Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Деревянное и Деревянский приход Олонецкой епархии

Черновики истории жителей деревень Деревянского прихода, д.Педасельги, д. Уи-Реки, д. Ерошкиной Сельги, д. Верхней, д. Нижней, д. Ужасельги

    Вперед →Модератор: mrgrtmatthew
mrgrtmatthew
Модератор раздела

Сообщений: 23
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 13
Ищу упоминание о деревнях на Деревянном из писцовой книги Обонежской пятины Юрия Сабурова за 1496 год, и упоминание о Деревянском приходе из "Дорожника Ионы Соловецкого".

В приложении лист из писцовой книги Обонежсой пятины Андрея Лихачёва 1563 год.


Прикрепленный файл (Деревянное1, 1563 писцовая книга.pdf, 278547 байт)
mrgrtmatthew
Модератор раздела

Сообщений: 23
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 13
Из черновиков будущих историй Деревянского прихода.
Листаю книгу.
«Лес .. Камень .. Вода...
У Онего две церкви, дома..»
- такая она – наша деревня. В другой книге записано от тридцатого января 1912 года, что у крестьянина Деревянского прихода деревни Деревянного Василия Васильева Кикинова родилась дочь Анна. Василиев Васильевичей Кикиновых было трое – этот, первый - такой вот:
«Почти двухметрового роста ....
Крестьянин, десятник на сплотке ...
Стекольщик, - да всё не сочту..».
В ту пору строительство в столице велось не каким-нибудь там трестом «ГлавСанктПеребургСтрой», а бригадами отходников. Отходники – узкие специалисты, собирающиеся в бригады для работы по подряду на конкретной стройке. Из каких-то уездов приходили плотники, из других каменщики, из Заонежья, например шли кузнецы, в чугунном узорочье Питера есть и их вклад. Наша, Ладвинская волость, посылала стекольщиков. То ли с подрядами в двенадцатом году не вышло, то ли из-за колючего характера Василия первого, а искал он в тот год работу единолично.
« В заплатанной старой поддёвке,
С алмазом, стеклом,
То прямой,
То вовсе смешной и неловкий,
Бродил он по Луге зимой.
Там вставит на праздники стёкла,
Там раму заменит в дому.....» .
Зиму провёл в поисках заработка, а по весне поспешил домой, пора приходила пахать. В феврале 1912 года царь Николай II ещё только утвердил устав «Акционерного общества Олонецкой железной дороги». До начала строительства оставалось два года. Конечно, с началом навигации, можно добраться на пароходе «Царь», выходящим по четвергам из Ст. Петербурга до Петрозаводска, да цена на билет уж больно кусачая, и навигация, дай бог, начнётся с началом июня. Так, что, добирался Василий пешком, да на перекладных.
«А тут, на последнем привале,
И впрямь захмелел без вина,
Как в душу ему наплевали
Два пьяных дружка-болтуна.
Сначала плели о наделе Земли.
А потом прямиком
Сказали Как плетью огрели:
Твою, мол, на прошлой неделе,
в обнимку нашли с лесником»
Скор на расправу оказался Василий, правда ли, злой ли наговор, а наутро:
« Не в топком осочном болоте
(Ты их обходила вокруг),
Не в поле на тяжкой работе,
- Погибла от мужниных рук.»
Священник, в графе о причине смерти, записал проще, «от побоев и асфиксии» и добавил, «по внезапной смерти, исповедана и причащена не была». Дети, числом шесть, остались на старшей, пятнадцатилетней Татьяне.
«Сироты... Татьяна-Татьянка,
Скажи как вину искупить.
Лицом ты, как мать северянка.
Тебе бы под горку на санках...
`Не в доме хозяйкою быть..»
Так вот и вышла Василию первому, сначала Вологодская, а потом Шлиссербургская тюрьмы. В 1917 новая пролетарская власть выпустила его как социально близкого. Снова женился, новых народил детей. В 1931 выслал был с семейством на остров Гольцы, что в Онего. Но свезло, выжил и вернулся в деревню, где и похоронен. И Анютка, выжила, и даже, выросла. Мало пока про неё знаю, я хоть и из Кикиновых, но не Васильевичей, а Ивановичей. Татьяна вышла замуж в Ужесельгу, за хорошего, говорят, человека.
Такая вот, простая история.
Цитируются «Метрическая книга данная из Олонецкой Духовной Консистории Петрозаводского Уезда Деревянского прихода Священноцерковнослужителям для записи о родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1912 год части первая «о родившихся» и третья «об умерших», поэма «Мать-мачеха» Г.В.Кикинова и протокол №3 от 21.07.1931.
mrgrtmatthew
Модератор раздела

Сообщений: 23
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 13
Из черновиков «Две легенды».
Время от времени Олонецкие Губернские Ведомости печатают…, что ж это я! Не печатают, конечно, сто уж с лишком лет как не печатают, те Ведомости. Хотя когда то, это издание было весьма и весьма интересным. Вот, например заметка из 5 номера за 1845 год из раздела «Исторические Документы».

