На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
ПАЛАШ-контактное клинковое рубящее и колющее оружие с длинным прямым однолезвийным клинком.Морской палаш использовался с XVI века в качестве абордажного оружия. Абордажный палаш — длинноклинковое рубяще-колющее оружие с прямым широким клинком без долов, имеющим одностороннюю или полуторную заточку. Рукоять деревянная или металлическая с гардой типа дужка, крестовина, щиток. В отличие от строевых палашей, которые имели металлические или деревянные ножны, ножны для абордажного палаша обычно были кожаными. Длина клинка составляла до 80 см, ширина — около 4 см.
"О введении на вооружение кортиков и палашей для военнослужащих Военно-Морского флота. Ввести на вооружение для повседневного ношения: 1. Кортик для командного состава Военно-Морского флота; 2. Палаш для курсантов военно-морских училищ Военно-Морского флота. Протокол заседания Политбюро #20, 1940 г."
Палаш морской курсантский образца 1940 года как предмет снаряжения введен приказом наркома ВМФ номер 574 от 1940 года.
Палаш предписывалось носить курсантам военно-морских училищ во всех случаях при нахождении вне территории училища и корабля. Палаш носился на соответствующей лямке, надеваемой на поясной ремень слева, немного сзади прорези левого кармана. При шинели палаш носится поверх нее, при фланелевой и форменной рубахах — по кушаку брюк сверху клапана.
В послевоенное время участились случаи применения курсантами военно-морских училищ, при нахождении в увольнении, палашей в конфликтах с гражданскими лицами. С 1958 года палаш становиться предметом форменного снаряжения только для ассистентов при Военно-морском флаге в торжественных случаях и предметом снаряжения лиц суточного наряда при несении службы (дежурного по роте, дневального).
В 1975 году палаш морской курсантский как предмет снаряжения полностью отменен. Все сохранившиеся до этого момента палаши были установленным порядком уничтожены.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
История Каспийского ВВМКУ им. С.М.Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Празднование 1-го Мая 1942 г.
Каспийское Высшее Военно-морское училище. Празднование 1-го Мая. Президиум торжественного собрания. Период создания: Май 1942 г. Номер в Госкаталоге:17720797 Номер по КП (ГИК):ЦВММ КП ФГ О-37866/1
Каспийское Высшее Военно-морское училище. Празднование 1-го Мая. Командование училища и трудящиеся г Баку на трибуне на торжественном параде. Период создания:Май 1942 г. Номер в Госкаталоге:17720870 Номер по КП (ГИК):ЦВММ КП ФГ О-37866/4
Каспийское Высшее Военно-морское училище. Празднование 1-го Мая. Командование училища. Период создания: Май 1942 г. Номер в Госкаталоге: 17720840 Номер по КП (ГИК):ЦВММ КП ФГ О-37866/3
Каспийское Высшее Военно-морское училище. Празднование 1-го Мая. У знамени училища. Период создания:Май 1942 г. Номер в Госкаталоге:17720867 Номер по КП (ГИК):ЦВММ КП ФГ О-37866/2
Местонахождение фотографий: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства "Центральный военно-морской музей" Министерства обороны Российской Федерации. Госкаталог.РФ https://goskatalog.ru/portal/#/
Местонахождение фотографий: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства "Центральный военно-морской музей" Министерства обороны Российской Федерации. Госкаталог.РФ https://goskatalog.ru/portal/#/
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Местонахождение фотографий: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства "Центральный военно-морской музей" Министерства обороны Российской Федерации. Госкаталог.РФ https://goskatalog.ru/portal/#/
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Местонахождение фотографий: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства "Центральный военно-морской музей" Министерства обороны Российской Федерации. Госкаталог.РФ https://goskatalog.ru/portal/#/
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
История Каспийского ВВМКУ им. С.М.Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Памятник к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Каспийское Высшее военно-морское училище им. С.М. Кирова. Памятник к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Период создания:1980-е гг. Номер в Госкаталоге:25527632 Номер по КП (ГИК):ЦВММ КП ФГ О-43856/3
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
История Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Вагон пассажирского 5-го скорого поезда «Баку-Москва» спалили курсанты 3-го курса перешедшие на 4-й курс химического факультета Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова 27 июня 1981 г.
