Приход села Токаревка
Село Токаревка Тамбовского уезда Тамбовской губернии, а ныне рабочий поселок Токаревского муниципального округа Тамбовской области
Dimasik21Модератор раздела  Москва Сообщений: 426 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 482 | Наверх ##
5 января 2021 19:06 22 июня 19:11 --- С уважением, Дмитрий Воробьев
Дневник | | Лайк (1) |
Dimasik21Модератор раздела  Москва Сообщений: 426 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 482 | Наверх ##
6 января 2021 0:32 6 января 2021 0:33 НЕКРОЛОГ
12-го августа в час дня в Бозе почил священник с. Токаревки, Тамбовского уезда, о. Филипп Никитич Кобяков, скончавшийся от излияния крови в мозгу. Почивший был сын пономаря о. Кобякова, Елатомского уезда. По окончании полного курса наук в Тамбовской духовной семинарии по первому разряду, он состоял учителем сельского училища в продолжении 3-х лет. В 1858 году апреля 13-го дня был посвящен во священника к Троицкой церкви с. Росляй Тамбовского уезда, откуда в 1876 году, по образовании самостоятельного прихода в бывшей деревне Токаревке, принадлежащей ранее к Троицкой церкви с. Росляй, был перемещен к Токаревской церкви. Имеющийся в настоящее время благолепный, чистый, светлый храм в с. Токаревке с своею богатою утварью и ризницей, весь своим возникновением обязан о. Филиппу Никитичу, за устройством которого положено было им много забот и трудов. Почивший имел от роду 67 лет, состоя в сане священника 39 лет. Всегда справедливый в своих действиях, усердный и исполнительный в отправлении своих пастырских обязанностей, о. Филипп Никитич сумел поставить себя на должную высоту доброго пастыря и приобрести любовь и уважение своих прихожан не смотря на то, что поселок Токаревка состоит из людей, временно-проживающих, пришлых, которые имеют разнообразные взгляды и требования. Отдать последний долг своему уважаемому духовному пастырю собралось на погребение множество прихожан. Окружное духовенство также относилось к почившему с полным уважением, ценя в нем честность, правдивость и опытность в пастырской деятельности. Чин погребения над о. Филиппом совершали семь священников во главе с окружным о. благочинным К. В. Алешинским. Трогательный чин погребения, естественное выражение скорби при разлуке с уважаемым пастырем, четыре надгробные речи, с чувством произнесенные сослужащими священниками, охарактеризовавшие с разных сторон личность почившего и раскрывшие его заслуги, все это глубоко растрогало сердца присутствовавших при погребении и многие плакали. Но особенно сильное впечатление произвело на молящихся «посмертное слово» почившего, к свом духовным чадам обращенное! Это, «слово», было написано собственноручно почившим и, очевидно, за долго до своей смерти и хранилось вместе с духовным завещанием. В конце этого «слова» выражено желание прочитать его при погребении, что и было исполнено о. благочинным пред целованием.
Посмертное слово о. Филиппа к своим духовным детям.
Возлюбленные о Христе дети мои! Я смиренный и многогрешный иерей Божий Филипп, искренно и чистосердечно прощая всех обидящих меня молю всех простить и меня многогрешного христианским прощением. Также молю всех - поминайте меня в молитвах своих и молите Всевышнего да не оставит души моея во аде, по вчинитъ мя в недрах Авраамовых, где все праведные почивают. За первый долг, други мои, сочтите вписать меня в свои помянники для поминовения при совершении бескровной жертвы, о чем я во все время пастырского служения старался о ваших покойниках. Надеюсь, что ваши молитвы большую пользу принесут душе моей, и я там на небе буду молиться за вас пред лицом Всевышнего. Да будет милость Божия на всех вас во веки веков! Аминь.
