Чугуев и с. Каменная Яруга Змиевского у. Харьков. губ.
Рассматриваются вопросы основания города и слободы чугуевскими казаками в 17 веке, коренные каменнояружские роды и их развитие и взаимосвязи
VladimМодератор раздела Ярославль Сообщений: 1259 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 1877 | Наверх ##
11 июня 20:51 11 июня 20:55 Готовится к изданию новая книга из серии "Нееловщина", на этот раз о чугуевских казаках Нееловых и родственных родах.
Книга получилась объемной 928 стр. с отдельной вкладкой 52 черно-белых и цветных иллюстраций. Рассмотрены вопросы основания и именования городов Киева, Харькова, Чугуева, казачьей слободы Каменная Яруга в Чугуевском уезде, российской колонизации Дикого Поля. Доказано, что вопреки существующему мифу об основании г. Чугуева черкасским атаманом Яцком Остряницей, строительством крепости и города Чугуева руководил русский дворянин Максим Алексеевич Лодыженский, который и является истинным основателем г. Чугуева. Отрицается тождественность черкасского полковника 1630-х годов, руководителя казачьего мятежа 1638 г. и горе-атамана чугуевских черкас с одинаковым именем и фамилией Яцка Остряницы. Даны краткие сведения и родословные 44 чугуевских воевод. Приведены хроники чугуевского полка с подробным рассмотрением мятежа 1819 г. и Змиева, сменившего Чугуев в качестве уездного селения. Опровергается неверная датировка основания селения Каменная Яруга и строительства там храма, приведен список священнослужителей, статистика имен, фамилий и причин смерти. Рассказано о каменно-яружцах, принимавших участие в Первой мировой войне. В большей части книги приведены родословные казаков Нееловых на 1673 персоны от Ефремовского казака из сынов боярских Степана Никитича Неелова (1642) и других коренных каменно-яружских родов: Ачкасовых, Грызловых, Проскурниных, Панкратовых и других. В книге есть справочно-библиографический аппарат, приведены перечни источников, тексты отдельных исторических документов, словарик редких слов и алфавитный указатель. Выпуск малотиражной книги в наше время дорогостоящее дело. Заинтересованные в финансовой поддержке проекта и в приобретении книги могут связаться со мной
--- Родословные Нееловых (Неёловых, Ниеловых и т.д.), жителей Ярославской губернии, г. Епифани, с. Каменная Яруга Змиевского у. Харьковской губернии и с. Хабное Радомысльского у. Киевской губернии.
Дневник https://forum.vgd.ru/4784/117937/#last, https://forum.vgd.ru/4784/1091/
https://forum.vgd.ru/478 | | |
VladimМодератор раздела Ярославль Сообщений: 1259 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 1877 | Наверх ##
13 июня 17:17 13 июня 22:30 В (на) Украине все последние десятилетия пытаются создать мононациональное государство, в угоду чему переписывается история народов, населяющих эту территорию, и замалчиваются отдельные события. Одним их таких темных пятен в современной истории Украины является национальная политика 1920 – 1930 гг., когда в республике были сделаны попытки решить национальный вопрос в многонациональной республике демократическим путем. В 1924 г. еще до образования Молдавской АССР (нынешнее Приднестровье плюс часть Одесской области) в составе УССР были выделены пять немецких национальных районов, по 2 района в Екатеринославской и Одесской губерниях и 1 в Донецкой губернии. В начале 1927 г. существовало уже 11 национальных районов – 7 немецких, 3 болгарских и 1 польский. Впоследствии было выделено еще 8 русских национальных районов, включая Чугуевский, 3 еврейских и 3 греческих. Таким образом, к концу 20-х годов в УССР было образовано 25 национальных районов. В 1929-30 учебном году в республике действовало 1539 школ с русским языком обучения, 786 - на еврейском, 628 - на немецком, 381 - на польском, 121 - на молдавском (за пределами Молдавской АССР), 73 – на болгарском, 16 — на греческом, 15 — на чешском, 10 - на узбекском (!), 8 - на татарском, 2 - на ассирийском (!). В то время процент учащихся в национальных школах соответствовал доле населения данной национальности среди всего населения Украины. На языках национальных