Восстановлены события более-менее достоверные.
По воспоминаниям разных людей. Это произошло 27 июня 1981 г. в 13-ти километрах от Минеральных Вод.
Горящий вагон №3 остановили в степи и отсоединили от основного состава.
Из воспоминаний очевидцев.
Александр Назарько: С женой ехал в этом поезде (5-ый скорый «Баку-Москва») в 8-м вагоне. Курсанты на практику ехали в 3-м вагоне. Наутро подъезжая к Мин.Водам поезд встал где то в степи и началось дергание состава туда-сюда. Когда я добежал до головы поезда, третий вагон был расцеплен и стоял посредине между вагонами и горел. А наша вся братия, кто в чем одетая, стояли неподалеку. От них то и узнал, что всему виною оказалась 3-х литровая банка спирта, которую решили поутру проверить-горит-не горит налили немного на стол, подожгли, а тут поезд качнуло, банка упала на стол, разбилась и горящий спирт потек во все щели. Говорят вагон был совсем новый, вышел в первый рейс. Сгорел полностью с вещами наших курсантов. Благо кроме наших в вагоне больше никого не было. Обошлось без жертв. Мы поехали дальше, а курсантиков наших в чем попало одетых повезли назад в Баку, выдавать новые документы, форму и опять ехать на практику.
Александр Тазов: Вице-адмиралу Архипову принесли телеграмму на трибуну. "Сгорел вагон с курсантами". Ему стало плохо. Эта информация со слов лейтенантов 1981 г. выпуска.
Фазиль Агаев: У Толика Журавлева обгорела нога. Горящий спирт уронили ему на ногу.
Сергей Попелло: Даже рассказывали подробности, что, якобы, один из курсантов решил убедиться, что в 3-х литровой банке спирт и поджег его. Увидев пламя, прижал ладошкой горловину, но получив ожог, машинально отбросил горящую банку от себя. Банка разбилась и на осколки бросили матрац, что бы потушить. При этом все окна в вагоне были открыты, так как было душно. Отсюда и быстрое распространение огня. Несколько человек получили ожоги, сгорели личные вещи и документы, которые после восстанавливали в строевом отделе. Виновников после отчислили, кого именно уже не помню. И если мне не изменяет память, поговаривали, что кое кого из них после восстановили. Но в достоверности этой части истории не уверен.
Сергей Грачев: Я был в этом злополучном поезде. Старшим в поезде был кап. 2 р. Селькин. Все было очень глупо. В купе собралась хорошая компания. Со слов Нескина, он достал 3-х литровую банку с самогоном и решил проверить самогон на чистоту, поднес спичку и получилось возгорание. В этой компании Журавлев Толик набросил свою куртку на банку с горевшим спиртом. Нескину дали 2 года дисбата, Журавель и Смола не пострадали.
Александр Каблучко: Паравозом с Нескиным пошли Смола и Журавлев, оба на следующий год восстановились, а Нескин сказал, что наслужился.
Преподаватели сопровождающие курсантов на практику на Север получили взыскание по партийной линии. Их сняли с преподавательских должностей. Золотарев Вадим Петрович: Руководитель практики капитан 2 ранга Селькин Л.Н. получил взыскание по партийной линии и его перевели с преподавательской должности в учебный отдел КВВМКУ 4-го факультета (в дальнейшем он стал зам. нач, факультета). Преподаватель капитан 2 ранга Виктор Пасхалов получил взыскание по партийной линии и его "убрали" из училища на Флотилию (в дальнейшем от стал НХС Каспийской Флотилии).
Старшину роты Бакина Евгения разжаловали в рядовые. Двоих курсантов списали на Флотилию. Одного судили и приговорили к 1.5 годам дисбата и денежной компенсации за причинённый ущерб.
