Мученики, исповедники
и подвижники благочестия Тобольские
Отрок
Сергий Конев был убит вскоре после мученической кончины епископа Гермогена в 1918 году. Епископ приютил его в своем доме, чтобы уберечь от пагубного влияния мира. Однажды Сергий в школе сказал, что у него дедушку арестовали только за то, что он в Бога верит. Дети закричали: — Он про Бога говорит, он про Бога говорит.
Мальчика схватили и по недолгом времени зверски замучили. Его засекли шашками; уже мертвого, палачи продолжали сечь его, потому что все им казалось, что он шевелится.
Погребен отрок Сергий у собора, неподалеку от могилы священномученика Гермогена.
Священника села Голышмановского Ишимского уезда
Феодора Богоявленского весной 1918 года красноармейцы принуждали петь непристойные песни, играть на гармошке и плясать. Наконец приказали самому себе рыть могилу. Убив священника, свалили его в яму вниз головой и запретили хоронить. Погребен о. Феодор был на шестые сутки после изгнания красных и занятия села чехословаками.
Священник
Константин Машанов служил в тюремной церкви города Ялуторовска и преподавал Закон Божий в городской гимназии. Ему было около семидесяти лет. В сентябре 1919 года за чтение послания Патриарха Тихона он был расстрелян в конюшне при Тюменской Губчека.
После закрытия Михайловского монастыря (неподалеку от Тобольска) монах этого монастыря
Симеон поселился в лесу. Однажды он отправился в город на поиски продуктов. Прошел он через село Соколовка, но до города не дошел — был зверски убит. Власти распорядились бросить его тело у дороги и запретили хоронить.
Священник о.
Анатолий села Заводо-Успенского Тюменского уезда. Во время гражданской войны был полковым священником в Сибирской армии. Расстрелян красноармейцами по обвинению в монархизме.
Диакон Захарьевской церкви города Тобольска
Александр Невский расстрелян в Губчека города Тюмени летом 1921 года по обвинению в монархизме.
В 1921 году священника села Викулова о.
Николая безбожники сбросили с колокольни. Тогда же в селе Черном были арестованы два священника — увезены и замучены.
Священник села Введенского Курганского уезда о.
Николай Тихомиров убит в 1921 году.
Священник
Алексей Воскресенский. Окончил Тверскую Духовную семинарию. Был рукоположен в сан священника ко храму села Чашинского Курганского уезда, где прослужил более тридцати лет. Его заботами был украшен храм и организован прекрасный хор, открыто несколько школ. Он не оставлял ни одного богослужения без проповеди и неопустительно вел внебогослужебные беседы.
Отец Алексей пользовался большим авторитетом и уважением среди духовенства благочиния. Во время гражданской войны по обстоятельствам времени о. Алексей около года прожил в Томске вдали от прихода и затем вернулся домой. Вскоре вспыхнуло крестьянское восстание, которое жестоко подавили большевики. В марте 1921 года красные зарубили о. Алексея в его собственном доме.
Священник
Виктор Низковский. Когда-то был псаломщиком Чашинской церкви у о. Алексея Воскресенского. Был рукоположен в сан священника к одному из храмов Курганского уезда. Убит большевиками во время подавления крестьянского восстания в 1921 году.
Священник
Владимир Селивановский. Родом из Вятской губернии. Был рукоположен в сан священника к церкви села Камышевка Ялуторовского уезда. Во время отступления с Урала Сибирской армии он решил никуда не бежать, вверив себя воле Божией. В 1920 году он был арестован красными и приговорен к тюремному заключению «до конца гражданской войны». В конце года был освобожден и уехал в Камышевку. В феврале 1921 года при подавлении крестьянского восстания о. Владимир был расстрелян большевиками.
Священник
Иоанн Снегирев служил в храме села Усть-Ламенского Ишимского уезда. Убит большевиками при подавлении крестьянского восстания в 1921 году. Из страха перед красными никто из крестьян не оказал помощь жене священника при погребении мученика, кроме церковного сторожа.
Священник
Николай Марсов убит в 1921 году.
