Быт и обычаи малороссийские.
По материалам архивных документов, краеведческих и литературных произведений.
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4010 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3561 | Наверх ##
5 апреля 2024 17:41 ЦГИАК Ф.108, о.1 ЧЕРНИГОВСКАЯ ПОЛКОВАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ (1698-1781) Ф.108, о.1, д.82 1763 год.
О побеге неизвестных 4-х человек при попытке их ареста у г. Глухова (Гадяча) и опись брошенного ими имущества и лошадей 9л.
Продолжение
Л.7 Указ ЕИВ само: всеро: (самодержицы всероссийской) з полкового Чернигоского суда в сотенное управление в пол… (оторвано) сего 1763 году ноябра 22д з Генералного вои: (войскового) суда в полковом Черниговском суде указе изображено
З полковой де гадяцкой Канцелярии в суд Войсковий Генеральний представлено, когда де четиром человек едучих на одной телеге запоженой (запряженной?) трема лошадма по некоторому приметно явившемуся на них сумнителству взят(ь) под караул в городе Гадячи обступлено, то де они оставив телегу з лошадми, вбежав в сады скрились и не сискани, во оной же телеги по тому их убегу взятой явилис многие вещи, которие де и нине под смотрением в целости находятся и по учиненном де об том во всем полку Гадяцком публекациям, так и по розосланним в смежние полки промемориям никто к опознанию тех вещей не явился, и прошено де о том в суде Генералном разсмотрения и ежели кто отзовется, явился б для опознания и принятия оних в полковой Гадяцкой Канцелярии… л.8 …с оних вещах при сем реестр прилагается --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | Лайк (1) |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4010 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3561 | Наверх ##
5 апреля 2024 18:38 СЛОВАРИК к делу ЦГИАК Ф.108, о.1 ЧЕРНИГОВСКАЯ ПОЛКОВАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ (1698-1781) Ф.108, о.1, д.82 1763 год. О побеге неизвестных 4-х человек при попытке их ареста у г. Глухова (Гадяча) и опись брошенного ими имущества и лошадей
1. ЗАПАСКА - Архаїчна форма укр. поясного жіночого одягу, переважно складалася з двох пілок шириною 60-70 см; відома в усій Україні; локальні варіанти оформлення. Волосову з. ткали з найкращого сорту тонкокрученої вовняної пряжі; дротяну з. перетикали золотою ниткою; поздовжня з. складалася із одного поздовжнього смугастого полотнища, поперечна з. — із двох поздовжніх поперечно-смугастих полотнищ. - Жіночий одяг у вигляді шматка тканини певного розміру (перев. вовняної), що використовується замість спідниці для обгортання стану поверх сорочки. -Традиционная женская одежда на Украине: род запашной юбки из двух полотнищ темной шерстяной материи, одно подвязывается спереди, другое - сзади. 2. ГАПТОВАНИЙ – вышитый, расшитый (шёлком, золотом или серебром. 3. ШТОФ - Тяжёлая шёлковая или шерстяная ткань с тканым рисунком. - (нем.) - плотная одноцветная ткань с крупным узором. Используется для портьер, обивки мебели, шитья шлафроков. 4. ХУСТКА – платок польск. Сhustka. 5. ЛИШТВА – 1) Вишивка у вигляді прямої гладі.|| Кольорова вишивана нашивка, кайма.|| Обшивка одягу (звичайно його нижньої частини).2) Планка на прорізі вікна або дверей; наличник. 6. КОВНЕР - воротник, ворот одежды. 7. ЗАКАРВАШ- Те саме, що обшла́г.Закавраші у каптана теж довгі, що усі пальці закривали (Г. Квітка-Основ'яненко) -лацкан, отворот одежды, манжета, обшлаг. 8. КАРУНКА-позумент, галун. 9. КУНТУШ- Верхній розпашний чоловічий і жіночий одяг заможного українського і польського населення 16-18 ст. - укр. 1 )верхній жіночий і чоловічий одяг з відрізною приталеною спинкою та малими зборками і вилогами на рукавах; рукави вузькі, комір відкладний двобортний; на грудях відкритий, в талії застібався гапликом, без пояса; 2) жіночий і чоловічий одяг із прорізними рукавами, який носили поверх кафтана, підперезуючи поясом із дорогої тканини. 10. ПОЗУМЕНТ- (нем. posament). Серебряная мишурная или золотая тесьма, нашиваемая на парадную одежду, церковные облачения. - золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, оторочка; галун. 11. ЧУШКИ – чехлы, в которые вставляют пистолеты, прикрепляемые к седлу. 12. МИЧКА (МИЧКИ МИЧУТ) - 1) Пучок конопель або льону, підготовлений для прядіння. 2) перен. Пасмо волосся, що вибивається з жіночої коси; волосся, підібране й зв'язане на потилиці. Оце було я гребінку візьму, прив'яжу мичку та й собі пряду. Сокорина стругав держака до заступа, а дружина мички микала -1) кудель 2) (на ногах у лошади) щётка 13. ПЕЧИНА - діал. Перепалений шматок глини або цеглини, що відпав від печі. 14.ХУТРО (ФУТРО)- 1) Волосяний покрив на тілі тварини; шерсть. 2) збірн. Шкури хутрових звірів, які йдуть на виготовлення одягу; ці шкури як предмет виробництва, торгівлі. 3) Вичинена шкура хутрового звіра. || Виріб (шуба, комір і т. ін.) з вичиненої шкури хутрового звіра. Штучне хутро.
15. СИБИРКА- 16.ПОЛУТУБЕНКОВЫЙ-
17. ЛЮСТРИН(А) - (франц. lustrine) - тонкая темная шерстяная или хлопчатобумажная ткань с блеском. Получила распространение с 18 в. Из люстрина шьют главным образом летние пиджаки. 18.УЧКУР- "ремешок, шнурок, поддерживающий штаны", диал. очку́р (Гоголь), укр. очку́р, блр. учку́р. Заимств. из крым.-тат., тур. Učkur.
19.ДРАТНИЦА-
20. СВЕРДЕЛ- сверло; ріжучий інструмент, обертаючи якого, роблять отвори, заглибини в металі, дереві, ґрунті тощо. 21. ЛЮТРЕНИЙ (ЛЮТРЯНЫЙ) – врезной, нутряной; ЛЮТРЯНЫЙ замок, южн. зап. нутреной, врезной. У него замки все лютряные. 22. СТРУГ –ручной инструмент для грубой обработки древесины строганием. 23. КОПИЛ- 1) деревянный шевский (сапожный) инструмент, снаряд в форме ступни для изготовления обуви 2) брусок для саней. 24. ЧОБОТИ- разновидность обуви с очень высокими халявами(голенищами). Висо́кі чо́боти – чоботи з довгими халявами. Витяжні́ чо́боти – чоботи, в яких із суцільного шматка шкіри зроблені передок і халява. Мисли́вські (боло́тні) чо́боти – чоботи з халявами, які сягають вище колін. Чо́боти з зако́том – чоботи, в яких край халяв відігнутий назовні. 25. ГАМАНЕЦ, ГАМАН- или хамьян (старин., от татарско-персидского Хам-ян) — кошелек для денег, очень длинный, иногда в виде пояса; он делается из кожи или крепкой материи.
