Троицкая церковь, приписная Тихвинская
Уездный город Саранск: история храма, сведения о причте и прихожанах
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1027 | Наверх ##
2 апреля 2022 13:01 №1
Немного статистики.
Согласно архивному документу, в 1720 году в Саранске стояло 11 церквей. Духовенство было представлено 1 протопопом при Спасском соборе, 16 попами, 4 диаконами и 1 ключарем. Всего насчитывалось 22 человека. Самый большой состав клира (три попа и диакон) записан при церкви Иоанна Богослова. По всей видимости, к данному храму относилось наибольшее число прихожан. В таких церквях, как Успенская, Духосошественская, Троицкая и Предтеченская служило всего по одному священнику. И нигде не записаны причетники.
РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 2905. Лл. 74 – 90. - Росписи церковнослужителей Саранского уезда. 1720 год
Населенный пункт / Храм / Клир
Саранск
Троицкая поп Иван Иванов
К сожалению, не нашла достоверных сведений о числе населения города за этот и ближайшие годы. Едва ли превышало оно 2-3 тысячи. Можно предположить, что на один храм приходилось не более 200 прихожан.
--- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1027 | Наверх ##
2 апреля 2022 13:16 №2.
Попыталась составить список священников, служивших при саранском Троицком храме. Получился он весьма коротким. Надеюсь, что со временем смогу его пополнить.
№ п/п / Ф.И.О. / Годы службы
1. Иван Иванов, упоминается в 1720 году;
2. Александров Петр, ок. 1765 – 1815;
3. Малинин Михаил Егорович, 20.10.1815 – 10.07.1861;
4. Масловский Алексей Илларионович, 26.11.1861 – 25.08.1892;
5. Орловский Алексей Алексеевич, 05.11.1892 – 1903;
6. Геликонов Алексей Петрович, 12.03.1903 - ?. --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1027 | Наверх ##
2 апреля 2022 13:46 №3.ЦГА РМ. Фонд Р-175. Оп. Д.304. - Материалы о закрытии церквей 1937-38гг. На 329 листах. Согласно этому документу здание Троицкой церкви переходило во владение столярной мастерской артели имени Халтурина. *** Троицкая церковь в г. Саранске. Построена во имя Святой Живоначальной Троицы в 1700 г. по ходатайству местных казаков В. Михайлова и И. Кузьмина перед Патриархом Адрианом (1690). В 1778 г. к ней был пристроен придел во имя архистратига Михаила, в 1817 г. — во имя Божьей Матери Всех Скорбящих. В 1827 г. возле церкви поставлена деревянная часовня, в 1849 г. — каменная ограда с металлическими решётками. В 1887 г. при Троицкой церкви открылась первая в Саранске церковно-приходская школа. На средства купцов Кербицкого и В. И. Цинговатова была построена деревянная богадельня. Церковь владела 35 десятинами земли. Закрыта в 1931 г. В 1999 г. передана под подворье Санаксарского монастыря. Энциклопедия Мордовия, В. М. Борискин. http://www.mordovia.info/wiki/...0%B2%D1%8C --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1027 | Наверх ##
2 апреля 2022 14:04 №4.ПЕВ. 1881. №6. С. 5 – 14; №7. С.7 - 13. Часть неоф. Город Саранск в религиозно-нравственном отношении 80 лет назад и в настоящее время. «…При Троицкой церкви выдавался как хороший пастырь о. Александров. Он служил при церкви около 50 лет – до 1815 года. С прихожанами все время жил в мире. При требоисправлениях не был притязателен. После него служил при Троицкой церкви священник о. Малинин 45 лет – с 1815 по 1861 год. Прихлжане очень любили его за простоту в обхождении. Как человек бездетный, он нисколько не заботился о доходах, довольствовался тем, что дадут. А потому, несмотря на его скромную жизнь, после него почти ничего не осталось, кроме дома».Всего несколькими штрихами обозначил А.И. Масловский священников, служивших до него в Троицком храме. Вероятно, мог рассказать о своих предшественников больше, но счел неудобным выделять их из общей канвы повествования. --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1027 | Наверх ##
