На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Географический раздел по Орловской губернии разбит по уездам / волостям Большая просьба - придерживаться (выбранной участниками форума) схемы при открытии новых тем в этом разделе.
Мценск - один из старинных городов Орловской области. Впервые он упоминается в Никоновской летописи под 1146 годом. Возник Мценск на месте древнего городища на обрывистом берегу реки Зуши, при слиянии её с рекой Мецной, на горе Самород. Он включен в перечень городов, представляющих историческую ценность. В течение многих веков Мценская земля подвергалась опустошительным набегам иноземных завоевателей. В разное время за город воевали татары, Литва, рязанские и московские князья. Большую роль в отражении врага сыграла мценская крепость, воздвигнутая на обрывистом берегу Зуши. В XVI-XVII вв. мценская крепость была одной из мощнейших на южных рубежах русского государства. О богатой событиями истории Мценска напоминают нам памятники архитектуры, которые придают городу особый колорит. Многие культовые памятники зодчества расположены на видных перспективах улиц и живописных береговых холмах. Наличие уникальных памятников природы, архитектуры и истории, глубокая связь Мценского края с историей нашего государства обеспечило древнему Мценску достойное место в ряду городов России.
Происхождение названия Мценска (версии)
Топонимы мценской земли
Реестр наследия г. Мценска и Мценского района Статьи, дающие определение (описание) Мценска, в хронологическом порядке:
1890-1907
Мценск - уездный город Орловской губ. Известен с 1147 г.; входил в состав черниговского княжества (в летописи – Меченеск или Мценеск). С 1320 по 1504 г. состоял под властью Литвы. Иоанн III дал его в удел своему сыну Василию. Город содержал охранное войско в крепости и для наблюдения за татарами. К 1 января 1896 г. жит. 15477 (8365 мжч. и 7112 жнщ.): православных 15360 чел., католиков 25, протестантов 4, евреев 62, магометан 15, прочих исповеданий 11; дворян 226, духовного сословия 128, почетных граждан и купцов 1544, военного сословия 322, мещан 12282, крестьян 959, прочих сословий 16. Каменных домов 164, деревянных 1673. Городских доходов (1895 г.) 34745 р., расходов 34219 р., в том числе на управление 3215 р., на народное образование 3120 р., на врачебную часть 260. Две больницы, с 21 кроватями; аптек 2. Приют для престарелых и богадельня при Троицкой црк. Училище городское, церковно-приходское и два начальных. Маслобойный завод, 2 мукомольные мельницы.
Мценский уезд – лежит к СВ и В от г. Орла; граничит с Чернским и Новосильским уу. Тульской губ. Вытянут с С на Ю. Площадь у. – 2124,2 кв. в., или 221430,8 дес., М. у. занимает часть верхнего течения реки Оки и нижнего течения р. Зуши, а в самом южном конце прорезан р. Неручем. Большая часть уезда расположена на площади, поднимающейся свыше 100 саж., в южном конце свыше 120 сажень. Поэтому, хотя к С от Мценска мы находим слияние Зуши с Окой, но здесь нет низин с заливными широкими пространствами, как при других русских реках. Напротив, берега рек обрывисты, утесисты и скалисты. Уровни рек Оки и Зуши достигают 70 – 65, а Неруча 90 саж. Поэтому среднее развитие рельефа составляет 30 – 40 саж. как для северной, так и для южной половины у. Наиболее развитые куполообразные высоты находятся к СЗ от Мценска, где высоты свыше 125 саж., а уровень реки 67 саж., следовательно, разность высот здесь 58 саж. В геологическом отношении площадь M. y. сложена однообразно. На всем протяжении р. Зуши выступают желто-бурые известняки, мергели и доломиты девонской системы. Притом, средний ярус яснее выражен в юго-вост. части, а верхний в сев.-зап. углу. Только отдельными небольшими лоскутами встречаются отложения юрских голубых глин, часто не в первичных отложениях, а перемытых, однако, переполненных типичными окаменелостями, что встречается преимущественно по р. Оптухе. Вблизи Орловско-Елецкой железной дороги попадаются песчаные образования с крепким песчаником. Барбот де Марни принимал их за меловые образования сеноманского яруса; однако, точнее, по полной аналогии с тимскими отложениями, считать их за третичные (олигоцен; подробности по геологии см. в статьях Гельмерсена, Романовского, Барбота, Венюкова, Чернышева и др.). Так как в целом М. у. лежит между р. Окой и большими высотами Чернского и Новосильского уу. Тульской губ., то он представляет естественный долосклон, падающий к З. И реки, бегущие с В, как Зуша, отличаются особенной быстротой и крутизной берегов. Р. Зуша протекает 120 в.; берет начало в Новосильском у. Тульской губ.; принимает 8 прит. Судоходна от Мценска до слияния с Окой. Вследствие сильной излучистости и каменистости дна, судоходство по ней задерживалось, но 30 лет назад сделаны два канала для обхода отмелей. Суда – полубарки, подчалки, гусянки: самые большие, гусянки, имеют в длину 32 саж. и 7 саж. в ширину; подымают до 35 тыс. пд. В 1892 г. считалось в уезде усадебной земли 8649 дес., пахотной 156898 дес., сенокоса 13692 дес., выгона 4205 д., леса и кустарника 13655 д., крестьянской надельной земли 96268 дес., крестьянских дворов 13833, селений 434. Казенной земли 440 дес. Жит. (без города) к 1 января 1896 г. 99218 (49033 мжч. и 50185 жнщ.): дворян 565, духовного сословия 483, почетных граждан и купцов 589, мещан 1319, военного сословия 3671, крестьян 92512, пр. сословий 79. Православных 98983, раскольников 108, католиков 43, протестантов 10, евреев 49, магометан 8, пр. исповеданий 16. Всего в у. 394 фабр. и зав., с производством на сумму 172870 р.; из них мукомолен на сумму 44465 р., маслобоен 15 – на 12300 р. и винокуренных зав. 2 – на 148320 р. В среднем ежегодно собирается ржи 2430000 пд. с 47850 дес., пшеницы 125870 пд. с 1830 дес., овса 1800000 пд. с 42150 дес., ячменя 1125 пд. с 30 дес., гречихи 85000 пд. с 3450 дес., проса 75000 пд. с. 1400 дес., гороха 8712 пд. с 175 дес., картофеля 1610000 пд. с 3550 дес. Начальных училищ 31 (одно на 3201 чел.); учащихся 1627 чел. (1425 мальч. и 202 дев.) – 1 учащийся на 61 чел. Средства содержания школ – 5036 р. Больниц 3, с 26 кроватями. Церквей 60 (41 камен. и 19 дерев.). Количество скота в 1895 г.: лошадей 32400, рогатого скота 15812 гол., овец 53475, свиней 9130 голов. Земские доходы в 1895 г. достигали 60870 р., расходы – 55236 р., в том числе на управление 7230 р., на народное образование 5150 р., на врачебную часть 15365 р. Кустарные промыслы – кружевной и изделия из пеньки. /Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890–1907.
1964-1973
Мценск - название города в бывш. Орл. губ., народн. Омценск, сюда же Мецна – левый приток Оки; приток Свапы, в [бывш.] Курск. губ. (Маштаков, Днепр 220). Жители Мценска назывались мецняне, 1666 г. (Шахматов, Очерк 248). Название реки – из *Мьтьсна или *Мьдьсна; ср. Медесна – река в [бывш.] Витебск. губ. (Соболевский, РФВ 64, 185; ИОРЯС 27, 263). Ср. фин. määhnä, mähnä "рыбья икра", карельск. mähnä, люд. mädähn "рыбья икра" (см. об этих словах Тойвонен, FUF 19, 200). / Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М.Р. Фасмер. 1964-1973.
1972
Мценск - город областного подчинения, центр Мценского района Орловской области РСФСР. Расположен на р. Зуша (приток Оки). Ж.-д. станция на линии Орёл – Тула, в 49 км к С.-В. от Орла. Через город проходит автомагистраль Москва – Симферополь. 28 тыс. жителей (1970).
Впервые упоминается в 1147 под названием Мьченск в составе Черниговского княжества. В 1320 присоединён к Литве; с начала XVI в. – в составе Русского государства. С 1778 – уездный город.
Заводы: вторичных цветных металлов, алюминиевого литья (филиал Московского автозавода им. Лихачёва), коммунального машиностроения, кормовых антибиотиков, кирпичный; овощеконсервный, мясной комбинаты; швейная, мебельная фабрики. Крупный цветоводческий совхоз. Вечерний металлургический техникум. В 10 км к С. от М. – заповедник-усадьба И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново. /Макашов А. Ровесник Москвы. – Орел, 1972.
