Братья Масловские
Судьбы: Василий Венедиктович, Филипп Венедиктович, Петр Венедиктович и их потомки. Пензенская губерния.
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1488 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1058 | Наверх ##
27 апреля 2023 12:56 №3.
© Савин Олег Михайлович. Императоры и губернаторы / Страницы истории пензенского края.– Пенза, 2006 г.,– 432 с., с ил.
Книга Олега Савина, созданная на основе архивных документов и редких печатных источников, обстоятельно, на широком социальном фоне, повествует о дореволюционной административной власти губернии: воеводах, губернаторах и вице-губернаторах, представителях родового российского дворянства и земского движения, главах местной епархии, их роли в развитии пензенского края. В отдельных главах автор рассказывает о посещении Пензы и губернии императорами, другими особами Царствующего Дома, лицами, известными всей России.
Стр. 278-279.
«… Обратный путь цесаревич Николай совершил "сухим путём", во Владивостоке присутствовал при открытии работ Сибирской железной дороги, "собственноручно свёз на полотно её тачку земли"; при нём происходила закладка дока и памятника адмиралу Г. И. Невельскому. В Хабаровске в присутствии наследника открыли памятник русскому государственному деятелю Н. Н. Муравьеву-Амурскому, почётному члену Академии наук, генерал-губернатору Восточной Сибири. В Томске Николай Александрович посетил библиотеку и университет, в Омске участвовал в закладке Соборного храма во имя Вознесения Господня, посетил Верхне-Уральск и Оренбург. 2 августа, проездом, он остановился в Пензе. А первая остановка на территории нынешней Пензенской области состоялась на станции Кузнецк, где поезд наследника цесаревича встречали представители дворянства Саратовской губернии, преподнесли ему икону святого, чудотворца Николая, богато украшенную мозаикой.
На пензенском вокзале преосвященный Митрофан от лица духовенства преподнес дорогому гостю икону Казанской Божией Матери (список с этой древней чудотворной иконы находился в кафедральном соборе). Вручая "дорогую и чтимую святыню", епископ сказал: "Этою иконою благословил первых граждан города благочестивый государь царь Алексей Михайлович… С этою иконою тесно связано и основание, и неоднократное спасение города от погромов ногайских и от пугачевского разорения. Пред этою иконою молились предместники и предки наши о себе и о благочестивых царях своих…"
Митрофан просил "соблаговолить принять святую икону Казанской Божией Матери, так чтимой в этом граде и во всем этом крае. Да сопутствует Вам Заступница Усердная во всех путях Вашей жизни и да дарует Вам все полезное на радость царю-батюшке, на славу и счастие Русиматушки".
После представления депутаций и кратковременного чаепития в зале вокзала наследник престола ненадолго вышел к жителям Пензы, которые заполнили обширную Ярмарочную площадь, а затем возвратился в зал, где удостоил беседою преосвященного Митрофана. При этой встрече присутствовали: архимадрит Спасо-Преображенского монастыря Кирилл, кафедральный протоиерей Стефан Масловский, ключарь кафедрального собора протоиерей Михаил Знаменский и благочинный церквей г. Пензы протоиерей Федор Быстров».
--- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1488 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1058 | Наверх ##
17 февраля 8:34 №4.Состоялась презентация книги о Спасском кафедральном соборе 14 июня 2023 года в Духовно-просветительском центре «Спас» состоялась презентация книги диакона Евгения Петровича Белохвостикова и кандидата культурологии, краеведа Ларисы Викторовны Рассказовой «Спасский кафедральный собор». Представленное издание (альбомный формат, объем 872 страницы) посвящено истории главного храма Пензы и рассказывает о пяти зданиях собора, их строительстве, святынях, традициях, знаменательных событиях и людях, вершивших историю Первохрама. Полная история Спасского собора была издана впервые. В основу труда легли документы из архивов Пензы, Тамбова, Самары, Российского государственного исторического архива, Российского государственного архива древних актов, периодической печати, воспоминания современников и участников событий. В книге — 1256 сносок на первоисточники. В качестве приложения приведены полный список дореволюционных клириков собора (их свыше 250) с биографическими справками и список жертвователей, внесших вклад в возрождение Первохрама в наши дни. Всего в тексте упомянуто свыше 8 000 персоналий, которых, благодаря именному указателю, легко найти. Издание богато иллюстрировано фотографиями, рисунками и картинами, документами, многие из которых публикуются впервые. Всего в книге — свыше тысячи иллюстраций. Первые 50 экземпляров этого издания вышли в свет в 2022 году. Их преподнесли Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и почетным гостям, приглашенным на освящение Спасского кафедрального собора. Издание 2023 года выпущено крупным тиражом и стало более полным – сюда включены фотографии освящения Спасского собора, добавлена информация о воссозданной церкви-усыпальнице во имя святых мучеников Евлампия и Евлампии Никомидийских. Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим выразил признательность творческому коллективу, принимавшему участие в создании книги. «Этот долгожданный труд стал добротным историческим исследованием судьбы не только Спасского собора, но и духовенства Пензенской епархии в целом. Здесь говорится о всех настоятелях собора с момента его создания, о тех архиереях, которые служили в этом храме со времени образования епархии, особенно о тех, которые были захоронены в соборе. В этой книге история Первохрама тесно переплетается со всей историей нашего города, поскольку история собора немыслима без истории Пензы. Все события, которые оставили значимый след в истории нашего города, нашли отражение на страницах этой книги. Издание получилось очень солидным и, к сожалению, очень дорогим. Понимая, что оно будет не всем по карману, мы прежде всего передадим этот труд в библиотеки, чтобы он был доступен людям, – сказал глава Пензенской митрополии. – Я благодарен диакону Евгению Белохвостикову и всей команде, хорошо потрудившейся над этим изданием. На протяжении последних лет отец Евгений очень успешно работает над своими исследованиями по разным направлениям, и я хотел бы пожелать ему успехов и в дальнейшем». Краткое описание основных разделов книги дал соавтор издания диакон Евгений Белохвостиков: «Книга рассказывает об истории всех пяти зданий Спасского собора, начиная с основания Пензы в 1663 году. И хотя о первых трех зданиях собора известно очень мало, нам удалось реконструировать часть архитектурных планов, узнать, какими храмы были по размеру, обозначить, кто там служил, рассказать о духовенстве главного храма Пензы, его прихожанах и традициях. Очень радостно, что теперь информация о повседневной жизни собора стала доступной для широкого круга читателей». Кандидат культурологии, краевед, соавтор книги «Спасский кафедральный собор» Лариса Рассказова изложила интересные факты из истории храма, которые удалось обнаружить, о его жертвователях, советском периоде и выразила благодарность митрополиту Серафиму и всем, оказавшим поддержку при написании книги. «Работая над книгой, мы сравнивали разные архивные документы, и в разделе «Примечания» объяснили, как сопоставлять возникающие расхождения, — сказала Лариса Викторовна. — Если мы ссылаемся на чьи-то воспоминания, то в примечаниях оговариваем, чьи они, насколько можно этому человеку доверять, есть ли противоречащие ему свидетельства и факты». Затем Его Высокопреосвященство подарил экземпляры книги тем, кто принимал участие в ее создании. Татьяна Васильевна Логинова, выполнившая корректуру издания, подчеркнула, что прочла все главы, как увлекательную историю, которая принесла ей много открытий о людях, связанных с собором. «Я рада, что оказалась причастной к созданию этой очень важной для города книги, — сказала дизайнер Елена Кузнецова. — Издание действительно очень большое и основательное. Авторы постарались, чтобы содержание было интересным, а я постаралась, чтобы книгу было приятно держать в руках и читать». Генеральный директор ООО «Гражданпроект» Юрий Евгеньевич Шляхин рассказал о том, как создавался проект собора и начиналось строительство здания: «Спасибо авторскому коллективу за труд, у каждого из нас по-своему складывались отношения с собором. У меня они сложились, когда его строительство было только мечтой, в которую мало кто верил. Очень рад, что Господь сподобил наш коллектив поучаствовать в этом благом деле». Затем Высокопреосвященный владыка вручил экземпляр книги Игорю Сергеевичу Шишкину – краеведу и коллекционеру, передавшему авторам дореволюционные фотографии собора, и Сергею Юрьевичу Пономареву – заслуженному работнику культуры РФ, радиожурналисту, фотографу, который предоставил красивейшие виды собора разных лет, снятые с разных точек Пензы. Еще один экземпляр был передан директору ГТРК «Пенза» Оксане Валерьевне Чубарь. Уникальные архивные материалы гостелерадиокомпании использовались в ходе работы над книгой. Экземпляры издания также получили гимназия святителя Иннокентия Пензенского, Пензенский государственный краеведческий музей, Пензенский литературный музей, музей В.О. Ключевского, Государственный архив Пензенской области, библиотека имени М.Ю. Лермонтова, Центральная городская публичная библиотека имени В. Г. Белинского, Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого. Приобрести книгу можно в церковной лавке Спасского кафедрального собора. Источник: https://xn----7sbbracknn1actjp...%81%D1%81/*** 7 декабря 2024 года. В Пензе открыли мемориальную доску, посвященную настоятелям Спасского кафедрального собора Ее разместили на стене цокольного этажа Евлампиевской церкви-усыпальницы, где покоятся останки архиереев. Здесь же — и фрагменты фундамента стен Спасского кафедрального собора. Место буквально возвращает в духовное прошлое. На мемориальную доску занесены имена 18 настоятелей храма, служивших в период с 1663 по 1918 годы. Чин освящения совершит митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим. Подробнее об этом – в репортаже. Источник: https://tv-express.ru/sobitiya...ogo-sobora*** 15 по счету настоятель Спасского собора - Стефан Васильевич Масловский«…По-прежнему ли Ст[епан] Вас[ильевич] своим мягким, женственным, полным симпатии, хотя немножко гнусящим голоском поведает своим неблагодарным, да, неблагодарным, слушателям тайны откровения? Несравненный человек, который больше и жарче всех желал нам добра, меньше всех делал зла или, лучше сказать, вовсе его не делал и которого, однако ж, меньше всех ценили и понимали и, вероятно, ценят и понимают до сих пор! Тихая, безобидная душа! Возмутительно, безнравственно в высшей степени бросить грязью в такого человека. Привет ему от всей души!» Из письма В.О. Ключевского П.П. Гвоздеву. Москва, 3 сентября 1861 г.Степан Васильевич Масловский — преподаватель психологии, патрологии и латинского языка в Пензенской духовной семинарии, впоследствии кафедральный протоиерей. Был любимым преподавателем в семинарии. Одним из первых заметил одаренность Ключевского и всегда поощрял его.
