История Каспийского ВВМКУ им. С.М.Кирова (1939-1992)Проект "История КВВМКУ в лицах..."О 70-летии КВВМКУ им. С.М. Кирова. Жданов, Л.И. Каспийское высшее военно-морское Краснознаменное училище имени С. М. Кирова (к 70-летию со дня основания) // КВВМКУ им. С.М. Кирова [Электронный ресурс]. - 2004-2009. - Режим доступа: http://kvvmku.ru/stranici/statja.htm . – Дата доступа: 6.01.2010.
То же
http://flot.com/blog/historyofNVMU/1271.php
ТекстВ 2009 г. исполнилось 70 лет со дня основания Каспийского высшего военно-морского краснознаменного училища (ВВМКУ) имени С. М. Кирова. История училища уникальна.
В соответствии с разработанной программой строительства флота на 1938-1943 гг. Советом Народных Комиссаров было принято решение о создании в городе Баку 4-го Военно-морского училища (4 ВМУ).
5 марта 1939 г. народный комиссар Военно-Морского Флота (ВМФ) Н. Г. Кузнецов утвердил генеральный план строительства флота, а с 14 апреля 1939 г. началось формирование 4 ВМУ на базе большой группы офицеров командного и преподавательского состава и нескольких рот курсантов Высшего военно-морского училища (ВВМУ) имени М. В. Фрунзе во главе с комдивом Георгием Андреевичем Буриченковым, ставшим первым начальником училища.
Прибывшие курсанты и офицеры при поддержке бакинцев, моряков Каспийской флотилии в короткие сроки на голом пустыре селения Зых воздвигли стены учебных и жилых корпусов, столовой и клуба, домов для проживания семей офицерского состава. Именно на этих стройках зародилась и поддерживалась во всех поколениях каспийцев трепетная любовь и гордость выпускников за свое училище. С благодарностью можно вспомнить сотрудников Севастопольского проектного института, которые так грамотно и изящно его спланировали. 1 октября 1939 г. с торжественного построения и объявления поздравительной телеграммы народного комиссара ВМФ в палаточном городке училища начался первый учебный семестр. 5 июля 1940 г. постановлением Совета Народных Комиссаров училище было переведено в разряд высших и стало именоваться Каспийским высшим военно-морским училищем (ВВМУ).
Мирная учеба будущих офицеров корабельной службы продолжалась недолго. С началом Великой Отечественной войны училище перешло на ускоренную подготовку, а 4 октября 1941 г. был произведен первый выпуск лейтенантов.
Уже зимой 1941 г. воспитанники училища встали на защиту Москвы. К 1942 г. на фронт отправлен весь личный состав училища во главе с его новым начальником капитаном 1 ранга Константином Давидовичем Сухиашвили. Каспийцы вошли в состав 14-и морских стрелковых бригад. Командиром 75 отдельной морской стрелковой бригады был назначен капитан 1 ранга К. Д. Сухиашвили. Все командные должности от командиров батальонов до командиров взводов были укомплектованы воспитанниками Каспийского ВВМУ.
В декабре 1941 г. бригада заняла позиции на Волоколамском направлении, а в феврале 1942 г. яростно громила немецкие гарнизоны под Старой Руссой. Прорвавшись через линию фронта, моряки прошли в жесточайшие морозы более 200 км по глубоким тылам 16-й немецкой армии, освободили от врага более 70 населенных пунктов, уничтожили много техники и живой силы противника. Оценивая действия бригады, командир гвардейского корпуса генерал Лизюков сказал: «Гвардейская часть морской пехоты под командованием капитана 1 ранга К. Д. Сухиашвили показала такую выдержку и упорство, перед которой меркнет слава многих замечательных подвигов гвардии прошлых времен». Так сражались за Родину воспитанники училища везде: под Москвой и Сталинградом, на Днепре и на Балтике, на Северном флоте и в предгорьях Кавказа, в Севастополе и в Берлине.