меньшинств выходило 500 газет и более 100 журналов, для выпуска такой литературы существовало специальное издательство Держнацменвидав. В районах с преобладающим украинским населением существовали национальные сельские (644) и поселковые рады (в том числе, 56 еврейских, 9 русских и 2 немецких). В национальных районах другие национальности по существующему законодательству приобретали статус национальных меньшинств. То есть, например, в немецких, еврейских или русских районах национальными меньшинствами считались представители всех других национальностей, в том числе украинцы. Постановлением «Об обеспечении равноправия языков и о содействии развитию украинской культуры» ВУЦИК и СНК УССР 6 июля 1927 г. определили нормы, на основе которых регулировались языковые вопросы. «В национально-территориальных административных единицах, — отмечалось в упомянутом постановлении, — государственные органы применяют как преобладающий для официальных сношений язык местного национального большинства, обеспечивая, однако, право пользоваться родным языком для других национальностей данной административной единицы, в котором они составляют местное меньшинство... Все служащие государственных органов в национально-территориальных единицах обязательно должны владеть языком местного национального большинства, а также украинским языком». Постановлением, как мы видим, гарантировались языковые интересы граждан всех национальностей. Но игра в национальную демократию длилась недолго. Конечным итогом сокрушительного погрома политической и культурно-образовательной жизни национальных меньшинств стала ликвидация национальных районов, сельских и поселковых советов, осуществленная на основании постановлений ЦК ВКП/б/ от 16 февраля и ЦК КП/б/У от 5 марта 1939 г. Были ликвидированы все государственные институты, деятельность которых направлялась на возрождение национальных меньшинств. На рисунках карты русских национальных районов, сельских и поселковых советов (1931) и Чугуевского русского национального района
--- Родословные Нееловых (Неёловых, Ниеловых и т.д.), жителей Ярославской губернии, г. Епифани, с. Каменная Яруга Змиевского у. Харьковской губернии и с. Хабное Радомысльского у. Киевской губернии.
Дневник https://forum.vgd.ru/4784/117937/#last, https://forum.vgd.ru/4784/1091/
https://forum.vgd.ru/478 | | Лайк (1) |
Yaroslav_DonМосква Сообщений: 4734 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7206 | >> Ответ на сообщение пользователя Vladim от 13 июня 2024 17:17 Украинизация... И все отняли. | | |
VladimМодератор раздела Ярославль Сообщений: 1259 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 1877 | ЧУГУЕВСКИЕ ВОЕВОДЫ
34. Вердеревский Василий Петрович
Родился около 1650 г., умер в 1711 г. Упоминается в Чугуеве с 8 июля 1693, 1694, 1695, 10.02.1696.
Стряпчий (1676), стольник (1676, 1686), стольник царицы Прасковьи Федоровны (1686), думный дворянин (1691, 1692), стольник царицы Прасковьи Федоровны (1692); “пpи польских и немецких послах у Госудаpева Большого знамени голова в pындах”, головою у государева большого знамени в полку бояpина и воеводы кн. Василия Васильевича Голицына (1680), приводил к кресту в Переславле Рязанском и других восьми городах всяких чинов людей (1682), участвовал в боях с татарами на речке Берестовой и Гуляй поле во главе чугуевского отряда и под началом боярина и воеводы Б.П. Шереметева (1694), был на Воронеже у корабельного строения (1701), по Адмиралтейству перевозил пушки из Рязани в Воронеж (1702), написан под крестом (1704 – 1708). Умер в 1711 г.
Жена Татьяна Ивановна Аничкова, вместе воспитали трех дочерей Анну, Елену и Татьяну; брат Фёдор Петрович (15.12.1652 -12.6.1721); отец Пётр Иванович (ок. 1625 - 24.4.1690); дед Иван Петрович (ок. 1585 - 15.12.1634); род внесён в "Бархатную книгу" (01.02.1686) и в 6-ю часть дворянской родословной книги Рязанской губернии; герб рода с блазоном «золотые восьмиконечная звезда и меч в верхней части щита, в нижней части на красном поле серебряный месяц рогами вверх» внесен в Гербовник Анисима Титовича Князева (1785).