       --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1488 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1058 | №5 Филипп Венедиктович Масловский, дьячок, диакон с 1837 года (1813 - 1874 ),
Послужной список1832 год: исключен из высшего отделения Нижнеломовского Духовного училища; 1832, 15 октября: определен с посвящением в стихарь во дьячка в село Виляйки Наровчатского уезда; 1834, 13 февраля: перемещен пономарем в село Масловку Наровчатского уезда; 1837, 6 августа: Преосвященным Амвросием Епископом Пензенским рукоположен в село Рузаново в диакона; 1842, 12 мая: указом ПДК перемещен в с. Ростовка Нижнеломовского уезда. Семья. Жена: Акулина Николаевна, ок. 1815 г.р. Дети: Степан, Лев, Анна. Источники: ГАПО. Ф.182, оп.1, д.1725.- КВ 1862 года с. Ростовка Нижнеломовского уезда. ПЕВ. 1874. №18. Стр. 442. --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1488 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1058 | №6.Лев Филиппович Масловский, дьячок В 1862 году определен исправляющим дьяческую должность при Введенском храме села Низовка Нижнеломовского уезда. Чуть позднее, в 1867 году согласно сведениям, опубликованным в «Пензенских епархиальных ведомостях», стало известно, что 2-го Августа «…Дьячки: с. Низовки, Нижеломовскаго у., Лев Масловский и заштат. г. Верхнего Ломова соборной церкви Феофан Венков перемещены один на место другого». Если спустя пятнадцать лет Лев Филиппович все еще оставался дьячком, то можно предположить, что не получил он семинарского образования. Источники: ГАПО. Ф.182. Оп.1. Д.1725. Лл.294-297. - 1862 г. КВ. с. Ростовка Нижнеломовского уезда; ПЕВ. 1867. №17. С. 279. Часть оф. Постскриптум. Отец и сын служили в храмах сел Ростовка и Низовка, которые относились к одному благочинническому округу, ибо расстояние между ними не превышало 16 верст. Владельцами этих поселений были представители знатных фамилий русского дворянства: Головины, Нарышкины и Долгоруковы --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1488 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1058 | №7
Анна Филипповна Масловская, в замужестве Ландышева. В 1862 году выдана замуж за писца Митрофана Ландышева.
