На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
В данной теме кроме краеведческих материалов будут размещаться сведения, публиковавшиеся в НЕВ (1864 -1905) и НЦОВ (1906 - 1918). Преимущественно информация, относящаяся к изучаемым фамилиям.
13. По донесению Благоч. 2-го Горбатовского окр. Свящ. Ф. Воскресенского от 24 сентября за №386, священником Александром Музовским в с. Деткове открыта церк.- прих. школа в выстроенном для этой цели здании на 20 человек.
ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР по всеподданнейшему докладу Кавалерской Думы, Всемилостивѣйше соизволил, в 3-й день Февраля сего года, сопричислить к ордену Св. Анны 3-й степени, за заслуги, по должности благочиннаго в теченіи 12 лет, следующихъ лицъ: по Нижегородской епархіи протоіерея Андрея Успенскаго и священниковь Павла Благообразова, Александра Колосовскаго, Льва Кириловскаго, Іоанна Летицкаго и Іоанна Утехина.
Арзамас. ГАНО. Ф.26.Оп. 1. Д.44. Л.2об.-3. – Арзамасское Духовное Училище.
Годичная ведомость об учениках за 1872-73 уч. год.
Имена, фамилии, происхождение отца, возраст, время поступления в училище, класс, кто на каком содержании.
Григорий Комаров Арзамасского уезда села Старого Иванцева дьячка Гавриила Комарова сын, 13 лет, с 1869 года, 4 класс.
Василий Комаров Арзамасского уезда села Кавлеи пономаря Димитрия Комарова сын, 14 лет, с 1868 года, уволен.
Михаил Лавров Нижегородского уезда села Гридина диакона Матвея Лаврова сын, 15 лет, с 1868 года, уволен.
Алексей Лебедев Горбатовского уезда села Золина умершего Священника Василия Лебедева сын, 13 лет, с 1869 года, 45 руб, 4 класс.
Магнитский Андрей Ардатовского уезда села Сыресева умершего Священника Павла Магнитского сын (уточнение - сирота, жил у родного брата отца священника Андрея Александровича в селе Сыресево, отец служил в селе Страхова Пуза), 13 лет, с 1870 года, 45 руб., 4 класс.
Александр Малинин Горбатовского уезда села Панина Священника Николая Малинина сын, 15 лет, с 1870 года, 3 класс.
Николай Малицкий Арзамасского уезда села Крутого Майдана Священника Платона Малицкого сын, 14 лет, с 1869 года, 4 класс.
Константин Миловидов Княгининского уезда села Пьяного Перевоза умершего Священника Алексея Миловидова сын, 13 лет, с 1870 года, 45 руб., 4 класс.
Николай Неведомский Горбатовского уезда села Лесунова Священника Михаила Неведомского сын, 15 лет, с 1870 года, 4 класс.
Василий Охотин Ардатовского уезда села Смирнова дьячка Афанасия Охотина сын, 14 лет, с 1870 года, 3 класс.
Иван Паскевич Арзамасского уезда села Морозовки умершего дьячка Паскевича сын, 15 лет, с 1868 года, 30 руб., 4 класс.
Владимир Писарев Ардатовского уезда села Сноведского Завода причетника Петра Писарева сын, 16 лет, с 1870 года, 45 руб., 4 класс.
Михаил Полетаев Ардатовского уезда села Виняева Священника Иоанна Полетаева сын, 13 лет, с 1870 года, 4 класс.
Доклад на VI Щегольковских чтениях: «Образование в Арзамасе: как учились наши деды » |
Страницы история
Города, как и люди: у каждого своя история, свое прошлое. Старинные улицы, деревянные дома с резными наличниками, величественные храмы, золоченые купола церквей и монастырей — все это венчает прекрасный город Арзамас. На фоне современных зданий как-то совершенно по-особенному вырисовываются фасады домов, построенных более века назад. Памятники архитектуры и зодчества, административные здания… Задумайтесь, а ведь стены каждого из таких зданий хранят подчас удивительную историю и многое могут «рассказать» о том, что не приметно взору простого обывателя.
На одной из старых улиц города — улице Сальниковой (ныне К. Маркса) расположено четырехэтажное каменное здание. «Возраст» у здания немалый, а мемориальные доски, установленные на фасаде, свидетельствуют о том, что здесь когда-то учились выдающийся русский педагог и общественный деятель В.П. Вахтеров, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский).
В соответствии с «Духовным регламентом», утвержденным Петром I в 1721 году, в России «предписывалось учреждать всесословные училища во всех епархиях при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях». Обучаться в них, «в надежду священства», обязаны были дети духовенства. Те из детей, которые уклонялись от обучения в этих школах, исключались из духовного сословия.
Согласно уставу, учрежденному Комиссией духовных училищ в 1808 году, все духовно-учебные заведения делились на три группы: низшие — духовные училища (уездные и приходские), средние — духовные семинарии и высшие — духовные академии.
Духовные училища предназначались для первоначального образования и «подготовления детей к служению православной церкви». Как учреждения «подготовительные для лиц, имеющих поступить в семинарию», училища находились в «живой и нераздельной связи с семинариями». Содержались они на средства, изыскиваемые духовенством каждой епархии, и находились в ведении епархиального архиерея под общим управлением Святейшего Синода. Непосредственное попечение об училищах вверялось местному духовенству. «Учебно-воспитательная часть находилась под руководством местных семинарских правлений», а непосредственное управление вверялось смотрителю (и его помощнику) и Правлению (в составе смотрителя и учителей), «ведающему дела по учебной, нравственной и хозяйственной части». Число духовных училищ в каждой епархии зависело от средств ее и потребностей местного духовенства.
В училища принимались дети православных духовных лиц бесплатно, а из других сословий — с платой. Училища имели 4 класса, учебная программа приближалась к программе четырех классов гимназий.
