Творчество Олега Волкова
Выписка из "Былой войны суровые страницы..."
http://klub-mastera.narod.ru/p...0-1-0-3764Пятый Особый пехотный полк (ОПП), входивший в третью Особую бригаду РЭК. Командовал бригадой с 3 июля 1916 года награждённый орденом Святого Георгия 4-й степени генерал-майор Владимир Владимирович Марушевский, впоследствии последний начальник Генерального штаба царской России и активный деятель Белого движения на русском Севере.
Вот выписка из приказа №174 по Пятой Французской армии от 1 мая 1917 года: «3-я русская Особая бригада в составе 5-го и 6-го Особых полков, тщательно подготовленная своим командиром генералом Марушевским, показала блестящую выдержку в бою. Получив приказание овладеть укреплённым пунктом, вышла в атаку с большой доблестью, преодолев смертоносный огонь противника». В мае 1917 года находящиеся во Франции русские полки были сведены в 1-ю особую дивизию, и генерал Марушевский командовал ею до своего отзыва в Россию. Он автор изданных в 1930 году мемуаров «Белые в Архангельске».
5-м Особым полком с 3 июля 1916 года по 23 июля 1917 командовал полковник Владимир Станиславович Нарбут. 3-я рота относилась к 1-му батальону, 2-я пулемётная рота - ко второму батальону. Напомню, что в состав батальона входили три стрелковые роты и одна пулемётная. Стрелки вооружались французскими винтовками Лебеля, а на вооружении пулемётной роты находились восемь станковых пулемётов системы Гочкиса. Первым батальоном командовал полковник Рытов Михаил Евграфович, награждённый Георгиевским оружием. Происходил их потомственных дворян Орловской губернии. Впоследствии - генерал-майор, участник Белого движения на Восточном фронте. Третья рота: командир - поручик Леонтий Михайлович Громницкий, погибший в Шампани, полуротами командовали младшие обер-офицеры подпоручик Жагарин Жано Янович и поручик Гиерей Георгий Иванович.
Вторым батальоном командовал
подполковник Коршун-Осмоловский Николай Феликсович, а второй пулемётной ротой - подпоручик Ремизов Александр Васильевич.
Но самым известным солдатом полка был… медведь. Да-да, именно бурый медведь из уральских лесов. Перед отправкой во Францию офицеры полка купили его, тогда ещё совсем малыша, за восемь рублей на рынке Екатеринбурга. Существует много версий покупки медведя, которые сильно разнятся между собой. В некоторых публикациях авторы дописались до утверждения, что купили медвежонка офицеры не 3-ей, а 1-й бригады. Получается, что беднягу везли на поезде через всю Россию на Дальний Восток, а потом пароходом через южные моря и Суэцкий канал вокруг всего белого света во французский Марсель. Но… При торжественной встрече 1-й особой бригады в Марселе и Париже проводились фотосъёмки. Сейчас эти фотографии в свободном доступе, их довольно много. И ни на одной медведя нет! Не верится, чтобы этот персонаж не попал в кадр.
На самом деле, в июле 1916 года медвежонка купили два офицера 5-го Особого пехотного полка. Произошло это событие на Сенном рынке Екатеринбурга, что рядом с казармами Оровайского полка, где и проходило формирование частей 3-ей Особой бригады. Комплекс зданий сохранился до наших дней, а на месте Сенного рынка разбит парк имени Павлика Морозова. Имена покупателей известны. Это командир 8 роты 5-го особого пехотного полка (3-й батальон) поручик Черняк Виктор Николаевич и командир 5 роты (2-й батальон) штабс-капитан Прачек Александр Кузьмич. Кстати, ровно через год за бои под Оберивом оба офицера будут награждены Золотым Георгиевским оружием. Впоследствии, уже в Русском легионе чести, штабс-капитан Прачек будет командовать пулемётной ротой, и под его командой отличится пулемётчик
Родион Малиновский, будущий Маршал Советского Союза и Министр обороны нашей страны.
Медведь, получивший звучную и актуальную кличку «Земляк», проделал с полком на поезде дорогу до Архангельска, а потом северными морями до французского Бреста и далее до лагеря Майи в провинции Шампань. Он подрастал, отличался сообразительностью, признавал исключительно русских солдат и нёс караульную службу. Это, конечно, невозможно измерить, но медвежий вклад в поднятие боевого духа солдат был велик. Во время газовой атаки, устроенной германцами, Земляк получил отравление. Почуяв опасность, он зарылся мордой в снег, уменьшая поражение. Косматого солдата вылечили врачи, и он снова занял своё место в боевом строю, получая заслуженный паёк.