2 апреля 2022 16:24 №5.Петр Александров, священник Кроме краткой характеристики этого священника, данной А.И. Масловским, нашлись сведения об этой персоне в книге Ильи Андреевича Лягущенко. И.А. Лягущенко. «Старожилы города Саранска». Том I. Городовые обывательские книги 1802 — 1805, 1805 — 1808, 1811 — 1814, 1814 — 1816, 1817 — 1819 гг.Книга живущих в городе Саранске приходских священников диаконов и протчих причетников домов и на каких именно оные местах значит поделены 1-й 2-й и 3-й частей с 1802 по 1805 годы января по 1-е число Церкви Троицкой священник Петр АлександровДом имеет в Новотроицкой улице на плане под № Жительство имеет в городе * Церкви троицкой диакон Иван ФедоровДом имеет в Новотроицкой улице вновь построенной на плане под № Московской 3-й части Жительство имеет в городе * Церкви Троицкой понамарь Алексей НиколаевДом имеет в Новотроицкой улице на плане под № Жительство имеет в городе *** Книга живущих в городе Саранске приходских церквей священников и прочих причетников (домов) данных и на каких именно местах значит под ними 1-й 2-й и 3-й частей от 1805-го по 1808 годы января по 1-ое число Церкви Троицкой священник Петр АлександровДом имеет вновь построенной на плане под № Казанской 3-ьй части Жительство имеет в городе * Церкви Троицкой дьякон Иван ФедоровДом имеет в Новотроицкой улице под № Казанской 3-й части Жительство имеет в городе * Церкви Троицкой понамарь Алексей НиколаевДом имеет на отведенной земле в Новотроицкой улице на плане под № Казанской 3-й части Жительство имеет в городе *** Книга обывательская священническая в силу городоваго положения Пензенской губернии города Саранска за 3 года с 1811 по 1814 годы с января по 1-е число Церкви Троицкой священника Петра АлександроваДом имеет в Новотроицкой улице под № Московской 1-й части Жительство имеет в городе *** Список Учиненный По силе Городоваго положения 58-й статьи по алфавиту Городовым обывателям по форме в 59-й статьи обозначенной за 1817-й — 1818-й — 1819 годыТроицкой церкви священник Петр АлександровДом имеет выстроенной в Новотроицкой улице по №1 Жительство имеют в городе Промысла не имеет в службах не бывали * Троицкой церкви пономарь Егор Афанасьев БаскаковДом имеет вновь построенной в Троицкой улице по № Московской 1-й части Жительство имеют в городе Промысла не имеет В службах ни в каких не бывали *** В итоге получается, что имел он свой дом на Новотроицкой улице. Упоминается последний раз в 1819 году. За последующие 1820 – 1827 годы сведения о нем отсутствуют. В данном случае возможны два исхода: либо покинул город, либо отошел в мир иной. Вместе с ним служили на протяжении обозначенных лет диакон Иван Федоров и пономарь Алексей Николаев. Оба имели свои дома на той же Новотроицкой улице. В 1819 году упоминается уже иной пономарь - Егор Афанасьев Баскаков. --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1027 | Наверх ##
2 декабря 2022 16:56 №6.Троицкий Константин Михайлович А. Троицкий. Списки воспитанниковъ, окончившихъ полный курсъ въ Пензенской Духовной Семинаріи съ 1800 по 1900 гг. Выпуск 1887 года (всего 33 человека) Второй разряд 6. Константин Троицкий8. Александр Николаевский 25. Давид Масловский *** ЦГА РМ. Ф. – 32. Оп.1. Д.21. Л. 58об; 63. - КВ саранской Троицкой церкви за 1887 год. Псаломщик Константин Михайлов Троицкий, 22 лет, диаконский сын. По окончании курса в Пензенской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда в 1887 году, указом Пензенской Духовной Консистории от 30 июня 1887 года, определен на должность псаломщика Троицкой церкви; в том же году от 23 сентября определен учителем Троицкой церковно-приходской школы, указ об определении имеет. Л.64. Говорил три поучения *** ПЕВ. 1898. №7. С.111. Часть оф. Предложеніемъ Его Преосвященства, Преосвященнѣйшаго Павла. Епископа Пензенскаго и Саранскаго, отъ 27-го марта 1898 года за № 75, н а г р а ж д е н ы: II. Набедренниками: 18) с. Сталыпина, Город, у., свящ. Константинъ Троицкій,*** ПЕВ. 1901.