Источник: ГАПО. Ф.182. Оп.1. Д.1725. Лл.294-297. - 1862 г. КВ. с. Ростовка Нижнеломовского уезда. --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1488 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1058 | №8.Стефан Филиппович Масловский священник в селах Смольково и Анненково Саранского уезда (1834 - 12.04.1889), Родился в семье диакона Филиппа Венедиктовича Масловского. Окончил полный курс обучения в 1856 году с аттестатом 2-го разряда Послужной список1859, 1 сентября: Преосвященнейшим Варлаамом, Епископом Пензенским и Саранским, рукоположен во священника к церкви Тихвинской Божией Матери с. Смольково Саранского уезда. 1880, 26 июня: сгорел дом со всем скарбом. Из-за отсутствия средств для постройки нового был вынужден перевестись в иной приход с наличием церковного дома. 1880, 6 сентября: перемещен к Скорбященской церкви села Анненково Саранского уезда. 1884 год: состоял гласным от землевладельцев в Саранском Уездном Земском Собрании. 1889, 12 апреля: скончался от чахотки. Погребение совершали села Ромоданова Священник Серафим Любимов и села Салма Священник Захарий Снежницкий в церковной ограде. Награды1861 год: объявлена благодарность Епархиального начальства за увеличение церковных доходов. 1868 год: объявлена благодарность Епархиального начальства за усердное проповедание Слова Божия и сочинение проповедей. .1882, 15 сентября: награжден набедренником. 1885,11 ноября: объявлена признательность Епархиального начальства и Архипастырское благословение за особое усердие по благоукрашению приходского храма. 1889, 9 апреля: Всемилостивейше удостоен награды скуфьею, Высочайше жалуемой, за службу по епархиальному ведомству: Семья. Жена – Мария Петровна, ок. 1841 г.р. Дети: Василий, Мария, Николай, Александра, Петр, Алексей, Анастасия. Источники: ГАПО. Ф.182. Оп.1. Д. 2349. Лл. – 310-314об.- 1885. КВ по селу Анненково Саранского уезда. Адрес-Календарь Пезенской губернии за 1884 год. Стр. 93.; ПЕВ. 1878. № 14. С.2. Часть оф.; ПЕВ. 1883. № 17. С.3. Часть оф.; ПЕВ. 1889. №10. С.4. Часть офиц.; ПЕВ. 1889. № 15. С. 18 – 21. Часть неоф. Некролог. ЦГА РМ. Ф.57, оп.3, д.107, Лл.45об-46. – 1889. МК села Анненкова Саранского уезда; ЦГА РМ. Ф.57, оп.6, д.466, Лл.461об.-462. – 1863. МК села Смольково Саранского уезда; ЦГА РМ. Ф.57, оп.2, д.9, Лл.588об.-589. – 1867. МК села Смольково Саранского уезда; --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1488 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1058 | №9.Эпизоды. С. Ф. МасловскийГалина МагницкаяО, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. А.С. Пушкин Масловский Стефан Филиппович (ок. 1834 – 12.04.1889) Стефан Филиппович Масловский, как и большинство его сородичей, относился к духовному сословию, служившему преимущественно в пределах Пензенской губернии. В середине XIX века три носителя этой фамилии обосновались в Саранской уезде. Первым прибыл Василий Илларионович, рукоположенный во священника в 1856 году к церкви во имя св. и чудотворца Николая села Большие Ремезенки. За ним последовал Стефан Филиппович, который в 1859 году получил место при храме Тихвинской Божией Матери села Смольково. Третьим оказался Алексей Илларионович, начавший свой пастырский путь в 1861 году при Троицком храме уездного города Саранска. И если Василий и Алексей Илларионовичи были родными братьями, то Стефан Филиппович доводился им двоюродным братом. Родился Стефан Филиппович в семье диакона около 1834 года. Доподлинно известно, что в 1856 году завершил он полный курс обучения в Пензенской духовной семинарии (ПДС). Особыми успехами не отличался, поскольку был выпущен по второму разряду и 38 по счету по успеваемости. Всего же в этот год стены семинарии покинуло 98 выпускников. Спустя три года был рукоположен он во священника к церкви села Смольково. О жене его известно мало, пожалуй, только ее имя – Мария Петровна. В новолетье, в сентябре месяце 1859 года семья открыла первую страницу в совместной книге своей жизни. Скромный приход достался молодому священнику. Согласно сведениям 1864 года насчитывалось в селе всего 20 дворов, в которых проживали 78 лиц мужского и 73 – женского пола. Находилось оно в 26 верстах от Саранска и располагалось по левую сторону тракта, шедшего из этого уездного города в соседнюю Нижегородскую губернию. Возникло оно в середине XVII века и получило название от первых владельцев земли, служилых людей Атемарской засечной черты Смольковых. В некоторых источниках обозначено оно как Смальково и иногда именовалось по названию церкви Богородицким. Далее владели селом разные помещики, но в историческое полотно прочно вплелась фамилия Бахметьевых. Широко известен романс «Средь шумного бала». Музыку на стихи А.К. Толстого написал П.