История Каспийского ВВМКУ им. С.М.Кирова (1939-1992)
Книги в электронном виде
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14906 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1491 | Наверх ##
10 февраля 2015 14:13 19 марта 2015 17:07 История Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)Проект "История КВВМКУ в лицах..."Кирин, И.Д. Кузница офицерских кадров: (Краткая история Каспийского им. С.М. Кирова высшего военно-морского училища) / И.Д. Кирин, В.Е. Полещук, В.А. Хомутов. – Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1961. – 164 с.
Главы 1, 4 и введение написаны полковником И.Д. Кириным, главы 2 и 3 – майором В.Е. Полещуком. Раздел 3-й главы - «Подвиг защитников Суарского ущелья» написан майором В.А. Хомутовым. Такое размещение личного состава позволило организовать обучение курсантов в условиях корабельном жизни, помогло совместить теорию с практикой. Ко дню XXII годовщины Великой Октябрьской социалистической революции были подведены итоги социалистического соревнования. Лучших результатов в боевой и политической подготовке достигла рота 1 курса, которой командовал коммунист лейтенант Кочегаров. Этой роте было присуждено Переходящее шефское Красное знамя. Кроме того, 48 отличников боевой и политической подготовки были награждены ценными подарками. Многим курсантам была объявлена благодарность. Проявляя высокий патриотизм, личный состав училища активно включился в большую государственную, кампанию по выборам в городские и районные советы. 18 ноября 1939 года в помещении клуба Азербайджанского государственного университета имени С. М. Кирова состоялось общее собрание курсантов, матросов, старшин и командиров училища совместно со студентами по выдвижению кандидатов в депутаты Бакинского городского и Щаумяновского районного Советов депутатов трудящихся. По единодушному мнению всех собравшихся кандидатом в депутаты Бакинского городского Совета депутатов трудящихся был выдвинут курсант 1 года обучения, член бюро комсомольской организации, отличник боевой и политической подготовки Бабий В. С. Кандидатами в депутаты Шаумяновского районного Совета депутатов трудящихся были выдвинуты — лейтенант Кочегаров Ф. И. и командир отделения Бодаров В. А. — курсант 1 года обучения, отличник учебы и дисциплины, организатор литературного кружка, член комсомольского бюро курса. 29 декабря 1939 года счетная комиссия избирательного участка в двенадцать часов ночи подвела итоги голосования. На многих бюллетенях встречались надписи: «Голосуя за кандидатов блока коммунистов и беспартийных, голосую за партию большевиков!»; «Отдаю свой голос за доблестных сынов нашей Родины!»; «Готов за нашу страну отдать жизнь!» На иных бюллетенях избиратели обращались к своим кандидатам. Вот что было написано на одном из бюллетеней с именем тов. Кочегарова. «Отдаю за Вас свой голос, как за лучшего товарища. Желаю отлично работать». Избранные депутаты усилили связь училища с учебными заведениями и предприятиями г. Баку, проделали большую работу по завершению строительства училища и повышению успеваемости и дисциплины в училище. В целях подготовки командиров флота в 1940 году Каспийское военно-морское училище было переведено в разряд высших военно-морских учебных заведений с наименованием: «Каспийское высшее военно-морское училище». Это известие с большим подъемом и с чувством глубокой радости встретил личный состав училища. В резолюции митинга, посвященного этому важному событию, каспийцы заверили Коммунистическую партию и Советское правительство, что решение Правительства они воспринимают как приказ — готовить командиров высокой военной культуры, волевых, решительных, требовательных, марксистски образованных, в совершенстве знающих свое дело и неразрывно связанных с массой матросов. Одновременно личный состав обратился с ходатайством в Правительство СССР о присвоении Каспийскому высшему военно-морскому училищу имени бесстрашного трибуна революции С. М. Кирава. 16 февраля 1940 года состоялся первый общеучилищный партийный актив. Отметив положительные-итоги первой экзаменационной сессии, партийный актив потребовал усилить дисциплину, повысить качество учебы, глубоко изучать военную науку, тщательно готовиться к годовым экзаменам и учебной практике, крепить боевую готовность, повышать бдительность и быть готовым к: защите социалистической Родины. В июне 1940 года закончился первый учебный год. Лучших результатов добилась 1 рота, которой командовал старший лейтенант Артамонов и класс, где старшиной класса был курсант Канаки; Более половины курсантов за первый год обучения показали отличную и хорошую успеваемость. За отличную учебу и дисциплину Нарком ВМФ СССР наградил значком «Отличник Военно-Морского Флота Союза ССР» курсантов Пустова, Заплетина, Юхова и Семенова. Окончив, теоретический курс обучения, курсанты ушли на корабли Черноморского флота и Каспийской флотилии для прохождения практики. А в училище развернулась деятельная подготовка, к набору нового пополнения и к очередному учебному году. Со всех концов страны поступали заявления с просьбой зачислить их курсантами КВВМУ. Заявления приходили от участников войны с белофиннами, рабочих, учащихся, студентов. В заявлениях и письмах было много теплоты, любви к Родине, к родной Коммунистической партии. «Я горячо симпатизирую морякам, их революционной традиции. Быть среди них — моя заветная мечта, — писал Удовенко.— Прошу Вас зачислить меня во вверенное Вам училище. Я с честью оправдаю высокое звание курсанта. Отдам все силы, а если надо будет, то и свою жизнь на защиту любимой социалистической Родины». Народный Комиссариат ВМФ СССР и управление ВМУЗ уделяли большое внимание строительству и организации училища. В конце августа в училище прибыл заместитель Наркома ВМФ СССР вице-адмирал Г. И. Левченко, революционер, матрос-балтиец, участник штурма Зимнего в октябре 1917 года й гражданской войны. Тов. Левченко вскрыл ряд недостатков в работе училища и дал практические советы как их изжить. --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14906 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1491 | Наверх ##
10 февраля 2015 14:15 Левченко Гордей Иванович (1897 - 1981). Адмирал. В конце августа [1940] в училище посетил заместитель Наркома ВМФ СССР вице-адмирал Г.И. Левченко, революционер, матрос-балтиец, участник штурма Зимнего в октябре 1917 года и гражданской войны. О нем более подробно смотри в теме «Почетные гости Каспийского высшего военно-морского училища».
https://forum.vgd.ru/post/585/57112/p1662154.htm#pp1662154 = --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14906 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1491 | Наверх ##
10 февраля 2015 14:40 19 марта 2015 17:08 История Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)Проект "История КВВМКУ в лицах..."Кирин, И.Д. Кузница офицерских кадров: (Краткая история Каспийского им. С.М. Кирова высшего военно-морского училища) / И.Д. Кирин, В.Е. Полещук, В.А. Хомутов. – Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1961. – 164 с.