1994
Мценск - город в Орловской области, областного подчинения, районный центр, в 49 км к северо-востоку от Орла. Расположен в пределах Среднерусской возвышенности, в живописной местности, на р. Зуша (приток Оки). Железнодорожная станция на линии Орёл - Тула. Автомагистраль (Москва - Симферополь). Население 49,7 тыс. человек (1992; 9,4 тыс. в 1897; 10,0 тыс. в 1926; 42,3 тыс. в 1979). М. - самый древний из городов Орловской области. Впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 под названием Мьченск в составе Черниговского княжества; был военной крепостью и торгово-ремесленным центром Верхнеокского поселения. Первоначально крепость располагалась на левом возвышенном берегу р. Зуша; при впадении в Зушу небольшой речки Мецна (Мецнянка), вдоль дороги, подходившей к крепости с юга, сформировался посад. Одновременно осваивалось и левобережье Мецны. В 1238 М. разрушен Батыем. В 1320-1504 находился под властью Литвы; с начала XVI в. - в составе Великого Московского княжества; в это время были усилены крепостные сооружения. В XVI-XVII вв. Мценская крепость была одной из крупнейших на юге Русского государства. В начале XVII в. основным занятием жителей было хлебопашество, насчитывалось более 80 ремесленников-сапожников, валяльщиков, кузнецов, портных и др., особенно развито было кузнечное ремесло. Во второй половине XVII в., с продвижением границ государства на юг, крепость утратила прежнее значение. В 1708 М. включён в Московскую губернию, с 1727 - в Белгородскую, с 1778 - уездный город Орловского наместничества, с 1802 - Орловской губернии. С начала XIX в. М. начал быстро расти как торговый город с речной пристанью; отсюда по Оке и Зуше сплавлялись продукты сельского хозяйства и изделия кустарных промыслов. Ежегодно на баржах (за навигацию отправлялось свыше 500 барж и паромов) вывозилось 3,5 млн. пудов хлеба в Серпухов, Коломну, Москву и Рязань. На прядильных заводах М. производили канаты (до 4 тыс. пудов в год), кузнецы выделывали снасти для речных судов, плотники были заняты ремонтом барж и паромов. После открытия в 1868 Московско-Курской железной дороги от Орла до Москвы (пересекла с севера на юг левобережную часть М., где со временем сконцентрировалась большая часть промышленных предприятий) мценская хлебная пристань постепенно утрачивает своё значение(центром торговли становится Орёл). В 1802 в Мценском уезде, в селе Алябьеве, был построен один из первых в России свеклосахарный завод (просуществовал до 1868). В 1862 в М. построено каменное здание пересыльной тюрьмы, где в 1880-81 содержались революционеры-народники П. А. Алексеев, И. Н. Мышкин и др. (здание сохранилось). В XIX в. в М. действовал подземный деревянный водопровод (длина 1 км). В конце XIX в. в торгово-купеческом М. насчитывалось 164 каменных и 1673 деревянных жилых дома, действовали маслобойный, 2 мукомольных, кирпичный, шорный, бондарный, свечно-сальный заводы. В XIX - начале XX вв. широкое развитие в М. получили ремёсла, особенно плетение кружев (в 1880 в Мценском уезде - 5 тыс. кружевниц); на кружевной фабрике Протасовой работало 1200 человек, нитки выписывались из Англии, кружева поставлялись императорскому двору, в Англию и Турцию. Ежегодно из М. вывозилось свыше 1 млн. метров кружев. Нередко мценские кружева, продававшиеся в магазинах крупных городов, выдавались за иностранные. В 1901 княгиня А. Д. Тенишева открыла в М. школу кружевниц с интернатом (в 1909 обучалось 15 девочек). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 М. был оккупирован немецко- фашистскими войсками 11 октября 1941; освобождён 20 июля 1943 во время сражений на Орловско-Курской дуге; сильно разрушен. В современном М.: заводы - алюминиевого литья объединения "МосавтоЗИЛ", коммунального машиностроения (производство машин для уборки и полива улиц), "Текмаш", вторичных цветных металлов, биохимический, два кирпичных; предприятия пищевой промышленности (овощеконсервный комбинат, мясо-, пище- и хлебокомбинаты, маслозавод); швейная, мебельная фабрики. Крупное цветоводческое хозяйство. Музей истории города. Планировка М. в основном сложилась в XVII в. Дороги, связывавшие М. с Белёвом, Орлом, Курском и Новосилем, сходились к торговой площади у речного перевоза, что определило веерный характер застройки правобережья, остальные улицы шли параллельно и перпендикулярно реке. К 1780 все узлы планировочной структуры были закреплены приходскими и соборными храмами, монастырями. Торговая площадь у перевоза играла роль общегородского центра, где размещались приказная изба, причалы пристани, лобное место и др. В 1780 утверждён генеральный план М.; для каждого берега была намечена прямоугольная система планировки, которая учитывала принципы старой застройки (с 1790 почти полностью застроен в соответствии с планом). Из памятников архитектуры XVII-XIX вв. на левом берегу Зуши, в северо-западной части города, сохранились: постройки Петропавловского монастыря (основан в XVI в., перенесён на современное место в 1694; XVII - вторая половина XIX вв.); церковь Покрова в духе московского барокко (рубеж XVII-XVIII вв.); церковь Знамения в стиле классицизма (1813-21). На почти отвесном берегу реки - 5-главая, декорированная двумя рядами кокошников церковь Введения (первоначально - Петра и Павла; являлась собором Петропавловского монастыря, в 1694 обращена в приходскую). На берегу, близ шоссе Москва - Симферополь, - церковь Вознесения, 2-этажный четверик, завершённый восьмериком, с богатой белокаменной резьбой западного портала нижнего храма (конец XVII в., колокольня - XVIII в., являлась соборным храмом женского монастыря; в результате перестроек в 1950-52 лишилась культового облика: утрачен купол основного объёма, северный и южный фасады обрели фронтоны, что определило распространённое ныне название церкви - "дом боярина"). Близ моста через Зушу - церковь Вознесения (1802, классицизм) с колокольней (вторая четверть XIX в.). На одном из холмов левого берега Зуши, над лощиной, в которой протекает р. Мецна, - церковь Георгия (1825, классицизм). На правом берегу Зуши, в южной части города, сохранились церковь Никиты, один из лучших памятников классицизма Орловской области (1810-18; в стенах церкви 23-25 января 1826 находилось тело императора Александра I на пути из Таганрога в Петербург), и церковь Троицы (1777; колокольня, первая половина XIX в.). Современная застройка М. осуществляется по генеральным планам 1964 и 1980. Левобережная часть города занята в основном промышленным комплексом близ железной дороги; жилые дома малоэтажные, в основном деревянные. На правом берегу Зуши расположена основная жилая застройка (значительно обновлена в послевоенное время, в том числе 2-3-этажные здания 1950-х гг. с классицистическими элементами на фасадах). Более поздние типовые здания в 5, 9 и 12 этажей образуют микрорайоны в центральной части, на северной и восточной окраинах М. (самый крупный район застройки 9-12-этажными зданиями - на северной окраине). В 12 км к северу от М., в селе Спасское-Лутовиново, - Государственный мемориальный и природный заповедник-усадьба И. С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" (усадебный комплекс сложился в начале XIX в. при деде писателя И. И. Лутовинове; усадебный дом восстановлен в 1976). В усадьбе были написаны романы "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети", повести "Фауст", "Степной король Лир", "Постоялый двор". В окрестностях Спасского много мест, упоминаемых в произведениях писателя: заросший лесом овраг Кобылий верх описан в рассказе "Бирюк"; Варнавицы, или Варнавицкая плотина, - в "Бежином луге"; знаменитый Бежин луг расположен близ Стекольной слободы, на р. Снежедь, в 13 км от усадьбы; в 5 км от Спасского - лесное урочище Чаплыгино, упоминаемое в "Однодворце Овсянникове", описанное в рассказе "Смерть". В гостях у Тургенева бывали Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, А. А. Фет, М. С. Щепкин, М. Г. Савина, В. П. Боткин, Д. В. Григорович, Я. П. Полонский и др. В М. и Мценском уезде родились А. А. Фет (в 7 км от М., в селе Новосёлки), скульптор Б. И. Орловский, композитор В. С. Калинников, педагог, автор учебников по математике А. П. Киселёв, гистолог и физиолог А. И. Бабухин. С М. связано имя Н. С. Лескова - автора повести "Леди Макбет Мценского уезда".
При подготовке статьи использовалась литература:
Дунаев М.М. На земле великой битвы. – М., 1976. Макашов А.И. Мценск. – Тула, 1980. Макашов А.И. На семи холмах. – Тула, 1988. Орловская область. Каталог памятников архитектуры. – М., 1985. Аниканов В.Ф. Мценск в памятниках истории и архитектуры. – Орел, 1988. Аниканов В.Ф. Город на Зуше. – Орел, 1993.
/Города России. Энциклопедия – М.: Большая Российская Энциклопедия И. Кондратьева, 1994.
2001
Мценск - город, р.ц., Орловская обл. В летописи упоминаетя под 1147 г. как Мьченск, Мценеск, Мцьнесков. Название по расположению на р. Мцена (Мецна, 1626 г.). Относительно этимологии гидронима высказывался ряд противоречивых догадок. / Географические названия мира: Топонимический словарь. – М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001.
2012
Толкование названия "Мценск" в ученой среде достаточно разноречиво: так, некоторые исследователи считают, что оно восходит к финскому metsan (лесной) и означает город, расположенный в лесистой местности. Русский писатель и этнограф В.И. Даль считал, что, вероятно, само название идет от слова "мцела", что по-славянски - пчела, отсюда "мчельник", т. е. пчельник. Его поддерживал известный исследователь П. Якобий: "Если есть типично вятическое имя населенного места, то это, конечно, Мценск. Имя это настолько чуждо русскому уху, что русские люди никак не могут справиться с ним. Мценск фигурирует в летописях под именами Мценск, Мченск, Мченеск, - ...известен под именем Амченска и т. д. Мценск получил свое имя от реки, при впадении которой в Зушу находится...". / Неделин В. Древние города земли Орловской, 2012.