далее... --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | Лайк (1) |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4010 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3561 | Наверх ##
6 апреля 2024 8:38 ozerskaya написал: [q] 25. ГАМАНЕЦ, ГАМАН- или хамьян (старин., от татарско-персидского Хам-ян) — кошелек для денег, очень длинный, иногда в виде пояса; он делается из кожи или крепкой материи. далее...[/q]
26.САКВА - [От лат. saccus — мешок из греч.] -Кавалерийская сумка для зерна. Седельная саква. -(воен.) — предмет снаряжения в кавалерии и артиллерии; небольшой мешок, приторачиваемый к седлу, для возки овса, сухарей, крупы, соли и т. п. 27. СМУГА (СМУЖКА) – длинный кусок ткани, бумаги, металла; длинная риска (черта), линия. 28. КАПЕРОВИЙ цвет- 29.ЧЕМРОВИЙ (ЧАМРА) – морок, мрак, сумрак, рябь по воде от ветра, мелкий дождь на море. 30.ЗАВОЙКА-мех с шейки животного (8 завоек -6 алтын 4 денги). 31.ЧАПРАК - (тюркск. caprak). Нарядное покрывало, суконное или ковровое, надеваемое на лошадь под седло. 32. СМУШКА- шкурка новорожденного ягнёнка некоторых ценных пород. Смушковая шапка. 33.ШВАЙКА - шило, ручной инструмент в виде толстой изогнутой металлической иголки для прокалывания дырок. Захар вийняв з кишені швайку, якою латав увесь день кінську упряж на стайні. 34.СУГАК – сайгак. Ганялись наші батьки по низових степах за білорогими сугаками. 35. НЕДОУЗДОК – узда без удил для привязывания лошади в стойле. 36.ЧЕРКЕСКА - русское название верхней мужской одежды, распространённой в прошлом у многих народов Кавказа (грузины, черкесы, абхазы, цахуры и др.); была заимствована терскими и кубанскими казаками. ― распашной однобортный кафтан без ворота, из домотканого или фабричного сукна чаще всего чёрного, бурого или серого. Обычно немного ниже колен, кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким ремнем. Рукава длинные, широкие. По обеим сторонам груди на Ч. нашиваются газыри ― кожаные гнёзда для деревянных трубочек, куда раньше вкладывались ружейные патроны (по 4―8 штук с каждой стороны). 37.КАМЛОТ - (от франц. camelot - ткань из шерсти ангорской козы) – плотная грубая хлопчатобумажная или шерстяная ткань из черных и коричневых нитей. Из камлота шили мужскую крестьянскую одежду. 38. БАЙБАРАК - КОЖУ́Х (довгий, перев. не покритий тканиною верхній одяг з великим коміром, пошитий звичайно з овечої шкури хутром наспід), ДУБЛЯ́НКА, ЛИНТВА́Р діал.; КОЖУША́НКА, БАЙБАРА́К (покритий сукном). 39. КИРЕЯ - "верхний кафтан со стоячим воротником", польск. kiereja "шуба, накидка с капюшоном". Вероятно, из тур. karaki, karaа "просторная одежда" от kar- "растягивать, расстилать"; -Длинный меховой плащ с висячими рукавами. 40. КАПТАН – жупан, старинная верхняя мужская суконная одежда. 41. СВИТА - свитка, верхняя народная мужская и женская одежда украинцев, русских и белорусов. Покрой старинной С.- прямой, более поздней (со 2-й пол. 19 в.) - в талию; длина обычно ниже колен. С. делали однобортной или двубортной с застёжкой на левой стороне. Иногда её носили внакидку. С. обычно шили из домотканого сукна естеств. цвета овечьей шерсти, иногда (напр., праздничную С. украинцев) - из красного, нередко украшали вышивкой, отделкой шнуром, кожей. 42. ХОЗ - или хозь и козь (стар.) — название козловой выделанной кожи, сафьяна. X. употреблялся на пояса, сапоги, башмаки, на ножны сабель и шпаг, на обшивки и наволки тулумбасов (небольших бубен), на тохтуи, саадачное лубье, узды и проч. 43. ПАСИСТИЙ – смугастий, укритий смугами, пасисте полотно, полосатый. 44. ЗАПОЛОЧ – цветные хлопковые нитки для вышивания. 45. БАРИЛЦЕ – барило, бочка. Барило с вином. 46. ВАГАН - Корытце или неглубокая, но широкая деревянная миска овальной формы, похожая на плоское деревянное блюдо. Ваган использовался для резки, сечки, рубки, шинковки и других видов измельчения вареного мяса, рыбы, овощей, грибов. Сохранялся в русском кухонном инвентаре до начала XX в. - дерев'яне кругле корито, в якому формували паски. 47. СЕКИРА – старинное оружие в виде топора на длинной рукояти; большой топор в лезвием полукруглой формы. 48. БУРКА - На Кавказе: род плаща из мохнатого овечьего или козьего войлока. Пастух в бурке. - войлочный плащ без рукавов. Верхн. сторона Б. обык-но мохнатая, что делает ее непроницаемою для воды, плотность же войлока дает тепло, почему Б. составляет необходимую одежду для горца и кочевника. Б. накидывается на плечи и весьма удобна для верх. езды; не стесняет движений всадника, защищая его и лошадь от дождя и холода. Цвет Б. - черный или чернобурый, бывают и белыя. 49. ПОВСТЬ - Вигот. із вовни способом валяння цупкий матеріал, який використовується для оббивання дверей, вироблення теплого взуття, капелюхів і т. ін. - Шматок такого матеріалу, що використовується як килим, покривало. --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | Лайк (1) |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4010 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3561 | Наверх ##
6 апреля 2024 9:35 6 апреля 2024 9:36 ЦГИАК Ф.51, оп.1, д.2181745 год51-1-218Номер группы снимков (DGS) 110218599Дело про оглашение в полках указа Елизаветы Петровны о запрещении украинского народного обычая делать несколько летний промежуток между юридическим обрядом венчания и фактическим началом брака после обряда свадьбы. 5 л. к.2Переписка с Прилуцкой полковой канцелярией о запрещении на основании указа Елизаветы Петровны вступившим в брак жить на разных квартирах.к.3.Напечатано в Полном своде законов Указ имп. Елизаветы Петровны, запрещающий повенчавшимся малороссиянам жить порознь до отпразднования брачного веселья. к.4....(без начала) ежели по прежнему обичаю живут розно велеть непременно (жен?) своих взять для сожития (???) к себе в доми и требова(ть) ...??? для действительного исполнения от ВЕК по всей Малороссии публиковать Указ ЕИВ... к.5... к.6Високородному Господину високо Превосходительнейшому Господину Генералу лейтенанту и кавалеру Ивану ивановичу Его Високо Превосходителству БИБИКОВУ в Енералную Войсковую Канцелярию Покорнейший Репорт Во исполнение указа ЕИВ и ВЕК сего генваря 2д в Полковой Прилуцкой канцелярии полученного, состоявшого по сообщению Преосвященного митрополита архиепископа Киевского Галицкого и Малия Росии о являючихся в Малой Росии браках таких, что по отправлении церковном брачного таинства того ж времени разлучився до несколко лет до називаемого по их обичаю брачного веселия живут в разних домах; а некии из них после оного таинства к вечному между собою разлучению поступают и о протчом; для ведома и непременного за силу того указу исполнению(я) во все полку Прилуцкого сотни через укази, а в духовние Протопопии Прилуцкой и Ичанской Правлении через известии от полковой Прилуцкой канцелярии предложенно: вашему высоко Превосходительству в ЕВКанц. полковая Прилуцкая канцелярия нижайше рапортует. к.7 Репорт... --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | Лайк (1) |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4010 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3561 | Наверх ##
7 апреля 2024 9:31 ЦГИАК ф.51, о.3, д.4502 Книги о собрании з полку Нежинского денег на полкових чиновников и полкових сотенних служителей за 1733 год, отправленние в Глухов в ЕВК.
