Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Чадобский Спасский приход

Расшифровки разных документов и ссылки связанные с Чадобским Спасским приходом

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед →
Модератор: Vasiliipetrovih
ovt

Москва
Сообщений: 236
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 2142
Ревизская сказка 1782 года

Источник: ГА в Тобольске, Ф.И156 Оп.3 Д.2583, Ревизские сказки Ишимского, Омского, Красноярского и Енисейского духовных правлений, 1782 г.

(л.140-140об)
Чадобского села
Спасской церкви
дьячек Петр Федоров Страшников //31//-//

у него жена Елизавета Алексеева //-//33//
взята бывшего Кашиношиверского монастыря в деревне Рошковой
у крестьянина Алексея Быкова

у них дети рожденные после ревизии
Кирило //8//-//
Игнатей //7//-//
Семен //1//-//
Ирина //-//4//

у него мать вдова священическа жена Евдокия Тимофеева //-//63//
взята была Енисейского уезда Рыбенского острога
в ведомстве у подьячева Тимофея Рошкова

у нее внук, написанный в последнюю пред сим ревизию
Филип //20//-//
Лайк (1)
Vasiliipetrovih
Модератор раздела

Россия, Кодинск
Сообщений: 383
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1347
ВЕЛИКОЕ КРЕЩЕНИЕ ТУНГУСОВ НА ЧАДОБЦЕ

