Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Коломенское. Ориентация на местности


    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 86 87 88 89 90 * 91 92 93 94 Вперед →
Модератор: kaaskop
Agrip901

Agrip901

Москва
Сообщений: 1974
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 2714

babyboo написал:
[q]
Здравствуйте! Я ищу своих прямых предков из д.Чертаново. Приход Дьяково, церковь Предтеченская.
Пока в оцифрованных метрических книгах добралась до Василия Никифоров Громушкин 1867 гр, Никифор Иванов Громушкин.
[/q]

https://cgamos.ru/skazki/51-8-590/
Пока можно продолжить так : 9 РС 1850г. в д. Чертаново 3 семьи Громушкиных.
Ваш Никифор Иванов отец Иван Филипов № 3.
Мой Спиридон Алексеев № 4. Еше Громушкины № 15.

babyboo написал:
[q]
Также ищу документы по д.Чертаново после 1917 года. Хочется установить, что стало с предками после революции. Громушкиных было там очень много, а к 50м годам осталось мало
[/q]

Это в ЦГАМО(обл) фонды и описи по Ленинскому району, 1933-50гг. В темах ссылки на них имеются.
Лайк (1)
Liolia

Liolia

Москва
Сообщений: 1567
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1311

babyboo написал:
[q]
Здравствуйте! Я ищу своих прямых предков из д.Чертаново. Приход Дьяково, церковь Предтеченская.
Пока в оцифрованных метрических книгах добралась до Василия Никифоров Громушкин 1867 гр, Никифор Иванов Громушкин.
[/q]



Здравствуйте! У меня по Громушкиным информация до 9-й ревизии.
Корнями своими они восходят к Мелешке Захарьеву около 1590 года рождения из д.Заборье ( познее название д.Чертаново) . Его потомки будут носить фамилии Осташонковы, Громушкины, Широковы и Прохоровы.
Мелешка Захарьев и мой прямой предок.
РГАДА ф.1209, оп.1, д.9809, л.425об. «деревня Заборье, а в ней крестьян…двор Мелешка Захарьев с зятем Ивашком Наумовым да с сыном с Васкою да Савкою…»
РГАДА ф.1239-2-1359. "Выпись с писцовых книг Московского уезду письма и меры стольника Ивана Михайловича Офросимова да подьячего Ивана Васильвва 183-185 годов... к дворцовому селу Коломенскому деревня Новая Заборья на речке на Чертановке что на перед сего была деревня Чертаново..(л.76) двор Архипко Савельев у него дети Захарко десяти лет Лазорко пяти лет у него племянник Федка Якимов".

Прямая схема от Никифора Иванова до пращура его Мелешки Захарова выглядит так.

Прикрепленный файл: Громушкин Никифор Иванов.png
---
Ищу:в Московском у.- Карасевых (д.Новинки и с.Коломенское), Ворониных (д.Батюнино), Никитиных (д.Братеево),Клоповых (д.Шипилово), Поздняковых -Удаловых(д.Нагатино) . Рязанская обл.,Милославский р-он (Данковский у.) Мареевых , Колбаскиных, Семешовых
Лайк (1)
babyboo
Новичок

Москва
Сообщений: 4
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 4
>> Ответ на сообщение пользователя Agrip901 от 27 января 2023 18:08
Спасибо большое!
Я пока попыталась найти точную запись о рождении Василия Никифоровича. Но книга за 1867 год не попалась. Также искала 1863-тоже нет. Я параллельно ищу еще ветку Голубковых из Чертаново и Сиверцевых (Сиверцовых) из Покровского на Городне.
Эти книги могут быть в бумажном виде в архиве, если нет на сайте ЦГА?
babyboo
Новичок

Москва
Сообщений: 4
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 4

Liolia написал:
[q]


Здравствуйте! У меня по Громушкиным информация до 9-й ревизии.
Корнями своими они восходят к Мелешке Захарьеву около 1590 года рождения из д.Заборье ( познее название д.Чертаново) . Его потомки будут носить фамилии Осташонковы, Громушкины, Широковы и Прохоровы.
Мелешка Захарьев и мой прямой предок.
РГАДА ф.1209, оп.1, д.9809, л.425об. «деревня Заборье, а в ней крестьян…двор Мелешка Захарьев с зятем Ивашком Наумовым да с сыном с Васкою да Савкою…»
РГАДА ф.1239-2-1359. "Выпись с писцовых книг Московского уезду письма и меры стольника Ивана Михайловича Офросимова да подьячего Ивана Васильвва 183-185 годов... к дворцовому селу Коломенскому деревня Новая Заборья на речке на Чертановке что на перед сего была деревня Чертаново..(л.76) двор Архипко Савельев у него дети Захарко десяти лет Лазорко пяти лет у него племянник Федка Якимов".