Главы 1, 4 и введение написаны полковником И.Д. Кириным, главы 2 и 3 – майором В.Е. Полещуком. Раздел 3-й главы - «Подвиг защитников Суарского ущелья» написан майором В.А. Хомутовым. Усилиями рабочих-строителей, курсантов, старшин и офицеров ко второму учебному году (1 октября 1940 года учебный корпус и основные -помещения были отстроены. Училище полностью перешло из города в свои здания. Курсанты с любовью убирали территорию училища и своими руками оборудовали кабинеты, классы и жилые помещения. Курсант 1 курса Еременко, ныне офицер флота в запасе, вспоминая об этом времени, пишет «Хотя было и тяжело, но у каждого из нас чувствовалась гордость за то, что мы в эти милые, дорогие всем нам классы, входим первые. Мы уже и тогда знали, что за этими столами, которые мы носили и расстанавливали, будут воспитываться поколения прекрасных, высокообразованных кадров для нашего родного флота». Большую роль в организации кабинетов, их монтажа и оформления сыграли офицеры и старшины училища, которые, не считаясь со временем, работая по 12—14 часов в сутки, обеспечили ввод в строй основных кабинетов и лабораторий. Второй учебный год начался более организованно. Перед первым звонком состоялся парад. Личному составу была зачитана телеграмма Народного Комиссара ВМФ СССР с приветствием по случаю начала нового учебного года, С радостной улыбкой курсанты уходили с митинга, заполняя хорошо оборудованные кабинеты и классы нового учебного корпуса. В октябре 1940 года состоялась первая комсомольская конференция, обобщившая опыт комсомольской работы и наметившая практические меры по улучшению воспитания членов ВЛКСМ и несоюзной молодежи. После конференции комсомольцы стали активнее помогать командирам подразделений в подготовке квалифицированных кадров для флота. Из комсомольской массы выделялись умелые комсомольские вожаки, такие как Аверьянов, Голубчиков, Козырь, Павлов, Бондарь, Черных, Айзикович. Несмотря на трудности в учебе и строительстве училища, комсомольские организации уделяли значительное внимание участию курсантов в кружках самодеятельности, в литературном кружке ив других культурно-массовых мероприятиях. Литературный кружок, организованный депутатом-курсантом Бодаровым, насчитывал более 10 человек. Члены кружка в училищной газете «За кадры» печатали стихи и рассказы. Часто выступал на страницах газет «За кадры» и «Красный каспиец» со своими очерками, фельетонами и стихами курсант Кудиевский. Упорным трудом каспиец развил свое литературное дарование и стал известным советским писателем. Он написал книгу «Обгоняющая ветер». В ней он показал любовь советского человека к морю, к флоту. --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14906 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1491 | Наверх ##
10 февраля 2015 14:41 Кудиевский Константин Игнатьевич (1923-1992)Участник Великой Отечественной войны. Военный корреспондент. Писатель. Кинодраматург. Был членом Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР (1964). Член СП СССР. Лауреат премии им. П.Г. Тычины «Чувство семьи единой». Окончил Каспийское высшее военно-морское училище в 1946 г. О нем более подробно смотри в теме «Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)»
https://forum.vgd.ru/post/585/55474/p1639220.htm#pp1639220 = --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14906 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1491 | Наверх ##
11 февраля 2015 15:56 19 марта 2015 16:57 История Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)Проект "История КВВМКУ в лицах..."Кирин, И.Д. Кузница офицерских кадров: (Краткая история Каспийского им. С.М. Кирова высшего военно-морского училища) / И.Д. Кирин, В.Е. Полещук, В.А. Хомутов. – Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1961. – 164 с.
Главы 1, 4 и введение написаны полковником И.Д. Кириным, главы 2 и 3 – майором В.Е. Полещуком. Раздел 3-й главы - «Подвиг защитников Суарского ущелья» написан майором В.А. Хомутовым. Наряду с художественной самодеятельностью в училище много внимания уделялось физической закалке, спортивной работе и парусному спорту. Занятия в спортивных секциях давали свои результаты. Уже в канун годовщины училища сборная волейбольная команда стала чемпионом Азербайджанской республики. С первых дней второго учебного года развернулось социалистическое соревнование за лучшее подразделение, за лучший класс. Итоги социалистического соревнования подвел начальник училища капитан 2 ранга Сухиашвили К.Д. на торжественном собрании по случаю XXIII годовщины Великого октября. [Капитан 2 ранга Сухиашвили Константин Давидович на должность начальника училища был назначен 2 апреля 1940 г.] Он отметил, что наиболее высоких показателей в учебе и дисциплине добился первый курс. Подразделение старшего лейтенанта Артамонова является лучшим в училище и за ним остается переходящее знамя ЦК ЛКСМ Азербайджана. Лучшим классом по учебе и дисциплине стал класс, где старшиной был курсант Адов. Весьма положительных результатов добилась передовая кафедра училища, возглавляемая капитаном 2 ранга Асямоловым Г.А. Хорошо работала кафедра основ марксизма-ленинизма, возглавляемая полковым комиссаром Денисовым Д.Н. Тов. Денисов Дмитрий Никонович в течение 17 лет (с 1940 по 1957 г.) руководил этой кафедрой и вырос до доцента, кандидата философских наук. Большую учебно-воспитательную работу провели преподаватели училища: Сорокина М.Ф. , старший лейтенант Кулешов М.А., Капитан 2 ранга Мейер К.Г., майор Осадчук А.И. Преподавательский, лаборантский состав и офицеры строевых подразделений под руководством партийных и комсомольских организаций приложили много усилий, чтобы дать необходимые знания будущим офицерам флота. Летом 1941 года закончился теоретический курс учебного года. Результаты сдачи годовых экзаменов были гораздо выше прошлого учебного года. На «хорошо» и «отлично» сдало более половины курсантов. При подведении итогов социалистического соревнования на первое место по училищу по всем показателям вышла рота, командиром которой лейтенант Сохин. Первое место и вымпел «лучший класс училища» получили курсанты класса, где старшиной был курсант Цветков. За успешную учебу т отличную дисциплину были зачислены на стипендию имени И.В. Сталина: Минтенков, Симонов, Семенов, Юхов, Заплетин, Пустов. Кроме того, награждены Народным Комиссаром ВМФ СССР значком «Отличник ВМФ СССР»: Баран Гирш Мейерович, Назарян, Кляузин, Кирьянчиков, Митенков, Фиш. В июне 1941 года состоялся партийный актив училища, который подвел итоги учебного года и наметил конкретные задачи на летнюю практику. Актив также отметил широкое проявление патриотических чувств личного состава училища, которое проявилось при подписке на заем. Все курсанты, старшины, офицеры, рабочие и служащие подписались на сумму больше месячного оклада денежного содержания, отдавая свои сбережения на укрепление могущества нашей Родины. После теоретической учебы и сдачи экзаменов курсанты ушли на корабли Черноморского флота и Каспийской флотилии для прохождения практического обучения. Командование училища поставило задачу – практику провести на «отлично». В обращении политического отдела к курсантам указывалось: «Летняя практика 1941 года проводится в напряженной международной обстановке, которая требует от нас постоянной боевой готовности и обучения тому, что нужно на войне и так, как это делается в бою». Летняя практика была прервана вероломным нападением фашистской Германии на нашу Родину. Курсанты-каспийцы, бывшие на практике в Севастополе, навсегда запомнили день 22 июня 1941 года, когда был совершен варварский налет фашистских самолетов на город русской морской славы. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Перед училищем встали новые и более сложные задачи по ускоренной подготовке командных кадров для Действующего флота. --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14906 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1491 | Наверх ##
11 февраля 2015 17:39 19 марта 2015 16:57 История Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)Проект "История КВВМКУ в лицах..."Кирин, И.Д. Кузница офицерских кадров: (Краткая история Каспийского им. С.М. Кирова высшего военно-морского училища) / И.Д. Кирин, В.Е. Полещук, В.А. Хомутов. – Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1961. – 164 с.
