Dimasik21Модератор раздела  Москва Сообщений: 424 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 480 | Наверх ##
11 февраля 2021 20:16 11 февраля 2021 20:20 Шарженгский Михаило-Архангельский приход Никольского уезда.
Предварительные сведения. Печатаемая ниже выпись из писцовых книг Шарженгской волости «писма и меры Алексея Лодыженскаго да подьячего Алексея Ерофеева» 1677-1680 годов, а «верпедья и справки того писцового дела стольниа Иева Пояпкова да дьяка Андрея Покрышкина» 1681-1683 годов, была выдана в 1686 году из приказа Устюжския чети и доныне хранится при Шарженгской Михаило-Архангельской церкви.
Шарженгская Михаило-Архангельская церковь находится в 49 верстах от уездного города Никольска , вблизи земского тракта от сего города к г. Тотьме.
Шарженгский Михаило-Архангельский приход известен еще пол именем Березовца. В «Церковной летописи» Шарженгской Михаило-Архангельской церкви говорится, что название это (Березовец) весьма древнее, так как оно упоминается в писцовых книгах Вышеславцева 1626 г. Происхождение этого названия в «Церковной летописи» объясняется тем, что на юге и юго-западе от церкви и во время составления «Летописи» рос еще в обилии березовый лес, а в более древнее время «без сомнения, было его чрезвычайно много».
О населении и начале Шарженгского Михаило-Архангельского прихода в «Церковной летописи» повествуется следующее: «Прихожане все племени великороссийского; хотя можно полагать, что при самом заселении здешней местности, что можно относить к XIII столетию, осталось здесь при оседлости, из прежних обитателей здешних местностей, и принявшее христианство чудское племя, но в течение пять веков тип этот совершенно сгладился. Основываясь на мнении г. Савваитова (см. В.Е.В. №2, 1865 г., ст. «Распростран. христианства по р. Югу»), можно с достоверностью сказать, что с поселением по нынешнем Старо-Георгиевском приходе в XII столетии новгородцев часть этих же поселенцев или их соседей по прежнем месту жительства начали селиться тогда же и в здешней очень красивой и удобной местности, двигаясь от реки Юга вверх по р. Шарженге, впадающей в Юг в Старо-Георгиевском приходе. С другой стороны можно полагать, что сюда могло быть движение народонаселение со стороны Солигалича, Костромской губернии, и Тотьмы, так как от этих городов мимо здешнего прихода проходил торговый тракт прямо в Устюг. Тракт этот существует и ныне, но с открытием г. Никольска, верст на 40, обратился в проселок. Когда и как постепенно образовались селения здешнего прихода, никаких сведений нет. Предание говорит только, что самые первые образовались деревни Захарово и Плишкин починок, пограничные с приходами Старо-Георгиевским и Ляменгским; расстояние между ними 37 верст, и обе находятся близи р. Шарженги. Плишкин починок, как значится в выписи из писцовых книг, в 1677 году был пуст. Из той же выписи, выданной в 1686 году в Шарженгскую волость, видно, что в то время существовали уже ныне существующие деревни; кроме того в то время были деревни Демино на р. Шарженге близ деревни Люльково и Мартьяново на речке Кершенге близ деревни Никольской, кой ныне не существуют. Последняя была на дороге к Устюгу, и близ нее указывают чудскую дорогу, по которой будто бы прогнана была дубинами ранее вытесненная отсюда чудь, являвшаяся набегом на здешние селения; от второго случая нередко березовлян величают «дубинщиками».