ДѢВИЧIЙ ОСТРОВЪ.

Въ народныхъ преданiяхъ Олонецкой Губернiи, замѣчательны набѣги Литвы на здѣшнiй край. Въ нѣкоторыхъ Уѣздахъ, есть мѣста, которыя носятъ названiя, полученныя во время этихъ набѣговъ. Мы упоминали однажды о Дѣвичьей-Горѣ, въ Пудожскомъ Уѣздѣ, называемой такъ съ того времени, какъ крестьянская дѣвушка, преслѣдуемая панами (такъ называютъ здѣсь Литву) бросилась въ рѣку Водлу съ крутаго берега Дѣвичьей-Горы.
Подобное названiе носитъ островъ, на Онежскомъ-Озерѣ, въ пяти верстахъ отъ села Деревяннаго: Дѣвичiй-Островъ. Преданiе говоритъ, что названiе это получилъ онъ во время Литовскихъ набѣговъ. Толпа непрiятелей, ограбивъ сосѣднiя деревни и схвативъ одну дѣвушку, связала ее въ лодкѣ и отправилась праздновать на вышесказанный островъ. Въ то время, какъ Литовцы предавались пиршеству, плѣнница ихъ, качая лодку, заставила ее отплыть отъ острова. Литовцы не обратили на то вниманiя, полагая, что добычѣ ихъ спастись не возможно; между-тѣмъ лодку принесло къ берегу и дѣвица спаслась.
Преданiе не говоритъ, что сдѣлалось потомъ съ шумною толпою; присоединяетъ только, что будто-бы на островѣ находятся клады, зарытыя нѣкогда Литовцами.

Уточню, «в те поры» на Москве сидел уже не князь ещё не царь, но точно больной на голову Иван. И затеялся он воевать Ливонскую войну. Только мероприятие вышло неудачным, опричнина хороша была для резни своих людишек, от Литвы же побежала со всех ног.
Легенда кажется убедительной, особенно по части клада. Стало так же понятно откуда в моём собственном геноме процент литовских генов, изрядный для того, чтобы иметь стопроцентного литовца в предках из того века. Или утаила легенда кое-какие подробности, или же не всем деревянским девушкам так свезло, хотя мне точно свезло, что осталась она жива.

Вторая легенда из новейшей истории, но тоже связана с захватчиками. В августе 1941 Деревянное было захвачено финнами. Не все жители успели эвакуироваться. Была среди оставшихся девушка, Анна Архипова. Легенда рассказывает, будто-бы посадили супостаты Анну в телегу вместе с другими деревянцами назначенными к отправке в Финляндию в услужение. Посадили, повезли да не связали, и где-то возле Орзеги спрыгнула Анна с телеги, да и лес. Стреляли по ней охранники, да не попали. Так до самого до 44 года и скрывалась Анна по родне, да по соседям, а то и в лесу.
Подтверждения этой легенде нет. Из финского военного архива ответили, что не была среди деревянских никого с фамилией Архипов или Архипова. Никто и не помнит уже и саму Анну. Лишь совсем недавно сыскалась метрическая книга за 1916 год с записью о рождении девочки Анны у Архиповых Михаила Николаевича и Марии Платоновны.




mrgrtmatthew
Модератор раздела

Сообщений: 23
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 13
Деревянное лето 1943

