№ 438 Пензенские корни Александра Керенского
4 мая по новому стилю – день рождения Александра Керенского, председателя Временного правительства России в 1917 г. «Улица Московская» предлагает вниманию читателей статью директора Государственного архива Пензенской области Татьяны Евневич, посвященную пензенским корням Керенского.
В современном обществе резко возрос интерес к генеалогическим исследованиям. И это понятно. До определённого момента в нашей истории многие предпочитали скрывать своё социальное происхождение. В частности, это относилось к тем, у кого в роду были священно- и церковнослужители.
Между тем изучение родословных священно- и церковнослужителей является, на наш взгляд, одним из наиболее интересных направлений в нашей генеалогии, т. к. это сословие не было замкнутым, имело свои традиции, одной из которых являлось получение образования их детьми.
Не все дети являлись последователями своих отцов и дедов. Многие, получив духовное образование, переходили на статскую службу, где достигали определённой известности, иногда даже общероссийского или мирового уровня.
Личность последнего правителя России Александра Фёдоровича Керенского не обойдена вниманием ни российской, ни мировой историографии. Затрагивается в этих исследованиях и его происхождение.
Однако создаётся впечатление, что ни один из авторов при этом не обращался к архивам, т. е. к документам, которые способны уточнить многие факты любой биографии.
Большинство биографов род А. Ф. Керенского ведет от Иосифа Дмитриева, назначенного в 1808 г. священником в Покровскую церковь г. Керенска. Об этом говорится и в одной из последних книг о Керенском Владимира Федюка «Керенский», вышедшей в серии ЖЗЛ в 2009 г.
По утверждению автора, у Иосифа Дмитриевича было четверо сыновей: Дмитрий, Павел, Михаил, Николай и дочь Евпраксия. Третий по старшинству его сын Михаил
(1804 г. р.) был сначала дьяконом, потом священником Троицкой церкви в с. Керенки Городищенского уезда той же Пензенской губернии. Он, в свою очередь, был отцом трех сыновей: Григория, Александра и Федора (отца А. Ф. Керенского).
Однако данное утверждение не соответствует действительности. В клировой ведомости Покровской церкви г. Керенска за
1809 г. у священника этой церкви Иосифа Дмитриева указаны дети: Капитолина, 9 лет, Петр, 6 лет, Евпраксия, 4 лет, Дмитрий, 2 лет .
Как видим, никакого сына Михаила, 1804 года рождения, у Иосифа Дмитриева в 1809 г. не было. Да если бы и был сын Михаил, то писался бы он впоследствии Михаил Иосифов (или Осипов).
Другая группа авторов родословную
А. Ф. Керенского начинает со священника (крайне редко его называют дьяконом) Троицкой церкви с. Керенки Городищенского уезда Пензенской губернии Михаила Иванова. Они более близки к истине, правда, священником Михаил Иванов никогда не был.
В клировой ведомости Троицкой церкви с. Керенки Городищенского уезда за 1842 г. о Михаиле Иванове имеются следующие сведения: «дьяконский сын, в семинарии не учился, 1822 года генваря 29 дня был определён Преосвященным Амвросием в с. Пестровку дьячком…. В 1830 году рукоположен….к сей церкви во диакона. Читает по нотам, поет очень порядочно, катехизис на память знает изрядно. Судим и штрафован не был» .
Документы государственного архива Пензенской области позволяют узнать более подробные сведения о Михаиле Иванове и его происхождении.
В клировой ведомости церкви с. Пестровки Городищенского уезда, где он служил до назначение в Керенку, за 1825 г. среди причта церкви значится: «Второй дьячок Михаил Иванов, 21 года, из великороссиян, онаго ж села диакона Ивана сын, определён к сей церкви во дьячка в 1822 году вместо умершего дьячка Петра Иванова; жена его Елена Михайлова, оной же округи села Шкафту священника Михаилы дочь».
Есть в этих документах и сведения о родителях Михаила Иванова: «Дьякон Иван Петров, 39 лет, из великороссиян, онаго ж села умершаго дьячка Петра сын, жена его Марфа Гаврилова, оной же округи с. Никольскаго Лапуховки умершаго диакона Гаврилы дочь».
Кроме Михаила у них были дети Захар, 18 лет, Василий, 14 лет, Стефанида, 12 лет, Ольга, 6 лет, Марья, 1 года.
Если копнуть глубже, то в документах архива можно найти сведения и о родителях Ивана Петрова.
