Не нужно сразу создавать свою тему, считая свои мысли уникальными. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось незатронутых тем. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через Поиск, также можно посмотреть в других разделах форума, например: Общение >> https://forum.vgd.ru/?f=22 Обсуждения >> https://forum.vgd.ru/11/ Ключевые слова для ЭТОГО раздела - пофилософствуем \ порассуждаем! |
А откуда вообще взялись священники?
Духовное сословие России как генетически изолированная популяция
avi777 Москва Сообщений: 677 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 404
| Наверх ##
20 июня 2017 14:03 Я понимаю, тема выглядит несколько провокационно, но просто любопытно, а самому неохота разбираться. Я к священникам не имею никакого отношения.
Вопрос мой касается только священников и причетников РПЦ постниконианского периода.
Как многим сейчас известно, более 50% популяции русских мужчин составляют носители гаплогруппы R1a1, плюс ещё три относительно крупных доли других гаплогрупп, остальные мелкие примеси не в счёт, т.е. все русские как бы "одного поля ягоды". Также известно, что до революции у нас, как и в средневековой Европе было три как бы основных сословия: дворяне, "духовные" и все остальные - "3-е сословие". И между каждым из них и двумя другими была пропасть. Причём, пропасть между священниками и крестьянами была гораздо глубже, чем между крестьянами и дворянами. Это я точно знаю. Крестьянин, через службу в армии, теоретически, мог дослужиться до офицера и стать дворянином, помещиком и т.п. Практически, это случалось обычно во втором-третьем поколении, через военных поселенцев, детей-кантонистов и т.д. Царь Петр набрал практически все свои войска нового строя из крестьянских детей. Перед этим, правда, сгубив больше половины прежней армии в авантюрных азовских походах (я не фанат Петра, если что) Разбогатевшие купцы из мещан легко женились на дворянках и становились помещиками - сам изучал такой случай. Между купцами и крестьянами тоже не было пропасти. Одно время были "торговые крестьяне". В купцы просто записывались и всё.
Но как становились священниками - я лично не понимаю. Недавно слушал по радио одного представителя староверов - он утверждал (и это их давняя точка зрения, я с ней знаком), что это какая-то группа чужаков в XVII веке захватила церковь. А что говорит генетика и генеалогия по поводу проихсхождения популяции священников и причетников в России? Какие у них гаплогруппы преобладают? Примеры переходов из других сословий в духовное? Как часто такое происходило? Какие были требования? Кто вообще мог стать священником? | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7571 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4195 | Наверх ##
21 июня 2017 12:11 Smaga написал: [q] И второй момент, как указом императора трое сыновей умершего сельского священика причислены к крестьянскому сословию и переданы местному помещику, став крепостными.
[/q]
Вот это поворот! Сталкивалась, что детей духовенства, не получивших назначения после обучения (и стало быть, просто "болтающихся без дела" в духовном сословии) отправляли "по разбору" в военную службу. Но чтобы вот так - не просто в крестьяне, а в крепостные!!!! --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24818 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20357 | Наверх ##
21 июня 2017 12:49 21 июня 2017 13:13 Вопрос хороший, но... подзаголовок , - "духовное сословие России как генетически изолированная популяция" - удивляет и даже шокирует... http://ru.wikisource.org/wiki/...0%B2%D0%BEВ ранний (удельный) период: ....Материальное положение низшего белого духовенства было очень незавидно, вследствие чего, несмотря на полную свободу вступления в духовное звание, оно привлекало к себе только беднейший класс населения. Главный контингент белого духовенства составляли дети духовных лиц — не в силу наследственности звания, а по естественному преемству занятий. Сначала был недостаток в священниках; правительство само должно было заботиться об образовании приходов. Впоследствии образование приходов и выбор кандидатов на священнические места зависели, с одной стороны, от приходских общин, с другой — от землевладельцев-вотчинников. Вотчинник замещал духовные места преимущественно своими холопами, номинально объявляя их перед посвящением свободными. Община избирала кандидата и заключала с ним договор, в котором определялись срок служения и обязательства каждой стороны. Число священников в отдельных приходах часто превышало действительную надобность. Кроме священников, при церквах только изредка встречались в удельный период дьяконы, зато постоянно — дьячки. Низшими служителями церкви были пономари. Жило низшее белое духовенство главным образом платами за требы и сборами с мирян — так наз. «славами», — которые производились на Пасху, Рождество и в Петровки. Духовенство княжеских церквей было поставлено лучше. По образованию сельское духовенство стояло очень низко: вероятно, много было малограмотных, а то и безграмотных священников, которые служили по памяти. Школ было очень мало, да и те были назначены для высших классов общества. Монахи обучались грамоте и получали начитанность в Священном Писании в монастырях, приходское же духовенство обучалось своими средствами, дома.... ............ Стоглавый собор прямо уже говорит о наследовании церковных мест после отцов детьми. Места замещаются по выбору прихожан, но выбор этот при ограничении круга избранников естественно падает на детей духовных лиц. Как лицо грамотное, священник, а с ним вместе и дьяк, принимали довольно деятельное участие в земских делах, при совершении разных общинных актов, при межевых исках, мирском суде, выборах, челобитьи общины перед властями, причем приходский дьяк играл роль земского секретаря общины. Община, с своей стороны, принимала самое живое участие в делах клира: ее представители — выборные старосты с целовальниками — заседали в суде архиерейских чиновников над членами клира. При материальной необеспеченности духовенства и его непомерном размножении рано начал образовываться особый разряд бродячих, или перехожих, попов; в Москве они составляли крестцовое духовенство, которое стояло на перекрестках и предлагало свои услуги. Среди этого класса много было самозванцев и прямо-таки бродяг. Высшая церковная власть приказала построить для крестцового духовенства избы, поставила над ними поповского старосту, усилила надзор за ставленными и перехожими (т. е. дающими право на оставление прихода) грамотами. Положение белого духовенства было особенно тяжело, потому что оно не было освобождено от платежей и повинностей в пользу государства. Жившее на чужих землях духовенство отбывало повинности в пользу владельца, а жившее на эемлях черных несло тяглую повинность вместе с черными людьми, платило оброки и кормы чиновникам, ямские, стрелецкие и пищальные деньги. ..... Приходское духовенство по-прежнему было выборным, хотя характер выборов значительно изменяется. Выбор священников только из среды духовенства поощряется духовной иерархией; собор 1667 г., обличая архиереев за поставление во священники и дьяконы без разбора, делает им даже замечание за то, что они посвящают людей не из духовного звания. ...........Так как при тогдашних усиленных наборах, распространявшихся и на духовенство, многие из детей духовного звания устремились на церковные должности, то в 1711 г. было издано запрещение ставить в приход больше одного попа и одного дьякона; в 1722 г. были введены духовные штаты (один священник и 2 причетника на 100—150 приходских дворов). Введение этих штатов совпало с первой ревизией, по которой в духовном звании оставлялись только лица, находившиеся на действительной службе, и их потомство, а остальные записывались в подушный оклад. .....Замещение духовных должностей продолжало происходить двояким способом: путем выбора прихожан и путем наследственной передачи должностей. ....Приходский выбор священника был признан необходимым условием для посвящения ставленника; поповскому старосте приказано было присутствовать при выборах в качестве органа епархиальной власти и скреплять выборные списки. Право выборов за приходами было признано затем Духовным Регламентом с единственным ограничением, что епископу предоставлялось испытывать ставленника и определять: годен ли он для занятия должности приходского священника. В 1722 г. были изданы правила для приходских выборов, действовавшие в первой половине XVIII в. Доступ к духовным должностям был затруднен для лиц недуховного происхождения. Дворянам, напр., позволялось вступать в духовное звание только по достижении 40 л. и только тем, кто не получил недвижимого имения в наследство. В 1724 г. встречается дозволение постригать в попы и дьяконы крестьян; но это было лишь временной мерой для пополнениядуховенства, опустошенного строгой первой ревизией. Замкнутость духовенства развивалась все сильнее. Хотя Духовный Регламент и ocyждает наследственную передачу должностей, указ 1722 г. признает ее, говоря о необходимости оставлять при церквах детей духовенства, чтобы они, служа в дьяках и пономарях и учась в школах, приготовлялись к занятию священнических и дьяконских должностей в своей церкви. Вследствие этого указа церковные места делаются фактической собственностью семьи и не только переходят по наследству, но являются часто предметом гражданских сделок; при Петре было запрещено продавать свои места только тем лицам, которые должны были оставить их за вину.и т.д. Приходское духовенство и крестьянский мир в начале XX века. ....http://books.google.ru/books?id=iM2RCgAAQBAJ&pg=PT51&lpg=PT51&dq=%D0%BA%D1%82%D0%BE+%D0%BC%D0%BE%D0%B3+%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC&source=bl&ots=F2satxjOC3&sig=nwiQbUQWPACRN0JXiFADx0K6zoM&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi8mrvU1c7UAhWhC5oKHfrnDMQ4ChDoAQg9MAU#v=onepage&q=%D0%BA%D1%82%D0%BE%20%D0%BC%D0%BE%D0%B3%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC&f=false Знаменский, Петр Васильевич (1836-1917). Приходское духовенство в России со времени реформы Петра / соч. П. Знаменского. - Казань : Унив. тип., 1873. - [4], 851 с. ; 23 см . 1. Петр I (1672-1725) Место хранения оригинала: РГБ читать: http://elis.psu.ru/node/332132 --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14599 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8863 | Наверх ##
21 июня 2017 14:27 avi777 написал: [q] В XVIII веке (к примеру) за пределами двух столиц грамотных людей был мизер в пределах стат. погрешности.[/q]
На Русском Севере в этом веке грамотными были 15 % крестьян (не только мужчин, но и женщин). Статистическая погрешность -- не более 3 %. | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14599 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8863 | Наверх ##
21 июня 2017 14:28 avi777 написал: [q] Петрушки[/q]
Вы в одной канаве валялись? Или пинать мёртвого льва престижнее живой собачонки? Вопросы -- риторические. | | |
avi777 Москва Сообщений: 677 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 404
| Наверх ##
21 июня 2017 14:35 valcha очень любопытно. почитаю. приведённые цитаты подтверждают мою гипотезу.