В конце дела после всех реестров имеется
к.209/л.203 Сведение в ЕВК с полку Нежинского по присланному указу, что есть воном полку артилерийских припасов и чего не имеетмя, до двох нараженних пушок для подъему в военний поход в том ниже сего явствует 1733 мая 13 дня
При полку имеется до двох походних пушок, ядер и дробу с потребу есть Палубов 3, армашей 3, коней 7 воз колесний 1, на нем стелмах 1, коновал 1, коней 3 возов протчих 2, на них козаков кур(енцов?) 2, коней 4.
Под церков походную воз 1, на нем козак 1, седляр 1, коней 3
Под капеляна будка воз и фурманник 1 там же дячок 1, панамар 1, коней 2
Для тренбачов воз 1, на нем куренец их 1, коней 2
Под римара и цюлюрика воз 1, на нем римар 1, хлопец цюлюрик 1, конь 1
Под канцелярию воз 1, куренец 1, коней 2
к.210/л.203 об. Асаул арматний -конь 1 Добошов 2, конь 1 цюлюрик на своем коне
сии мало не все престарелие (кони?) и если далекий поход будет не велми безпечни.
Вишше писанним артилерийским служителем надлежащое число провианта на указние месяци видано з местечок Салтиковой Девици и Олишевки до Артилерии определенних.
Дёгтю бочка возового, а барило доброго для мазаня ремене данни; з тих же артилерийских местечок до вишшписанних всех армат, палубов и возов, шори и полушорки, узди, вожки, обороти, хомути и шлей числом не все имеются; именно При полку не имеется Надобно в поход взять канцеляристов 2, то под них потреба -коней 2, под 4 человека трубачей, под 2 сурмачей коней 6.
Пороху на две пушки сколко повелено будет взять железа для спораження всяких артилерийских потребностей.
Под хоружого артилерийского - конь 1.
В запас дорожний для всякого случаю денег под армати шор пар -4. Под добоша арматского -конь 1.
Подписи Асаул полковой Неж. Мойсей ??? Лузвицкий ? Самойло богдановский атаман Нежинский ............................................. к.217/л.211 Ведомость... в Полковую Переясловскую Канцелярию о артилерии полковой сочиненая року 1733 мая 2 д. .... при артилерии полковой следует нижей сего
Армат шест Семая армата разорваная Армата новая привезенная з Прилуки без запалу да при тих арматах , две армати: една золотоновская, другая ирклеевская, а тие две армати сотеннии при пану Луце Василиевичу асауле Полковому Переяславскому наряженни в поход. З оставшихся при артилерии армат две способние до пальбы.
Гаховница една, шпорогов шист, станков пять, з тих два угодние до походу шоров чотири пари. Пороху полсема каменя и фунтов сем, с того пороху в поход Пну Лукашу асаулове определено каменей шист, а остатку при артилерии полканя и фунтов сем.
Силитри девять каменей без пяти фунтов, серки не имеется и малась? (и малости?) Куль двести, дробу семдесят девят, з того чила дано в поход Пну лукашу куль сто, дробу тридцат... ?
Сирих шкур от упалих коней розними часи двацят чотири, шкур возових три ...агамиц? на гармату двое в поход взято, шверень железний що армати викручуют еден, що в станки кладутся шворнюв железних чотири.
Церковь войсковая походная обветшалая. Казанков медних чотири, два десятушних, а два менших, железний казак спалений един. Шоплиов? три, палубов два добрие, а два ветхие, грайцаров два.
Ведомость о конях войскових до артилерии надлежащих 1733 году ...учинена
Вороних коней чотири Гнедих коней два Мишастих два Конь сивий один Конь рижий лисий Конь белоногий полвий один
Лошаков прошлогодских третяков, а теперь четвертаков,два з этих еден гнедий, другий сроковатий.
Кляч мишастих две Кляч рижих чотири Кляч вороних чотири Кляч гнедих три Кляча гнедая строкатая Кляч сивих три
Лошиц две третяк Лошаков молодих третяков Лошиц две четвертак
Старих Конь чалий один Конь кологривий куплений Конь рижий Конь каштановатий
Стрижчат Лошаков чотири Лошиц три
Приблудние Конь вороний Кобила гнедая
Павел Дах асаул артилерийский, а вместо его по прошению его подписался Дмитро Халчевский.