2013
Следует обратить внимание и на то, что русское слово МЕСТО в литовском и латышском языках пишется через «И»: misti. Если МЦЕНСК – это МЕЦЕНСК, то нельзя ли допустить и такое слово, как МИСЕНСК?! Миса – миска. Н.Шанский и др. указывают, что существительное МИСА – общеславянское, заимствовано, вероятно, через готское посредство (готское mes – «стол»), из народной латыни, в которой mesа – «стол» восходит к латинскому mansa – «стол, кушанье, блюдо».
Всё это подтверждает сказанное нами ранее: Мценск – это стан, постоялое место. Если смотреть шире, то столица для округи. Готское МЕС+НА дало МЕСНА, затем МЕЦНА. Латинское МАНСА тоже из этого ряда. Итак, сделаем вывод: город Мценск находится в меняющемся во времени месте, на стыке суток, является «столом», постоялым двором, словно самка медведя, плодовит и дороден, богат и гостеприимен…
Говоря о корневых словах, давших топоним Мценск, учёные часто упоминают готский язык. А не было ли так, что сами готы и основали город Мценск?! Известно, что к числу готских племён относились также скиры, таифалы и крымские готы, от которых позднее отделились готы-трапезиты Тамани.
Археолог Т.Н. Никольская считала, что Кураб-Городище, расположенное на реке Оке, в 6-7 км от пгт. Кромы, на юго-восток, было заселено 3000 лет назад. Жили здесь и скифы. Го;ты – германский народ II-IX веков, до VIII века игравший значительную роль в истории Европы. Это были германские племена, вероятно, скандинавского происхождения, говорившие на восточногерманском готском языке (для которого епископ Ульфила в IV веке разработал готское письмо)…
За время пребывания готов в Восточной Европе их соседи – славяне – переняли из готского языка множество слов – «хлеб», «котёл», «блюдо», «купить», «художество», «верблюд» и др. (подробнее см. словарь Фасмера). (Из Википедии). Г.П. Смолицкая, говоря о реке МЕЦНА, подчёркивает, что более ранние названия: МЕЦНА МОКРАЯ (XVI-XVIII вв.), МЕЦНА (XVIIв). Происхождение названия не известно, научное исследование не начиналось. Правда, учёная тут же ссылается на уже знакомых нам В.И. Даля, Фасмера, В.А. Никонова. Она справедливо обращает внимание на тот факт, что МЕЦНА содержит в своём составе элемент ЦНА. По её мнению, реки Сосна, Десна (Сна), р.Цон (хутор Цна) свидетельствуют о единстве этих названий. Термин ЦНА (СНА) – возможно, финно-угорского происхождения, о чём свидетельствует его повторяемость, и то, что гидронимы фиксируются преимущественно в зоне цокающих диалектов русского языка на территории былого расселения финноязычных племён. Это подтверждается археологическими данными.
Говоря о МЦЕНСКЕ, Г.П. Смолицкая указывает следующее: «Название жителей – МЕЦНЯНЕ, известное в источниках с XVII века». Устаревшее: амчане (омчане), амчанин (омчанин), мчане, мчанин…». Так что нам следует прислушаться к голосу доктора наук, когда мы вытаскиваем на свет устаревшее слово «амчанин». Любопытны приводимые ею поговорки.
Цыгане Мценск за 10 вёрст обходили. Речь идёт о том, пишет Г.П. Смолицкая, что жители Мценска хитрые, ловкие, могут обмануть, кого хочешь, даже цыган. Амчанина бы тебе во двор. Так говорили, если хотели кому-нибудь пожелать плохого.
И вновь мы должны заметить, что подобные определения мценцев (амченцев), скорее всего, были пущены в ход служителями церкви. Вспомним, что Мценск был крещён лишь в … 1415 году! И то, как утверждают, после подавления восстания. Подобная прошлая тактика церкви: сначала «оговаривать» жителей какого-либо населённого пункта, не желавшего идти под её опеку, а потом все-таки приводить к истинной вере, давала свои плоды. Поэтому мы должны очень осторожно приводить высказывания о жителях того или иного населённого пункта: во всех сёлах и деревнях хватает и пьяниц, и разбойников, и воров, и обманщиков… (Автор книги «Орёл изначальный» Владимир Неделин считает, что крещения мценцев в 1415 году не было…).
Ещё раз вернёмся к названию реки. Василий Зуев писал, что г.Мценск стоит на реке Мецне, ныне пересохшей. А затем указывал, что в Зушу впадает 13 речек: Неручь, Чернь, Мецна. Причём Мецна названа среди «важнейших» рек. Скорее всего, Василий Зуев имел в виду две Мецны: Мецна Мокрая и Мецна Сухая! Последняя речка и пересохла…
На современной карте Мценского района я увидел южнее города Мценска реку… Мцыня! Сравним: плаваю, пловец, плыву. Тогда: Мцыня, Мцаня, Мцоня. После «М» стоит звук «Ъ», близкий к «о» краткому. Следовательно: Мцыня – Моцыня… Моцаня… Моцоня. Меняем «ц» на «ч»: Мочаня – Мочоня – Мочыня. Видим, что имя Мценск образовано от мочить. Наверное, не случайно на берегах реки Мцыня есть населённый пункт ПОДМОКРОЕ, который основали славяне, сделав точный перевод «финского слова» реки Мцыня (Мецна).
P.S.: Читая свою работу о Новосиле, обнаружил, что в русских диалектах СИТНИК – это камыш, СИТА – куга, болотное растение. Ситова Меча – это Камышовая Меча! Мценск – имя не единичное: в Архангельской губернии был Мценский уезд. / Агошков В.И. 2013.
Мценск - город в Орловской обл., центр Мценского р-на. Расположен в пределах Среднерусской возвышенности, на р. Зуше (приток Оки). Население 51 тыс. чел. Впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 под названием Мьченск в составе Черниговского княжества; был военной крепостью и торгово-ремесленным центром. В 1238 разрушен Батыем. В 1320-1504 находился под властью Литвы. С н. XVI в. в составе Великого Московского княжества. В XVI-XVII вв. Мценская крепость – одна из крупнейших на юге Русского государства; во 2-й пол. XVII в. утратила военное значение. Город с 1778. В XIX – н. XX в. Мценск славился производством кружев (ежегодно из Мценска вывозилось свыше 1 млн. метров кружев; в 1901 была открыта школа кружевниц). Архитектурные памятники: постройки Петропавловского монастыря (основан в XVI в., перенесен на современное место в 1694, XVII - 2-я пол. XIX в.), церкви – Покрова (XVII-XVIII вв.), Св. Троицы (XVII в.), Никиты (1810-18) и др. МЫТ, одна из древнейших русских пошлин с торговли. Упоминается в документах, начиная с XII в. С сер. XIII в. мыт взимался при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Различался "сухой" и "водяной" мыт. Право обложения мытом принадлежало государству, но его сбор нередко передавался землевладельцам. Мыт дал начало появлению большого числа проезжих торговых пошлин (подужное, полозовое, посаженное, носовое, побережное и др.), которые в большинстве своем были упразднены. В 1653-1753 под мытной пошлиной понимались рублевая 5% пошлина, взимавшаяся в Москве с лесных товаров, рогатого скота, съестных припасов (кроме хлеба) и др. /"Исторический словарь" Упоминания Мценска в литературе
« ...Если есть в России какой-либо город, кому самой природой и историей было предназначено стать крепостью, то это, безусловно, Мценск, и, действительно, подобных мест, прекрасно защищенных самим местоположением, найдется не так уж много. Неудивительно, что поселение возникло здесь еще в глубокой древности. И еще: если какой-то город на Орловщине и может претендовать на тысячелетнюю историю, то это, конечно же, Мценск, заселенный еще задолго до его первого упоминания в летописи под 1146 годом. Более того, если большинство городов нашей земли, возникнув в глубокой древности, по различным причинам, чаще всего военного свойства, в ХIII-ХV веках прекратили свое существование, вновь возродившись уже через сотни лет (Болхов, Новосиль, Кромы, Ливны) либо исчезнув навсегда (Домагощ, Звенигород, Хотимль, Волконеск, городище у деревни Слободка и другие), то летопись истории Мценска не прерывалась никогда. Какие бы ни были тяжелые времена, жизнь во Мценске постоянно теплилась, и главной причиной этого было исключительно выгодное с военной точки зрения расположение города и его природная защищенность. Высокий и скалистый мыс, неприступный почти со всех сторон, кроме южной, служил надежным укреплением еще в дославянские времена в середине I тысячелетия до нашей эры, когда здесь жили балты. В VIII веке на Оке появляются славяне-вятичи, начавшие заселять ее с верховьев, и рано или поздно на их пути должен был оказаться Мценск. Неизвестно, сколь долго он сдерживал их натиск: был ли взят штурмом, хитростью или достался вятичам без боя. В любом случае крепкий городок оказался в руках славян, унаследовавших от балтов неприступное укрепление и его название - "Мценск".