Главы 1, 4 и введение написаны полковником И.Д. Кириным, главы 2 и 3 – майором В.Е. Полещуком. Раздел 3-й главы - «Подвиг защитников Суарского ущелья» написан майором В.А. Хомутовым. ГЛАВА II УЧИЛИЩЕ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941—1945 гг.) Свою боевую историю КВВМУ начало в первый же день Великой Отечественной войны. Через несколько часов после первого налета фашистских бомбардировщиков на Севастополь курсанты, проходившие летнюю практику на кораблях Черноморского флота, были срочно вооружены и под руководством своих преподавателей направлены на строительство новых оборонительных сооружений. Большая группа каспийцев принимала участие в уничтожении вражеских парашютистов-лазутчиков. Другая группа курсантов в первые дни войны привлекалась к выполнению боевых заданий на Каспийской флотилии. 25 курсантов III -курса и рота курсантов 1 курса были посланы на боевые корабли. На своем скромном участке каждый каспиец отдавал свою энергию, старался как можно лучше выполнить свои новые обязанности. Однако самим большим желанием всех без исключения каспийцев было поскорее попасть в бой. Пламенные патриоты социалистической Отчизны писали рапорты с просьбой немедленно послать их на боевые корабли. Эти рапорты перекликались с взволнованными телеграммами и письмами, которые получали в тревожные дни начала войны курсанты училища от своих близких и знакомых. С дальних берегов Тихого океана пограничник Михаил Евгеньев писал своему брату Андрею, курсанту нашего училища: «Андрюша, в этот час из нас троих должна быть одна мысль — раздавить кровавый фашизм, который посягнул на нашу Родину. Виктор уже пошел на защиту Отечества... Скоро и ты будешь командиром. Громи проклятых фашистов!». Матери благословляли своих любимых сыновей на смертный бой с презренными захватчиками. Ват краткая заметка в училищной газете «За кадры» 26 июня 1941 года. «Телеграмма-молния курсанту Алексею Смирнову из Москвы: «Дорогой сын, я хочу видеть тебя в боях за любимую Советскую Родину только героем-победителем. Будь храбрым, мужественным. Целую тебя. Твоя мама». Но как ни горячо было желание курсантов пойти в бой, нужно было продолжать учебу, так как нашим вооруженным силам нужны были квалифицированные командиры. Война потребовала ускоренной подготовки офицерских кадров, и теперь отличная учеба и высокая дисциплина приобрели особое значение: они стали живой помощью фронту. Эта мысль во весь голос прозвучала 22 июня в выступлениях курсантов на митинге по случаю злодейского преступления гитлеровской Германии. Курсанты брали конкретные обязательства—на «отлично» выполнить задачи летней практики. Вслед з курсантами и офицерами на митинге выступали рабочие служащие, жены командиров. Они заверяли Родину, партию, что не пожалеют ни сил, ни жизни во имя победы .над подлыми захватчиками. В тот же день состоялись партийные и комсомольские собрания. В своих резолюциях коммунисты и комсомольцы заверяли партию, что приложат все силы для успешного выполнения учебно-боевых планов. «Если нам будет приказ: «В бой!» — говорилось в резолюции, подписанной комсоргами Коньковым, Явичем, Семенихиным и членами бюро Ушаковым, Дубовым, Белоусом и Саниным,— мы все, как один, выполним военную присягу. Врага будем бить на суше, на море, в воздухе до полного уничтожения». Хорошая учеба и высокая дисциплина—лучшая помощь фронту,—под таким девизом шла .вся работа в училище. Училище перешло на уплотненные программы. Занимались по 10-12 и более часов в сутки. В центре внимания училищной жизни стояла летняя практика. Курсанты 2 курса возвратились с Черного моря и продолжали практику на Каспии. На плечи личного состава Каспийского учебного отряда кораблей легла дополнительная работа. Однако, несмотря на технические трудности и уплотненные учебные программы, летняя практика прошла успешно. Исключительное рвение на практике проявили комсомольцы подразделения лейтенанта Сохина, взявшие на себя обязательство сдать летние задачи на «хорошо» и «отличное. С мыслью об ответственности за судьбу своего родного государства курсанты изучали боевую технику и военно-морское дело в условиях, близких к боевым. В годину суровых военных испытаний личный состав КВВМУ, как и весь советский народ, еще больше сплотился вокруг родной Коммунистической партии — организатора всенародной борьбы против фашистских захватчиков. Лучшие курсанты, офицеры, рабочие и служащие вступали в партию. Перед нами пожелтевшие, но дышащие горячим чувством беспредельной любви и преданности партии, матери-Родине, документы. Вот заявление курсанта Шерстюка: «Я хочу быть в первых рядах защитников Родины, как командир и большевик. Прошу первичную парторганизацию принять, в кандидаты ВКП (б). Звание большевика оправдаю в первом же бою с извергами рода человеческого, с гитлеровскими фашистами». За период с июня по сентябрь 1941 года партийная комиссия училища приняла в члены ВКП (б) —17 и кандидатами в члены— 21 чел; В сентябре 1941 г. в партию было принято 28 человек. Среди них: отличники учебы и дисциплины: курсант Пустов («Отличник ВМФ»), Шевчук, Герасимов, Углич. В октябре—ноябре 1941 года только парторганизация III курса выросла более чем в два раза. В первую неделю октября на IV курсе было подано 20 заявлений о приеме в партию. В росте партийных рядов проявилось великое единение партии и советского народа. С вступлением училища в новый период своей истории роль партийной организации еще более возросла, значительно расширился объем партийно-политической работы в училище. Уже в первые дни войны партийные организации перестроили всю свою работу в соответствии с требованиями освободительной войны. Жизнь училища проходила под лозунгом: «Все для фронта! Все для победы!» 6 июля 1941 года состоялось совещание по вопросу «Задачи коммунистов КВВМУ в условиях Отечественной войны советского народа против германского фашизма». Совещание решило шире использовать боевые примеры храбрости и мужества советских воинов для воспитания у личного состава отваги, готовности в любую минуту отдать жизнь за социалистическую Родину, воспитывать у курсантов непреодолимую волю к победе, презрение к смерти. Коммунисты шли в первых рядах отличников учебы и дисциплины, увлекали за собой курсантскую массу. Всеобщим авторитетом в училище пользовались коммунисты-отличники тт. Бочкарев, Кутейников, Славин, Гафт, Телевич. Коммунисты цементировали коллектив училища, укрепляли моральный дух личного состава, прививали будущим офицерам высокий наступательный порыв. Когда по приказу командования в училище началось изучение тактики сухопутного боя, коммунисты и комсомольцы призвали весь личный состав на скорейшее выполнение этого задания. Коммунист, курсант IV курса Караваешников говорил в эти дни: «Я люблю море, но Родине нужны сей час бойцы на суше. Я призываю всех овладеть сухопутной тактикой». Тов. Караваешников выразил общее настроение курсантов. Когда в училище решено было сформировать специальную роту для подготовки командиров стрелковых и пулеметных взводов морской пехоты, то все курсанты выпускного курса изъявили желание перейти в эту роту и еще долгое время спустя после ее укомплектования к командиру роты майору Осадчуку приходил не один курсант с горячей просьбой посодействовать в том, чтобы и его перевели в «сухопутное» подразделение: «Ведь так хочется скорее попасть на фронт», — говорили при этом курсанты. 29 сентября 1941 года состоялось собрание партийного актива училища. Оно прошло под знаком мобилизаций всех сил на дальнейшее улучшение работы по подготовке военных кадров. По докладу военкома КВВМУ бригадного -комиссара тов. Корниенко было принято ,развернутое решение. Партактив обязал каждого коммуниста помогать военкому воспитывать у личного состава постоянную бдительность, умение хранить военную и государственную тайну. Коммунисты остро поставили вопрос об укреплении дисциплины: «Дисциплина и организованность — первейший залог победы,—говорилось в резолюции партийного актива, — малейшая расхлябанность или проявление медлительности, нарушение военной дисциплины нетерпимы в военное время». В заключение резолюции говорилось: «Партийные организации должны организовать работу по изучению опыта боевых действий и героизма бойцов Военно-Морского Флота, всемерно укреплять уверенность бойцов, что враг будет разбит и победа будет за нами». Верным помощником партийной организации и командования в деле подготовки пламенных советских патриотов, отличных морских специалистов была комсомольская организация. Всему училищу были известны передовики учебы и дисциплины, комсомольские организаторы тт. Симонов, Аверьянов, Коньков, Кабанов, Соколовский, Зайцев, Камский. 23 сентября 1941 года состоялось общеучилищное собрание комсомольского актива с повесткой дня: «О работе комсомольской организации в период Отечественной войны советского народа против германского фашизм Актив прошел с большим подъемом. Курсанты принимала активное участие в комсомольско-молодежных воскресниках, перечисляя заработанные деньги в фонд обороны. Только, за один воскресник комсомольцы подразделения, где секретарем бюро ВЛКСМ был тов. Аверьянов, выполнили норму на 235% и заработали в фонд обороны 12 тысяч рублей. С большим энтузиазмом комсомольцы, собирали деньги на постройку эскадрильи имени «Комсомол Азербайджана» (октябрь 1941 года), танковых колонн. Организатором партийно-комсомольской и всей политической работы выступал политический отдел училища. Политработники оказывали всестороннюю помощь командирам в организации и руководстве военной и воспитательной работой. Они занимались всеми сторонами жизни училища, вносили везде дух партийности, непримиримости к недостаткам, горячо пропагандировали благородные и возвышенные цели Отечественной войны, самой справедливой из всех освободительных войн, какие знала история. Политработники неутомимо проводили беседы и доклады о положении на фронте, о внутренних и международных событиях, боролись за укрепление воинской дисциплины и повышение качества учебы, воспитывали ненависть к врагу, любовь к социалистической Родине, проявляли каждодневную заботу о личном составе, о питании и других видах довольствия, проводили агитационную работу среди рабочих и служащих, а также среди семей военнослужащих. Многие политработники училища (среди них: политрук Кирин, старший политрук Вассерман) уже в первые месяцы, войны ушли на фронт с воспитанниками КВВМУ. Большой популярностью среди курсантов пользовались боевые листовки-призывы, изданные Отделом политической пропаганды Управления военно-морских учебных заведений и Политотделом КВВМУ. В 1941—1942 гг. распространялись в училище такие листовки: «Враг будет разбит, победа будет за нами!» (В ней воспевались подвига моряков в гражданской Отечественной войнах), «Будь бдителен, храни военную тайну!», «Железная воинская дисциплина — залог победы над врагом!» --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14906 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1491 | Наверх ##
11 февраля 2015 18:28 19 марта 2015 16:58 История Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)Проект "История КВВМКУ в лицах..."Кирин, И.Д. Кузница офицерских кадров: (Краткая история Каспийского им. С.М. Кирова высшего военно-морского училища) / И.Д. Кирин, В.Е. Полещук, В.А. Хомутов. – Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1961. – 164 с.