В «Церковной ведомости» сообщаются между прочим следующие сведения из «приправочных (писцовых) книг Никиты Вышеславцева с товарищи – 7134 (1626) года о Шарженгской волости: «волость Шарженга и Халезец и Березовец, а в ней погост на речке Шарженге и на погосте церковь страстотерпца Христова Георгия холодная, древяна вверх, да теплая церковь Михаила Архангела древяна клецки, а в церквах образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей. На погосте ж во дворе поп Сила Яковлев, во дворе церковный дьячек Куземка Самойлов, во дворе пономарь Сидорко Микитин, во дворе проскурница Маремьянка. Пашни церковные средниа земли сем четей да перелогом две чети без полуосмины в поле, а в дву по тому ж; сена меж пол по оврагом и по речке по Шарженге двадцать копен; лесу пашенного две десятины, а непашенного четыре десятины».
Названные в писцовой книге 1626 г. две деревянных церкви, Георгиевская и Михаило-Архангельская, указываются и в выписи с писцовых книг, выданной из приказа Устюжской чети в 1686 году.
По грамоте, выданной в 1743 году преосвященным Гавриилом, архиепископом Велико-Устюжским и Тотемским, вместо ветхого построен и освящен в 1744 г. новый деревянный храм во имя Михаила Архангела. По грамоте того же архиепископа Гавриила, выданной в 1745 г., вместо ветхого же построен и освящен в 1747 г. новый деревянный Георгиевский храм.
В 1800 г. деревянный храм во имя Архистратига Михаила разобран, и на месте его построен и освящен в 1804 г. 4-го ноября, по благословению епископа Вологодского и Устюжского Феофилакта, новый каменный храм. – Деревянный храм во имя великомученика Георгия 16 августа 1805 г. сгорел от оставленной по неосмотрительности незагашенной свечи после молебствий в храме; вместо него начат постройкою в 1810 г. с благословения Евгения, епископа Волог. и Устюжского, двухэтажный каменный храм, нижний этаж которого отстроен и освящен в 1823 г., во имя великомученика Георгия, с благословения епископа Волог. и Устюжского Онисифора, а верхний этаж начат постройкою с 1831 г. и вчерне окончен в 1841 г., внутри же отстроен в 1850 году и 27 июня 1851 г., с благословения епископа Вологод. и Устюж. Евлампия, освящен в честь Преображения Господня. Все работы по постройке и устройству означенных храмов произведены иждивением и старанием прихожан.
В 1883 г. каменная Михаило-Архангельская церковь разобрана и вместо нее построена в связи с колокольней и в 1893 г. освящена новая, доныне существующая. В ней два престола: главный – в имя Архистратига Божия Михаила и другой – во имя святителя и чудотворца Николая.
В Михаило-Архангельском храме находится явленная икона Рождества Пресвятой Богородицы. Икона эта имеет 11 вершков высоты и 9 вершков ширины; она древнегреческого письма, украшена сребропозлатенной ризою. По преданию, икона Рождества Пресвятой Богородицы явилась в 2,5 верстах от погоста, близ деревни Чернцова, в сосновой роще на горе, где и до сего времени существует деревянная часовня, построенная не позже начала XVII столетия. С 1841 г. икона сия приходит во всеобщую известность по всему Никольскому уезду и отчасти Тотемскому и Устюжскому по случаю прекращения моровой язвы на скот при чудесной помощи от сей иконы. Летом того же года икона была перенесена в приходскую церковь и украшена сребропозлащенной ризой. В 1868 году была начата постройкой, окончена в 1869 г. и освящена 17 октября 1877 г. в сосновой роще на горе близ деревни Чернцово, подле деревянной часовни, небольшая каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, к этому храму, построенному на месте явления иконы, 8 сентября и 26 июня (в этот день в 1841 г. в первый раз совершен был сюда крестный ход) совершаются крестные ходы из приходской церкви с явленной иконой при большом стечении богомольцев не только из своего, но и из окрестных приходов и даже довольно отдаленных: за 100 и более верст.
В 1901 г. начата кладка нового каменного храма в деревне Вахневе. В мае 1903 г. начата постройка нового каменного двухэтажного здания для церковно-приходской школы.
Около половины XVIII века в приходе начали быть два священника, но с которого именно года, по чьей просьбе и с чьего разрешения, неизвестно. По указу Св. Синода от 1885 г. при церкви положено быть причту из двух священников, диакона и двух псаломщиков.
