История комсомола в Ракше(материалы исследовательской работы учащегося 8-го класса Ракшинского филиала МБОУ Большекуликовской СОШ
Коршунова Алексея Алексеевича, руководитель -
Скопинцева Людмила Васильевна, 2018 год. Примечания в конце текста)
I. Как всё начиналось
День комсомола – праздник такой,
Который нельзя обойти стороной.
День комсомола – праздник людей,
В которых всегда бил источник идей…
1917 революционный год открыл перед молодёжью дорогу к свободному труду, к образованию. Летом 1918 года в Моршанске возникла молодёжная организация, которая называлась «Союз рабочей молодёжи имени Интернационала». Она ещё не имела твёрдой программы, но ставила перед собой цель – политическое воспитание юношей и девушек.
Комсомольские ячейки возникали и в сёлах Моршанского уезда. Уездный комитет комсомола был избран на уездной конференции РКСМ в апреле
1920 года. Деятельность комсомольской организации направлялась уездным комитетом партии.
Первым организатором Ракшинского комсомола был малограмотный паренёк, выходец из крестьянской семьи,
Ядов Саша (
мое примечание: в будущем -- отец известного советского и российского социолога, Ядова Владимира Александровича . По ссылке - материал о семье и выписки из метрик о рождении Александра Григорьевича, а также его родных братьев, упоминающихся в работе, Владимира Григорьевича и Сергея Григорьевича).
О событиях
1919 года он вспоминал следующим образом: «…эти события хорошо сохранились в моей памяти, так как работая рассыльным при Ракшинском волиспокоме был свидетелем и участником многих мероприятий проводимых в то время в Ракше, например, вызывал в исполком кулаков для вручения им задания по продразвёрстке, оповещал представителей бедноты о заседаниях в волисполкоме, расклеивал революционные призывы. В здании исполкома проходили заседания недавно возникшей ячейки коммунистов , на многих из них мне разрешали присутствовать. Весной 1920 года Ракшинская партийная ячейка командировала меня в Моршанский коммунистический университет
[прим.1]».
Так малограмотный подросток стал студентом или, как тогда говорили, слушателем университета, да не простого, а коммунистического.
В сентябре 1920 года Александра в университете приняли в комсомол. Секретарём ячейки был
Ваня Стародубов – юноша рассудительный и энергичный.
На комсомольских собраниях чаще всего рассматривались вопросы о текущем моменте. Решения принимались конкретные: «Выделить 10 человек на погрузку дров» или «Всем принять участие в субботнике». На комсомольских собраниях также изучалась речь В.И.Ленина, с которой он выступал на ΙΙΙ съезде РКСМ.
В эту пору шла гражданская война и многие из товарищей Александра Ядова сложили голову за Советскую власть. Так в 1918 году на Восточный фронт добровольцем ушёл
один из организаторов комсомола в Моршанске Чеботарёв Вениамин, где и погиб.
В 1918 году ушла с отрядом на Южный фронт по путёвке Укома комсомола вожак комсомольской ячейки Моршанска
Русина Полина [прим 2.] Все слушатели университета были зачислены в часть особого назначения – ЧОН, так как вследствие бандитских налётов Тамбовская губерния и, конечно же, Моршанский уезд были объявлены на осадном положении. Днём учились, а вечером получали винтовки, патроны и выполняли задания по патрулированию и охране городских объектов. Были случаи, когда стояли в почётном карауле у гробов с жертвами бандитских налётов.
Наступила весна
1921 года. Учёба в коммуниверситете подходила к концу. Перед отъездом комсомольцы собрались в укоме РКСМ. Секретарём укома был тогда
Ваня Успенский. Он поставил задачу по организации ячеек комсомола в сёлах и деревнях и выдал по десять анкет приёма в комсомол.
По приезде в Ракшу волостной исполнительный комитет назначает Ядова Александра заведующим Ракшинской библиотекой, которая была недавно открыта. Несмотря на то, что село переживало много трудностей, читателей было много. Пожилые люди спрашивали книги о происхождении жизни на земле; что такое гром и «молонья»; про земельный закон Советский власти; читали популярную в то время
газету «Беднота». Молодёжь интересовалась произведениями классиков, особенно творчеством А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, М. Горького. «Работа в библиотеке, - вспоминал А. Г. Ядов, - дала мне возможность общаться с молодёжью, с которой велись задушевные беседы о комсомоле, задачах молодёжи, о политике партии в деревне, об отношении Советской власти к середняку и беднейшему крестьянству. Вскоре разошлись все анкеты о вступлении в комсомол
[прим. 3]».