Священник тобольской кладбищенской церкви
Николай Вридьев. Когда-то был фельдшером. После революции стал начальником Тобольской красной милиции. В православие обратился от иудаизма. Отказавшись от должности начальника милиции, стал священником и был расстрелян большевиками в 1922 году.
Священник села Куларово о.
Владимир был арестован в 1928 году; по всей видимости, сразу же после ареста расстрелян. Отец Владимир был высокого роста, бороду и волосы имел долгие, светской одежды никогда не носил. Через некоторое время после его ареста была арестована монахиня
Иоанна, которая жила в церковной сторожке, принимала приезжих и убирала храм.
Схимонах
Иаков был выслан из Ново-Афонского монастыря в Тобольск и здесь скончался.
Священник
Николай Александрович Греченин родился в 1872 году. По окончании Тобольской семинарии был рукоположен в сан священника и служил в храмах Тобольской епархии — в селе Елань, в селе Бронниково и в Тобольске. В 1937 году он был арестован, 10 октября приговорен Тройкой НКВД к расстрелу и расстрелян.
Священник
Константин Александрович Ленков служил в храме села Новопокровка в Северном Казахстане. В 1924 году он был переведен в храм села Верх-Суерского Курганской области. Летом 1931 года власти арестовали о. Константина, обвинив его «в нарушении общественного порядка», выражавшегося в том, что священником и прихожанами в Великую Субботу был совершен крестный ход. И хотя храм находился в стороне от села и крестный ход был внутри церковной ограды, о. Константина приговорили к четырем годам заключения. После ареста священника храм был закрыт и впоследствии разрушен.
После освобождения о. Константин в одной из деревень своего прихода обустроил в небольшой часовенке храм и начал служить. Власти запретили священнику служить, и он обратился к Тобольскому епископу с просьбой предоставить ему какое-нибудь место. Епископ направил его временно послужить регентом в один из храмов Тюмени. 8 июля 1937 года о. Константин был арестован. Его обвинили в том, что он под видом набора в церковный хор создавал антисоветскую группу. 12 октября 1937 года о. Константин был расстрелян вместе с тридцатью шестью прихожанами.
Священник
Григорий Иванов служил в городе Алатыре. Был арестован и долгие годы провел в заключении, здесь он смертельно заболел туберкулезом и был сослан в Тобольск умирать. Приехал он в Тобольск осенью и долго скитался, потому что никто не брал его на квартиру, боясь заразиться. Взяла его к себе
Наталья Ивановна Дергач. «Господь не даст мне от него заразиться, потому что он — страдалец», — говорила она; больной священник пролежал у нее всю зиму и умер весной в Великий Четверг 1942 года. За несколько часов до его смерти в дом пришел представитель НКВД и сказал:
— Я вашего ссыльного пришел проведать.
— Он уже отходит, — ответила Наталья Ивановна. Похоронили о. Григория на следующий день рядом с храмом.
Блаженный
Виктор Иванович был сыном знатных родителей, которые любили его и оберегали от вредного влияния мира.
В Тобольске почитался за прозорливость. Перед войной бегал по городу и кричал: «Ой, небо красное, кровью заливается, кровью заливается».Дети дразнили его, взрослые смеялись над ним, особенно церковные певчие, видя, как он, молясь в соборе, до крови разбивает лоб о чугунный пол.В сороковых годах его забрали в дом инвалидов, где он и умер.
ПРИМЕЧАНИЯ
(В примечаниях указаны имена лишь основных свидетелей,их вдвое-трое меньше тех, кто рассказывал о мучениках.
Даны имена этих людей, чтобы молились о них.)
[*1]
Наталья Дергач, Татьяна Коровина, Марина М., Елена П., Александр Ленков, Сергей Мануйлов.Протопресвитер М. Польский. Новые мученики Российские. Джорданвилл, 1949. Т. 1, с. 212, 213. 1957, т. 2, с. 231, 232, 310, 311.
Иеромонах Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2. - Тверь: "Булат" , 1996 год, стр. 176-179.
© Иеромонах Дамаскин (Орловский), 1995
© Издательство "Булат", Тверь, 1995.
Спасибо, Светлана. Это рака с мощами святителя Иоанна Тобольского