В ревизской сказке Пензенского наместничества Городищенской округи села Пёстровки, Вырган тож, церкви Николая Чудотворца за 1795 год значится:
«Дьячок Пётр Иванов, 31 , у него жена Настасья Максимова дочь, 29 лет, у них дети рождённые после ревизии: Василий, 11 лет, Иван, 7 лет, Марья 5 лет, Акилина, 3 лет».
Жена Михаила Иванова Елена Михайлова умерла в феврале 1842 г. в возрасте 35 лет. Михаил Иванов остался вдовцом с 7 детьми: сыновьями Григорием, Александром и Фёдором и дочерьми Евдокией, Марьей, Татьяной и Екатериной. Старшему, Григорию, было около 16 лет, младшей, Екатерине, чуть больше двух лет.
В 1861 г. Михаил Иванов был уволен в заштат и до самой своей смерти жил в семье своего зятя, дьячка этой же церкви Григория Архангельского, мужа младшей дочери Екатерины.
В метрической книге Троицкой церкви с. Керенки имеется запись о смерти 17 ноября 1882 г. «от горячки» заштатного дьякона Михаила Иванова. Похоронен он был в ограде приходской церкви, где прослужил почти всю жизнь.
Старший сын Михаила Иванова, Григорий, родился около 1826 г., средний, Александр, в 1835 г. В имеющейся литературе нет единства в указании даты рождения третьего сына, Фёдора, отца А. Ф. Керенского. Указывают и 1837 г., и 1842 г. и 1841 г.
В клировой ведомости Троицкой церкви с. Керенки за 1842 г. у дьякона Михаила Иванова указан сын Фёдор 4 лет . Значит, наиболее вероятный год рождения Фёдора – 1838. Подтверждение этому мы находим в метрической книге этой церкви за 1838 г.: «В феврале. У кого кто родился: второго числа села Керенки диакона Михаила Иванова сын Феодор».
Фамилия Керенские впервые появляется у детей Михаила Иванова, когда они начинают свою учёбу в духовном училище. Своё образование все трое продолжили в Пензенской духовной семинарии. Старший, Григорий, окончил её в 1850 г., средний Александр в 1856 г., и младший Фёдор в 1858 г.
Фёдор и Александр учились на собственные средства, Григорий содержался на «окладе хора его Преосвященства».
До эпохи Петра I духовенство, как и большая часть простых русских людей, фамилий не имело. В марте 1852 г. Пензенской духовной консисторией был получен из Синода указ «…дабы лица духовного звания… во всех подаваемых прошениях и других бумагах непременно означали свои фамилии, а одними именами и отчествами себя не именовали, причём изъяснить, что по общему порядку жёны и вдовы должны употреблять фамилии мужей своих, а дети, согласно указу Святейшего Синода 18 ноября 1846 г., сохранять фамилии своих отцов…» .
Хотелось бы отметить, что среди выпускников Пензенской духовной семинарии за первые 100 лет встречается около десятка семинаристов, носивших фамилию Керенский, и далеко не все они являются родственниками.
Очевидно, духовному начальству мысль дать фамилию по месту службы родителей пришла в голову не только в отношении сыновей Михаила Ивановича.
Фёдор Керенский был самым способным из братьев. Среди семинаристов своего отделения он считался одним из лучших учеников. .
Наиболее часто встречающиеся отзывы о нём наставников: «… хорошего прилежания и успехов очень хороших», «…мысли изложены связно, выражены ясно», «…очень внимателен,… отмечен трудолюбием».
Единственные неудовлетворительные отметки, встречающиеся у Фёдора, – по еврейскому языку.
Успехи Григория в семинарии были значительно скромнее. Педагоги оценивали его как «…способностей порядочных», а прилежание и успехи Александра оценивались как посредственные.
После окончания семинарии пути братьев расходятся. Александр в 1857 г. выбывает в Симбирскую губернию. Григорий в 1852 г. направляется дьяконом в Петропавловскую церковь г. Пензы.
Фёдор же, прослужив учителем в духовных училищах Пензенской губернии, в
1865 г. поступает в Казанский университет.
Поступив в Казанский университет, Фёдор не прекращает связи с Пензенским краем. Свидетельства о посещении Ф. М. Керенским родных мест мы находим в письмах известного историка В. О. Ключевского, покинувшего Пензенскую духовную семинарию в 1861 г.
