Вот ещё более подробная статья о Георгии Павловиче Виноградове.
Забыте имена. Георгий Павлович Виноградов. - Мы любим песню русскую: весёлую и грустную... - Группы Мой Мир
https://m.my.mail.ru/community...53D66.html"Петь Георгий Павлович начал рано. Но сказать, что сразу же полюбил пение, — значит, погрешить против истины, поскольку его первой «концертной площадкой» был клирос одной из церквей Казани (где жила тогда семья Виноградовых), а «творческим стимулом» — тяжелая рука отца, непременно желавшего, чтобы все его дети пели в церковном хоре. Павел Васильевич Виноградов — отец будущего певца — не был особенно набожным. Все его дети обладали великолепным слухом и были очень музыкальны, а на то, чтобы дать им музыкальное образование, денег не хватало. Но, как ни ограничен и однообразен был церковный репертуар, музыкальную грамоту, основы акапельного пения Георгий Павлович получил именно в церковном хоре.
А потом музыка его увлекла. Учение в школе первой ступени совпало у него с поступлением в клуб самодеятельности железнодорожников. Там Георгий Павлович начал учиться игре на скрипке. Смерть отца и нужда в семье заставили его бросить школу. Он поступил на телеграфно-эксплуатационные курсы и, окончив их через год, стал телеграфистом на станции Казань.
Весной 1931 года Георгий Виноградов поступает на четвертый курс рабфака и одновременно становится вольным слушателем Восточного музыкального техникума в Казани, где учится у профессора народного артиста СССР А. А. Литвинова (скрипка, затем альт).
После окончания рабфака Георгий Павлович направляется в Москву для учебы в Военной академии связи. Еще не избрав пение своей профессией, будучи еще самодеятельным певцом, он неоднократно занимает первые места и получает первые премии на городских смотрах и олимпиадах вокалистов.
Встреча с профессором консерватории Н. Г. Райским определила жизненный путь Виноградова. Георгий Павлович подает рапорт об увольнении из академии.
В то время в Москве при консерватории была создана Татарская оперная студия, куда как уроженца Казани и зачислили Виноградова.
увольнении из академии.
В то время в Москве при консерватории была создана Татарская оперная студия, куда как уроженца Казани и зачислили Виноградова.
И вот тут он встретился с замечательным человеком и педагогом, чья роль в жизни певца оказалась огромной, — с М. Л. Львовым. Виноградов до сих пор говорит о Львове с благодарностью и теплотой: «Большой мастер, сам замечательный певец, а какой учитель! Мог выжать из человека все!»
М. Львов предложил тогда Виноградову попробовать свои силы на Первом Всесоюзном конкурсе вокалистов.
Вместе с Львовым готовили репертуар, а он был достаточно обширен: и арии из опер, и романсы, и русские народные песни. Репетировали днем и ночью, придирчиво отрабатывали каждую ноту.
И вот 21 декабря 1938 года Первый Всесоюзный конкурс вокалистов начался. Сколько было тревог, волнений — собрались лучшие певцы со всей страны! Председателем жюри была народная артистка Советского Союза В. В. Барсова. Помещение ВТО, где выступали певцы, не отапливалось, зрители сидели в шубах, а у артистов изо рта шел пар.
Виноградов вспоминает: «Во время первого тура — сам я уже спел — стою за кулисами и слушаю, как выступают другие певцы. Переступаю с ноги на ногу и от холода похлопываю себя по-извозчичьи руками по бокам. Вдруг подходит ко мне один из членов жюри, народный артист Республики Сергей Иванович Мигай, и говорит: «Что, замерз? Холодно? Ничего, ничего! У тебя на морозе очень хорошо звучит голос».
Прошел первый тур, второй и наконец 7 января 1939 года — третий, заключительный.
Композитор Вано Мурадели в «Вечерней Москве» тогда писал:
«Последний тур конкурса вокалистов начался вчера в Большом зале консерватории выступлением солиста Всесоюзного радиокомитета Г. П. Виноградова. Этот молодой певец (лирический тенор) наделен многими прекрасными качествами. Прежде всего — это умный певец, знающий хорошо свои вокальные ресурсы и никогда не пытающийся перейти пределы своих возможностей...
Он всегда верен художественному чутью, не форсирует звук, не сгущает его.
Вторая черта его дарования — тонкое понимание им исполняемого произведения и большое разнообразие оттенков.
Виноградов — певец несомненно камерного плана».
И вот Виноградов — один из десяти лауреатов Первого Всесоюзного конкурса вокалистов.
В июне 1941 года по призыву он явился в райвоенкомат. Солдат как солдат: смена белья, деревянная ложка, жестяная кружка. И вдруг комиссар военкомата сказал: «А ты, Виноградов, пойдешь петь!»