В 1720 году по распоряжению Нижегородского епископа Питирима в Арзамасе при Спасском монастыре открылась школа для детей духовенства.
В 1815 году положено начало Арзамасскому духовному училищу. «В течение двух лет выстроен для него в Спасском монастыре каменный корпус на собранную сумму, за что архимандрит Александр в 1818 году удостоился архипастырской благодарности и был представлен к ордену Св. Анны».
Из-за недостатка помещения, занятия первоначально посещали только малограмотные ученики, а более подготовленные, в числе которых были даже юноши, уже занимавшие места сельских дьячков и пономарей, распущены по домам для выполнения своих служебных обязанностей. Настоящие занятия начались лишь с 11 сентября 1822 года, после открытия приходского духовного училища. Уездное же открылось в 1837 году, когда архимандриту Александру было вверено управление обоими училищами. «Слава Богу! — писал он своему другу в Москву, — есть кому петь в монастырском храме: в моей арзамасской академии с лишком 200 мальчиков». С увеличением числа учащихся и желающих получить духовное образование неоднократно поднимался вопрос о строительстве нового каменного здания для училища и бурсы при нем. Уже с 1840-х гг., перемежаясь, идут, как значатся в архиве училищном, дела о капитальной поправке училища или устройстве его на другом месте, — особенно при о. архимандрите монастыря Амфилохии и смотрителе училища священнике Александре Тихомирове. В 50-х гг. XIX века к зданию училища с северной стороны был пристроен, стараниями учителя Николая Иорданского, коридор с продольными оконными стенами. Далее оказалось, что середина южной стены опустилась в основании своем и отошла в верхней части от поперечных капитальных стен; образовались трещины в местах соединения потолка с продольной стеной и продольной стены с поперечными стенами; балки, а вместе с ними и потолки, грозили падением.
В 1862 г. настоятель Спасо-Преображенского монастыря о. архимандрит Иоаким, назначенный смотрителем училища, частью на собственные средства по его докладу Высшему Начальству, частью на пожертвования окружного духовенства, исправил прежнее училищное здание, подбелив, подмазав, где потребовалось, подведя под отходившую стену три каменные новые контрфорса и положив поверх потолка новые балки и стропила и скрепив их между собою железными связями и костылями. Согласно представлению Высшему Начальству о. архимандрита Иоакима, училище было опять переведено в прежнее здание в Спасо-Преображенском монастыре. Так здание Училища просуществовало до реформы духовно-учебных заведений в 1867 г. В сем году на деньги окружного духовенства, в размере около 600 руб., были сделаны внутри приспособления классов училища по новому преобразованию, с покрытием новым железом всей крыши здания. Но корпус здания остался тот же. Отсюда выпало, что коридор, пристроенный с севера, начал отходить к северу, а стены к югу. Крыльцо, пристроенное к корпусу с южной Стороны в 1867 г., настолько оказалось прогрессивнее главного корпуса в своем движении, что в 1873 г. отошло от корпуса, оставив промежуток между ним и корпусом на пол-аршина, так что его принуждены были отломать, заделав отверстие в стене. Не помогли, таким образом, и контрфорсы. Стены с каждым годом давали трещины то в тех, то в других местах, и в главных капитальных стенах, и во вновь устроенных перегородках; ремонт производился ежегодно; и замазывались и подмазывались трещины, и подводились различные подпорки, и ставились столбы под балки: корпус все трещал и давал новые трещины.
Вынужденное, наконец, боязнью за жизнь детей, обучающихся в сем здании, Правление училища в 1879 г. вследствие официального предложения ревизора учебного комитета при Святейшем Синоде Миропольского и согласно журнальному определению Правления училища от 13 марта, утвержденному его Преосвященством, пригласило гражданского инженера г. Неймана, который, в присутствии всех наличных членов Правления училища смотрителя училища Николая Штернова, помощника смотрителя Ксенофонта Толгского, учителя Владимира Введенского, священников Иоанна Лаврова и Алексея Виноградова, исполняющего должность исправника г. Арзамаса Николая Де-Вилленева и арзамасского городского головы Афанасия Колесова; и Я осматривал здание духовного училища и нашел: 1) «Каменные наружные стены выпучились наружу во многих местах, и особенно в стене по линии монастырской ограды, проявились в оных трещины, несмотря уже на поддерживающие ее подпорные столбы (утолщения), все-таки в верхней своей части вышли с отвесного положения, то не представляя подлежащей связи поперечными стенами и переборками, не могут служить надежною поддержкою потолочным балкам со стропильною связью и крышею». 2) «Самые потолки, по всему зданию осевшие, представляют выпуклость вовнутрь, так каш некоторые балки сдвинуты со своих первоначальных гнезд вследствие выпучения стен, и от гнили своих концов на стенах, то и дали довольно видимым прогиб». 3) «Пристроенного коридора деревянные стены от совершенной гнили покачнулись и покоробились, а потолок и полы повсеместно от гнили лежней, совершенно осевшие, представляют неровную поверхность. По вышеизложенному здание это и от долголетнего существования своего в настоящее время пришло в ветхость до той степени, что угрожает случаем обрушения какой-либо части и представляет опасность для учащихся и пребывающих в оном».
Неразрешаемая в течение многих лет дилемма: восстанавливать аварийное здание или строить новое в другом месте была почти устранена уступкой монастырю участка земли площадью в 1.710 кв. сажен на восточной окраине, утвержденного за училищем Святейшим Синодом указом от 9 мая 1881 г. Взамен училище передавало монастырю для хозяйственных нужд свое старое здание и 113 кв. сажен земли, граничившей с базарной площадью.
В 1884 году духовенство Арзамасского училищного округа покупает под здание училища за 10 тысяч рублей дом у купца Нестерова и «местность со строениями и угодьями на ней у госпожи Рачинской за 6000 рублей».
