Мария Николаевна Ермолова родилась 3 (15) июля 1853 года в Москве.Дед Марии Ермоловой, крепостной музыкант, играл на скрипке в помещичьем оркестре. Всех своих детей – четырех сыновей и двух дочерей – он отдал сцене. Эта актерская семья ютилась в тесном подвале на окраине Москвы. Последние годы служил в Малом театре гардеробщиком.
Ее отец,
Николай Алексеевич, служил суфлером в Малом театре Это был талантливый человек,
он хорошо рисовал, писал прозу и стихи. Скончался Николай Алексеевич в 1886 году от чахотки.
Мать, Александра Ильинична, посвятившая жизнь мужу и детям, читала Маше пьесы, начиная с Полевого и Коцебу и кончая
Шекспиром.
Семья жила бедно. Н.А. Ермолов по-своему горячо любил детей (у него было четыре
дочери), но отличался крутым нравом. Он обожал театр, и когда возвращался домой,
то весь был полон впечатлениями от игры «великого Щепкина», «великого
Садовского». Стоит ли удивляться, что его дочь с четырех лет уже мечтала о
театре и жила уверенностью, что она будет великой артисткой, еще не понимая
значения этих слов.
Ермолова рано вышла замуж и вышла по любви, однако молодые очень рано поняли, насколько они далекие люди. Однако консервативное воспитание и глубокая порядочность не позволили Ермоловой лишить дочку отца. Ее девические слова в дневнике о том, что даже ребенок не заставил бы ее сохранить формы жизни, потерявшие внутренний смысл, на деле оказались всего лишь бравадой. Глубокое и постоянное чувство, упрятанное в самый сокровенный уголок души, связывало Марию Николаевну до конца дней с одним большим, известным в Европе ученым. Но их отношения Ермолова скрывала от всех, и никто, кроме самых близких людей, не знал, каких душевных сил стоила актрисе эта любовь.
Когда дочь выросла, любимый вновь поставил вопрос о перемене ее жизни, но так как эту перемену он категорически связывал с уходом из театра, то великая актриса безоговорочно выбрала "свою музу", и, конечно, это не могло не сказаться на ее душевном равновесии. Даже гениальная женщина не может безболезненно пожертвовать любимым ради карьеры. Депрессия сказалась, прежде всего, на общении с людьми. И так не богемная, ее жизнь стала совсем монашеской — Ермолова предельно ограничила круг знакомых, она уже не в силах была растрачиваться на милое вечернее общение. Она чувствовала страшную усталость, сцена выпила ее энергию до дна.
В декабре 1921 года великая Ермолова сыграла свой последний спектакль "Холопы".
Родословная роспись Марии Николаевны Ермоловой
I
1. Алексей Семенович ЕРМОЛОВ
,бывший крепостной скрипач князей Волконских, получив вольную, поступил в
театр гардеробмейстером., Дед Марии Ермоловой, крепостной музыкант, играл
на скрипке в помещичьем оркестре. Всех своих детей – четырех сыновей и двух
дочерей – он отдал сцене. Эта актерская семья ютилась в тесном подвале на
окраине Москвы., В 1820-х годах помощник гардеробмейстера.
II
2-1. Николай Алексеевич ЕРМОЛОВ +1886
,Один из сыновей – Николай – написал даже несколько пьес, поставленных
в 50-е годы. Однако, не снискав лавров ни как актер, ни как
драматург, он спустился в суфлерскую будку, чтобы
подняться до должности главного суфлер. Разумеется, это не очень
радовало честолюбивого Николая Алексеевича. «Жизнь – испытание», – учил он
детей.
Ж - Александра Ильинична ?
III
3-2. Мария Николаевна ЕРМОЛОВА *03 JUL 1853, Москва +12 MAR 1928, Москва
,русская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924).
Дочь суфлёра Малого театра; воспитанница Московского театрального училища.
С 1871 в труппе Малого театра, одна из наиболее крупных и ярких
представительниц его искусства. Героико-трагедийный талант Е.
формировался в обстановке революционно-демократического подъёма 60-70-х
гг. 19 в., под влиянием идей народнического движения. Высокая
романтическая устремлённость, протест против деспотизма, защита прав и
достоинства ли, чности, призыв к жизненному подвигу пронизывали творчество
великой актрисы. В Малом театре Е. дебютировала в 1870, ещё ученицей, в
роли Эмилии Галотти ("Эмилия Галотти" Лессинга), сыгранной ею волнующе,
эмоционально и правдиво. В 1873 в роли Катер, ины ("Гроза" Островского) Е.
раскрыла идеалистические стремления свободолюбивой личности, её
преданность своей мечте. Протест против насилия, социального и духовного
рабства достиг вершины в роли Лауренсии ("Овечий источник" Лопе де Вега,
1876), . Остро современное звучание спектакля вызывало энтузиазм
прогрессивно настроенных зрителей, особенно молодёжи (после нескольких
представлений спектакль был запрещен полицией)., , В пьесах современных
авторов (А. А. Потехин, И. В. Шпажинский, Н. Я. Соловьев, С. А. Пальм, Н.