И. Чайковский уже после смерти автора. Особенно поражают заключительные строки: Люблю ли тебя - я не знаю, Но кажется мне, что люблю! Эта стихотворная баллада написана в 1851 году, вскоре после знакомства Толстого с будущей женой – Софьей Андреевной Бахметьевой, в первом замужестве Миллер. Появилась она на свет в 1827 году в селе Смольково. Судя по их переписке, Алексей Константинович несколько раз посещал это село. О своих первых впечатлениях граф Толстой писал в том же году: «…если это будет повторяться я только еще сильнее стану жалеть о жизни в Смалькове, для которой я, в сущности, как будто создан». Женщиной сложной судьбы оказалась его избранница. Однако, несмотря на множество препон к их воссоединению, Толстой был окрылен. В 1855 году в письме из Петербурга вновь упоминается это село: «Я не заметил зимы, ни дряной погоды, мне казалось, что была весна! Я вывез из Смалькова впечатление зелени и счастья!». Всего за два года до того, как Стефан Филиппович обосновался в Смольково, родной брат Софьи Андреевны, Петр Андреевич Бахметьев был вынужден продать родовое имение из-за непомерных долгов. Однако крестьяне надолго сохранили память о бывших помещиках и их госте. Несмотря на малость села, церковь в нем стояла знатная, каменная с двумя теплыми приделами. Считается, что была возведена она в 1810 году Бахметьевыми. 1860-е годы Проза жизни отца Стефана оказалась наполненной не только пастырским служением, но и крестьянским трудом. Для содержания увеличивавшегося семейства одних церковных доходов явно не хватало. Материальное содержание причта сельских церквей, как правило, было скромным. Доход храма делился на всех членов клира. Из-за небольшого прихода причта было положено всего два человека; по записям в метрической книге видно, что служили в те годы священник и дьячок. Батюшка вынужден был работать в поле наравне со своей паствой. Земли пахотной при церкви было достаточно, 33 десятины. Далеко не все складывалось гладко. Велика оказывалась смертность, особенно детей. В метрической книге за 1863 год сделана запись, что у приходского священника Стефана Масловского скончался от коклюша сын Василий, которому было всего 9 месяцев. Такое горе весьма часто повторялось в семьях духовенства. Каждая утрата оставляла надолго саднящую рану в сердцах родителей. На приходских кладбищах и в церковных оградах рядом располагались холмики и кресты, возведенные над могилами почивших. И вновь появлялись дети… По всей видимости, рядом не было близких родственников, поскольку восприемниками выступало, как правило, духовенство соседних сел. Так, в марте месяце 8 числа этого же года родилась и спустя четыре дня была крещена девочка, получившая имя Мария. Крестными родителями записаны «Коллежский Ассесор Алексей Семенов Чулков и из рядом находившегося села Евлашева «Священника Петра Пламеневского жена Софья Васильева», которая в это время сама уже ожидала ребенка. Крестили новорожденную сам о. Петр Пламеневский с дьячком Покровским. Спустя три месяца, 10 июня 1867 года у «приходского священника Петра Львова Пламеневского и его законной жены Софьи Васильевой» родился сын Иоанн. Крестным отцом был «города Саранска Спасского Собора Священник Василий Иванов Разумовский». Случайно он оказался в Евлашеве или специально прибыл на это торжество? Крестили младенца села Богородицкого Священник Петр Ландышев с дьячком Федором Тихоновым и пономарем Михаилом Добронравовым. Недолгой оказалась жизнь Иоанна; скончался он, спустя два месяца «от колик» и был погребен в церковной ограде. Дружно жили между собой священник и меняющиеся дьячки. И все благодаря незлобивому характеру о. Стефана. Так, в ноябре месяце 1867 года 8 числа родился «у дьячка Ивана Васильева Петрова и его законной жены Настасьи Ивановой» сын Иван. Восприемницей вместе с «вышедшим из крепостной зависимости дворовым человеком Василием Мироновым Поповым» выступала «приходского священника жена Мария Петрова Масловская». 1870-е годы Жизнь шла своим чередом, и только стремительно бежало время. В 1878 году уже на III курсе Пензенской духовной семинарии (ПДС) обучался сын Николай. Строгих правил придерживалось руководство семинарии. В Духовную Консисторию (ДК) были отправлены сведения о том, что после Пасхи не все ученики во время явились на занятия. Среди списка опоздавших на один день упоминается и Николай, как сын священника Стефана Масловского из села Смалькова саранского уезда. Отцы 23 учеников должны были заплатить штраф. А далее последовал приказ: «Чрезъ Епархіальныя Ведомости предписать благочиннымъ, согласно постановленію Пензенскаго Епархіальнаго Начальства, состоявшемуся 3-го ноября 1877 г,, взыскать съ родителей и родственниковъ за каждый просроченный день съ церковно-служителей по 50 копеекъ, съ діаконовъ по одному (1) рублю и съ священниковъ по одному рублю пятидесяти (1 р. 50) коп;екъ,— и доставить взысканныя деньги прямо отъ себя въ Пензенское Епархіальное Женское Училище». С одной стороны такие строгости приучали к порядку будущих священников, а с