Поручительство давали коммунисты и больше всех секретарь Ракшинской партийной ячейки
Павел Дмитриевич Колчин. Это был грамотный коммунист, всецело отдававшийся партийной работе, пользующийся большим авторитетом на селе. В то время Ракшинская партийная ячейка была небольшая, но сплочённая и работоспособная. Из числа коммунистов следует назвать
Рожкова Василия Ивановича, степенного, выдержанного, рассудительного человека, чем-то обликом напоминавшего М. И. Калинина. Помимо крестьянства он хорошо знал портновское ремесло.
Другим коммунистом был пожилой крестьянин
Малинин Василий Игнатьевич, который никаких выборных должностей не занимал, но как-то получалось так, что он всем всегда старался быть полезным советником. Позднее он выселился из Ракши в посёлок, названный по его фамилии – Малиновка.
В числе молодых коммунистов (по возрасту) был
Кульнев Василий, бывший моряк из интеллигентной семьи (отец – фельдшер, приехавший в Ракшу в голодный 1919 год). Его брат
Юрий и сестра
Юлия в числе первых вступили в комсомол и были активными участниками художественной самодеятельности.
В Ракше, кроме церковников, были баптисты, которые усиленно занимались вербовкой молодёжи в секту. Угрозами, проклятьями, сектанты, церковники, кулаки встретили создание комсомольской организации на селе.
Первыми комсомольцами были:
Шевченко Александр; Иванов Борис; Кульнев Юрий и его сестра Юлия; Шубкина Валентина; Шубкин Иван; Малинин Иван; Пономарёв Иван; Ядов Владимир; Ядов Сергей.
На первом, организационном, собрании в июле 1921 года присутствовал секретарь партячейки
П. Д. Колчев, который сказал небольшую напутственную речь: «Дорогие ребята! С сегодняшнего дня вы комсомольцы, а это значит активные борцы за осуществление Ленинских идей. Нам вместе предстоит большая, трудная, но почётная борьба за проведение в жизнь политики партии. У нас много врагов явных и тайных – это кулаки, попы, баптисты, банды Антонова. В нашей борьбе нужна идейная целеустремлённость, твёрдость духа, мужество. У нас есть не только враги, но и союзники, это батрацко – бедняцкая и середняцкая молодёжь и все честные труженики деревни. Держите с ними связь и не замыкайтесь в рамки своей организации, умножайте свои ряды. Мы, ваши старшие товарищи, всегда с вами, поможем вам, а вы помогайте нам. Комсомол нашей страны уже много вписал героических в историю, так пусть и ваша ячейка будет достойным отрядом героического Ленинского комсомола
[прим. 4]».
II. Первые мероприятия Ракшинских комсомольцевПервым мероприятием организации было создание ЧОН (часть особого назначения) и вооружение Ракшинских комсомольцев для борьбы с бандитами. Для этой цели командир Моршанского уездного ЧОН товарищ
Бычков-Лаут Сергей Васильевич выдал винтовки на списочный состав и тысячу штук патронов
[прим. 5].
Вечерами Ракшинские комсомольцы с винтовками за плечами шагали в Народный дом на военные занятия.
Комсомольская ячейка с первых шагов своего существования жила интересами страны, народа. Для комсомольцев не было далёких и не интересных событий, скучных дел. Их интересовала борьба с басмачами в Средней Азии, преследования антоновских банд. Комсомольцы вели борьбу с самогоноварением, следили за развёртыванием новой экономической политики. Они знали, что вчера отец Малинина Вани прогнал сына из дома за участие в комсомольских делах и кружках, в художественной самодеятельности, а в семье комсомольца Шубкина Ивана нечего есть. И комсомольцы оказывали помощь своим товарищам: вызывали отца Вани Малинина на заседания партийной и комсомольской ячейки для беседы; а для семьи Шубкиных добывали и выделяли продукты питания
[прим. 6].
