Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Дубровно

Могилевская губерния Горецкий уезд

← Назад    Модератор: rastrubina
rastrubina
Модератор раздела
*Картофельный Викинг*

Частный специалист

Смоленск
Сообщений: 42
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 42
Из истории Дубровно. Владельцы

В книге «Памяць» за 1997 г. В. Насевич сообщает, что Дубровно еще в XV в. было пожаловано великим князем Казимиром Ягеллончиком в собственность тогдашнего смоленского наместника пана Юрия Глебовича. Король Александр впоследствии подтвердил этот дар.

После смерти отца владельцем Дубровно стал сын — Ян Глебович. Этот с ранних лет поставил для себя цель — взойти на вершину государственной иерархии и всю жизнь шел к этому. Три раза женился, и всякий раз выбирал жен с максимально большим приданым. И, наконец, добился своего: в 1542 г. получил должность виленского воеводы, а уже в 1546 г. сделался еще и канцлером Великого княжества.

После смерти Яна Глебовича в 1549 г. Дубровно перешло к его вдове Анне и их сыну Яну, которому в то время было всего 5 лет. 19-летним юношей Ян участвует в обороне Полоцка от войск Ивана Грозного в 1563 г. и попадает в плен, откуда выбирается только через три года. Ян Янович Глебович получил титул графа Священной Римской империи и с тех пор Дубровенское имение заимело статус графства. Он добился третьей по значению государственной служебной должности в Великом княжестве — стал трокским воеводой. Умер в возрасте 47-ми лет в 1591 г.

Следующим официальным представителем династии дубровенских Глебовичей стал второй сын Яна Яновича Глебовича — Миколай. Этот пошел выше отца — стал виленским каштеляном, то есть вторым лицом в служебной лестнице. Это именно он в 1630 г. основал в Дубровне монастырь бернардинцев, о котором мы еще поговорим.

В 1632 г. Миколай Глебович умирает и ему на смену приходит его сын — Юрий Кароль. В 1640 г. граф Юрий Кароль женился на Катерине Радзивилл и сумел дослужиться до высшей государственной должности — виленского воеводы. В 1669 г. он неожиданно умер.

Дубровенское графство было поделено на две части, так как Юрий Кароль имел двух дочерей: Марцибелу Анну и Кристину Барбару. Первая вышла в 1661 г. за канцлера Мартина Огинского, вторая в 1667 г. — за Казимира Сапегу. Казимир Сапега выкупил разделенную часть графства и соединил со своей. В 1682 г. Казимир Сапега стал, одновременно, виленским воеводой и великим гетманом. Он очень гордился своим положением, чувствовал себя некоронованным королем и пребывал в напряженных отношениях с настоящим королем Яном Собеским. В конце концов к 1700 г. это вылилось в военное столкновение, началась гражданская война, на одной стороне которой стояли Сапеги, а на другой — объединенные войска Великого княжества («конфедерация»). 18 ноября в битве под Алькениками около Вильни войско Сапеги было разгромлено. Казимиру Сапеге пришлось бежать.

Казимир Сапега умер в 1720 г. в возрасте 83 лет. Дубровно перешло в наследство к его сыновьям: воеводе мстиславскому Юрию и маршалку Великого княжества Александру. Каждому из братьев было выделено по половине местечка. В 1724 г. 56-летний Юрий Сапега женился на Теодоре Солтан, которая была примерно на 30 лет младше его.

Воевода умер в 1732 г. Часть имения отошла к вдове и дочери Кристине (впоследствии Масальской). Сын его от первого брака — Антоний Казимир — получил другие имения отца. Остальная часть имения отошла к наследникам Александра Сапеги.

Постепенно имение Дубровно концентрируется в руках сына покойного Казимира Сапеги — Александра (будущего полоцкого воеводы и канцлера Великого княжества).

По сведениям Ю. Якимовича, Екатерина II после 1772 г. подарила город с графством своему фавориту князю Потемкину. По другим сведениям, князь за свои средства выкупил Дубровно у Сапегов.

Однако Потемкин недолго хозяйничал в Дубровне. Неожиданно он обменял графство с князем Ксаверием Любомирским на имение Смелое под Киевом.