10 февраля 1696 г. думный дворянин и чугуевский воевода Василий Петрович Вердеревской писал царю, что «…по посылке ис полку ево… Изюмского полку у полковника Федора Шилова полку ево с казаками да с чюгуевцы с копейщики с неприятельскими людьми которые были в Змиевском и в Чюгуевском уездех были бои и на тех боях их бусурманов многих побили… и те неприятельские люди видя от тех ратных людей промысл и над собою упадок от тех мест отступили» (сообщил Я. Карпиков).
Отец Петр Иванович Вердеревский в жильцах с 13 марта 1645 г. В том же году пожалован в стряпчие, позднее стольник.
«В лето 6879 (1371г.), в дни великого князя Олега Ивановича Рязанского, в его великое княжение, во время нашествия от сопротивных на него пленения ради Рязанской земли, для очищения той Рязанской земли по ево, великого князя, прошению приехал из Большой Орды Солохмир Мирославов сын с силою и чинил ему, великому князю, многие вспоможения. И, по отшествия той нашедшей силы от Рязанской земли, он, Салохмир, проразумев о православной истинной над всеми сиятельной веры и по прошению ево-же великого князя Олега Рязанского, прииде к нему, восприняв православную христианскую веру, а во крещении реченно имя ему Иоанн. И князь великий Олег Иванович, видя его в воинстве много люда и славна и в породе мужа честна, дал за него сестру свою родную великую княжну Настасью Ивановну. Да ему ж дал вотчины: Верхдерев, Веневу, Растовец, Михайлово поле, Безлуцкий стан и писал он, великий князь Олег Иванович, его Ивана Мирославовича, в то своё великое княжение в своих жалованных грамотах зятем своим, а жаловал вотчинами и писал Иваном Мирославовичем. У Ивана Мирославовича сын Григорей, и его, Григорья Ивановича, великий князь Иван Федорович Рязанский, внук великого государя Олега Ивановича, писал в жалованных грамотах дядею своим и жаловал вотчинами и писал Григорьем Ивановиче. И таковы жалованные вотчинные грамоты Переславля Рязанского в Солотчинском монастыре и по тем грамотам вотчины и ныне владеют того Солотчинского монастыря архимандрит з братией. Да ему ж, Григорью Ивановичу, пожаловал великий князь Федор Иванович Рязанский свою, великого князя, жалованную грамоту, и в той грамоте писал он, великий князь, Федор Иванович, ево, Григорья Ивановича, дядею своим. А та жалованная подлинная грамота в свидетельство и ныне есть. А каторую вотчиную ево, Григорья Ивановича, пожаловал, и та вотчина и ныне за нами. У Григорья Ивановича Салохмирова дети: Григорий, да Михайло. прозвище Абумайло, да Иван, прозвище Канчей, да Костентин, прозвище Дивной, бездетен, все были у великих князей рязанских в их великое княжение бояре. И Григорей Григорьевич сын сяде на отчину свою Верхдереву, и потому стал слыть Верхдеревской». --- Родословные Нееловых (Неёловых, Ниеловых и т.д.), жителей Ярославской губернии, г. Епифани, с. Каменная Яруга Змиевского у. Харьковской губернии и с. Хабное Радомысльского у. Киевской губернии.
Дневник https://forum.vgd.ru/4784/117937/#last, https://forum.vgd.ru/4784/1091/
https://forum.vgd.ru/478 | | Лайк (2) |
VladimМодератор раздела Ярославль Сообщений: 1259 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 1877 | Наверх ##
7 июля 23:05 23 июля 22:22 ЧУГУЕВСКИЕ ВОЕВОДЫ35. Коробьин Степан Васильевич
Упоминается в Чугуеве в феврале 1696 г., 28.05.1697. Стряпчий (1680), стольник (1692, 1696, 1698, 1700 – 1702). Воевода в Енисейске (1693). “В 1684/85 г. … Степану Коробьину учинено наказание - бит кнутом за то, что девку растлил”. Умер 10 июня 1702 г. Родословное древо Коробьиных составлено К.М. Секретевым и приведено: http://www.domarchive.ru/archive/fonds/1_rod/1029 --- Родословные Нееловых (Неёловых, Ниеловых и т.д.), жителей Ярославской губернии, г. Епифани, с. Каменная Яруга Змиевского у. Харьковской губернии и с. Хабное Радомысльского у. Киевской губернии.