Василий Осипович неоднократно упоминал о Ф. М. Керенском в своих письмах к
П. П. Гвоздеву, своему однокласснику по Пензенской духовной семинарии. В письме от 15 сентября 1869 г. он пишет: «В письме своём ты сообщаешь мне пречувствительное известие: это поездка Ф. М. Керенского в нашу губернию и свидание его с моей сестрой…». Речь идёт о Елизавете Осиповне Ключевской.
Связь Ключевского с сестрой Елизаветой прервалась за 2 года до этого письма, от
П. П. Гвоздева он, видимо, узнаёт, что его сестра проживает в Пестровке Городищенского уезда Пензенской губернии.
Далее Ключевский пишет: «Впервые узнаю, что мы с Ф. М. некоторым образом свойственники» . Действительно, Ф. М. Керенский и В. О. Ключевский оказались родственниками: родная сестра Ключевского Елизавета вышла замуж за Ивана Васильевича Вирганского (иногда в документах – Вырганского), двоюродного брата А. Ф. Керенского.
К сожалению, в некоторых изданиях его фамилия несколько искажена, он назван Виргинским. Отцом Ивана Васильевича Вирганского был дьякон Воскресенской церкви
с. Пестровки Василий Иванов, родной брат отца Фёдора – Михаила Иванова.
В клировой ведомости за 1855 г. названной церкви среди заштатных числятся «диакон Иоанн Петров, вдов, 69 лет, дьяческий сын, в семинарии не обучался. 1805 года определён был к сей церкви пономарём с посвящением в стихарь. 1811 года указом Консистории перемещён к сей церкви во дьячка, 1821 г. …во дьякона. 1843 г. по собственному своему желанию и слабости здоровья уволен в заштатные. Живет и пропитывается у сына своего диакона Василия Вырганского…».
У дьякона Василий Ивановича Вырганского, 43 лет, среди детей указан сын «Иоанн Вырганский, обучается в Пензенском духовном училище, 12 лет».
Как видим, у детей двух родных братьев были разные фамилии: Керенские и Вырганские. Вторая фамилия так же, как и первая, была образована от названия реки, на которой стояла церковь – Вырган, да иногда и в ранних документах встречается название Пестровка, Вырган тож.
Не вдаваясь в подробности образования фамилий священно- и церковнослужителей, отметим следующее: процесс «фамильного творчества» в Пензенских учебных заведениях духовного ведомства продолжался довольно длительное время.
И только в ноябре 1846 г. был издан уже упоминаемый выше указ Синода, запретивший изменять фамилии семинаристам: «В некоторых семинариях существует обычай переменять воспитанникам духовных заведений фамилии их отцов… Таковой обычай, которому нигде нет примера, противен разуму постановлений о союзе семейственном, устраняет должное уважение к поколениям…».
Посему предписывалось «по всему духовному Ведомству, чтобы впредь в сем ведомстве не усвоялись фамилии произвольные».
Фёдор Михайлович Керенский женился на своей бывшей ученице, дочери подполковника А. А. Адлера Надежде, потсдамского немца по происхождению. Будучи по отцу потомственной дворянкой, с материнской стороны она была внучкой богатого купца, бывшего крепостного, сумевшего выбиться в люди.
В 1879 г. Фёдор Михайлович был назначен директором Симбирской мужской гимназии, где преподавал историю и словесность. В Симбирске в 1881 г. у супругов появляется сын Александр, будущий правитель России.
В различных изданиях неоднократно поднимался вопрос о происхождении А. Ф. Керенского. Так бывший дворцовый комендант императора Николая II, генерал В. Н. Воейков в своих воспоминаниях писал: «…Фёдор Керенский в молодости женился на особе, у которой был сын Аарон Кирбиц. Фёдор Керенский, происходивший из русской православной семьи, усыновил Аарона Кирбица, который и превратился в Александра Фёдоровича Керенского».
Версия не выдерживает критики, так как в Симбирск Керенский приехал уже женатым на Надежде Александровне и с тремя дочерьми, старшей исполнилось четыре года, младшей было четыре месяца.
Бытует также мнение, что будущий глава Временного правительства родился у женщины, которая в это время отбывала каторжный срок. И что женщина эта была еврейкой. Если это и так, то Александр был усыновлен в младенческом возрасте.
Британский посол в России сэр Дж. Бьюкенен писал о том, что у Керенского была еврейская мать. О «полуеврее» Керенском писал и английский военный атташе А. Нокс.
Последних понять можно. Вряд ли они были осведомлены о происхождении А. Ф. Керенского и называли его так скорее всего из-за его репутации борца с антисемитизмом.
