Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
0_16c1e7_ffe89db8_L.png

🎎 Генеалогический сувенир

Раритетные вещи, переходящие по наследству, вызывают восторг...

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 295 296 297 298 299 * 300 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, valcha, dimarex
Atkara-EV

Atkara-EV

Очень среднее Поволжье
Сообщений: 6066
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 8435

Tomilina написал:
[q]
В 1870 году Мамонтов купил усадьбу Абрамцево у писателя Аксакова. В 1889 году была создана экспериментальная художественная мастерская для возрождения русской майолики — изделий из цветной обожженной глины, покрытых непрозрачной глазурью. Решили возродить гончарное искусство, но с прогрессивными деталями (новшествами). Вот там появились первые керамические панно, сначала для печей, позже для посуды.
Первые художники были - Михаил Врубель и Петр Ваулин. Мне думается, что Врубель и Вашего цветка автор, т.к. его первые прорисовки были растительные (цветы, ягоды, овощи).
[/q]


Вариант с майоликой мне тоже встречался.
Изделие явно поточное - на аукционах продается не то чтобы массово, но не единично.
Стилистика модерна? Безусловно. Интересно, что за цветок? На кактус похож.
---
Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
Лайк (1)
Atkara-EV

Atkara-EV

Очень среднее Поволжье
Сообщений: 6066
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 8435

южа написал:
[q]
все без клейм.
[/q]


Да, у всех на дне вытиснены цифры, как и у моего.
Тем интереснее))
---
Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
A_Kot

A_Kot

Пермский край
Сообщений: 694
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 1916

Atkara-EV написал:
[q]
Этот кувшин совершенно точно не 70-х годов. Человек 1940 г.р. помнил его с раннего детства, а в семидесятые он был уже древненьким)). В крайнем случае - двадцатые-тридцатые годы выпуска
[/q]

В Аургазинском музее имеется точно такой, датирован у них 1917-м годом.

Atkara-EV написал:
[q]
Интересно, что за цветок? На кактус похож
[/q]

Это определенно весьма симпатичный филокактус101.gif
Лайк (4)
Atkara-EV

Atkara-EV

Очень среднее Поволжье
Сообщений: 6066
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 8435

A_Kot написал:
[q]
Это определенно весьма симпатичный филокактус
[/q]


Ну конечно, это цветок эпифиллума! Просто браво! hug.gif
Целых 10 лет я собирала коллекцию кактусов, на 4 подоконника))
Даже грустно, что уже все названия забыла....
---
Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
Лайк (3)
Tasha56
Почетный учаcтник

Tasha56

Россия
Сообщений: 13423
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37423
На сообщение >>>
Интересный кувшин.
Михаил Врубель, поступив на работу в мамонтовские мастерские, проходил курс обучения в Строгановке...
В то время многие ученики копировали старые интересные изделия, осваивая разную технику исполнения.
Об этом можно узнать из фильма https://www.yandex.ru/video/preview/3410325656508480432
Где-то есть (по сети) отдельные акварели с цветами Врубеля, которые он делал для гончарного производства.

Tomilina
Если мне память не изменяет, то Врубель перенял у какого-то итальянца способ объемного (сейчас говорят - 3D) керамического панно?


---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (2)
MARIR
Марина

MARIR

Россия, Самарская область
Сообщений: 2234
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2672

Atkara-EV написал:
[q]
Коллеги, я к вам с очередной находкой/задачкой/загадкой.

Вот такой милый кувшинчик с модерновским рисунком живет в семье тетушки более 80 лет.
В сети его атрибутируют и как кузнецовский, но клейма на нем нет. Есть мнение, что это реплика фабрики Кузнецова эпохи ранних советов.
Что скажете?
[/q]


Декор - "рождественник", рождественский кактус (ныне шлюмбергера).
Вряд ли это время Советов. возможно что-то на рубеже...

Рельефный декор встречается
Конаковский фаянсовый завод (ЗиК Конаково)
https://www.monetnik.ru/obuche...vyj-zavod/

---
РОДОСЛОВНАЯ - ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА. Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА
Лайк (2)
Tomilina

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7741
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13320

Tasha56 написал:
[q]
Tomilina
Если мне память не изменяет, то Врубель перенял у какого-то итальянца способ объемного (сейчас говорят - 3D) керамического панно?
[/q]