За годы войны 14 выпускников-каспийцев стали Героями Советского Союза. Это Георгий Матвеевич Агафонов, Алексей Иванович Афанасьев, Борис Петрович Бувин, Владимир Поликарпович Гуманенко, Константин Иванович Воробьев, Анатолий Сергеевич
Марков, Георгий Михайлович Паламарчук, Василий Васильевич Поляков, Сергей Никитович Решетов, Александр Васильевич Райкунов, Михаил Андрианович Соколов, Яков Яковлевич Швачко, а разведчик Виктор Николаевич Леонов и катерник Александр Осипович Шабалин удостоены этого высокого звания дважды.
В начале войны (1941-1942 гг.) училище стало кузницей кадров не только для флота, но и для армии. Сюда были переведены для продолжения обучения курсанты ВВМУ имени М. В. Фрунзе, Ф. Э. Дзержинского, Черноморского ВВМУ, ВМУ береговой обороны имени Комсомола Украины, Военно-медицинское училище, Управление Военно-Морских учебных заведений, а к концу 1942 г. в Каспийском ВВМУ сформирован Центр подготовки офицеров флота, и открыты многочисленные курсы по подготовке различных военных специалистов для ВМФ.
4 марта 1945 г. Каспийскому ВВМУ было вручено Красное знамя (с 1975 г. - Боевое Знамя училища) как воинской части, «доказавшей свою выдающуюся храбрость в боях с врагами социалистического Отечества».
За годы своего существования, отвечая потребностям флота, училище готовило разных специалистов. До 1952 г. училище выпускало вахтенных командиров, а с 1 сентября 1952 г. училище перешло на обучение по специальностям: штурман, артиллерист и минер. Профессорско-преподавательский состав изыскивал и применял различные методы и приемы передачи своих знаний, с большой выдумкой и мастерством прививал будущим морским офицерам всю премудрость выбранных профессий. На артиллерийском факультете работали опытные педагоги И. Н. Орлов, В. А. Хомяков, И. П. Кратенков, В. М. Калинин, И. П. Желваков, А. Н. Ципилев, Л. Э. Бычковский, М. Н. Ушаков, В. В. Насилов
3. В. Бриль.
На минно-торпедном факультете курсантам очень нравились лекции преподавателей С. П. Мартынова, М. И. Шеломова, Я. П. Фишера, Б. И. Токарева.
8 конце 1950-х гг. артиллерийский и минный факультеты были переведены в другие училища, а в 1960 г. в Каспийском училище был организован новый факультет — химический.
9 декабря 1954 г. указом Президиума Верховного Совета СССР, приказом Министерства обороны СССР, Каспийскому ВВМКУ было присвоено имя Сергея Мироновича Кирова, видного партийного и государственного деятеля, и этот день объявлен годовым праздником училища.
Бурное строительство с конца 1950-х годов подводного ракетно-ядерного флота потребовало от системы образования ВМФ значительных количественных и качественных изменений. В подготовке для флота таких специалистов, как инженер-штурман и инженер-химик, Каспийское ВВМКУ имени С. М. Кирова внесло заметный вклад. Каспийцы гордятся, что у истоков создания советского атомного флота стояли его выпускники, многие из которых стали участниками важнейших свершений в истории флота.
В разные годы, за более чем полувековую историю начальниками училища были комдив Георгий Андреевич Буриченков (1939-1940), капитан 1 ранга Константин Давидович Сухиашвили (1940-1941, 1942-1944), контр-адмирал Николай Иванович Зуйков (1941-1942), контр-адмирал Иван Федорович Голубев-Монаткин (1944-1949), контр-адмирал Александр Герасимович Ванифатьев (1949-1951), контр-адмирал Семен Спиридонович Рамишвили (1951-1961), контр-адмирал Николай Михайлович Дроздов (1961-1963), контр-адмирал Федор Яковлевич Акимов (1963-1966), контр-адмирал Георгий Павлович Тимченко (1967-1970), контр-адмирал Георгий Федорович Степанов (1970-1974), контрадмирал Евгений Павлович Глебов (1974-1975), вице-адмирал Василий Александрович Архипов (1975-1985), контр-адмирал Альберт Васильевич Акатов (1985-1987), вице-адмирал Леонид Иванович Жданов (1987-1992).
Соединить усилия ученых, педагогов, командиров, политработников и курсантов в борьбе за глубокие знания им помогали военные комиссары, начальники политотдела и секретари парткома училища Л. Р. Шмырев, П. В. Спиряков, Д. И. Корниенко, П. И. Быков, В. К. Беленков, И. С. Прагер, К. П. Добролюбов, К. С. Галиченко, Д. Д. Гуляев, Г. В. Добрицкий, Н. Р. Панкратов, М. Е. Поликарпенко, В. Н. Павловский, Н. Е. Ломаков, Н. Н. Никитин, П. Е. Кузовов, А. И. Дехтерев, В. Б. Макоев, П. В. Пузанов, В. Д. Хохлов.
Начальниками штурманского факультета в разные периоды были Б. Г. Усиков, В. Л. Смертин, Ю. Г. Сергеичев, А. Н. Шимчишен, В. И. Сыров. Им пришлось реализовывать перевод училища на подготовку офицерских кадров для ВМФ по командно-инженерному профилю с 5-летним сроком обучения. В 1960 г. Каспийскому ВВМКУ имени С. М. Кирова была передана часть штатов бывшего пограничного училища и с тех пор значительная часть выпуска штурманов (до 40%) направлялась для дальнейшего прохождения службы в морские части Погранвойск.
Глубокие знания закладывались преподавателями общеучилищных кафедр. Выпускникам памятны лекции Н. Н. Мильграма, У. Ф. Атакишиева, А. П. Германовича, С. Ф. Тихомирова, Г. И. Банокина, В. А. Трофимца, И. Д. Кирина, В. В. Бахарева, О. А. Тараканова, А. С. Бегебу, И. А. Аббасова, В. Т. Ставицкого, Р. В. Баснина, В. Н. Аксенова, Ю. П. То-пычканова, М. Б. Джангирова, В. И. Молибоженко, С. П. Ксендза, Е. Р. Гегечкори, В. Я. Старова, Г. И. Юферова, А. Н. Рыбинского, Н. Н. Петухиной, К, А. Козловой и многих других.
Преподавательский состав делал все, чтобы из выпускников получились специалисты, за которых не приходилось краснеть.
Мореходную астрономию преподавали А. Г. Толкачев, А. А. Морозов, М. И. Андрю-ков, С. Н. Тархов, В. И. Бобков, Л. Н. Крачкевич, Е. И. Кутафин.
Особым расположением курсантов пользовались преподаватели, проводившие занятия по гидрометеорологии и океанографии: Н. В. Малиновский, М. В. Никитенко, Н. Д. Кусен-ко, В. А. Полозов, В. А. Дерягин, Л. А. Хурсин, Ю. М. Косарев.
Преподавателями кафедр общественных наук В. П. Кизиченко, В. Т. Татаренко, А. Б. Михальским, М. Б. Джангировым, А. Т. Березневым, В. М. Пантелеевым, П. П. Лели-ком активными, более современными методами обучения прививался интерес к истории нашей страны, патриотизму и проблемам воинского воспитания.
Теоретические знания закреплялись на тренажерных комплексах, созданных при активном участии А. И. Гусева, В. Г. Грабова, А. И. Ходюченко, А. Г. Воронина, А. X. Цори-ева, В. А. Полунина, И. П. Кошарского, Н. С. Бабенко, В. В. Коврыжко, М. Н. Семенова.
Созданный коллективом умельцев, руководимым Э. Г. Гусейновым, водолазный бассейн и учебно-тренировочная станция, давали выпускникам навыки в ведении и руководстве борьбой за живучесть боевых постов и корабля в целом.
Грамотные офицеры-преподаватели со знанием предмета и использованием богатого служебного опыта У. Ф. Атакишиев, А. П. Германович, В. А. Меньков, В. А. Короткое, В. А. Андрусенко, В. А. Зиновьев обучали будущих флотоводцев азам тактики надводных кораблей и подводных лодок. А любовь к морю, кораблю, умение преодолевать трудности, ориентироваться в быстроменяющейся обстановке прививались и вырабатывались на занятиях по морской практике и управлению маневрами корабля опытными наставниками Г. Г. Арутюновым, А. П. Кудиновым, С. П. Рогачёвым, В. П. Наталичевым, Б. Г. Шамшиевым, Л. И. Странковским, А. А. Раенко, В. В. Ивановым, А. А. Земсковым, В. И. Кудели-ным, В. Г. Каменюком и др.
Кафедры штурманского факультета были укомплектованы офицерами с многолетним опытом навигационного обеспечения боевой службы кораблей ВМФ на всех морях и океанах. Многие из них внесли свой вклад в развитие флотской науки, заслужили ученые степени и ученые звания. На кафедре навигации служили Л. М. Гаркуша, В. Д. Костецкий, Г. И. Майоров, С. Б. Михайленко, Ф. Д. Захаров, М. А. Чижов, Н. А. Димиров, В. И. Сму-ров, Н. А. Белодедов, В. Л. Григорян, В. А. Мануйленко, С. А. Чилин, А. В. Липовский, Г. С. Микаэлян, Д. Н. Кайманов, Н. В. Иванченко, Н. С. Новичков, В. В. Разумовский, А. А. Фуфаев, А. В. Шеховцев, В. Ф. Усиков, А. А. Фалеев и др.
Кораблевождению при ведении боевых действий обучали Р. А. Заико, Е. П. Хинове-ров, Е. Г. Всеволодов, Ю. П. Мошков, В. Н. Осипов, Е. П. Кутафин, В. В. Бахарев, В. Т. Данилин, Г. И. Лапшин, А. А. У санов, М. В. Саляев, А. Н. Кукота, Е. В. Епонешников, С. И. Ноздря, В. С. Степанов, Ю. М. Косарев, Г. Ф. Уткин, В. И. Макар, Н. О. Климук, В. И. Дряглев и др.
На кафедре технических средств кораблевождения трудились Г.И.Якубовский, Ю. Ф. Бек, Р. Н. Мирокянц, В. К. Попов, Н. М. Ганкин, Ю. Ф. Шаршов, А. Н. Шимчишен, В. Я. Маврин, И. А. Пуписев, О. Т. Амиров, М. Д. Реунков, В. В. Коршунов, Г. Ф. Касте-рин, В. И. Сурков, Ю. И. Бондаренко, А. П. Рогулин, Р. Б. Осокин, Ю. И. Трегубое, В. Д. Гончаров, Ю. И. Щека, В. И. Паршин, А. А. Кравчина, Р. М. Саркисян, Е. Я. Кузьмин и др.
С ноября 1945 г. училище начинает готовить кадры для флотов ряда дружественных СССР государств. Со временем Каспийское ВВМКУ имени С. М. Кирова становится основным центром ВМФ по подготовке иностранных специалистов. Здесь получили образование представители всех континентов: Европы - Албания, Болгария, Югославия, Венгрия, ГДР, Финляндия, Польша, Румыния; Азии - Китай, Северная Корея, Вьетнам, Камбоджа, Индия, Индонезия, Северный и Южный Йемен, Сирия, Ирак; Африки - Алжир, Ливия, Египет, Эфиопия, Сомали, Мозамбик, Республики Конго, Бенин, Республика Экваториальная Гвинея, Гвинейская Республика, Республика Гвинея - Бисау, Ангола, Острова Зеленого Мыса, Сейшельские острова; Латинская Америка - Куба, Никарагуа.
Подготовка иностранных специалистов велась на 3-х факультетах: навигационно-гидрографическом, вооружения и радиоэлектроники по всем флотским специальностям, кроме электромеханических и медицинских. С 1988 г. в училище были организованы специальные офицерские классы, где прошли переподготовку иностранные офицеры многих стран.
Сложную и интересную работу с многотысячным коллективом организовывали и возглавляли опытные офицеры Б. Р. Бабаян, О. Г. Каграманов, А. П. Плотников, Н. Ф. Иголь-ченко, Г. И. Моисеев, В. Л. Григорян, В. А. Вржижевский, В. П. Астаев, В. Н. Володин, В. Б. Крайнев, В. И. Игнатов, В. А. Живодеров и др.
Титанический труд по подготовке военно-морских кадров по достоинству оценен нашей страной и иностранными государствами. На знамени училища сияли высокие награды: с 22.02.68 г. - орден Красного Знамени «За большие заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных Сил СССР»; с 1.03.75 г. - боевой орден «За заслуги перед народом и Отечеством» в золоте ГДР; с 15.01.83 г. - орден «За военные заслуги» I степени Вьетнама; с 15.11.84 г. - орден «Антонио Масео» Кубы; с 9.12.89 г. - орден «9 сентября 1944 г.» 3 степени с мечами Болгарии.
За период 1939 - 1992 гг. училище подготовило около 15 тысяч высококвалифицированных офицеров различных специальностей для своей страны и примерно такое же количество иностранных специалистов. Почти 150 из них окончили училище с золотой медалью. Более 100 выпускников стали адмиралами и генералами, есть среди его питомцев известные ученые, конструкторы, писатели, поэты.
В июле 1962 г. атомная подводная лодка «Ленинский Комсомол» прошла подо льдами Северного Ледовитого океана и всплыла на Северном Полюсе. А в 1966 г. весь мир облетело известие об успешном кругосветном подводном плавании группы атомных подводных лодок. Героями этих событий были выпускники училища капитан 2 ранга Л. М. Жильцов и контр-адмирал А. И. Сорокин. Они, а также Н. К. Игнатов, Д. М. Голубев, Э. Д. Бал-тин, И. И. Гуляев, В. Ю. Терехов, В. К. Булыгин, С. В. Кузьмин - все подводники, стали Героями Советского Союза и Героями России за подвиги, совершенные ими в мирное время.
Имена выпускников по праву вписаны в полувековую историю училища. Это первые командиры атомных подводных лодок Л. М. Жильцов, Ю. С. Калашников, А. И. Сорокин, В. А. Юшков. Это адмирал Флота И. М. Капитанец - первый заместитель главнокомандующего ВМФ, адмирал Э. Д. Балтии - командующий Черноморским флотом, адмирал Ю. Н. Сысуев - начальник Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова, вице-адмирал Ю. И. Бояркин - заместитель командующего Северным Флотом, вице-адмирал С. В. Симоненко - начальник штаба Северного флота, капитан 1 ранга В. Г. Крамаренко -доктор военных наук, профессор, начальник кафедры «Тактика подводных лодок» Военно-морской академии (ВМА) имени Н. Г. Кузнецова, капитан 1 ранга В. А. Ибадулаев - доктор технических наук, профессор, начальник кафедры ВМА, контр-адмирал В. В. Мосцеев — начальник направления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, вице-адмирал Агафонов - начальник управления боевой подготовки Главного штаба ВМФ РФ, капитан 1 ранга А. А. Ткачев - член Союза журналистов СССР, капитан 1 ранга Г. А. Савичев - специальный корреспондент газеты «Красная звезда», капитан 1 ранга
А. В. Басов - доктор военно-морских наук, профессор, капитан 1 ранга В. С. Шломин -доктор военно-морских наук, профессор, лауреат премии имени М. В. Фрунзе, заслуженный деятель науки РСФСР, контр-адмирал Н. А. Королев - доктор военно-морских наук, профессор.
С распадом СССР заканчивается история Каспийского училища. С февраля 1988 г. с момента обострения в Баку межнациональных отношений личный состав училища осуществлял свою деятельность в условиях чрезвычайного положения, проявляя высокую гражданскую зрелость, выдержку, самообладание. Выполнение учебных планов и программ проводилось одновременно с активным участием в поддержании общественного правопорядка, охране государственных учреждений, организации эвакуации беженцев, охране и обороне территории и имущества училища. А охранять было что. Училище расположено на берегу Бакинской бухты и занимало территорию площадью 26 га. На территории училища располагались 6 учебных и 9 жилых корпусов, 2 спортивных комплекса, 3 спортивных городка, стадион, тир, 2 плавательных бассейна, 2 столовых на 3000 мест, торгово-бытовой комплекс, банно-прачечный комбинат, гараж, котельная. Все офицеры, мичманы, рабочие и служащие были обеспечены жильем и проживали в 20 пятиэтажных домах (по 60 квартир), девятиэтажном доме (34 квартиры) и в общежитии.
В июне 1992 г. закончился последний учебный семестр Каспийского ВВМКУ имени С. М. Кирова. Также красочно, организованно, правда, с некоторой грустью был проведен последний 50-й выпуск. Даже с каким-то подтекстом прозвучал марш: «Наверх вы, товарищи! Все по местам! Последний парад наступает...».
18 июля 1992 г. училище было переведено под юрисдикцию Азербайджана и передано новым властям в образцовом состоянии. И последнюю страницу в истории училища каспийцы вписали достойно!

Вице-адмирал Жданов Леонид Иванович. Сослуживцы, однокашники, командиры, учителя. Часть 6. "Каспийское высшее военно-морского краснознаменное училище имени С. М. Кирова (к 70-летию со дня основания)".
http://flot.com/blog/historyofNVMU/1271.php... когда шло расформирование КВВМКУ, рабочий день вице-адмирала Жданова и его заместителя капитана 1 ранга В.Морозова начинался с обязательного разбора претензий, высказываемых азербайджанской стороной
Дороги, которые мы выбираем. Капитан 1 ранга Е.Водопьянов. - Морской сборник № 5, 1994 г.
"Кстати, руководство Азербайджана, единственное из всех бывших республик Союза, выплатило уезжающим в Россию и другие республики компенсации за сданные квартиры. Это тоже информация к размышлению.
Командование Бакинского высшего военно-морского училища неоднократно пыталось наладить контакты с руководством ВМУЗов и ГШ ВМФ, выходя с предложением бесплатного обучения и подготовки специалистов для ВМФ России, но везде натыкалось на каменную стену. И даже организовать стажировку шести выпускникам училища, принявшим российское гражданство, на кораблях ВМФ России (после выпуска они были согласны служить в самых глухих местах страны) оказалось невозможным. Офицер управления кадров капитан 1 ранга Липовский ответил категорическим отказом. И русские «парни из Баку» вместо службы на кораблях российского ВМФ, где острая нехватка молодых офицеров, были вынуждены довольствоваться «свободными дипломами»...»
В письме была высказана и надежда на то, что редакция журнала опубликует его, дабы у читателей создалось объективное представление о событиях, которым посвящена статья «Репатрианты». Что, правда с небольшими сокращениями, редакция и делает. Однако, на взгляд автора данных строк, на этом точку ставить нельзя. ,
Как говорится, «из песни слов не выкинешь». Мы не можем не сожалеть, что в приведенных автором «Репатриантов» высказываниях курсанта О.Мелентьева содержится неточность: руководству Азербайджана, в чем нельзя не согласиться с Офицерским собранием БВВМУ, действительно «хватило мудрости никого не приводить к присяге», в отличие, скажем, от их украинских коллег. Как я понял из беседы с офицерами ВВМУ имени М.В.Фрунзе, ранее служившими в КВВМКУ, специально съездив для этого в Санкт-Петербург, во время расформирования училища имели место и некрасивые проявления, как, например, то, что курсанты нарочно облили тушью стены в аудитории училища. Однако, публикуя материал «Репатрианты», коллектив «Морского сборника» уж никак не ставил своей целью опорочить всех офицеров, оставшихся в БВВМУ. Как я понял из бесед с бывшими офицерами-«бакинцами», а также побывав в Главном штабе ВМФ, в училище продолжают служить и вполне достойные офицеры. Среди них - капитан 1 ранга Р.Аскеров, сменивший на посту ныне покойного начальника Бакинского училища капитана 1 ранга Э.Гусейнова, начальник штурманского факультета капитан 2 ранга В.Кулиев, капитан 1 ранга запаса В.Костецкий и другие.
Объективности ради, повторюсь: все это необходимо признать. Но нельзя не сказать и о другом. Случаи порчи имущества или его хищения тут же становились предметом тщательного расследования на уровне командования училища. Недаром, когда шло расформирование КВВМКУ, рабочий день вице-адмирала Жданова и его заместителя капитана 1 ранга В.Морозова начинался с обязательного разбора претензий, высказываемых азербайджанской стороной. А говоря об упоминавшемся выше поступке курсантов, надо заметить, что это была пусть и неоправданная и даже с хулиганским оттенком выходка, но это была и юношеская месть. Так курсанты, изъявившие желание продолжить обучение в России, отплатили новому руководству училища за то, что во время посещения министром обороны Азербайджана их попросту выдворили с территории.
Да и говоря о «перевертышах» в среде офицеров КВВМКУ, вице-адмирал Жданов тут же оговорился, что боится «обидеть всех, кто по разным причинам остался в училище». Но ведь служит же ныне в БВВМУ капитан 1 ранга (фамилию, дабы не нагнетать лишние страсти, называть не буду), который сначала изъявил желание остаться в Баку, затем, узнав, что на Украине можно найти более «теплое место», подался туда. При этом, видимо, чтобы его переход оказался более весомым! «завербовал» для украинского МО нескольких курсантов, что стало для командования БВВМУ полной неожиданностью. Однако, приняв присягу, но не получив вожделенной должности, он вновь переметнулся в вооруженные силы Азербайджана. Именно о таких людях вел речь вице-адмирал, и здесь с его определением трудно не согласиться.
Вызывают сомнения и некоторые другие утверждения, содержащиеся в полученном редакцией письме. По ходатайству Главнокомандующего ВМФ, учитывая необходимость сохранения опытных педагогических кадров, особенно по подготовке иностранных военнослужащих (что было одной из важнейших задач КВВМКУ), 17 октября 1992 г. была издана Директива начальника Генерального штаба ВС РФ. Согласно ей, во ВМУЗах, расположенных на территории России, в порядке исключения были открыты 94 педагогические должности, 57 из которых - в училищах санкт-петербургской группы. Эти, а также другие имевшиеся вакантные места и были предложены командно-преподавательскому составу расформировываемого КВВМКУ. Другое дело, что они не всех устроили (понятно, что, имея квартиру на берегу теплого Каспия, да еще накануне грядущего увольнения в запас, трудно решиться уехать, скажем, в Тихоокеанское ВВМУ имени С.О.Макарова. Зачастую, к тому же, - на нижестоящую должность). Но обвинять командование ВМФ в том, что оно действовало по принципу «спасение утопающих...», тоже, думается, не совсем корректно. Дорога в Россию была открыта всем желающим, и 242 офицера училища, не выслужившие установленные сроки, осенью 1992 г. были переведены на ее территорию для дальнейшего прохождения или завершения службы. Правда, как оказалось, их путь на Родину отнюдь не был усеян розами.
Не хочу вновь поднимать вопрос о том, в какой обстановке проходило расформирование училища (кроме вреда подобный разговор ничего не принесет). Но не могу не остановиться на другом. В публикации «Репатрианты» мы уже упоминали о положении, в котором оказались офицеры, пожелавшие служить в России, в частности, получившие назначение в Санкт-Петербург. Мало того, что они не имеют статуса, положенного военнослужащим, выведенным из Закавказья и вынужденно переведенным к новому месту службы, но, находясь в общей очереди на получение жилья, многие из них и по сей день живут в неприспособленных служебных помещениях, лишенные элементарных бытовых условий. Увы, ряд требований упоминавшейся Директивы начальника Генерального штаба так и не было выполнено.

Не дало желаемых результатов и обращение 117 офицеров-«бакинцев», переведенных в училища санкт-петербургской группы, которое в прошлом году они направили Президенту России, а копии - в бывший Верховный Совет РФ, Министру обороны, Главнокомандующему ВМФ, а также в Комитет по делам инвалидов, ветеранов войны и труда, социальной защите военнослужащих и членов их семей. Если Министр обороны и Главком ВМФ на них хотя бы формально отреагировали, то ни от Президента, ни из Верховного Совета ответа так и не последовало. И, как я понял из беседы с капитанами 1 ранга В.Морозовым и Г.Ветровым, капитаном 2 ранга Л.Акимовым, подполковником А.Гоголкиным и другими офицерами, семьи которых в ожидании желаемого жилья вынуждены ютится по различным углам, сложившееся положение дел у них оптимизма не вызывает.
Впрочем, по большому счету, винить флотское руководство в этом нельзя. Его беда, а отнюдь не вина, что развалилась некогда огромная страна, вслед за чем суверенные теперь государства начали повсеместно приватизировать флотские объекты, в частности, те же военно-морские училища. Скажем, на Украине, взяв под свою юрисдикцию оба севастопольских училища и превратив их в свой Военно-морской институт, они осложнили подготовку офицеров ВМФ России по ряду специализаций, хотя для себя их сохранять в полном объеме и не собирались за ненадобностью. И ныне уже убрали всех студентов-курсантов из городка, занимаемого ранее ЧВВМУ имени П.С.Нахимова. В Азербайджане же, когда к власти пришли лидеры Народного фронта, два года назад тоже заявили о приватизации Каспийского училища и создании на его базе Бакинского. Тогда командование ВМФ России предлагало им не идти на этот шаг, а сохранить действовавшую систему подготовки офицерских кадров. Однако возглавлявший правительственную делегацию министр обороны Азербайджана заявил, что его страна не намерена входить в состав СНГ, а потому отклонил уже согласованный проект решения по данному вопросу. Именно это, а не «категорический отказ» капитана 1 ранга Липовского, как гласит открытое письмо Офицерского собрания в редакцию нашего журнала, привело к тому, что шесть курсантов Бакинского училища, изъявивших желание после выпуска служить в России, оказались не у дел. Ныне, после смены власти в республике и ее вхождения в Содружество Независимых Государств, положение изменилось. Главный штаб ВМФ восстанавливает сотрудничество с ВМС Азербайджана. Это коснулось и БВВМУ. В мае этого года тот же капитан 1 ранга Липовский (к слову, сам пять лет прослуживший в Каспийском ВВМКУ) побывал в Бакинском училище. Там с 14 выпускниками штурманского факультета были заключены контракты на прохождение службы в ВМФ России.
Что же касается обвинений, высказанных в письме в редакцию в адрес Леонида Ивановича Жданова, то чем больше я читал и перечитывал письмо, тем сильнее утверждался во мнении, что в этой части оно продиктовано не желанием восстановить справедливость, а стремлением кое-кого свести счеты с бывшим начальником КВВМКУ. Если обращение в редакцию выдержано в основном в спокойном деловом тоне, то как только речь заходит о Жданове, то он меняется, а строки начинают дышать злобой. Тут и выражения наподобие того, что «...«Румб», избранный флотоводцем Ждановым Л.И., истинным не назовешь», и характеристики типа «правдолюбец» Жданов», и даже прямое обвинение его в «измышлениях, клевете и беспардонной лжи»... По всему чувствуется, что заглавную роль здесь сыграли именно те, о ком и вел речь вице-адмирал в материале «Репатрианты».
Ведь трудно поверить, что офицер, дорожащий своей честью (а таковых, повторюсь, как я понял из своих встреч, в БВВМУ осталось большинство), дабы обелить себя, станет поливать грязью другого или будет «считать деньги в чужом кармане». Это - удел слабых духом, если не сказать резче. Да и тот факт, что Леонид Иванович приехал в Баку, как следует из письма, «с единственным чемоданом», а, покидая его, увозил два КАМАЗа вещей, вполне объясним. Все, кто служил в отдаленных гарнизонах, знают, что там существует служба КЭЧ, снабжающая какой-никакой казенной мебелью служебные квартиры, а Леонид Иванович из таких именно мести приехал в благоустроенный Баку. Приехал и начал впервые обустраиваться, не ожидая, что судьбой ему уготовано стать последним начальником КВВМКУ. Бросать же нажитое, особенно по нынешним временам, - дело накладное. К тому же, не было и нет у Леонида Ивановича и квартиры в Санкт-Петербурге, в чем ничтоже сумняшеся также обвинили его. Как и все офицеры его бывшего училища в Санкт-Петербурге, он стоит в общей очереди. И, наверное, одному господу Богу известно, когда эта очередь подойдет.
Но, тем не менее, ни сам он, ни один из бывших офицеров-«бакинцев», с кем мне удалось встретиться, не жалеют, что избрали своей дорогой служение России. Вот только бы Родина не забывала сыновей, сохранивших ей верность. И не копилась бы у них на сердце боль за жен и детей, вынужденных мыкаться по чужим углам, а в душе - горечь от несправедливости..."