О Любомирских с достаточной подробностью сообщает поляк Автонази в своем многотомнике.

Но сначала обратимся к сведениям А. К. Киркора.

Он сообщает, что обмен имениями состоялся в 1783 г. Инициатива принадлежала, кажется, Франтишеку Ксаверию Любомирскому. По крайней мере, коронный подскарбий сумел вооружить против себя магнатов и Понятовского до такой степени, что был предан суду и ему угрожало изгнание из края — так называемая «банниция». В том году Григорий Потемкин сделался владельцем имения Смелое (Смилы), а Любомирский получил графство со всеми имениями, большую сумму денег в придачу и чин русского генерала и ленту. Но главное, переехав в Беларусь, он освободился от преследований своих врагов.

После смерти Франтишка Любомирского в 1819 г., уже по сведениям Автонази, имение перешло к его сыну от второй жены Стефании Ржевусской, с которой Франтишек Ксаверий развелся, — Евгеню Любомирскому (1789–1834). Последний уже тогда был женат на Марии Чадской.

Далее владельцем Дубровны был Адольф Любомирский (1825–1911). Адольф стал первым из Любомирских, кто выехал из Дубровны. Он переселился в свою резиденцию на юге Польши.

Следующим владельцем здешнего графства стал сын Адольфа от Розалии Замойской Владислав Любомирский (1866–1934). Этот занимался сочинительством музыки и был женат на красавице Альжбете де Вакс. В Дубровно приезжал крайне редко.

ЗАМОК

Михаил Ткачев сообщает, что Дубровенское замчище состоит из двух площадок: самого замка и подзамка. Между ними когда-то стояла разделительная стена с въездной башней.

С севера замок обороняли воды раки Днепр, а с юга и запада — река Дубровна с системой запруд. К замку подводила единственная дорога, устроенная на узкой насыпи, подобной дамбе. Эту дорогу можно было держать с замковых стен на прицеле. Оборонительный ров с восточной стороны фактически превращал замок в остров.

В конце августа 1593 г. посол австрийского императора Миколай Варкач, проезжая через Дубровно, писал: «Дубровно — город и в этом месте последний пограничный замок против московитян. Город лежит на Днепре, а на другой стороне замка протекает река Дубровница. Этот замок широкий в окружности, только весь деревянный».

Из инвентаря Дубровенского замка, составленного 28 мая 1645 г. ревизорами Андрияном Паренбаком и Якубом Таецким, известно, что на пути в замок стоял укрепленный подзамок («пригородок»). В последний попадали через Старую башню. Подзамок был обнесен острогом и, кроме проезжей, имел еще три башни. Во дворе подзамка стояло несколько жилых и хозяйственных строений. Отдельно был устроен цейхгауз.

На территорию замка попадали через специальный проезд. По периметру стояли стены, а со стороны реки Дубровны еще и две башни. Еще одна башня («роговая») стояла над Днепром, другая — за домом городничего. Въезд в замок осуществлялся через подъемный мост, который поднимался двумя железными цепями.

В цейхгаузе на тот период имелось 18 пушек, в том числе 4 серпантины и 3 именные с надписями: «Каштелян Минский», «Подскарбий ВКЛ», «Юркги Тышкевич». Всего в дубровенском цейхгаузе находилось 242 единицы огнестрельного оружия. Кроме того — обмундирование для гарнизонных гайдуков, флаги, барабаны и сигнальные трубы. Запас хлеба сохранялся в 10 свирнах.

КОСТЕЛ БЕРНАРДИНЦЕВ

В 1630 г. Миколай Глебович основал в городе монастырь бернардинцев с костелом. Все первые постройки представителей этого ордена были из дерева.

Свое возрождение монастырь претерпел только в середине XVIII в. — именно тогда появился его каменный костел. На карте бернардинских монастырей Литовской провинции сохранилось лишь схематическое изображение этого храма: прямоугольная базилика с двумя трехъярусными башнями на главном фасаде и треугольным фронтоном между ними. Возвели его в стиле барокко.

Потемкин, владелец Дубровно, по какой-то причине удалил монахов-бернардинцев. А на их место призвал из Витебска пиаров.