Вот что писал об училище дьякон Нижегородского Ярмарочного Спасского собора Александр Снежницкий: «Арзамасское духовное училище находится в первой городской части, на Сальниковой и Алексеевской (ныне Свободы) улице. Корпус каменный, двухэтажный с антресолями. В нижнем этаже, в западной половине, помещается квартира смотрителя училища, о шести комнатах; в восточной половине: правление училища, библиотека, архив, кухня, коридор с лестницей в верхний этаж. В верхнем этаже: коридор, разделяющий этаж на половины: восточную и западную, шесть комнат в обеих половинах, по три на стороне, занятых классами. В антресолях: коридор, комнаты учительская и служительская, мерой корпус 9 на 7 саженей. Пристрой к зданию училища, с северной стороны, каменный, двухэтажный. В нижнем этаже: кладовая при квартире смотрителя, коридор, комната для служителя и очистительная комната. Из сего этажа ведет чугунная лестница в верхний этаж. Службы при сих зданиях: деревянная кухня, в которой проживает дворник, два амбара для склада вещей, дровяной сарай, два конюшника, баня, два ледника, каретник, хлев, сенница. Сад при училище с беседкой. Училищный общежительный дом находится на Сальниковой улице, при въезде в город с севера. Корпус деревянный, с подвальным этажом и антресолями. Деревянный флигель больничный, двухэтажный, на каменном фундаменте, с мезонином. В верхнем этаже его: две больничные палатки, аптекарская комната, она же и приемная для больных, квартира фельдшера… При общежительном доме имеется березовая роща с прудом и фруктовый сад».
В 1897 году приступили к постройке нового каменного здания для духовного училища. Автором проекта стал архитектор А. Кудинов.
Из «Летописи» Н.М. Щеголькова: «7 августа. Произведена закладка нового здания для духовного училища в Сальниковой улице. Закладка произведена весьма торжественно. После литургии, совершенной в ближайшей церкви Спаса Нерукотворного Образа архимандритом Спасского монастыря Василием, на место закладки совершен был крестный ход, в котором приняли участие 23 священника»4. Строительство и отделочные работы продолжались в течение двух лет, окончательная отделка здания завершена к осени 1899 года.
Арзамасское духовное училище являлось низшим духовным учебным заведением с 4-мя классами обучения и одним приготовительным классом, существовавшим на средства духовенства.
Руководство училищем было возложено на инспектора Нижегородской духовной семинарии Михаила Пальмова и правление, в состав которого входили: смотритель училища — статский советник, кандидат богословия Алексей Милосердии, помощник смотрителя — коллежский советник Владимир Руднев, надворный советник Владимир Введенский (от учителей), священник Благовещенской церкви Иван Троицкий (от окружного духовенства).
Учебный процесс и быт Согласно определению, воспитание — это преднамеренное воздействие кого человека на ребенка, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима ему для исполнения своего назначения человека на земле. Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются, главным образом, в процессе обучения, как важнейшего воспитательные средства.
В 1867 и 1884 гг. принимались новые уставы духовных училищ; на их основании срок обучения оставался прежним, а изменения затрагивали, главам образом учебную программу. Стремление представителей духовенства дать своим детям не только духовное, но и светское образование привело к тому, что в 1884 г. программа преподавания в училище была максимально приближена к программе трех младших классов классической гимназии.
При анализе отчетов о состоянии училища в учебно-воспитательном и религиозно-нравственном отношении за 1881-1882 и 1892-1893 учебные годы видно, что уровень религиозно-нравственного состояния был удовлетворительным. В целом, в религиозном отношении ученики были безупречны: аккуратно посещали богослужения утром и вечером, перед обедом, ужином и после них читали молитвы, соблюдали посты, исполняли христианский исповеди и причастия. В обыденной жизни старались показать сдержанность и аккуратность, к училищному начальству и наставникам были почти доверчивы, к посторонним вежливы.
Штат учителей и наставников духовного училища насчитывал (в разные годы) от 9 до 12 человек.
В распоряжении учителей и учащихся была фундаментальная училищная и ученическая библиотеки. Первая содержалась на средства Окружного духовенства, за счет официальных и частных пожертвований деньгами, книгами и учебно-методическими пособиями для преподавателей. «В фундаментальной библиотеке имеется 898 названий, в 1183 экземплярах, в 1494 томах, атласов 10 названий, 55 стенных карт, 4 глобуса, арифметический ящик в 1000 кубиков, периодических изданий 22 названия, в 146 экземплярах, в 495 томах и 529 брошюр».
Ученическая библиотека содержалась на денежные пожертвования со стороны самих учеников, собираемых с них 3 рубля в год; на проценты с казенных епархиальных сумм, а также официальные и частные пожертвования деньгами и книгами как со стороны служащих при училище лиц и окружного духовенства, так и лиц посторонних, не принадлежащих к училищу. «Книг в детской библиотеке 385 названий, в 595 экземплярах и в 681 томах, периодических изданий 20 названий и 289 томах».
При поступлении в училище (в приготовительный класс), дети должны были сдавать вступительные экзамены. Не все, из «державших испытание», успешно справлялись с заданиями. К примеру, в 1898 году, из 48 — «6 учеников не приняты по причине слабой подготовки: они мало знают молитв, очень слабо читают по-русски и по-славянски и весьма плохо соображают по арифметике».
Занятия в училище начинались с сентября и заканчивались в июне переводными экзаменами. Согласно именному списку, хранящемуся в архиве, в училище поступали дети духовенства (священников, пономарей, псаломщиков, дьячков) юга Нижегородской губернии, обучавшиеся бесплатно, и иносословные, с которых взималась плата в размере 57 рублей.