Прямая схема от Никифора Иванова до пращура его Мелешки Захарова выглядит так.

[/q]

Ого, спасибо большое! Вы проделали колоссальную работу! Получается наша ветка, Никифора, на рисунке справа? Василий его сын рожден в 1867, по крайней мере в октябре 1891 указано, что ему 24 года.
Agrip901

Agrip901

Москва
Сообщений: 1974
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 2714

babyboo написал:
[q]
Но книга за 1867 год не попалась. Также искала 1863-тоже нет. Я параллельно ищу еще ветку Голубковых из Чертаново и Сиверцевых (Сиверцовых) из Покровского на Городне.
Эти книги могут быть в бумажном виде в архиве, если нет на сайте ЦГА?
[/q]

Период 1861-71гг. плохо сохранен в московской губернии, может не быть.
Почитайте тему ЦИАМ, новые возможности поиска дел, НСА, е-поиск.
Удачи.
Владимир Ж

Владимир Ж

Москва
Сообщений: 543
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 239
Добрый день! Фильм про Нагатино, использованы мои видеозаписи, 1973 и 2023 годов.


https://ok.ru/video/4748862294589
Лайк (3)
Agrip901

Agrip901

Москва
Сообщений: 1974
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 2714
https://yandex.ru/archive/cata...4c4f2e6/42
Тульские епархиальные ведомости. Тула, 1862–19181881 № 12
О СОВРЕМЕННЫХЪ РУССКИХЪ СЕКТАНТАХЪ.
…..
Исторія другихъ новыхъ сектъ, особенно подмосковныхъ,относительно силы развитія ихъ между православными и борьбы съ ними священниковъ, заслуживаетъ больше вниманія. Въ "Современныхъ Извѣстіяхъ (№ 90 и 93) представляются на видъ.
……
2) Бухаровцы, пазванные такъ по имeня перваго своего попа изъ крестьянъ Садовой слободы, не разъ подвергавшагося проклятіо со стороны Ангонія и все таки священнодѣйствовавшаго, по имени Василія Бухарова - яраго миссіонера раскола. Съ конца 40-хъ годовъ до времени своей смерти въ 1879 г., онъ совратилъ изъ православія въ расколъ 12 тыс. человѣкъ. Большинство течерешнихъ стариковъ, сами и ихъ жены крещены и вѣнчаны въ православіи, затѣмъ уже при Бухаровѣ перешли въ расколъ въ немъ крестили и воспитали дѣтей своихъ. Мѣстные приходскіе православные священники принимали всѣ возможныя мѣры къ противодѣйствію Бухарову; все было напрасно. Бухаровъ какимъ то способомъ умѣлъ отстаивать себя, удерживать совращенныхъ и, переѣзжая съ своей раскидной бархатною церковію", по моленнымъ, преимуществейно же въ своемъ домѣ, служилъ, крестилъ, вѣнчалъ и пріобщалъ, привлекалъ на свою сторону православныхъ и былъ между ними на столько популяренъ, что его и за очно и въ глаза никто иначе не называлъ, какъ «отецъ Василій". Послѣ смерти его, старообрядчество слегка покачнулось было вслѣдствіе того, что Антоній III. назначилъ сюда поповъ, неугодныхъ обществу, которому хотѣлось видѣть поповъ почище и поученѣе. Настало смутное время для здѣшняго раскола.
……….
3) Чиминцы-отдѣлъ старообрядчества, по своимъ вѣрованіямъ и обрядамъ - сходный съ ученіемъ преображенскаго кладбища. Ученіе ихъ въ Ногатинской волости появилось позднѣе бухаровскаго, Учрежденіе первой молеиной чиманцевъ было въ домѣ крестьянина Чимива въ с. Коломенскомъ, откуда произошло и самое названie Чимиицевъ (въ царствованіе Имперагора Александра Г). Существующая доселѣ моленная эта единственная съ осно» ванія, уже ветхая, помѣщается въ томъ же домѣ, въ которомъ была открыта сначала. Попечитель ея Николотовъ въ 1876-7 годахъ принималъ всѣ мѣры къ открытію новой моленной, построилъ было сначалъ амбаръ, думая обратить его въ моленную, по разпеслась молва объ истинномъ назначеніи постройки и она была опечатана... Гонесіе на чиминцевъ ведутъ еще сильнѣе, чѣмъ православные, старообрядцы бухаровцы. Этимъ объясняется вымираніе этого отдѣла старообрядчества и къ нему принадлежатъ нынѣ только около 40 семействъ. Послѣдователи чиминской моленной пародъ богатый. Моленіе совершается по уставу чиминцевъ особыми уставщиками; иногда же пріѣзжаетъ какой-то ихъ попъ, отпавшій, по разсказамъ, отъ православія. Чиминцы отличаются особою воздержностію, чай не пьетъ никто, пива и вина также; пинци въ домѣ не принадлежащаго къ нимъ никогда ве ѣдятъ
Лайк (2)
Agrip901