№ 5. С.39.Часть оф. Объявляется признательность Епархіальнаго Начальства:церковно-приходскому попечительству церкви села Столыпина, Городищенскаго уѣзда, за пожертвованіе на ремонтъ приходскаго храма и дома для жительства священника 105 рублей; * прихожанамъ церкви с. Столыпина, Городищенскаго уѣзда, за пожертвованіе на ремонтъ приходскаго храма и дома для жительства свящ енника 50 руб. * священнику церкви с. Столыпина, Городиіценскаго у., Константину Т р о и ц к о м у за труды и заботы по убѣжденію и расположенію прихожанъ къ пожертвованію на ремонтъ приходскаго храма и дома для жительства священника. *** ПЕВ. 1904. №9. С.94. Часть оф. 4 марта 1904 года Его Преосвященствомъ, Преосвященнѣйшимъ Тихономъ, Епископомъ Пензенскимъ и Саранскимъ, награждены: скуфьею села Столыпина, Городищенскаго уѣзда, Константинъ Троицкій.*** ПЕВ. 1905. №20.С. 217. Часть оф. Перемещены: священникъ церкви с. Столыпина, Городищевскаго уѣзда, Константинъ Троицкий— къ церкви с. Черкасскаго. Керенскаго уѣзда. 23 сентября; *** ПЕВ. 1908. №15. С.406. Часть оф. Утверждены: по резолюціи Его Преосвященства, отъ 27 іюня за Л® 2231. священники—с. Голицына, Н.-Ломовскаго уѣзда, Аркадій Геликоновъ и с. Черкасскаго, Керенскаго уѣзда, ’ Константинъ Троицкій— въ должности духовнаго слѣдователя— первый по благочинію 2-го округа Н.-Ломовскаго уѣзда, а второй— 2-го округа Керенскаго уѣзда; *** Допускаю, что далее речь идет об отце Константина Михайловича, диаконе Михаиле Троицком. ПЕВ. 1868. №17. С.312. Часть оф. IV. Извѣстія о перемѣнахъ по службъ по Пензенскому Епархіальному вѣдомству. Іюня 4-го. Діаконъ г. Саранска Богословской ц. Николай Святогорскій, за нетрезвость, удаленъ отъ мѣста. *** 5 – го. О ставшійся, по опредѣленію Епархіаллнаго Начальства отъ 19/22 Апрѣля 1808 г ., за штатомъ Діаконъ с. Черкасскаго, Керенскаго у ., М ихаилъ Т роицкій опредѣленъ на дьячковскую вакансію при церкви с. Усть-Вазерокъ , Мокшанскаго у. *** 6- го. Состоящій на дьячковской вакансіи Діаконъ с. Усть-Вазрокъ, Мокшанскаго у . Стефанъ Катмисскій перемѣщенъ на Діаконскую вакансію къ ц. Іоанна Богослова г. Саранска. *** ПЕВ. 1905.№ 23. С.245. Часть оф. Уволены: 3 ноября; діаконъ церкви с.Черкаскаго, Керен. у., Михаилъ Т рои ц к ій, согласно прошенію заштатъ, 3 ноября; *** Эпизоды. К. М. Троицкий https://proza.ru/2022/12/02/1179 --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1027 | Наверх ##
27 декабря 2022 12:46 №7.
ПЕВ, 1892. №22 от 15-го ноября. С. 347. Часть офиц. Объявляется благодарность Пензенскаго Епархіальнаго Начальства 6) Саранскому купцу Алексѣю Цинговатову, за пожертвованіе въ Троицкую церковь г. Саранска парчеваго золотого облаченія для священника и діакона въ 200 р.
***
ПЕВ. 1893. №4. Стр. 50. Часть офиц.
Объявляется благодарность Пензенскаго Епархіальнаго Начальства 7) Церковпому старостѣ Тихвинской кладбищенской церкви г. Саранска купцу Якову Васильевичу Кербицкому, за пожертвованіе 200 р. на пріобрѣтеніе 2-хъ иконъ съ кіотами и комода дли храненія церковныхъ денегъ и церковныхъ свѣчъ въ Тихвинскую церковь названнаго города.
***
Список лиц, служащих в Пензенской губернии на 1908 год. Пенза. Тип. Губ. Прав. 1907. Стр. 166.