Однако последние сильно разгневали нового хозяина Дубровно князя Любомирского. И вскоре тоже были изгнаны.

На место пиаров были приглашены модные в то время латрапы (или французские траписты).

По-видимому, здание костела было сожжено по указанию князя Ксаверия Любомирского. Как бы там ни было, но А. Киркор осмелился выразиться об этой трагедии лишь таинственной фразой: «Предание об этом еще свежо в Белоруссии».

Князь Ксаверий умер в 1804 г.

Ю. Якимович сообщает, что строительство нового костела сыновья Любомирского закончили в 1809 г. Храм был воздвигнут на месте старого. Сожалею, что не имею никаких сведений о дальнейшей судьбе этого памятника.

До наших дней сохранялось только одно из монастырских строений начала XIX в.

ЧАСОВАЯ МАНУФАКТУРА

В районной книге «Памяць» за 1997 г. находим сведения А. Киштымова о первой часовой фабрике на территории Беларуси.

Стоило Григорию Александровичу Потемкину стать хозяином местечка, как он основал тут сразу три фабрики: часовую, позументную и суконную.

Чуть раньше, в 1766 г., в Россию приехал с патентом Стокгольмской Академии наук на карманные часы новой конструкции шведский часовой мастер Петр Нордштейн. С 1775 г. П. Нордштейна преследуют кредиторы. Поэтому он сразу принимает предложение Потемкина организовать производство в Дубровно. Г. Потемкин передал мастеру 12 тысяч рублей на 10 лет с условием, что на эти средства тот создаст фабрику часов.

Опытный мастер и педагог Петр Нордштейн за короткий срок обучил 33 подростка из крепостных часовому делу и наладил выпуск разных типов часов. По свидетельству самого Петра Нордштейна, его дубровенские ученики были обучены «мастерству делать самые разные карманные часы, настенные и большие боевые часы, часовые корпуса, рисовать цифры на циферблате и покрывать его эмалью, изготавливать цепи для часов, гравировать, золотить, обрабатывать пружины, изготавливать всякого вида пилы, геометрические инструменты и т. д.»

Каждый мастер исполнял отдельную операцию, а потом шла сборка и регулировка. Карманных часов выпускалось до 10 штук в месяц… До 1789 г., на мануфактуре было изготовлено часов на общую сумму 9729 рублей 64 копейки.

После смерти Г. А. Потемкина в 1791 г. часовая мануфактура была выкуплена казной у его наследников. 57 юношей и 35 девчат в 1795 г. по указу императрицы были перевезены сначала в Москву, а потом — в подмосковную деревню Купавну. В Купавне мануфактура действовала вплоть до своего окончательного закрытия — 21 декабря 1804 г.

В фондах Эрмитажа находятся три экземпляра карманных часов в открытых серебряных корпусах с белыми эмалевыми циферблатами. На циферблате и задней площадке механизма одного экземпляра надпись: «Фабрика Дубровенская».

Ф. Кулаков в газете «Дняпроуская прауда» за 27 декабря 2001 г. сообщает о том, что после распада Купавновской фабрики молодые мастера-часовщики были отпущены казной на оброк. Некоторые вернулись в Дубровно, а некоторые решились отправиться в поисках работы в далекий, активно строящийся в тот период Екатеринослав (Днепропетровск). Первым туда приехал некто Федор Ковальский, выпускник казенной фабрики-школы. И открыл в городе часовую мастерскую. За ним прибыли другие его товарищи по работе на казенной фабрике. Так Екатеринослав в начале XIX в. стал центром производства часов в России.

ДВОРЕЦ ЛЮБОМИРСКИХ

Еще Сапеги для репрезентативных целей имели в Дубровно свой дворец и парк.

Любомирские, прибыв сюда, перестроили дворец. Но, кажется, не очень постарались. По крайней мере, Автонази сообщает, что дворец этот, исполненный в стиле позднего барокко, имел аскетический вид («был груб и прост»). Единственным украшением ему служили высокие, от самого пола, окна, к тому же еще и декорированные по своему периметру.