( и других полков подобная переписка) --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4010 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3561 | Наверх ##
25 декабря 2024 10:32 https://www.prlib.ru/item/1917530ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИТЕЛЯХ СЕЛА ШЕПТАКОВ НОВГОРОД-СЕВЕРСКОГО УЕЗДА ЧЕРНИГОВСКОЙ ГУБЕРНИИЗаголовок Этнографические сведения о жителях села Шептаков Новгород-Северского уезда Черниговской губернии Описи Этнографические и статистические сведения о жителях Черниговской губернии Фонд Рукописи трудов по Черниговской губернии (география, этнография, фольклор) Дело Этнографические и статистические сведения о жителях Черниговской губернии К.4 К №497/11 июля 1849 X №249 Новгород-Северского уезда села ШЕПТАКОВ от священ. Полторацкого Собрав сколько возможным представилось сведения, служащия к определению климата родного моего края, который составляет мою родину, за необходимое считаю я по возможности сказать что-либо о жителях населяющих край, как то: о домашнем быте их, о умственных и нравственных способностях и образовании, равно как о народных преданиях и памятниках: Селение ШЕПТАКИ с прилежащими к нему селениями населено народом по наружности почти сходным с прочими обитателями Черниговской губернии. Природное наречие сего народа ЛИТОВСКО-РУССКОЕ, по которому они всегда переменяют Е на Я, О на iO (Ё), ибо говорят ЯМУ, iОН (ЁН), ЯГО. Но некоторыя слова произносят чисто по рус(с)ки, напр.: что, чего, пойдем, и т.п. Домашний быт сего народа чрезвычайно прост, при том же грубой, не окуратный (аккуратный). Избы устрояются без всякаго вкуса и без малейшаго искус(с)тва, без всякаго внутренняго и внешняго убранства и большею частию БЕЗ ТРУБ, от чего извне черные обкуренные. Обыкновенное платье сего народа буденное: - изпачканная и оборванная СВИТА и ЛАПТИ с загаженными пеньковыми оборами,* *Оборки (оборы) — веревки, которые удерживали лапоть на ноге: они просовывались в специальные петельки на заднике обувки и обматывались крест-на крест вокруг икр поверх онуч (портянок) ОБО́РЫ обо́р; мн. (ед. обо́ра, -ы; ж.). Верёвки, завязки у лаптей, придерживающие лапоть и обвивающие онучи. Мотать вокруг ног о. О. перекрещены на белых онучах.Праздничное:- белая чистая свита, лапти с ременными оборами и белыми обвершками. Пища сего народа самая грубая: в будень изключительно юшка с картофелью; в праздник борщ, блины; в постный К.5 же день так называемая у них ЛИТОВКА. Это составляет у них самое лутшее лакомство и употребляется только в храмовые и высокопраздничные дни. Что же это за ЛИТОВКА? Это кусок соленой рыбы чабака, сжаренный в расквашенной гороховой юшке. В несчастных случаях народ сей чрезвычайно суеверный: Так во время засухи сего года (сверху карандашом- 1849 года) в нашем крае некоторые из них (поселяне) при засухах оставляли скот свой на поле без воды, дабы, прежде чем самым следовало бы в глубине сердца воззвать к Богу о пощаде, вынудить бедное безсловесное творение (животное) своим пронзительным рычаньем завопить к Творцу (Богу) всех тварей об удалении гнева своего. А во время посещения ХОЛЕРЫ, сего страшного быча (бича) Божия, ощутительно коснувшегося, кажется, всех градов и весей, чего сей народ не толковал между собою, чего суевернаго не предпринимал для отгнания сей болезни? Они то представляли холеру девицею, ходящую по селам, и где только остановится и переночует, так не остается ни одного человека живаго, то для прекращения болезни сами коледовали среди ночи по селу, то погребали умерших в покрывалами на гробах, то поговаривали, что если бы больного холерою заживо погребсти, то холерия бы прекратилась. Даже в сие нещастное, страшно испытующее время для духовенства, суеверный сей народ нередко баюкал (говорил) между собою, что если самого попа вбросить в яму, - то мор бы перестал. Вот до какой степени в этих местах чернь неистова и исполнена самых грубых предразсудков. К.6 В умственном же и нравственном отношении народ сей стоит ещё на низкой степени образования. По понятливости чисто-полезнаго-добраго, так и н.пр.(например): до науки и благонравия весьма туп, а к переимчивости худого чрезвычайно склончив, так напр. ходить в церковь в летнее время считают они постыдным, в шинок завсегда ходят; уворовать же у своего владельца считается у них безгрешным. Словом народ сей по уму и сердцу весьма груб и до чрезвычайности хитр. Грамотных мужчин у них ещё мало, а женщин вовсе нет. Памятников глубокой старины в селении ШЕПТАКАХ и прочих прилежащих к нему селениях нет никаких. Народных преданий, кои бы заслуживали бы сколько либо вероятия тоже мало. Только и сохранилось народное древнее предание, что чрез селение ШЕПТАКИ когда то проходил с своими полчищами Карл XII. Равно как и жители села Воробьевки, отстоящего отсюда в 15-ти верстах, выдают за вероятное, К.7 что не далеко от сего села есть довольно возвышенный бугор, издревле названный КАМЕННАЯ ГОРА. Здесь по преданию жителей сего села будто бы находится клад. В доказательство верования сего они говорят, что будто бы когда то два человека соседственнаго села БУДЫ ВОРОБЬЕВСКОЙ, согласясь между собою, пошли в глубокую полночь против Светлаго Праздника к сей горе в надежде, что им откроется клад; / как у них есть общенародное предание, что будто бы в сию только ночь исключительно открываются клады/. Едва только друзья приблизились к сей Каменной горе, как вдруг на встречу им выскочили два белые медведи, разъяренно угнались за ними, так что искатели клада едва спаслись от видимой смерти, потеряв даже свои (сломки? сломни? еломки?), один из них говорят не в продолжительном времени умер, а другой перемещен Помещиком Демидовым в Пермскую губернию. Однажды ещё покушались когда то открыть клад крестьяне села Воробьевки, по фамилии СМОРЩКИ, приехав к Каменной сей горе, он начали рыть и дорились до клада; но едва только показался им сундук с деньгами, К.8 как произошла сильнейшая буря и ужасная темнота покрыла их; из среды сей темноты выскочил воин на белом коне и скрылся с глаз, вдруг явилось им страшное вооруженное войско. От чего почтенные искатели счастия пришли в столь сильный испуг, что бежали оттуда опрометью. Спустя же несколько времени, когода опять начали было искать клад, сундука уже не дорились. Жители сего селения (Воробьевки) указывают ещё одно место, заслуживающее по настоящему более верования, что там непременно должен быть какой либо клад. В четырех верстах от Воробьевки близ Молчанова хутора, среди обширнаго дубоваго леса находится возвышение, пространством на десятину, издревле и поныне называемое ГОРОДИЩЕМ. Это возвышение весьма похожее как бы на военное укрепление, вокруг онаго вырыта конава (канава) с насыпью, на которой и поныне растут огромные деревья. На самом возвышении находится также насыпь. Здесь часто видели в глубокую полночь огонь, как очевидный, по простонародным приметам, признак клада. Наконец, если принять во внимание К.10. правдоподобные рассказы о сем месте священника ГРИГОРИЯ БУЯЛЬСКОГО, умершаго в глубокой старости, переданныя зятю своему, что здесь укрывалась шайка разбойников, а по других предположению здесь был стан шведов, что не слишком давно здесь в вырубленном огромном бортевом дереве найдена большая связка бумаг, которых от давности времени никто не мог почесть. Напоследок, что из прилегающего к сему городищу ручья, во время священствования означенного Буяльского, однажды бреднем вытянут был боченок, окованный железными обручами, деревянного масла, весом в пять пудов, то не трудно согласиться на предположение, что в недрах насыпа Городища заключается много любопытнаго, а может быть и полезнаго. Благочинный священник Стефан? Полторацкий. --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4010 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3561 | Наверх ##
25 декабря 2024 10:49 Этнографические и статистические сведения о жителях Черниговской губернии Доступно только в Электронных читальных залах
Павел Левицкий , священник. Этнографические сведения о жителях гор. Новгород-Северска Черниговской губернии.
П. Танский , священник. Этнографические сведения о жителях гор. Нежина Черниговской губернии.
Алексей Ланчинский , священник. Этнографические сведения о жителях окрестностей г. Суража Черниговской губернии.
Николай Матросов , учитель. Этнографические сведения о жителях гор. Погара и окрестностей его. Приложена рукопись сказок, преданий, стихотворений, загадок и пословиц жителей гор. Погара Черниговской губернии. Приложен 1 рисунок.
Степан Есикорский, учитель. Этнографические сведения о жителях гор. Погара Черниговской губернии и окружных селений его. В тексте встречаются рассказы, песни, пословицы и сказки.
Петр Сахновский , священник. Этнографические сведения о части Сурожского уезда Черниговской губернии.