О глубокой древности Мценска свидетельствовал и сохранявшийся еще в первой половине XIX века огромный курганный могильник, занимавший обширное пространство между Орловским шоссе и Болховской дорогой, площадью около 5 десятин (1 десятина=1,0925 гектара). Его видели и описали В.Ф. Зуев (1781 год), Д.Н. Бантыш-Каменский (1810 год) и князь И.М. Долгоруков (1810 год). Но к этому времени в памяти мценян (вообще-то жителей Мценска даже официально называют амчанами) давно стерлось, к какому времени относятся курганы, и одни считали их памятниками сражения с татарами, а другие - с мордвой, о чем они и поведали этим путешественникам.
В 1866 году прямо через могильник прошла Московско-Курская железная дорога, и с этого времени курганы начали активно распахивать и застраивать, но в начале XX века некоторые из них были еще заметны. Проводивший здесь летом 1907 года археологические раскопки И.Е. Евсеев вскрыл 9 курганов, где были обнаружены как трупосожжения, так и трупоположения и остатки почти полностью сгнивших погребальных камер из досок. Погребения в курганах были практически лишены вещевого материала: в ногах у одного из скелетов был найден горшок с остатками пищи, в других могилах - серьга, 3 кольца - одно из них серебряное, и граненая бусина. В настоящее время какие-либо следы курганов давно исчезли, а на их месте раскинулись частная застройка, сады и огороды.... »
« ..."Святославъ же оттуда иде Девягорску, и зая (занял. - В.Н.) все Вятичи и до Брянсъка, и до Воробиины по Десне; и Домагощь и Мченеск; тогда же приидоша к нему бродницы и Половцы мнози..., а ко Святославу в то же время Юръи (Долгорукий. - В.Н.) присла сына своего Глеба в Девягорск, и поиде оттуду Святослав ко Мьченску со Глебом Юрьевичем, и с Володимером Святославичем, и с Половци; и ту дав им дары многы, и поиде ко Крому на Изяславич. Воскресенская летопись. 1147 год.... »
« ...Здесь, на волах, оставшихся от детинца XII века и в последующем многократно надсыпавшихся, высилась самая высокая башня Мценского кремля - Большая Караульная, достигавшая высоту 11 сажень (около 24 метров) и увенчанная дозорной вышкой с колоколом. Позднее, когда Мценская крепость потеряла своё значение, колокол перевесили на соборную колокольню. Ещё в начале ХХ века на колокольне Николаевского собора висел старинный вестовой колокол с надписью: "7188 (1680 г. - В.Н.) Февраля в 2 день, Великого Государя казённый вестовой колокол во Мценск" ... »
/Неделин В. Древние города земли Орловской. 2012.
1.Герб города Мценск (1781 г.) / Орловская область
Дата принятия: 16.08.1781 В верхней половине щита герб Орловский, в нижней пшеничные четыре снопа в зеленом поле, положенные крестообразно... Город Мценск с 1708 года входил в Московскую губернию, в 1727 голу включен в Белгородскую губернию, а в 1778 - в Орловскую. 2. Герб города Мценск (1990-2011 гг.) / Орловская область
Дата принятия: 22.01.1999 Герб имеет форму французского щита, который разделен горизонтальной чертой на две половины. В верхней половине на синем поле белый город, на воротах которого черный одноглавый орел. Во второй половине герба, ниже крепости, в "зеленой поле четыре золотых хлебных снопа в крест, концами врозь". В основу герба города Мценска положен исторический герб, утвержденный 16.08.1781 года (автор - Франциск Санти). Утвержден Постановлением Мценского городского Совета народных депутатов (#27/249–ГС) от 22 января 1999 года.
3. Герб города Мценск / Орловская область
Дата принятия: 23.05.2011 Герб зарегистрирован в Государственном геральдическом регистре РФ под № 7237. В зелёном поле четыре золотых снопа, перевязанные червлёными лентами, положенные крестообразно и развёрнутые к краям щита.
Обоснование символики: Герб города Мценска воссоздан на основе исторического герба города Мценска Орловского наместничества, Высочайше утвержденного 16 августа 1781 года (по старому стилю). Подлинное описание исторического герба гласит: "Въ верхней части щита гербъ Орловскiй. Въ нижней пшеничные четыре снопа, въ знакъ благословеннаго сей страны изобилiя хлебовъ". Воссоздание исторического герба показывает бережное отношение жителей города к своему прошлому, традициям, сохранившуюся преемственность многих поколений жителей. В XVII столетии Мценск был крупным хлеботорговым центром, это в гербе символизируют хлебные снопы. Сноп - не только символ плодородия и богатства, но также единства, общности интересов, поддержки. Золото - символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Зеленый цвет - символ молодости, здоровья, природы, жизненного роста. Червленый (красный) цвет - символ мужества, силы, труда, красоты и праздника. Утвержден Решением Мценского городского совета народных депутатов (#406-МПА) от 23 мая 2011 года.
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род ДНЕВНИК
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род ДНЕВНИК
Орловская область, Мценск. Церковь Богоявления Господня
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род ДНЕВНИК
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род ДНЕВНИК
Содержание 1. Об истории города Мценска 2. Исторические и историко-архитектурные памятники Мценска 2.1 Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» 2.2 Церковь Вознесения Господня 2.3 Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Петропавловский собор) 2.4 Свято-Троицкая церковь 2.5 Крестовоздвиженская церковь 2.6 Знаменская церковь 2.7 Георгиевский храм 2.8 Часовня Николая Чудотворца 2.9 «Дом со львами» 2.10 Торговые ряды 3. Мценские музеи 3.1 Мценский краеведческий музей имени Георгия Соловьева 3.2 Мценская художественная галерея 3.3 Музей мценского кружева 3.4 Музей сбитых самолётов 4. Памятники Мценска 4.1 Мемориал защитникам города 4.2 Мемориалы танкистов-первогвардейцев 4.3 Паровоз-памятник Л-1822 4.4 Памятник «Древний воин и святой Кукша» 4.5 Памятник Ивану Тургеневу 4.6 Памятник Афанасию Фету 4.7 Памятная стела «850 лет Мценску» 5. Природные достопримечательности Мценска 5.1 Висельная гора 5.2 Гора Самород 5.3 Шестаковский парк 5.4 Гнездовья серой цапли 5.5 Источник Иоанна Крестителя
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева Спасское -Луовиново
Музей мценского кружева
Памятник «Древний воин и святой Кукша»
Гора Самород
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род ДНЕВНИК
Архивный отдел Администрации города Мценска Орловской области
Адрес:
303030, Орловская область, г. Мценск, пл. Ленина, д. 1 Телефон: 8 (48646) 2-06-10 Электронная почта: mcensk@adm.orel.ru – администрация Информация на сайте Администрации города Мценска Орловской области: http://www.adm-mtsensk.ru/lsite_sub5_sub1_sub2_sub1.html
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род ДНЕВНИК
Мценск - столица кружевного промысла Орловской губернии
Город Мценск, Орловской губернии, находится у самой линии Московско-Курской железной дороги. Исторические данные, касающиеся основания его, указывают, что город этот принадлежите к числу древнейших в крае. Он был известен с 1147 г. и состоял в Черниговском княжестве. О древнем населении Мценска достоверно неизвестно, но судя потому, что город содержал охранное войско в крепости и в уезде на Пафнутьевской дороге (что ныне Курская большая дорога), можно заключить, что Мценск с уездом были многолюдны.
В 1880 г., согласно сведениям, полученным официальным путем, всех жителей в Мценске насчитываюсь до 18,713 человек обоего пола. Местоположение города довольно живописно, блогодаря реке Зуше, которая, выделывая тут крутой заворот, разделяете город на две части. Правый берег реки низменный, застроенный большими и малыми зданиями и домами, видимо несет на себе отпечаток центра, где сосредоточивалась издавна вся деятельность жителей города. Здесь и присутственный места, и школы и многочисленные магазины, и лавки и амбары, вытянувшиеся вдоль прямо прорезанных улиц, наконец общественный сад и острог. За этим первым планом поднимаются летя возвышенности.
Последил, охватывая далеко весь горизонта, одним размашистым штрихом обрисовываюсь на синем небосклоне свой незатейливый и однообразный силуэт. Зато левый берета реки, крутой и гористый, сталь городом можно сказать только с той минуты, когда здесь были заложены пассажирская и товарная станции Московско-Курской железной дороги. Вокруг них то и начали отстраиваться большие двухэтажные, сложенные из камня, гостиницы, и красивейшие деревянные дома. Резные украшения, появившиеся на фронтонах и карнизах новых жилищ свидетельствуют о явном желании подражать модным постройкам в "русском стиле". Обе части города соединены деревянным мостом.
В недавнее еще время, именно в конце пятидесятых и начале шестидесятых годов настоящего столетия, г. Мценск пользовался особенно цветущим положением. Находясь у судоходной реки, он служил для окрестных уездов местом сбыта разных сельских продуктов. Сила зимой, преимущественно по санному пути, подвозили товар для сплава его по рекам Зуше и Оке. Суда, ходившие по указанным рекам, были весьма разнообразны по названиям и по размерам. Между ними встречались: паромы, полубарки, барки, подчалки и гусянки. Самые значительные из них гусянки брали от 80—35 тысяч пудов груза при посадке всего в 18 вершков. Зерновой хлеб во всех своих видах доставлялся таким образом в Калугу и даже в Москву.