В ОСНОВНОМ по материалам документов Государственного архива Красноярского края - Ф.592 Оп.1 Д.492 «Об обращении Чадобским священником ЛЕВИЦКИМ (Левитским, Левитских, Левицких фамилия эта в то время писалась по всякому) 136 тунгусов в христианскую веру».
С момента прихода православных миссионеров на берега реки Тунгуски (Ангары) коренное население постепенно обращалось в христианство. Процесс был взаимовыгоден, принимая веру русских, местные Тунгусы постепенно обогащались их культурой и образом жизни через ставшие возможными после крещения смешанные браки.
Ново-Крещеные постепенно становились хлебопашцами, а русские получали по родственным связям их сыновей и дочерей охотничьи угодья и навыки. При крещении Тунгусам давали православные имена (по святцам) и фамилию, как правило, обратившего их в христианство священника (миссионера) либо православного восприемника (крестного) из местного прихода, зачастую церковного старосты.
В общем, теперь очень трудно разобраться, где Брюхановы, Кулаковы, Колпаковы, Рукосуевы потомки русских крестьян первопроходцев, а где как говорят Ангарцы «ТУНГУЦКА РОДОВА», а были еще у местных Тунгусов и фамилии крестивших их священников Страшниковы, Максимовские, Левицкие, да много еще……..
Начиная с XVII века, процесс шел постепенно, то ускоряясь то, тормозя, но вот в 1815 году священником Чадобского Спасского прихода стал молодой (29 лет от роду) пономарь КашиноШиверского села Преображенской церкви Михаил Васильевич Левицкий - И НАЧАЛОСЬ!!!
Да так началось! Что за 4 года православными стали 136 местных ясаШных инородцев! Что было делом даже в масштабах Сибири неслыханным и привлекло внимание епархиального начальства, сначала непосредственного вышестоящего Енисейского Духовного Правления. О чем то, немедленно сообщило далее вверх, рапортом или как дословно написано в кадре 3 этого архивного дела РЕПОРТОМ!!!
Великому Господину Высокопреосвященнейшему Амвросию Архиепископу Тобольскому и Сибирскому и Кавалеру. Из Енисейского духовного правления. РЕПОРТ!
При репорте, поданном, в здешнее правление Чадобского села Спасской церкви священник МИХАИЛ ЛЕВИЦКИЙ приложил реЭстр. Обращенных им, к познанию истинного бога, блуждающих в суеверии тунгусов кочующих в разных местах его прихода, в 1818 году МУЖЕСКА – 31, ЖЕНСКА - 27, в 1819 году МУЖЕСКА – 38, ЖЕНСКА – 40, а всего 136 человек, о каковой деятельности священника Левицкого с приложением РЕЭСТРА Вашему Высокопреосвященству здешнее духовное правление имеет честь донести В БЛАГОРАССМОТРЕНИЕ!
Вашего высокопреосвященства милостивого архипастыря всенижайшие послушники – протоиерей Тимофей Родюков, иерей Яков Флеровский, 12-го класса канцелярист Константин Тюменцев. 16 июля 1819 года.
На полях сего репорта Архипастырь собственноручно начертал следующее…..
1819 года Августа 4 дня священнику МИХАИЛУ ЛЕВИЦКОМУ за попечение его показанных людей от языческого заблуждения к истинному богу - ОБЪЯВИТЬ ОТ НАС ДУШЕВНУЮ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ, И О СЕМЪ ПАСТЫРСКОМ ЕГО ПОДВИГЕ ДАТЬ ЗНАТЬ ВСЕМ ДУХОВНЫМ ПРАВЛЕНИЯМ!!!
Между тем, истребовать от священника Левицкого показание каким он образом производил УВЕЩАНИЕ к обращению блуждающих в разных местах и НА КАКОМ ЯЗЫКЕ!? Для донесения высшему начальству!
Так и хочется сказать ВАУ!!! Душевная признательность высшего духовного лица Сибири того времени, ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА АМВРОСИЯ АРХИЕПИСКОПА ТОБОЛЬСКОГО СИБИРСКОГО И КАВАЛЕРА, дорогого стоит! Да ВЫСШЕМУ начальству донести предполагалось и видимо ДОНЕСЛИ!!! А уже по результатам оного Архиепископом Тобольским и Сибирским, для показания масштабов значимости события миссионерского подвига отца Михаила. Был издан Императорский Указ о доведении до сведения всех подведомственных ему духовных правлений новости об обращении Чадобским священником Левицким 136 тунгусов в христианскую веру!
В получении и прочтении его Императорского Величества Указа ПИСЬМЕННО ОТЧИТАЛИСЬ!
1. Тюменское духовное правление декабря 2 дня 1819 года - Иерей Иоанн Лукин, копиист Евгений Корелин (кадр 10 дела)
2. Омское духовное правление декабря 16-го 1819 года - Протоиерей Илья Владимиров, копиист Серебренников (кадры 11-12)
3. Красноярское духовное правление декабря 23 дня 1819 года – Протоиерей Михаил Кремлев……, священник Иоанн….., священник Иоанн……, губернский секретарь Петр ……… (кадр 12 дела)
4. Томское духовное правление декабря 18 дня 1819 года - Протоиерей Евгений СРЕБРЕННИКОВ, священник Михаил Вавилов, копиист Петр Кокшаркин (кадр 14 дела)
5. Тарское духовное правление декабря 13 дня 1819 года – Протоиерей Иоанн Попов, иерей Федот Елисеев, копиист регистратор Василий Елисеев (кадр 15)
6. Ишимское духовное правление декабря 11 дня 1819 года – Протоиерей Василий Попов (кадр 16)
7. Курганское духовное правление декабря 8 дня 1819 года - Протоиерей Никитин, благочинный священник Авраамов, поветчик Трапезников (кадр 17)