В. Максимович . Историко-географические и этнографические сведения о селе Держановке Козелецкого уезда Черниговской губернии.
Никита Гусаковский, священник. Этнографические сведения о селе Дунайце Глуховского уезда Черниговской губернии.
Владимир Максимович , священник. Этнографические сведения о местностях в Козелецком уезде Черниговской губернии.
П.И. Гессе, гражданский губернатор. Статистические сведения о Черниговской губернии.
Этнографические сведения о жителях Кобелякского уезда. 1848г.
Андрей Яковлевич Чернолуский, губернский секретарь. Этнографические сведения о Ново-Зыбковском уезде Черниговской губернии.
Яков Гребенников, учитель. Местный язык, псалмы, песни и этнографические сведения по Мглинскому уезду, Черниговской губернии.
Этнографические сведения о жителях селения Гриневки, Роменского уезда. Авторское заглавие: "Сведения о России".
Общее историко-географическое и этнографическое обозрение Черниговской губернии. Две тетради.
Сергей Котляров . Географическое и статистическое описание Черниговской губернии. --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4010 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3561 | Наверх ##
28 декабря 2024 12:04 28 декабря 2024 12:05 https://royallib.com/read/yaku...html#40960ПУТЕВЫЯ ПИСЬМА изъ ЧЕРНИГОВСКОЙ ГУБЕРНІИ, ПАВЛА ЯКУШКИНА Въ монастырѣ (Челнский м-рь) всѣ женщины, повязывая платкомъ кичку, распускали сзади по спинѣ концы платка, который — замѣтить кстати — обыкновенно бываетъ темнаго цвѣта, — между тѣмъ, какъ здѣсь, вездѣ я встрѣчалъ женщинъ повязанныхъ платкомъ, тоже поверхъ кички чайкообразно. Этотъ головной уборъ тѣмъ болѣе похожъ на чайку, что самая кичка очень низка и что сложенный платокъ толсто наматывается книзу. Панёвы здѣсь встрѣтилъ такія, какихъ въ Великой Россіи я не видѣлъ: здѣшняя панёва состоитъ изъ четырехъ, или иногда изъ трехъ полотнищъ матеріи, приготовляемой изъ шерсти исключительно для панёвъ, и эти полотнища не сшиваются, а подвязываются кушакомъ, какъ занавѣски; ежели панёва состоитъ изъ трехъ кусковъ, то спереди панёва не закрываетъ рубашки. Но во всякомъ случаѣ, состоятъ ли изъ трехъ или четырехъ кусковъ, — надѣваютъ передникъ. Лѣтній костюмъ дѣвушекъ немногосложенъ: головной уборъ состоитъ изъ платка, сложеннаго шарфомъ, которымъ обертываютъ голову, не закрывая макушки и завязывая спереди, волосы заплетаютъ или въ одну косу всѣ, или оставляютъ около ушей по локону, не заплетенному, или совсѣмъ не заплетаютъ. Остальной нарядъ — рубашка, подпоясанная поясомъ: иногда надѣваютъ передникъ, который закрываетъ грудь, животъ и ноги до колѣнъ. — Отчего въ церкви, спросилъ я женщину, когда она усыпила своего сына, — отчего въ церкви всѣ женщины были не такъ повязаны платкомъ, какъ обыкновенно? — Какъ же можно, родимый, въ церкви платокъ скрутить? Въ церкви такъ нельзя. — Отчего же? — Да ужъ нельзя: въ церкви надо платокъ распустить. Хоть старуха, хоть молодая, а какъ идешь въ Божію церковь, повязывай платокъ что есть лучшій и концы распусти. — Платокъ у васъ всегда купленный? — У насъ только и наряду купленнаго, что платокъ одинъ; да и тотъ прежде, въ старые годы, не покупали: полотенцемъ повязывали, хоть и въ церковь идти; теперь дома-то и ходимъ съ полотенцемъ, а идти куды-все платочкомъ повяжешь. А дома то все свое носишь, не купленное. — Полотенце вѣдь тоже надо вышить красными хоть нитками; краску надо, чай, тоже покупать? — И, гдѣ покупать! Всего, другъ не накупишься. Да какая у насъ и краска-то. Пойдешь въ лѣсъ, наскоблишь шкурки съ яблонки, вотъ тебѣ и вся краска готова. — Когда же надо яблонку скоблить? спросилъ я: лѣтомъ, или зимой? — Вотъ объ эту пору и скоблить надо. Зимой у васъ никто и не скоблитъ. — Яблонка-то вѣдь портится? — Портится, да что въ ней толку-то? Здѣсь лѣсная яблонка кислая, съ лѣсной яблонки яблочка не скушаешь. А съ хорошей какъ можно скоблить? Мы съ хорошей не скоблимъ. — Вѣдь краски разныя; какъ же вы красите одной яблонкой? — Яблонкой красимъ въ красное, въ черное — ольховой корой, въ желтое — купавки, а то и сандалу прибавляемъ. .................................... Изъ Любовна я повернулъ влѣво и зашелъ въ Хотяиновѣ въ одну избу. Изба стояла на некрытомъ дворѣ; противъ избы, аршинахъ въ пяти, стоялъ амбаръ, соединенный съ избой развалившимся навѣсомъ. Избушка была худенькая, маленькая: не болѣе 6–7 аршинъ въ свѣту, т. е. отъ одной стѣны до другой, и безъ сѣнецъ. Когда я вошелъ, пожилая женщина что-то наливала въ деревянную чашку для мальчика лѣтъ трехъ. ........................................... Отъ Хотяинова или Хотьяиновки до БуГаевки нѣтъ ни одной деревни; только версты за двѣ стоитъ въ лѣсу небольшой хуторъ. Выйдя изъ этого лѣсу, вы сейчасъ же переходите въ Черниговскую губернію. Здѣсь мѣсто вышло пуповиной и передъ вами открывается великолѣпный ландшафтъ: поле, склоняясь въ лѣвую сторону, мѣстами примыкаетъ къ рощамъ, а мѣстами теряется за горизонтомъ; едва верстъ за десять виднѣется Погаръ; вправо у самой опушки нѣсколько крестовъ. Ужъ не могилы-ли несчастныхъ корчемщиковъ? Въ Бугаевкѣ первый шинокъ, стало быть вольница, стаю быть и Maлороссія началась. Сколько разъ мнѣ ни случаюсь въѣзжать въ Малороссію, я замѣчалъ всегда шинокъ почти на самой границѣ и въ этомъ шинкѣ народу вездѣ труба нетолченая!.. Кто ѣдетъ въ Малороссію — встрѣчу справляетъ съ вольницей; кто выѣзжаетъ въ Россію — прощается съ шинкахъ, съ хорошей вольной водкой. Великороссіяне, живущіе часто за десять верстъ отъ границы, тоже часто заходятъ погулять въ шинокъ. Вѣдь шинокъ не то, что кабакъ. Въ кабакѣ, кромѣ водки, можно найти только прошлогодніе