Дворец имел пандус, оснащенный двумя парами мощных квадратных колонн.

Ломанная крыша его мансардного типа имела три так называемых «слуховых» окна. Крыта она была изначально черепицей.

Угасать здешнее имение начало еще при Евгении Любомирском. Последний хотя и приезжал иногда в Дубровно, но каждый раз вывозил отсюда в свои вновь приобретенные имения в Польше что-нибудь ценное. К примеру, им были вывезены все родовые архивы, хозяйственные акты, переписка и другие рукописи, относившиеся в XVIII и XIX вв.

Впрочем, кое-что из своих ценностей дворец сохранял вплоть до вступления во владение им Владислава Любомирского. Например, еще в 1913 г. дворец продолжала украшать старинная ампирная мебель. И среди всего прочего, кстати, — кровать, на которой отдыхал, отступая из России, самый знаменитый «путешественник» в мире, тот, кто дважды проследовал через Беларусь чуть ли не пешком и кто на месте каждого своего ночлега — будь то в монастыре, или во дворце — оставил целую сеть музеев. Я имею в виду, конечно, императора всех народов и времен Наполеона. Эта кровать и комната, где она стояла, потом сто лет к ряду — так же, как и в Бешенковичах и в Глубоком — восхищала, умиляла всех, кто прибывал в Дубровно и посещал здешний дворец.

Источник: https://tutejszy.ru/vitebskaya...-vladeltsy

Прикрепленный файл: Дубровно.jpg
rastrubina
Модератор раздела
*Картофельный Викинг*

Частный специалист

Смоленск
Сообщений: 42
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 42
Сказка о Людмиле и Богодане, или Откуда пошло поэтичное название «Дубровно»

На юго-востоке Витебской области находится Дубровенский район. Центр района - древний город Дубровно, который упоминается в летописях конца XIV века. Понятно, что название города произошло от вековых дубов, что росли здесь с давних времен. О первых жителях этих дубрав редакции еженедельника «Аргументы и факты» рассказал наш читатель.

Кривич Богодан плыл по течению. Грести не было сил. Он лежал в челне, рядом c деревянным щитом, окованным железными полосами. Следы ударов чужих мечей, копий, дубин на нем говорили о том, что воин не избегал битвы, дрался храбро и умело. Лежал в челне и меч акинак.

Рана на голове болела нестерпимо. Богодан, собрав последние силы, направил челн к берегу и увидел, что приблизился к руслу небольшой речушки, которая втекала в Днепр. По ее берегам стояли дубы, один выше другого. Сменив весло на шест, Богодан попытался войти в речку, челн наскочил на корягу, и Богодан свалился в воду. Очнулся от прикосновения к лицу. Он потянулся за мечом, но услышал тихий девичий смех.

- Лежи, воин. И меч твой, и щит сейчас тебе не нужны. Не поднять тебе их. Посекли тебя сильно. Три дня глаз не открывал. Травы да родниковая вода успокоили рану. Теперь будешь жить.

Побег от князя
Выхаживала девушка Людомила неизвестного воина несколько дней. Потом рассказала о своей жизни не таясь.

- Живем с дедушкой. Зовут его Бажен. Отца и мать увели в полон разбойные люди. Мы с дедушкой жили в селении за Смоленском, у самого Днепра. Но очень жаден был князь, а еще хуже были его прислужники. Земля не родит, а князю плати. Собрались мы однажды, сели с пожитками в челн. Донесла река до этих мест. Ни князя здесь нет, ни его слуг. Живем себе в дубраве. Дубы силу дают. Укрывают нас от лихих глаз. Тут еще одна речка есть. Меж собой зовем ее Свинкой: на берегах в камышах много лежбищ кабанов. А как ты сюда попал?

- Шли мы с моим князем от самого Мурома в Киев. Весть он получил: захворал его отец, что в Киеве княжил. Прибежал от брата князя Ярослава гонец, слова горькие передал. Ярослав сказал: «Не ходи, отец умер, а брата твоего Святополк убил». А еще предупредил, что надо опасаться и Глебу, как бы не налетела дружина Святополка. Очень горевал Глеб по Борису. И все никак не мог поверить, что такое мог совершить их брат Святополк из-за волостей, которые выделил им отец. И зря не верил. Люди Святополка добрались до Смядыни, где мы остановились. Подручный князя Горясер привел сюда крепких, злее самых злых собак волчьей породы, воинов. Пока мы бились, повар Торчин пробрался к князю и зарезал Глеба тем же ножом, каким резал туши кабанов и лосей. Досталось, как видишь, и мне.