Кстати, никто у нас не проводил исследования ДНК среди потомков духовного сословия? | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7571 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4195 | Наверх ##
21 июня 2017 20:34 avi777 написал: [q] Кстати, никто у нас не проводил исследования ДНК среди потомков духовного сословия? [/q]
А вы не хотите создать тему с опросом в разделе, посвященном днк-генеалогии? Наверняка среди тех, кто делал тесты, есть и потомки сцс, а сюда они могут и не заглянуть... --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24818 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20357 | Наверх ##
21 июня 2017 20:43 avi777 написал: [q] приведённые цитаты подтверждают мою гипотезу.[/q]
Какая цитата подтверждает? Эта? valcha написал: [q] Вотчинник замещал духовные места преимущественно своими холопами, номинально объявляя их перед посвящением свободными.[/q]
Или эта? valcha написал: [q] В ранний (удельный) период: ....Материальное положение низшего белого духовенства было очень незавидно, вследствие чего, несмотря на полную свободу вступления в духовное звание, оно привлекало к себе только беднейший класс населения[/q]
Или эта? valcha написал: [q] Замещение духовных должностей продолжало происходить двояким способом: путем выбора прихожан и путем наследственной передачи должностей.[/q] --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
SmagaИнтроверт  Рязань Сообщений: 433 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2623 | Наверх ##
21 июня 2017 23:11 G_Spasskaya написал: [q] Вот это поворот! Сталкивалась, что детей духовенства, не получивших назначения после обучения (и стало быть, просто "болтающихся без дела" в духовном сословии) отправляли "по разбору" в военную службу. Но чтобы вот так - не просто в крестьяне, а в крепостные!!!![/q]
Вот как то так...Я сам был удивлен и долго не мог поверить в то что указано было в переписи --- Не помнящій прошлаго, не имѣетъ будущаго. | | |
avi777 Москва Сообщений: 677 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 404
| Наверх ##
22 июня 2017 10:04 valcha да вот, открываю книгу и в первом же абзаце: [q] Избрание кандидатов на все священно-и-церковно-служительския должности к приходским церквам в древней России, как известно, принадлежало самим прихожанам, при чём, выбор падал не на одних только людей духовнаго происхождения, но на всякого вообще грамотного человека, чем-нибудь понравившагося приходу, без различия происхождения. Между членами приходских причтов встречаем не только крестьян, но в более древнее время даже рабов, и притом не отпущенных на волю. Такая свобода вступления в духовное звание, поддерживаемая приходскими выборами, тем легче могла бы развиваться, что древняя Русь не успела выработать ни сословных стеснений на выбор известнаго рода жизни и занятий, ни особенно стеснительных требований для поступления в клир относительно специальной подготовки к церковному служению; незазорная нравственность и книжность, понимаемая в самом скромном смысле умения читать и отчасти петь, - вот все, чего требовали наши старинные святители от своих ставленников; так называемому церковному постатию и всякому церковному порядку ставленник обучался уже при архиерейском доме во время самого ставленнического производства. На самом деле эта свобода вступления в духовное звание не только не развивалась, но с течением времени все более и более ослабевала.[/q]
Это, собственно, основной тезис книги, который далее последовательно и развёрнуто доказывается. До середины не дочитал ещё, но суть ясна. Иными словами, по мнению автора книги, до реформации священников избирали приходскими выборами, круг кандидатов был весьма широким, влияние архиереев на это дело было слабым. По ходу реформации постепенно, церковные власти стали продвигать своих собственных кандидатов, в последствии, доступ посторонним был туда практически закрыт. Я с мнением автора согласен. Я оперирую несколько иными терминами, и констатирую, что с начала XVIII века (т.е. примерно 1+ поколение с русской реформации) церковный клир стал генетически ОТНОСИТЕЛЬНО изолированной популяцией (т.е. подавляющее большинство браков заключалось среди своих, статистически заметных вливаний "новобранцев" не наблюдалось), и оставался таковой до начала XX века. Изоляция имела место и у старообрядцев. Других, в сходной степени, изолированных популяций в России за эти века я не знаю. | | |
avi777 Москва Сообщений: 677 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 404
| Наверх ##
22 июня 2017 10:07 G_Spasskaya написал: [q] А вы не хотите создать тему с опросом в разделе, посвященном днк-генеалогии?[/q]
Я бы может и хотел, но мне кажется, практическая (научная) ценность результатов такого опроса тут будет равна нулю. | | |
|