Источник: 1. Т.Е.В. за 1897 г. №38 --- С уважением, Дмитрий Воробьев
Дневник | | |
Dimasik21Модератор раздела  Москва Сообщений: 426 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 482 | Наверх ##
6 января 2021 15:01 Из церковно-приходской жизни села Токаревки Тамбовского уезда
8 декабря 1902 года, в селе Токаревке, Тамбовского уезда, с разрешения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Димитрия, Епископа Тамбовского и Шацкого, происходило торжество малого освящения церкви по случаю пристройки к ней трапезной и колокольни. Освящение совершил местный о. благочинный, священник К. В. Алешинский. Он прибыл для сего в с. Токаревку еще накануне торжества, часов около 5 пополудни и, тотчас же, не отдохнув от пути (путь ок. 35 верст), после должного благовеста в «большой» колокол, начал и торжественно, в сослужении приходского священника о. М. Г. Никольского, совершил в храме всенощное бдение. На другой день, часов с 7 утра и до часа по полудни, им же и в сослужении того же о. Никольского последовательно совершены: чин освящения воды, после чего храм внутри был окроплен св. водой,- крестный ход вокруг храма при колокольном звоне, когда в ограде по покойникам о. Ф. Кобякову и купцу В. Пантелееву на их могилах были отслужены панихиды (о. Ф. Кобяков и В. Пантелеев были первые при храме священник и староста с основания прихода),- литургия и благодарственный молебен с обычным возглашением многолетия. Из соседних священников на торжество освящения церкви в с. Токаревку прибыли: с. Кочетовки о. И. Политов и с. Росляй о. И. Жданов, но уже к молебну, на котором и участвовали в служении.- (Надобно заметить, что 8 декабря приходилось на день воскресный). Пел местный хор. Приличные событию поучения за литургией говорил о. Никольский о «любви к храму», а на молебне - о. благочинный Алешинский о «мире, единении и взаимной любви между прихожанами и их духовенством». Затем из церкви, где уже все окончено торжество освящения ея, о. благочинный и гости - священники были приглашены в дом о. Никольского. Здесь первым делом сочли послать Его Преосвященству, Преосвященнейшему Димитрию телеграмму с извещением о благополучном окончании «обновления» храма с. Токаревки, что тут же и исполнили за подписью всех присутствующих (и между прочими г. стан. пристава П. С. Поспелова, церк. старосты И. О. Бочарникова, бывшего начальника местной станции ж. д. М. Я. Громова, начальника почтовой конторы и др.). Потом, откушав чаю и разделив скромную трапезу, о. благочинный и гости отбыли по своим домам часов ок. 3 по полудни, пожелав хозяину с семейством всех благ, наипаче небесных. Так совершилось событие освящения церкви в селе Токаревке, Тамбовского уезда. День 8 декабря по погоде был сносный: пасмурный, не особенно морозный, не ветреный, «сверху» тоже не шло ни снега, ни дождя. Стечение народа было многочисленное, - были и не прихожане. Последним было оповещено заранее по их селам и деревням о времени освящения. Между прибывшими царили полный порядок и тишина, и этим всецело обязаны г. местному становому приставу Поспелову, сумевшему своею распорядительностью, энергией, да тактичностью устранить всякую давку, шум и тому подобные явления, столь обычные в такие торжества. Из других обстоятельств на освящении церкви в с. Токаревке отметим то, что приходскому священнику и церковному старосте от прихожан были поднесены в дар за распространение храма по св. иконе (арх. Михаила и Иоанна Крестителя). Так, прихожане иногда «знают труждающихся у них братий», оказывая им некоторое внимание. Скажем несколько слов о храме села Токаревки, чтобы яснее понять всю важность события, о котором идет речь, - события освящения храма по случаю его распространения. Храм был очень мал,- далеко не по при-ходу: молящиеся не вмещались в нем не только в годовые праздники, когда едва ли не половина их стояла в ограде, под открытым небом, не слыша пения и чтения церковного, но даже и в воскресные дни. Естественно, многие из прихожан не всегда имели счастье наслаждаться по этой причине в праздники богослужением в храме. Но и с внешней стороны он был как бы недостроенный: у храма не было, как редко можно встретить, колокольни. (Колокола были подвешены под особым невысоким навесом у церковной ограды). Оттого казался оп при своей миниатюрности скорее часовней, нежели храмом. Благомыслящие из прихожан видели это неблагоустроение, чувствовали и сознавали, а время от времени и поговаривали между собой, как бы к храму «руки приложить», но проходили годы, а может быть прошел целый десяток лет, а дело вперед по разным причинам не двигалось. Храм оставался все тот же: малый да не представительный. Но вот, года с два тому назад, общество с. Токаревки в церковные старосты избрало некоего купца Ив. О. Бочарникова. Дело с храмом пошло иначе. Будучи усерден к нему, да энергичен от природы, Бочарников в короткое время расположил прихожан взяться за дело и распространить храм чрез пристройку к нему трапезной и колокольни. Составился на это общественный приговор и, что важнее всего, нашлись и средства, на которые и куплен был материал - лес (храм с. Токаревки деревянный). Само собою разумеется, что все это происходило с ведома, с согласия приходского священника. Теперь можно было начать и работу по храму (разрешение Епархиального Начальства было испрошено), и она с Божию помощью началась. Бочарникова только и можно было видеть теперь, как у постройки при храме, или же разъезжающим по приходу по сему - же делу. Своих дел, как хозяйственных и других, казалось, у него не существовало. И вот, видим, не более как в один год постройка окончена, а храм возрос, благоукрасился и получил совсем другой вид. Из малого и тесного с трапезной теперь стал он большой и просторный, а будучи с колокольней, стал несравненно приличнее со - вне. Вот, заметим в заключение, что иногда может сделать в церковно-приходской жизни усердие, к святому делу, да энергия одного.., двух человек! С. И. Ж-ов.