Дневник https://forum.vgd.ru/4784/117937/#last, https://forum.vgd.ru/4784/1091/
https://forum.vgd.ru/478 | | |
VladimМодератор раздела Ярославль Сообщений: 1259 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 1877 | ЧУГУЕВСКИЕ ВОЕВОДЫ
36. Астафьев Афанасий Денисович
Также Остафьев. Упоминается в Чугуеве в 1693, 1697, 1698, 1699, 1700 – 1701, 09.01, 26.02, в марте, до 11.05.1703 гг.
Из новгородских дворян. Стольник ц. Натальи Кирилловны (1676), стольник (1677, 1686, 1692). Полковник Большого полка (1703). 08.1703 г. - к этой дате - драгунский полк Андрея Саввича Ахматова переименован в драгунский полк полковника Аф. Денис. Астафьева. 1705 г. - повелено состоять из десяти10-ти драгунских и одной гренадерской рот. 1706 г. - к весне - драгунский полк Аф. Денис. Астафьева переименован в драгунский полк полковника-иноземца барона Иоганна-Фердинанда-Адольфа фон Милен-Фельзена (позднее Казанский драгунский полк). Умер на службе (1705). Сын Андрей, стольник царицы Натальи Кирилловны (1692), стольник (19.08.1700), стольник в начальных людях (1703 – 1721).
Фигурирует в документах:
1703 г., января 9, февраля 26 − воевода стольник Астафьев Афанасий Денисов.
...на его место с 11 мая 1703 г. быть стольнику Ивашкину Матвею Кириллову.
В царской грамоте 1704 г. описывается довольно грозное возмущение, происходившее в Белополье и его окрестностях в 1696 – 1697 гг. … новый воевода, князь Яков Фёдорович Долгорукий отправил Чугуевского воеводу Астафьева для разбора прав помещиков и казаков и дело кончилось в том виде, в каком признавал его справедливым Долгорукий. Черкасов причислили к сумским казакам, а земли, на которые представлены были документы, отданы были помещику.
Князю Якову Феодоровичу Анисим (правильно Афанасий) Астафьев, 207 (1699) г., по отпискам Черкаских Полковников, «Хан Крымский во многом собраньи имеет приходить для войны и разоренья под Государевы украинные городы и слободы, нынешним зимним скорым временем, и для осады и походов в Чугуеве ручных гранат и ядр нет». Грамота царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича в г. Чугуев воеводе Афанасию Денисовичу Остафьеву о сборе помольной пошлины с населения г. Чугуева. 1693 г.
Грамота царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича в г. Чугуев воеводе Афанасию Денисовичу Остафьеву о сборе мостовой и перевозной пошлины с населения г. Чугуева. 1693 г.
Грамота царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича в г. Чугуев воеводе Афанасию Денисовичу Астафьеву о сборе помольной пошлины с населения г. Чугуева. 1693 г.
Челобитная отписка Козьмы Гурьева из Змиева Афанасию Денисовичу (Остафьеву) в Чугуев о присылке окладного хлеба и роспись лицам полковой службы, которые посланы и находятся в бегах. 1698 г.
«… в Разряде перед боярином Тих. Никит. Стрешневым с товарищи виноградные садовники Сем. Толоконцев, Вас. Кренев допрашиваны, а в допросе сказали: по указу великого государя и по отписке из Чугуева стольника и воеводы Аф. Остафьева прислано с ними к Москве в Разряд винограду 2740 гроздей и тот де виноград отослан с ними во дворец и во дворце де в отдаче у приему того винограда у них не явилося 210 гроздей для того что во время той отдачи у приему того винограда пришли дворовые люди, человек с 20 и больше и стали тот виноград есть и считали сами врознь и просили де они у них за работу и они де им говорили, чтоб они того винограда не ели и примали у них с рук на руки и в том де винограде их обочли, для того принимали и считали у них не с рук на руки, а за работу им приемщикам ничего не дали, и в лицо де из них они тех приемщиков узнают».