Саранский уезд Богадѣльни:
Троицкая въ городѣ Саранскѣ (при Троицкой церкви) Попечитель. купецъ Яковъ Васильевичъ Кербицкій. Анастаеіевская въ городѣ Саранскѣ (при Тихвинской кладбищенской церкви) Попечитель, купецъ Яковъ Васильевичъ Кербицкій.
--- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1027 | Наверх ##
8 апреля 2023 14:17 №8.Кипарисов Андрей Павлович (1868 – 1943) А. Троицкий. Списки воспитанников, окончивших полный курсъ в Пензенской Духовной Семинаріи с 1800 по 1900 гг. Выпуск 1889 года.Первый разряд . 10. Андрей Кипарисов.*** ЦГА РМ. Ф.-32. Оп. 1. Д.21. Лл.61 – 65об. – МК саранской Троицкой церкви на 1889 год.Л.63об. Псаломщик Андрей Павлов Кипарисов, 20 лет, священнический сын, из окончивших курс в ПДС с аттестатом 1-го разряда. Определен к Троицкой церкви на псаломщическую вакансию по указу ДК от 18 сентября 1889 года за №7738. Холост. Указ об определении имеет. Л.64. Говорил три поучения. *** ПЕВ. 1892. №6. С.115. Часть оф. Опредѣлены на мѣста: псаломщикъ г. Саранска Троицкой церкви Андрей Кипарисовъ— на священническое мѣсто въ с. Морд. Пишлю, Инсарскаго уѣзда; Далее читать здесь: https://forum.vgd.ru/post/5690/128668/p4353977.htm#pp4353977 Талантливые выпускники ПДС начинали служить псаломщиками при Троицком храме г. Саранска под началом и покровительством настоятеля Алексея Илларионовича Масловского. Об этом может свидетельствовать принадлежащая перу Андрея Кипарисова статья, опубликованная в ПЕВ, незадолго до его рукоположения в сан священника. ПЕВ. 1892. № 2. С. 61 – 66. Часть неоф. Общественныя бѣдствія, какъ побудительныя средства къ нашей духовной дѣятельности. Каждый разъ, какъ раздумаешься о великомъ несчастіи, постигшем большую и лучшую часть нашей многомилліонной матушки Россіи, невольно возникаютъ вопросы: для чего и зачѣмъ все это? Для истиннаго христіанина долженъ бы быть одинъ отвѣтъ на эти вопросы: такова воля Божія! Но гордый и мятущійся человѣческій умъ, возбуждаемый испорченнымъ и извращеннымъ чувствомъ, не хочетъ согласиться съ этимъ и старается накинуть тѣнь сомнѣнія на цѣлесообразность и разумность проявленій воли Божіей. Воля Божія, говоритъ онъ, должна быть разумна! Какая же разумность и цѣлесообразность въ томъ, что милліоны людей подверглись ужасному голоду, не щадящему ни большого—ни малаго, ни больного—ни здороваго, ни праведнаго—ни грѣшнаго?! На первый поверхностный взглядъ, дѣйствительно, покажется, пожалуй, страннымъ, что цѣлыя массы людей, какъ будто ни за что— ни про что, терпятъ голодъ со всѣми его ужасными послѣдстіями. Когда же взглянешь на дѣло серьезнѣе; когда припомнишь ученіе о христіанскомъ Богѣ, какъ благомъ и мудромъ Промыслителѣ, о Богѣ, какъ любящемъ Отцѣ, не хотящемъ даже смерти грѣшника, но еже обратитися и живу быти ему: то приходишь къ тому заключенію, что благая воля Божія не можетъ быть неразумной и нецѣлесообразной, что ость смыслъ и значеніе и въ такихъ общественныхъ бѣдствіяхъ, какъ настоящее! Чтобы уяснить себѣ значеніе общественныхъ бѣдствій, обратимъ вниманіе на то, какое дѣйствіе опи оказываютъ на главные факторы нашей духовной жизни: умъ, волю и сердце. Общественныя бѣдствія, прежде всего, въ сильной степени возбуждаютъ умственную дѣятельность, какъ единичныхъ личностей, такъ и цѣлаго общества. Возбужденность ума проявляется положительно во всѣхъ сферахъ его дѣятельности. Наука глубже вникаетъ въ основы человѣческой жизни и вслѣдствіе этого даритъ человѣчество цѣлымъ рядомъ новыхъ открытій, изобрѣтеній и научно-литературныхъ трудовъ. Общественное вниманіе скорѣе, чѣмъ когда нибудь, подмѣчаетъ недостатки и многія неблагопріятныя условія частной и общественной жизни, старается уяснить себѣ причины этихъ недостатковъ и отыскать