Из сметы прихода денежных средств на содержание училища:
«Пищевое довольствие ученика стоит 36 рублей в год, каковая сумма и назначается по смете расходов на 1903 год на содержание ученика, пользующегося епархиально-коштным содержанием, лишние 21 рубль на каждого пансионера полагается за содержание прислуги, за помещение, воду, отопление, освещение и другие расходы по содержанию дома» (общежития).
Основные предметы, преподаваемые в духовном училище: церковный устав с кратким изъяснением богослужения Православной церкви, катехизис, священная история, русский язык с церковнославянским, греческий и латинский языки, арифметика, география, чистописание и церковное пение.
Каждый ученик, за исключением епархиальных пансионеров, «при отправке из родительского дома, должен быть снабжен необходимыми вещами: 3-мя парами белья, 3-мя полотенцами, 3-мя носовыми платками, 3 или 4 парами подверток или чулок, крепкими кожаными сапогами, черным или серым костюмом, картузом из черного сукна и таким же верхним пальто, учебными и письменными принадлежностями».
Ученикам, возвращавшимся с каникул в училище, родители и «заведующие воспитанием» обязаны были представить в правление справку о состоянии здоровья ребенка, «не подвергался ли их сын или кто-либо из семьи во время отпуска следующим заболеваниям: корь, скарлатина, дифтерит, оспа, краснуха, с обозначением месяца и дня окончания болезни».
По указу Св. Синода ученики духовного училища (во время пребывания в родительском доме) обязаны «посещать богослужение, читать и петь на клиросе и прислуживать в алтаре, а в Страстную седмицу исповедоваться и приобщаться Св. Таин», о чем должны -.представить удостоверение от местных священнослужителей училищному начальству.
По воскресеньям и праздничным дням все ученики должны были убираться в училище; оттуда, построившись по два в ряд, под наблюдением руководством помощника смотрителя или одного надзирателя шли в церковь, где каждый вставал на специально отведенное место.
Лучшие ученики училища, а также ученики с безупречным поведением награждались книгами Священного писания, некоторым также выдавалась стипендия.
В то же время некоторые ученики допускали неряшливость в одежде, небрежность в ученических обязанностях, забывчивость и невнимательность к замечаниям наставников. Для искоренения и исправления проступков учеников училища применялись все воспитательные меры и средства.
При выборе мер взыскания против провинившихся учеников инспекция и правление училища всегда руководствовались, главным образом, тем, чтобы каждая мера наказания соответствовала проступку ученика, его индивидуальным особенностям. К мерам наказания относились: внушение, строгое внушение, предупреждение об оставлении без казенного желания, карцерное заключение, карцерное заключение с лишением права в епархиальной квартире вместе с другими учениками. Увольнение из училища применялось только в том случае, когда виновный мог своими поступками оказывать дурное влияние на других учеников.
Общежития при училище не было, поэтому часть учеников проживали в съемных квартирах. В таких квартирах, например, жили ученики, пользовавшиеся пособием от духовенства. Это пособие могло полным (его сумма 1881-1882 гг. составляла 60 руб., в 1892-1893 гг. — 75 руб.) или половинным (в 1881-1882 гг. — 40 руб., в 1892-1893 гг. — 55 руб.). В съемных квартирах проживали также пансионеры, т.е. ученики, за содержание которых в квартирах деньги в правление училища вносили родители, родственники или опекуны.
При приеме детей на епархиальное содержание правление училища принимало во внимание не только бедность родителей, но также поведений успехи их детей. При размещении вместе двух учеников одного класса старались сделать так, чтобы они могли помогать друг другу в учебе. Некоторые ученики жили в своих квартирах, родительских домах или домах родственников. К 1898-1899 учебному году ученики жили в зданиях, временно приспособленных для общежития: первое здание принадлежало училищу, а второе было снято на один год у Арзамасского общественного банка.
Наставники с помощью смотрителя училища по очереди посещали ученические съёмные квартиры. При посещении квартир внимание обращалось на поведение учеников, их занятия, а также на содержание и состояние квартиры. В обязанности смотрителя и помощника смотрителя было написано не помещать учеников в грязные, сырые и темные квартиры, выбирать честных и заботливых хозяев. Ученикам было запрещено спать на полу, лавках и нарах. Каждый должен иметь свою кровать, мочальный или сованный тюфяк, подушку с наволочкой, простыню и одеяло. Споры и недоумения, возникавшие между хозяевами квартир и учениками, должны были разбираться и искореняться. Все квартиры должны были быть по возможности сгруппированы вблизи училища. Помощник смотрителя распоряжался отпуском учеников (в свободное от занятий время) в город за покупками и за другими надобностями, а также отпускал детей в праздничные дни к родителям и родственникам. В летний период помощник смотрителя с надзирателями ходили вместе с учениками на народные гулянья.
Ежегодная плата за содержание учащихся назначалась правлением. Дети священников и причетников, оставшиеся сиротами, или совершенно освобождались от платы, или содержались за уменьшенную плату. В училище принимались и дети прочих сословий. Приходящие ученики допускались только в том случае, если они проживали у родителей или у самых близких родственников.
Еще одной очень важной обязанностью Духовного училище была подготовка учителей. Претенденты на звание учителя или учительницы церковно-приходской школы экзаменовались в Правлении Арзамасского Духовного Училища. Для этого необходимо было написать прошение на имя Смотрителя Арзамасского духовного училища. К прошению требовалось приложить свидетельство о ранее полученном образовании (от этого зависело полный или сокращенный курс экзаменов нужно было пройти), метрическую выписку о рождении и крещении, свидетельство о бытии у исповеди и Св. Причастия. Помимо этого отдельные лица предоставляли свидетельства из Полицейского Управления о том, что под судом и следствием не состояли и не состоят (свидетельство о политической благонадежности) и удостоверение о принадлежности к тому или иному обществу (например, ремесленному) или званию.