другой - пополняли казну. Путь от села до губернского города был не близкий и составлял 147 верст по весенней распутице, что конечно в расчет не принималось. Следует отметить, что одновременно с Николаем в этом же классе учились Степан и Владимир Масловские. Все трое переводились в следующий класс и завершили полный курс обучения в 1881 году: Николай по первому, а Степан и Владимир по второму разряду. Владимир был сыном Константина Илларионовича Масловского, служившего священником в селе Вяземка Керенского уезда. Степан – сын священника Ивана Масловского из села Ушенка того же Керенского уезда. К сожалению, о дальнейшей судьбе Петра Степановича ничего не известно. В первом классе за этот же 1878 год по третьему разряду записан Алексей Масловский, а среди зачисленных в первый класс семинарии - Иван Масловский. Однако оба они не значатся в числе окончивших полный семинарский курс. Не все могли преодолеть шестилетний барьер обучения и не только из-за своего нерадения, но и материального положения семьи. 1880-е годы 1882 год оказался тяжелым для Стефана Филипповича. Во время пожара сгорел дом со всем находящимся в нем имуществом. Не был он застрахован. Не имелось и средств для возведения нового. Остро встал вопрос о необходимости перемещения в новый приход, где имелся бы свободный церковный дом. Долго размышлял о. Стефан над сложившимися обстоятельствами. Прослужил он в Смольково более 20 лет. Прихожане относились к нему с большим почтением. Настораживала его неизвестность – как сложатся отношения с иным причтом и паствой? Однако под давлением близких решился Стефан Филиппович на такой шаг. Вскоре семья перебралась в село Анненково, основанное в середине XVII века атемарскими служилыми дворянами Анненковыми. Расположилось оно возле проселочного тракта, ведущего из Саранска, до которого было 20 верст, в Лукояновский уезд Нижегородской губернии. Хотя, скорее всего, именно дорога прошла через большое село. В отличие от Смолькова, стояло оно на реке Инсаре, и было значительно больше. Насчитывалось в нем на 1864 год 144 двора, а общее число жителей составляло 627 человек. Первая деревянная Спасская церковь тщанием помещиков была срублена в конце XVII века и дала второе название селу - Спасское. Каменный храм во имя Скорбященской Божией Матери с теплым приделом Спаса Нерукотворного сложен был позднее, в 1776 году. И только во время службы в Анненкове, в возрасте, приближающемся к 50-летнему рубежу, получил Масловский епархиальные награды. Так, 1883 году пожалован был ему набедренник, а спустя 6 лет за службу по епархиальному ведомству – скуфья. Очевидно, под влиянием саранского Масловского решил Стефан Филиппович открыть в селе церковно-приходскую школу, даже соглашался безвозмездно обучать Закону Божиему, но не удалось убедить местных жителей. Дело заключалось в том, что в Анненкове было шесть разных обществ, во главе которых стояли старосты, но привести их к полному соглашению оказалось невозможным. Считалась каждая копейка. Несмотря на большую занятость церковными делами и полевыми работами, находил Стефан Филиппович время для чтения книг. Был он не особенно разговорчивым человеком, но если затрагивались волновавшие его вопросы, то превращался в интересного собеседника. Землевладельцы оказали ему честь, и в 1883 году был он избран гласным при Уездном Земском Собрании. Приходилось теперь о. Стефану чаще бывать в Саранске. С этого времени общение между двумя Масловскими стало более тесным. Летом 1885 года выдавал Алексей Иларионович свою старшую дочь Ольгу замуж за священника Алексея Алексеевича Орловского. На этом торжестве присутствовал в Троицкой церкви и Стефан Филиппович как поручитель со стороны невесты. Дни последние Не отличался отец Стефан крепким здоровьем. Однако не мог оставить крестьянский труд. Во время сенокоса напился батюшка холодной воды и уже не смог справиться с болезнью, которая исподволь давно его подтачивала. Последняя подпись в метрической книге по селу Анненкова была поставлена им 29 февраля 1889 года. Осознавал он, что наступают последние дни его земного бытия, удивляясь при этом, что смог исполнять свой пастырский долг 30 лет – «по своему слабому здоровью, по трудам, которые я понес, я не чаял прожить столько», говорил он навещавшим его друзьям. По рассказам близких, стал он постепенно готовиться к смерти и просил «соседних священников особоровать его, приобщить св. Таин, что они и сделали». Исповедовал и причащал Стефана Филипповича священник села Саморукова Василий Ципровский. Еще в 1883 году был утвержден он духовником 3-го саранского благочиннического округа, к которому относилось село Анненково. Скончался Стефан Филиппович вскоре после Пасхи, 12 апреля 1889 года (по ст. ст.). Причина смерти звучала лаконично – чахотка. Участь погребения выпала на долю священников из соседних сел – Серафима Константиновича Любимова из Ромоданова, который в 1885 году был рукоположен к церкви этого села и Захария Константиновича Снежницкого из села Салмы, в которое был он переведен по собственному прошению еще в 1871 году. Помогал им местный причт в лице диакона Михаила Троянова и псаломщика Александра Смирнова. Вскоре диакон Михаил Троянов также покинул этот мир. В январе 1892 года был он «за смертию» исключен из списков духовенства Пензенской губернии. Похоронили С.