Фазиль Агаев : Осудили Сергея Нескина. Отчислили Сергея Смолу и Вячеслава Вислякова. Впоследствии Висляков и Смола восстановились и окончили КВВМКУ в 1984 году.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Курсанты Севастопольского ВВМУ в 1969 г. спалили вагон
Лукашенко, Иван. Приходящая без спроса. Ностальгия... // СВВМИУ.ru Всем выпускникам СВВМИУ (Голландия). – Режим доступа: http://www.svvmiu.ru/forum/viewtopic.php?p=261830 Потихоньку сложилась история о том, о чём практически никто из наших выпускников, причастных к этой в общем-то не самой лицепрятной странице нашего училища, не желает говорить и вспоминать. Мне многие так и говорят - "Зачем это тебе надо?" Отвечаю - надо, для истории родного училища, случай этот был и о нём , я считаю, замалчивать нельзя...
Вагон
История , когда при следовании на практику в базы подводных лодок Краснознамённого Северного флота , курсантами Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища был до основания сожжён плацкартный вагон пассажирского поезда , с течением времени стала практически забытой. Уже мужики 1973-1974-1975 годов выпуска , её толком не помнят и не знают, пересказывая этот случай своим наследникам в воспитательных целях, в вольной интерпретации. Выпускники, годами помоложе, что-то слышали, что-то знают, чего-то не знают, некоторые не слышали вообще ничего. А это история родного училища , пусть не самая приятная в его славной биографии, но она была и оставила свой неизгладимый след в жизни многих людей. Так вот, вагон сожгли летом 1969 года курсанты 1 факультета (спецфак - 153 рота 1971 года выпуска) , едущие на практику по окончании ими 3 курса под командой начальника практики капитана 1 ранга Мандровского и его заместителя старшего преподавателя кафедры автоматики (САУ) капитана 2 ранга Владимирова Ю.В. В связи с тем, что описываемое событие имело место быть более 44 лет назад, а сами активные участники той истории, о ней особо вспоминать не хотят, обзывая её «позорищем» в ихней офицерской биографии, буду излагать происшествие так, как оно запомнилось лично мне , а также многим моим друзьям , в том числе и 1971 года выпуска из других рот нашего факультета, а также бывшим преподавателям СВВМИУ. Как все мы помним, дорога на практику на Севера, состояла из 2 больших этапов. Первый этап заключался в перемещении курсантской роты из Севастополя до Москвы, а второй из Москвы до Мурманска. В Москве, как правило, приходилось ожидать посадки в поезд практически целый день, находясь на вокзале. Командиры, перевозившие курсантов на практику, поступали и вели себя с курсантами в такие моменты по-разному. В основном , курсантов отпускали в Москву в увольнение на пару часов с тем, чтобы те могли посмотреть на Красную площадь, Кремль и другие достопримечательности столицы, встретиться с родственниками и друзьями, просто сходить домой ( в каждой роте имелись курсанты-москвичи) или в кино. Капитан 2 ранга Владимиров Ю.В., на которого Мандровский полностью возложил контакт с курсантами, не отпустил никого и никуда, чем вызвал у основной курсантской массы недовольство. Сам Владимиров в ту пору слыл учёным и педантом, он писал докторскую диссертацию, был немного оторван от курсантской жизни и вёл себя с людьми по-уставному, перед этой командировкой , ему было отправлено представление на присвоение очередного воинского звания капитана 1 ранга . К тому времени курсантская рота благополучно переместились из Севастополя в Москву, переехала с Курского вокзала на Ленинградский и планировала ознакомиться с Москвой. В одном из классов роты был припасён «стратегический запас» для дальнейшего сосуществования. На одной из ж/д остановок в Запорожской