Секретарь комсомольской организации
Александр Ядов одновременно был и техническим секретарём партийной ячейки, а поэтому часто повестки дня партийной ячейки переносились на обсуждение комсомольской организации, её собраний. Радио в селе не было, газет получали мало, а поэтому комсомольцы с интересом слушали сообщения о текущем моменте от своих товарищей, подготовившихся заранее. Кулацкая агитация на селе была очень распространена, а поэтому в этих условиях важно было передать населению правдивые слова партии, правительства. И комсомольцы их передавали.
Крепко спаянные партийная и комсомольская организации и их агитационно – массовая работа среди населения сыграли положительную роль. Крестьяне, наученные опытом
эсеровского восстания 1918 года, не поддались агитации антоновских лазутчиков
[прим. 7, 8].
Большую работу комсомольцы проделали под руководством партячейки в период голода в
1921 году по сбору продуктов для голодающих. Они оповещали население о явке на собрания и сходки, собирали продукты, помогали отправлять их, участвовали в изъятии церковных ценностей.
Большим участком комсомольской работы на селе являлась культурно-просветительская деятельность, проводимая в Народном доме. Это было большое помещение, когда-то принадлежавшее помещику
В. Г. Безобразову, с множеством комнат. Комсомольцы разобрали одну из стен, смастерили сцену и скамейки, и у них получился большой зрительный зал, который мог вмещать 250 – 300 человек. Была создана «актёрская труппа» (кружок художественной самодеятельности), руководителем которой был
Николай Попов. Активными членами кружка были сёстры Николая
Надежда и Ольга; сёстры
Ширяевы Прасковья и Надежда,
Скопинцева Елизавета,
Ломова Татьяна,
Шубкин Иван и его сестра
Валентина, молодой учитель
Чекменёв Степан,
Чугунов Алексей,
Кульнева Юлия и другие. Недостатки сценического исполнения компенсировались искренностью игры.
Драматический кружок ставил пьесы: Н.Островского «Бедность не порок», «На бойком месте»; М. Горького «На дне»; А.Чехова «Злоумышленник», «Предложение», «Медведь»; Н.Гоголя «Женитьба». Зрителей было настолько много, что в зале начинали гаснуть керосиновые лампы. Особым успехом пользовались сатирические частушки, вызывавшие злобу кулаков и духовенства.
Важнейшим разделом политико-массовой работы явилась антирелигиозная пропаганда. В Ракше, как и во всей России, от рождения и до могилы человек находился под постоянной опекой церкви. Там часто произносились проповеди полные злобы ко всему новому, передовому. От попов не отставали и баптисты, которых особенно много было в
деревне Клоковка [прим. 9].
Иногда комсомольцы приходили на баптистские собрания, вступали в спор с проповедниками. В библиотеке встречалась литература антирелигиозного содержания, и, пользуясь ей, комсомольцы оказывали влияние на молодёжь, которая под влиянием агитации порывала с баптистами.
Большим успехом среди населения пользовались лекции местных учителей, приезжающих лекторов из укома и губкома партии. В Народном доме даже был устроен диспут, где в спор вступили коммунисты
П. Д. Колчин,
С. Ф. Чекменёв с одной стороны и священник с другими церковниками – с другой. После поражения в ходе диспута, кулачество и сторонники духовенства стали угрожать коммунистам, а зимой в начале
1922 года тёмной ночью обстреляли из обрезов группу комсомольцев, возвращавшихся из Народного дома.
Огромной проблемой, оставшейся от царского строя, была массовая неграмотность. В Ракше 50 процентов мужчин были неграмотными, а женщин – 65 процентов. В соседних сёлах количество неграмотных было выше. С первых дней Советской власти в Ракше развернулась работа по ликвидации неграмотности. И здесь самое активное участие приняли комсомольцы. Проводился подворный обход, в ходе которого было переписано малограмотное и неграмотное население. На основании составленных списков при школе были организованы группы занимающихся. Занятия проводились и в Народном доме, и в библиотеке, и индивидуально в крестьянских избах.
В годы новой экономической политики был разрешён наём батраков. Этим воспользовались состоятельные семьи. В обязанность комсомольцев входило контролировать выполнение трудовых договоров, которые заключались между кулаками и батрацкой молодёжью. Договоры должны были охранять молодёжь от чрезмерной эксплуатации.