День добрый.
В данном случае память подвела. Не совсем так. 101.gif
Ваулин Петр Кузьмич по образованию химик-технолог много времени уделял экспериментам и исследованиям керамических материалов. Они как-то сразу стали единомышленниками с Михаилом Александровичем Врубелем, позже к ним присоединился Савва Иванович Мамонтов, который был очень любознательным по многим темам человеком, а уж гончарное производство его влекло с детства.
Союз Врубеля и Ваулина принес известность мамонтовским мастерским керамических изделий. Изучив способ восстановительного обжига мавританской Испании XIII—XV веков, Михаил Александрович и Петр Кузьмич открыли поразительные возможности керамики (придавать блеск изделиям, готовить изделия под покраску, накладывать мозаику на глину и др.) Отличительным элементом декора изделий стал прием объемного керамического панно (фигурные фрагменты на глине).
В это же время этот способ активно применял известный испанский архитектор Антонио Гауди. Врубель и Ваулин изучали подетально работы Гауди. Врубель стал применять как и Антонио скульптурную лепку. Это были 1899—1900 гг. Дальше не продолжаю.


MARIR написал:
[q]
рождественский кактус (ныне шлюмбергера).
[/q]

Тоже сразу вспомнила "Декабрист" по изображенным веточкам на кувшине
scale_1200.jpeg


MARIR написал:
[q]
Рельефный декор встречается
Конаковский фаянсовый завод (ЗиК Конаково)
[/q]

Речь в моем сообщении шла о первопроходцах способа оформления керамических изделий.
Конаковский завод - это фаянсовый завод. Каолин к каолину хорошо клеится. Этот способ был известен еще при Ломоносове.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (2)
Tomilina

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7741
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13320
Atkara-EV
Лена, попробуйте поискать историю завода Дрейлингсбуша (заводы Кузнецовых).
Сейчас это квартал Дрейлини Видземского предместья, Рига.

Вот кувшин, похожий на Ваш
kuznecovskaya_forma.jpg
А вот его клеймо
kuznecovskaya_forma2.jpg

Марка печатная черным подглазурная: «Товарищества М.С. Кузнецова. K.R.M DREYLINGSBUSH» под двуглавым орлом.
[q]
Завод товарищества М.С. Кузнецова был основан в 1841 г. на границе Риги и Дрейлингсбуша. До первой мировой войны граница городов проходила как раз по середине завода, таким образом, одна половина территории фабрики находилась в городе Риге, а другая — в Дрейлингсбуше. Через два года была выпущена продукция. В 1861 г. на производстве работало 105 человек, в основном прибывших из Гжели и Дулево, а в 1908 г. на предприятии занято свыше 2500 работников. Завод был прекрасно оборудован. В первые годы вырабатывался фаянс. Производство фарфора освоили в начале 1850-х гг.
[/q]

В фаянсе есть каолин, но процентов 20-30, а глины больше (до 70–80%). В связи с этим готовое изделие из фаянса отличается от фарфора более пористой структурой и меньшей прочностью. Поэтому фаянс всегда сверху покрывают глазурью (иначе он будет впитывать любые жидкости). Фаянс - материал средний между керамикой и фарфором.

Заводы Кузнецовых после 1900-х уже были знакомы с разными способами нанесения декоров. Многие мастера и художники учились в Строгановке и между собой общались, делились опытом, вместе участвовали на выставках.
dreilini.jpg

Вы крепили ссылочку на похожий кувшин, но не обратили внимание на клеймо.
Почему я не согласилась с Конаковскими мастерскими, т.к. фаянсовые массы использовались разные. На конаковской фабрике используется твёрдый фаянс.
Такой фаянс называют также полевошпатным, так как в качестве флюса используются разные полевошпатные породы.
У Вас кувшин из глинистого фаянса (легко принять за керамику). Эта масса использовалась где-то до 1925 года.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (4)
Tasha56
Почетный учаcтник

Tasha56

Россия
Сообщений: 13423
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37423

Tomilina написал:
[q]
У Вас кувшин из глинистого фаянса (легко принять за керамику). Эта масса использовалась где-то до 1925 года.
[/q]

Про массу ничего сказать не могу, не знаю.
Нашла в Каталоге по клеймам кузнецовских заводов, что указанное клеймо «Товарищества М.С. Кузнецова. K.R.M DREYLINGSBUSH» использовалось в период 1889-1918 гг.
Вот кувшин этого же завода и с этим же клеймом -
kuvshin_4.jpg
Я не умею отличать деколь от ручной росписи, поэтому описать природу рисунка не берусь, но форма кувшина аналогичная.
Что касается фактуры тулова кувшина Лены (выпуклости на белой глазури), то это не прорисовка, а вдавливание по глине по шаблону (трафарету)... мне так видится.
kuvshin3.jpg
Если учесть, что в Абрамцево Михаил Врубель и Петр Ваулин разработали способ объемного керамического панно в период после 1900 года, то вполне возможно, что кувшин в мастерских Дрейлингсбуша (место в Риге в районе улиц Лубанской (сейчас Лубанас) и Славянской (сейчас Славу). Как раз на Славянской и находилась фабрика Кузнецова) был изготовлен до 1918 года. Но на кувшине Лены уже нет клейма, поэтому год изготовления мог быть в период с 1918 - 1925 гг.