После предоставления всех необходимых сведений Правление Арзамасского духовного училища назначало экзамены. Сокращенному курсу испытаний соответствовали: устные экзамены по русскому языку и арифметике, письменные работы по русскому языку и арифметике, а также пробные уроки по русскому языку и арифметике. Экзаменующиеся по полному курсу должны были сдавать еще и устные экзамены по: Закону Божьему, Русской гражданской истории, географии, чистописанию.
В Арзамасском госархиве хранятся письменные экзаменационные работы по русскому языку и арифметике 1909 и 1911 гг. Тематика сочинений следующая: «Учитель и его первый выпуск учеников школы», «У страха глаза велики», «Прием детей в сельскую школу». Экзаменующиеся должны были сначала составить план сочинения, а потом в соответствии с этим планом написать само сочинение. Работы проверялись сначала учителем русского языка, затем Смотрителем училища и еще одним из членов экзаменационной комиссии. В табель экзаменационных баллов выставлялись все три оценки, и выводился средний балл.
Письменные работы по арифметике состояли из двух заданий. В первом задании следовало написать определение математического правила или понятия, а во втором — решить по этому правилу задачу. Приведем тематику заданий: «Правило пропорционального деления», «Правило смешения», «Понятие раздробления», «Правило процентов», «О делении составных именованных чисел», «Обращение обыкновенных дробей в десятичные», «Изменение членов геометрической пропорции без нарушения ее», «Приведение дробей к общему знаменателю». Задачи для экзамена брались из задачника Малинина и Буренина. По итогам письменной работы также выставлялись три оценки, и высчитывался средний балл.
По результатам всех устных и письменных экзаменов Правление Арзамасского духовного училища выставляло общий средний балл и решало, достоин ли испытуемый звания учителя или учительницы церковно-приходской школы. Успешно сдавшие все экзамены получали установленной формы свидетельство за подписями и печатью Правления Арзамасского духовного училища и могли преподавать в церковноприходских школах.
Духовное училище осуществляло своё служение церкви в духе православных традиций. Учащиеся постигали здесь ту мудрость, которая помогала нам жить христианской жизнью.
Из известных выпускников Арзамсского духовного училища можно назвать Патриарха Сергия (Страгородского) и выдающегося педагога В.В. Вахтерова.
Училище просуществовало до 1918 года, когда сюда въехал штаб Восточного фронта Красной Армии. Тогда же была ликвидирована домовая церковь, первая в Арзамасе, которую новая власть пустила «под нож».
Список литературы и источников
Государственный архив Нижегородской области №2, город Арзамас (ГАНО) Фонд № 26, Опись 1, дела № 22, 30, 86, 94, 123
Щегольков Н.М. Исторические сведения о городе Арзамасе, Арзамас,
Типография Н. Доброхотова, 1911. Репринтное издание
Еремеев П. Арзамас – городок. Арзамас, 1998
Вахтеров В. А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1987
У истоков духовного наследия: документы и материалы/ авт.-сост. М.В. Аникина, Е.П. Титков: АГПИ им А.П. Гайдара. – Арзамас, 2009
По свидетельству министерства народного просвещения Российской империи, до петровской эпохи в нашем городе не существовало учебных заведений. Первая школа была открыта в 1719 г. по инициативе купца Купчинова, который был лично известен царю Петру I. Этот Купчинов сначала выучил своего сына Василия в муромском училище, а потом сделал его учителем для преподавания курса наук в Арзамасской школе. Известно, что указ на открытие этого учебного заведения был подписан лично государем. В школу брали детей всех сословий от 10 до 15 лет. К сожалению, не известно, какие предметы преподавались в ней и долго ли она просуществовала. По крайней мере, после смерти первого императора о ней уже не упоминается.
В 1726 г. арзамасский воевода стольник князь Федор Дябринский открыл в городе свою школу, где и стал лично учить детей. Образование было бесплатное и доступное каждому, правда, желающих учиться в то время было крайне мало. Тем не менее, воевода заслужил одобрение городского общества и по его ходатайству в 1730 г. от имени императрицы Анны Иоанновны он был награжден 50 рублями. Через два года в Симбирске умерла дочь князя Дябринского и после этого школа закрывается (1. Л.15-16).
Таким образом, с 1732 по 1787 г. в Арзамасе не существовало учебных заведений. Обучение вели вольные «мастера» и «мастерицы», которые брали от 2 до 3 копеек за один лист Часослова. Следовательно, учили они только читать по церковно-славянски, и то методом зубрежки.
В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II в Арзамасе было открыто малое народное училище, преподавателями которого были: смотритель училища титулярный советник Краскевич и Андрей Золотницкий. Оба они закончили Нижегородскую семинарию и состояли в духовном звании (2. Л. 14). В 1808 г. учебное заведение переименовывается в уездное училище, которое относилось Казанскому учебному округу. Оно было двух классным, т.е. обучение велось два года.
Ученики 1 класса изучали Закон Божий по краткому катехизису, российскую грамматику, первую часть арифметики и начала рисовального искусства. Во втором классе прибавлялся пространный катехизис, математическая география, всеобщая география, российская история, физика, вторая часть арифметики и рисовальное искусство (3. Л. 28). Количество учеников с 1819 по 1828 гг. колебалось от 47 до 88.