Agrip901

Москва
Сообщений: 1974
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 2714
Я Архив. Периодические издания.
Московские епархиальные ведомости. М., 1869–1879, 1877, выпуск № 8
....
Случаи отпаденія заблудшихъ овецъ въ новую секту совершаются съ полной свободой, при чемъ сектанты, для отвлеченія подозрѣній, иногда соблюдаютъ всѣ внѣшніе признаки православія: хожденіе для вида въ церкви и т. и, Секта эта распространена въ дер. Бѣляевой, гдѣ въ домѣ крестьянина Ивана Батѣева и происходятъ собранія сеятантовъ; въ селѣ Дьяковѣ, гдѣ двѣ дочери Григорія Колотушкина, дѣвицы Марья и Наталья пользуются титуломъ рабынь Божьихъ, важнѣйшимъ отличіемъ въ сектѣ, и всякаго приходящаго къ нимъ сектанта, падающаго ницъ предъ ними, разрѣшаютъ отъ грѣховъ, провозглашая: отпущаю ти грѣси, ска модною хми шогуд - На собраніяхъ у Батѣева или Колотушкина главную роль играютъ: какой-то фабричный изъ Москвы и портной, живушій въ Садовой слободѣ, Ѳедоръ Михайловъ; сначала на собраніяхъ читаютъ книги, усѣвшись вокругъ стола, потомъ дѣлаютъ объясненіе прочитанна затѣмъ всѣ наличныя дѣвицы- рабыни Божіи - поютъ риемованные стихи различнаго содержанія.?- моякай дынаонай Что секта успѣла достаточно развяться и окрѣпнуть, доказываетъ слѣдующій случай: 13 декабря были похороны 90лѣтней сектантки, крестьянки деревни Новинокъ, Анисьи Козьминой Огородовой: предъ смертью ея не было совершено надъ нею ни таинства покаянія, ни причащенія; по смерти не было также ни обычнаго чтенія псалтири, ни отпѣванія, не отслужено ни одной панихиды. Когда же крестьянинъ Иванъ Ѳедоровъ Сѣдовъ вздумалъ было привести священника, то раба Божія, дѣвица Ирина Огородова, сказала, что она его не пуститъ и на порогъ. Такъ безъ всякаго христіанскаго обряда и была поднята покойница и отнесена кладбище. Какъ слышно, подобныя выходки этихъ свособразныхъ протестантовъ, напоминающія пресловутыя гражданскія похороны католическаго закона, въ нашемъ православномъ населеніи производятъ немалое смущеніе. ...
Лайк (2)
Liolia

Liolia

Москва
Сообщений: 1567
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1311
Михайлов С.С.
Старообрядческое беспоповское согласие «Бабушкина вера» в Подмосковье и соседних губерниях. Попытка исторического обзора. М.: Галлея-Принт, 2022. – 74 с.