8. Кузнецкое духовное правление декабря 20 дня 1819 года - священник Александр Ханов, копиист Петр Серебренников (кадр 18)
9. Ялуторовское духовное правление декабря 4 дня 1819 года – Протоиерей Иоанн Нагибин, священник Иоанн Кремлев, коллежский секретарь Михайловский (кадр 19)
10. Туринское духовное правление декабря 8 дня 1819 года – Протоиерей Василий Некрасов, Иерей Василий Копейкин (кадр 20)
11. Березовское духовное правление декабря 24 дня 1819 года – Протоиерей Иоанн Верчунов (Вергунов?), иерей Федор Карпов, подканцелярист Иван Михайловский (кадр 21)
12. Нарымское духовное правление декабря 24 дня 1819 года – Иерей Стефан Циновкин, священник Василий Кондаков, подканцелярист Прокопий Шухтин (кадр 22)
13. Енисейское духовное правление декабря 29 дня 1819 года - Протоиерей Тимофей Родюков, Иерей Яков Флеровский, 12 класса канцелярист Тюменцев (кадр 23)
14. Семипалатинское духовное правление декабря 23 дня 1819 года - Протоиерей Тимофей Ситников, копиист Степан Иноземцев (кадр 24)
15. Барнаульское духовное правление декабря 17 дня 1819 года – Протоиерей Сазонт Картуков, канцелярист Андрей Анисимов (кадр 25)
16. Туруханское духовное правление февраля 12 дня 1820 года – Протоиерей Прокопий Картуков (Куртуков??), Иерей Иоанн Верещагин, подканцелярист Иван Вавилов (кадр 26)
Итак, во исполнения первой части указания Архиепископа от 4 августа 1819 года о священнике Левицком и селе Чадобском УЗНАЛА ВСЯ СИБИРЬ!
А что же до второй части строгого пожелания Архиепископа Тобольского, от того же числа, узнать о том на каком языке доносил Тунгусам отец Михаил слово божие? Предлагаю услышать из первых уст самого священника Левицкого .….(кадр 28-29)
В Енисейское Духовное Правление Чадобской Спасской церкви священника Михаила ЛЕВИТСКОГО, с донесением РЕПОРТ…….
(По) ПолучениЮ из оного духовного правления Императорского Величества Указа от прошлого 1819 года Декабря 29-го дня за № 514 мною получен, сего 1820-го года Генваря 23-го дня по резолюции его Высокопреосвященства Амвросия Архиепископа Тобольского и Сибирского и Кавалера, на требование производимого показания из языческого заблуждения, неведения о исконно истинном Боге и блуждающих во мраке. С ПОСТУПЛЕНИЯ МОЕГО ВО ОНЫЙ ПРИХОД 1815 ГОДА С МАРТА МЕСЯЦА в вере оных в суеверии убеждал их от оного, и пригласил своего прихода, оного же села крестьянина ИОАННа ПЕТРОВа СТРАШНИКОВа к богоугодному делу и оный со многим старанием А БОЛЕЕ С ПОМОЩЬЮ БОЖИЕЙ, который (мысль теряется но имеется ввиду Иван Петров Страшников) знает весь их тунгусский язык с обратным истолкованием тех ясаШных тунгусов по оному и многие из Языка (по смыслу из язычников) охотное желание и к понятию о Боге и вере Евангельской и к принятию Греческого исповедания об истинном Боге и выполнению оных заповедей господних на русском языке И ОБРАТИЛИ СЕБЯ к настоящей Христианской вере!
Сколько состоит тех о коих с докладным удостоверением СЕГОДЕ 1819-го года с Августа месяца, сколько мною вновь просвещено и 1820 года ГЕНВАРЯ месяца при сем приказе регистр, о чем Енисейскому Духовному правлению ПОЧТЕННО РЕПОРТ!
Подпись: священник Михаил ЛевиТСКИХ
Генваря 24 дня 1820 года.
А вот тут как говориться началось самое интересное! Получив письмо из села Чадобского от отца Михаила через 3 дня, то есть 27 января 1820 года (есть входящий штамп) сей РЕПОРТ, продолжением которого был РЕГИСТР Ново-Крещенных Тунгусов.
Енисейское Духовное Правление ЛИШЬ 8 ИЮНЯ 1820 ГОДА!!! СОИЗВОЛИЛО сочинить ответ в Тобольск (кадр 35-36), фактически дословно переписав два предыдущих запроса из Тобольска и ответ Чадобского священника Михаила Левицкого, приложив РЕЭСТР Ново-Крещенных …., а подписались под этим ответом, милостивого архипастыря всенижайшие послушники – протоиерей (неразборчиво кадр 36….. но точно не Тимофей Родюков как за полгода до этого)…., и второй – КЛЮЧАРЬ!? протоиерей – Петр Фелицин, секретарь Ильинский.
А куда делись протоиерей Тимофей Родюков, иерей Яков Флеровский, канцелярист Тюменцев? Власть сменилась в Енисейском Духовном правлении? Возможно и так…., но самое интересное это наброски на полях документа от Архиепископа Амвросия….. вот они! (кадр 35)
1820 года июня 10 дня препоручить отцу Архимандриту Ксенофонту….(вероятно новому начальнику Енисейского Духовного Правления), дабы он ПРИГЛАСИВ ЧАДОБСКОГО СВЯЩЕННИКА ЛЕВИЦКОГО, получил достаточные от него сведения НА КАКОМ ОН ЯЗЫКЕ ИМЕЛ РАЗГОВОР С ПОКАЗАННЫМИ ИНОВЕРЦАМИ и проч: равно возможное бы пожелание (как вариант прочтения кадр 35) на первый случай перевести с помощью знающих на ТУНГУССКИЙ ЯЗЫК нужных христианину молитв, символов веры, и краткую церковную историю для училищ написанную!
Далее опять переписка, (кадр 30). Тобольский Архиепископ Амвросий, поторапливал подчиненных, с ПЕРЕВОДОМ НА ТУНГУССКИЙ ЯЗЫК…., о срочности и важности вопроса ПЕРЕВОДА говорит тот факт, что Амвросий, буквально, на не относящемся к ВОПРОСУ ПЕРЕВОДА РЕПОРТЕ Ксенофонта из Енисейского Духовного Правления «О НЕРЕШЕННЫХ ДЕЛАХ» от 3 августа 1820 года на полях документа собственноручно пишет….