A_Kot написал:
[q]
В Аургазинском музее имеется точно такой, датирован у них 1917-м годом.
[/q]

Предмет не проходил атрибуцию, списались с музеем. Дата указана со слов хозяйки кувшина, сдавшего его в музей.
kuvshiny.jpg

Дополнение -

...В 1917 г., спустя шесть лет после смерти Матвея Кузнецова «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий» было национализировано. Все заводы, кроме фабрики в Риге, отошли государству. В послевоенное время фабрики продолжали работать бесперебойно благодаря отлаженной схеме и представляли собой отдельные предприятия. Многие были переименованы, некоторые ликвидированы. Ассортимент изменился, к нему добавился агитационный фарфор с изображением советских лозунгов и эмблем. Изделия, которые создавались художниками и скульпторами на бывших кузнецовских предприятиях стали лучшими образцами советского фарфора.
https://www.raritetus.ru/texts...lko-stoit/

Изделия стали выпускаться после 1918 года без клейма "Товарищество...", а под номерами (номера проходили по Каталогу завода, где указывался автор рисунка и т.д.)
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (3)
Tomilina

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7741
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13320

Tasha56 написал:
[q]
указанное клеймо «Товарищества М.С. Кузнецова. K.R.M DREYLINGSBUSH» использовалось в период 1889-1918 гг.
[/q]

Уточню, что
K.P.M. - Kuznecov Porcelain Manufacture (Кузнецовская фарфоровая мануфактура).

Поскольку Рижский завод "Т-ва М.С. Кузнецова" оказался единственным из всех предприятий фарфоровой мануфактуры, который не был национализирован, он оказался единственным действующим предприятием практически для всех семей потомков Матвея Сидоровича. Все Кузнецовы были из старообрядцев, на заводе работали, в основном, русские старообрядцы из Гжели, Дулева и т.д., большую прибыль предприятие в принципе давать не могло по многим причинам, и прежде всего - из-за падения спроса. Кроме того, в период Первой Мировой войны из-за опасности сдачи Риги германским войскам, с предприятия вглубь России было вывезено всё самое современное, представляющее хоть какую-то ценность оборудование, поэтому прибыли Кузнецовы в Ригу фактически на пепелище.

Завод просуществовал до 1941 года.
[q]
С 1918 по 1920 гг. на заводе работали единичные мастерские.
Завод возобновил производство 1 октября 1920-го года, использовав чудом сохранившуюся в подвалах фарфоровую массу. Считается, что Михаил Матвеевич, бывший руководитель завода, удачно продал коллекцию фарфора, и на вырученные деньги... Или же это позднейшие сказания, но в любом случае деньги на возрождение предприятия у семьи нашлись. "Т-во М.С. Кузнецова" по новым законам Латвии в 1922-м году пришлось перерегистрировать как АО "М.С. Кузнецов". Директором выбрали Николая Матвеевича, коммерческим директором поставили Георгия Матвеевича, должность руководителя цеха фарфоровой массы занял Сергей Матвеевич. Георгий Александрович исполнял административные функции, Матвей Николаевич отвечал за химию производства, а Александр Михайлович стал старшим технологом.
[/q]

scale_2400_(7).jpeg
scale_2400_(8).jpeg

Фото прибл. 1933-1936 гг. Смотрим второй ряд снизу - седобородые, с усами, лысые сыновья М.С. Кузнецова (слева направо: Михаил Матвеевич Кузнецов (третий слева), Георгий Матвеевич Кузнецов, Николай Матвеевич Кузнецов, Сергей Матвеевич Кузнецов. Всего среди Матвеевичей было пять братьев и две сестры. В начале 1930-х годов Кузнецовы пригласили директором главного химика предприятия Мартинша Калниньша (по-другому, Мартин Калнынь, на фото - второй ряд снизу, первый слева), он привлёк к сотрудничеству национальные кадры - художников Яниса Кугу, Романа Суту, Юлия Мадерниекса, Вилиса Васариньша и Герберта Манголда.
Фото взято из свободного доступа в интернете.
scale_2400_(6).jpeg

"Порцелиновый фан" https://vk.com/club221912172 .
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (4)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 295 296 297 298 299 * 300 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, valcha, dimarex
Генеалогический форум » Разговоры » Салон друзей » 🎎 Генеалогический сувенир [тема №3593]
Вверх ⇈