л.58
Последнее обнаруженное нами архивное упоминание о «бабушкиных» юго-восточной части Московского уезда относится
к 1890-м гг. В 1893 году Московская Духовная Консистория рассматривала небольшое дело по донесению Павла Короткова, священника из приходского села Коломенского, посвященное «совращению в раскол» крестьянином деревни Нагатино Алексеем Косминым «перекрещеванцев», «от чего бывают случаи смерти». Приходской пастырь писал: «Крестьянин Алексей Космин, 73 л., тайно держит раскол бабушкиной безпоповщинской секты… совращает в раскол и перекрещивает, после чего таковые вскоре умирают».
Причиной обращения к духовному начальству стали следующие события. В конце сентября 1892 г. нагатинский крестьянин Григорий Алексеев, 40 лет, «после излишнего употребления водки», серьезно заболел. Земский врач оказал необходимую помощь, после чего наступило улучшение. После этого больно-
л.59
го навестил священник в лице того самого о. Павла Короткова, который также заметил, что Григорий выздоравливает. Родным отцом болящего оказался как раз Алексей Космин, стоявший «во главе бабушкиной секты». Здесь по материалам дела мы не можем понять, был ли он лидером «бабушкиных» только своего селения, т.е. деревни Нагатино, или же подведомственное ему общество объединяло братьев и сестер по вере и других соседних населенных пунктов. Супруга больного, которая, судя по всему, находилась под влиянием свекра или даже являлась адептом «бабушкина» согласия, обратилась к нему с просьбой перекрестить Григория, за состояние и судьбу которого весьма беспокоилась, несмотря на заверения врача и священника. Отец крестил сына холодной водой на озере, отчего новообращенный вскоре скончался. Какое-то время этот момент вроде бы не привлекал внимания, однако после этого Алексей Космин ходил к проживавшему в соседнем селе Коломенском крестьянину Якову Иванову Коробкину, 73 лет от роду, «с целью совращения в раскол». Там он якобы даже хвастал, что вовремя совершил обряд крещения над сыном – успел перевести его в правильную веру до кончины. Кстати, такая практика весьма часто встречалась у представителей беспоповских небрачных согласий, типа федосеевцев и филипповцев, у которых все адепты, сожительствовавшие, как бы мы сейчас сказали, гражданским браком, не выполнявшие всех достаточно строгих требований веры, автоматически попадали в категорию «замирщенных» и не имели права участвовать в богослужениях (просто стояли во время службы в западной части
молитвенного помещения, не совершая крестных знамений, земных поклонов и т.п.), пользоваться «християнской» посудой и др.
Люди, фактически тяготевшие к такому беспоповскому сообществу, всю свою сознательную жизнь жили как обычные православные, вступали в браки, рожали детей, а на склоне своих земных дней крестились в старообрядчество, дабы принять смерть уже в правильной вере. Здесь, кстати, и ответ на вопрос: почему отец стоит во главе локальной беспоповской общины «бабушкиных», а его сын является членом официального исповедания? Григория
Алексеева крестили только когда он был уже в состоянии «смертельной опасности». Коломенский крестьянин Коробкин, по словам священника,
был верным православным и доложил о. Короткову о попытках обратить его в «Бабушкину веру». Приходской священник пос-
60