средства къ ихъ устраненію; слѣдствіемъ чего бываетъ устройство многихъ благотворительныхъ учрежденій, появленіе всестороннихъ улучшеній. Чтобы не быть голословными припомнимъ жизнеописанія великихъ людей,— людей съ сильн развитымъ умомъ и характеромъ и увидимъ, что почти всѣ они побывали въ суровой школѣ несчастій, почти всѣ выдержали самую трудную борьбу за существованіе борьбу съ бѣдностію, нищетою и различными враждебными обстоятельствами. Припомнимъ прошлое нашего отечества и увидимъ, что сильная умственная дѣятельность и всеобщій подъемъ духа въ народѣ были всегда результатомъ общественныхъ бѣдствій. Обратимъ, наконецъ, вниманіе и на то, что научило человѣка властвовать надъ природой. Посмотрите, какъ онъ воздѣлываетъ землю, какъ онъ ограждаетъ себя отъ разрушительныхъ стихійныхъ силъ природы, мало того, нѣкоторыя изъ нихъ онъ покорилъ еебѣ; какъ наприм., воду, по которой онъ свободно плаваетъ; посмотрите— до какихъ незначительныхъ предѣловъ онъ съумѣлъ сократить границы пространства и времени. Откуда все это? Нужда и какъ слѣдствіе ея— борьба произвели это. Борьба пробудила льва въ человѣкѣ, борьба пробудила пытливость и изощрила человѣческій умъ. Слѣдовательно, бѣдствія вызываютъ общество на борьбу, которая возбуждаетъ,изощряетъ и укрѣпляетъ умственную дѣятельность его. Это—во-первыхъ. Во-вторыхъ, общественныя бѣдствія очищаютъ нашу волю и характеръ отъ ложныхъ стремленій и начинаній, заставляютъ ее преслѣдовать болѣе возвышенныя—вѣчныя цѣли, показываютъ ей, что только вѣчное и неизмѣнное въ состояніи утолить жажду человѣческой души. Въ самомъ дѣлѣ— жизнь покойная и мирная, какъ ясный, безоблачный день, жизнь, текущая по одному и тому-же ничѣмъ не нарушаемому направленію, жизнь, что называется, безъ сучка и задоринки такъ заманчива и привлекательна, что иногда и сильныя души бываютъ не въ состояніи, когда это потребуется, промѣнять ее на требованія нравственнаго закона. Такое чрезмѣрное увлеченіе жизнію вселяетъ въ сердца людей беззаботное спокойствіе, слѣдствіемъ котораго является сильная привязанность къ землѣ. Люди перестаютъ жить духовно, но живутъ душевно. Всѣ дѣйствія и поступки ихъ принимаютъ окраску эгоизма, производящаго болѣзненно-ощущаемую пропасть между бѣднымъ и богатымъ. Наука перестаетъ быть плодотворной и оригинальной. Искусство— этотъ носитель великихъ идей— становится постыднымъ слугою, рабомъ современной моды. Даже самый грѣхъ во время этой всеобщей нравственной спячки, нравственной летаргіи не считается зломъ, если только онъ совершается въ заманчиво-прелестной обстановкѣ и искусно замаскированъ граціозной одеждой невинности. Бываетъ, дѣйствительно, что и во время этого забытья и дремоты находятся бодрствующіе, благоразумные голоса, призывающіе къ пробужденію, но они остаются— вопіющими въ пустынѣ, потому что не находятъ слуха, способнаго воспринять ихъ. Всѣ стараются гнать отъ себя мрачныя и тяжелыя думы, гнать мысль о нравственныхъ обязанностяхъ, въ томъ или другомъ отношеніи стѣсняющихъ насъ; всѣ съ какимъ-то трепетнымъ, жизнерадостнымъ чувствомъ спѣшатъ насладиться безъ границъ и предѣловъ земными благами, которыя щедро даритъ имъ природа. Но вотъ картина измѣняется. Надъ обществомъ, такъ мирно и беззаботно наслаждающимся жизнію, собирается чернаягрозовая туча; блеснула молнія, и вдругъ грянулъ громъ общественныхъ бѣдствій. Для чего онѣ? Для того-же, что и гроза въ природѣ: онѣ очищаютъ воздухъ въ области нравственной жизни. Сердца, усыпленныя земными стремленіями и ослабѣвшія, пробуждаются отъ своихъ пріятныхъ, но пагубныхъ сновидѣній и принимаются за дѣятельность болѣе возвышенную. Каждому приходитъ на память Богъ съ Его предписаніями и новелѣніями; каждому вспоминается ученіе Спасителя, что только тернистый и узкій путь, путь трудовъ и лишеній можетъ привести насъ въ царство небесное; поэтому воля наша по возможности оставляетъ широкій путь, путь удовольствій и скоропреходящихъ наслажденій и начинаетъ стремиться къ высшимъ цѣлямъ. Люди, ослѣпленные до сихъ поръ эгоизмомъ, подъ бременемъ несчастій приходятъ къ сознанію, что они братья и потому стараются сблизиться другъ съ другомъ. Многіе пороки, скрывавшіеся подъ маскою образованія и незамѣтные усыпленному земными удовольствіями духовному взору, открываются и предстаютъ во всей ихъ наготѣ; однимъ словомъ, въ общественной духовной дѣятельности происходитъ новое, болѣе возвышенное движеніе. Въ годы общественныхъ бѣдствій каждый, ставши лицомъ къ лицу съ несчастіемъ, чувствуетъ и сознаетъ, что все земное ниспровергается подъ его ногами: обладаніе имуществомъ не вѣчно, земныя радости измѣнчивы, друзья обманчивы и т. п. Это-то сознаніе суетности всего земного и побуждаетъ людей преслѣдовать вѣчныя— неизмѣнныя блага, искать прежде всего царствія Божія и правды его. Наконецъ, въ-третьихъ, общественныя несчастія вызываютъ дѣятельную христіанскую любовь и побуждаютъ насъ вспомнить, что люди—братья, соединенные Духомъ Христовымъ, изліяннымъ на насъ, какъ для сорадованія, такъ и для состраданія. Это положеніе на первый взглядъ можетъ показаться по меньшей мѣрѣ неосновательнымъ, потому что довольно часто приходится встрѣчать факты отрицательные, факты противоположные ему. Возьмемъ хоть настоящее бѣдствіе. Въ газетахъ и журналахъ на ряду съ извѣстіями объ ужасахъ голода читаешь извѣстія о безчеловѣчныхъ поступкахъ нашихъ кулаковъ - спекуляторовъ, которые всевозможными способами стараются скупитъ большее количество свободнаго хлѣба и перепродать его голодающему населенію съ жидовскимъ процентомъ. Похристіапски-ли это? Безспорно нѣтъ , но это отрицательныя, уродливыя явленія,— въ семьѣ не безъ урода! Съ другой же стороны- никогда не создавалось и не создается столько учрежденій христіанской любви; никогда съ такимъ энтузіазмомъ и поспѣшностью общество не откликалось и не откликается на призывные голоса о помощи, какъ въ годины общественныхъ бѣдствій. Большая и лучшая часть общества приходитъ къ тому справедливому сознанію, что понятіе о собственности— понятіе относительное. Въ сущности всякая собствепность есть только заимствованное добро, которое дано намъ не для того, чтобы мы расточали его на себя, а во благо ближнихъ и на нужды человѣческаго общества. Прошлое нашего отечества тоже даетъ намъ разительный примѣръ того, какъ общественныя бѣдствія сближаютъ людей, показываютъ имъ, что они братья. Освобожденіе крестьянъ— это, если можно такъ выразиться, открытое исповѣданіе братства людей, развѣ не было слѣдствіемъ общественныхъ бѣдствій? Бѣдствія 1812 и 1854—58 гг. привели общество къ сознанію, что крестьяне—не животныя, не автоматы, не рабочія машины, а такіе же люди, по образу и подобію Божію созданные, какъ и прочіе. Это сознаніе равенства всѣхъ людей, это открытое признаніе братства любовно и выразилось въ заключительныхъ словахъ манифеста объ освобожденіи крестьянъ. „Осѣни себя крестнымъ знаменіемъ, православный вародъ, и призови Божіе благословеніе на твой свободный трудъ, залогъ твоего домашняго благополучія и блага общественнаго". Итакъ, общественныя бѣдствія въ рукахъ благаго Промысла Божія являются однимъ изъ самыхъ дѣйствительныхъ средствъ, возбуждающихъ нашу духовную дѣятельность, дѣятельность возвышенную, способствующую нашему нравственному совершенствованію, а чрезъ то и спасенію. Псаломщ. Андрей Кипарисовъ. --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1027 | Наверх ##
10 апреля 2023 12:48 10 апреля 2023 12:57 №9.