Ф. Масловского в церковной ограде. Недалеко от него ранее нашли упокоение помещики, владевшие селом. В 1813 году был погребен прапорщик лейб-гвардии Преображенского полка Александр Васильевич Анненский, проживший 72 года. В 1845 году по соседству оказался Действительный статский советник и кавалер ордена св. Анны 2-й степени с алмазными украшениями Гавриил Александрович Анненский в возрасте 59 лет. Так распорядилась судьба… Через месяц в Пензенских епархиальных ведомостях был напечатан некролог на смерть С.Ф. Масловского, под которым стояла подпись – свящ. А.М. Вероятнее всего, что написал его Алексей Иларионович Масловский. Очевидно, не хотел он подчеркивать свое родство. Однако очень похож стиль изложения с обязательным упоминанием бескорыстного пастырского служения, трудолюбия и сложного материального положения семьи, свойственный иным некрологам, написанным Масловским. Кроме того, обязательно отмечались некоторые особенности быта, чтобы подчеркнуть свою несомненную близость к семье почившего. В данном случае он написал: «О. Стефанъ велъ жизнь весьма трудовую, изыскивая изъ хозяйства средства къ своему пропитанію. Приходъ Смалькова могъ дать ему не более 200 р. въ годъ, а ему нужно было, чтобы прожить съ семействомъ, изъ котораго трое были въ духовныхъ училищахъ, не меп;е 600 р.— 700 р. Вотъ онъ и умудрялся достать недостающіе 500 р. изь земли». И еще раз необходимо обратиться к личности Алексея Илларионовича Масловского. Так, в Клировых ведомостях начиная с 1889 года появилась запись следующего содержания: «1889 года Июня 12 дня по указу Консистории определен опекуном над малолетними детьми Священника Стефана Масловского». Данный факт подтверждает наличие дружеских отношений между братьями. Большая ответственность ложилась на Алексея Илларионовича, принявшего на себя заботу о малых детях почившего пастыря. Однако через три года и он отправился в мир иной. Многое еще осталось за пределами познанного... --- 2 ноября 2021 года, вторник. © Copyright: Галина Магницкая, 2022 Свидетельство о публикации №222100900394 --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
Leontiya ИЩЕМ В АРХИВАХ, БИБЛИОТЕКАХ ПЕТЕРБУРГА Сообщений: 8503 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 8676 | РГИА
Шифр Ф. 796 Оп. 164 Д. 672 Заголовок По прошению священника Пензенской епархии Масловского о разрешении выдать сыну его, бывшему воспитаннику IV класса Пензенской семинарии Михаилу Масловскому новое увольнительное свидетельство с лучшей отметкой поведения Крайние даты 19 марта 1883 Шифр Ф. 796 Оп. 169 Д. 44 Заголовок По представлению преосвященного Пензенского о назначении протоирея С. Масловского штатным членом Пензенской духовной консистории. Крайние даты 8 марта 1888 г. Шифр Ф. 796 Оп. 179 Д. 714 Заголовок Об учреждении при Пензенской духовной семинарии стипендии имени кафедрального протоирея Стефана Масловского с пожертвов[аний] Пензенского епархиального духовенства. Крайние даты 12 августа 1898 г. Шифр Ф. 796 Оп. 438 Д. 246 Заголовок Формулярный список о службе чина духовного ведомства Масловского Стефана Васильевича, протоиерея, ректора Пензенской духовной семинарии Крайние даты 20 сентября 1875 г.- 21 сентября 1887 г. | | Лайк (1) |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1488 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1058 | Наверх ##
19 июля 9:06 26 июля 21:37 №10Дети Стефана Филипповича Масловского Василий Стефанович Масловский. В Метрической книге за 1863 год сделана запись, что у приходского священника Стефана Масловского скончался от коклюша сын Василий в возрасте 9 месяцев. Источник: ЦГА РМ. Ф.57, оп.6, д.466, Лл.461об.-462. – 1863. МК села Смольково Саранского уезда.* Александра Степановна Масловская, ок. 1866 г.р., упоминается в КВ по месту службы отца в возрасте 19 лет. Г Источник: ГАПО. Ф.182. Оп.1. Д. 2349. Лл. – 310-314об.- 1885. КВ по селу Анненково Саранского уезда.* Мария Степановна Масловская, родилась 8 марта 1867 года. Восприемники при крещении «Коллежский Асессор Алексей Семенов Чулков, села Евлашева Священника Петра Пламеневского жена Софья Васильева». Источник: ЦГА РМ. Ф.57, оп.2, д.9, Лл.588об.-589. – 1867. МК села Смольково Саранского уезда.* .Николай Степанович Масловский, ок. 1869 г.р. Окончил ПДС в 1881 году по первому разряду (№ 7). Источник: [ГАПО. Ф.182. Оп.1. Д. 2349. Лл. – 310-314об.- 1885. КВ по селу Анненково Саранского уезда. ПЕВ. 1878. № 14. С.2. Часть офиц.