Главы 1, 4 и введение написаны полковником И.Д. Кириным, главы 2 и 3 – майором В.Е. Полещуком. Раздел 3-й главы - «Подвиг защитников Суарского ущелья» написан майором В.А. Хомутовым. Политотдел училища в 1941 г. издал листовку «Будь бережлив везде и во всем!» Война повысила требования к обучению и воспитанию офицерских кадров. Надо было овладеть новым оружием, новыми методами борьбы на море, вооружить будущих командиров действенными приемами борьбы против самолетов и танков противника, изучить тактику врага. Но прежде чем идти на занятия к курсантами преподаватели должны были сами овладеть новыми тактическими положениями. Трудности здесь возникали очень большие. Обобщающих материалов было мало. Приходилось собирать новые данные буквально по крохам. Однако никакие директивы и обзоры не могли заменить личного опыта. Вот почему теперь, как никогда, встал вопрос о связи училища с флотом. Без живого общения с действующим флотом задача внедрения опыта войны в учебный процесс не могла быть решена. В училище уже с первых месяцев войны установилась хорошая традиция: для обобщения опыта войны и внедрения его в учебный процесс на корабли Действующего флота посылались преподаватели. Преподаватель старший лейтенант Собачкин в феврале—марте 1942 года стажировался на лидере «Харьков» и крейсере «Красный Крым», участвовал в четырех боевых походах. После стажировки представил на кафедру содержательный доклад о новом оружии и тактике борьбы с авиацией противника. Ценный материал об опыте войны с театра военных действий привезли начальники кафедр капитан 2 ранга Тархов, капитан 3 ранга Каминский и преподаватель инженер-капитан 2 ранга Положинцев. Научно-исследовательская работа, как и вся жизнь в училище, была подчинена интересам разгрома-врага. На кафедрах творчески обобщался опыт военных действий на суше и на море. В первый год войны в училище подготовлены интересные научные доклады: «Обзор военных действий на Балтийском море» (капитан 1 рант Пузыревский), «Керченско-Феодосийская операция» (контр-адмирал Зуйков), «Боевая деятельность подводных лодок в Отечественной войне» (капитан 2 ранга Калинин), «Роль маскировки в современной войне» (инженер-капитан 3 ранга Левитин). Перед офицерами и курсантами выступали участники боев. Значительную помощь училищу в деле внедрения боевого опыта в учебный процесс оказало Управление ВМУЗ. По его инициативе в июле 1942 года в Астрахани состоялось заседание морского учебного комитета с местно с кафедрами училищ им. М. В. Фрунзе и КВВМУ на котором были сделаны сообщения об использовании корабельного оружия в войне. В учебной работе особое внимание обращалось на привития курсантам навыков использования техники оружия. За счет сокращения теоретического курса увеличивалось число практических работ и тренировочных занятий. Преподаватели старались максимально приблизить теорию к боевой практике. Возросло значение курса морской практики, который блестяще и захватывающе читал капитан 2 ранга Малахов. Ответственные задачи выполняли лаборанты. Успешно передавали курсантам свой большой опыт плавания в сложных условиях мичман Мельников, боцман Харцизов, мичман Холдырев. В штормовую погоду они выходили с курсантами на шхунах и учили их парусному искусству, а главное — закаляли волю и укрепляли нервы у будущих офицеров. Большой вклад в дело обеспечения учебного процесса вносили рабочие и служащие училища. Охваченные животворным чувством любви к социалистической Родине и жгучей ненавистью к фашистским захватчикам, рабочие и служащие училища показывали примеры трудового героизма. Высокий патриотизм советских людей проявился в добровольном изучении рабочими и служащими военного дела. В училище нашел гор ячий отклик пламенный призыв москвичей и ленинградцев о создании народного ополчения. В июне 1941 года многие рабочие и работницы подали заявление с просьбой записать их в народное ополчение. Первыми подали заявления коммунисты и комсомольцы тт. Евдокимова, Марочкина, Абдулина, Балунова. За ними в ополчение записались 66-летний закройщик т. Торбеев,. братья Зюбины, слесарь Дмитриев, работница строевого отдела т. Спирина и др. Работница тов. Болдырева писала: «Мне, Болдыревой, уже 63 года. Мать бывшего партизана, командира бронепоезда № 55 «Красный Дагестан», я помогала советской власти со дня ее организации. Сейчас, в напряженный момент, горю желанием помочь быстрее уничтожить бандитов-фашистов. Прошу принять меня в ряды народного ополчения». Рабочие, служащие и жены офицеров и мичманов энергично включились в патриотическое движение по сбору средств в фонд обороны, по оказанию помощи фронту. В августе 1941 года все рабочие и служащие добровольно обязались до конца войны отчислить в фонд обороны одно-двухдневный заработок. Большую сознательность проявили работники санчасти — на 10 июля они передали в денежный фонд обороны Родины облигаций на сумму 9.100 рублей. Безвозмездная сдача облигаций приняла в училище всеобщий характер. Курсанты подразделения старшего лейтенанта Мышкииа сдали в фонд обороны облигаций на сумму 8365 рублей. В своем решении по этому поводу они писали: «Боевой учебой и повышением дисциплины и материальными ценностями мы укрепляем могущество любимой Родины». Развернулся сбор средств на строительство танков и самолетов. В ноябре 1941 года курсантами на строительство танков собрано 25.000 рублей, на строительство самолетов—8 тысяч рублей. Только за период сентябрь-декабрь 1941 г. личный состав КВВМУ сдал в фонд обороны наличными свыше 193.000 рублей. Широкое распространение получил сбор подарков и теплых вещей для воинов, сражающихся с врагом. Женсовет за один только день, 8 августа, собрал 19 пар теплого белья, 400 рублей наличными и 5.700 рублей облигациями. Пионеры городка организовали сбор металлолома. На 8 августа было .собрано 6 тонн металла. В самоотверженной патриотической деятельности личного состава КВВМУ, как в зеркале, отразился невиданный трудовой подъем, охвативший советский народ в период самых тяжких испытаний для нашей Родины. Когда гитлеровцы планировали преступную войну против Советского Союза, они надеялись, что после первого же серьезного удара Советские Вооруженные силы окажутся неспособными сопротивляться, а советский тыл не выдержит военного напряжения. Под влиянием тяжелых поражений советский тыл, по мнению фашистских заправил, должен развалиться в первый же меся войны, и тогда повторится «западная ситуация» — противник капитулирует, «новый порядок» восторжествует и весь мир будет лежать у ног третьего рейха. Первые успехи фашистской военной машины на советско-германском фронте укрепили это ложное убеждение. Фашисты ликовали. Их радость разделяли все враги прогресса. Гитлеровские друзья за океаном предвещали скорое уничтожение Советского Союза. 24 июня 1941 года член конгресса США Мартин Дейс писал: «Через тридцать дней Гитлер будет держать в руках всю Россию». Херстовская «New Jork Post» 27 июня предсказывала, что «Россия осуждена на смерть» и «для того, чтобы красные могли избежать полного разгрома, который последует в очень короткий срок, должно совершиться гораздо большее чудо, чем то, о котором мы когда-либо слышали со времени написания библии». Но расчеты врагов провалились. В дни смертельно опасности, нависшей над нашей социалистической Родиной, Коммунистическая партия вооружила советский народ ясной программой борьбы. Она разоблачила миф о непобедимости гитлеровской армии и, несмотря на тяжелое положение на фронте, сумела укрепить в народе и у воинов уверенность в неминуемом разгроме немецко-фашистских захватчиков. Огромные потери первых месяцев войны больно отзывались в сердцах советских людей, но горечь первых поражений, однако, не вызвала ни паники, ни упаднических настроений. Советский народ проявил изумительную выдержку и дисциплинированность. С величайшим напряжением всех своих творческих сил он ковал оружие, снабжал фронт продовольствием, боеприпасами, готовил боевые резервы для нужд Армии и Флота. --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14906 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1491 | Наверх ##
12 февраля 2015 16:33 19 марта 2015 16:59 История Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)Проект "История КВВМКУ в лицах..."Кирин, И.Д. Кузница офицерских кадров: (Краткая история Каспийского им. С.М. Кирова высшего военно-морского училища) / И.Д. Кирин, В.Е. Полещук, В.А. Хомутов. – Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1961. – 164 с.
