Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)Проект "История КВВМКУ в лицах..."Гриняев Юрий НиколаевичКапитан 2 ранга
Родился 6 января 1961 г. Окончил школу № 221 в Баку.
С 1978 по 1983 гг. обучался в Каспийском Краснознаменном высшем военно-морском училище имени С.М.Кирова в городе Баку.
Командир разведывательного корабля, член Ростовского-на-Дону Морского собрания, ветеран военной разведки.
Имеет двенадцать наград за службу в ВМФ.
Публикации«Мы всегда брали то, что плохо лежало и представляло интерес для разведки»: 23 Февраля - День защитника Отечества // Вестник ассоциации «Водный транспорт Дона». – 2017. - Выпуск №2 (17). – Режим доступа: http://vtdon.ru/files/VTD-v17_min_3d2v2ka8.pdf . – Дата доступа: 11.10.2017.Ежегодно, 23 февраля, в России отмечается День защитника Отечества. Накануне этого всенародного праздника воспоминаниями о своей службе в военно-морском флоте поделился офицер, командир разведывательного корабля, капитан 2 ранга запаса, член Ростовского-на-Дону Морского собрания, ветеран военной разведки, Юрий Николаевич Гриняев, имеющий двенадцать наград за службу в ВМФ.
Юрий Николаевич родился 6 января 1961 года в семье военного моряка, капитана 2 ранга Николая Фёдоровича Гриняева, отдавшего всю сознательную жизнь военно-морскому флоту. Также поступил и его сын Юрий. И сегодня два военно-морских кортика – капитана 2 ранга Николая Фёдоровича Гриняева и капитана 2 ранга Юрия Николаевича Гриняева бережно хранятся рядом.
- Рассказ о своей службе хотелось бы начать со стихов, которые написал когда-то мой отец:
Широка ты гладь морская,
Синь бескрайняя вдали.
Ходят волны рассекая,
В море наши корабли.
Испытаний путь суровый
Пройден ими в дни войны.
По морям их водят снова
Нашей Родины сыны.
Крепни, сила боевая
Наших славных кораблей,
Дружба верная морская,
Сила Родины своей.
Рейте вымпелы, как птицы,
Над равниной наших вод.
Охраняем мы границы!
Будь спокоен наш народ!
Такие стихи мог написать только человек искренне преданный своей Родине и флоту. Его служба на флоте началась со срочной службы на линкоре «Новороссийск», том самом который взорвался на рейде Севастополя в октябре 1955 года. Тогда погибло более 600 моряков. Незадолго до этой трагедии, отец, заканчивая срочную службу, в августе 1955 года решил поступать в военно-морское училище и поэтому остался жив.
Кстати, по официальной версии, линкор «Новороссийск» (ранее гордость итальянского флота «Джулио Чезаре», то есть, «Юлий Цезарь») взорвался на донной немецкой мине, оставшейся незамеченной со времени Великой Отечественной Войны. Это была удобная версия для политического руководства нашей страны того времени. Однако, все военные моряки были уверены, что это результат диверсионной работы отряда итальянских боевых пловцов «чёрного князя» Валерио Боргезе, который вскоре получил высокую государственную награду Италии за боевые заслуги.
И это в мирное время. Чем не косвенное доказательство диверсии, проведённой его боевыми пловцами, тем более, что этот отряд, 10-я флотилия штурмовых средств, в годы войны базировался в портах Крыма.
Мой отец позже говорил мне, что война закончилась, мы победили, но враги остались, поэтому Родину надо защищать всегда. Это и предопределило мои дальнейшие намерения стать военно-морским офицером. Примечательно, что, будучи командиром разведывательного корабля, мне приходилось периодически доставлять на задания группы подводных диверсантов или как их еще называли на флоте «людей-лягушек».
С 1978 по 1983 годы я обучался в Каспийском Краснознаменном высшем военно-морском училище имени С.М.Кирова в городе Баку. Кортик и погоны военно-морского офицера получал из рук начальника училища – вице-адмирала Василия Архипова, которого после окончания «холодной войны» назвали человеком спасшим мир от ядерной войны во время Карибского кризиса. После распределения из училища попал на Северный флот в бригаду разведывательных кораблей, где по долгу службы очень часто бывал в Карибском бассейне.