Источник: 1. Т.Е.В. за 1903 г. №18 --- С уважением, Дмитрий Воробьев
Дневник | | |
Dimasik21Модератор раздела  Москва Сообщений: 426 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 482 | Наверх ##
9 января 2021 15:40 9 января 2021 15:41 О приходе на 1911 г.
Токаревка. Церковь деревянная, теплая, построена прихожанами в 1879 году. Престолов три: главный - Покровский и придельные - Вознесенский и Преп. Андрея Критского (17 октября). Приход открыт 17 мая 1874 года. Дворов 575, душ мужского пола 2177, женского пола 2105, великороссы, земледельцы, имеют по 20 саж. земли на душу в каждом из трех полей. Деревень в приходе 6: 1) Старая Грязная (148 дворов, душ мужского пола 598, женского пола 582, в полуверсте), 2) Безукладовка (79 дворов, душ мужского пола 300, женского пола 300, в 2 верстах), 3) Мазовка (14 дворов, душ мужского пола 57, женского пола 63), 4) Шиловка (5 дворов, душ мужского пола 32, женского пола 39), 5) Тимофеевка (5 дворов, душ мужского пола 25, женского пола 27) и 6) Чернавка (12 дворов, душ мужского пола 50, женского пола 46). Четыре последних деревни находятся в 3 верстах от церкви. Школы: земская и церковно-приходская, одноклассные. Есть церковно-приходское попечительство. Опись церковного имущества имеется. Метрические книги с 1876 года. Штат: священник, диакон и псаломщик. У причта 3 десятины усадебной земли, а полевой не имеется. Братский годовой доход 1000 р. Есть руга зерном и печным хлебом. Причтовый капитал 400 р. Церковный дом у священника (14*11 кв. арш.) у диакона и псаломщика дома собственные, они получают квартирные деньги из церковных сумм: диакон 60 р. и псаломщик 30 р. в год. Приход от волостного правления в с. Васильевском 7 верст, благочинного 35 верст, г. Тамбова 90 верст, ст. "Токаревка" Юго-Вост. ж.д., почтовая контора, больница, базар в самом приходе, ближайшая церковь в с. Троицких Росляях 3 версты. Адрес для телеграмм и корреспонденции: "Токаревка". Земский начальник 6 участка, пристав 5 стана Тамбовского уезда. В приходе есть сектанты: молокан 3 двора, душ мужского пола 13, женского пола 14, молитвенного дома нет; хлыстов тайных 8 дворов, душ мужского пола 20, женского пола 25.