пешил сообщить по инстанции далее, в Духовную Консисторию, добавляя, что «говорят, у бабушкиной секты бывают случаи, что закупывают больных до смерти», т.е. после погружательного крещения находящиеся в тяжелом болезненном состоянии новообращаемые умирают. Подобные моменты, разумеется, были сообщены и светским властям, которые провели свое расследование. Оно закончилось в сентябре 1893 г. благополучно для Алексея Космина – прокурор Московского Окружного Суда прекратил следствие, поскольку случаи частых смертей обращаемых в «Бабушкину веру» не подтвердились, также не подтвердились и сведения о. Короткова о «совращении» православных в интересующее нас исповедание . Но не будем забывать о том, что дело рассматривалось уже не во времена митрополита Филарета, а уже ближе к эпохе вероисповедных свобод в отношении старообрядцев, а также и то, что местная власть, вопреки рвению о. Короткова, явно постаралась не давать ход делу, тем более что от самих родственников лиц, умерших после крещения, заявлений не поступало – они явно так или иначе находились в сфере влияния «бабушкиных», т.е. или непосредственно были членами указанного исповедания, или официально являлись православными, но на склоне дней готовились перейти в «правильную веру». «Предсмертные» крещения совершались над людьми, которые и так были в тяжелом состоянии, поэтому погружения больного в холодную воду водоема родственники причиной кончины близких не считали. Те родственники, кто был из других старообрядческих согласий, да
и православные, односельчане по традиции старались «не сдавать своих» полиции, прочим официальным лицам.Также нам хотелось бы обратить внимание, что, пусть даже и не нашедшие подтверждения при расследовании, случаи крещения умирающих Алексеем Косминым перекликаются с делом 1820-х гг., из которого мы узнаем о событиях в Боровском уезде Калужской губернии, когда фигурируют дети, коих также успели перекрестить в «Бабушкину веру» перед смертью. Эти два выявленных нами дела, относящиеся к разным временам, к местностям,
лежащим в сотнях верст друг от друга (т.е., возможно, к разным «ветвям» или вариантам «бабушкиных»), позволяют заподозрить,
что в рассматриваемом согласии немалая часть крещений, т.е. фактического полноценного приема в свою веру, совершалась над
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 385. Д. 62. Л. 1–7

61
людьми, независимо от их возраста, которые были смертельно
больны, уже непосредственно перед их кончиной. Видимо, в связи с строгими требованиями к адептам, основной массе тяготеющих к «Бабушкиной вере» до определенного момента в их жизни проще было жить в статусе официальных православных.Теперь же, обозрев эти упоминания о «бабушкиных» (и предполагаемых «бабушкиных», как это было в 1840-х гг. в с. Братеево), перейдем к архивному делу, которое достаточно подробно описывает историю данного согласия в приходах с. Коломенского и других церковно-административных образованиях юго-востока Московского уезда.
В 1879–1880-м гг. Московская Духовная Консистория, благодаря сведениям, выявленным иеромонахом Симонова монастыря
Марком, рассматривала дело о «Бабушкиной вере», которая пустила весьма обширные и крепкие корни фактически на всем юговостоке Московского уезда, чуть ли не во всех местных приходах. Фактическое начало расследования было еще в 1876–1877 гг.,
однако завершение его, которое дало некоторое количество важной информации, произошло только на исходе десятилетия . По «хитрой скрытности сектантов» прежде факт распространения учения «бабушкиных» в столь значительных масштабах вроде бы выявить не удавалось, хотя, как мы видели, адепты согласия более-менее регулярно попадали в поле зрения внешних лиц – как властей, так и журналистов. Иеромонах Марк узнал подробности
о «бабушкиных» из разговора с крестьянином деревни Грайвороново Яковом Ивановым Прокшиным, сосед которого Матвей Михайлов Куликов являлся одним из местных лидеров этого толка.
Секта «бабушкиных» была распространена в самой Москве (судя по всему – прежде всего в районах, прилегающих к юго-востоку Московского уезда, в источнике особо упоминается Новая деревня вблизи Рогожской заставы), в трех приходах села Коломенского, приходах сел Сабурово («как в самом селе, так и в Перервинской слободе»), Покровское-Городня («в деревне Котляковой»), Капотня, Беседы, Царицыно, Карачарово и приходе храма Рождества Богородицы в Старом Симонове, к которому относилось и селение Грайвороново. В селе Коломенском «бабушкиных», согласно материалам дела, вроде бы насчитывалось порядка десяти человек, в деревне Ближнее Беляево, находившейся
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 357. Д. 10. Л. 28–45