Прикрепленный файл: DER3.jpg
mrgrtmatthew
Модератор раздела

Сообщений: 23
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 13
Из черновиков.
О фамилиях.
Большая часть деревянских фамилий появилась только к середине 19-го века. Как правило, фамилии происходили от имени какого-то деда или крёстного. Так, Омелькины, произошли от Емельяна Иванова, Архиповы – пошли от подкидыша Архипа Богданова, Мироновых – целых две ветки, одна от Мирона Игнатьева, другая от Николаева Мирона, и так дальше. С Кикиновыми тоже просто, вышли Кикиновыми потому, что старший сын Ивана Сергеева, Софрон, служил пономарём в деревянской церкви. Исключение, пожалуй, педасельгские Бахмистовы и Морозовы, эти при фамилиях уже с 1795 года. С фамилией Деревянцевы, поначалу, тоже было понятно. Распространённой практикой было давать фамилии священникам по месту распределения их после окончания семинарии, по названию первого прихода. Так появились Ладвинские и Типиницкие. Но, среди священнослужителей Деревянцева не оказалось, уже и сомнение появилось связан ли Деревянцев с Деревянным.
А было так. В начале 18-го в деревне Верхней, если кто не знает, в ту пору названия Деревянное не существовало, а была Деревянская волость, и входили в неё пять деревень, так вот в деревне Верхней проживали соседями Антроп Лукин и Карп Иванов. Соседствовали дружно, Карп крестил близнецов Антропа -Алексея и Карпа, а потом и дочь свою, Доменику выдал за Алексея. Примерно в 70-х годах 18-го века сыновья Антропа и Карпа – Степан и Алексей Антроповы и Яков Карпов вместе с семьями перебрались во вновь заведённый город Петрозаводск, где и записались в купечество. Кто не помнит, в эти годы состоялась закладка Александровского завода, Петровская слобода получила статус города и название Петрозаводск. Новый город требовал новых людей. То ли бизнес торговый не пошёл, то ли налог неподъёмен стал, то ли хвороба какая одолела, а только и Алексей, и Яков возвратились в деревню, каждый выстроил дом, правда теперь в деревне Нижней. Забегу вперёд – деревянские Абакумовы пошли от внука Антропа, Аввакума Алексеева.
Старшему сыну Якова, Емельяну, выпал рекрутский билет, пришлось покупать в семью добровольца и отправлять служить за Емельяна. Яков мой в седьмом колене прадед, его внучка Мария, станет прародительницей всех нынешних Кикиновых.
Степан продержался в купцах дольше остальных, он же и стал первым Деревянцевым. Так прямо и был записан в сказку о Петрозаводских купцах – Степан, Антропов сын, Деревянцев. В купцах Деревянцевы не удержались, если Иван Степанович и Евдокия Степановна ещё писались купеческими детьми до 1800-го, то Яков Деревянцев в 1813-м (не крестник ли нашего Якова) писался петрозаводским мещанином. А фамилия осталась.


Прикрепленный файл: 1782 купцы (1).jpg
Лайк (1)
mrgrtmatthew
Модератор раздела

Сообщений: 23
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 13
О фамилиях, о грамотности, и, о былой полезности попов.
Как правило фамилии в Деревянном образовывались от имени отца, либо деда, либо прадеда. Вот и Кикиновы не стали исключением.
А было так. Жил да был поп Ларион Иванов. Процедуру назначения попов на приходы надо ещё уточнить, но факт остаётся фактом по учётной сказке священнослужителей в 1749 году Ларион с успехом окормлял деревянскую паству. И был у попа брат Софрон. Пристроил Ларион брата пономарём в своей же церкви. Софронова первенца Ларион покрестил на греческий манер Кинтилианом. Деревня языками своими греческое имя обкатала да огладила, сыновей Кинтилиановых записывали, то Килтияновыми то Кикильяновыми, а пришла пора выбирать фамилию, то и вовсе, укоротили до Кикиновых. Всякие с тех пор были Кикиновы, в основном, конечно, крестьяне, много было отходников стекольщиков (вся наша волость ходила стекольщиками в стольный город Санкт-Петербург). Два брата Кикиновых дослужились до квартирмейстеров в Балтийском Флотском Экипаже. Николай Кикинов дважды избирался деревянским старостой. Был женоубийца Кикинов, натурально, задушил жену из ревности. Были самый настоящий полковник и брат его гулаговский сиделец. В тридцатые годы двадцатого века двое Кикиновых покончили с собой, один не вынес мучительной болезни, другой избежал таким образом неминуемого ареста, он служил персональным шофёром в одном из учреждений Петрозаводска, и после ареста шефа был бы следующим. Были поэт и писатель, писатель, правда, Кикинов по женской линии, оба, каждый в своё время, были редакторами республиканской газеты. Как и все, уходили Кикиновы и на Первую, и на Вторую мировою войну. Словом, всё как у всех. Не совсем обычно для карельской деревни то, что Кикиновых мальчиков всегда учили грамоте, видимо повелось так со времён Ларионова поповства. Мой 5 раз прадед Авдей Кинтильянов и брат его Гаврила точно были грамотными. Откуда я это знаю? Да от них же самих и знаю. Сохранилась записи брачных обысков деревянской церкви начала 19го века. Авдей пару раз расписывался за неграмотных односельчан, Гаврила, тот вообще, как говорит мой племянник, был популярным, его подпись лет пятнадцать подряд встречается в записях о браках. Судя по почерку, уверенному и беглому, Гаврила был вполне себе грамотей. Младший, из известных мне Кикиновых тоже из грамотных, на прошлой неделе стал доктором наук. Совру, если попытаюсь повторить тему его диссертации, если сокращённо, то «Можно и на Нобелевку». Учился в канадском Лондоне, немного в Сорбонне, защитился дома, в Канаде.

Прикрепленный файл: 1828 Подписи Авдея и Гаврилы.jpg
    Вперед →Модератор: mrgrtmatthew
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник mrgrtmatthew » Деревянное и Деревянский приход Олонецкой епархии [тема №120024]
Вверх ⇈