Главы 1, 4 и введение написаны полковником И.Д. Кириным, главы 2 и 3 – майором В.Е. Полещуком. Раздел 3-й главы - «Подвиг защитников Суарского ущелья» написан майором В.А. Хомутовым. В период войны трудящиеся еще больше сблизились со своими Вооруженными силами. Народ и армия составляли неразрывное единство. О бесконечной любви советских людей к Армии и Флоту свидетельствует и тот факт, что в КВВМУ сотнями приходили заявления с просьбой о зачислении в училище. Тысячи юношей хотели стать флотскими офицерами, чтобы умело бить фашистских захватчиков. В приемную комиссию поступило несколько тысяч заявлений. Новый набор проявлял исключительное рвение к учебе. В числе отличников учебы и дисциплины подготовительного курса был член ВЛКСМ Шухт-Грамши Делио Антонио — сын вождя итальянского рабочего класса, основателя итальянской Коммунистической партии Антонио Грамши. В декабре 1941 г. в КВВМУ были зачислены ученики морских школ. Напряженно, работая над подготовкой резервов для действующего флота, личный состав училища принимал посильное участие в выполнении боевых заданий командования, нес охрану Каспийского побережья от проникновения диверсантов и вражеских парашютистов. В августе 1941 г. курсанты и офицеры КВВМУ в составе Каспийской флотилии участвовали в высадке советских войск на морское побережье Ирана. Гитлеровская агентура и профашистские элементы в Иране готовили фашистский государственный переворот, хотели вовлечь иранский народ в войну против СССР. Вступление советских войск в Иран сорвало эти преступные планы, избавило иранский народ от фашистской оккупации. Высадка войск проходила в условиях шторма. На боевых кораблях, баржах, шхунах и катерах, всюду, где работали кировцы, высадка десанта прошла слаженно и организованно. Самоотверженная работа курсантов поистине служила примером для подражания. Начальник штаба Н-ской части обратился к своим бойцам со. следующими слова-ми: «Берите пример с мужественных и выносливых наших моряков-курсантов. Их примерная работа забота о нас должна быть отблагодарена полным разгромом фашистских гнезд в Иране, чтобы наш город черного золота — Баку жил спокойно». Военком одного из десантных отрядов написал на имя командования училища теплый отзыв о действиях кировцев и особенно отметил отличную работу коммунистов тт. Прокопенко и Славина. Осенью'1941 г. бои на фронтах Великой Отечественной войны становились все напряженнее и кровопролитнее. Несмотря на огромные потери фашистская армия продолжала продвигаться на восток. Смертельная опасность нависла над наитий любимой Отчизной . В трудной обстановке осени 1941 года появилась необходимость в досрочном выпуске молодых флотских офицеров. 29 сентября 1941 года состоялся первый досрочный выпуск в нашем училище. Личный состав горячо провожал первую сотню лейтенантов на боевые корабли. Горячие речи на выпуске произнесли начальник училища капитан 1 , ранга Сухиашвили и военком — бригадный командир Корниенко. «Вы, молодые командиры, — говорил т. Сухиашвили, — во время пребывания в училище преодолевали трудности организационного периода и строительства. Так же настойчиво преодолевайте их и на фронте. Держите высоко боевое знамя училища. Будьте первыми в бою, личным примером ведите за собой людей, это — главное условие победы». На собрании, посвященном историческому событию в жизни училища, курсант Аркадий Ткачев зачитал свое стихотворение «Лейтенантам-выпускникам». «Час наступил. Завет страна Своих сынов на грозный бой, На подвиги. Идет война За славу, честь земли родной. Священна ненависть к врагу, К орде фашистского зверья, Каспийцы, мщением горя, Не будут у врага в долгу...» Первые лейтенанты-каспийцы отправились на Черноморский флот и сразу же вступили в бой. Их боевые подвиги ждут еще своего летописца. Мы располагаем пока очень скупыми сведениями о том, как дрались они на крымской земле, но знаем, что воевали геройски. Смертью храбрых пали Стефанков, Ладыженский и многие другие. Дерзко действовал в разведке лейтенант Алексеев. Он добыл несколько языков, в Керченско-Феодосийской операции пробрался в стан врага, и корректировал огонь наших кораблей. Вскоре после-первого выпуска на фронт отправилась большая группа курсантов 1 и 2 курсов. Им было присвоено звание главстаршин и старшин 1 статьи. Настроение У всех было боевое. С радостью шли они на фронт. Главный старшина Кобелев писал по пути на-фронт: «Пять моих братьев на Фронтах Отечественной войны грудью защищают каждую пядь нашей святой земли. Теперь в рядах бойцов фронта нахожусь и я. Шестеро нас, кровных братьев —вся мужская часть нашей семьи поднялась на врага-кровопийцу... Горе фашистским гадам, которые попадутся нам на глаза да под руку». В октябре 1941 г, наступил долгожданный час и для остальной массы курсантов IV .курса — новый отряд каспийцев получил офицерское звание и отправился на укомплектование частей морской пехоты. Лейтенанты горели желанием поскорее вступить в бой, встать в ряды защитников социалистического Отечества. Многие комсомольцы перед отправкой на фронт вступали в Коммунистическую партию. За неделю перед уходом на фронт на 4-м курсе было подано 20, а на III курсе —13 заявлений о вступлении в партию.. Вместе с курсантами и молодыми лейтенантами на фронт отправлялись старшие товарищи — преподаватели, командиры рот, начальники кафедр, политработники, лаборанты, старшины и матросы кадровой команды. В части морской пехоты ушли: начальник училища капитан 1 ранга Сухиашвили, старший батальонный комиссар Меленас, командиры рот лейтенант Костюншкевич, Иванов, начальник курса капитан-лейтенант Артамонов,. мичман Щербаков и многие другие. Покидая родной коллектив, курсанты, офицеры и матросы поклялись мужественно защищать любимую Отчизну,беречь честь училища. Общее настроение уходивших на фронт выразил выпускник Гаврилов. Он заявил, что «недалек тот день, когда в списках героев Отечественной войны будут фамилии первых выпускников Каспийского высшего военно-морского училища». А его товарищ Гузенко продолжил: «Мы будем драться так, как дерутся наши отцы, братья, сестры. Мы будем бить решительно фашистскую гадину. И мы не забудем, что нас воспитало Каспийское высшее военно-морское училище. Мы выполним свой долг». Трудный путь прошла наша Родина в 1941 году. Один на один Советский Союз вел кровопролитную войну с фашистской Германией и ее сателлитами. Выдержав натиск гигантской гитлеровской военной машины, Советская Армия и Флот перешли в контрнаступление. Гитлеровские орды понесли жестокое поражение под Москвой. В канун 1942 года наши войска при активном содействии Черноморского флота освободили Керчь и Феодосию. Добрые вести с фронта поднимали боевой дух личного состава КВВМУ. «Мы живем победами наших войск на всех фронтах Отечественной войны. С какой жадностью ждешь утреннего сообщения Совинформбюро, а после этого все отдаешь учебе и дисциплине», — так высказал в январе 1942 г. сокровенные думы всего коллектива курсант 2 роты 1 курса тов. Севастьянов. Каждая победа советского оружия вызывала новую волну трудового энтузиазма. Училище гордилось тем что ее воспитанники и преподаватели сражались за Керчь и Феодосию, Севастополь и Ленинград, внесли свой скромный вклад в первые победы на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. В новый, 1942 год училище подвело итоги напряженной деятельности в условиях войны. За короткий срок усилиями всего коллектива был перестроен учебный процесс в соответствии с нуждами фронта. Наше молодое училище превратилось в важнейший источник пополнения командных кадров действующей Армии и Флота. Все наши выпускники и курсанты оказались на высоте положения, прошли боевую проверку и на суше и на море, научились быстро и эффективно применять знания, добытые в училище, как в морских сражениях, так и в непривычной обстановке сухопутных боев. --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14906 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1491 | Наверх ##
12 февраля 2015 16:41 19 марта 2015 17:00 История Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)Проект "История КВВМКУ в лицах..."Кирин, И.Д. Кузница офицерских кадров: (Краткая история Каспийского им. С.М. Кирова высшего военно-морского училища) / И.Д. Кирин, В.Е. Полещук, В.А. Хомутов. – Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1961. – 164 с.
Главы 1, 4 и введение написаны полковником И.Д. Кириным, главы 2 и 3 – майором В.Е. Полещуком. Раздел 3-й главы - «Подвиг защитников Суарского ущелья» написан майором В.А. Хомутовым. Однако, несмотря на большие достижения в перестройке учебного процесса, в подготовке командных кадров, перед училищем со всей остротой стояла проблема дальнейшего совершенствования всей работы. Нужно было теснее связаться с Действующим флотом, глубже изучать боевой опыт и постоянно внедрять его в учебный процесс; следовало трудиться и над новыми проблемами военной науки и боевой техники с тем, чтобы внести посильный вклад в совершенствование боевого оружия и приемов борьбы с противником. Каспийцы горели желанием работать лучше и лучше, чтобы своим трудом приблизить^ победу. С одобрением они откликнулись на обращение личного состава военно-морского ордена Ленина Краснознаменного училища им. М. В. Фрунзе ознаменовать 1942 год высокими показателями в учебно-боевой и политической подготовке. Слова у каспийцев не расходились с делом. На полугодовых экзаменах в январе 1942 года училище достигло хороших результатов. Лучшие показатели по учебе и дисциплине имела 2 рота 3 курса (командир роты старший лейтенант Барышев). Роте вручалось переходящее красное знамя ЦК и БК ЛКСМ Азербайджана. Классу старшины Ананченко присваивалось почетное наименование: «Лучший класс училища». В конце января 1942 г. в КВВМУ была влита труппа курсантов-пограничников. Многие из них уже приобрели боевой опыт в сражениях с фашистами. Партийная организация училища приложила все силы к тому, чтобы новое пополнение как можно скорее зажило полнокровной жизнью училища, преодолело организационный период. Коммунисты пропагандировали среди личного состава великое военное наследство В. И. Ленина, его идеи о необходимости подготовки резервов для фронта. «Для ведения войны по-настоящему, — писал В. И. Ленин, — необходим крепкий организованный тыл. Самая лучшая армия, самые преданные делу революции люди будут немедленно истреблены противником, если они не будут в достаточной степени вооружены, снабжены продовольствием, обучены». (В, И. Ленин, Соч. т. 27, стр. 54). Без подготовки боевых резервов войну вести нельзя. От качества командных кадров зависит исход войны - эти слова часто повторялись на лекциях, политических информациях, в задушевных беседах офицеров с курсантами, и они, эти слова, глубоко проникли в сознание личного состава. Курсанты и преподаватели брали пример с фронтовиков, без хныкания переносили невзгоды и лишения военного времени, проявляли инициативу учебе и службе. Высоко была поднята идеологическая работа. Он подчинялась главному — подготовке преданных социалистической Родине квалифицированных офицеров. Много потрудилась над идеологическим воспитанием коллектива училищная многотиражная газета «За кадры» (ответственный редактор в 1941 году тов. Сидоров И., в 1944—45 годах — тов. Воронов И. И.). О тесной связи с курсантской массой газеты свидетельствует тот факт, что только в январе—феврале 1942 года на ее страница помещено 110 курсантских корреспонденции. «За кадры» активно пропагандировала боевые традиции советских вооруженных сил, воспитывала у курсантов верность присяге и воинскому долгу, широко ос вещала боевые подвиги на фронтах войны, популяризировала опыт передовиков учебы и дисциплины, боролась за авангардность коммунистов и комсомольцев, за повышение военной бдительности, воспитывала жгучую ненависть к гитлеровским захватчикам. Она вторглась во все сферы училищной жизни и была любимой газет всего личного состава. Существование многотиражной газеты не снижал активности стенной печати. Боевые листки, стенные газеты оказывали серьезную помощь командованию и партийным организациям в решении вопросов боевой учебы и политического воспитания. Наибольшее внимание курсантов привлекали стенные газеты «Шквал» (редактор курсант Рыбалко), «Прожектор» (редактор тов. Макаров) и «За учебу» (газета 3 роты 2 курса). Эти три газеты заняли соответственно первые три места на конкурсе, организованном Политическим отделом в честь Дня печати 5 мая 1942 г. Училище жило полнокровной жизнью, но вся жизнь была подчинена интересам фронта. Не затихали спортивные состязания. Напротив, война, -как никогда раньше, поставила вопрос о физической подготовке офицеров. Почти каждый международный праздник, либо на памятную дату в жизни страны каспийцы отмечали массовыми спортивными соревнованиями. В апреле 1942 года курсанты дважды участвовали в шлюпочных ганках на первенство флотилии. Спортсмены КВВМУ были неизменными участниками городских и республиканских спортивных соревнований и завоевали почетные призы. 28 апреля 1942 и 1944 годов команда бегунов училища занимала 1 место в традиционной эстафете «За нефть и хлопок», проводимой в Баку в честь дня установления Советской власти в Азербайджане. Несмотря на уплотненный рабочий день, напряженную учебу, комсомольский актив сумел организовать хороший отдых. Часто в скромном курсантском клубе давала концерты курсантская самодеятельность. Перед личным составом с большой концертной программой выступал духовой оркестр под управлением техник-интенданта 1 ранга Лейна, исполнялась патриотическая музыка Глинки, Бородина, Чайковского. Оркестр пропагандировал, походные, гвардейские марши, рождённые в период Отечественной войны и зовущие к победе, борьбе за честь и свободу Родины. Усилиями всего личного состава училище превратилось в надежную кузницу флотских офицеров. Думы и помыслы личного состава были прикованы к фронту. Горячо и радостно училище приветствовало успехи фронтовиков-каспийцев. Огромное воодушевление вызвала весть о преобразовании 75-й морской стрелковой бригады, которой командовал бывший начальник училища капитан 1 ранга Сухиашвили Константин Давидович и в которую КВВМУ направило молодых офицеров, в 3-ю гвардейскую бригаду. Гордость за родное училище, за своих товарищей-фронтовиков рождала трудовой энтузиазм. Курсанты давали клятву идти в учебе в ногу с моряками-гвардейцами. Весенняя экзаменационная сессия 1942 года проходила под лозунгом: «Экзамен — наш отчет перед Родиной». Особенно порадовали всех курсанты 3 курса, давшие 75,5% хороших и отличных оценок. Один из классов 2 курса (старшина класса тов. Пиркин) обнаружил еще более высокие знания — 80,3% хороших и отличных оценок. Эти успехи — плоды труда всего личного состава преподавателей, курсантов, командиров, рабочих, служащих, лаборантов, матросов. Достоин глубокого почитания самоотверженный труд женщин. Их в училище работало немало: преподавательницы, уборщицы, машинистки, чертежницы, работницы столовой, подсобного хозяйства, санитарной части. Еще недавно многие из них были домохозяйками, но, придя на трудовой фронт, они в короткий срок овладели специальностью, показывали пример в работе, участвовали в многочисленных субботниках и в других общественных мероприятиях. Окончив теоретический курс, курсанты летом 1942 года отправились на боевую практику. Ее успех был обеспечен тщательной подготовкой, которая велась задолго до ухода курсантов в плавание. Команда учебного судна «Правда» своими силами произвела ремонт корабля, сэкономив 10.000 рублей государственных средств и большое количество дефицитных материалов. 