В Чугуеве: стольник Афанасей Денисьев Остафьев, а по годовой сметной росписи 1700 году написано: город Чугуев строен дубовым стоячим острогом; по городу башен: 2 с проезжими вороты, 1 с калиткою, 5 глухих; по мере (по измерению) около города и с башнями 500 саж.; в том же городе полковое знамя. Г. Чугуев. Лета 1701-го марта в 15 день по указу великого Государя Царя и великого Князя Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержца и по отписке из Белагорода генерала столник и воевода Афонасей Денисевич Остафьев велел чугуеву городу и чюгуевцам полковые и городовые службы всяких чинов людем и их детем и братям и свойственником и наряду медному и железному и всяким пушечным припасом и городовым крепостям зделать годовые сметные книги нынешнего (1701)-го г. перечною роспискою а каков горад строеньям и что по городу наряду и всяких припасав и каких чинов и хто имяны чюгуевцы полковые и городовые службы и что у них детей и братев и свойственников и скольких лет те их дети и свойстеники и то писано в сих сметных книгах ниже сего. Город Чюгуев построен во 147-м г. подле реки Северского Донца с правые стороны на устьи речки Чюгуевки дубовым стоячим острогом с кровати и с обламы и с котки и с лесницы подле городовые стены с подшевы привалы обложены и землею насыпаны». --- Родословные Нееловых (Неёловых, Ниеловых и т.д.), жителей Ярославской губернии, г. Епифани, с. Каменная Яруга Змиевского у. Харьковской губернии и с. Хабное Радомысльского у. Киевской губернии.
Дневник https://forum.vgd.ru/4784/117937/#last, https://forum.vgd.ru/4784/1091/
https://forum.vgd.ru/478 | | Лайк (2) |
VladimМодератор раздела Ярославль Сообщений: 1259 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 1877 | --- Родословные Нееловых (Неёловых, Ниеловых и т.д.), жителей Ярославской губернии, г. Епифани, с. Каменная Яруга Змиевского у. Харьковской губернии и с. Хабное Радомысльского у. Киевской губернии.
Дневник https://forum.vgd.ru/4784/117937/#last, https://forum.vgd.ru/4784/1091/
https://forum.vgd.ru/478 | | Лайк (1) |
VladimМодератор раздела Ярославль Сообщений: 1259 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 1877 | Наверх ##
7 августа 19:29 7 августа 20:42 Ярослав Карпиков и Николай Смирнов. История Слободской Украины. Часть IV. Основание Чугуева, Лодыженский, Острянин, Щетинин, Кокорев, бунт черкас https://vk.com/public213154198...-213154198https://www.youtube.com/watch?v=X9-iTl6j4oY&t=600sОсновные возражения: 1. Не основанная на документах идентификация полковника Яцка Остряницы и чугуевского Якова Острянина, абсолютно невоенного человека низких моральных качеств . 2. Острянин "не ушел в пределы московского государства", он туда сбежал . После одного из поражений он просто предал всех: и Гуню (они были на равных, как руководители восстания) и повстанцев, сбежав ночью с 50 приближенными людьми. Гуня же продолжил это неудачное восстание, и после окончательного поражения чудесным образом куда-то исчез. Ясно одно, что он выбрал не Москву. Скорее всего, как это и бывало после провальных казацких восстаний, ушел на Дон, откуда , как известно, не выдавали. 3. Говорить о какой-то полтавской артиллерии,привезенной Острянином, в случае позорного ночного бегства не приходится. 4. Запорожцы остались с Гуней продолжать борьбу, а вот основную компанию Острянину (будем его так называть, как он числится в московских документах), в толпе новых поселенцев составили посадские люди и литовские холопы, семейные, как это. водится. Запорожцы не были семейными и относились к реестровым казакам хуже, чем к ляхам. Заверения в челобитной государю о том, что все они "лутчие люди" и у них все есть и всего полно - очевидное вранье. У всей толпы не оказалось даже семян для следующего сева, Многие черкасы не смогли построиться на выделенной им земле за более чем два с половиной года. Обычные беженцы с территорий военных действии, когда все с оружием грабили всех без оружия. поглядите на сегодняшних беженцев, гораздо более обеспеченных, чем тогдашние. Отсюда и отношение черкас к военной службе и к воинской дисциплине. 5. Не показано содержание челобитной черкас на Острянина, обеление Острянина от всех обвинений в Разряде и послужило триггером для бунта. --- Родословные Нееловых (Неёловых, Ниеловых и т.д.), жителей Ярославской губернии, г. Епифани, с. Каменная Яруга Змиевского у. Харьковской губернии и с. Хабное Радомысльского у. Киевской губернии.