Часть судов оставлялась при этом на месте назначения, другая же с грузом преимущественно железа, леса, бакалеев, а также многих и других товаров, возвращалось обратно в Мценск. "В десятилетий период с 1858 по 1867 год включительно с Мценской пристани было отправлено разного товара 17,649,965 пудов. На возвратных барках за шесть лета в тоже время было привезено 2.563,548 тыс. пудов разной клади. Только что указанные массы груза свозились в Мценск стараниями мещан прасолов. Тысячами выезжали они и закупали в разных местах хлеб по поручению больших торговцев. Последние выдавали им для закупок деньги вперед.
По сдаче партии, прасолы вновь получали деньги и таким образом весь круглый год имели возможность вести обороты и добывать средства для содержания своих семейств. Приведенные выше цифры отпускной торговли не должны однако вводить в заблуждение относительно значительности местных фирм или капиталов. Таковых было немного. Большая же часть денег приливала из главных центров, как то: из Москвы и Петербурга. Мценск же с своей стороны служил как бы комиссионерской конторой, действовавшей скорее по приказу извне, чем но собственному почину. Условия эти, при известных обстоятельствах не оказывали впрочем дурного влияния на экономическое положение беднейшей части мценских жителей, благо все они имели возможность найти себе занятия согласно своим наклонностям.
Кроме прасолов здесь немало рабочих требовалось при нагрузке выгрузке и при сплаве судов. Открытие движения по Московско-Курской, особенно же по Орловско-Витебской железной дороге сразу изменило характер местной торговли. С одной стороны, большие фирмы, не имея более надобности в лишних посредниках, перенесли свою деятельность в Орел, откуда стали направлять грузы прямо к Рижскому порту, или же по железной дороге в Москву и далее в Петербург. С другой многие окрестности Мценска, не находившие прежде сбыта своим продуктам помимо Мценской пристани, с проведением чугунки получили возможность прямо нагружать вагоны хлебом и направлять их по назначении.
Таким образом, проведение новых путей сообщения не замедлило отравиться весьма пагубно на благосостоянии беднейшего населения данной местности. Не только часть трудящегося люда осталась без привычной работы, но что еще хуже — чугунка со свойственными ей законами вскоре подняла все цены на самые необходимые предметы и тем самым затруднила еще более жизнь оставшихся не у дел прасолов и разных рабочих, Даже урожай каких-либо сельских продуктов, в этом случае, не спасает бедный народ от дорогих цен. Так например, вследствие неурожая огурцов в окрестностях Москвы и обилия их в Мценске, отсюда летом 1880 г. отправлялось по три вагона или по тысяче пятисот мешков с огурцами в день.
Само собою разумеется, что такое требование возвысило до небывалых размеров стоимость огурцов. В равной степени поднялись цены и на другие жизненные припасы. Говядина стоила 15 копеек, а свежая рыба доходила до 40 копеек за фунт. Бедные жители Мценска, доведенные до крайности, стали питаться в течении всего года почти исключительно редькой с хлебом и солью. В летнюю пору, при дешевых ценах они покупали огурцы, но в 1880 году последние составляли уже роскошь, так как за меру их приходилось платить до 40 копеек. Более зажиточные семьи могли себе позволить лишь селедку, лук и квас. Что же касается говядины, то ее вообще не употребляют в пищу вследствие дороговизны и только к праздникам Пасхи и Рождества, каждая, даже беднейшая семья откармливает поросенка.
Рыбу едят только тогда, когда за негодностью она выбрасывается торговцами на берег. Ее подбирают, моют в реке и несут домой лакомиться. Зато чаепитие разведено в Мценске до крайности. К этому горячему напитку бедняки, особенно же женщины, обращаются при каждом удобном и неудобной случай. Недостатков же в средствах вынуждает их часто прибегать к забору сахара и чая на самые крошечные деньги. Такая привычка мелких покупок породила даже нечто вроде легкой насмешки, которой поддразнивают любительниц чая: Возьмешь, мол, на две копейки чайкю (с особенныл ударещем на "ю"), да на копейку сахаркю—и счастлива; может чайкю попиться. Понятно, что при таком жалком питании не может быть и речи о здоровом состояли и виде бедного люда. До чего у них ослабевает организм, можно заключить из следующего факта, переданного мне одним весьма уважаемым семейством, давно живущем в Мценске.
Знакомая мне семья почти накануне выезда из Мценска должна была взять местную уроженку в качестве кормилицы. По приезде в Москву, где семья эта основалась, мценская кормилица постоянно хворала. Призванный доктор сначала никак не мог понять причины её припадков, пока наконец не узнал из рассказов самой больной о её прежнем житье-бытье, что она "отродясь никогда говядины не едала". Сытное и питательное кушанье совершенно расстраивало её пищеварение. Жалкое экономическое положение мценских жителей сильно отзывается и на общем их развитии. В этом случае понятия их, отношения к жизни и привычки затормозились на пути и далее вперед не идут. Суеверия и всевозможные обычаи старины, подчас самые нелепые, в полном ходу и поныне в среде не только мещанских, но и купеческих семей.
Так, например, пока девушка молода и имеет все данный замуж выйти, ей в церковь ходить считается неприличными. Только пожилые девицы, оставившие всякую надежду на замужество, начинают часто посещать богослужение и тогда уже обязательно наряжаются в темное, а не то и в совершенно черное платье. Образование дочерей больших зажиточных купеческих семейств ограничивается посещением женского училища, в котором девочки четырнадцати лети заканчивают свое учение. С этой минуты для них настает пора "невеститься", т. е. входить в годы, дающее им право принимать участие в прогулках в городском саду и в прочих удовольствиях, дозволяемых девицами на возрасте.
Бедные девочки-мещаночки почти вовсе в школу не ходят. В их быту кружевной промысел заменяете собою все науки. Он так проник в плоть и кровь населения, что девочки с трехлетнего возраста начинают уже "играть в коклюшки и булавки". Зато же помимо плетения кружев местные мастерицы решительно ни до чего дотронуться не умеют: ни чулка связать, ни далее заплату положить на изорванном платье они не знают. Как бы в противоположность такой исключительности в занятиях, те немногие мещаночки, который попадают в школу, за кружевную подушку более не садятся. В школе их обучают кое-как шить, главное же вязать крючком разные салфетки. Последнее рукоделие, особенно излюбленное, считающееся самым модным, пользуется большим расположением мценских обитательниц.
Вообще же, как передавали старушки-кружевницы, "в былое время, девиц боялись грамоте учить потому, что они тогда в монастырь уходили, а ноне не приходится бедняку дочек в школу посылать, потому что тогда они за кружево браться не хотят, а нам без этой работы хоть по миру ходить". Близкое знакомство с торговками и кружевницами раскрыло немало интересного как по отношению одних, так и других. Особенно выдающейся личностью из числа первых была старушка Фурсова. Эта замечательная торговка-кружевница, без малейшего образования, но одаренная необыкновенным пониманием или вернее чутьем всего прекрасного и изящного, обладала особым умением разыскивать и добывать лучшие образцы старинных кружев. Помимо этого, у нее была страсть к разным старинным вещам, преимущественно же к хрусталю.
Вследствие такой слабости, маленькие её горенки были заставлены сундуками и шкафчиками, служившими приютом всем её сокровищам. Не многим, однако, удавалось заглядывать в них; старушка Фурсова (ей было за 70 лет) не любила показывать свои заветные находки лицам, не приобретших её симпатий, хотя покупка и продажа старинных кружев и входила в круг её деятельности. Дочь Фурсовой, премилая, не молодая уже девушка, сильно жаловалась на пристрастные отношения своей матери. Век свой старушка Фурсова без устали работала, могла бы и капиталец нажить, а между тем и мать и дочь сильно бедствовали только потому, что "коли ей кто понравится, она все продаст за свою цену, в придачу несколько раз чаем напоить, вареньем и всяким печением угостит, — словом ничего не пожалеет.
Ежели человек ей не по нраву, хотя он и цены станет предлагать хорошие и условия выгодные, она не то что уступить, да и говорить то много не захочет, и через это самое много убытка терпит". По счастью для меня, я попала в категории первых, благодаря рекомендации одной дамы, которую она очень любила. Вследствие этого, с первой же минуты нашего знакомства мы сделались друзьями. Зато же сколько чашек чаю пришлось с нею выпить; с каким изысканным щегольством и безукоризненной опрятностью она все подавала и как сердечно угощала! Любезность почтенной Фурсовой, впрочем, не ограничивалась в этом случае одним вещественными угощениями.
Совместно с чаем и речь её лилась неудержимо. Дочь часто ее останавливала, как бы смущаясь её болтливостью, но она и не слушала и продолжала рассказывать. В своих воспоминаниях она касалась то прошлого,—давно минувшего, то, переходя к настоящему, поясняла положение кружевного дела. В былое время, со слов её, близ Мценска или Амчанска, находилась большая фабрика кружев, принадлежавшая помещице Протасовой. На этой фабрике изо дня в день, весь круглый год, работало тысячу двести девушек и девочек. Кружево плелось на манер французского образца, при помощи четырехугольных подушек. Нитки для фабрики выписывались из Англии, под назваием "Драбанских ниток". Оставшиеся у Фурсовой старые рисунки прямо указывают на то, что мастерицы у помещицы Протасовой должны были подражать points Malines и Valencienne.