ПЕВ. 1899. №12. С. 109. Часть оф.
Перемещены.
Псаломщики: Троицкой церкви г. Саранска Константин Преображенский —-на псаломщ. мѣсто при церкви с. Поима, Чембар. уѣзда, 28 мая;
***
ПЕВ. 1902. №13. С.83. Часть оф.
Перемѣщены: псаломщикъ православной церкви с. Поима, Чембар. у., Константинъ Преображенский — къ церкви с. Городка, Чембар. у .— 6 іюня.
За смертію изъ списковъ исключен псаломщикъ цер. с . Городка, Чембар. у., Николай Рамзайцев — 31 мая.
--- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1027 | Наверх ##
28 июня 2024 12:44 №10. С XVII столетия в Саранске была выстроена Троицкая церковь. Существующее здание 1771 г. находится в бывшей Казачьей слободе (ул. В. Володарского, 55). В XVII в. Саранск относился к Патриаршей области, потому все челобитья о строительстве новых храмов отправлялись к правящему архиерею, а им являлся патриарх Московский и всея Руси. Время сохранило нам благословенную грамоту патриарха Московского Адриана (1690-1700 гг.) казакам города Саранска на строительство церкви во имя Живоначальной Троицы (от 9 июля 1690 г.). «…И аз, смиренный Адриан… города Саранска казаков Ваську Михайлова, Ивашку Кузьмина с товарыщи благословил. Велел им на церковное строение лес готовить и в том лесу в городе Саранске в казачьей их окрайней слободе на угодном к церковному строению месте построить вновь церковь во имя Живоначальныя Троицы. А верх бы на той церкве был не шатровой и алтарь в клеть зделать круглой тройной...». В «Главной церковной и ризничной описи Пензенской епархии города Саранска Троицкой церкви» 1822-1849 гг. также значится, что церковь «прежде была деревянна зданием и начало свое получила с 1690 года, а стояла на северо-восточном краю города» на пространстве «в длину 12 саженей 1 аршин, в ширину – 6 саженей и 2 аршина» (26,3х14,2 м). Там же говорится, что деревянная церковь «существовала до 1771 года, а в том же году по Указу и Благословению Преосвященного Феофана, Епископа Нижегородского построена купцом Алексеем Васильевым Ашмариным каменная», которая и существует до сих пор на углу улиц Рабочей и Богдана Хмельницкого. Храм неоднократно перестраивался и расширялся. Последние изменения – боковые приделы были возведены в 1893 г. по проекту пензенского архитектора А. Е. Эренберга по заказу настоятеля храма и краеведа священника А.И. Масловского, основоположника женского образования в Саранске. Напротив данного храма в XVIII столетии располагался мост через реку Инсар, где 27 июля 1774 года архмандрит Александр Саранского Петропавловского монастыря встречал Емельяна Пугачева при его въезде в город (чтобы Саранск не подвергся разгрому) с толпой горожан и крестьян. 20 октября 1931 г. храм был закрыт и с 1943 по 1999 гг. в нем размещалась протезно-ортопедическая мастерская. С 1999 г. здание передано под подворье Санаксарского монастыря, восстановлено в своем дореволюционном виде. Четверик храма с двумя рядами окон (с «нарышкинскими» наличниками) является наиболее ценной древней и прекрасной сохранившейся частью здания, возведенной в 1771 г. Некоторая часть убранства Троицкой церкви после ее закрытия попала в краеведческий музей (и тем самым была спасена от уничтожения), где и хранится по настоящее время. Источник: https://vk.com/id19090600
 --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
|