Дневник https://forum.vgd.ru/4784/117937/#last, https://forum.vgd.ru/4784/1091/
https://forum.vgd.ru/478 | | Лайк (1) |
Yaroslav_DonМосква Сообщений: 4734 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7206 | Наверх ##
7 августа 21:48 7 августа 21:51 >> Ответ на сообщение пользователя Vladim от 7 августа 2024 19:29 Спасибо, что следите))) Считаю, что для 1-го раза - это очень достойно вышло, учитывая то, что ВООБЩЕ никаких роликов для популяризации ранее не было... 1. Во избежание всевозможных "обвинений" и т.д. со стороны научной среды (проф.историков, кандидатов ист.наук и т.д.), которые нас смотрят, принята концепция повествования по "классической версии". 2. Аналогично п.1. Многие обороты взяты из классики (С.М. Соловьева "Истории России с древнейших времен"). 3. Данная находка - не более чем версия. 4. Аналогично п.1. 5. Безусловно, дополнительное изучение требуется. Но формат роликов ограничен таймингом... Меня и так просят каждый раз делать всё меньше и меньше продолжительность. И даже убирать (не зачитывать) документы. Так что тут - уложился как мог. P.S. Сам ролик - "любительский". Прошу не рассматривать его как "истину". Это - попытка популяризации. В нём много ОГРЕХ. Например, только потом я понял, что на вопрос ведущего ответил неверно (о "стрельцах"). Стрельцы были московские, посланные в Чугуев на очередную службу, но не поселенные в тот момент. Ну и моя "южнорусская речь", которая режет слуг со многими ошибками и прононсом. | | |
VladimМодератор раздела Ярославль Сообщений: 1259 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 1877 | Наверх ##
8 августа 13:28 8 августа 20:44 Мне понятны ваши резоны, хотя в классической, как вы ее назвали, версии никто и никогда не утверждал идентичность всех этих многочисленных Острянинов. Тот же Филарет, пытаясь хоть как-то свести концы с концами, высказал предположение, что у Якова Остряницы был брат (помните Универсал Стефана Христофора Остряницы и рассказ о жестоком убийстве отца). Но все эти неуклюжие попытки только порождали новые вопросы, на которые нет никаких ответов.
Потому и размещаю рекламу вашей работы у себя, что считаю ее в целом достойной. Работа эта специфичная, и методика постепенно будет шлифоваться.
Есть теория о многовариантности истории. Считаю, что тут возможны оговорки о других точках зрения, не углубляясь в детали и делая отсылки. Важно не забывать об общей идее, которую мы обсуждали и в которой согласны. В этом плане не упомянута роль основателя Чугуева московского дворянина Максима Алексеевича Лодыженского (руководство строительством крепости по московскому образцу, межевание земель, организация городовой и станичной служб и т.д.). С другой стороны, глупая затея для дурачков в виде идолизации недостойного человека и освящения кургана Остряницы (выдуманной языческой могилы под Малиновкой (18 км от Чугуева) священником, который называет себя православным, заслуживает только осмеяния.
Я не первый, кто усомнился в надуманной роли Якова Острянина в Чугуеве. Думаю, что первым был малороссийский ученый и писатель 19 века Пантелеймон Александрович Кулиш. Современный харьковский историк А. Парамонов полагал, что данный чугуевский "Острянин" никакой не гетман, а самозванец, и что в периоды казацких волнений таких гетманов было много. Считаю, что руководитель восстания Остряница, под командой которого было огромное войско и которое он предал, смылся на Дон, где у него были знакомые по прежним бандитским набегам в Причерноморье. Сечь его бы не приняла, показательно утопили бы в Днепре. Авторитет свой он уже утерял после поражений, в вот Гуня - нет. В казацких летописях, несмотря на общий итог неудачного восстания, его величают уважительно, Дмитро Тимошевич Гуня.