области , родственники из села Васильково, передали любимцу класса и его комсоргу Андрею Н. массу продуктов, самогонки, в том числе канистру питьевого винного спирта. Спирт в поезде никто пить не планировал, его договорились сберечь до дня ВМФ, празднование которого происходит в последнее воскресенье июля-месяца ежегодно. Так вот, Владимиров никого в город Москву не отпустил, он сумел сократить пребывание роты в Москве за счёт того, что добился у коменданта станции , её ускоренной отправки поездом, который отходил гораздо раньше, чем было спланировано. Народ обозлился. Роту погрузили в плацкартный вагон и поезд поехал на Север. Командиры ехали в отдельном вагоне, не с людьми, хотя Владимирову было предписано ехать в курсантском вагоне. Класс Андрея , пороптав, решил поесть и выпить из стратегического запаса самогонки. Закуски хватало, в наличии было сало, жареные куры, гуси, помидоры , а вот самогонка быстро закончилась. Решили добавить спиртом , а спирт своё дело делает незаметно , мозги он отшибает хорошо, тем более у молодых , не привычных к пьянству и не закалённых службой на АПЛ, людей. По чьей-то неосторожности , спирт был пролит на вагонный столик, а со столика он вылился на линолеум пола вагона . Его пытались вымакать тряпками и полотенцами , дабы не воняло, даже бросили на палубу вагона в лужу спирта матрас. И тут кто-то из ребят, прикуривая сигарету, бросил в эту спиртовую лужу спичку с целью выжечь спирт. Этого хватило для того , чтобы в считанные секунды купе вагона воспламенилось с бешеной скоростью. Поезд в это время ехал на 375 км. Октябрьской железной дороги между ст.Бологое и ст. Вышним Волочком со стороны Москвы, время было вечернее. Сорванный стоп-кран, пожар не остановил, люди выскакивали с поезда кто в чём, основная масса была в трусах , майках и спортивных штанах , так как время было около 23.00, все документы и одежда остались в вагоне и там сгорели. Вагон горел долго, да и пожарные из Бологого были не на высоте, пока не подошёл пожарный поезд, потушить огонь не получалось. Много времени заняла проблема по отсоединению горевшего вагона и растаскиванию состава. Перегорел контактный провод на линии и движение на этом участке пути было парализовано часа на четыре. Новый пластиковый плацкартный вагон Чехословацкого производства , сгорел полностью , слава Богу , что все курсанты остались живы , пострадал от ожогов один курсант. Моя 152 рота 1972 года выпуска ехала на практику в Видяево через месяц после этого пожара. В Вышнем Волочке этот сожжённый вагон стоял на запасном пути и было хорошо видно, что там остался чёрный остов вагона на колёсах и на нём просвечивали рёбра жёсткости по типу шпангоутов, выгорело всё. Мне хорошо запомнилось, как наш ротный «поводырь» из старослужащих , покойный ныне москвич Лёня Гулин ( который ранее учился с ребятами 1971 года выпуска) , скомандовал почтить минутой молчания это место, что мы и исполнили. Тогда же роту погорельцев собрали до кучи, построили, пересчитали, учинили разборки, с роты постепенно отчленили , дисциплинарно арестовали и оставили под следствием в Калинине 5 человек. Остальных подсадили в Бологом на попутный поезд до Мурманска, где рота жила в учебном отряде Североморска под командой полковника Змейкина, пока для них искали одежду и выписывали новые военные билеты. Жить в учебном отряде было плохо, кормили там отвратительно, спали в пустой казарме на голых матрасах, ими же укрываясь. По ночам от нечего делать, играли в футбол, благо стоял полярный день, солнце не заходило. Когда людям восстановили документы и выдали новую форму одежды с погонами СФ (других не было), рота поехала по плану на практику на корабли КСФ.
