vam Москва Сообщений: 28024 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 3650 | Наверх ##
3 августа 2012 22:28 По той же ссылке
Старообрядчество после установления советской власти
Старообрядчество оставалось крайне реакционным явлением и после установления советской власти. Отдельные старообрядческие наставники выступали против коллективизации. Сохранилось в перле годы враждебное отношение к школе и медицине. Так, еще в )27-28 гг. жители деревень Демино, Пашня, Евтожнево, Омелино и некоторых других отказывались отправлять своих детей в Савиноборскую школу I ступени.6 В Щугорской школе обычно к концу учебного года был большой отсев, кроме того, болыпинство учащихся не посещали занятия в дни религиозных праздников. Еще в 20-е и даже 30-е годы многие жители печорских селений строго придерживались консервативных старообрядческих обычаев традиций. Инспектор РОНО, побывавший в 1933 году в Даниловке, сообщал: "Население в большинстве своем староверы, многие из них неграмотны, посторонних считают нечистыми, не кормят из своей посуды. Из-за боязни греха никто в свидетели не пойдет, даже если и было совершено убийство. Очень распространена вера в знахарство, молодежь из зажиточной среды крепко держится староверства, у бедняков вера постепенно ослабевает".
Сохранялось оскорбительное отношение к роженице, которая обычно рожала в бане или хлеву и в течение недели считалась "нечистой", из боязни "оскверниться" к ней никто из чужих не смел заходить в течение 40 дней.
А. К. Бурмантова (д. Волосница) вспоминала: "Я рожала на улице, в дом не пускали, говорили: "Ты поганая", 8 дней лежала с ребенком в бане".
Самым реакционным и распространенным на верхней и средней Печоре толком в старообрядчестве был бегунский (истинно эавославные христиане - скрытники). Скрытничество на Печору проникло из Пермской губернии, где оно перед мировой войной оформилось в самостоятельный придел, руководителем которого являлся богатый купец из с. Ильинского В. И. Рукавицин, использовавший свое положение в эксплуататорских целях.
Перед началом первой мировой войны отдельные проповедники скрытничества несколько раз заезжали в селения по Унье и Печоре. Информаторы в числе их называли нам Корнилу Александровича и Евстафия Васильевича. В годы войны несколько скрытников-староверов, в том числе и упоминавшиеся проповедники, поселились в деревнях нынешних Усть-Уньинского и Курьинского сельских советов и вели там активную пропаганду.
Проповедь скрытничества усиливается с появлением там активного наставника - сына уральского торговца А. Е. Пинаева (Евареста), который впоследствии становится руководителем братства ИПХС. После войны Еварест, его сподвижники Филарет (Сонников), Никон Степанович и другие ведут пропаганду среди старообрядческого коми населения. Распространенной формой пропаганды являлись диспуты (по-местному "беседы"), на которые съезжались наставники старообрядцев, скрытников из ближайших селений. На верхней Печоре в спорах участвовали гавриловцы, изамовцы, дырники и скрытники. Каждый наставник приезжал с книгами, споры принимали порой чисто схоластический характер вокруг какого-то уставного или догматического положения или сводились к вопросу об употреблении картофеля, сахара, конфет, вина.
Иногда диспуты кончались ссорами, некоторые из наставников уезжали обиженными еще до конца "беседы". Там, где имелись сильные старообрядческие наставники (например, в Курье) или сильные атеистические настроения в бедняцкой среде (в Пачгино молодежь на беседу пришла с гармошкой), Еваресту не удавалось добиться успеха. Главной причиной того, что скрытничество все же получило широкое распространение, было то обстоятельство, что оно нашло социальную опору в виде кулацких элементов, стремящихся посредством ухода в леса со своим имуществом избежать раскулачивания, государственных повинностей и налогов, а также помешать социалистическим преобразованиям. К тому времени у пермских скрытников произошел раскол, являющийся реакцией на борьбу статейников и противостатейников.