Хотя, конечно, содержание записи о рождении А. Ф. Керенского в метрической книге Тихвинской церкви г. Симбирска за 1881 г. вызывает некоторое недоумение: родившись 22 апреля (ст. стиля), Александр был крещён только через полтора месяца – 6 июня.
Это, конечно, не противоречит церковным канонам, но несколько выбивается из общепринятого: как следует из метрических записей, сохранившихся в архивах, в дореволюционной России крещение проходило, как правило, через 1-5 дней после рождения ребёнка и включало в себя имянаречение.
Итак, как следует из архивных документов, предки А. Ф. Керенского никакого отношение к г. Керенску (сейчас Вадинску) не имеют. Село Керенка, где родился Ф. М. Керенский, также, как и город Керенск, своё первоначальное имя получили от речки Керенки. Правда, речки хоть и назывались одинаково, были разные.
Одна протекает на северо-западе области и является притоком р. Вад, другая – на северо-востоке области и является притоком р. Веж-Айвы.
А более глубокие корни последнего правителя России находятся в нынешнем г. Никольске Пензенской области, в состав которого территориально вошла бывшая Пёстровка Городищенского уезда, принадлежавшая семейству Бахметьевых-Оболенских, владевших знаменитым Николо-Пестровским хрустальным заводом.
Хотелось бы отметить, что описываемый род Керенских известен не только благодаря А. Ф. Керенскому. В определённых кругах не меньшую известность имеют и двоюродные братья Александра Фёдоровича – Владимир и Сергей Александровичи Керенские. Правда, их жизненный путь уже не был тесно связан с Пензенской губернией.
Как уже упоминалось, их отец, Александр Михайлович Керенский, был назначен священником в Симбирскую губернию, где в 1868 г. у него родился сын Владимир.
Владимир в 1883 г. окончил Симбирское духовное училище, в июне 1889 г. – Симбирскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию. Приказом товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода 28 сентября 1894 г. он был определён преподавателем по кафедре обличительного раскола в Пензенскую духовную семинарию, где одновременно являлся заведующим фундаментальной библиотекой, позднее был главным библиотекарем Иннокентьевского Просветительного братства. В 1904 г. он утверждается в степени доктора богословия, а в
1908 г. становится штатным ординарным профессором Казанской духовной академии.
В июле 1917 г. Владимир Александрович был избран представителем на Поместный собор Православной Всероссийской Церкви.
После октября 1917 г. он являлся преподавателем по кафедре истории Церкви историко-филологического факультета Казанского университета.
Однако в начале 20-х годов эти факультеты в университетах были ликвидированы, и в начале 1922 года В. А. Керенский из университета был исключён. Дальнейшая его судьба автору статьи неизвестна.
Докторская диссертация В. А. Керенского была посвящена сравнительному анализу православной и старокатолической традициям. Старокатолицизм являлся предметом исследования и ряда других работ богослова.
О брате Владимира Александровича, Сергее, известно меньше. По окончании Казанской духовной академии в 1902 г. он был удостоен степени кандидата богословия, преподавал в Симбирском епархиальном училище, затем в Алатыре, являлся автором трудов по педагогике.
К пензенскому роду церковно- и священнослужителей Керенских принадлежит скульптор и художник, член Союза художников Василий Николаевич Керенский. Хотя предки Василия Николаевича, также как и
А. Ф. Керенского, служили в Городищенском уезде, общие корни у них не обнаружены.
Отец В. Н. Керенского, Николай Павлович, сын дьячка Павла Тимофеевича, служил псаломщиком в с. Шуты Наровчатского уезда, а затем в сёлах Карамалы и Юлово Городищенского уезда. Василий Николаевич добровольцем ушёл на фронт, его карикатуры в годы Великой Отечественной войны тиражировались и забрасывались на вражеские позиции.
В 1954 г. он окончил Московский художественный институт им. Сурикова, является автором скульптурных памятников, бюстов адмиралу Нахимову, основателю картинной галереи П. М. Третьякову, многим героям Советского Союза, передовикам производства и др.
Изучение истории любого рода, на наш взгляд, имеет большое воспитательное значение, ведь формирование человека начинается в семье. Из-за незнания истории своего рода идёт ослабление внутриродовых связей, что ведёт к равнодушию и духовно-нравственному кризису как семьи, так и общества в целом.
Татьяна Евневич, директор ГБУ «Государственный архив Пензенской области»
http://penza.bezformata.ru/lis...o/4203846/