Наказания: четыре человека, а именно Анатолий Ц., Валерий Ш., Владимир Г, Павел Ш, , были отчислены от училища, год кантовались по разным в/ч , в том числе и в училищной кадровой роте. Через год все четверо были приняты в роту кап.3 ранга Эрайзера и выпустились со 151 роты вместе с моим выпуском в 1972 году. Виноватым признали или назначили комсорга Андрея Ногайко, который был владельцем источника возгорания вагона- канистры спирта, он был осуждён на 2 года дисциплинарного батальона , отбывал срок в дисбате в Калинине. Осенью 1971 года после отбытия наказания в дисбате , Андрей приехал в училище, в зачислении на учёбу ему было отказано (как раз Крастелёв сдавал училище Саркисову), его дальнейшую судьбу прояснить не удалось . Четверо, упомянутых мною выше отчисленных на ту пору от училища мужиков, благополучно прослужили на флотах Родины десятки лет, сейчас они все уважаемые капитаны 1 и 2 рангов в отставке, пенсионеры, о пожаре все, как один, говорить отказываются. Капитан 2 ранга Владимиров Юрий Владимирович, был тогда разжалован до кап. 3 ранга и долго ходил по училищу с обиженным видом в погонах с проколами от двух звёзд. Со временем , его восстановили в звании капитана 2 ранга , звание капитана 1 ранга он так и не получил, докторскую диссертацию не защитил, думается , что злость на курсантов в его душе осталось навсегда ибо своим коллегам-преподавателям он жаловался на то, что жизнь ему сломали. Уволился в запас в 45 лет и преподавал в СПИ , потом выехал из Севастополя в Москву. Главкомом ВМФ адмиралом Флота Советского Союза Горшковым С.Г., был наказан весь выпуск 1971 года. Именно с этого выпуска, звание старшего лейтенанта стали присваивать через 2 года, хотя до этого подводникам давали третью звёздочку на погоны после училища через 1 год службы на ПЛ. Начальник СВВМИУ инженер-вице-адмирал Михаил Андроникович Крастелёв, 19 сентября 1911 года рождения, был отправлен на пенсию осенью 1971 года через мгновения после того, как ему исполнилось 60 лет. Наша славная Голландия имя вождя революции В.И.Ленина в 1970 году в честь 100-летие со дня его рождения, не получила, хотя несколько лет мы за это право успешно боролись. Если среди читающих эту историю, есть люди, которые могут внести дополнения, изменения по существу изложенного, милости прошу, я с удовольствием Вас выслушаю и внесу необходимые поправки. Выражаю искреннюю признательность моим друзьям и коллегам-выпускникам СВВМИУ разных годов выпуска, всем тем, кто помог мне по крупицам собрать этот материал.
В прошлой статье я рассказывал, как горят военные корабли. Но военным морякам под силу и железнодорожный транспорт. Рассказываю не затем, чтобы похвастаться лихостью бестолковой, а желая показать, как сцепление незначительных мелочей приводит к сокрушительным последствиям. Помните знаменитое: " Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. "? И что из-за этого случилось? Да ведь и курсанты разлили, но подробности ниже. Вторая же линия рассказа - насколько по-разному вспоминают о событиях не то, что свидетели, но и прямые их участники. Удивительный феномен. Из-за этого даже поговорка возникла: "Врёт, как свидетель".
Фотография, кстати, с места события, горит как раз тот вагон, о котором и будет речь. Я опущу фамилии, всё это есть в свободном доступе на форуме нашего училища, только размазано в различных сообщениях, а мы попытаемся скомпоновать в одно целое. Итак, в последних числах июня 1969 года рота курсантов 1-го факультета Севастопольского Высшего Военно-Морского инженерного училища после окончания третьего курса ехала в Заполярье на корабельную практику. На первом факультете готовили тогда специалистов по эксплуатации ядерных энергетических установок подводных лодок. Я же в то лето окончил второй курс дизельного факультета.
Руководителем практики, ехавшим тем же поездом, был капитан 1 ранга М., а его заместителем капитан 2 ранга В., на него уже было отправлено представление к присвоению звания капраза, он занимался научной деятельностью, готовился к защите диссертации. В Запорожской области родственники комсорга одного из классов Андрея Н. передали кучу харчей, самогон и канистру с коньячным спиртом. А те, кто читает мои записи давно, должен помнить, что Запорожская область - это проклятье для начальников воинских команд, едущих на поездах, обязательно родня натащит для своих чад помимо сала и других полезных вещей, самогона.
Обычно в Москве была пересадка, а зазор между поездами позволял погулять по столице. На этот раз В. сумел сократить время пересадки и в город никого не отпустил, чем сильно разочаровал и настроил против себя курсантов. И после выезда из Москвы они начали бухать. Вообще-то спирт планировалось сохранить до Дня ВМФ, но с горя самогон кончился быстро и канистра пошла в ход.