Е. Вильде и др.), не поднимавшихся до постановки значительных проблем. Е.
сумела создать образ современницы, наделённой нерастраченными богатствами
ум, а и сердца, способной на сильные самоотверженные чувства (учительница
Лонина - "На пороге к делу" Соловьева, и др.)., , После Катерины Е.
исполнила много ролей в пьесах Островского (Юлия Тугина - "Последняя
жертва", Евлалия - "Невольницы", Кручинина - "Без вины виноватые"). Образ
актрисы-демократки, жертвующей личным счастьем ради артистического
призвания, создал, а Е. в роли Негиной ("Таланты и поклонники"
Островского, 1881). Тяготение к конфликтам большого общественного и
нравственного масштаба, возвышенный взгляд на человека обращали Е. к
классике (леди Анна, леди Макбет - "Ричард III" и "Макбет" Шекспир, а). В
образе Иоанны Д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера, 1884), раскрывая
нравственный максимализм героини, её жертвенную готовность страдать за
народ, Е. отражала настроения передовой русской интеллигенции 80-х гг. 19
в. Черты хрупкости, обречённост, и и одновременно духовной силы,
героического бесстрашия, характерные для Иоанны-Е., присутствовали также и
в образе Марии Стюарт ("Мария Стюарт" Шиллера, 1886). Е. выступала на
сцене до 1921. Последняя роль - Мамелфа Дмитриевна ("Посадник, " А. К.
Толстого). Е. первой в Советском Союзе получила звание народной артистки
Республики. В 1970 в Москве открыт Музей-квартира М. Н. Ермоловой (филиал
Центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина)., , Лит.: Мария
Николаевна Ермолова. Письма. Из литературного наследия. Воспоминания
современников, М., 1955; Марков П. А., Театральные портреты. Сб. статей.
М. - Л., 1939; Дурылин С. Н., М. Н. Ермолова, М., 1953; М. Н. Ермолова,
1853-1928. [Альбом], М., 1954..
М (1876, Москва) - Николай Петрович ШУБИНСКИЙ *30 OCT 1853, Москва
+1921
,Землевладелец (на 1912 владел 1500 дес. в Тверской и Рязанской губ.),
коннозаводчик. Окончил юридический факультет Московского университета.
Присяжный поверенный. С 1877 — муж актрисы М.Н. Ермоловой. Член III и IV
Дум от Тверской губ. (октябрист, затем беспартийный). С 1911 уездный
предводитель дворянства Калязинского уезда Тверской губ. После Октябрьской
революции уехал на юг, некоторое время проживал в Ростове, затем покинул
Россию..
,известный московский присяжный поверенный. Родился в 1853 году; окончил
курс на юридическом факультете Московского университета. Начало
популярности Ш. положили речи его по делам о рабочих беспорядках на
фабриках (1886 и 1887 годы). Речь Ш. в защиту сортировщика московского
почтамта Кетхудова, обвинявшегося в похищении ценностей купца Кнопа и в
сокрытии этого похищения путем подлога, вызвала против него упреки в
злоупотреблении словом. Последующие речи Ш. отличаются сдержанностью. Л.
Л.
4-2. Анна Николаевна ЕРМОЛОВА
,1906 - учитель естествоведения, "...В 4 классе мы сдавали экзамены по
естествоведению, причем отметка, полученная на этом экзамене, входила в
окончательный аттестат. Так как я уже метила на золотую медаль, четверка
по естественной истории могла мне испортить все дело, и я, снедаемая
честолюбием, твердила наизусть «лютиковые» и «крестоцветные», которые
могли меня подвести., , Учительницей по этому предмету у нас была Анна
Николаевна Шереметевская, родная сестра знаменитой актрисы Марии
Николаевны Ермоловой, женщина очень нервная, от которой можно было ждать
всяких сюрпризов. Однако все обошлось благополучно, и полученная отметка
не закрыла мне путей «к славе».".
,1901 - проживала г.Москва, Ср.Кисловский, дом. Якунчикова,, Женская
гимназия Арсеньевой, 4-я женская гимназия, Общество воспитателей и
учительниц
М - ? ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ
IV
5-3. Маргарита Николаевна ШУБИНСКАЯ *ОК. 1877, Москва +П.1950
М - Василий Яковлевич ЗЕЛЕНИН
,Врач Бутырской тюрьмы. В начале 1920-х гг.эмигрировал из России.
V
6-5. Николай Васильевич ЗЕЛЕНИН *1900 +25 FEB 1942, Ленинград
,психиатр, ученик В. П., Бехтерева. Работал в психиатрической колонии
под Псковом. В 1930-е гг. -- в, Психоневрологическом институте в
Ленинграде., Умер от голода в блокадном Ленинграде.
Ж - Татьяна Евгеньевна ?
VI
7-6. Мария Николаевна ЗЕЛЕНИНА * 1934, Ленинград
М - ? ВАРЛАМОВ
8-6. ? Николаевич ЗЕЛЕНИН *1930-Е