Многие Ракшинские комсомольцы двадцатых годов, бывшие батраки и бедняки, прошедшие комсомольскую школу, выросли в активных партийных и советских руководителей.
Так, первый секретарь комсомольской организации села Ракша
Александр Григорьевич Ядов до последних дней своей жизни работал преподавателем Ленинградского института связи (умер 23 ноября 1964 года). Его брат
Владимир до Великой Отечественной войны работал вторым секретарём Ракшинского РК ВКП(б), а в период войны участвовал в боях в звании подполковника.
Харин Григорий Иванович работал завфинотделом Ракшинского района.
Пономарёв Иван Васильевич (на фото - за столом слева) до пенсии работал инструктором Ракшинского РК КПСС.

Все они также вели большую общественную работу на селе.
Много славных дел совершили Ракшинские комсомольцы. Вместе с коммунистами они первыми вступали в колхозы.
Комсомольцы
Чекменёв Иван Степанович,
Шубкина Александра Григорьевна, её брат
Пётр Григорьевич первыми сели за руль тракторов.
Из маленькой ячейки комсомол села разросся в многочисленную организацию! Но это уже другая история…
Список использованной литературы и источников1. Дьяконов Ф.А. Летопись села Ракши. Машинописный текст. Составлена: 1964; отпечатана: 1973. – 65 с.
2. Лакина Е. Это наша общая биография // Г. «Согласие» - 2018г. - № 42
3. Чуженькова Н. Начало пути // Г. «Согласие» - 2018г. - № 42
4. Чуженькова Н. Перед памятью все равны // Г. «Согласие» - 2018г. - № 43
5. Щербакова А. Всегда на передовых позициях // Г. «Согласие» - 2018 г. - № 47
Примечания1. Воспоминания бывшего секретаря РКСМ А. Г. Ядова. Газета Ракшинского района «Ленинская искра» за 1959 г. № 112. Летопись села Ракши / Сост. Дьяконов Ф.А. – 1964 год.
2. Деятельность Русиной Полины началась в 1917 году, когда она стала возглавлять инициативные группы для создания массовой молодёжной организации в Моршанске. В августе 1918 года она были избрана делегатом на губернскую конференцию Союза молодёжи, затем стала возглавлять городской комитет Союза в Моршанске.
3. Воспоминания бывшего секретаря РКСМ А. Г. Ядова. Газета Ракшинского района «Ленинская искра» за 1959 г. № 113. Летопись села Ракши / Сост. Дьяконов Ф.А. – 1964 год.
4. Воспоминания бывшего секретаря РКСМ А. Г. Ядова. Газета Ракшинского района «Ленинская искра» за 1959 г. № 114. Летопись села Ракши / Сост. Дьяконов Ф.А. – 1964 год.
5. По распоряжению председателя губисполкома Антонова-Овсеенко комсомольцы Моршанска получили вагон, загрузили его ящиками с патронами, винтовками. Всё оружие благополучно доставлено в Моршанск и сдано ЧОНу. Вероятно, частью этого оружия и располагали Ракшинские комсомольцы.
6. Племянница комсомольцев Шубкиных Черкасова Алла Михайловна вспоминает: «В семье Шубкиных было девять детей - шесть сестёр и три брата. Бедность в семье была необыкновенная».
7. 22 октября 1918 года банда братьев Меркуловых расправилась с возвращавшимися из Тамбова председателем уездного комитета партии Лотиковым Василием Петровичем, заведующим отделом финансов Евдокимовым Николаем Степановичем, членом партии И.Н. Капрановым, с командиром 5-ой роты по борьбе с бандитизмом Николаевым, с водителями 2-х машин. К сожалению, у бандитов была своя правда…
8. В начале ноября 1918 года вспыхнуло восстание в Островке, распространилось на
Хлыстово, Удельное, Ракшу. Восстанием руководили эсеры. Они поднимали народ против комбедов и советов. В здании волостного комитета бедноты и около здания были убиты 3 человека: член волостного комитета бедноты
Коршунов П. М., милиционер
Ананьев, инструктор Моршанского укома партии
Андреев. В
Удельном (сейчас улица Луговая) были убиты 2 члена продотряда. Это были моряки из Питера.
9. В настоящее время - улица Заречная
Указан год образвания села. Откуд взят?
Указаны данные переписи 1897 года. Найти!