* Петр Степанович Масловский, ок.1871 г.р. В 1885 году обучался в 3-м классе Краснослободского Духовного училища. В 1892 – 1895 годах служил псаломщиком в селе Ромоданово Саранского уезда
Источник: ГАПО. Ф.182. Оп.1, Д. 2349. Лл. – 310-314об.- 1885. КВ по селу Анненково Саранского уезда. ЦГА РМ. Ф.57. Оп. 4, Д.162; Д. 295. * Алексей Степанович Масловский (1874 -? ).
В 1885 году обучался в 1-м классе Краснослободского ДУ. В 1895 году окончил ПДС с аттестатом 2-го разряда. В 1897 в ПЕВ была опубликована его статья «Старомихайловская приходская школа Саранского уезда (Её развитие и влияние на умственную и религиозную жизнь крестьян)». Состоял учителем в этом учебном заведении. Под его руководством с 3 ноября 1896 года в селе начали проводиться народные чтения, Затем, с 12 января 1897 года стали они дифференцированными, отдельно рассчитанными на мужчин и женщин. Сам он рассматривал вопросы из раздела географии. Чтения со временем получили известность даже в соседней Нижегородской губернии. Так, земский начальник А. Миллер, случайно оказавшийся в Михайловке и посетивший чтения, был удивлен «той пользою и тем впечатлением, какое оставляют чтения в народе». Об этом он рассказал в статье «Глухой уголок», размещенной на страницах «Пензенских губернских ведомостей». Об Алексее Степановиче Масловском, как одном из просветителей земли мордовской, рассказал В.Л. Житаев в книге, выделив для него, целую главу. Однако он должен был признать, что об этом подвижнике «мало известно в Мордовии… Предстоит большая работа по поиску документов о датах его жизни и месту рождения и смерти». К сожалению, и теперь только можно сказать о начале его жизненного пути. Родился он около 1874 года в селе Смольково Саранского уезда в семье священника Стефана Филипповича и жены его Марии Петровны Масловских.
Источник: ГАПО. Ф.182. Оп.1. Д. 2349. Лл. – 310-314об.- 1885. КВ по селу Анненково Саранского уезда. Просветители земли мордовской / В.Л. Житаев. – Саранск: НП «Ассоциация выпускников МГУ им. Н.П. Огарева», 2015. – 224 с . (стр. 22-32).
*
Анастасия Степановна Масловская, ок. 1875 г.р. В 1885 году обучалась в Саранской женской прогимназии.
Источник: ГАПО. Ф.182. Оп.1. Д. 2349. Лл. – 310-314об.- 1885. КВ по селу Анненково Саранского уезда.
*** Дополнение от 26.07.2025 года.
ЦГА РМ, Ф. 57. Оп. 2 Д. 19. Лл. 790об. – 791. Стр. 801. – МК села Смолькова Саранского уезда №16.
13/20 Июля 1868 года
Владимир.
Р.: Села Смолькова Священник Стефан Филиппов и законная жена его Мария Петрова
В. Села Смолькова Помещик Коллежский Регистратор Петр Андреев Бахметьев; города Саранска Троицкой церкви жена Священника Алексея Масловского Настасья Николаева Масловская
Кр. : Саранской Троицкой церкви Священник Алексей Масловский с Дьячком села Смолькова Василием Покровским.
В Клировой ведомости за 1885 год упоминаются только 4 детей: Александра, Петр, Алексей и Настасья. [ --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1488 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1058 | №11. Извилисты бывают судьбы людей. Так, Мария Петровна, жена священника Стефана Филипповича Масловского, пережила супруга на 27 лет. Скончалась она в 1916 году в Засечной Слободе Инсарского уезда Пензенской губернии в возрасте 82 лет «естественною смертию». В это время жива она в семье дочери Анастасии. Провожали ее в последний путь с почетом. Распоряжался похоронами зять священник Александр Михайлович Ксенократов. Погребали матушку благочинный Константин Виноградов, заштатный священник Федор Разсказов, священник Смирнов, диакон Василий Ксенократов и псаломщик Петр Брегетов. Нашла она упокоение в церковной ограде местного Михайло-Архангельского храма с приделом во имя апостола Иоанна Богослова. Достойны памяти и внимания жизнь священника Александра Михайловича и его супруги Анастасии Стефановны Ксенократовых. Сохранилось письмо воспитанника Пензенской Духовной семинарии Александра с предложением руки и сердца девице Масловской. Запечатлены молодые на фотографии. Приведены эти сведения внуком четы - Печерским Анатолием Вадимовичем. https://ru.openlist.wiki/%D0%9...%87_(1877)
  --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
|