Еще в 60-х годах XIX в. один из руководителей центрального братства ИПХС Никита Семенович выступил с требованием учреждения церковной иерархии, выдвинув в ее доказательство 84 статьи. Против него возникла оппозиция из числа недовольных его личным возвеличиванием и строгим централизмом. Образовалась группа противостатейников, которая утверждала, что во главе церкви стоял лишь апостол Петр, а после его смерти должно существовать "братство".
По сообщению А. А. Сусловой (Светлый Родник), И. С. Бурмантова (Бердыш), некий Савва (игумен осинских скитов) выступил против власти Евареста и примкнул к противостатейникам. Его сторонник проповедник Изосим жил одно время в Гаревке и пытался привлечь к себе скрытников верхней Печоры.
В Курье он устраивал диспут с Еварестом, но успеха не добился и уехал обратно в Пермскую область. Нами приобретена в д. Светлый Родник машинописная книга "Святитель", составленная Еварестом на основе библейских изречений, выдержек из уставов, житий святых, в которой он обличает противостатейников, позволяющая разобраться в существе споров разных толков в скрытничестве.
В 20-е годы скрытничество распространяется на селения по Ылычу, Покчу, Скаляп, Возино, Кодач, Петрушино, Подчерье и ряд мелких деревень. Скрытничество отмечалось непримиримостью к православию и ко всякой власти, считавшейся представителем антихриста. Скрытники возвели в степень догмата уход из мира, отказ от документов и всякого общения с государством, отказ от брака. Единственным спасением было бегство в "пустыню", в леса. Но поскольку не все могли порвать с миром, а также скрытникам необходимы были средства к существованию, то среди верующих образовались две группы - странников (истинных христиан), действительно скрывавшихся по лесам и подвалам, и странноприимцев (мирских христиан), которые, оставаясь в миру, укрывали, содержали бегунов и переходили в разряд последних, приняв обряд водного крещения перед смертью.
В селах, деревнях, обычно где-нибудь на окраине, появляются кельи, строятся подвалы в домах "мирских христиан", где укрываются "истинные". Некоторые из них поселяются в лесных избушках по притокам Печоры.
С коллективизацией и раскулачиванием бегство в леса усилилось, причем в скрытники бежали преимущественно кулаки. На агитацию однако нередко поддавались и некоторые фанатичные верующие из бедняцкой и середняцкой среды.
В селах и деревнях Усть-Уньинского и Курьинского сельсоветов Еваресту удалось привлечь на свою сторону население только Светлого Родника, Бердыша, Гаревки, частично Усть-Уньи.
В деревне Светлый Родник была устроена келья, где жили женщины; в нескольких километрах от Бердыша, в Комарове, находилось мужское общежитие, помещавшееся в двухэтажном доме; в верховьях Уньи и на ее притоках было еще несколько отдельных келий для пожилых скрытников. По некоторым сведениям, полученным от информаторов, наставником ИПХС в Светлом Роднике был Антон Григорьевич Плотников, а его брат Дмитрий возглавлял сектантов в Бердыше. Хотя скрытники жили по монастырским уставам, по рассказам местных жителей допускались их нарушения. Скрытники из Комарова наведывались в женскую келью в Светлый Родник, вследствие чего некоторые скрытницы имели детей.