За время службы на разведывательных кораблях бригады особого назначения Северного флота мне довелось совершить 9 боевых служб продолжительностью до 6 месяцев. В основном они проходили в Атлантическом океане. Ну и, конечно же, были многочисленные выходы в районы боевой подготовки для отработки слаженных действий корабельного экипажа у берегов вероятного противника. Если сложить все пройденные мили, а их в сумме 145 000, то получится, что я совершил семь кругосветок.
После прибытия на Северный флот первые месяцы штурманской службы у меня проходили на большом разведывательном корабле «ССВ-516». Это был комфортный во всех отношениях корабль, в том числе и по штурманскому оборудованию. Были там и наши отечественные спутниковые приёмники для определения места корабля наподобие зарубежных GPS.
Но потом судьба повернулась так, что я был назначен штурманом на малый разведывательный корабль «Траверз», который был переоборудован из рыболовецкого траулера. На нём мы чаще всего дежурили возле пунктов базирования подводных лодок Великобритании. Судно данного проекта всегда принималось за обычное рыбацкое судно, что и позволяло скрытно подходить к любым объектам, в том числе и к базам подводных лодок противника.
Цель у нас была одна – не пропустить выход из базы ни одной подводной лодки, особенно атомной, несущей баллистические ракеты. Всем было понятно, какой урон нашей стране может принести одна лодка с 24 баллистическими ракетами «Трайдент» с разделяющимися ядерными боеголовками и поэтому они были главными объектами разведки. С достоверностью могу сказать, что все выходящие атомные подводные лодки вероятного противника не могли незаметно выйти со своих баз. Везде дежурили наши разведывательные корабли, которые и давали целеуказания нашим многоцелевым подводным лодкам, имевшим задание с началом боевых действий уничтожить эти главные объекты разведки, чтобы обезопасить нашу страну.
Это то, немногое, что можно рассказать сегодня, хотя прошло уже много лет после моего ухода с военно-морской службы. Многие детали разведки, по понятным причинам еще нельзя рассказывать даже несмотря на то, что теперь многое доступно и наши визуальные и радиотехнические методы поменялись на ведение разведки из космоса.
После службы на малом разведывательном корабле я был назначен старшим помощником на средний разведывательный корабль «ССВ-509», а затем на «ССВ-514».
Этих кораблей, к сожалению, уже нет. Списаны из состава флота по старости. А еще через четыре года, в 1991 году, пройдя все ступени корабельной жизни, я был назначен командиром корабля. О том событии сохранилась фотография, где я выхожу на первую боевую службу в должности командира, а наш экипаж провожает командование флота.
Эти корабли с большим водоизмещением и большой дальностью плавания ходили уже к берегам США, где выполняли те же задачи по слежению за атомными подводными лодками, а также за авианосными соединениями с ядерными боезапасами. Работа сводилась к обычным «шпионским страстям», но только с военно-морским уклоном: то есть, мы стоим в ожидании выхода атомной подводной лодки или другого важного объекта вероятного противника, а они пытаются незаметно выйти, маскируются, маневрируют для уклонения и отрыва, пытаясь нас обмануть. Но это когда объект идёт с важным заданием, а когда рядовой выход на отработку, то всё с точностью до наоборот делается демонстративно-показательно.
В таких случаях сближались с объектами вплотную так, что видны были не только лица подводников, но и заклёпки на рубке подводной лодки. А это своего рода отпечаток пальца, так как нет лодок с одинаковым количеством заклёпок. По этим и другим внешним характерным признакам мы знали все лодки поимённо, ведь только подводные лодки ходят без названия на борту. был у каждого объекта и свой характерный радиотехнический отпечаток от работающих излучающих антенн – это как тембр голоса человека на звуковой дорожке, никогда не ошибёшься по этим сигналам что это за корабль и где он идёт. Соответственно мы знали какая лодка и какое конкретно оружие несёт на своем борту.
Наша задача была всегда одной – не проморгать, не поддаться на обман, выявить и навести наши многоцелевые атомные лодки или авиацию на заданную позицию удара.
Следуя за авианосными соединениями, приходилось иногда испытывать неприятные ощущения от приёмов противника, когда авианосец, развернувшись на обратный курс, шел полным ходом прямо на нас, отрабатывая уничтожение нашего корабля способом навала. Авианосцу, с его массой, достаточно было задеть нас, чтобы наш корабль перевернулся. Приходилось резко уклоняться.