Источник: 1. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / изд. канц. Тамб. Духов. Консистории под ред. А. Е. Андриевского. - Тамбов, 1911. - 909 с., разд. паг. - С прил. алф. указ. --- С уважением, Дмитрий Воробьев
Дневник | | |
Dimasik21Модератор раздела  Москва Сообщений: 426 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 482 | Наверх ##
13 июля 2021 18:37 13 июля 2021 18:40 Деревня БарановкаДеревня Барановка, она же Мазовка, основана между 8-й и 9-й ревизиями (1834 и 1850 гг.) крестьянами однодворцами, перечисленных из деревни Мазовки Гарельской волости Тамбовского уезда. Относилась к приходу Троицкой церкви села Троицкий Росляй, а с образованием в 1876 году нового прихода - Покровской церкви в селе Токаревке - стала относится к нему. Согласно 9-й ревизии в деревне было 8 дворов: 1. Семен Захаров Баранов 2. Алексей Семенов Барщев 3. Назар Кирсанов Золотухин 4. Семен Иванов Хобаров 5. Александр Астафьев Булгаков 6. Сазон Федоров Булгаков 7. Алексей Андреев Рачин 8. Василий Савельев Барщев Всего 26 душ мужского пола и женского 33. Деревня относилась к Большелазовской волости. Крестьяне государственные. Деревня Мазовка из которой переселились крестьяне в ранних источниках встречается как деревня Мазанка, но их было две - одна однодворческая, другая помещичья. Фонды архивов: 1) Метрические книги Троицкой церкви села Троицкий Росляй до 1876 года и Покровской церкви села Токаревка с 1876 по 1918 гг. (ГАТО. Ф. 1049, Оп. 5); 2) Ревизские сказки в ГАТО: Барановка (новое село): Ф. 12, Оп. 1, дела 1783, 1790 (1850 год), 2029 (1858 год) Мазовка (старое село): Однодворческие крестьяне: Ф. 12, Оп. 1, дела 1411 (1834 год), 2056 (1858 год) Помещичьи крестьяне: Ф. 3, Оп. 1, дело 23 (1763 год), Ф. 12, Оп. 1, дела 447, 453 (1811 год), 1405 (1834 год)
 --- С уважением, Дмитрий Воробьев
Дневник | | |
Dimasik21Модератор раздела  Москва Сообщений: 426 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 482 | Наверх ##
15 января 2022 22:26 Ревижская сказка 1811 года сентября дня Тамбовской губерниии и уезда вновь поселенной деревни Токаревки Наумовки тож о числе состоящих мужеска пола экономических крестьян
Список глав семей: 1. Федор Абрамов сын Марылев 2. Селиван Иванов сын Евстратов 3. Иван Васильев сын Свиридов 4. Петр Афонасьев сын Негорев 5. Василий Петров сын Лапин 6. Алексей Иванов сын Дудин 7. Семен Алексеев сын Зыков 8. Василий Сидоров сын Малышкин 9. Иван Никитин Дудин 10. Иван Петров сын Лапин 11. Федор Кирилов сын Букарев 12. Филип Казмин сын Акулов 13. Никита Кирилов сын Бухарев 14. Павел Егоров сын Харитонов 15. Тимофей Тарасов сын Селянкин 16. Ефим Федоров сын Бубнов 17. Харитон Захаров сын 18. Иван Климонтов сын Ивлев 19. Нестер Иванов сын Самойлов 20. Федор Елисеев сын Воробьев 21. Осип Трафимов сын Маркушин 22. Петр Максимов сын Терехов 23. Антон Матвеев сын Устинов 24. Василий Артемов сын 25. Давыд Родионов сын Яковлев 26. Иван Родионов сын Семенов 27. Савелий Васильев сын Гришин 28. Ефим Иванов сын Каршунов 29. Зот Фралов сын Воробьев 30. Иван Афонасьев сын Селезнев 31. Ермил Федоров сын Уткин 32. Иван Павлов сын Юрин 33. Фадей Дементьев сын Бурых 34. Ларион Савельев сын Капустников 35. Михайла Алексеев сын Гаршков 36. Ефим Мартинов сын Фоломев 37. Захар Федоров сын Бурых 38. Сидор Осипов сын 39. Антон Пракофьев сын Степанов 40. Савелий Петров 41. Григорий Купреянов 42. Константин Афонасьев сын Бурых Итого экономических крестьян 138 --- С уважением, Дмитрий Воробьев
Дневник | | Лайк (1) |
Dimasik21Модератор раздела  Москва Сообщений: 426 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 482 | Наверх ##
23 февраля 2022 15:13 ГАТО, Ф. 12, Оп. 1, Д. 2025.