11 апреля состоялся партийный актив, обсудивший вопрос «Задачи коммунистов в период летней практики». Практика,— говорили коммунисты,— есть боевой экзамен нашей работы. Нужно обратить особое внимание на освоение нового опыта ведения боевых действий. Летняя практика 1942 года проходила на боевых кораблях Черноморского флота и на Каспии. Они выходили в боевые дозоры, конвоировали транспорты, принимали участие в боях по отражению атак вражеских самолетов, уничтожению фашистских подводных лодок. Курсанты буквально рвались в боевые походы в районы Новороссийска, Туапсе, Керчи, где шли тяжелые бои. Одна труппа курсантов на сторожевом катере 0118 участвовала в бою по уничтожению вражеской подводной лодки. Курсант Ковалевский на сторожевом катере 0115 хорошо справлялся с обязанностями помощника командира катера, за образцовое выполнение боевого задания по обстрелу вражеских позиций получил благодарность от командования. На базовом тральщике «Защитник» плавали курсанты 3 курса Сергей Андреев, Борис Романов, Сергей Быстров. Корабль находился в непрерывных походах, не раз ходил в Керчь снимать наши войска. Невеселое то было время. Враг бросил против советских войск крупные силы и мы оставляли Керченский полуостров. Спокойно нес вахту Быстров. Базовый тральщик, вернувшись с боевого похода, стоял у пирса в Сухуми, пришвартовался кормой. Часть команды сошла на берег. На корабле нес вахту курсант Быстров. Внезапно из-за туч появились фашистские стервятники. Они стали пикировать на корабли. Быстров сообразил, что неподвижный корабль — прекрасная мишень для бомбардировщика. В грохоте бомб и треске пулеметов Быстров действовал смело. Командир подал команду: «Полный вперед», а Быстров бросился на корму и перерубил швартовы. Корабль не успел удалиться и на 50 метров, как в конец пирса, где только что стоял тральщик, угодила бомба. На других боевых кораблях в боях отличились курсанты Беляков, Богачев, Макаров, Булынин. Находясь на стажировке и летней практике, каспийцы приобщались к неисчерпаемому источнику живого героического опыта Военно-Морского Флота. Боевая практика наиболее благоприятно сказалась на подготовке будущих офицеров. 22 июня 1942 года училище отметило годовщину великой борьбы нашего народа против немецко-фашистских поработителей. Военный комиссар тов. Быков сделал доклад на партийном активе «Год Великой Отечественной войны с германским фашизмом и задачи партийной организации». Советский Союз сорвал планы международного империализма. Наши доблестные Вооруженные Силы похоронили гитлеровский блицкриг. Война еще раз продемонстрировала превосходство социалистического строя. Выдержавшего тяжелейшие испытания 1941 года. Советский Союз стал оплотом борьбы против фашизма. Училище целиком перестроилось на военный лад. Курсанты возмужали, выросли политически, научились ненавидеть врага и работать во имя победы с удвоенной военной энергией. Учеба стала больше отвечать требованиям жизни, боевой практики. Война явилась суровой и беспощадной проверкой работы училища. В течение года фронт получил сотни командиров-каспийцев. Они не подвели свое родное училище. Воспитанники КВВМУ в боях за Советскую Родину показали себя беспредельно преданными партии, смелыми, храбрыми, хорошо подготовленными командирами. Собрание партийного актива с гордостью отметили высокий моральный дух личного состава училища, его сплоченность вокруг родной партии. Десятки курсантов офицеров, рабочих и служащих вступили в это тяжелое время в партию. И хотя на фронт училище послало многих коммунистов, ряды партийной организации училища не поредели. Летом 1942 года фашисты повели новое наступление на советско-германском фронте. Их механизированные орды устремились к Волге и Кавказу, рассчитывая рассечь наш фронт, овладеть нефтяными районами Грозного и Баку. Советских людей охватила глубокая тревога за судьбу своей Родины. Они горячо поддержали призыв партии: «Ни шагу назад». Обращаясь к советским воинам «Правда» в эти тяжелые дни писала: «Ни шагу назад!» — таков зов Родины, таково требование Советского народа. Родина переживает трудные дни. Наша задача—отвести угрозу, нависшую над советской страной, остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это ни стоило». Коллектив училища больно переживал наши неудачи на фронте. Курсанты еще больше подтянулись. Стремились как можно быстрее изучить боевую технику и тактику ведения боя, проявляли образцы высокой сознательности. 6 августа 1942 г. группа курсантов 1 и 2 курсов была направлена в распоряжение Сталинградского военного округа. Все прекрасно понимали, что идут воевать, но шли с радостью. Настроение было исключительно бодрое. Многие курсанты, не попавшие в число подлежащих отправке, просили, чтобы их тоже направили на фронт. На имя командования поступали рапорты о досрочной отправке на передовые позиции. Осенью 1942 года на оборону Кавказа пошел большой отряд курсантов нашего училища. Сменив ручку на автомат, они грудью преградили путь врагу. Училище поддерживало живые связи со своими питомцами-фронтовиками. В многочисленных письмах с фронта офицеры и курсанты-каспийцы рассказывали о своей боевой деятельности, выражали чувство сыновней любви к училищу. В училище питомцы видели частицу великой Родины нашей. Как не любить свое училище, если оно вооружило те5я военными знаниями, зажгло неугасимое пламя ненависти к врагам социализма! Как не любить родное училище, когда в его стенах воспитывались твои товарищи — сотни храбрых воинов, удостоенных высоких наград Советского правительства, учились будущие непобедимые гвардейцы! «Командованию и личному составу боевой привет от лейтенанта-каспийца из Действующего флота, — пишет наш выпускник тов. Шерман — ...Для меня КВВМУ было огромной школой жизни. Спасибо вам, дорогие товарищи командиры, политработники и преподаватели за то, что вырастили меня толковым командиром-моряком, научили преодолевать трудности». Взволнованное письмо в КВВМУ пришло от выпускника Еременко, сражавшегося на Карельском фронте. «Спасибо же тебе, моя родная колыбель, мое родное училище! Это в твоих стенах я обогатил себя знаниями! Спасибо Вам, труженики-преподаватели за то, что Вы шлифовали меня, как деталь, делая человека высокообразованного... Спасибо за то, что Вы каждому из нас дали такую путевку в жизнь, с которой легко идти в любых бурях и штормах, чувствуя себя во всем подготовленным и где бы ни случилась какая-либо трудная обстановка во время плавания и боевой подготовки, выход находишь, вспомнив, что и об этом преподаватели говорили и учили, как надо делать» --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14906 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1491 | Наверх ##
18 февраля 2015 15:20 31 августа 2022 15:26 История Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)Проект "История КВВМКУ в лицах..."Кирин, И.Д. Кузница офицерских кадров: (Краткая история Каспийского им. С.М. Кирова высшего военно-морского училища) / И.Д. Кирин, В.Е. Полещук, В.А. Хомутов. – Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1961. – 164 с.