При работе таких кружев, плетельщицы не ограничивались изготовлением только аршинного кружева. На фабрике выделывались также прелестные (судя по сколкам) покрывала для подушек и даже цельные платья. Рисунок одного из последних и поныне сохраняется у Фурсовой. Изготовление этого платья стоило семисот рублей. Смотрительница фабрики была вместе с тем и первой учительницей кружевного дела. Фурсова говорила, что когда деньги еще считались на ассигнации, смотрительница получала семь тысяч рублей в год жалованья. Лучшие мастерицы получали в тоже время до тысячи рублей жалованья. Все эти деньги выдавались от Государя, так как кружева этой фабрики ставились к царскому двору.
Кроме такого почетного сбыта, кружевные изделия Протасовских мастериц требовались не только в Петербурге, но посылались по требованию также в Англию и в Турцию. Из прежних ученых плетельщиц кое-кто и до сих пор еще живет и действует Фурсова имеет с ними сношения, делает заказы, но указать где они находятся—ни за что не хотела. Вообще, престранная собеседница моя никогда даже и дочери своей не позволяла касаться двух вопросов, тесно связанных с их ремеслом, а именно: где живут Протасовские мастерицы и откуда она добывает хорошую нитку. "По временам, говорила мне дочь старушки, мать моя исчезает, но ненадолго и неизвестно куда, возвращаясь же приносить всегда красивое кружево. Нитки всегда сама привозит, когда с товаром выезжает в Москву.
За фунт ниток почтенная Фурсова платит не менее 15 рублей. Другая торговка, с которой пришлось говорить по этому поводу, рассказывала, что "как слышно, около Орла, в какой-то деревне Карповой, есть еще старухи Протасовские, да как туда доехать и в какую сторону, про то она ничего сказать не могла". Как не интересно было бы проследить и ознакомиться е деятельностью таких мастериц, но за невозможностью получить какие-либо точные сведения частным или официальным путем, пришлось отложить намерения заняться разработкой этого вопроса. Замечательно, что имея в самом почти городе кружевную фабрику весьма значительных размеров, местные мастерицы мещанки и крестьянки из государственных никогда не заимствовали у неё ни рисунков, ни способа плетения.
В то время, как одни кружевницы следовали французским образцами другие, т. е. мценские коренные мастерицы оставались верны своему типу кружев и плели на манер немецкого, выделывая разных павлинов, петухов, орлов и целых лошадей и человечков, или же свой заветный Амчанский край, рак-замок и другие. Такой консерватизм происходил, по всей вероятности, вследствие обычаев, которые семьи местных жителей долго придерживались. В былое время, так передавала старушка Фурсова, девочек с 7-милетнего возраста заставляли уже готовить приданое. Богатство последнего определялось количеством "накрючников" (полотенец), составлявших убранство горниц при "играньи свадеб".
Помимо тех, что развешивались на крючках по стенам, многие раздавались участниками при обряде венчанья. "Много накрючников—много и остального добра", говорилось в старину. Кроме накрючников, в употреблении у мценских жителей были еще и "ручники", заменявшие салфетки за обеденным столом. Как ручники, так и накрючники отделывались всегда шитьем в строку и кружевом или просто кружевными вставками и краем. В выборе рисунков для украшений такого рода девицы не стеснялись. Поддаваясь вполне влиянию своего воображения или минутному впечатлению, они выводили в узорах кружев и шитье в строку фигуры, отличавшаяся нередко крайней наивностью и фантастичностью форм.
"Бывало мастерица как что увидит, человека ли или лошадь, так прямо и сделает сколок, точно нарисует". Тем не менее, лошадь, как случилось видеть на концах одного накрючника, оказалась о трех ногах с хвостом в виде кудрявого букета. Перед лошадью представлена толстая палица. Все это хотя и выплетено цветными шелками, однако далеко не изящно. Таким же образом, но только из бели, выплетены кружева "рак-замок", где невозможно разобрать ни "рака", ни "замка". Недавно Фурсовой попался старинный ручник, на котором было выплетено целое какое-то изречение, с обозначением года, числа и даже собственного имени лица его работавшая. К сожалению, почтенная рассказчица не могла припомнить, что именно гласило изречение и к какому году из прошлого столетия относилась эта работа.
К достоинствам указанного ручника она относила его двенадцатиаршинную длину, поясняя, что размеры ручников всегда соответствовали их давности, т. е., чем отдаленнее было время их изготовления, тем длиннее они всегда бывали. Такой ручник обыкновенно клался вокруг обеденного стола, так что сидящие за ним могли пользоваться частицею его, чтобы вытирать рот и руки. В приданое каждой невесты входили еще простыни, отделанные кружевом и шитьем в строку и так называемые "обтяжные настолы", т. е. покрышки для убранства столов или комодов. При таких условиях, за расшиванием в строку и плетение кружев у мценских девушек уходило не мало времени.
Сравнительная же грубость материала, употреблявшаяся для ручников, накрючников, простынь и проч. не дозволяла введения французская манера плетения, равно как и употребление самая кружева, выплетавшаяся, как мы уже знаем, из тончайшей заграничной нитки. И так, очень вероятно, что пока экономическое положение мценских мастериц дозволяло им занятия лично для себя, т.е. для удовлетворения местных обычаев, они не переходили к работе кружев на иностранный лад. Зато Протасовская фабрика закрылась; изменившиеся же обстоятельства, заставившие мценских кружевниц обратить домашнее занятие в доходную статью, и мода на русское плетение побудили их остаться при своих прежних образцах.
Но говоря о консерватизме мастериц, нельзя не пояснить тут же, что, сильно придерживаясь искони заведенного манера, они в тоже время так способны подражать всякому образцу плетения, что заподозрить их в недостатке дарования никак не приходится. Так например в 1880 году, одна богатая помещица г-жа Ш.. проживавшая часть года в имении своем в девяти верстах от Мценска, часть же заграницей, привезла с собой из Парижа модель отдельных цветков, выплетенных из прекрасной довольно толстой нитки—новинку, входившую в большую моду. Дочь Фурсовой не замедлила сделать сколок цветка, а другая мастерица так искусно его выплела, что отличить модель от подражания было совершенно невозможно.
Работа его, по расчету времени и материала, обошлась в полтора рубля. Г-жа Ш. взялась доставить мценское изделие в Париж и обещала, в случае одобрения, свое содействие для заказа таких цветков Фурсовой. Только что указанный пример, впрочем, не был единичными. Дальнейшее знакомство с мценскими кружевницами, раскрывало новые достоинства их способностей. По желании одной заказчицы, мастерицы стали шесть кружева valencienne, и ежели их работа и была несколько грубее лучших сортов настоящих valencienne, то только потому, что у них под рукой нет той прекрасной нитки, какой пользуются заграничные плетеи. Вообще недостаток хорошего ниточного материала весьма пагубно отзывается на всем кружевном промысле мценского района, вынуждая мастериц постоянно прибегать к плетению из бумаги.
Дешевая цена, предлагаемая торговками за такое кружево, заставляет плетельщиц торопливо, а вследствие этого и весьма небрежно изготовлять свой товар. Такое несчастное стечение обстоятельств ухудшает в высшей степени и без того неприглядное положение местных мастериц. Стоить заглянуть в их горенки, бросить взор на домашнюю обстановку и домашней обиход, чтобы убедиться, какая безнадежная нищета здесь царит. Такому впечатлению много способствует неряшливость самих кружевниц. Почти все на босую ногу в летнюю пору, они одеты кое-как, лишь бы прикрыться; головы же, небрежно зачесанный или и вовсе не вычесанные выглядят так непривлекательно и неопрятно!
Казалось бы, что при такой жизни, полной самых существенных лишений, мысль о нарядах и в голову не могла бы придти. А между тем и эти бедные труженицы изо всех сил стремятся к приобретению разных модных обнов и только старухи остались еще при своих старинных головных повязках, называемых "гелушки", не переставая носить также и старомодное платье. Молодые же женщины и девушки наряжаются в новые ситцы, шерстяные материи, а кто может, то и в шелк и все лишь для того, чтобы в праздник щегольнуть, выходя на улицу погулять. Для удовлетворения такой прихоти они не жалеют закабалить свой труд на неопределенное время вперед.
В наряде и притом людном, украшающем их жалкие фигурки, мастерицы как будто ищут того самообольщающегося дешевого удовлетворения, которое, как хмель затуманивает в них, хотя и мимолетно, сознание неприглядной, вечно грызущей действительности их жизни. К этой характеристике мценских кружевниц нелишнее будет прибавить еще следующую черточку. Как бы мастерицы не нуждались в средствах к жизни, они до того дорожат своей свободой, что ни одна из них в служение нейдет. Они даже на свой лад переделали поговорку: "Щей горшок, да сан большой" и говорят: "Хлеба кусок, да сам большой", так как щей они никогда не видят. В общем мценские кружевницы производили грустное впечатление; чем ближе приходилось с ними сталкиваться, тень яснее и ярче выступала вся безвыходность их положения.
И в самом деле: с одной стороны, постоянное вздорожание необходимейших припасов и увеличение семейства, с другой, невозможность обойтись без услуг торговок, а следовательно усиливающаяся изо дня в день зависимость от случайности и каприза, все это неминуемо должно удручающим образом действовать на них. Темь не менее, в обращении своем они были довольно обходительны. На мои вопросы, касавшиеся их занятий, они отвечали охотно, не высказывая никакого страха. Покупке образцов кружев они ровно никакого значения не придавали. Ежели приходилось иногда выслушивать выражение некоторого недоверия к цели таких покупок, т. е. к желанию иметь образцы их плетения для выставки, то причину такого недоверия легко было объяснить.