калачи, бублики и изрѣдка ржавую селедку. Да и самъ цѣловальникъ не похожъ на хозяина: у цѣловальника за-частую и хозяйства никакого нѣтъ, и весь домъ не домъ, а одинъ кабакъ. Въ шинкѣ для кабака собственно отведено небольшое мѣсто, а въ остальномъ домѣ вы найдете мѣсто и отдохнуть, и закусить вамъ подадутъ. Такъ и въ Бугаевкѣ мнѣ, по постному положенію, подали луку съ квасомъ. Хмѣльнаго народу, по обыкновенію, въ шинкѣ было много, и все бабы: однѣ шли съ богомолья изъ Челнскаго монастыря, другія пришли съ какихъ-то крестинъ — доканчивать крестины… Костюмъ былъ на всѣхъ одинъ, но говоръ слышался и южнорусскій и сѣверный, и, какъ сѣверный говоръ сбивался на южный, такъ и въ южномъ много слышалось сѣвернаго. Во многихъ кучкахъ запѣвали пѣсни или совсѣмъ малороссійскія, или хотя и русскія, но большею частію на малороссійскій ладъ. Малороссійскіе напѣвы, впрочемъ, слышатся довольно далеко отъ границы Малороссіи: я слыхалъ эти напѣвы въ Малоархангельскомъ, Мценскомъ уѣздахъ Орловской губерніи и даже въ Новосильскомъ Тульской губерніи; а въ Кокоревкѣ, за сорокъ верстъ отъ Трубчевска къ Дмитровкѣ, гдѣ мнѣ случилось быть на свадьбѣ, я не слыхалъ ни одного напѣва свадебной пѣсни сѣверно-русскаго: всѣ южные. Въ шинкѣ все шло громче и громче, шумнѣй и шумнѣй, и все безтолковѣй и безтолковѣй. И я, видя, что тамъ дѣлать ничего, пошелъ по деревнѣ. У одного двора сидѣлъ у воротъ мужикъ. — Помогай Богъ! сказалъ я ему, усаживаясь около него на какую-то колоду. — Милости просимъ! отвѣчалъ мужикъ. — Садись, братъ, отдохни со мной. — Эко, сколько народу у васъ въ шинкѣ! сталъ я заговаривать съ нимъ. — Народъ, знаешь, идетъ со всѣхъ сторонъ въ Бугаевку въ шинокъ: здѣсь водка дешовая, да и крѣпоче, чѣмъ въ Трубчевскѣ; вотъ народъ и взялъ такую призвычку ходить въ Бугаевской шинокъ: другой, сердечный, бѣжитъ и не вѣсть откуда на дешевку. — Скажи пожалуйста, отчего у васъ на этой сторонѣ деревни хаты стоятъ на дворѣ, а на той, къ барскому дому — на улицу? — На той сторонѣ постройка старинная: какъ дѣды строились, такъ и теперь строютъ: а такъ почали строить все по новому, всѣ хаты на улицу. — Отчего же? — Такъ господскіе живутъ; господа ихъ и перестроили на свой ладъ, а мы люди вольные, мы козаки, — живемъ, какъ наши отцы, наши дѣды намъ позволили. — Теперь вѣдь нѣтъ господскихъ крестьянъ; бывшіе господскіе будутъ перестраиваться по старому, или же такъ и останутся, какъ господа имъ построили? — Нѣтъ, такъ и останутся… куды имъ!.. — Отчего же? — Они мужики. ............... О солдате. Давно въ отставкѣ? спросилъ я солдата, когда мы съ нимъ сѣли за вино. — Да ужъ давно: съ 834 года на-чистую уволенъ, отвѣчая солдатъ. — Когда жъ ты въ службу пошелъ? — Въ службу пошелъ я въ 806 году. — Долго же ты служилъ! — Да послужилъ таки Богу и великому государю; всего на все моей службы больше двадцати-восьми лѣтъ насчитаешь. — Много, чай, видѣлъ на своемъ вѣку? — Какъ не видать? — Ну, а когда лучше было служить: въ прежнія времена, хоть въ 806 году, или теперь? — Съ которой стороны возьмешь: съ одной стороны было лучше прежде съ другой теперь стало лучше. Льготы солдату стало больше. — Чѣмъ же? — Одежа стала легче. Теперь что солдатская одежа? все равно — ничего!.. самъ и одѣнется, самъ и раздѣнется… Выскочитъ зачѣмъ изъ фронта, — самъ и раздѣлся, самъ и одѣлся, и опять во фронтъ. — А въ старину? — Въ старину было — не то. Бывало, не раздѣнешься самъ, а одѣваться — не то что самъ, а одинъ и не одѣнешь! Бывало, веревкой опояшутъ да кряжемъ скручиваютъ, а поверхъ веревки протупею надѣнутъ. Опять взять штаны, что лѣтнія, что зимнія натянутъ — вошь не подлѣзетъ; все равно, какъ обольютъ штанами ногу ту!.. А станутъ пудрить!.. — А тебя развѣ пудрили? — А какъ же? — И косу носилъ? — Нѣтъ, косы не носилъ, а такъ барашкомъ завивали, да пудрой посыпали. — Кто же? Другъ друга? — Нѣтъ, солдатъ такъ не сдѣлаетъ; на это были особенные парукмахыры; завьетъ тебя парукмахыръ, натретъ голову саломъ, а послѣ мукой посыпетъ; кисти у нихъ такія были; возьметъ онъ кисть эту, обмокнетъ въ муку, наставитъ кисть на голову, да и толкаетъ кулакомъ по кисти, а мука-то на тебя и сыпется… Бывало завтра надо въ парадъ, такъ съ вечера начнутъ убираться… намажутъ голову саломъ, обсыпятъ тебя мукой, такъ спать-то и нельзя: муку оботрешь, волосики помнешь!.. Такъ и сидишь цѣлую ночь, и къ стѣнкѣ прислониться нельзя, и на руку не облокотишься!.. Да и муку-то покупали на солдатскія же деньги. ............................................................ Поднявшись на крутую гору, вы въ самомъ центрѣ города Погара. Много есть на Руси деревень, за какія то услуги, произведенныхъ въ города, и эти города какъ то неловко назвать городомъ; къ числу такихъ мѣстечекъ повидимому принадлежитъ и Погаръ городъ, только къ его титулу «городъ» прибавлено извинительное слово — «заштатный»: все какъ-то не такъ совѣстно. .......... Погаръ городъ, кажется, не такъ честолюбивъ: онъ довольствуется званіемъ заштатнаго города, и съ этимъ званіемъ соединенною властію — частнымъ приставомъ. Кромѣ этого отличія отъ простыхъ деревень, Погаръ имѣетъ уѣздное училище, про которое сказать ничего не могу; я былъ въ вакаціонное время, стало быть и училище видѣть не могъ, но меня поразило то, что въ такомъ городѣ, какъ Погаръ, полный комплектъ учителей, а болѣе всего разсказы, будто во всѣхъ училищахъ Кіевскаго округа — то же!.. И такъ, Погаръ довольствуется званіемъ заштатнаго города; а былъ и Погаръ городомъ. Еще до татаръ стоялъ городъ Родотостье; потомъ сталъ зваться и Радувулъ и Радовое, а наконецъ и Погаръ… Былъ этотъ городъ и княжескимъ, былъ сотеннымъ мѣстечкомъ Стародубовскаго полка, наконецъ и заштатнымъ городомъ; но какъ взглянете изъ за Судогоста на этотъ городокъ, засыпанный весь садами, то, вѣрно, скажете, что Погаръ — городъ, и городъ, который стоитъ на веселомъ мѣстѣ. Верстъ за десять отъ Бугаевки показываются Погарскія церкви, и вы никакъ не ожидаете найти такой маленькій городъ; придя только въ городъ, невольно спросите: для кого же построены 9 церквей? Я въ церквахъ погарскихъ не былъ, но повидимому можно сказать, что онѣ очень бѣдны. — Сколько у васъ церквей, сказалъ я козаку-хозяину, у котораго въ хатѣ остановился въ Погарѣ, - а всѣ церкви съ виду бѣдны. — Бѣдны, отвѣчалъ козакъ:- приходы не большіе, съ чего и богатымъ имъ быть? А приходы такъ бѣдны, такъ бѣдны, что не только церковь, а и попъ бѣдствуетъ! А объ дьяконѣ у насъ и не спрашивай… — Дьяконъ еще бѣднѣй? — Объ дьяконѣ въ Погарѣ не спрашивай. — Отчего же? — Да въ Погарѣ дьякона нѣтъ. — Во всѣхъ девяти церквахъ дьякона нѣтъ? — Во всѣхъ девяти и нѣтъ. — И никогда не было? — Какъ не быть! Были, только теперь во всемъ Погарѣ-городѣ ни одного дьякона нѣтъ. — Отчего жъ такъ? — А Богъ святой знаетъ! — Давно вашъ городъ стоитъ? — Отъ начала вѣка вашъ городъ! Въ нашемъ городѣ сперва самъ сотникъ жилъ. — Какой сотникъ? — Чинъ такой былъ: все равно, что губернаторъ; Погаръ стало быть былъ тоже губернія. — А какъ давно въ Погарѣ сотники были? спросилъ я у козака-хозяина. — Да и были они еще не такъ давно: были старики козаки, что и видали самихъ сотниковъ. ............................ Около Погара и въ сосѣднихъ уѣздахъ много сѣютъ конопли: начиная отъ Кромскаго уѣзда, конопли сѣютъ не только на огородѣ, но и въ поляхъ, разумѣется, удобренныхъ подъ коноплянникъ; а поэтому въ Погарѣ главная торговля пенькой и въ особенности конопляннымъ масломъ. Мнѣ говорили, что пять-шесть здѣшнихъ купцовъ, манныхъ купцовъ, отправляютъ отсюда до 15,000 берковцевъ чистой пеньки. Эти купцы, скупая пеньку нечищенную, нанимаютъ трепачей [8], т. е. работниковъ пеньку трепать — чистить, большею частію, какъ мнѣ говорили, изъ русскихъ и преимущественно изъ Орловской и Калужской губерній. Нанимаются и они артелями, жили всегда по одиночкѣ, я утвердительно сказать не могу; но мнѣ кажется, что между трепачами артелей нѣтъ; всякій получаетъ плату отъ пуда очищенной пеньки, лично самимъ заработанную плату, и заработанную цѣлой семьей. Главный промыселъ здѣшнихъ жителей — маслобойки, или, какъ ихъ здѣсь называютъ, олейны; олейнъ здѣсь въ городѣ болѣе ста, на которыхъ бьютъ преимущественно шапочный олей, т. е. конопляное масло, а не кошелевый; продавливаютъ масло изъ конопли черезъ мѣшокъ или колпакъ, сдѣланный изъ шерсти, а не изъ лыкъ, отчего и олей бываетъ лучше; поэтому погарскій олей, говорятъ, извѣстенъ по всей Малороссіи и даже, прибавилъ разсказчикъ, въ Кіевѣ. Сколько выдѣлываютъ здѣсь олею, я узнать не могъ; но, судя потому, что въ Погарѣ и въ окрестныхъ деревняхъ всю зиму по большей части работаютъ однѣ только бочки для олея, вывозимаго изъ одного Погара, то можно предполагать, что выдѣлывается значительное количество. И не одинъ Погаръ занимается малобойнями, а и по деревнямъ ихъ здѣсь много; мнѣ говорили, что въ Стародубскомъ уѣздѣ есть даже паровыя маслобойни. --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | Лайк (1) |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4010 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3561 | Наверх ##
28 декабря 2024 12:55 https://royallib.com/read/yaku...tml#122880ПУТЕВЫЯ ПИСЬМА изъ ЧЕРНИГОВСКОЙ ГУБЕРНІИ, ПАВЛА ЯКУШКИНА Я зашелъ къ С. А. Мефедову; онъ занимается собираніемъ пѣсенъ, какъ текстовъ, такъ и голосомъ, и потому не удивительно, что онъ близко принимаетъ къ сердцу цѣль моихъ походовъ, и всячески хотѣлъ помочь мнѣ въ моихъ разспросахъ. А какъ онъ самъ уроженецъ Погара, то онъ зналъ, кого спросить, а въ повѣркѣ собранныхъ мною свѣдѣній, онъ для меня не могъ быть никѣмъ замѣнимъ. Преподобный Несторъ говорить, что въ Россіи жили разныя племена. Мнѣ кажется, что внимательно изучая бытъ вашего народа, и теперь можно указать на границы поселеній разныхъ племенъ. Но для этого надобно обращать вниманіе на все: на пѣсни, повѣрья и въ особенности на обряды, архитектуру домовъ и расположеніе дворовъ и одежду. Какъ ни просто устройство нашей деревенской избы, но въ разныхъ мѣстахъ — разныя избы. Въ Малоархангельскомъ, Ливенскомъ уѣздахъ и вообще къ Рязани и Воронежу, деревни строятся большею частію въ одну линію; старой постройки избы, кажется, обыкновенно стояли во дворѣ, а теперешней — на улицу чаще; во всякомъ случаѣ — въ одну линію: ежели не избами, то дворами; начиная кажется съ Никольскаго, Орловскаго уѣзда, деревни стоятъ ломаной линіей; между двумя избами небольшая площадка: на одной сторонѣ ворота во дворы, а въ глубинѣ этой площадки ворота на задворокъ, гдѣ сѣно, сохи, бороны. Къ Рязани же и къ Воронежу, задворки стоятъ противъ избы, черезъ улицу. Теперь опишу дворъ и домъ богатаго жителя Погара. Домъ стоитъ на углу улицы; вы входите съ улицы въ сѣнцы, изъ которыхъ одна дверь ведетъ въ свѣтлицу, другая въ свѣтелку, третья въ пекарню, четвертая въ пристѣнокъ, пятая на улицу и шестая во дворъ; въ свѣтлицѣ три окна, въ свѣтелкѣ и кухнѣ по одному. Печь стоитъ между дверьми, ведущими въ свѣтлицу и свѣтелку. Войдя въ свѣтлицу, по одну руку у васъ стоитъ печь, по другую судникъ — шкафъ съ посудой. Со двора на улицу ходъ въ ворота, около воротъ клѣть, которая иногда называется хижа и строится въ глубинѣ двора. Рядомъ съ клѣтью — повѣть. Подъ повѣтью дровы, сѣнникъ, погребъ съ повѣткой подъ навѣсомъ, около