Главы 1, 4 и введение написаны полковником И.Д. Кириным, главы 2 и 3 – майором В.Е. Полещуком. Раздел 3-й главы - «Подвиг защитников Суарского ущелья» написан майором В.А. Хомутовым. Осенью 1942 года в училище пришло письмо с фронта от бывшего бригадного комиссара тов. Меленаса. Курсанты горячо любили этого душевного воспитателя, прекрасного политработника. Обращаясь к гвардии капитану 1 ранга Сухиашвили тов. Меленас писал: «От всей души рад за ваши успехи на фронте. Все питомцы училища, находящиеся сейчас здесь, по соседству со мной, очень признательны училищу за то, что получили в нем в период учебы. Как им это пригодилось! Многие из них возмужали, стали грозными воинами. Почти все получили новые звания и занимают ответственные посты. Наш сталинский стипендиат тов. Симонов – теперь начальник штаба. И должен сказать, неплохой. Тов. Родионов – тоже на этой работе. Тов. Каплун, этот замечательный физкультурник, показал себя. Бесстрашным командиром. Он представлен к ордену Ленина… Заверяем всех, что воины-моряки никогда не подкачают…» Горячие письма фронтовиков вливали новые силы в коллектив КВВМУ, вдохновляли курсантов на отличную учебу. «Мы в училище, - отвечал Сухиашвили тов. Меленасу, - будем еще напористее прежнего работать, готовить достойные кадры командиров-моряков, таких как Каплун, и таких как Семенов, Гнедаш и другие». В училище, кроме основного контингента курсантов проходящего длительный срок обучения, функционировали различные курсы. Так, в 1941 г., в училище проводилась переподготовка политработников запаса. И 25 октября 1942 года, после окончания учебы, группа политработников была направлена в Действующий флот. В марте 1942 года в ККВМУ функционировали курсы по подготовке инструкторов-маскировщиков. Несколько раньше были организованы курсы артиллеристов для речных судов. В августе того же года были организованы курсы помкомвзводов. Их укомплектовали большой группой курсантов 1 курса. КВВМУ оказывало действенную помощь другим военно-морским учебным заведениям. 21 августа 1942 года наше училище временно прекратило своё существование. Оно слилось с Высшим военно-морским ордена Ленина Краснознаменным училищем им. М.В. Фрунзе. Курсантский состав и многие преподаватели КВВМУ были переданы в распоряжение училища имени М.В. Фрунзе. Близкое знакомство с работой старейшего морского учебного заведения благотворно сказалось на будущей деятельности КВВМУ, которое с 1 июня 1944 года опять стало продолжать свою самостоятельную историю. Сохранив свои прежние кадры. «Коренные» каспийцы, те, кто строил училище, кто жил в палатках, кто ушел из воздвигнутых стен на фронт, а теперь возвратился на Зых, продолжать учебу, все, кто сроднился с молодой кузницей флотских офицеров, с нескрываемой радостью восприняли решение о восстановлении КВВМУ. Перед училищем сразу же всплыло множество проблем, больших и малых трудностей. Но преодолевались они с легкостью, ибо личный состав училища, как и весь советский народ, был охвачен великим пафосом п. Каждый день радио приносило весть о новых и новых решающих победах советских войск. Громкими салютами Родина славила своих сыновей за храбрость, и в отблесках этих салютов коллектив КВВМУ видел и свои скромные дела. Его питомцы шли в атакующих цепях, громили вражеские базы, топили фашистские суда, освобождали нашу родную землю от гитлеровских захватчиков. Уже на груди т. Паламарчука, Воробьева, Маркова блистали звезды Героя, многие каспийцы носили почетные боевые награды. Радость побед окрыляла, хотелось отдать все силы на окончательный разгром врага. Паламарчук Георгий МихайловичВоробьев Константин ИвановичМарков Анатолий СергеевичПервой серьезной задачей, которую довелось решать возрожденному училищу, была организация летней практики курсантов. Программа летней практики отличалась большой напряженностью, но тем не менее выполнена она была весьма успешно. Курсанты принимали участие в боевых походах и получили ценный опыт службы на кораблях Действующего Флота, самостоятельно стояли ходовые вахты, освоили устройство корабля, приобрели навыки партийно-политической работы. Пример образцового выполнения своего воинского долга на практике показали курсанты Моложон, Румяцев, Дюкарев, Фисунов, Сахатский, Туровский, Комаров. Летняя практика обострила интерес курсантов к военно-морской науке. После пребывания на кораблях, после боевого крещения курсанты еще с большей энергией взялись за теоретическую учебу. Начиная учебный год, училище поставило перед собой задачу — сделать опыт войны основой теоретической учебы, всемерно закрепить и развить практические навыки, приобретенные курсантами во время летних плаваний, вооружить будущих командиров новейшими данными военно-морской науки. На 1 курс в 1944 году пришли бывалые воины фронтовики, в том числе 42 орденоносца, кавалеры 67 орденов «Слава», «Красное знамя», «Красная Звезда». Стоянов в бою под деревней Старая Каменка опасностью для жизни спас Гвардейское знамя полка. Тов. Михейкин — участник героической обороны Севастополя. Класс старшины Захарова состоял целиком моряков-черноморцев, прошедших славный боевой путь борьбы с фашистскими захватчиками. Среди них: сержант Семенкин, мл. лейтенант Молибоженко (оба награждены орденами «Красная Звезда»), Родоновский, Киселев, Черкасов. Фронтовики принесли с собой в училище фронтовой задор, упорство и огромный интерес к учебе. Зачисленный на 1 курс тов. Михейкин, испытывая большой внутренний подъем и радость, обратился в газету «За кадры» с письмом, в котором благодарил партию за то, что она помогла осуществиться его долгожданной мечте стать курсантом военно-морского училища. «Сбывается мечта! Каждый из нас будет офицером флота, носителем и продолжателем традиций русских моряков. И каждый гордо смотрит в далекий горизонт, где в утренней дымке идут корабли. Море зовет—и мы придем» Помимо основного курса в училище существовал курсы командиров катеров-тральщиков, минных катеров, катеров противовоздушной обороны. 95% обучающихся на курсах воевали на фронтах Отечественной войны. 113 имели ордена и медали Советского Союза. Грудь курсанта-катерника Якова Швачко украшала «Золотая Звезда» Героя, орден Ленина, два ордена Красной Звезды, две медали. Нелегко, конечно, было возвращаться к учебе после длительного перерыва. Но в классах бывших фронтовиков царила крепкая войсковая дружба. Чувство взаимной выручки, которое так развилось в боях, курсанты принесли в училище. Товарищеская поддержка помогла участникам боев преодолеть все препятствия и успешно завершить обучение. В 1944 году в училище функционировала школа строевых старшин. Здесь тоже было немало участников войны; зрелых младших командиров, коммунистов. В школе учился бывший боец партизанского отряда подрывник Аранович, моторист торпедного катера, потопившего в Финском заливе крупный транспорт противника, тов. Трамбай. Старшины учились старательно, с завидным рвением. Половина курсантов окончила школу по 1 разряду (в том числе 11 коммунистов). Некоторые молодые старшины, обнаружившие прекрасные командирские способности, остались в училище для продолжения службы, Этой чести удостоился отличник учебы, член КПСС Егоров Александр Федорович. Он и поныне служит в училище, командует кадровой ротой. Замечательный курсантский контингент был в КВВМУ в 1944 г. Люди, отдавшие флоту и военной службе по нескольку лет, участники боев с фашистскими захватчиками, они на собственном опыте убедились в силе и значении военной науки. В стенах училища курсанты вдохновенно овладевали военно-морскими и политическими знаниями, стойко переносили военные тяготы. Главное внимание в учебном процессе обращалось на внедрение боевого опыта, на выработку волевых командирских качеств. Чтобы успешно преподавать курсантам, нужно было изучать боевой опыт не только по книгам, но и самим преподавателям побывать в боях. Преподаватель капитан 3 ранга Смирнов участвовал в героической обороне Севастополя. Инженер-капитан Столин—плавал на Севере, капитан 2-го ранга Суслов защищал город Ленина. Поучительный боевой путь прошел преподаватель капитан 3 ранга И. Г. Попиней. Лодка, на которой он плавал, потопила два вражеских транспорта. Свой боевой опыт курсантам, передавали капитан ранга Бондаренко, командовавший раньше батальоном в 3-ей гвардейской бригаде, капитан-лейтенант Шульпин, бывший командир батареи. Его батарея уничтожила 17 танков, 3 автомашины и сотни гитлеровцев. Преподаватели наряду с педагогической деятельностью занимались научно-исследовательской работой. В возможности успешного совмещения преподавательской и научной деятельности красноречиво говорит работа капитана 2 ранга Положинцева. Имея немалую учебную нагрузку, начальник кафедры тов. Положинцев в ноябре 1944 года защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
|