Стоит заметить, что в Арзамасе к 1830 г. официально проживало 8 402 человека, из которых (исключая детей) 101 принадлежал к дворянскому сословию, 120 к купеческому, 157 были разночинцами, и, наконец, 2319 человек состояли мещанами и цеховыми (4. Л. 14). В арзамасском уезде не было вообще ни одного училища. Этот факт не смущал никого, поскольку образование стремились дать своим детям единицы граждан, да и то самое начальное. В 1828 г. смотритель арзамасских училищ Иван Кунавинский докладывал директору нижегородских училищ П. Алферьеву, что в Арзамасе не наблюдается всеобщего стремления к образованию по причине невежества многих родителей, состоящих в купеческом или мещанском сословии. Они стараются обучить детей только чтению и кое-какому письму. «Если же некоторые из сословия сего и поступают в уездное училище, то, получив в 1 классе порядочные сведения в правилах грамматических, в 1-й части арифметики, в чистописании, скорописи и правописании, выходят тотчас по воле родителей своих без окончания 1 класса… между тем они могли бы в обоих классах кончить курс с похвалою и с великой пользой как самим себе, так и гражданскому обществу…» — жаловался Кунавинский (5. Л. 4-10).
15 октября 1828 г. директор нижегородских училищ посетил Арзамас и провел обширную проверку уездного училища. В журнале ревизий он написал следующее: «Господин штатный смотритель заслуживает полную благодарность за неусыпное попечение о благосостоянии вверенных ему училищ, которые отличаются порядком во всех своих отношениях и успехами учеников, равным образом и прочие господа учителя усердием своим обращают на себя внимание. Все они поведения отличного, познания имеют хорошие и христианскую обязанность исполняют строго…» (5. Л. 6). Следует заметить, что учителей в то время в училище было трое: Степан Карташев – купец Симбирской губернии, окончивший там же гимназию, Иван Лебедев – учитель рисования и священник Иван Полетаев, преподаватель Закона Божия.
16 июля 1828 г. в уездном училище проходили экзамены, или, как тогда говорили, «открытое испытание». Это был почти праздник для города, куда была приглашена самая знатная публика. На экзамене присутствовал нижегородский вице-губернатор, почетный смотритель арзамасских училищ, городничий и другие «значительные по городу особы как духовные, так и дворяне обоего пола, а также купечество». Испытание прошло успешно, при одобрении публики и вице-губернатора, который по окончании торжественно благодарил смотрителя за отличные успехи учащихся. Родителям нравилась такая форма публичного контроля знаний их детей, а для некоторых мещан это и служило стимулом отдать дитя в школу, что бы потом блеснуть его знаниями перед господином городничим и вице-губернатором.
Однако нельзя думать, что в арзамасских училищах не было трудностей. Они были, и самая главная и долго не решаемая – это проблема размещения. Построить училище на казенные средства или на пожертвования городское общество в то время не могло. До 1835 г. уездное училище располагалось в каменном одноэтажном доме Крестовоздвиженского прихода, пожертвованного купцом И.А. Поповым. Здесь же находилось и Крестовоздвиженское училище, и до конца 1820-х гг. Софийское. Так что учащиеся, окончившие приходской курс сразу поступали в 1 класс уездного училища, не выходя из здания.
Однако, в 1842 г. арзамасский 2-й гильдии купец А.И. Подсосов на три года предоставил бесплатно свой каменный дом, находившийся на главной площади города, под оба приходских училища (в них обучалось на тот момент 80 человек). Кроме того, в пользу училищ каждый год он жертвовал по 100 р. серебром на содержание здания и пособие бедным ученикам, приобретение книг и пособий (6. Л. 1, 1 об). По истечении этого срока, в 1845 г., Арзамасской городской думой с ним было заключено условие на сдачу этого дома в аренду под приходские училища (6. Л. 10 об.). Контракт на сдачу дома был продлен и в следующем году (6. Л. 56 а).
В 1846 г. магистрат, городская дума и другие присутственные места города были перемещены в дом, купленный у Бутурлина, поэтому второй этаж освободившегося каменного дома – бывшей городской ратуши, было решено использовать под Крестовозвиженское и Софийское приходские училища, которые 18 мая 1847 г. изменили свое местоположение (7. Л. 38-39, 63). В 1870г. Софийское училище перемещается в здание возле Ильинской церкви, и поэтому переименовывается в Ильинское приходское училище. Плата за обучение в нем не взималась, уроки начинались в 9 утра, а заканчивались в 13.30. Занятия продолжались с 1 сентября по май. Попечителем его был избран арзамасский купец А. В. Несторов. (8. Л. 8 об.- 9 об.)
Кроме трудностей с учебными зданиями, имелись и другие. Например, библиотека была только в уездном училище. На 1829 г. в ней насчитывалось 444 книги. Учебных пособий не было вообще кроме одного экземпляра исторической таблицы Шмита. Не хватало учебников на всех учеников, не было учительских квартир (4. Л. 15).
В 1818 г. в Нижнем Новгороде было открыто Нижегородское уездно-приходское училище, которое, однако, не могло удовлетворить всех желающих лиц духовного звания дать образование своим детям. Правление семинарии настаивало на открытии в Арзамасе, в Спасском монастыре, сразу уездного и приходского училищ вместе с бурсой. Но преосвященный Моисей, ввиду недостатка помещений, решил основать в стенах монастыря только приходское духовное училище. А уездное училище предполагалось открыть в г. Макарьеве. Но из-за отсутствия свободных помещений под уездное училище был выбран Печерский монастырь.
26 августа 1822 г. было открыто Арзамасское духовное приходское училище, а 20 ноября 1837 года уездное училище было окончательно переведено из Нижнего Новгорода в Арзамас и присоединено к приходскому. Таким образом, эта дата считается временем создания Арзамасского духовного уездного училища. Согласно ведомости о духовно-учебных заведениях Нижегородской епархии за 1856-1857 гг. в Арзамасе оставалось только уездное духовное училище, где обучалось на тот момент 430 учеников.