Чугуевский "Острянин" совершенно не похож на запорожского предводителя Остряницу, тот был воин своего времени, а над этим потешались и не подчинялись, вплоть до ненависти, даже рядовые казаки, не говоря уж о сотниках. По деловым воинским качествам это разные люди, по морали одно и тоже, это люди своего времени. Но предательство - тяжкий грех, как тогда, так и сейчас, его не прощают. Капитан покидает свое тонущее судно последним, это вопрос чести. Черкасы в своей челобитной государю так и писали: : "А мы, холопи твои, гетману Ятцко Остренину тово гетманства не давали и не отымаем у него. Если, государь, то гетманство дано было ему за порогами на реке Днепре, там же и тот гетман то гетманство и потерял в Литве, на реке на Суле". Другая выписка: «черкасы всем миром закричали на Гетмана с большим шумом: челом бьём тебе, Государю, ты нас завёл в Чугуев, а мы пришли за тобою, а в Гетмана тебе в Литве не выбирали, пожаловал тебе Гетманом Государь Царь». Т.е. чугуевские черкасы ничего не знали о гетманстве Я. Острянина и полагали, что он мог его получить от государя (совершенно невероятное событие, в первой челобитной с просьбой о поселении, когда в Разряде слыхом не слыхивали о такой важной персоне, он уже именует себя гетманом) получил его от государя. Не царское это дело одаривать чинами другого государства. Также они допускали, что его могли избрать в Сечи, но считали, что он сам лишил себя гетманства, позорно бежав от своего войска после поражения от польских войск.
Получается, что среди чугуевских черкас не было запорожцев, которые бы принимали участие в его избрании в Сечи. Как ни крути, гетман в Чугуеве был липовым. Как его звали в действительности, наверное, мы уже не узнаем. Может и Яцко Остряница. Яцко (Яков из популярных имен), а Остряница - родом из Остера, таких было много. Эта выписка лишний раз доказывает, что среди чугуевских поселенцев были сбродные люди из разных мест, а не его прежние воины. Отсюда и полное отсутствие воинской дисциплины среди чугуевских черкас и постоянное нытье на тяготы воинской службы..На наблюдение за перемещениями татар их было не вытащить.
Вот отписка Я, Острянина на поручение воеводы М.А. Лодыженского в феврале 1639 г. о поиске татар в степи:
«Лета 7147 февраля по государеву цареву и великого князя Михаила Феодоровича всея русии указу послан был я гетман Яцко Остренин с Чугуева от воеводы от Максима Алексеевича Ладыженскаго а со мною посланы были сотники и пятидесятники и десятники и рядовые черкасы и я гетман Яцко Острянин сотникам и пятидесятникам говорил так ну панове послужим государю за такую его государскую милость к себе и сотник Гаврило Росоха сказал мне гетману Яцку мне де уже на поле лесу нечим возить и оттого его Росохина слова сотники Богдан Матюшенко Гапон Малеев Павел Рябуха и с ними 50 чел. черкас вернули назад до города усть Гнилицы и я гетман Яцко послал за ними ясаула Ивана Гордеева чтоб вернулися и доходили с ним вместе татар и они не послушали а сотник Гаврила Росоха да Василей Богун пришед на шлях к Робленой могиле где возы стоят и с собою вернули к городу черкас человек с 50 и болши а Росоху и Богуна я гетман унимал вернитеся видите татарове уже блиско и они меня не послушали и не вернулися и со мною было осталося человек с 30 и с тех 30 чел. бывшей судья Петр пятидесятник вернулся на вершине Гнилицы где татарове ночевали и подбаил с собой человек з 20 а со мною осталось человек с 15 и я кликал через Батну глядечи где татарове ночевали и они меня не послушали не вернулись и я затем на татары в поход не пошел что неским и в том Государьская воля то моя сказка и впредь мне от их непослушания поиску над татары учинить не уметь». Ну и у кого повернется язык назвать такого горемыку гетманом или полковником? Все вояки, получившие царское жалованье и целовавшие ему крест, разбежались от одной мысли о необходимости разыскивать татар. Остался один смельчак, и это Острянин. Но что он может один сделать против жестоких татар? .
Ухилянты того времени!. Существовало ли такое модное нынче слово в те времена - не знаю. --- Родословные Нееловых (Неёловых, Ниеловых и т.д.), жителей Ярославской губернии, г. Епифани, с. Каменная Яруга Змиевского у. Харьковской губернии и с. Хабное Радомысльского у. Киевской губернии.
Дневник https://forum.vgd.ru/4784/117937/#last, https://forum.vgd.ru/4784/1091/
https://forum.vgd.ru/478 | | |
|