И уже на этом этапе вклинивается другой участник и пишет, что никакого самогона не было, спирт везли из Севастополя, а водкой затарились в Москве. Отчего же возник пожар? Слово участнику: "Выпили водку, захотелось продолжить. При разливе в бутылку из канистры пролили немного на столик Кто-то предложил поджечь пятно спирта. Андрей это начал делать, но его руки были в спирте (он разливал из канистры) Полыхнули руки, стал сбивать пламя и опрокинул бутылку. Полыхнуло на столе, на полу. Ничем потушить не удалось". Спрашивается - а какого лешего стали поджигать, не проще ли было просто вытереть? Другие свидетели пишут, что как раз в этот момент их решил посетить В. и приближался к месту действия. Необходимо было избавиться от запаха, и быстро.
Третьи же пишут, что спирт-то разлился изначально на пол и вспыхнул от чьей-то сигареты. Вагон был новый, с пластиковой отделкой. Окна тогда можно было при жаре открывать ради сквозняка. И полыхнуло на ходу так, что только сорванный стоп-кран позволил обойтись без обгорелых трупов, выбрасывались в какое-то болото по сторонам насыпи. Это произошло на 375-м километре Октябрьской железной дороги между станциями Бологое и Вышним Волочком. Итоги. Вагон сгорел дотла. Наши курсанты, ехавшие теми местами на практику через месяц, видели его остов на станции и почтили минутой молчания. Перегорел также контактный провод и движение было заблокировано на 5 часов. Пять человек оставили под следствием в Калинине, остальные продолжили путь, многие без одежды и документов.
В Мурманске их запихнули в пустую казарму учебного отряда, пока выдали новую форму и выписали документы, спали на голых матрасах, ими же и укрывались. Еда была отвратительной (это даже после наших-то, отнюдь не царских училищных харчей) от нечего делать гоняли в футбол среди ночи при свете полярного солнца.
Капитана 1 ранга М. сняли с должности начальника кафедры и перевели на другую. Это про него рассказывали легенду, как хорошо приложившись к налитому на экзамене в графин вместо воды коньяку, он наставил кучу двоек и положил десять рублей под графин. Капитана 2 ранга В. вместо присвоения очередного звания разжаловали до каптри, сняли со старших преподавателей, диссертацию он не защитил. Сломали мужику карьеру. Потом он дорос опять до капдва, но и только.
Четверых курсантов отчислили из училища, отслужив год в различных частях, они вернулись, выпустились на год позже однокурсников, дослужились до капитанов 2 и 1 рангов. Андрея осудили на два года дисбата. Когда он после отсидки попытался восстановиться в училище, ему отказали.
Это из ряда вон выходящее происшествие не могло не задеть и нашего замечательного начальника училища вице-адмирала Крастелёва Михаила Андрониковича. Он так мечтал, чтобы наша безымянная "система" получило в 1970-м, году столетия Ленина, имя вождя - училище под его руководством добилось замечательных успехов по успеваемости и научной работе, - и всё впустую из-за нескольких оболтусов. И самого адмирала уволили в запас немедленно по достижению им 60-ти лет, хотя на этой должности он мог бы спокойно служить ещё лет пять. Михаил Андроникович участвовал во всех пяти боевых походах ПЛ «Л-3». За этот период подводной лодкой потоплено 18 кораблей и судов противника. За мужество и героизм в период боевых походов Крастелёв был награждён орденом Боевого Красного Знамени (1941 год) и орденом Ленина (1942 год). В январе 1944 года,М. А. Крастелёв был назначен командиром БЧ-5 крейсерской подводной лодки К-52 и участвовал во всех боевых походах корабля. Был награждён в 1945 году вторым орденом Боевого Красного Знамени и орденом Отечественной войны. Жаль его.
А может быть, и Главкому ВМФ Горшкову пришлось пережить по этому случаю неприятные моменты, дело-то громкое. Вот тебе и Аннушка... Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/media/am...-flote-...
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане