1-anna написал:
[q]
Форумчане, кто-то знает литературу или иные источники на тему революции и гражданской войны в Можайском уезде?[/q]
Федорова О.В., Ушаков В.К., Федоров В.Н. Можайск. – М.: Московский рабочий, 1981. – 288 с., 3 л. ил.
Страницы 93–98
ТВОИ, РЕВОЛЮЦИЯ, СЫНОВЬЯ
Коммунисты Можайска. Первые борцы за утверждение Советской власти на можайской земле. Их называли тогда большевиками. Досадно мало мы знаем о них. Знаем только, что это люди несгибаемой воли и мужества, высокой идейности и кристальной чистоты, исключительной стойкости и упорства. Дело партии, дело революции, дело народа было для них превыше всего. Они отдавали ему всё – силы, знания, жизнь.
Можайский Совет рабочих и солдатских депутатов возглавил в 1917 году солдат большевик Василий Иванович Савинов. С 14 лет он начал свою трудовую жизнь. Умерла мать, и подростка увезли из родных рязанских мест в Петербург, отдали на Путиловский завод. Там, получив трудовую закалку, возмужав, молодой рабочий включился в борьбу пролетариата. В 1902 году Василия призвали в армию, он участвовал в русско-японской войне. На полях далекой Маньчжурии испытал тяжесть окопной жизни, горечь поражения под Мукденом и Ляояном. За распространение нелегальных прокламаций и листовок РСДРП, в которых был назван истинный виновник поражения – русский царизм, солдат был схвачен, ему грозил военно-полевой суд. Но товарищам удалось освободить Василия из-под стражи. В 1906 году Савинов вернулся на Путиловский завод, а через два года, в тяжкие годы реакции, он вступил в ряды РСДРП и навсегда остался твердым и последовательным большевиком-ленинцем.
Партия давала Василию Ивановичу ответственные задания. В октябре 1912 года на его квартире за Нарвской заставой состоялось партийное совещание, на котором присутствовали путиловцы и рабочие-партийцы с предприятий разных районов Петербурга. Оно обсудило вопрос о выборах в IV Государственную думу. Здесь был разработан проект «Наказа петербургских рабочих своему рабочему депутату». В 1912 году за организацию забастовок Савинов был арестован и выслан из столицы с запрещением проживать более чем в 50 городах страны.
Первая мировая война застала большевика в Ревеле, где он продолжал вести революционную работу. Снова армия. Савинов ведет агитационную работу, изучает настроение солдатской массы, призывает выступать против войны, за свержение царского режима. В 1917 году были 18-й военно-дорожный отряд, Можайск, Можайский Совет. Имя большевика В. И. Савинова значится среди адресатов ЦК РСДРП (б) за 1917 – начало 1918 года.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Савинов был избран членом ВЦИК, а затем партия направила его в Петроград для работы в ВЧК. На чекистской работе ярко проявились организаторские способности и высокие моральные качества коммуниста-ленинца: ненависть к врагам революции, принципиальность, чуткость и внимательность к людям, скромность, требовательность к себе и другим. Благодаря умелому руководству Савинова было раскрыто не одно гнездо контрреволюции. В 1920 году в Ставрополе был обезврежен опасный заговор, возглавленный бывшим офицером царской армии Павловым. За работу в органах ВЧК Савинова наградили грамотой и значком почетного чекиста. В 1930 году по состоянию здоровья Василий Иванович перешел на хозяйственную работу. Неоднократно избирался членом Ленгорсовета. Умер В. И. Савинов в 1944 году в Ленинграде. Все, кто знал его лично, вспоминают о нем как о борце, отдавшем всю жизнь служению народу.
Как и В. И. Савинов, волею судьбы оказался в Можайске в начале 1917 года солдат 193-го запасного пехотного полка Александр Караваев, бывший ярославский текстильщик. Здесь он сразу включился в революционные события, работал секретарем Совета. В 1918 году Караваев был делегатом на IV чрезвычайном съезде Советов, созванном для ратификации Брестского мирного договора. Позднее Караваев вспоминал об этом: «Можайскому гарнизону было предложено послать на съезд одного делегата. Собрали митинг всего гарнизона. Выборы проходили бурно, кричали до хрипоты. Офицеры и небольшая часть солдат выставили кандидатуру офицера-эсера... Большинство же – меня. Когда началось голосование, кандидатура офицера с треском провалилась. Так я попал на чрезвычайный съезд Советов». Караваева избирали делегатом и на V, IX, X съезды Советов. С его именем и деятельностью связан созыв первой Можайской партийной конференции в апреле 1918 года, после которой он стал секретарем уездного комитета партии большевиков; в 1919 году Караваев был редактором первой уездной газеты «Голос батрака».
Участвуя в гражданской войне, Караваев громил белогвардейцев на Южном фронте. В 1921 году Александр Александрович вернулся в Можайск и вновь был одним из руководителей уездной партийной организации. Потом он работал в городе Дмитрове Московской области, в Москве в аппарате ЦК ВКП (б). Вместе с тем А. А. Караваев неустанно учился, стал доктором экономических наук, профессором. К 10-й годовщине Великого Октября им были опубликованы воспоминания об установлении Советской власти в Можайском уезде.
...В центре Можайска в городском саду сохранилась могила, на которой стоит большой гранитный блок. На нем имена коммунистов, бойцов-чоновцев, погибших в борьбе за Советскую власть.
Весна 1919 года... Чрезвычайно напряженная обстановка сложилась в Порецкой и Карачаровской волостях. Здесь появились чужие люди, одетые по-солдатски, но с плохо скрытой офицерской выправкой. Они создавали вооруженные отряды из кулаков, дезертиров и всех, кому были ненавистны преобразования новой власти.
«Работая в парткоме,– вспоминал один из первых можайских коммунистов И. И. Соколов,– я был послан с докладом в деревню Горки Порецкой волости рассказать о фронтах, мобилизовать сознательную молодежь в армию... По дороге... в поле я нагнал молодого парня, который попросил его подвезти. Посадив его в тележку, я заметил в петлице пиджака парня желтый цветок. Разговорились. Узнал, что он из деревни Натальино Порецкой волости. Он рассказал о тайне, что идет в Ребтинский лес на собрание молодежи, а этот цветок – пропуск для часовых. Узнал, что это не первое собрание. «Собрания у нас проводят какие-то офицеры. Пишем протоколы. В последнее воскресенье на собрании, что было в роще, писал протокол Иван Мусатов из деревни Исаково, а председательствовал Д. С. Удалов, что из вашей деревни»,– сообщил парень.
По дороге я рассказал ему, что еду организовывать молодежь в Красную Армию, на что получил ответ, что молодежь будет вся в лесу до шести часов вечера. В чайной деревни Горки пришлось ждать возвращения молодежи. Не дождавшись, поехал их встречать. 25 человек встретил на лугу. Начал беседовать. Указал им, где можно записаться добровольцами в армию. В ответ посыпалась ругань, крики «Не пойдем!». Сын кулака Иван Александров прямо заявил, что скоро нас будут бить. Узнав подробно решение дезертиров, я поспешил в Можайск. Собрали бюро укома партии. Решили послать на разведку проверенных товарищей».
Для выяснения положения дел в Порецкую и Карачаровскую волости выехали коммунисты С. Леонов, Н. Старостин и В. Карасев. Все трое были очень молоды.
Старшим из них был Сосипатр Леонов. Дома у него было бедняцкое хозяйство, слепой отец и мать, у которой были парализованы ноги. Но не склонялся перед бедами Сосипатр. Это был веселый и очень добрый человек, первый гармонист в своей родной деревне Горетово. Многие девушки засматривались на статного и чернобрового парня. Когда ему советовали жениться на богатой, то Леонов посмеивался: «Целоваться-то я с кем буду? С кулацкими капиталами, что ли?» Жену выбрал по сердцу, приведя в избу батрачку Настю. После 1917 года стал коммунистом. Тогда он работал в Москве. А вскоре Московский комитет партии направил его на работу в деревню. Леонов вернулся в родной Можайский уезд и был принят на работу в военный комиссариат. Однажды забежал Сосипатр домой и сказал жене: «Уезжаю в командировку на недельку. Приготовь-ка мне пару теплых носков». И уехал. Анастасия Андреевна уже привыкла к частым отлучкам мужа, но проходили дни, а он не возвращался...
Николаю Старостину шел в ту пору девятнадцтый год. Родился и вырос он в большой крестьянской семье в деревне Денежниково Борисовской волости. Окончив можайское реальное училище, юноша в 1916 году поехал в Москву, устроился сначала учеником, а затем наборщиком в типографии Сытина. В 1918-м Старостин стал коммунистом. Партия направила его в Можайский уезд секретарем Борисовского волисполкома. Николай часто выступал на сельских сходках, разъяснял политику партии. Когда крестьяне хотели сжечь помещичье имение, он доказал им необходимость сохранения всех построек для нужд сельского общества.
Самым большим другом у Старостина была мать. Ей он поверял все свои секреты. Прощаясь перед отъездом на задание, он, успокаивая ее, говорил: «Не волнуйся. Ты у меня такая хорошая, я всегда с тобой...»
Третий – Василий Карасев. Он был направлен в Можайск из Москвы, где работал токарем. Живой, общительный, он нашел в Можайске много друзей. Василию шел двадцатый год...
Все трое, прибыв на место, разошлись по деревням, беседовали с крестьянами, узнавали о их нуждах, расспрашивали о настроении, разъясняя политику Коммунистической партии и Советского государства.
Вслед за вооруженным выступлением в соседней Верее банды Эверта подняли восстание в Можайском уезде кулаки, уцелевшие белогвардейцы, дезертиры. В Можайске была объявлена тревога, организован отряд добровольцев из солдат караульной роты и всех коммунистов уезда, установлена связь с коммунистами ближайших уездов. К началу августа мятеж был подавлен. Положение нормализовалось.
Через несколько дней к Старостиным зашла соседка и передала им личные вещи Николая. Ей принесли их участники подавления мятежа. Она рассказала все, о чем узнала от них. Карасев и Леонов были схвачены бандитами и расстреляны в лесу в Серединской волости. Николай Старостин в это время находился в другой деревне и не знал о гибели товарищей. Бандиты решили взять его живым. До конца сражался молодой коммунист. Убил одного бандита, ранил другого. Но и самого пуля не пощадила... Враги добили его и в страхе спрятали труп. Пойманных мятежников допрашивали, но места захоронения они не назвали.
7 июля 1919 года коммунисты Можайска хоронили своих товарищей – Карасева и Леонова – в городском саду. В некрологе, напечатанном в уездной газете «Голос батрака», А. А. Караваев писал: «Красное знамя, которое несли гордо вы, мы еще выше поднимем и понесем в темные деревни, где погибли вы, и осветим их его алым заревом, которое соберет под наше яркое знамя всех!»
Можайцы свято чтят память о борцах, отдавших жизнь за установление Советской власти в уезде. На их могиле всегда лежат живые цветы. Именами героев названы улицы древнего города.
Помнят на можайской земле и имя коммуниста села Колоцкого Алексея Похлебкина. Летом 1918 года для изъятия церковных ценностей и проведения описи имущества в Колоцкий монастырь прибыл отряд красногвардейцев. Но монахи воспротивились передаче в собственность государства своих богатств. Раздались удары набата. Сбежалась толпа фанатиков-верующих, вооруженных вилами, косами, топорами. Кое-кто был с винтовочным обрезом. Вооружились и монахи. Красногвардейцы разоружили толпу и приказали всем разойтись. Монастырский настоятель архимандрит Никифор бежал и, скрываясь длительное время, вел в уезде подготовку к новому вооруженному выступлению против власти Советов.
В середине ноября того же года враги, подняв мятеж, окружили квартиру секретаря волостной партийной ячейки Алексея Похлебкина, находившуюся на территории Колоцкого монастыря. Завязалась перестрелка. Коммунист был смертельно ранен и вскоре скончался. Его товарищи, вступив в неравную борьбу с мятежниками, были связаны и брошены врагами в подвал монастыря. На помощь большевикам в Колоцкое прибыл отряд из 80 человек. В продолжение трех дней бойцы отряда, руководимые братом Алексея Николаем Похлебкиным, подавили выступление мятежников. Его наиболее деятельные главари – архимандрит Никифор, священник Михайлов и другие – по приговору ревтрибунала были расстреляны.
Большим уважением среди можайцев пользуется Федор Гаврилович Потемкин. В годы революции Потемкин был организатором первого в Можайском уезде Союза молодежи. Это было в Порецко-Глядковской волости. В 1919 году Федор Потемкин был делегатом I Всероссийского съезда союзов молодежи, на котором был создан комсомол.
В годы гражданской войны Потемкин на Херсонщине работал в военно-морском отделе ВЧК. В задачи отдела входила борьба с врангелевской и иностранной разведкой, разоблачение контрреволюции, борьба с бандитизмом.
Вернувшись на родину, коммунист Федор Потемкин стал секретарем президиума Можайского уездного исполнительного комитета, членом уездного комитета комсомола.
Потом были высшие политпросветкурсы, 2-й Московский государственный университет. В годы первой пятилетки Потемкина направили в военную авиацию на политическую работу. Он преподавал в авиационном училище, а с 1937 года работал в аппарате Главного политического управления Красной Армии. Будучи инструктором отдела печати и заместителем редактора журнала «Политучеба красноармейца», Федор Гаврилович делал очень много для пропаганды этого издания среди командиров и политработников.
В огне революции и гражданской войны формировались замечательные качества этих людей, несгибаемых и мужественных борцов за интересы трудящихся, коммунистов, поднимавших можайцев на строительство первого в мире социалистического государства.