По «Церковной летописи» Шарженгский Михаило-Архангельский приход состоит из крестьян, бывших крестьянами Государственных Имуществ «Впрочем», говорится в «Летописи», в 1677 г., как значится в выписи из писцовых книг, жители деревень Чернина, Есипова и Оксилова состояли половниками Устюжского Троцко-Гленденского монастыря и в Чернине жил монастырский работник».
В «Клировой ведомости» за 1908 г. значится по части первого священника: военных в разных селениях – 1 двор, 62 души мужеска пола и 11 женска; государственных крестьян в деревнях: 1) Семенке – 10 дворов, 25 дущ мужеска и 34 женска, от церкви деревня в ¼ версты; 2) Мичкове 18 дворов, 49 мужеска и 46 женска, от церкви деревня ¼ версты; 3) Аргунове 42 двора, 128 мужеска и 137 женска, в ½ версты от церкви; 4) Чернцове 59 дворов, 174 муж. и 197 жен., в 3 верстах от церкви; 5) Сыркове 16 дворов, 56 муж. и 64 жен., в 4 верстах от церкви; 6) Суборной 20 дворов, 52 муж. и 55 жен., в 5 верстах от церкви; 7) Телянгине 77 дв., 227 муж. и 249 жен., в 2,5 верстах от церкви; 8) Павлове 47 дворов, 161 муж. и 152 жен., в 2,5 верстах от церкви; 9) Ильинской 83 дв., 269 муж. и 275 жен., в 1 версте от церкви; 10) Крестовке 8 дв., 33 муж. и 32 жен, в 5 верстах от церкви: 11) Дьячкове 36 дв., 111 муж. и 120 жен., в 1,5 верстах от церкви; 12) Никольской 58 дв., 190 муж. и 204 жен., в 3 верстах от церкви; 13) Скоморошье 52 дв., 178 муж. и 163 жен., в 4 верстах от церкви; 14) Леунине 20 дв., 66 муж. и 78 жен., в 4 верстах от церкви; 15) Холщевикове 62 дв., 199 муж. и 220 жен., в 5 верстах от церкви; 16) Чернине 59 дв, 191 муж. и 220 жен., в 6 верстах от церкви; 17) Есипове 41 дв., 129 муж. и 131 жен., в 7 верстах от церкви; 18) Турине 25 дв., 88 муж. и 73 жен., в 8 верстах от церкви; 19) Вахневе 59 дв., 180 муж. и 176 жен., в 9 верстах от церкви; в починках: 20) Пичуге 8 дв., 22 муж. и 30 жен., в 10 верст от церкви; 21) Черной 25 дв., 75 муж. и 74 жен., в 12 верстах от церкви; 22) Половине 5 дв., 22 муж. и 22 жен., в 10 верстах от церкви; 23) Орлове 9 дв., 21 муж. и 25 жен., в 12 верстах от церкви; 24) Осиновой Гари 8 дв., 31 муж. и 22 жен., в 13 верстах от церкви; 25) Колесов 5 дв., 16 муж. и 15 жен., в 17 верстах от церкви; 26) Зеленом 6 дв., 23 муж. и 16 жен., в 18 верстах от церкви; всего дворов крестьянских и военных 859, душ крестьян и военных 2778 мужеска и 2841 женска.