Л. 137-186 Ревизская сказка тысяча восемь сот пятидесят восьмого (1858) года февраля восьмнадцатого дня Тамбовской губернии и Тамбовского уезда Больше-Лазовской волости деревни Страрой Грязной о состоящих мужеского и женского пола государственных крестьян 1. Василий Никитин Богомолов 2. Афонасий Иванов Бочков 3. Иван Емельянов Попов 4. Кирил Агапов Галкин 5. Аникей Иванов Попов 6. Аникей Васильев Горбунов 7. Харитон Миронов Черкасов 8. Савелий Ефимов Серкин 9. Алимпий Егоров Крихтунов 10. Андрей Тимофеев Глушков 11. Кирил Мануйлов Сковородников 12. Евдоким Михайлов Устинов 13. Максим Степанов Колпаков 14. Пракофей Никитин Рябов 15. Макар Антонов Колпаков 16. Егор Алексеев Нагайцов 17. Андрей Федоров Сковородников 18. Никит Федоров Сковородников 19. Никифор Архипов Носов 20. Самсон Петров Карнаухов 21. Павел Мартинов Карнаухов 22. Трафим Юдаев Горбунов 23. Семен Никифоров Устинов 24. Михаил Иванов Кашелев 25. Марка Николаев Ухабов 26. Михей Ермолаев Морозов 27. Иван Поликарпов Цыганов 28. Максим Борисов Попов 29. Сергей Борисов Попов 30. Василий Иванов Пустовалов 31. Андрей Макаров Носов 32. Михаил Макаров Носов 33. Иван Федотов Носов 34. Емельян Миронов Полуэктов 35. Ефим Иванов Горбунов 36. Иван Яковлев Кашелев 37. Александр Фатеев Карнаухов 38. Андрей Кирсанов Морозов 39. Захар МИнаев Богомолов 40. Антон Вавилов Епонечников 41. Максим Денисов Горбунов 42. Степан Семенов Нагайцов 43. Тихон Дмитриев Нагайцов 44. Петр Минаев Попов 45. Фома Степанов Горбунов 46. Филип Савельев Сковородников 47. Максим Евстратов Колосков 48. Данил Евстратов Колосков 49. Иван Степанов Денисов 50. Федор Степанов Митрофанов 51. Симеон Иванов Попов 52. Ивлий Семенов Колпаков 53. Андрей Ларионов Горбунов 54. Селиван Филипов Епонечников Всего же наличных мужеского пола 300 душ Всего же наличных женского пола 315 душ --- С уважением, Дмитрий Воробьев
Дневник | | |
Tea Сообщений: 1328 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 332
| Наверх ##
5 апреля 2024 20:50 >> Ответ на сообщение пользователя Dimasik21 от 15 января 2022 22:26 Добрый день. Интересует фамилия Негорев.Встречалась ли она в других ревизиях. Спасибо. --- В генеалогии с 2005 года.
Личные сообщение только для вопросов генеалогического характера. За спам бан без предупреждения. | | |
Dimasik21Модератор раздела  Москва Сообщений: 426 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 482 | Освящение храма в селе Токаревке, Тамбовского уезда, 27 сентября 1880 года
Аще не Господь созижден дом всуе трудишися зиждущим (Пс. 126, 1). В жизни часто приходится видеть напрасных тружеников и вспоминать это мудрое изречение пророка. Обстоятельства, предшествовавшие постройке нового храма в селе Токаревке, ясно доказали глубокий смысл приведенного текста. Токаревка состоит в седьмом Тамбовском округе и до 1876 года составляла часть прихода села Троицких Росляй, а с этого времени стал в Токаревке отдельный приход. Токаревцы давно стремились к этому и несколько раз принимались они хлопотать о том, чтобы иметь свой храм и отдельный церковный причт; но неудачи преследовали их на каждом шагу. После того, как в Росляях выстроен и освящен был новый храм, Токаревцы взялись осуществлять свои давние намерения с большею энергиею: не смотря на значительные свои затраты на Росляйскую церковь, они купили старый расляйский храм, перевезли его в Токаревку, поставили и он был освящен освятили в 1875 года. Но желанной цели все таки не достигли: храм освящен на правах кладбищенской церкви - без самостоятельного причта, - росляйский причт обязан был по очереди отправлять Богослужения в праздники. При таком положении храма, Токаревцам приходилось часто быть без Богослужения даже и в воскресные дни, что их очень огорчало. И вот они снова с просьбами по начальству, и на этот раз дело решилось в их пользу: к ним в Токаревку перевели один из росляйских причтов и приход их стал отдельный. Успокоились токаревцы и думали, что всем неудачам конец но не долго пришлось им быть в покое: Промыслу угодно было послать им еще испытание и самое тяжелое: 23 сентября прошлого 1879 года храм их сгорает до основания. Упали духом бедные токаревцы, порешили, что еще лет десять не быть у них храму, а некоторые совсем отчаивались, что будет у них храм. Средств на постройку храма нет, кроме шести тысяч