1820 года Августа 23 дня ПОТРЕБОВАТЬ сведения от отца – Архимандрита Ксенофонта, ЧТО УЧИНЕНО ИМ ПО ПРЕПОРУЧЕНИЮ ОТ 10 ИЮНЯ относительно Чадобского села священника Левицкого; И ПРЕСТУПЛЕНО ЛИ К ПЕРЕВОДУ догматов веры и краткой истории на тунгусский язык, КОТОРОГО ПЕРЕВОДА ОЖИДАЮТ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ!
Удивительно! Канцелярия Святейшего Синода в столице Российской Империи уже почти год С НЕТЕРПЕНИЕМ ожидала из глухого таежного села Чадобского от рядового священника Михаила Васильевича Левицкого и крестьянина оного же села Ивана Петровича Страшникова! НЕКОЕГО ПЕРЕВОДА!
Ответ из Енисейска, на СТРОГОЕ - ПОТРЕБОВАТЬ! Последовал молниеносно - 2 сентября 1820 года!
….В Тобольскую Духовную Консисторию Енисейского Архимандрита Ксенофонта РЕПОРТ (кадр 31) Дословно приводить текст смысла не вижу, вкратце же ответ был следующим - Императорский Указ 1 сентября 1820 года получил, на каком языке Левицкий ИМЕЛ РАЗГОВОР с тунгусами узнаю, над переводом работаю, И ЧТО ПО ОНОМУ УЧИНЕНО МНОЮ БУДЕТ, НЕПРЕМЕННО ДОНЕСУ ОСОБЕННО.
Прошло еще полгода, и вот, наконец….
……В Тобольскую Духовную Консисторию Енисейского Архимандрита Ксенофонта РЕПОРТ (кадр 32)
Его Императорского Величества указ из оной консистории от 20 Генваря Сего года за № 126 коим требуется сведение, что мною учинено по поручению от 10 июня относительно Чадобского Священника Левицкого, и преступлено ли к переводу догматов веры и краткой истории на Тунгусский язык. Мною получен февраля 16-го, о чем Тобольской Консистории доношу с тем, ЧТО ПЕРЕВОД СЕЙ ОТ СЕГОЖ ЧИСЛА ПРЕДСТАВЛЕН К ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ.
Архимандрит Ксенофонт февраля 17-го дня 1821 года.
Так и хочется воскликнуть – НЕУЖЕЛИ ТАКИ ПЕРЕВЕЛИ!?? Но, увы, в материалах дела перевода нет, и кто перевел тоже не понятно, и почему Михаил Левицкий так медлил 2 года ведь Тунгусским языком вероятно как и крестьянин Иван Страшников владел.
Ключом к ответам на эти вопросы, возможно, является информация из кадра 34 данного исторического документа, та самая ведомость «о не решенных делах» за июль месяц 1820 года, упомянутая в РЕПОРТЕ от 3 августа 1820 года.
Дело в том, что НЕКИЙ ЗАГАДОЧНЫЙ Священник Левицкий в этот период НАХОДИЛСЯ ПОД ЦЕРКОВНЫМ СЛЕДСТВИЕМ, БУДУЧИ ЗАПРЕЩЕННЫМ В СЛУЖЕНИИ!
Почему ЗАГАДОЧНЫЙ? Да потому что под церковным следствием в это время мог находиться и родной брат Михаила Васильевича Левицкого, Петр Васильевич и тоже священник, только не Чадобской Спасской, а Градо-Енисейской Богоявленской церкви, подробности же инцидента, возможно выясняться из дела Ф.812 Оп.1 Д.533 «О непристойном поведении священника Градо-Енисейской Богоявленской церкви Петра Левицкого» 151 кадр, не оцифровано, период дела 1819-1820
А мог под следствием быть и сам Михаил Васильевич Левицкий, тоже в период 1819-1821 года «В ОПАЛУ ПОПАВШИЙ» как следует из заголовка не оцифрованного дела ГАКК Ф.812 Оп.1 Д.542 «О взыскании со священника села Чадобского Спасской церкви Михаила Левицкого израсходованных им церковных денег» с датировкой 1819-1821 год на 53 листах, дело не смотрел, может в будущем кто посмотрит……
Из того же что удалось прочесть сегодня известно, что по объявлению второприсутствующего и благочинного протоиерея Родюкова - О НАНЕСЕНИИ ЕМУ ЗАПРЕЩЕННЫМ священником Левицким в 29-м Июле ИЗРЕЧЕНИЕМ ПАКОСТНЫХ СЛОВ ОБИД! вступило (по смыслу в силу некое взыскание) 31-го Июля сего же 1820 года, третьего же августа 1820 года Архимандрит Ксенофонт отписал в Тобольск следующее - О СЕМ ПОРУЧЕНО ПРОИЗВЕСТЬ СЛЕДСТВИЕ присутствующему иерею Флеровскому со священником Петром Самойловым.
Что же послужило, причиной НАНЕСЕНИЕМ ИЗРЕЧЕНИЕМ ПАКОСТНЫХ СЛОВ ОБИД и кто их изрек? Наверняка найдется в двух этих не оцифрованных делах. А там глядишь, и краткий перевод священной истории на Тунгусский Язык отыщется!
А язык этот отец Михаил Васильевич Левицкий, вероятно, знал так как родился он в 1786 году в далеком Туруханском округе Инбацкой волости за полярным кругом в семье дьякона Успенской церкви Василия Яковлевича Левицкого, тоже сына священнослужителя Якова Левицкого и как минимум до 1796 года там прожил, тунгусов видел, наверное, и с детьми их играл.
Естественно, что прибывшему на берега Ангары, сначала пономарем КашиноШиверской церкви в 1808 году, затем в 1815 году священником в село Чадобское отцу Михаилу Тунгусы были не в диковинку, и к общению с тунгусами преград не было, пик же его миссионерской деятельности, пришелся, на 1819-1820 год. Всего в период 1817-1839 годов Отец Михаил обратил в православие 228 тунгусов (ГАКК Ф.819 Оп.1 Д.93 Кадры 149 – 157), а может и более, так как был он священником Чадобского Спасского прихода ровно 40 лет с 1815 по 1855 год, затем вышел за штат, умер в селе Чадобском 16 марта 1860 года в возрасте 74 лет и был погребен в церковной ограде 18 марта 1860 года.

