Владимир Пузиков г. Благодарный Ставропольского края Сообщений: 1416 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 639
| Наверх ##
4 декабря 2024 17:51 Гулова, видимо, надо разыскивать по Александровке Орджоникидзевской области, а не Орджоникидзевского края.
А насчет Ставропольской Александровки есть очерк:
СЕЛО АЛЕКСАНДРОВКА 1866 г.
В 1868 году вышел в свет «Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии», выпуск первый. В нем опубликован очерк «Село Александровка» священника Григория Федоровича Нигриева – действительного члена Ставропольского губернского статистического комитета. В очерке дано описание села Александ-ровки, обрядов и обычаев его жителей по состоянию на 1866 год. Из очерка: «…Село Александровка основано в 1790 годах пер-воначально хутором в 30 дворов, перешедших из селения (ныне станицы) Александрии, от коей и получило свое название. Село расположено в низменности по обеим сторо¬нам реки Буй-волы. С востока, юга и запада тянется го¬ристый кряж, составляю-щий ветвь гор, идущих от мест¬ности реки Калаус. По преданиям старожилов местность, на коей осно¬валось село, в прежнее время обитаемо было кавказски¬ми горцами, которые, занимаясь скотоводством, имели здесь у себя много буйволов, по-тому и речка, служив¬шая для них водоемом, получила оттого у рус-ских поселенцев название Буйволы. Урочищ к северу от селения в степях трухмянских много, но все они имеют названия татарские и населены трухмянами, почему для объяснения названий их трудно отыскать какие либо сведения в преданиях этого народа. Церковь в селении одна, деревянная, во имя велико¬мученика Дмитрия Мироточца. Из акта, при церкви имеющегося, видно, что церковь построена в 1841 году тщанием прихожан, а по преда¬нию известно, что прежде церкви существовала здесь часовня. Первоначальные жители Александровки были почти все моло-кане, но они выселены впоследствии по распоряжению правитель-ства в за Кавказский край. Жители села Александровки говорят по большей ча¬сти наречи-ем великорусским, но сохраняется еще и мало¬российский говор. Достойно замечания то, что у велико-россиян здешних буква «а» в разговоре почти всегда заме¬няется при произношении имен собст-венных буквою «я», например Ванька – Ванькя, Танька – Танькя, вместо слова «ещё» говорят «ишо»… Священник Г. Ф. Нигриев подробно описал быт крестьян, как они одевались, что употребляли в пищу: «…Мужской пол в будничные дни обыкновенно носит овчин-ную шубу, суконный зипун, овчинную шапку, холщевые рубахи, а из обуви поршни из сыромятной кожи. Женщины употребляют для одежды также овечью шубу и холщевые, а иногда и ситцевые ру-башки, юбки, поршни, сапоги, а иногда и башмаки. В праздники муж¬чины одеваются в суконные поддевки-бекешки, носят на голо-ве картузы; женщины – нанковые халаты и сарафаны. На девушках в недавнее время стали появ¬ляться городские кофты и пальто; в ко-сы обыкновенно вплетают множество разноцветных лент. Жители употребляют в пищу в зимнее и осеннее время хлеб пшеничный, щи с капустой и с бараньей или говяжьей солониной, кашу с молоком или с бараньим жиром, сме¬тану. Вареная курица или петух составляют лакомые ку¬шанья. В весеннее и летнее время вся пища крестьянина состоит из квасу, галушек из теста, сварен-ных в воде, арбузов, дынь, огурцов и луку. Капуста и картофель на зимнее время привозятся из ближайших городов». В округе села Александровки леса произрастало мало, потому «…жилища поселян, за исключением немногих деревян¬ных домов, равно заборов около дворов, все почти сле¬плены из обломков дико-го камня с примесью глины, или же построены из сырцового кир-пича. Амбары же, где хра¬нится хлеб, исключительно строятся дере-вянные, кровли домов и разных служб соломенные. В окрестностях села произрастает рощами вербовый и тополевый лес, который кре-стьяне употребляют на разные домашние подел¬ки. Для топлива же обыкновенно приготавливают кизяк, или употребляют солому и степной бурьян. Всех кре¬стьянских жилищ считается в селе Александровке 519. На берегу реки Буйволы у крестьян, обыкновенно в конце гумна, находится много бань, но они курные и по¬строены из сырцового кирпича, и потому вообще чрез¬вычайно грязны. Сложенная вместо печи большая куча камней нагревается соломой». В 1866 году население села Александрии состояло из казенных крестьян. Численность населения достигла 3800 душ обоего пола. Жители занимались преимущественно хлебопаше¬ством, скотовод-ством и овцеводством, разводили огороды и виноградники. Из очерка Г. Ф. Нигриева: «…Из хлебов в достаточном количе-стве сеют озимую пшеницу, рожь, овес, ячмень, лен, коноплю, про-со и в малом количестве горох, чече¬вицу и фасоль. Чумачеством и извозами не занимаются. Обрабатывают поля преимущественно рогатым ско¬том, волами. У жителей села Александровки находится крупного рогатого скота примерно до 20000 голов, овец более 45000. Лошадей кресть-яне держат по две и по три каждый домохозяин. Рогатый скот мало употребляется в пищу самими жителями, а более распродается на яр¬марках. Весь скот содержится круглый год под открытым небом, летом на пастбищах; зимой на так называемых ко¬чевьях, где от вьюг и непогод, а частью и от недостатка присмотра и ухода, гибнет много овец». В селе на низком уровне было медицинское обслуживание на-селения: «…В случаях болезни жители прибегают к помощи знаха-рей, а по большей части обращаются к повиваль¬ным бабкам, кото-рые лечат разными нашептываниями. Фельдшер на всю волость, состоящую из 10 селений, один. Ему и вообще медикам народ мало доверяет в болезнях и мало к ним обращается как потому, что без особенной платы фельдшер никогда не явится к боль¬ному, так и потому, что он обращается за справкою о больных только в сель-скую управу, которая не может знать, кто болен и кто здоров. Во время лета, от из¬лишнего употребления жителями овощей, и от стоячей загнивающей в речке воды, из которой народ пьет воду, постоянными болезнями бывают лихорадки и тифоз¬ные горячки, из коих последняя известна у жителей под именем младенческой бо-лезни или порчи». Население села Александровки малограмотно: «…Сельских жи-телей вполне грамотных, т. е. умею¬щих порядочно читать и писать, нет, а есть малограмот¬ные, число коих также не велико и не более 15, а женщин крестьянок, умеющих только читать, не более 5». Да и условий для обучения жителей села, даже детей, не было. Лишь в единственном казенном мужском приходском училище, в котором учителем состоял свя¬щенник Григорий Нигриев, в год можно было обучать до 50 мальчиков. Священник обучал детей чтению, письму, первым четырем дей-ствиям арифметики, счетоводству и За¬кону Божию. --- Ищу Пузиковых из села Александрии Благодарненского района Ставропольского края; Купцов Меланьиных, Немовых, Турчаниновых, Львовых, Лелековых из с. Александрии и с. Благодарного Ставропольской губернии. |