В начале войны был мобилизован весь Госджаз Союза ССР, солистом которого был Виноградов. Этот музыкальный коллектив влился как фронтовая бригада в ООПОНКО. Нашим современникам аббревиатура ООПОНКО, пожалуй, покажется странной, а тогда все знали, что это — отдельный образцово-показательный оркестр Наркомата обороны. Руководителем его был Семен Александрович Чернецкий.
Солистом этого нового коллектива и стал Георгий Павлович Виноградов, он работал в оркестре в течение двух с половиной лет, но каких! Это было время тяжелейших боев с врагом: Западный, Белорусский, Волховский, Брянский фронты... Концерты артистов проходили на передовых позициях. И как грозный аккомпанемент к песням звучали орудийные раскаты, свист бомб и грохот взрывов.
Бывало и такое...
Западный фронт. Две деревни, Большие Голубки и Малые Голубки, разделяет неширокая речка. По одну сторону реки — наши, по другую — фашисты. На поляне, на самом берегу, идет обычный фронтовой концерт. Фашисты молчат. Больше того — даже с интересом слушают. Вдруг к политруку актерской бригады подходит комиссар стоящей в деревне воинской части и тихо говорит: «Предупредите, когда начнется последний номер».
И вот звучит заключительная песня, последний аккорд — и раздается грозный приказ комиссара: «Срочно в укрытие!» Поляна мгновенно опустела — тут уж не до аплодисментов! И в тот же миг на то самое место, где только что шел концерт, обрушилась едва ли не сотня мин.
Год 1943-й. Группа артистов — Лидия Русланова, Михаил Гаркави и Георгий Виноградов, тогда уже солист Краснознаменного ансамбля песни и пляски, — летит с концертами в осажденный Ленинград. Добрались до станции Хвойная — и остановка. Ждут, когда в небе, черном от фашистских истребителей, возникнет хоть какой-нибудь просвет. От самолета — ни на шаг. Вдруг истребители исчезают. Пилот торопит: «Скорей, скорей!» Взлетают, но... в небе снова фашисты. Наш самолет летит на бреющем. Волны Ладоги плещут почти в его брюхо. Но вот и Ленинград. Под бомбежками, под обстрелами дают артисты свои концерты для измученных, но несдающихся ленинградцев, лица которых светлеют, когда звучат привезенные с Большой земли песни.
И даже старое довоенное танго звучало в исполнении Г. Виноградова теперь , по-новому: все это будет — и темные липовые аллеи, и желтый свет фонарей 1 на танцплощадке, и нежная музыка, и рука любимой на твоем плече, солдат... Ты завоюешь это счастье.
Георгий Павлович Виноградов - Солист Краснознаменного, им. А.В.Александрова, ансамбля песни и пляски Советской Армии.
Как-то после концерта к Георгию Павловичу обратился один из командиров: «А мирный-то свой репертуар еще не забыли? Можете прямо сейчас спеть мой самый любимый романс «Я встретил вас»?» Пианист сел за рояль, и Виноградов запел. Запел так, что зачарованные слушатели вникали в каждый звук. Потом он спел арию Ленского, романс Рахманинова. А когда кончил, раздался шквал аплодисментов. Солдаты хлопали и певцу, и тому большому искусству, которое они тоже защищали.
С тех пор и старинные русские песни, и классические романсы заняли место рядом с советской песней во фронтовом репертуаре Г. Виноградова. И, что бы ни исполнял артист, в каждое произведение он вкладывал всю свою душу.
Певец уходит со сцены по разным причинам. Главная же, конечно, — стареет голос. Но в последних записях Виноградова голос его звучит по-прежнему чисто, проникновенно и... молодо.
А на вопрос, почему он больше не поет, Георгий Павлович отвечает:
«Я навсегда запомнил совет моего старого учителя: не забудь уйти со сцены вовремя! Помни, никто и никогда не споет так, как он пел в молодости!»
И Виноградов целиком отдает себя педагогической деятельности. Он преподает во Всероссийской творческой студии эстрадного искусства. Его ученики поют по всей стране. А их мнение об учителе: «Великолепный педагог, замечательный музыкант! Только уж очень требователен и строг!»
Но ведь это прекрасно. В этом — надежда, что на смену нашим замечательным старым певцам придет не только талантливая, но и музыкально образованная, требовательная к себе молодежь.
"
В этой статье есть ссылки на записи исполнения .
А также есть некоторые уточнения. например то, что отец Георгия не был особенно набожным. Значит не священник? Учитель, служащий , чиновник? Или просто старались скрыть происхождение, как мой дедушка, который изменив запись в метрике смог также поступить на рабфак, перед этим год проработав рабочим, а уж потом в Университет. При этом он находился с десяти лет на воспитании у доцента, а позже профессора Казанского университета.
Виртуальная Ретро Фонотека. Л.Яковлева. Георгий Павлович Виноградов.
http://retrofonoteka.ru/pevets/vinogr/iz_knigi.htm