62
в приходе села Дьяково, «половинное число жителей принадлежит к этой секте» .
Понятно, что о настоящих масштабах распространения согласия «Бабушкина вера» в Московском уезде сведения из архивного
дела нам не говорят. Один из основных источников информации для расследования – коломенский священник Сергий Понятовский говорил: «…в числе других раскольнических сект, находящихся в трех приходах села Коломенского и прилегающих к нему селениях, есть тайная по своим обрядам и учению безпоповщинская секта, известная между жителями села Коломенского под именем “бабушкиной веры”, принадлежащие к этой секте наружно считаются православными, изредка, для вида, в большие праздники ходят в церковь и принимают священников в доме…» . К сведению, что весьма важно для нас, тот же священник Понятовский так характеризовал учение «бабушкиных»: «…сходно с учением беспоповского Федосеевского толка с примесями молоканского… сходно с учением хлыстов…» .
Поставщик устной информации для иеромонаха Марка крестьянин Прокшин отказывался подтвердить все это под запись: «…если узнают об этом сектанты, то убьют или застрелят его…». Священнику Понятовскому говорили разные лица, что будто бы у «бабушкиных» существовали тайные связи с «шайками политических преступников» . Однако, как ним кажется, здесь мы видим лишь некий местный фольклор и предрассудки, которые возникли вокруг явления, странного для местных крестьян, как официальных православных, так и старообрядцев разных согласий. «Бабушкины», генетически имевшие здешнее происхождение, бывшие выходцами из этих сел и деревень и имевшие в них обширные родственные связи, в духовном планеявлялись чем-то чужим и непонятным, а ввиду своей особой замкнутости (вряд ли большей, нежели замкнутость местных беспоповцев), еще и чем-то пугающим. Сложность выяснения информации заключалась еще и в том, что «…сектанты весьма осторожны и подозрительны. И при малейшей тревоге или слухе
относительно их секты, они тотчас же передают всем своим еди-
Там же. Л. 35–35об.
Там же. Л. 32.
Там же. Л. 36.
Там же. Л. 30об.

---
Ищу:в Московском у.- Карасевых (д.Новинки и с.Коломенское), Ворониных (д.Батюнино), Никитиных (д.Братеево),Клоповых (д.Шипилово), Поздняковых -Удаловых(д.Нагатино) . Рязанская обл.,Милославский р-он (Данковский у.) Мареевых , Колбаскиных, Семешовых
Лайк (1)
Liolia

Liolia

Москва
Сообщений: 1567
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1311
продолжение...
63
новерцам о скрытии всех следов и соблюдении всевозможной
осторожности…» .
Благодаря этому архивному делу мы знаем, что в село Коломенское и окрестности «Бабушкину веру» принес крестьянин «деревни Карповой Коломенского уезда прихода села Борзецво, что около села Малино», по ремеслу – портной, Федул Михайлов . В Коломенское и окрестности данное течение им было принесено, по разным данным, или «лет двадцать», или «лет сорок» назад относительно времени, когда проводилось расследование .
На момент рассмотрения дела этот крестьянин был еще жив, вроде бы продолжал принимать участие в жизни рассматриваемого конфессионального сообщества, хотя и лежал разбитый параличом. Фактическими руководителями «бабушкиных», живших под Москвой, была «старая девица», крестьянка Садовой слободы Дарья Иванова Кошкина (встречавшаяся нам в других делах), которая «почитается за Богородицу» (снова моменты, роднящие «бабушкиных» с хлыстами – С.М.), а также упомянутый нами Матвей Михайлов Куликов из Грайвороново . Его считали основным распространителем секты, однако, учитывая то, что основной объем информации по этой персоне был получен иеромонахом Марком от соседа Куликова – крестьянина Прокшина – здесь может быть и весьма значительное преувеличение . Тем не менее, деревня Грайвороново оставалась важнейшим местным духовным центром рассматриваемого согласия вплоть до середины ХХ века. По материалам дела мы видим, что сестра Куликова была принята в дом
(т.е. вышла замуж) к сыну церковного старосты с. Коломенского Ивана Лапшина, что представляли как один из прецедентов укоренения «бабушкиных» в этой местности и наличия у их адептов влиятельных родственников, нужных связей, помогающих более чем спокойно жить и развиваться .
Информация о принесении согласия из коломенских земель прямо подтверждает все наши предположения о сохранявшихся столетиями связях крестьян Коломенского и других окрестных
Там же. Л. 31об–32.
Там же. Л. 35.
Там же. Л. 34об–35.
Там же. Л. 35об.
Там же. Л. 30.
Там же