При Арзамасском духовном училище существовала библиотека, разделявшаяся на фундаментальную, учительскую и ученическую. В трех небольших комнатах монастырского корпуса размещалась больница училища. Она была оборудована 12 деревянными кроватями с постельными принадлежностями, халатами и посудой. Все ученики посещали церковные богослужения, большая часть принимала участие в пении, чтении и прислуживании в алтаре.
К 1850 г. в Арзамасе существовало шесть учебных заведений: казенное уездное училище (1787 г.), общественные приходское Крестовоздвиженское (1809 г.) и приходское Софийское (1810 г.) училища, духовные приходское (1822 г.) и уездное (1837 г.) училище, а также частное училище академики А.В. Ступина (1802 г.).
В 1872 г. уездное училище было преобразовано в 2-х классное училище, в 1881 г. – в 4-х классное. В 1912 г. стало именоваться Арзамасским высшим начальным училищем. В 1918 г. оно было вновь преобразовано в Первую школу второй ступени, а затем носило имена Ленина, Плеханова, и, наконец, получило название школы № 2 им. Пушкина.
Женское училище в Арзамасе было открыто 25 марта 1862 г. Об этом было заранее объявлено в соборе и приходских церквях города, уведомлена полиция и дума, приглашены официальные лица. Все приглашенные, вместе с родителями и будущими ученицами школы (на открытие пришли 44 девочки), собрались в городском соборе и, по окончании литургии, отправились в уступленный под училище дом купца Будылина. После совершения молебна были произнесены благодарственные речи всем принявшим участие в учреждении школы. Затем в доме Будылина (другом) состоялась неофициальная часть торжества На должность надзирательницы училища принята домашняя учительница Евдокия Добротворская (9. Л. 149-149 об., 163-163 об.). Согласно проекту целью учреждения было «сообщить девицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которого должно требовать от каждой женщины, в особенности от будущей матери». Девиц планировалось обучать следующим учебным предметам: Закону Божию, краткой русской грамматике, арифметике, чтению, чистописанию, краткой географии и рукоделию. Курс обучения составлял три года. Учебный день начинался утром (три часа), затем учение продолжалось после обеда (два урока), кроме субботы. Воскресные и праздничные дни были выходными. По окончанию учебного года должны были проводиться испытания в присутствии почетного и штатного смотрителей, предводителя дворянства, городского головы, почетных лиц города и родителей.
8 сентября 1864 г. женское учебное заведение было преобразовано в училище второго разряда и названо в честь дочери принца Ольденбургского Екатерины Петровны – Екатерининским (10. Л. 11-11 об.) К началу 1869 года количество учениц уже превышало число учеников уездного училища и достигало 100 человек. Основную часть составляли дети городских сословий — 77 учениц, 13 – дворянского и чиновничьего, 6 – духовного и 4 – сельского Плата за обучение была в два раза выше, чем в уездном училище, и составляла 4 р. в год (11. Л. 204). С 1870 г. училище было переименовано в женскую прогиманазию. В 1902 г. это учебное заведение уже называется гимназией и имело 2 здания – новое каменное и деревянное.
Согласно отчету Арзамасской Екатерининской женской гимназии за 1915 г. в гимназии обучение составляло 8 классов. Существовало также семь параллельных и приготовительный класс. К 1 января 1916 г. в гимназии обучалось 625 учениц, из них 395 дети жителей города, 84 – Арзамасского уезда, 99 – других уездов Нижегородской губернии, 47 – других губерний (12. Л. 324, 324 об.).
В июле 1918 г., когда все арзамасские купцы и благотворители были или расстреляны, или посажены в тюрьму, или полностью ограблены, денег на содержание женской гимназии не стало. Таким образом, служащие гимназии оказались в крайне тяжелом материальном положении. Средств для оплаты труда учителей не было. Решено было командировать в Нижегородский губернский отдел по народному образованию преподавательницу Н.Н. Львову по вопросу о немедленном открытии кредита для гимназии, находившейся в критическом материальном положении.
На заседании педагогического совета Арзамасской гимназии 30 сентября 1918 г. рассматривались вопросы об отмене в училище экзаменов, начале учебных занятий с 1-го октября и «удалении из школьных помещений предметов религиозного культа». Наконец, согласно отношению Арзамасского отдела народного образования от 15 ноября 1918 г. Арзамасская гимназия была переименована во Вторую советскую школу II ступени (13. 182, 184 об., 185,187).
10 февраля 1866 г. в городе открылось Владимирское начальное училище, в 1874г. Кирилло-Мефодиевское женское училище, 9 февраля 1875 г. – Троицкое женское училище, в 1870 г. Рождественское женское училище.
Таким образом, к началу XX века в Арзамасе действовала женская гимназия, существовало городское четырехлассное училище (состоявшее в исключительном ведении дирекции), два приходских мужских – Ильинское и Троицкое, два начальных мужских — Владимирско-Рождественское и Кирилло-Мефодиевское и три женских – Кирилло-Мефодиевское, Рождественское и Троицкое (в совместном ведении дирекции и училищного совета), Уездное духовное училище.
К началу 1902 года в Арзамасском городском училище обучалось 235 учеников (мальчиков), большую часть которых составляли дети городских (130 учеников) и сельских (90 учеников) сословий, а также 15 детей из дворян и чиновников. В мужских приходских обучалось 164 ученика (мальчика), в основном принадлежащих к городским сословиям. В мужских начальных училищах города на 1902 г. состояло 140 учеников, а в женских – 277 учениц. Большая часть обучавшихся также являлась жителями города. (14. Л. 9 об., 10, 12).
Кроме этих учебных заведений в 1903 г. в городе открывается Ремесленная школа (ныне сельхоз колледж). С 1 июля 1917 г., согласно постановлению Временного правительства, она стала называться Арзамасским ремесленным училищем по сельскохозяйственному машиностроению.