- Оставайся в нашей дубраве. Навоевался. Зверья тут всякого много, рыбы. Прокормишься. Ты ведь из сирот?

- Догадливая. Богоданом меня назвали приемные родители.

- Подумай своей битой головой. Может, ты мне Богом дан. И я тебе. Хорошо с тобой будет охотиться. Избу вместе построим. Вон какие дубы нас ждут.

И остался Богодан в дубраве вместе с Людомилой и ее дедом.

Первые поселенцы
А потом среди дубов объявились парень и девушка, сбежавшие из Рши, что ниже по Днепру. Тамошний воевода глаз на девушку положил, а парня грозился в сруб бросить. В тюрьму, значит. Остановились здесь и несколько семей из-под Смоленска: их родные места пожгли, разграбили налетевшие степняки. А смоленский воевода, присвоивший себе все леса вокруг, затребовал такую плату за лес для изб, что стало невмоготу. В землянках зиму пережили, едва не замерзли.

Люди жили дружно, помогая друг другу во всех делах. Звали свое поселение жители Дубравой, Дубровой, Дубровинкой, Дубравной. И неправ был один из летописцев того времени, записавший в своей грамоте, что есть где-то на Днепре «земля пустая дубровенская». Не были пустыми дубовые леса. Жили там люди. Уже через 120 лет в летописи это место упоминается как город.

Недолго жили дубровенцы вольной жизнью. Присвоили их землю киевские князья. Было Дубровно и во власти великого князя литовского Казимира. Подарил он Дубровно и земли вокруг смоленскому наместнику Юрию Глебовичу. А когда Речь Посполитую разделили, Екатерина II, тоже щедрая душа за чужой счет, подарила Дубровно своему любовнику Потемкину. Нелегко жилось дубровенцам во все времена. Не было такой войны, что не оставила бы здесь своих следов.

Стоит этот скромный город по обеим сторонам Днепра. И продолжает бежать здесь речка Свинка. Течет Задубровенка. Наверное, не в каждом городе так много улиц носят имена соседних городов. Оршанская, Шкловская, Горецкая, Витебская… Может, это еще и память о первых переселенцах, которые пришли из тех краев?

Источник: https://tutejszy.ru/vitebskaya...e-dubrovno
SiberiaMam

SiberiaMam

Сообщений: 151
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 159
В деле по ходатайству крестьян м. Дубровны о переселении в Сибирь за 1900 г. упоминаются представители семей:
ЛЕБЕДКИНА Сергея Филипповича (в Акмолинскую обл. Томской губ., сыновья его Константин, Трофим, Сергей, Иван, Денис, Тимофей и др.)
ПУРЫШКИНА Якова Романовича (туда же, сыновья Сергей, Демьян, Максим и др. в том числе семья его швагра Архипа Ларионовича)
СТРЕЛЬЦОВА Косьмы Ивановича (туда же, сыновья Игнат, Дмитрий, зять Семен Федотов, брат Марк Афанасьев и др.)
НОВИКОВА Митрофана Силивоновича (туда же, сыновья Артем, Антон, Иван и др.)
НАБЗДУРОВА Петра Терентьевича (туда же, сын Федот с семьей и др.)

Все семьи проживали в Троицкой Слободе м. Дубровны Горецкого у. Могилевской губ. (сегодня Дубровенский р-н Витебской обл.)

Документы НИАБ. Ф. 2014.

В этом же фонде есть дело об обмене земельными наделами между крестьянами м. Дубровны и помещиком князем Евгением Евгеньевичем Любомирским за 1900 г., где упоминаются Фома ЩЕРБАКОВ, Андрей Филиппов и др.

Лайк (2)
← Назад    Модератор: rastrubina
Вверх ⇈