64
пунктов с исторической родиной – Коломенским уездом. Используя этот налаженный путь, сюда, под Москву, пришла и Старая Вера, и одно из ее согласий, которому мы посвятили наше повествование. К сожалению, мы не располагаем знаниями о контактах, которые позволяли распространяться здесь другим толкам. В материалах расследования относительно «бабушкиных» Московской губернии, помимо приходов Московского уезда, о которых собственно и идет речь в деле, говорится только о Москве, а также об окрестностях села Малино Коломенского уезда . Ни Серпухов с его окрестностями, ни Орехово-Зуево, ни какие-либо другие уголки региона здесь не упомянуты. Возможно, у живших в Московском уезде «бабушкиных» не было столь тесных контактов с этими краями (основные связи были с Москвой и местами, откуда согласие пришло в Коломенское, Грайвороново и др.), что
позволило надежно скрыть их.
Из материалов рассматриваемого архивного дела мы видим, что «бабушкины» стояли особняком в достаточно пестром мире
местных населенных пунктов, а здесь жили как поповцы (окружники, неокружники, беглопоповцы, включая лужкан), так и беспоповцы, у которых весьма непросто складывались взаимоотношения между собой. Но к «Бабушкиной вере» здесь существовало особое предубеждение, что, в частности, выражалось в том, что ее адептам запрещали погребать своих усопших на местных старообрядческих кладбищах, и они хоронили на православных .
Как мы можем предположить, в последнем десятилетии XIX в., скорее всего после кончины крестьянки Садовой слободы Кошкиной, локальный духовный центр «бабушкиных» переместился из этого селения в Нагатино, где лидером стал Алексей Космин. Как мы видим по сведениям из приведенного архивного дела 1890-х годов, активные представители «Бабушкиной веры» и в этот период продолжали миссионерскую работу среди адептов господствующего исповедания и явно среди старообрядцев других толков.
В начале ХХ столетия ситуация со старообрядчеством в России, как мы уже упомянули чуть выше, кардинально изменилась, оно в
1906 году было легализовано. Духовные и светские власти уже не отслеживали и не преследовали случаи «совращений в раскол». Понятно, что ждать от этого периода каких-то новых упоминаний
Там же. Л. 31об.
Там же. Л. 33, 34

65
об интересующем нас согласии не приходится. После Космина его преемники осуществляли локальное руководство согласием в самом Коломенском. По отрывочным сведениям, полученным автором в середине 1990-х гг. от бывших жителей этого села и других населенных пунктов этого уголка Московского края, «бабушкины» как небольшое сообщество, регулярно собиравшееся на молитву по домам, сохранялись чуть ли не до самого сноса местных селений. Информанты принадлежали или к православному исповеданию, или к старообрядцам-поповцам (белокринишники и новозыбковцы), посему о том, что происходило внутри этого замкнутого согласия, не знали. На последние десятилетия существования с. Коломенского «Бабушкина вера» у жителей округи ассоциировалась именно с ним: «в Коломенском бабки, своя вера». Тем не менее, хотя «бабушкины» вроде как на соборную молитву
собирались именно здесь, адепты жили и в других деревнях, но их автору не назвали. Единственное, некоторые из старожилов были в курсе, что те же коломенские «бабушкины» регулярно ходили на молитву и на другой берег Москвы-реки, в относительно дальнюю деревню Грайвороново, в которой, как мы помним, в 1870-х гг. жил один из руководителей согласия – крестьянин Матвей Куликов. Это селение, вернее, проживавшее там общество «Бабушкиной веры», играло для данного согласия в этом микрорегионе какую-то особую роль. Возможно, такая традиция восходила ко
времени истоков «бабушкиных» в данной местности. Грайвороново было не такой уж большой деревней, основная часть жителей принадлежала к официальному православию. Сколько здесь было адептов «Бабушкиной веры», сведений у нас нет, но явно их было немного, скорее всего в пределах нескольких дворов.
---
Ищу:в Московском у.- Карасевых (д.Новинки и с.Коломенское), Ворониных (д.Батюнино), Никитиных (д.Братеево),Клоповых (д.Шипилово), Поздняковых -Удаловых(д.Нагатино) . Рязанская обл.,Милославский р-он (Данковский у.) Мареевых , Колбаскиных, Семешовых
Лайк (1)
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 86 87 88 89 90 * 91 92 93 94 Вперед →
Модератор: kaaskop
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Kaaskop » Коломенское. Ориентация на местности [тема №20533]
Вверх ⇈