Tiger Moscow Сообщений: 148 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 326 | Наверх ##
13 ноября 2017 20:17 13 ноября 2017 22:45 Офицерские сказки первой четверти XVIII века Отставные и заполошные чины
Сборник документов Составитель К.В. Татарников Том I
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее издание представляет собой заключительную часть проекта под названием «Офицерские сказки первой четверти XVIII века». Два первых тома, вышедших в 2015 г., включали в себя сказки генералов и офицеров полевой армии; два других, вышедших в следующем году — офицеров гарнизонных войск.
Данная книга содержит сказки отставных и заполошных чинов как регулярной армии, так и «старых служб», поданные в Военную канцелярию и Военную коллегию в период с 1716 г. по начало 1728 г. (следовало бы, конечно, издать все имеющиеся в делах Военной коллегии сказки отставных и заполошных чинов вплоть до 1730 г., по начало правления анны Иоанновны, но основная часть коллежского делопроизводства за 1728 и последующие годы ныне находится в Центре хранения страхового фонда в г. Ялуторовске). Принципы отбора, систематизации материала и публикации документов сохранены те же, что были приняты в предыдущих сборниках.
Отставными считались генералы, офицеры и нижние чины, уволенные с военной службы по возрасту и/или состоянию здоровья. К гражданским должностям таких отставников, в основной своей массе увечных, серьезно больных и одряхлевших, как правило, не определяли. Попавшие на военную службу представители податных сословий, не достигшие офицерских рангов, по отставке становились вольными людьми; те же, кто смогли выслужиться в офицеры, получали потомственное дворянство и все принадлежащие этому сословию права и привилегии.
К категории заполошных, то есть находящихся «за полками», относились генералы и офицеры, а равно принадлежащие к служилым сословиям нижние чины, не состоящие в штатах конкретных военных частей или учреждений. Причины тому могли быть самые разные, начиная от расформирования части и отсутствия где бы то ни было соответствующей вакансии, заканчивая нахождением во временном отпуске для излечения болезней и ран. Также считались заполошными офицеры, определенные к «отправлению» различных дел по военному или морскому ведомствам или получившие должности на гражданской службе: проведение рекрутских наборов, искоренение воров и разбойников, учреждение почт, сбор провианта и фуража, «смотрение» за заповедными лесами, выбор в комиссары, перепись дворов, душ и прочих единиц налогообложения, ревизия подобных переписей, сбор недоимок, определение в ландраты, камериры или судьи в губерниях и провинциях и т.д. Имеющиеся чины при нахождении на данных должностях сохранялись (капитан определенный, например, к сбору провианта и фуража, по-прежнему оставался капитаном), а вот жалованье занимающим их назначали отнюдь не всегда. Нередко переход в категорию заполошных чинов был связан с неспособностью продолжать военную службу из-за преклонного возраста или состояния здоровья (отличие от отставников заключалось в том, что заполошные считались еще не до конца отдавшими свои силы на пользу государства). В некотором смысле заполошные чины были «запасными игроками» офицерского корпуса.
Кроме сказок отставных и заполошных чинов, в настоящие тома включены сказки отдельных групп военнослужащих, затребованные Военной коллегией по необходимости текущего момента, такие, например, как сказки офицеров Вятского и Ярославского пехотных полков, в течение нескольких лет находившихся в Мекленбурге «на гвардии» при племяннице Петра I Екатерине Иоанновне, супруге мекленбургского герцога Карла Леопольда, и производившихся в чины последним без уведомления о том российских властей; или же сказки офицеров, возвратившихся из шведского плена в конце Северной войны. В общей массе таких сказок очень немного.
О существовании другой, гораздо большей по численности группы «непрофильных» сказок для настоящего сборника, выяснилось уже непосредственно при работе с отобранными для его создания материалами. Как оказалось, служащие Военной коллегии подшивали сказки и прочие документы о «разборе» гарнизонных офицеров, приезжавших на смотры в коллегию в 1719–1722 гг., не только в специальные связки (книги) об этих смотрах, но и в связки с делами о производстве в чины, переводе и отставке генералов и офицеров за те же годы. Основных причин подобной систематизации, по-видимому, было две: во-первых, сильный временной разброс в поступлении сказок (наряду со всеми прочими проблемами упорядочивания документов в учреждении, ведущем обширное делопроизводство); во-вторых, конечный результат разбора для каждого конкретного человека: сказки гарнизонных офицеров, получивших следующие чины по итогам смотра, попали в связки с делами о производстве в чины, сказки отставленных — в связки с делами об отставках и т.д. Все эти вновь обнаруженные сказки гарнизонных офицеров, не вошедшие в предыдущий сборник, помещены в настоящие тома.
Сборник состоит из двух частей. В первую включены сказки генералов, офицеров и нижних чинов регулярной армии и войск «нового строя». Вторая часть содержит сказки представителей «старых служб» — стольников, стряпчих, жильцов, дворян и проч. В первой части находится семь разделов по категориям чинов (генералитет и состоящие при них чины, чины и служащие военных учреждений, чины и служащие артиллерийского и инженерного корпусов, штаб-офицеры, обер-офицеры, чины унтер-штаба, нижние чины), а внутри них — подразделы по конкретным чинам (полковники, подполковники, премьер-майоры и т.д.). Вторая часть имеет только подразделы по чинам. Сказки каждого чина расположены в хронологической последовательности, по датам их составления, а в пределах одной даты — в том же порядке, как они подшиты в самих делах (быстро отыскать сказку конкретного человека позволяет именной указатель, сориентироваться по чинам и датам — колонтитулы на полях страниц).