Источники:
1. ГАКК Ф.592 Оп.1 Д.492 «Об обращении Чадобским священником Левицким (Левицких) 136 тунгусов в христианскую веру»
2. ГАКК Ф.819 Оп.1 Д.93 «…..в части сведений о тунгусском населении, крестившемся в Чадобской Спасской церкви и принявшем православие в 1817-1839 годы»
3. «Левицких-Левицкий-Левитский… Род священнослужителей» «ПО СЛЕДАМ АЛЬМАНАХА «ЕНИСЕЙСКИЙ РОДОСЛОВ» Альманах Часть 1 Историко-публицистический сборник Издаётся с 2011 года. Учредитель: Енисейский общественный клуб «Родословие». Издатель: МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Енисейска 2021 год. (автор – Копыцкая Ольга Александровна)
4. ГАКК Ф.812 Оп.1 Д.533 «О непристойном поведении священника Градо-Енисейской Богоявленской церкви Петра Левицкого» (только заголовок дела)
5. ГАКК Ф.812 Оп.1 Д.542 «О взыскании со священника села Чадобского Спасской церкви Михаила Левицкого израсходованных им церковных денег» (только заголовок дела)
6. «Священнослужители Чадобской Спасской Церкви» Проза.ру автор Василий Евстифеев ссылка на публикацию
Священнослужители Чадобской Церкви 1759-1919 (Василий Евстифеев) / Проза.ру
---
Ищу сведения об Евстифевых (Деришино Невельского у. ??- 1901 Плотбино Канского у. 1901-1929 Кулижниковх (Соль Вычегодская ??-1741 Красноярск 1741-1881 (до 1912), Кулижниково, Куражинский 1881-1929, Штейн Кабрицкое Канского у. до ??-1929, Багаутдинов ср. Пшалым Арского р-на. (Уезда) Казанской губерни
Лайк (2)
pineforest

