История одной семьи из Двини. Начало.
Несколько поколений моей семьи были неразрывно связаны с погостом Двинь Ломовской волости Торопецкого уезда Псковской губернии. Погост получил название от озера Двинье, на северо-восточном берегу которого он располагался.
Здесь в Покровской церкви погоста начинался и заканчивался их жизненный путь. С венчания в этой церкви зарождались новые семьи.
Самые удаленные во времени предки, о которых я нашла информацию, это братья Семен и Макарий Арефиевы из Векшино и их сестра Ирина Арефиева из Коковкино.
Семен 1761 года рождения -прямой мой предок или прапрапрапрапрадедушка ( пра5).
Рождения Семена в метриках 1761 не нашла. Сведения о его рождении почерпнуты из исповедных росписей. Но зная, как приблизительно указывали иногда в росписях возраст прихожан, я понимаю, что не все потеряно и, возможно, что рождение Семена я найду все-же в другом году.
Метрику 1761 года церкви Покрова Пресвятой Богородицы погоста Двинь приложу к своей статье , чтобы можно было составить впечатление о том, как регистрировали акты гражданского состояния в 18 веке.
Весьма скромные два листочка, но из них мы можем узнать, что погост в то время относился к Великолукскому уезду Новгородской епархии. Видим 3 части: о родившихся, о бракосочетавшихся, об умерших.
Такая структура характерна и для более поздних православных метрик. Поэтому, если Вам скажут, к примеру, посмотрите, мол, раздел первый повнимательнее, Вы уже будете знать, что надо искать родившегося человека.
Видим отчет о родившихся ( 5 человек), вступивших в брак (6 чел.), умерших (двое) с заверениями священнослужителей о том, что написали они в книге сущую правду, без утайки и всякой лжи. Видим, что руку к сему приложили священник Козма Иванов, пономарь Егор Акимов и дьячек Стефан Егоров.
Кстати, если мы действительно посмотрим раздел первый повнимательнее, то увидим, что февраля 17 числа зарегистрировано (запись 2) рождение сына Федора у священника погоста Двини Козмы Иванова. Такая скромная запись. В то время не указывали ни супругу, ни восприемников.
И, следом под номером 3 запись о том, что 13 мая у пономаря того же погоста Егора Акимова родился сын Марк.
И за владельцем Двинских земель-помещиком Петром Андреевым сыном Караулова записано рождение под номером 5 Евдокима 13 июля, но не у самого помещика, а у его крепостного, проживавшего в Антипове, Данилы Иванова. Раньше, до отмены крепостного права так и записывали «Помещика Петра Андреева сына Караулова деревни Антипова у крестьянина Данилы Иванова сын Евдоким», то есть вначале помещика, только потом его крестьянина.
Как-то сложилась жизнь Федора Космина ,Марка Егорова и Евдокима Данилова? Кто знает, может и попадется о них информация на архивных нивах.
Упомянула я Антипово. Это сейчас я знаю, что Антипово-второе название Монастырщины, а еще недавно я в растерянности искала обе деревни.
Вообще тому исследователю, который как и я интересуется историей Двинь-Покровского и его окрестностей нелишним будет обратить внимание на двойные наименования ряда деревень.
Помимо Антипово-Монастырщины, есть и другие задвоенные, а иногда утроенные наименования.
Шляпино -Антухово, Кретивли-Поддубье, Замощицы-Молошаты. Это довольно часто встречающиеся названия. Поскольку их писали то так, то этак, становилось понятно интуитивно о какой деревне идет речь.
Но о том факте, что деревня Кочегарова -она же Басарагина догадаться было непросто. Спасибо тому неизвестному писарю, который записал оба наименования деревни в метриках 1854 года. До этого я искала Кочегарово только как Кочегарово и не обращала внимания на записи про Басарагина.
И совсем уже недавно узнала о третьем наименовании Кочегарово. От этого наименования становится даже как-то не по себе — это Змеиная могила. Воображение рисует эпические сцены, в которых все окрестные гады сползлись в эту деревню или будущую деревню и там им наступил конец почему-то. А может все было проще? Один житель спросил у другого, где ты, к примеру, грибы собрал. А тот ему и скажи: Да, там, где Петька твой змею прибил. Так и пошло.
Также спрятались за своими вторыми названиями деревни: Любовицы, которая упоминается и как Балахово, Ферова (Палица), Пасика (Дегтярные Нивы), Шиповаловы (Пущи), Кривицы (Нивы, Узмень).
Должна сказать, что ситуация с различными наименованиями деревень поначалу очень сбивала с толку. Если Вы помните, и я уже писала о том, что из тех мест родом моя прапрабабушка Пелагея Лазорева. Родилась Пелагея в дер.Векшино, а впоследствии, выйдя замуж за моего прапрадеда Льва Венедиктова, перебралась к нему в Ластовку.
Но не одна Пелагеюшка вылетала из родного гнезда. Изучая эту ветвь родословного древа, я узнала, что ближайшие родственники Пелагеи расселились по многим деревням, входящим в погост Двинь. Так что, пришлось поразбираться с названиями деревень.
Родная сестра Пелагеи, Татьяна Лазорева, выйдя в 1854 году замуж за Александра Тимофеева, перебралась к нему в Антипово (Монастырщину).
Там же Татьяна и умерла 29.11.1903 года. Пелагея, которая была на 6 лет младше своей сестры, тоже ушла в 1903 году, только чуть раньше, 5 сентября. Возможно тяжело далась Татьяне именно потеря младшей сестры?
У Лазаря Симеонова и Марфы Филипповой, моих пра4, Пелагея и Татьяна не были единственными детьми. В семье родилось еще трое сыновей.
В 1837 году, как раз между рождениями Татьяны и Пелагеи, родился Евдоким. Как сложилась жизнь моего двоюродного прапрадеда, я пока не знаю. Только нашла в исповедных росписях, что в 1863 году в родительском доме в Векшино он уже не проживал.
Один из братьев, Лукиан Лазарев, умер будучи четырех лет от роду. Так что моя прапрабабушка Пелагея, родившаяся через год после печального события , послужила своей матери Марфе утешением.
Росла Пелагея без отца, который очень рано умер, не дожив и до сорока лет. Видимо отцовские обязанности взял на себя старший брат Феодор, родившийся за 70 лет до начала 20 века. Именно Федор впоследствии и поведет Пелагею к алтарю вместе с отставным солдатом из Монастырщины Василием Ульяновым.
Продолжение следует.
Татьяна Яковлева
ссылка при использовании обязательна

История одной семьи из Двини. Начало.