Раньше, не раз уже в Мценске собирали образцы кружев для разных выставок, но практических последствий от этого мастерицы никогда не видывали. По этому поводу почтенная Фурсова сообщила следующая подробности: за несколько месяцев до последней выставки в Вене (1878 г.) какой-то полковник Архивеев поручил им изготовить подушку и наплесть на ней тончайшее кружево так, чтобы видно было все производство работы. Дочь Фурсовой составила сколок и провозилась с этим заказом очень долго — более четырех месяцев. Согласно её заявления, кружево и вся подушка, увешанная маленькими коклюшками, была просто "раскошество".
В назначенное время г. Архивеев явился, деньги по договору уплатил и увез подушку в Вену. Долго Фурсова о результатах работы дочери ничего не знала. Наконец добрые люди указали ей на печатанные источники, из которых она увидала, что её кружево заслужило на выставка награду, полученную г. Архивеевым на собственное свое имя. Труды же молодой Фурсовой, виновницы изящной работы, так и остались неизвестными для публики. Подобный действия возмущали до глубины сердца бедную Фурсову вместе с нею возмущались и все кружевницы, для которых слово "выставка" давно стало понятием совершенно отвлеченным. Обрисовывая несколько обычаи и характер местных жителей, нельзя обойти молчанием тех неудобств, какие ожидают каждого путешественника, заброшенного волею судеб в такой город, каким является г. Мценск.
Не говоря уже о комфорте в гостиницах, где не только выспаться, но даже умыться порядочно нельзя,—нельзя также получить и сносной какой либо еды. Обиднее всего в этом случае те цены, какие требуются содержателями гостиниц. Так, например, за порцию сквернейшего супа приходится платить 40 копеек; за чахлого жареного цыпленка 50 копеек. Израсходовав один рубль, в конце концов остается все-таки голодным. Зато комнаты сравнительно недороги, некоторые светлы, просторны и даже не особенно грязны.
Тем не менее и с ними, по окончании исследования кружевных работ можно было без сожаления расстаться и направиться далее к г. Ельцу той же Орловской губернии
Материал создан: 17.02.2016
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род ДНЕВНИК
Сколько во Мценске было церквей непосредственно перед революцией 1917 года? Вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Я давно хотел написать обзорный пост на эту тему, с перечислением всех храмов, краткой историей и любопытными (как мне кажется) фактами. Ничего сенсационного здесь не будет, просто хочу собрать всю информацию в одном месте.
Орловские епархиальные ведомости, июль 1914 года, номер 29. Казалось бы, все давно посчитано (справа - количество прихожан):
Однако здесь не указаны 2 монастырские церкви – Знаменская и Покровская. Кроме того, во время Первой мировой войны действовала тюремная церковь, находившаяся в пересыльной тюрьме. Хотя она и не имела собственного здания и прихода, но до революции в ней по штату служил священник. Она обычно не упоминается в списках мценских церквей, имеющихся в Интернете, но ее нужно учитывать, ведь это – не часовня, а полноценный храм (где, между прочим, принимали в Православие представителей других конфессий). С другой стороны, церковь Кирика и Улиты (Всехсвятская), часто упоминаемая краеведами (особенно В.Ф. Аникановым), лично мне встретилась только одном дореволюционном источнике, и конкретных имен и событий начала XX века, связанных с ней, найти не удалось.
Перейдем же к обзору. Начну с заречной стороны (Балчуга).
( Читать дальше... ) Очень интересная статья про церкви Мценска!
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род ДНЕВНИК
Улицы Мценска до 1917. Классификация. Переименования.
amchensk 17 сентября, 2020
Небольшое исследование, в котором я распределил названия всех дореволюционных улиц Мценска по условным группам. Полная выборка составляет 47 улиц, слобод, площадей и исторических районов, указанных в адрес-календарях на момент 1917 г., т.е. здесь нет древних названий (Посольская дорога, ул. Воеводская и т.д.); некоторые наименования идут через запятую из-за существования разных вариантов.
Второй этап: анализирую, как были переименованы улицы в советское время, также распределяя их на условные группы. Брался финальный вариант переименования. Итак, классификация дореволюционных наименований 47 выбранных улиц Мценска (полный список).
Примечания. Почти все улицы, на которых располагались церкви, получили их названия. В литературе мне встретилась Никольская улица, возможно, по собору, но в других источниках ее не было, поэтому не исключена опечатка. Монастырские церкви Знаменская, Покровская и Всехсвятская (последняя на ул. Старо-Московской) не отразились на уличной микротопонимике. Успенская (Пятницкая) церковь на центральной площади также не оставила следов кроме одного упоминания Пятницкой площади в «Епархиальных ведомостях» за 1915 год. Это странно, ведь Пятницкая улица – весьма распространенное название в городах Российской империи.
2) Связанные с направлениями дорог: 9 (или 19%) - Белевская, Болховская, Ефремовская, Московский пер., Ново-Московская, Новосильский пер., Орловская, Орловское шоссе, Старо-Московская.
Эта категория в наибольшей степени дошла до наших дней, что вполне логично, ведь эта группа не связана с идеологией, а большинство направлений - те же, что и 200 лет назад. Единственная улица, которая исчезла - Белевская, вероятно из-за того, что и дорога эта стала бесперспективной – там не проложили асфальт и не сделали магистраль. На том месте, где когда-то рядом с пересыльной тюрьмой стояла Белевская застава, улица Советская сейчас заканчивается. Дорога, видимо, шла через нынешний завод Межгосметиз и «поле чудес» с поворотом в сторону железной дороги.
3) Связанные с промышленностью, ремеслом, сельским хозяйством, городской инфраструктурой: 7 (15%) - Амбарная, Больничная, Городская, Кузнечная, Лазаретная, Черепичная, Шоссейная. Еще живы люди, которые прекрасно помнят эти улицы, переименованные в шестидесятые. Не буду повторяться про амбары, кузницы, лазарет в заречной части города, напомню лишь о парадоксе улицы Городской, которая по данным В.Ф. Аниканова называлась Солдатской, хотя на фото и в адрес-календарях до 1917 г. – эта улица однозначно указана как Городская.
4) Связанные с историческими районами, а также слободы: 6 (13 %) - Балчуг, Затинно-Драгунская, Монастырская (Подмонастырская) слобода, Новоприборная, Стрелецкая слобода, Ямская слобода (и Ямская улица). Стрелецкая улица перестала быть слободой совсем недавно – в 1988 году. Затинщики – стрелки из затинных (затынных) пищалей, узких длинных орудий, спрятанных за тын, т.е. крепостную ограду; их слобода располагалась за рекой примерно в районе ул.Советская/ул.Пионерская. Драгунские полки стали появляться в России еще до Петра I, драгуны (конные стрелки) охраняли и мценскую крепость. Новоприборная улица, не имеющая отношения к приборостроению, была так названа в начале XVII века по населявшим ее стрельцам нового «прибора», т.е. призыва для пополнения мценского гарнизона. Пушкарной улицы, как в Орле, у нас никогда не было, несмотря на мценскую Пушкарную слободу времен царя Алексея Михайловича.
Мценские старожилы, употребляющие слово «монастырка», вряд ли вспомнят Ямскую слободу, переименованную после войны. На территории последней, пожалуй, наибольшее количество мелких улиц и переулков, головной боли начинающих таксистов. Ну а о Балчуге мы вообще бы ничего не знали, если бы не старинные фотографии и книги.
5) Отражающие размер и форму: 2 (4%) – Широкая, Кривой пер. Здесь все просто и без затей: что вижу, о том пою. Кривой переулок сохранил свое нейтральное имя до наших дней.
6) Связанные с географическими ориентирами: 2 (4%) - Набережная, Полевая. Кто-то может упрекнуть меня в том, что набережная – это объект городской инфраструктуры. Это действительно так, если вы находитесь в Санкт-Петербурге с его гранитными набережными, созданными зодчими по специальному проекту. Но во Мценске – это просто берег реки Зуша. Кстати, любопытно, что и в дореволюционные времена во Мценске не было попыток сделать хотя бы деревянные набережные. Не было спроса или денег?
7) Происхождение точно не установлено: 2 (4%) – Фроловская и Щемиловская улицы. Я выдвигал свою версию происхождения ул. Фроловской от церкви , но есть мнение, что она была названа так по фамилии Фролов. Этимологией Щемиловской улицы наши краеведы не занимались. Возможно, жил-был некто Щемилов, например, купец или дворянин? В происхождение от глагола «щемить» мне как-то не верится – улица Кочергина не узкая и не самая короткая в городе – там негде «щемиться». 1-й и 2-й Щемиловские переулки в Москве названы так предположительно от фамилии Щемилов.
8) Этнические: 1 (2%) – Цыганская. Цыгане, вопреки пословице, не обходили Амченск за семь верст, а занимали целую улицу, переименованную впоследствии в Семашко.
9) Без имени: 1 (2%) - пер. Безымянный. No comment. Сейчас их аж два. Видимо, тяжело было с фантазией. (Зато потом компенсировали на «поле чудес»). Формально, имя у переулка все-таки есть, но для него я не нашел другой категории.
10) Связанные с военной службой: 1 (2%) - Солдатская. Согласно Аниканову, Красноармейская действительно так называлась, хотя это не подтверждается другими источниками.