Сейчас, почему-то, больше вспоминается мой первый малый разведывательный корабль «Траверз», океанский трудяга. Именно на нём я стал настоящим штурманом, научился легко обращаться с секстантом, так как спутниковой навигации на нашем корабле не было. Тогда я уверенно, пользуясь одним лишь этим древним прибором измерения высоты светил, мог бы привести наш корабль к берегам Америки. К сожалению, сейчас эти навыки современные моряки, в большинстве своём, уже утеряли.
Были у нас и другие сопутствующие задачи. Так, прибыв в 1986 году к берегам США, у мыса Канаверал наблюдали за пусками космических челноков «Шаттл».
Именно тогда, 28 января 1986 года, взорвался и потерпел катастрофу «Челленджер» с пятью астронавтами. Американцы подумали, что мы будем пытаться что-то взять, в том числе и со дна моря, так как мы всегда брали то, что плохо лежало и представляло интерес для разведки. Но не в этом случае, когда погибли астронавты. Береговая охрана США открыто по радиосвязи попросила нас уйти: «Русский корабль-шпион срочно покиньте район падения Шаттла». Они прекрасно знали кто мы и чем мы занимаемся, так как каждый наш корабль был в их особом справочнике. Мы выразили свое соболезнование и ушли. В этом же году, насыщенном на катастрофы, на этой же боевой службе мы получили ужасное сообщение о взрыве на Чернобыльской АЭС. Но это сообщение было сухим и коротким, остальное мы увидели по телевидению США, а у нас такие возможности были. И каково было наше удивление, когда мы увидели американского диктора у карты, где показывали, что вся Россия заражена радиоактивными осадками и все вымирают. Тогда я в первый раз ощутил, что такое информационная война, силу влияния телевидения на сознание людей, когда нет достоверной информации. Чуть позже мы получили полную информацию из России об этой катастрофе. У многих тогда было уныние, так как все имели семьи, но все успокоились, когда получили письма из дома в порту захода на Кубе.
Одна из интересных задач стояла перед нашими разведывательными кораблями – это изучение и сбор информации по необъяснимым подводным звуковым явлениям - «квакерам». Это были нехарактерные акустические звуки, напоминающие кваканье лягушек, из-за чего их и прозвали «квакерами», при чем тональность и частота звуковых излучений менялась незакономерно. В 70-е-80-е годы первыми заговорили о «квакерах» подводники, которых данное явление очень сильно беспокоило, так как некоторые акустики боялись даже заступать на вахту, боясь сойти с
ума от таинственных звуков.
Сначала мы думали, что это какая-то новая модификация уже существующей американской гидроакустической системы слежения за нашими подводными лодками – «СОСУС». Но, в последствие выяснилось, что и американские и английские военные то же самое думали и о нас. Вот только когда стали вычислять скорость передвижения «квакающих» объектов, замеряя изменения пеленга и дистанции до звукового объекта, то скорости получались запредельные - 300-400 миль в час, и это под водой. Таких технологий для подводных объектов развивающих такие скорости не было ни у одной из противоборствующих сторон, как в то время, так и сейчас.
Тогда начали многие подумывать о внеземном происхождении данного явления, только уже не НЛО, а НПО - неопознанный подводный объект. Собственно говоря, я лично пока так и думаю.
Вспоминая службу, хотелось бы рассказать одну историю, которая перешла в
разряд «флотских баек» о том, как надо выполнять поставленные задачи и стойко переносить лишения воинской службы.
Возвращаясь с одной из боевых служб в родную базу Полярный в 1988 году, получили задание командования Северного флота замерить радиацию над затонувшей месяц назад нашей атомной подводной лодкой «Комсомолец». Прибыв на место гибели «Комсомольца», мы, как и полагается, отдали все почести погибшим подводникам, сделали залпы из автоматов. Далее, почти месяц выполняли поставленную задачу. Радиоактивного фона возле лодки не обнаружили.
К началу выполнения этого задания из продуктов на корабле оставались только мука, сухое молоко и яичный порошок. Первые две недели ели хлеб с омлетом на завтрак, обед и ужин. Шутили над собой, мол, закукарекаем скоро от этого яичного порошка. Выручили норвежские рыбаки, предложившие поменять часть своего улова на топливо, которое заканчивалось на их судне. Мы быстро согласились на такой бартер. В общем, помогли и им и своему экипажу – а это более ста человек.