pineforest

Енисейский уезд
Сообщений: 245
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 647

Vasiliipetrovih написал:
[q]
теперь очень трудно разобраться, где Брюхановы, Кулаковы, Колпаковы, Рукосуевы потомки русских крестьян первопроходцев, а где как говорят Ангарцы «ТУНГУЦКА РОДОВА»
[/q]


Василий Петрович, я не считаю это большой проблемой.
Во-первых тунгусы вели кочевой образ жизни и в документах везде и ИР и РС записывались отдельно. В МК тоже указывалось "бродячий тунгус".
Во-вторых оседлых тунгусов-хлебопашцев в 18 веке было единичные случаи, а в 19 ненамного больше.
В-третьих в отличие от тунгусов-хлебопашцев русские крестьянские роды были весьма многочисленные, то есть имеется много идентификаторов: братья, сестры, дяди, тети и т.д., если конечно исследовать/составлять к примеру родословную не чапаевским наскоком, за три дня "изучив" 300-400-летний период, а с учетом всего имеющегося огромнейшего комплекса документов, методично от поколения к поколению.
Конечно так работать долго и скучно, но только так и можно исключить всевозможные ошибки.
---
Трощенков, Алёшин - Смоленская губ., Морозово-Новотроицкое; Забуцкий (Забусский, Zabusky) - Гродненская губ., Бельский уезд, Шкурецкая вол., Пржибышин-Пшибышин-Przybyszyn (Wojewodztwo podlaskie), Wojewodztwo mazowieckie; Старовойтов - Могилёвская губ., Чаусский у., Городецкая вол., Михеевка.
Лайк (3)
Vasiliipetrovih
Модератор раздела

Россия, Кодинск
Сообщений: 383
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1347
>> Ответ на сообщение пользователя pineforest от 12 декабря 2024 23:25
На мысль об "оседании части тунгусов на пашню" Меня как раз и натолкнули ИР 18 века там довольно много записей о браках русских обоего пола с тунгусами обоего пола....
Честно говоря представить себе русскую женщину ведущую домашнее хозяйство в чуме не могу, Тунгуску в русской деревне ещё куда ни шло, а случаи оседания тунгусов на пашню были, описаны Шерстобоевым...
---
Ищу сведения об Евстифевых (Деришино Невельского у. ??- 1901 Плотбино Канского у. 1901-1929 Кулижниковх (Соль Вычегодская ??-1741 Красноярск 1741-1881 (до 1912), Кулижниково, Куражинский 1881-1929, Штейн Кабрицкое Канского у. до ??-1929, Багаутдинов ср. Пшалым Арского р-на. (Уезда) Казанской губерни
Лайк (2)
pineforest

pineforest

Енисейский уезд
Сообщений: 245
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 647

Vasiliipetrovih написал:
[q]
случаи оседания тунгусов на пашню были
[/q]


Я же такие случаи не отрицаю. Я пишу, что мне документальные свидетельства попадались единичные.
Было ли это массовым явлением?


Vasiliipetrovih написал:
[q]
представить себе русскую женщину ведущую домашнее хозяйство в чуме не могу
[/q]


Это ведь индивидуальное чувство, сродни веры. Одни верят, другие не верят.
И у меня нет фотодокументов русской невесты в чуме, но и отрицать такого на основе только веры я тоже не могу.

Но вопрос то был в другом - как отличить полных тёзок Ивановых Иванов Ивановичей, братья они или даже не однофамильцы? ))

---
Трощенков, Алёшин - Смоленская губ., Морозово-Новотроицкое; Забуцкий (Забусский, Zabusky) - Гродненская губ., Бельский уезд, Шкурецкая вол., Пржибышин-Пшибышин-Przybyszyn (Wojewodztwo podlaskie), Wojewodztwo mazowieckie; Старовойтов - Могилёвская губ., Чаусский у., Городецкая вол., Михеевка.
Лайк (2)
Vasiliipetrovih
Модератор раздела

Россия, Кодинск
Сообщений: 383
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1347
>> Ответ на сообщение пользователя pineforest от 13 декабря 2024 5:46
Согласен! Остапа понесло, но всегда мучил вопрос, а куда в 20 веке делись местные тунгусы "береговой Орды" А в Чадобце многие из них похоронены, и Суглан там ежегодный был и вблизи деревни Яркино проходил ежегодный Суглан, а это всё их родовые угодья, лет 40 назад отец мой находил близ своего охотничьего зимовья древний берестяной чум, это всё что осталось от тех тунгусов, но многие на Ангаре гордиться родством с ними, не уточняя деталей, вот я и попробовал начать....

---
Ищу сведения об Евстифевых (Деришино Невельского у. ??- 1901 Плотбино Канского у. 1901-1929 Кулижниковх (Соль Вычегодская ??-1741 Красноярск 1741-1881 (до 1912), Кулижниково, Куражинский 1881-1929, Штейн Кабрицкое Канского у. до ??-1929, Багаутдинов ср. Пшалым Арского р-на. (Уезда) Казанской губерни
Лайк (2)
Vasiliipetrovih
Модератор раздела

Россия, Кодинск
Сообщений: 383
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1347

pineforest написал:
[q]
Я же такие случаи не отрицаю. Я пишу, что мне документальные свидетельства попадались единичные.
Было ли это массовым явлением?
[/q]


Да кто ж его знает.....в первом томе "Илимской Пашни" Шерстобоев приводит единичные случаи "Тунгусского хлебопашества", но это применительно к 17 веку и первому десятилетию века 18-го..., что касаемо второй половины века 18-го то попался тут любопытный документ......

