5 лет каждого "с поручением их там особому попечению монастырского начальства для исправления их нравственности и утверждения их в правилах христианского и верноподданнического долга"4. Облегчение участи демонстрантов-рабочих правительство лицемерно объясняло молодостью Я. Потапова и его товарищей. Г.В. Плеханов не без оснований усматривает в этом преднамеренную политику, своего рода демагогический шаг властей. Правительство силилось уверить себя и общественное мнение в том, что рабочие только под влиянием "чуждой им интеллигентной среды" перестают быть верными подданными монарха. Поэтому, оставляя в силе первоначальный приговор в отношении большинства "бунтовщиков-студентов", сочли возможным смягчить приговор "бунтовщикам-рабочим"5. Однако власти просчитались. Ни один "бунтовавший" интеллигент не причинил духовным властям столько беспокойства, сколько причинили Я. Потапов и М. Григорьев. Оба они в ссылке под монашеским присмотром и в тюрьме под охраной часовых вели себя независимо, непреклонно сохраняли свои убеждения, бесстрашно боролись с деспотизмом и произволом.
...

2. Первый из них – уроженец Тверской губернии, Старицкого уезда, деревни Казнаково. Второй – уроженец Ярославской губернии, Мышкинского уезда, деревни Волохановой. Поэтому в официальных документах Я. Потапов и М. Григорьев именуются крестьянами.
3. Ленин В. И. Сочинения. Т. 5, стр. 295.
4. ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 158, 1877, д. 193, л. 2.
5. Плеханов Г.В. Сочинения. Т. III. М., 1923, стр. 154–155.


Источник:
Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965. С. 60 – 61.
---
Знания - сила
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * Вперед →
Модератор: SvetlanTim
Вверх ⇈