20 октября 1908 г. в Арзамасе открыта учительская семинария, располагавшаяся в наемном одноэтажном доме с мезонином, где занимала шесть небольших комнат. В 1917 г. произошло реформирование учительских семинарий. В 1919 г. Арзамасская учительская семинария была реорганизована в трехгодичные педагогические курсы, 17 мая 1923 г. – в Арзамасский педагогический техникум, 7 января 1937 г. – Арзамасское педагогическое училище.
2 октября 1904 г. было открыто Арзамасское реальное училище. В 1907 г. училище было четырехклассным. В нем обучалось 148 учеников. Переводные испытания до 1907 г. не проводились. (15. Л. 98 об.). К 1917 г. оно состояло из шести основных классов, одного дополнительного и трех параллельных отделений при 1, 3 и 4 классах (16. Л. 20).
Таким образом, перед февральской революцией Арзамас становился одним из крупных центров образования в Нижегородской губернии с большими перспективами развития. К сожалению, приход к власти большевиков и последующее разрушение системы образования, затормозил этот процесс почти на полстолетия.
Журнал министерства народного просвещения ч. 63, №7 июль 1849 г. ЦАНО. Ф. 505. Оп. 407. Д. 461. ЦАНО. Ф. 505. Оп. 407. Д. 294. ЦАНО. Ф. 505. Оп. 407. Д. 353. ЦАНО. Ф. 505. Оп. 407. Д. 325. ГАНО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 288. ГАНО Ф. 33. Оп. 2. Д. 285. ЦАНО. Ф. 505. Оп. 407. Д. 1593. ЦАНО. Ф. 505. Оп. 407. Д. 964. ЦАНО. Ф. 505. Оп. 407. Д. 1064. ЦАНО. Ф. 505. Оп. 407. Д. 1266. ГАНО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1077. ГАНО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 1808. ГАНО Ф. 10. Оп. 1. Д 47. ГАНО Ф. 143. Оп. 1. Д. 1. ГАНО Ф. 143. Оп. 1. Д. 4.
В ХVIII в. в связи с усилившимися экономическими и политическими контактами России с западноевропейскими государствами и в связи с возросшими собственными государственными потребностями, государственные институты власти стали больше уделять внимания созданию специализированных учебных заведений, сословных и высших учебных заведений светского направления и открытию народных школ и училищ.
В 1726 г. в России создаются всесословные средние учебные заведения открытого типа гимназии. Уставом от 19 ноября 1864 г. гимназии были разделены на классические (с преподаванием древних языков) и реальные (без них). Окончательное оформление этого разделения произошло позднее. Согласно уставу от 30 июля 1871 г. классические гимназии давали право поступления в университет. Просуществовали гимназии до 1918 г.
Точная дата начала функционирования Екатерининской женской гимназии, г. Арзамас Нижегородской губернии по документам фонда не известна, первые отложившиеся документы фонда относятся к 1868 г.
Документы архивного фонда Екатерининская женская гимназия, г. Арзамас Нижегородской губернии, хранящиеся в ГАНО, г. Арзамас, представляют собой большую часть сохранившихся документов фондообразователя. Часть документов фонда Екатерининской женской гимназии г. Арзамаса Нижегородской губернии объемом в 15 ед. хр. за 1886 - 1914 гг. находится в Центральном архиве Нижегородской области г.Нижний Новгород.
Документы фонда Екатерининская женская гимназия, г. Арзамас Нижегородской губернии поступили на хранение в Арзамасский госархив 2 октября 1933 г., источник поступления не известен. Объем фонда составляет: опись № 1 - 1816 ед. хр., опись № 2 - 36 ед. хр., всего 1852 ед. хр. Учитывая, что заголовки дел в описях имели невысокий уровень информативности, не полностью соответствовали составу документов в деле и не всегда раскрывали содержание документов, описи фонда были усовершенствованы и к ним составлен НСА: титульные листы, предисловие и список сокращений. Хронологические рамки документальных материалов фонда охваты-вают период с 1868 г. по 1932г. В описи № 1 крайние даты дел № 1713 и № 1714 - реестры исходящих и входящих документов, охватывают хронологический период: 1916 - 1925 гг. и 1916 - 1932 гг., эти реестры содержат сведения о документах Екатерининской женской гимназии г. Арзамаса и Арзамасской советской школы второй ступени им. Бухарина (вероятно это организация-правоприемник). В этой же описи дела № 647 и № 657 содержат копии аттестатов, составленные в Арзамасском отделении архивного управления Горьковского крайисполкома взамен выданных в 1936 г. подлинников. При усовершенствовании в описях была выявлена значительная часть дел, которые оказались расположены не в хронологическом порядке, к описям были составлены хронологические указатели. Кроме этого для удобства работы исследователей с документами, в описях фонда в графе "Примечания" указаны в сокращенном виде способы воспроизведения документов. Список сокращений прилагается.
В состав фонда входят протоколы педагогических советов гимназии, ведомости об успехах учениц, формулярные списки служащих, аттестаты и свидетельства об окончании гимназии. Среди воспитанниц гимназии учились дочери известного в г. Арзамасе священника, общественного деятеля, депутата 2-й Государственной Думы Ф.И.Владимирского - Мария, Екатерина, Софья и дочери священника Н.И.Сахарова - Надежда и Александра (дочери прадеда известного ученого и общественного деятеля академика А.Д.Сахарова).
Документы фонда Екатерининская женская гимназия, г.Арзамас Нижегородской губернии содержат материал о становлении и развитии народного образования в городе и могут представлять интерес для различного рода исследователей.
Заведующий отделом информационно- поисковых систем и использования документов С.Н. Потанин 29.09.2010.
Письмо патриарха Тихона в СНК РСФСР о расстреле священнослужителей в Нижнем Новгороде 10 февраля 1919 г. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 2. Оп. 1. Д. 8600. Л. 1-1 об.