Больше всего сказок из вошедших в настоящий сборник — 1.502 из 2.732 (то есть почти 55% от общего числа) — приходится на 1722 г., причем основная их часть (1.355) содержится всего в двух делах, Ф.2. Оп.4. Д.17 и Ф.2. Оп.4. Д.18, где сосредоточены сказки офицеров, нижних чинов из дворян и представителей «старых служб», отосланных в Военную коллегию после смотров в Герольдии С.А. Колычевым и в Сенате в конце 1721 – начале 1722 гг. Вторая по численности подборка сказок — 266 — приходится на 1717 г. Все они были поданы в Военную канцелярию, находившуюся в Санкт-Петербурге (еще одна Военная канцелярия работала в Москве), и по большей части принадлежат офицерам распущенных в конце 1714 г. ландмилицких полков Анненкова, Жданова, Кошелева, Кривцовского, Отяева, Репьева, Сухарева, Хатунского и Хрипунова. Подавляющее большинство сказок за все остальные годы принадлежат офицерам и нижним чинам, прибывшим в Военную коллегию для получения отставки от службы.
Если же смотреть на распределение сказок по чинам, то больше всего, что не удивительно, обер-офицерских сказок. Их 1.782, что составляет 65,2% от общего числа. Примерно поровну сказок штаб-офицеров и нижних чинов — 315 (11,5%) и 327 (11,9%) соответственно. Сказок чинов унтер-штаба меньше на треть — 222 (8,1%). Совсем немного в общей массе сказок представителей «старых служб» — 53 (1,9%). Сказок генералов, чинов военной администрации, артиллерии и инженерного корпуса только 33 (1,2%).
Подробно распределение включенных в данный сборник сказок по годам и чинам представлено в таблице.
Главным критерием при отборе документов для настоящего сборника был максимально широкий охват материала, поэтому исключению подверглись только сказки с полностью дублирующейся информацией. Сказки составленные одним и тем же человеком в разные годы, даже при том условии, что он оставался в прежнем чине, не только дополняют друг друга, но иногда и различаются между собой по ряду моментов. Равным образом, не были исключены сказки отставных и заполошных офицеров, сведения о службе которых есть в сборниках о полевой армии и гарнизонных войсках. Здесь же будет вполне уместно сказать, что материалы всех трех сборников офицерских сказок представляют собой единый комплекс документов, связанных между собой гораздо теснее, чем это кажется на первый взгляд.
Перемещение происходило не только из армии в гарнизон и ландмилицию, но и наоборот, причем как с повышением, так и с понижением в «рангах», а заполошный сегодня офицер в любой момент мог оказаться на какой угодно службе. Каждый из сборников содержит множество сказок офицеров и других чинов, попавших на службу в одно и то же время и при одних и тех же обстоятельствах, служивших в одних и тех же частях, участвовавших в одних и тех же походах и сражениях и производившихся в чины одними и теми же людьми; по большому счету разница между сказками армейских, гарнизонных и заполошных офицеров состоит только в том, что из-за возраста и/или из-за полученных ран одни сменили либо вовсе покинули службу раньше других.
Для полноты археографического описания документов (подробно об этом сказано в предыдущих томах) следует добавить, что все сказки, кроме поданных в 1716 и 1717 гг., составлены на гербовой бумаге. Сопровождающие сказки документы — подлинники и копии указов об отставке и увольнении в отпуска, патенты на чины, паспорта, лекарские аттестаты и проч. — не публикуются. Расположение подписей в виде скреп по всем листам сказок и сопровождающих их документов специально не оговаривается.
В научно-справочный аппарат издания входят предисловие, именной указатель и содержание. Отдельным приложением даны сведения о результатах разбора Военной коллегией прибывших на смотры и представленных к отставке офицеров и нижних чинов.
Выражаю искреннюю благодарность всем, кто оказывал содействие и помощь в работе над этой книгой: заведующим первым и третьим архивохранилищами РГВИА Т.М. Тихомировой и А.Д. Лазерсону — за возможность полноценно работать с документами; к.и.н. С.Г. Нелиповичу — за помощь в прочтении и переводе текстов на иностранных языках; к.и.н. М.Ю. Катину-Ярцеву — за консультации по сказкам офицеров-иностранцев; к.и.н. А.В. Малову — за консультации по истории русской армии XVII века; начальнику отдела публикации документов РГВИА С.А. Харитонову и начальнику отдела научно-справочного аппарата РГВИА к.и.н. О.В. Чистякову — за методические консультации и общие замечания по структуре работы; ведущему специалисту отдела научно-справочного аппарата РГВИА А.Д. Соловищук — за помощь в сверке текстов публикуемых документов. --- С уважением, Tiger. / / Род Рогге, Кононовичей, Чудиновых и Дерпаевых. |