страховой премии, и взять их негде, а нужно - тысяч пятнадцать. При таком безвыходном положении, священник и ктитор, воодушевляемые надеждою на помощь Божию, решились снова приступить к делу и повели его энергично: взяли приговор от прихожан на постройку нового деревянного храма, получили разрешение па постройку и план, утвержденный строительным отделением, и в туже осень 1879 года выложили фундамент для наружных стен. Зимою занялись заготовкою материалов, из коих некоторые приобретены в кредит, за денежными средства мы обратились к посторонним благотворителям с просительными письмами, и, при помощи Божией, новый храм их, начавшийся постройкою в конце февраля 1880 года, к сентябрю месяцу весь выстроен и приготовлен к освящению; а 27 сентября совершено освящение придельного престола. Такая очевидная милость Божия глубоко тронула токаревцев. С каким умилением молились они при освящении своего храма, какие слышны были сердечные молитвенные вздохи, у многих слезы катились из глаз. И действительно нельзя не дивиться необыкновенному успеху при постройке этого храма: в такое короткое время, при скудных средствах, выстроено прекрасное здание, стоящее более пятнадцати тысяч рублей. Храм очень красивый по своему плану, в миниатюре походит на Христорождественский Тамбовский собор, - о пяти главах, без колокольни, с изящною архитектурного отделкою фронтонов и- красивою обшивкою всего храма - внутри очень поместительный, - два алтаря - главный и придельный, кладовая, довольно просторные храм с трапезою и трое хор по сторонам - северной, западной и южной. В нашей местности нет подобного храма ни по изяществу отделки самого, ни по внутреннему расположению. Здание довольно высокое внутри, с хорошим просветом в окнах, по сторонам хоры с красивыми решетками, - все это в совокупности придает внутренности храма очень веселый вид. Храм очень понравился всем, бывшим на освящении. Освящение придельного алтаря поручено епархиальным начальством местному благочинному и совершено было торжественно: сослужащих было десять священников и два диакона, с которыми совершено всенощное бдение на кануна и освящение храма и литургия 27 сентября, церковное пение исполнял хор певчих - торжество освящения храма «окончено благодарственным Господу Богу молебегвием с провозглашением многолетия по установленному порядку. На литургии, по заамвонной молитве, произнесено было благочинным следующее поучение: «Слава и благодарение Господу Богу! Начатое вами, братие, строение нового храма окончено и сегодня освящено. Теперь есть где совершать для вас божественную литургию, есть где молиться Боту вам и вашим детям. Господу угодно было послать на вас тяжелое испытание! Сколько лет вы стремились к тому, чтобы иметь свой храм? Сколько было ваших забот и трудов по этому делу? Наконец цель была достигнута, - храм перевезен, поставлен и освящен - и чем же увенчались все ваши старания и труды!? Не прошло пяти лет и храм ваш сгорает до основания. Положение ваше было безвыходное. Но милосердый Господь, попустивший быть такому тяжелому для вас испытанию, не замедлил, оказать вам и свою великую милость: в семь месяцев выстроено такое прекраснее здание, и приготовлено к освящению. Никто из вас и не думал, чтобы, чрез такое короткое время, мог быть у вас храм и несравненно лучший прежнего. Господь благоволил ускорить это святое дело, и вот вы молились сегодня за литургией уже в новом храме, который отныне, чрез благодатное освящение, сделался селением Вышнего, домом Божиим (Пс. 45: 5, Лук. 19: 45. 46). Великая для нас, братие, милость Божия, что он Вездесущий благоволит принимать сооруженные нами храмы в особое себе селение. Господь не имеет нужды в этих рукотворных храмах, а для нас они необходимы. Весь видимый нами мир, - вся окружающая вас природа есть великий храм Божий, в котором, по выражению пророка Давида, всякое дыхание хвалит Господа. Но мы настолько слабы зрением, слухом и невнимательны, что не видим в этом всемирном храме вездеприсутствия Божия, и не слышим той хвалы Господу, которая возносится ему от всей твари. Нам необходимо ближе видеть осязать то, что нам нужно понять умом и принять сердцем. И вот Всеблагий Господь, снисходя к такой нашей немощи, Сам приближается к нам и имеет особое свое присутствие в сооружаемых нами храмах. Здесь, в