1767 год ИЗ НАКАЗА ИРУКТСКИХ КРЕСТЬЯН В УЛОЖЕННУЮ КОМИССИЮ
17. КАРАПЧАНСКИЙ ПОГОСТ
Стр. 150 пункт 11…..
……….НАПРЕД сего с начала селения прадедов наших также и мы чрез многие лета имели в своих урочищах по обе стороны Ангары-реки, и в нее впадающих речек, и по ручьям около своего селения между деревнями с лесных промыслов а имЯнно – сохатых, изюбрей, оленей и диких коз ямами, плашками называютЦа (увы, так по тексту), ухожья, и то по малому числу.
А ныне в означенных НАШИХ урочищах нам промышлять указом запрещено, а дозволено в тех местах промышлять и довольствоватЦа иноверцам, называемым ТУНГУСАМИ, которые напред сего довольствовались в своих урочищах от русского жила в отдаленных местах, где плодятЦа соболь и прочие пЫшные звери и съестного чистого зверя довольное число, которые их угодья и промыслы и ныне состоят за ними ж……
НО САСМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ……. А означенные ТУНГУСЫ жительство имеют между русскими деревнями И ДОВОЛЬСТВУЮТСЯ КАК ПАШНЯМИ, СЕННЫМИ ПОКОСАМИ, так и всякими промыслами, и в оброчных наших местах помянутыми рыбными промыслами, а с нами НИКАКОГО ОТЯГОЩЕНИЯ НЕ НЕСУТ, от которых мы имеем крайнюю обиду и разорение.
……. Аналогичная ситуация была и ниже по течению Ангары (Тунгуски) в Кежемской Слободе (стр. 115-119 этого же документа) крестьяне которой жаловались что начальство «отжало у них» в пользу ясаШных инородцев рыбные промыслы, за которые Кежемские крестьяне уже наперед заплатили.
Такое вот отношения местных властей к КМНС в 1767 году было, судя по наказам русских крестьян хлебопашцев незаслуженное!

Источник:
1. М.Т. Белявский (Новосибирск «НАУКА» Сибирское отделение 1988 год) сборник «Источники по истории Сибири Досоветского периода»
---
Ищу сведения об Евстифевых (Деришино Невельского у. ??- 1901 Плотбино Канского у. 1901-1929 Кулижниковх (Соль Вычегодская ??-1741 Красноярск 1741-1881 (до 1912), Кулижниково, Куражинский 1881-1929, Штейн Кабрицкое Канского у. до ??-1929, Багаутдинов ср. Пшалым Арского р-на. (Уезда) Казанской губерни
Лайк (3)
pineforest

pineforest

Енисейский уезд
Сообщений: 245
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 647

Vasiliipetrovih написал:
[q]
Источник:
[/q]


Тема безусловна очень интересная, но однозначно без статистики что-то сказать сложно.

Такова была политика всех правительств в Москве и в 17-м и в 18-м веке - оберегать тунгусов от русских крестьян,
а русские сами о себе должны были позаботиться, и зачастую очень даже не плохо о себе заботились.
Есть мысли написать очерк о взаимоотношениях русских и тунгусов на Ангаре. Время покажет.

Спасибо за источник! Принимаюсь за чтение.
---
Трощенков, Алёшин - Смоленская губ., Морозово-Новотроицкое; Забуцкий (Забусский, Zabusky) - Гродненская губ., Бельский уезд, Шкурецкая вол., Пржибышин-Пшибышин-Przybyszyn (Wojewodztwo podlaskie), Wojewodztwo mazowieckie; Старовойтов - Могилёвская губ., Чаусский у., Городецкая вол., Михеевка.
Лайк (3)
Vasiliipetrovih
Модератор раздела

Россия, Кодинск
Сообщений: 383
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1347

pineforest написал:
[q]
оберегать тунгусов от русских крестьян
[/q]

И не только, от крестьян, Тунгусы были ценным "источником" пушного ясака, иных доходов от Сибири у казны РИ до середины 19 века почитай и не было...
---
Ищу сведения об Евстифевых (Деришино Невельского у. ??- 1901 Плотбино Канского у. 1901-1929 Кулижниковх (Соль Вычегодская ??-1741 Красноярск 1741-1881 (до 1912), Кулижниково, Куражинский 1881-1929, Штейн Кабрицкое Канского у. до ??-1929, Багаутдинов ср. Пшалым Арского р-на. (Уезда) Казанской губерни
Лайк (2)
Vasiliipetrovih
Модератор раздела