О своей жизни в скиту нам рассказала вышедшая оттуда после гражданской войны А. Е. Собянина (Светлый Родник, 70 лет): "Меня увезли в скит в село Ильинское еще молодой, содержали хозяева, зато работать приходилось много. Там были две старухи, они молились все утро, а мы вставали в 3-4 часа утра, "Начало" ложили и на работу: жали, за скотом ходили. Вначале я три года была приближенной, потом перекрестилась. Две старушки "истые" жили отдельно от нас, питались из особой посуды. После крещения я с ними стала питаться вместе. Посты соблюдали регулярно. После крещения работала поменьше, нужно молиться (до 15 лестовок в день ложили), но все же заставляли собирать грибы, ягоды. Съестное нам никто не приносил, все заготовляли сами, разве что хозяева кое-что давали. После революции все стали разбегаться из скитов, и я убежала". Более 15 лет провела в кельях в Светлом Роднике, Черепанове, Скаляпе и Талом А. А. Суслова из деревни Светлый Родник. Приводим краткую запись ее воспоминаний: "Нас, скрытников, старшая из одной кельи в другую переводила, но порядок был один и тот же везде. В 4 часа скитниц будила игуменья. Вначале помолишься, умоешься, а потом идешь на заутреню. Она продолжалась в будние дни 1,5-2 часа, а по праздникам - часа три. Грамотные молились по книгам, остальные - по лестовке. После этого устраивалось чтение "читьи-минеи". Одна из нас читает, остальные слушают. Часть скитниц по очереди в это время помогала стряпухе или ухаживала за убогими стариками (их иногда в кельях набиралось много), мыла их, чесала им голову, штопала одежду. Затем после чтения все становятся "на часы", а потом - молебен или заупокойная обедня. Так продолжалось до 10-11 часов, после чего - обед (он же и завтрак). После обеда летом скитницы, что помоложе, работали на огороде, а зимой все занимались рукоделием, причем в это время кто-нибудь из скитниц читала религиозные книги. Некоторых, опять же по очереди, направляли мыть пол, протирать иконы, книги. Библиотеки большие были, их уже потом разорили: когда скиты стали ликвидировать, книги прямо в воду бросали или сжигали. Работа продолжалась до 3-4 часов дня, потом мы отдыхали немного, а с 5 часов до 7 стояли на вечерне.
Ужинали в 7-8 часов вечера и ложились спать. И так продолжалось все годы моего пребывания в скитах. В 1930 г. ликвидировали скит в деревне Талая, и я ушла после этого в мир".
Так, в постах и молитвах, в отрыве от окружающей жизни проводили в кельях свое время и другие "мироотречники". Здесь же в кельях было налажено изготовление медных икон, переписывались или перепечатывались книги. С самого начала скрытничество на Печоре приняло антисоветский характер.
Скрытнические вожаки вели агитацию против колхозов, школьного образования, посещения клубов. Ф. А. Суслов из Пачгино, работавший со дня основания председателем колхоза в Бердыше, рассказывал, что наставники скрытников угрожали разными карами колхозникам, утверждая, что они "продались в руки дьяволу".11
Население деревни Пырдинской на средней Печоре, попавшее под влияние скрытничества, поголовно отказалось в 1926 г. учить детей в школе, если там не будет введен закон божий. В результате проведенной политико-воспитательной и культурно-просветительной работы, а также привлечения вожаков Чердынского братства к ответственности деятельность скрытничества на Печоре к середине 30-х годов заметно сократилась. Были ликвидированы кельи в лесу, закрыты молельни в деревнях. На верхней Печоре в 1939 г. были обнаружены в келье две последние скрытницы, жившие в глухом лесу по р. Унье. Однако по дороге они бросились в воду и утопились, не желая выходить в мир. Иные скрытницы на средней Печоре оставались жить в лесных избушках и в более позднее время. Предчувствуя ликвидацию келий, скрытники спрятали свое имущество, книги в укромных местах. В 1939 г. на р. Потеряха (недалеко от Комарова) на дереве был обнаружен тайник, в котором находились две пишущие машинки. В 1966 г. жители Светлого Родника нашли в лесу бочку с книгами, часть из них пришла уже в негодность от сырости. Оставшиеся книги были разобраны верующими, часть из них удалось приобрести сотрудникам экспедиции.
Влияние скрытничества в годы войны и послевоенный период усилилось. Появляются новые кельи "мироотречников"; часть населения в годы войны бежала в леса, скрываясь от призыва в армию. Хотя и в ослабленном виде, растеряв массу своих приверженцев, скрытничество сохранилось до наших дней. (Ю. В. Гагарин). |