Остальные две недели наше меню разнообразилось ухой, жареной рыбой в кляре и, всё тем же, ненавистным омлетом, но уже с жареной рыбой. А вот по приходу в родную базу командному составу корабля досталось «по полной программе» за связь с капиталистическими рыбаками и обмен топлива на рыбу. Наше оправдание было одно – зато экипаж был накормлен. На что нам сказали – повезло вам, что в стране началась перестройка. А так бы полетели с плеч не только погоны…
Что было еще интересного в наших боевых походах – это дальние и длительные переходы от базы в Полярном, что под Мурманском, через Баренцево, Норвежское, Северное моря в Атлантику. Бывало и так, что удаляясь от лишних глаз к Шпицбергену, часто попадали в обледенение. И тогда, спасая корабль от опрокидывания, мы в кровь разбивали руки, работая ломами и лопатами, сбивали наросты льда и тем самым восстанавливали остойчивость корабля. Других средств для борьбы с
обледенением корабля нет. Зато потом, обогнув Британские острова шли на юг к Азорским островам и далее в сторону Кубы, на первую дозаправку.
Температура воздуха за достаточно небольшой период перехода из пункта базирования до Кубы время менялась с -30°С до +40°С. Не все переносили хорошо такие перепады, особенно люди старшего возраста, а специалистов у нас хватало всех возрастов и уровней, так как брали и научных работников с военных институтов с новыми разработками радиоэлектронной техники.
По пути следования много видели интересного в южных морях - это и летающие рыбы, скаты, акулы, киты и конечно разные природные явления. Например, видел я редчайшее явление – лунную радугу. В экваториальных широтах при высокой влажности и при полной луне можно иногда наблюдать это удивительное явление.
Лунная радуга не имеет столько цветов как солнечная, но в ночи, цвета – бело-серебряный с зеленовато-синими оттенками просто изумляют. А если на этом фоне еще и летающие рыбки пролетят, то хоть картину пиши.
Вспоминается период сезонных тропических дождей. Они начинались в одно и то же время вечером, дождь шел минут сорок, потом резко заканчивался. В этот период вся команда выходила мыться со своими тазиками (шаечками), так как на такое количество людей на корабле всегда воды на помывку не хватало и поэтому, ливни мы всегда использовали с пользой. Только представьте себе, в 18 часов вечера, все, как по команде, стоят на верхней палубе в трусах, с мочалкой, мылом, тазиком и ждут дождя. И дождь идет всегда вовремя, не подводит, все моются. Здорово!
После завершения службы жизнь Юрия Николаевича Гриняева сложилась так, что после завершения службы в военно-морском флоте он снова попал на флот, только на этот раз торговый. Долгое время он работал капитаном-наставником в пароходстве «Волготанкер». С благодарностью вспоминает директора Азово-Черноморского филиала пароходства Константина Эдуардовича Прилепу, который помог военному моряку в становлении, уже на танкерном флоте как капитану-наставнику.
Не так давно герой нашего повествования получил отраслевую награду – юбилейный нагрудный знак Министерства транспорта. Юрий Николаевич и по сей день работает на предприятиях водного транспорта на должностях, связанных с обеспечением безопасности мореплавания. Пожелаем ему только успехов в этом ответственном и нелёгком деле.
http://vtdon.ru/files/VTD-v17_min_3d2v2ka8.pdf О немГриняев Юрий Николаевич: Профиль пользователя Yriy_Gri // Система.Ru [Каспийское ВВМКУ им. С.М. Кирова]. – Режим доступа: http://www.kvvmku.ru/forum/pro...f28f660566 . – Дата доступа: 11.10.2017.День рождения: 06 Янв 1961
Год поступления: 1978
Год выпуска: 1983
Факультет: штурманский
Звание: капитан 2 рангаЮрий Гриняев в Одноклассниках // Одноклассники : социальная сеть. – Режим доступа: https://ok.ru/profile/35538800...riend_Main . – Дата доступа: 10.10.2017.Родился 6 января 1961 (56 лет)
Служил в воинской части 25001 экипаж Бельского г. Вилючинск (Камчатский край)
Окончил школу 221 школа