11) По фамилии известных людей: Протасовская - 1 (2%). Представители клана Протасовых, известных во мценском крае с XV века, были воеводами, помещиками, служилыми людьми и владели большими участками земли в городе и уезде. Это - единственное «именное» название улицы до 1917 года.
Улицы Мценска до 1917. Классификация. Переименования.
Почему в дореволюционном Мценске не было Дворянской или Мещанской улиц, как в Орле, неужели мало было представителей этих сословий? Скорее всего, причина - в небольших размерах нашего города, для которого и 40 улиц – вполне достаточно, и все они уже были как-то названы.
Названия улиц других уездных городов Орловской губернии относились по большей части к тем же категориям: церковные, по направлениям дорог, исторические слободы. Как и во Мценске, Красная площадь была в Дмитровске и Ельце, Шоссейная улица – в Кромах, Ямская слобода – в Ливнах. Возможно, если бы не близкое расположение монастыря, то во Мценске до 1917 года могла появиться и Привокзальная слобода, как в Брянске, или, как там же, Ярмарочная площадь, если бы во Мценске проводились ярмарки.
Что же произошло с названиями мценских улиц в советское время, после переименования? Во-первых, некоторые улицы были объединены, например, Кузнечная и Амбарная превратились в ул.Гагарина, Широкая и Шоссейная – в ул. Тургенева и т.д. С другой стороны, часть улицы Набережая стала ул. Минаева (да, знаю, она совсем не на берегу), другая – ул. Новикова. Из-за этого количество рассматриваемых улиц изменилось до 38. Часть улиц сохранили прежние названия.
Переименованные после 1917 г. улицы Мценска (38) условно разделим на следующие категории.
1) Связанные с направлениями дорог: 6 (или 16%) - Болховская, Ефремовская, Московская, Новосильский пер., Орловская, Орловская площадь. Понятно, что эта нейтральная группа практически не пострадала, только исчезла Белевская (см.выше), а вместо двух Московских улиц, ставших ул.Ленина и ул.Мира появилась одна, да и та, кажется, связана не с направлением дороги, а, скорее, с названием нашей столицы.
2) Связанные с советским строем, организациями, экономикой СССР: 5 (13%) – Колхозная, Комсомольская, Красноармейская, Пионерская, Советская. Нетрудно заметить, что все эти улицы – бывшие церковные, они по понятным причинам переименовывались в первую очередь. Ничто не должно было напоминать об «опиуме для народа», церковном мракобесии и отсталости, поэтому они переименовывались по принципу противопоставления идеологий; по замыслу властейновые имена отражали прогресс, веру в советские институты и строй, обеспечивавший построение светлого будущего.
3) В честь основоположников марксизма и ленинизма: 3 (8%) – ул. Ленина, площадь Ленина, ул. Карла Маркса. Тут все понятно, не хватает только Ф. Энгельса, но «его» улицы обычно появлялись в городах покрупнее. Рискну предположить, что на родине в Германии подобных наименований намного меньше, чем в бывшем СССР.
4) В честь людей, устанавливавших советскую власть в городе: 2 (5%) – Андрея Рева и Кисловского. В топонимике и музейных залах каждого советского города обязательно оставались следы этих апостолов новой веры, тем более, что многие из них были убиты в гражданскую как мученики. Посмотрим правде в глаза: кто из современных амчан знает этих людей?
5) Связанные с победой в Великой Отечественной войне: 2 (5%) - Первогвардейская, 20 июля. Вначале Богоявленская улица была переименована в Безбожную, но в 1960-е воинствующий атеизм заметно поутих, и улица сохранила память 1 Гвардейской танковой бригады. Орловская улица Безбожников (бывш. Воскресенская) была переименована в ул. Гагарина в 1961. Что касается мценской улицы 20 июля, она, переименованная (из Полевой) в честь даты освобождения от гитлеровских войск, единственная, связанная с датой.
6) в честь выдающихся людей: 5 (14%)- Гагарина, Новикова, Протасовская, Рылеева, Тургенева. Эта категория заметно прибавилась. Кроме земляков-писателей Новикова и Тургенева сюда попал останавливавшийся в 1817 году во Мценске Кондратий Рылеев (вспоминали о нем больше как о декабристе, чем как о поэте), а также первый космонавт Юрий Гагарин. Об ул.Протасовской написано выше.
7) в честь героев/участников Великой Отечественной войны: 3 (8%) - Захарьева, Кочергина, Минаева. Н.Г. Минаев (уроженец Лыково) и Е.П. Кочергин (уроженец Подберезово) - Герои Советского Союза; Н.А. Захарьев - уроженец Мценска, служивший еще в 6-м мценском полку в гражданскую, в октябре 1941 служил в штабе 1-го гвардейского стрелкового корпуса, оборонявшего Мценск.
8) Связанные с историческими районами: 2 (5%) – Новоприборная и Стрелецкая. Их число заметно поубавилось.
9) Связанные с географическими ориентирами: 1 (3%) – Заречная. В этой группе исчезли две старые улицы и появилась одна новая.
10) Связанные с городской инфраструктурой: 2 (5%) – Автомагистраль (так по-новому окрестили Орловское шоссе) и Больничная. Последнее название у многих вызывает недоумение – ведь больница теперь совсем в другом месте.
11) Отражающие размер и форму: 1 (3%) – переулок Кривой.
12) В честь значимых для людей категорий: 1 (3%) – улица Мира. В истории переименований бывшей Ново-Московской улицы прямо-таки отразилась внутрипартийная борьба: сначала она стала улицей Троцкого (1920-1928), затем – Сталина (1928-1954), но в конце концов получила нейтральное имя.
13) Безымянные переулки: теперь их 2 (5%) вместо одного до 1917 года.
14) Названия больше не используются, на этом месте сейчас несколько разных улиц и переулков: 3 (8%) - Балчуг, Монастырская (Подмонастырская) слобода, Ямская слобода (и Ямская улица).
Итак, из 47 дореволюционных улиц в советское время было переименовано 35, или 74 %, т.е. подавляющее большинство. Сохранили старые названия 12 улиц (если не придираться к раздвоению Безымянного переулка и превращению Московского переулка в улицу), это – 26 %. Сохранившиеся до наших дней наименования изначально не были связаны с идеологией/религией, относились к нейтральным категориям (направления дорог, исторические, безымянные), потому и выжили.
После 1917 года стало больше «персональных» улиц, в честь известных политических деятелей, выдающихся граждан, героев войн. Если объединить 3 категории, так или иначе связанные с советским режимом (Маркса, Ленина, Советская, Рева и т.д.), в них войдут 10 улиц, или 26% от общего числа. С друой стороны, названия, не только связанные с церковью, но и с дореволюционной промышленностью, ремеслом, инфраструктурой и т.д. неизбежно исчезли, так как постепенно исчезли старые объекты этой самой инфраструктуры: амбары, кузницы и т.д.. Общественно-политические изменения в государстве привели к топонимической перелицовке старого Мценска, а впоследствии появились новые улицы, отразившие имена новых героев, новые объекты инфраструктуры, профессии. Но это – тема для отдельной статьи.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = Уважаемые читатели блога! При использовании материалов этого блога ссылка на источник обязательна: Александр К., amchensk.livejournal.com. Мой ВК: vk.com/id41266164. e-mail: lektor_md@mail.ru = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = Использованная литература: Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии. 1910. Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии. 1916. Аниканов В.Ф. Город на Зуше. Орел. Орелиздат. 1993. Неделин В.М. Древние города земли Орловской. XII-XVIII века. История. Архитектура. Жизнь и быт. Орел. Вешние воды. 2012.
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род ДНЕВНИК
40 книга записей актов о рождении отделов ЗАГС Башкатовского, Воинского, Касинского и Кренинского виков(Мценский район) 30.08.1918-31.12.1918г 211л 41 Книга записей актов о браке отдела ЗАГС Башкатовского вика (Мценский район) 03.11.1918-30.12.1918г 8 л 42 Книга записей актов о смерти отделов ЗАГС Касинского и Тельченского виков (Мценский район) 27.09.1918-26.12.1918г 87л 43 Книга записей актов о браке отдела ЗАГС Покровского ВИКа (Мценский район) 13.10.1918-25.11.1918г 28л 44 Книга записей актов о рождении отделов ЗАГС Тельченского вика и Нотариального отдела Мценского уика (Мценский район) 03.01.1918- 31.12.1918г 194л 45 Книга записей актов о рождении отдела ЗАГС Башкатовского вика (Мценский район) 03.01.1919-31.12.1919г 276л 46 Книга записей актов о браке отдела ЗАГС Башкатовского вика (Мценский район) 06.01.1919 - 18.11.1919гг 85л 47 Книга записей актов о смерти отдела ЗАГС Башкатовского вика (Мценский район) 22.05.1919 - 3012.1919 101л 48 Книга записей актов о рождении отдела ЗАГС Бобриковского вика (Мценский район) 25.01.1919 - 31.12.1919 219л 49 Книга записей актов о рождении отдела ЗАГС Воинского вика(Мценский район) 03.01.1919-31.12.1919г 275л 50 Книга записей актов о рождении отдела ЗАГС Касинского вика и Нотариального отдела управления Мценского уика (Мценский район) 01.01.1919-31.12.1919г 204л 51 Книга записей актов о смерти отделов ЗАГС Касинского и Тельченского виков 52 Книга записей актов о рождении отдела ЗАГС Тельчинского вика(Мценский район) 02.01.1919г-31.12.1919г 347 л