святом храме, Господь, при ближайшем к нам невидимом своем присутствии, видимо представляется взором нашим в священных изображениях и в совершаемых таинствах беседует с нами, изрекая волю свою в писаниях святых пророков, апостолов, евангелистов и отцов церкви. Здесь, в храме Божием, все напоминает нам о Боге и о наших обязанностях по отношении к Богу. Здесь в храме Божием говорят с нами великие угодники Божии примерами своей святой жизни, предлагаемыми нам в церковных песнопениях, и поучают нас тому, как и мы должны угождать Господу Богу. Здесь, в храме Божием, силы небесные с нами невидимо служат и наши усердные моления, наши сердечные молитвенные вздохи переносить к Богу, ходатайствуя пред ним об исполнении наших прошений. Здесь, в святом храме, приносится бескровная умилостивительная жертва о грехах наших и предлагаются все необходимые средства для нашего вечного спасения. Вот какое высокое и спасительное значение имеют для нас храмы Божии! Как поэтому хорошо, богоугодно и душеспасительно поступили вы, построив новый храм на место сгоревшего. Будьте же уверены, благочестивые строители этого храма и все содействовавшие его построению, что не погубили вы мзды своей. Велика и многоценна жертва ваша пред Богом, за то уготована и награда по делам вашим: вас не забудет сама святая церковь за ваше усердие к ней. Пока будет существовать храм сей, пока будет совершаться на земле служба Божия христианская и приноситься умилостивительная жертва, сватая церковь вас никогда не забудет. Не смотря на то, что с течением времени не только могилы ваши но и сами имена ваши забудутся и исчезнет всякая память о вас между людьми, церковь Божия, всякий раз, при службах своих, будет умолять Господа Бога о вас, взывая: 0 блаженных и приснопамятных создателях храма сего - Господу помолимся! Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем»? Вот какова награда вам усердные благотворители и строители этого храма! А как было бы хорошо, братие, если бы вы с примерным усердием заботившиеся о сооружении и благолепии этого храма - как дома Божия, не забыли хорошенько подумать и об украшении другого храма, назначенная так же для жилища Божия, т. е. о душе своей, которая по слову апостола Павла, есть храм Божий и жилище Духа Божия (1 Кор. 3:16). Для Бога приятен и этот храм, в который мы приходим молиться Ему, но храм души нашей несравненно приятнее и драгоценнее для Него. Этот храм построен усердием вашим, а тот храм, храм души нашей Господь купил Сам для Себя самою дорогою ценою, - ценою крестных страданий своей смерти. Судите же, на сколько должна быть приятна Богу ваша забота о благолепии и украшении храма вашей души, когда с таким благоволением Он взирает и на усердие ваши к благолепию построенного вами храма! Позаботьтесь же, братия, еще с большим усердием и о чистоте, опрятности и украшении душ ваших, чтобы сделать их достойным жилищем Господа. Для этого старайтесь свято и усердно исполнять все повеления Господни и уставы православное церкви. Не забывайте своего храма, всегда помните его высокое и спасительное значение и с радостью и весельем спешите в церковь, когда услышите призыв на церковную молитву, особенно не опускайте воскресных и праздничных дней; не отказывайся никто от этого какими либо делами: для истинного поклонника Божия нет дела важнее, как молиться Богу, когда совершается церковное Ему служение. Любите и почитайте сей храм и никогда не проходите мимо его покрытою головою, - не перекрестившись, ни сделав поклона. Приучайте к храму Божию и ваших детей, старайтесь внушить им уважение к храму, - как к дому Божию: каждому добру нужно учиться с детства. К сожалению есть уже между вами такие, которые думают, что можно обойтись и без церкви, - можно и дома молиться; не слушайте их: кто действительно любит дома молиться, тот всегда с охотою и усердием спешит на молитву и в храм Божий, а напротив, кто не любит ходить в храм, тот, верно, и дома не много молится. Господь Бог, благоволивший освятить Своею благодатью и принять в особое Себе селение выстроенный вами храм, да поможет вам беспрепятственно украшать и ваши души, чтобы они были достойным жилищем Духа Божия. Аминь. Села Березовки, Тамб. у., Свящ. Михаил Озеров.
Источник: 1. Т.Е.В. за 1880 г. №22 --- С уважением, Дмитрий Воробьев
Дневник | | |
|