После окончания боевых действий медведь долгие годы проживал в вольере парижского сада «Жарден д’Акклиматасьон», расположенного в Булонском лесу. Совершенно удивительно, но он запечатлен в малоизвестном широкой публике романе «Колесо времени». Это семидесятистраничное произведение Александра Ивановича Куприна о любви русского эмигранта и француженки увидело свет в 1929 году.
Вот строки из второй главы романа: «...Я увидела в клетке необычайно большого бурого медведя. У него шерсть на шее была белая, точно белое ожерелье, а на клетке написано: «Мишика. Сибирский медведь». Сторож мне сказал, что этот медведь был подарен французскому послу русскими солдатами, которые после армистиса возвращались домой, в Сибирскую Лапландию». Армистисом во Франции называли Компьенское перемирие 1918 года, положившее конец боевым действиям. Но мы забежали вперёд, в нашем повествовании до него далеко, и пора вернуться к боевым будням 5- го Особого пехотного полка.
В военном лагере Майи, близ Реймса, проходило обучение личного состава полков 3-й Особой бригады. Причина в том, что воевать предстояло французским оружием и под общим французским командованием. Вот и осваивали уже упоминавшиеся винтовки Лебеля, станковые пулемёты Гочкисса конструкции австрийца Одколека барона фон Аугеза и, вероятно, ручные пулемёты конструкции французского полковника Луи Шоша (ударение на последнем слоге). Голову солдата защищала французская каска, шлем Адриана, но с российским гербом. В середине октября 1916 года бригада выступила на фронт и сменила на позициях полки 1-й Особой бригады. Возвращение в лагерь произошло лишь в мае 1917-го.
Много событий вместило это время. Позиционные бои, германские газовые атаки, наступление, крупнейшее сражение 1-й Мировой войны - «Битва Нивеля». 1-я Особая бригада с бою ворвалась в Курси, а части 3-й Особой бригады совместно с французской 40-й пехотной дивизией генерала Луи Бернара штурмовали высоты «108» и Мон-Спен, проявив массовый героизм, несмотря на огромные потери. При наступлении погибли и получили ранения 5183 русских солдата и офицера.
О накале боёв говорит и тот факт, что командир 1-й Особой бригады генерал-майор Николай Александрович Лохвицкий был дважды контужен, а командир 3-й Особой бригады генерал-майор Владимир Владимирович Марушевский получил ранение. Поредевшие в боях 1-ю и 3-ю Особые бригады отвели в тыл. Восполнить убыль личного состава не представлялось возможным, было решено объединить их в 1-ю Особую дивизию.
В её частях началась агитация и, как следствие, революционное брожение. К слову, во французской армии на это время приходится целая волна дезертирства, позиции покинуло свыше двадцати тысяч солдат. Французское командование сочло необходимым отвести 1-ю Особую дивизию подальше от передовой, в лагерь Ла-Куртин. Временное правительство прислало своего представителя, генерала Занкевича, офицером по особым поручениям при нём был
прапорщик Николай Гумилёв. Об успехе миссии говорить не приходится. Часть солдат была готова подчиниться командованию, а вторая, в основном из 1-й Особой бригады, воевать отказалась и категорично требовала отправки в Россию. Активных противников войны оставили в лагере Ла-Куртин, остальных отправили в лагерь Курно, расположенный близ города Бордо на западе Франции. В военно - исторической литературе первые называются «куртинцами», а вторые «курновцами».
Возмущение «куртинцев» было подавлено силой оружия. Временное правительство с согласия Парижа пошло на этот шаг. Был ультиматум, был обстрел лагеря Ла-Куртин, была расправа с непокорными...
А потом последовал так называемый «триаж», проще говоря, сортировка. Русским воинам были предложены три варианта: 1) сражаться до конца войны, 2) рабочие роты, 3) отправка в Северную Африку, в Алжир. Часть солдат отправилась воевать в Русский легион чести, большинство выбрало рабочие роты. Общая армейская судьба разделилась на калейдоскоп судьбинушек.