По части второго священника значится: военных в разных селениях 66 душ мужеска и 11 женска; государственных крестьян в деревнях: 1) Софронове 19 дв., 71 душа муж. и 58 жен., в 1 версте от церкви; 2) Зеленцове 58 дв., 205 муж. и 223 жен., в 8 верстах от церкви; 3) Слуде 45 дв., 166 муж. и 169 жен., в 8 верстах от церкви; 4) Люлькове 65 дв., 197 муж. и 222 жен., в 11 верстах от церкви; 5) Скочкове 37 дв., 120 муж. и 98 жен., в 13 верстах от церкви; 6) Милофанове 55 дв., 195 муж. и 188 жен., в 15 верстах от церкви; 7) Сенине 51 дв., 157 муж. и 162 жен., в 16 верстах от церкви; 8) Юшкове 67 дв., 210 муж. и 214 жен., в 11 верстах от церкви; 9) Подгорье 30 дв., 88 муж. и 95 жен., в 11 верстах от церкви; 10) Захарове 41 дв., 140 муж. и 148 жен., в 12 верстах от церкви; 11) Оксилове 54 дв., 194 муж. и 177 жен., в 12 верстах от церкви; в починках: 12) Каменном 65 дв., 211 муж. и 222 жен., в 10 верстах от церкви; 13) Котельном 63 дв., 228 муж. и 238 жен., в 10 верстах от церкви; 14) Рокунове 33 дв., 124 муж. и 123 жен., в 15 верстах от церкви; 15) Синицыне 18 дв., 70 муж. и 65 жен., в 17 верстах от церкви; 16) Высоком 6 дв., 22 муж. и 24 жен., в 20 верстах от церкви; 17) Косом 4 дв., 10 муж. и 18 жен., в 20 верстах от церкви; 18) Виноградове 13 дв., 47 муж. и 59 жен., в 25 верстах от церкви; 19) Плишкине 21 дв., 67 муж. и 66 жен., в 25 верстах от церкви; всего дворов крестьянских 748, душ крестьян и военных 2588 мужеска и 258 женска.
В «Клировой ведомости» за 1908 год в Шарженгском Михаило-Архангельском приходе значится 5 школ: 1) Шарженгская Михаило-Архангельская церковно-приходская школа, открытая 15 ноября 1888 г., учащихся 32 девочки; 2) Зеленцовская школа грамоты, открытая в 1896 г. учащихся 29 мальчиков и 3 девочки; 3) министерское Березовецкое двухклассное училище, открытое 1 июля 1902 г., учащихся 119 мальчиков и 3 девочки; 4) Вахневское земское училище, открытое в сентябре 1900 г., учащихся 7 мальчиков и 15 девочек, и 5) Милофановское земское училище, открытое в сентябре 1907 г., учащихся 38 мальчиков и 10 девочек.
Примечание: «Церковная летопись» составлена по распоряжению епископа Вологодского и Устюжского Павла от 26 октября 1867 г. за №5595. С 1 по 53 лис «Летопись» писана прекрасным подчерком священника Петра Михайловича Гвоздева бывшего страшим священником сей церкви с 18 октября 1860 г. по день своей кончины, последовавшей 3 декабря 1879 г. Он еще был некоторое время и благочинным 2-го округа церквей Никольского уезда. Отец Петр Гвоздев тщательно собрал предания и древнейшие письменные исторические известия о Шарженгском приходе и о чудотворной иконе Рождества Пресвятой Богородицы, явившейся близ деревни Чернцово, подробно изложил их и продолжал последовательным сообщением сведений, относящихся к истории сего прихода, по день своей кончины. Подробным и живым изложением местных событий отличаются и летописные записи нынешнего настоятеля Шарженгской Михаило-Архангельской церкви и благочинного 2-го округа церквей Никольского уезда о. Иоанна Андреевича Вальского, который будучи перемещен у сей церкви 5 апреля 1896 г. последовательно вписывает в «Летопись» события за время с 1895 по 1909 год: его записи занимают с 80-го по 105 лист. По этой «Церковной летописи» и отчасти «Клировой ведомости» за 1908 г. излагаются здесь предварительные сведения о Шарженгском Михаило-Архангельском приходе. Евл. Бурцев. Выпись из писцовых книг… (В.Е.В. за 1912 (№17-20, 22), 1913 (№1, 3, 4, 6, 8/9))
Источник: 1. В.Е.В. за 1912 (№16, 17) --- С уважением, Дмитрий Воробьев
Дневник |