Россия, Кодинск
Сообщений: 383
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1347
И ещё пару слов в защиту "ТУНГУССКОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ" в союзники свои беру же не кого попала а самого В.Н. Шерстобоева "ГЛЫБУ-НЕРЕАЛЬНУЮ", вот фрагмент из Тома-2 "Илимской Пашни" стр. 634-637......, где Илимские Тунгусы, где Чадобские спросите вы? да по Сибирским меркам считай что рядом! на одной реке! тем более и исток Чадобца реки в Илимском воеводстве (тогда), сейчас Иркутской губернии....
КРЕЩЕНИЕ ЯСАЧНЫХ И ХОЗЯЙСТВО
НОВОКРЕЩЕННЫХ
Принятие ясачным православия означало не перемену его заблуждений, а переход к новой хозяйственной деятельности. Всякий туземец, терявший связь с родичами и уходивший в русские селения, рано или поздно становился православным.
Поэтому изучение материалов о крещении ясачных не
столько относится к истории церкви, сколько к истории туземного хозяйства.
Как только «ясашный иноверец» покидал родную почву и сближался с русским населением, т. е. в первую очередь с крестьянством, он оказывался перед необходимостью принять православие. Два пути открывала жизнь перед ясачным, когда он оказывался в среде русских: или превращение в хозяина-земледельца, или уход в батраки. В первом случае
ясачный воспринимал технику, традиции, бытовой уклад, чаяния и предрассудки русского крестьянина, во втором — становился в непосредственную материальную и духовную зависимость от нанимателя. Значит,
при всех обстоятельствах он должен был познакомиться с церковью,
безразлично, желал или не желал он этого.
Перед ним раскрывались двери храма , звучал колокол, и он в сопровождении друзей, новых знакомых, родственников и хозяев переступал порог церкви, где совершался торжественный
ритуал превращения его в новокрещенного. Вряд ли он вникал в
объяснения, которые давал ему священник о его новых, но, может
быть, временами понимал, что в движение приводился мощный
механизм церкви, который действовал в холостую, пока новокрещенный оставался номадом - охотником или скотоводом.
..............
При крещении ясачный получал трехлетнее освобождение от
уплаты ясака. Чаще всего с ясачного, как только он впервые в
жизни осенял себя православным крестным знамением, приходилось просто списывать с недоимок трех соболей.
После отмены в 1768 году обязательного внесения ясака пушниной крестившемуся ясачному стали зачитывать три
соболя в погашение недоимок, копившихся с 1742 года, о которых
ясачный, конечно, и не помнил.
................
Важнейшие материалы, раскрывающие экономическое положение
новокрещенных, собраны в одном деле за 1769 год. (Фонд 75, арх. №
3096).
На вопрос о занятиях большинство новокрещенных ответило:
«живут своим домом, пропитание имеют от работы от крестьян» или
«работою своею», или «роботою своею у тутошних жителей», или
«пропитание имеют работою своею у руских людей», или «в работе у
разных людей». Один работал у «отца - восприимника», один «в работе у
монастырского крестьянина… от того и пропитание имеет», один был в
работе у священника. Значительная часть новокрещенных из ангарских
волостей главным занятием указала земледелие «пропитание имеет от
пахотной земли». Очень немногие единственным источником существования сохранили охоту и рыболовство: «питаются работою своею и
чернолесным звериным промыслом» или «от лесного звериного, птичьего промыслу и рыбной ловли». Наконец, несколько человек показали:
«питание имеет Христовым имянем» или «пропитание имеет мирским
подаянием».
Таким образом, от родового общинного строя у новокрещенных
ничего не осталось. Одни стали хозяевами, другие батраками, соединяя
иногда основные занятия с звериным промыслом.
......И на каком языке они говорили? интересно? Не тот ли самый "АНГАРСКИЙ ГОВОРОК" biggrin1.gif
---
Ищу сведения об Евстифевых (Деришино Невельского у. ??- 1901 Плотбино Канского у. 1901-1929 Кулижниковх (Соль Вычегодская ??-1741 Красноярск 1741-1881 (до 1912), Кулижниково, Куражинский 1881-1929, Штейн Кабрицкое Канского у. до ??-1929, Багаутдинов ср. Пшалым Арского р-на. (Уезда) Казанской губерни
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед →
Модератор: Vasiliipetrovih
Вверх ⇈