другихъ сторонъ двора черезъ форточку, т. е. калитку, ходъ въ садокъ. Теперь перечислю названіе одежды. Про мужскую я многаго сказать не могу: свитка, кожухъ и бѣлая рубашка съ прямымъ воротомъ на выпускъ, т. е. сверхъ штановъ; въ деревняхъ бросается въ глаза колпакъ, т. е. шапка изъ, войлока, очень похожая на круглыя шляпы гречневики, только съ полями пальца въ три шириною, которыя плотно лежатъ къ тульѣ; да изрѣдка зипунъ: свита съ перехватомъ назади. Женщины въ Погарѣ повязываютъ голову поверхъ колпака платкомъ; эта повязка очень напоминаетъ казацкую шапку. Сперва дѣвушки носили одну кладочку, теперь же часто повязываютъ голову по женски, выпуская только сзади или косу во всю длину съ лентой въ концѣ или складываютъ вдвое; концы волосъ подкладываютъ подъ низъ. Какъ женщины, такъ и дѣвушки, носятъ юбку, которую здѣсь называютъ сподницей, или саянъ, кабатъ-сарафанъ, кохту, шушунъ. Панёвъ въ городѣ не видалъ, въ деревняхъ же носятъ панёвы больше круглыя, т. е. сшитыя. У всякой женщины и у всякой дѣвушки есть свои собственныя скрыни и кублы съ замками, гдѣ онѣ сохраняютъ принадлежащія имъ вещи — наряды, холсты и проч. Скрыня — это сундукъ, а кубла или купель — ушатъ съ крышкой, которая закладывается брускомъ, продѣтымъ сквозь ручки ушата и послѣ запирается замкомъ. Ничто въ настоящее время такъ быстро не теряется, какъ старинный костюмъ: что носилось обыкновенно лѣтъ десять назадъ, то теперь сдѣлалось вещью, нужною только для кабинета антикварія. Мнѣ хотѣлось достать для русскаго географическаго общества однодворческій костюмъ Малоархангельскаго уѣзда, и, не смотря на все мое стараніе, новаго всего костюма я достать не могъ. Даже заказать теперь некому: мастера перевелись; и я долженъ былъ довольствоваться подержанными, поношенными вещами. О головныхъ уборахъ должно сказать тоже: кички быстро уничтожаются, а дѣвушки… Я вспомнилъ слова одной однодворки — дѣвушки въ Малоархангельскомъ уѣздѣ; она говорила: «На праздникъ-то и мы принарядимся: мы, дѣвушки, волосы въ метелочки заплетемъ и косу корзиночкой прикладаемъ; ну, а дамамъ этого нельзя.» Кичка очень неудобна; я не пожалѣю, если она повсемѣстно замѣнится чѣмъ нибудь… только не плетеночками… не корзинкой… А жаль будетъ, если въ настоящее время не будутъ описаны всѣ костюмы, употребляемые русскими. Да и многое скоро пропадаетъ: съ уничтоженіемъ крѣпостнаго права, распространится грамотность, а съ грамотностію потеряютъ святость прадѣдовскіе обычаи и забудутся народомъ… Сказавши нѣсколько словъ объ жильѣ, одеждѣ Погарцевъ, надо сказать и объ ихъ языкѣ; не бравши на себя обязанности составлять грамматику ихъ говора, приведу лучше нѣсколько пѣсенъ, съ удержаніемъ выговора. (Песни- стр.7) стр.8. О собирании братщины. .......................................... Привычная въ гоньбѣ хозяйка-жидовка, пока мы толковали, приготовила мнѣ пообѣдать. Не успѣлъ я съѣсть своей яичницы, какъ вошелъ ко мнѣ сперва жидъ — шинкарь, потомъ хозяйка съ дочкой или невѣсткой, замужней жидовкой лѣтъ 12–13. Хозяинъ обратился ко мнѣ съ просьбой списать портретъ со всего его семейства. Я отговорился отъ этой чести; но настоящимъ заправскимъ живописцамъ хорошо бы было нарисовать молодую жидовку для патологическаго кабинета: такого изнеможеннаго вида, такого неподвижно-тупаго взгляда, такой видимой вонючести во всемъ — не скоро встрѣтишь, да развѣ только вы еще увидите мальчика — монастырскаго служку. Говорятъ, что у жидовъ это происходитъ отъ ранняго брака; у монастырскихъ служекъ, вѣроятно, отъ какихъ нибудь другихъ причинъ. ......................... Тебѣ далеко идти со мной по одной дорогѣ? спросилъ я послѣ небольшаго молчанія. — Нѣтъ, не далеко; да тебѣ все одна дорога — Царева. — Какая Царева? — А эта самая Царева дорога и есть, по которой мы съ тобой идемъ. — Откуда же начинается Царева дорога? — Начинается Царева дорога отъ самой отъ Дмитровки [15] и ждетъ до самаго Стародуба. — Отчего же она прозывается Царевой? — Да кто ее знаетъ! Разно народъ болтаетъ: одни говорятъ, что когда царь Петръ на Литву подъ Полтаву ходилъ, такъ здѣсь приказалъ дорогу проложить. Тогда здѣсь все лѣса были; Петру царю нельзя было свою армію здѣсь вести по лѣсамъ да по болотамъ; царь и приказалъ просѣки прорубить, мосты помостить… Оттого, говорятъ, и дорога прозывается Царевой. А другіе болтаютъ, что за Трубчевскомъ былъ царскій винокуренный заводъ; такъ говорятъ, отъ того завода дорога стала царской; кто ее знаетъ!.. — Что будутъ до Стародуба деревни? спросилъ я встрѣтившуюся бабу, когда мнѣ достаточно надоѣло это безлюдье. — Да подъ Стародубомъ будетъ Мериновка, отвѣчала та мнѣ. — А до Мериновки не будетъ жилья? — Не будетъ. — Да вонъ, кажется, дымокъ изъ-за лѣсу; такъ кто-нибудь живетъ? — Да тамъ никого не живетъ. — Отчего же дымъ? — Да такъ жидова живетъ. — Развѣ жидова не люди? сказалъ я и отправился къ жидовѣ. Жидъ — шинкарь и красильщикъ; стало быть человѣкъ для всѣхъ нужный; но вы удивитесь, видя обращеніе съ нимъ народа: это не пренебреженіе, тѣмъ менѣе не ненависть, но что-то такое, чего я выразить не могу. Народъ здѣшній смотритъ на жидовъ, какъ на животное. Ежели мужикъ проситъ въ долгъ горѣлки, то далеко не унижается; а между собою о нихъ и при нихъ мужики говорятъ, не стѣсняясь никакими выраженіями и вполнѣ выражая свое объ нихъ понятіе. Мнѣ ни въ одномъ кабакѣ не случалось слышать такихъ разсказовъ при женщинѣ, будь она московка или малороссіянка, какіе вы услышите при женщинахъ жидовкахъ, даже въ трезвомъ видѣ. Передъ вечеромъ я пришелъ въ Стародубъ. 1861 --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | Лайк (1) |
|